Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие и закономерные свойства правового регулирования. Правовое регулирование и правовое воздействие



Проблемы теории правового регулирования

Понятие и закономерные свойства правового регулирования. Правовое регулирование и правовое воздействие

Юридические средства: понятие, свойства, классификации.

Правовые механизмы и правовые режимы как комплексные юридические средства.

Методы и типы правового регулирования.

Механизм правового регулирования: понятие и структура.

Проблема пределов правового регулирования

Эффективность правового регулирования: понятие, критерии оценки и факторы детерминации.

 

Понятие и закономерные свойства правового регулирования. Правовое регулирование и правовое воздействие

 

Одной из характерных тенденций развития человеческого общества является стремление к разумной организации сложившихся между людьми отношений, к установлению в них определенного порядка, который бы наиболее оптимально содействовал достижению стоящих перед обществом задач.

Для решения этой непростой проблемы общество выработало множество средств и способов, позволяющих ему упорядочить, систематизировать свою жизнь. Таковыми являются нормы обычаев и традиций, мораль, религия, политическая система, идеологии, законы и пр. Все эти формы в единстве и в своем комплексном воздействии на общественную жизнь образуют сложный процесс социального регулирования.

Социальное регулированиепредставляет собой осуществляемое самим обществом комплексное воздействие на общественные отношения в целях их разумной организации. Социальное регулирование протекает в самых разных формах, осуществляется при помощи различных средств и методов. Наиболее эффективными средствами социального регулирования, выработанными человеческой практикой, являются социальные нормы (правовые, моральные правила поведения, религиозные установления, обычаи, традиции, ритуалы и др.).

В структуре этого единого процесса юриста интересует более всего его правовая или юридическая составляющая, процесс упорядочения общественных отношений с помощью системы правовых норм, выраженных в законах, подзаконных, правоприменительных актах и прочих собственно юридических документах, а также практики их применения. Этот достаточно сложный процесс специальной юридической регламентации социальных отношений обычно обозначается в науке понятием правовое регулирование.

 

Само словосочетание «правовое регулирование» хорошо известно правовой науке, его можно встретить во множестве трудов, как классиков юриспруденции, так и современных ученых-правоведов. Вместе с тем, несмотря на расхожесть данного термина, его смысловое наполнение отнюдь не является у всех авторов тождественным, и зачастую страдает неопределенностью.

Такое положение отчасти связано с тем, что сам по себе этот термин является достаточно абстрактным, неопределенным по содержанию и объему. Под ним можно подразумевать самые различные юридические явления и процессы, более или менее широкий их круг: например, правотворческую деятельность государства или применение законов органами исполнительной и судебной власти, «саморегулирование» гражданами своих взаимоотношений посредством договоров, соглашений, обязательств и пр., а также сам процесс действия отдельной нормы права на сознание, волю и поведение человека, или такой же процесс действия какого-либо правового акта, или системы актов, законодательства в целом или правовой системы общества как единства права, правовой идеологии и практики применения законов.

Подобная неопределенность термина подкрепляется в правоведении недостаточной научной разработкой понятия «правовое регулирование». О более или менее устойчивом интересе отечественных правоведов к разработке данного понятия можно говорить применительно лишь к «советскому» периоду развития науки, а именно периоду 50-х – 80-х гг. Именно в этот период трудами небольшого круга ученых, преимущественно представителей общей теории права, такими как: Л.С. Явич, Б.В. Шейндлин, С.Н. Братусь, Н.Г. Александров, А.М. Витченко, С.Ф. Кечекьян, Ю.К. Толстой,С.С. Алексеев, В.М. Горшенев, А.Ф. Черданцев, были заложены основы той теоретической конструкции, которую можно условно назвать общей теорией правового регулирования.

Вместе с тем, говорить о наличии теории правового регулирования в строгом смысле слова пока представляется преждевременным, поскольку всякая теория предполагает не просто известный объем информации, данных о каком-либо объекте, но и их системную связь, взаимную согласованность, непротиворечивость, сведение к каким-либо общим основаниям. Применительно же к знаниям о феномене правового регулирования в современной правовой науке пока не обнаруживается подобного согласования. Причем различия во взглядах разных авторов прослеживается не только по отдельным частным вопросам, но и по вопросу о понимании самой сути явления, которое мы называем правовое регулирование, трактовки его понятия, его закономерных устойчивых свойств, структуры и т.п.

Во многом это связано с недостаточной степенью разработанности этой научной проблематики, с тем, что она все еще не стала в достаточной степени предметом обстоятельного изучения. Собственно формированием и развитием основ теории правового регулирования в отечественной правовой науке занимался достаточно ограниченный круг авторов. Другие же авторы, либо обращались к их концепции, лишь касаясь ее попутно при исследовании иных вопросов, иногда незначительно ее корректируя, либо предлагали собственные подходы к проблемам правового регулирования, однако же, зачастую без существенных научных оснований. В большинстве современных учебных курсах по теории права вообще отсутствуют специальные разделы или главы о правовом регулировании или его механизме.

Вместе с тем подобное невнимание не может быть признано оправданным, поскольку обращение правоведов к понятию и проблемам правового регулирования имеет существенное теоретическое, научное и непосредственно практическое, прикладное значение.

Первое, то есть научное значение этих проблем связано в первую очередь с особенностями самого понятия «правовое регулирование».

Во-первых, это понятие системное, собирательное, сложное по содержанию и охватывающее своим объемом значительный круг научного знания о разных по своей природе явлениях и процессах и объединяющее его в единый комплекс. Подобные сложные понятия в правоведении называют правовыми категориями. Понятие «правовое регулирование», как одна из правовых категорий, представляет собою по сути «свернутую», «сжатую» научную теорию. Потенциально категория правового регулирования может развиться в целостную теорию правового регулирования.

Более того, правовое регулирование – не простая правовая категория, а одна из наиболее абстрактных, «предельных» по степени обобщения правовых категорий, охватывающих собой практически весь объем явлений, которые мы можем назвать правовыми и которые входят в объект познания юридической науки.

Как и многие подобные интегративные правовые категории, понятие правового регулирования возникло путем накопления и обобщения все усложняющихся юридических знаний.

История возникновения и развития понятия правового регулирования – это история расширения научного кругозора ученых-юристов, попытка перехода от анализа нормы позитивного права, систему правоприменительных органов государства, судебной и административной практики и других обособленных правовых феноменов к целостному видению общей картины развития и функционирования правовой материи.

В этом смысле понятие правовое регулирование сродни таким масштабным категориям теории права, как: правовая система общества, правовая надстройка, юридическая практика, правовая материя, правовая форма, правовая сфера, а также возникшее совсем недавно новая предельных научных абстракций юриспруденции – «правовая жизнь».

Все названные понятия, по сути, стремятся отразить всю систему юридических явлений, правовую сферу жизни общества в единстве существующих в ней явлений, процессов, отношений, отразить их единство и взаимодействие. При этом каждое из них выставляет эту систему под определенным углом зрения, высвечивая в ней те или иные аспекты, грани. Есть такая методологическая специфика и у понятия правового регулирования, о чем будет сказано позднее.

Таким образом, главное научное значение категории «правовое регулирование» как одной из наиболее предельных абстракций правовой науки, заключается в том, что она позволяет выработать обобщенный, системный взгляд на картину правового упорядочения общественных отношений, сформировать ее целостное, комплексное видение. Она позволяет представить процесс упорядочения социальных отношений при помощи права в единстве его самостоятельных элементов, звеньев, этапов, раскрыть его внутреннюю логику, структуру, показать взаимосвязи и взаимодействия его отдельных звеньев.

Таким образом, решается важная познавательная задача – задача интеграции уже имеющегося научного знания. В процессе же такой интеграции, формирования комплексной научной теории, как результат системного взгляда на объект, нередко возникает и новая научная информация, которую нельзя было получить, исследуя лишь отдельные части и элементы этого объекта.

Теория правового регулирования – это достаточно сложная система научной информации. Научные исследования в рамках этой теории могут быть направлены на познание различных частных проблем, многие из которых являются малоизученными.

В частности, среди наиболее крупных самостоятельных направлений развития теории правового регулирования, которые являются пока малоразработанными, можно выделить следующие:

- проблема понятия правового регулирования и его соотношение с другими системными правовыми категориями;

- предмет, сфера и пределы правового регулирования;

- цели и задачи правового регулирования;

- субъекты правового регулирования;

- предмет и объект правового регулирования;

- направления и формы правового регулирования;

- средства и методы правового регулирования;

- эффективность правового регулирования и др.

Теория правового регулирования, очевидно, может иметь не только сугубо познавательное, научное, теоретическое значение, но и непосредственно прикладное, практическое. Раскрывая сущность и закономерности процесса юридической регламентации общественных отношений, наука одновременно служит основой для совершенствования юридической практики, выбора наиболее оптимальных правовых форм, средств и механизмов, повышения эффективности правовой политики государства.

 

************************

 

В юридической литературе не сложилось единого подхода к понятию «правовое регулирование» что во многом объясняется сложностью и исторической динамикой содержания данного правового явления.

Действительно, рассматривая различные понятия, которые предлагает тот или иной автор, можно заметить, что в теории права сложилось фактически несколько понятий и определений правового регулирования. Вместе с тем, нетрудно также заметить и некоторые общие, объединяющие моменты во взглядах различных авторов, которые могут быть взяты за основу при конструировании основных положений теории.

В современной теории права можно выделить два основных подхода к пониманию правового регулирования.

1) Правовое регулирование есть особая форма деятельности государства (государства и общества), которая выражается в специальных собственно юридических или правовых способах и средствахна сознание и поведение людей, какучастников общественных отношений. (Явич Л.С. Шейндлин Б.В. Братусь С.Н., Александров Н.Г. Витченко С.Ф., ,В.М. Сырых, и др.).

Здесь правовое регулирование понимается как особая государственная практика и включает в себя процессы создания государственными органами (иногда и общественными, негосударственными структурами) правовых норм и правовых актов, процессы их изменения, дополнения, совершенствования, а также их толкования и практической реализации, применения вплоть до достижения необходимых изменений в общественных отношениях.

Правовое регулирование по сути есть особая государственная деятельность, существующая параллельно с иными формами государственной деятельности: политикой, экономическим регулированием, идеологическим и информационным воздействием на общество и пр.

 

Например, по мнению В.С. Нерсесянца, правовое регулирование общественных отношений есть «соответствующая требованиям принципа формального равенства форма упорядочения этих отношений путем официально-властного установления различных общеобязательных правил (норм) поведения людей и их взаимоотношений».

 

2) Правовое регулирование рассматривается как особая функция права или особая форма его воздействия на сознание, волю и поведение субъектов. (Алексеев С.С. Горшенев В.М., А.В. Малько, В.А. Сапун и др.).

При таком подходе процесс правового регулирования видится как особый способ воздействия правовых норм на общественную жизнь. Этот процесс начинается с момента, когда правовая норма вступила в силу, начала распространяться на те или иные общественные отношения. С этого момента она начинает их регулировать, менять определенным образом, воздействуя на сознание и волю их участников, предоставляя им определенные правовые средства и механизмы, с помощью которых они могут удовлетворить свои законные интересы (права, обязанности, запреты, льготы, поощрения, санкции и др.).

Процесс правового регулирования, таким образом осуществляется самим правом: отдельной правовой нормой или их группой, каким-либо правовым институтом, отраслью права, правовым актом или их совокупностью.

 

По определению проф. А.Ф. Черданцева, правовое регулирование это регулирование общественных отношений с помощью норм права и других правовых средств (актов применения, договоров и т.п.) К ним можно отнести и судебные, административные акты, правовые обычаи и доктрины. Данное определение выходит за пределы собственно правотворчества и охватывает сферу правореализации.

А.В. Малько определяет правовое регулирование как целенаправленное и результативное воздействие на социальные отношения и поведение людей с помощью правовых (юридических) средств. По своей природе правовое регулирование является одной из форм социального управления.

 

Таким образом одним и тем же понятием «правовое регулирование» в современной юриспруденции обозначают фактически два различных по природе явления: 1) одну из форм государственной деятельности; 2) одну из функций позитивного права (так называемую регулятивную функцию). При этом оба эти подхода являются на сегодняшний день догматами и вошли в учебную литературу.

Вместе с тем, такое положение дел нельзя признать удовлетворительным. Обозначать разные явления одним научным понятием недопустимо, поскольку это приводит к запутыванию понятийного аппарата науки и в конечном счете затрудняет процесс познания изучаемых явлений. Для разных по сути явлений наука должна найти различные понятия, обозначить их разными абстракциями.

Вместе с тем, нетрудно заметить, что рассматриваемые нами явления: правовое регулирование государства и регулятивная функция права тесно связаны друг с другом. Регулятивная функция права есть продолжение или необходимая часть, элемент правового регулирования как государственной деятельности.

Государство, устанавливая правовые нормы в законах, указах, положениях, инструкциях и прочих, безусловно занимается правовым регулированием общественных связей. Но установление норм – это только половина дела. Далее нормы должны начать работать, изучаться толковаться, реализовываться и применяться на практике. Они должны начать воздействовать на поведение субъектов, на общественные отношения: где то стабилизируя и охраняя их, где-то вытесняя или ограничивая, где-то трансформируя, меняя их, «подвигая» к желаемому для законодателя состоянию. Эта вторая часть процесса не менее значима, чем первая, собственно правотворческая. Без эффективного практического действия правовых норм нельзя говорить о качественном правовом регулировании.

При этом действие права не происходит само по себе, автоматически. Оно также опосредовано практической деятельностью субъектов. Норма работает, когда ее своими действиями (иногда бездействием) реализует гражданин, юридическое лицо, применяет государственный орган власти и т.д.

Этот процесс реализации и применения нормы развивается по определенным стадиям пока не достигается результат, желательный для законодателя или субъекта, реализующего норму права. В некоторых случаях применение действующих правовых норм опосредуется вынесением соответствующих правоприменительных актов: приказов, распоряжений, постановлений, приговоров, решений и т.д.

Эти правоприменительные акты, в свою очередь, также требуют надлежащего практического исполнения, которое также осуществляется в ходке практической деятельности определенных субъектов. Здесь мы имеем дело с так называемым поднормативным или индивидуальным правовым регулированием. Но это также правовое регулирование. Без этого этапа общий процесс воздействия с помощью права на общественные отношения не может считаться завершенным.

Таким образом, два вышеупомянутых подхода к понятию правовое регулирование не следует противопоставлять. Для этого нет существенных оснований. Но, при этом, их не следует и смешивать, обозначать одним понятием правовое регулирование как деятельность государства и правовое регулирование как одну из его функций.

Первое понятие является более широким, оно охватывает весь процесс воздействия государства и общества на социальные отношения при помощи права: начиная с создания правовых норм и заканчивая их практической реализацией, достижением желаемых результатов.

Именно в таком наиболее широком смысле, по нашему мнению, лучше всего и использовать понятие «правовое регулирование». Это более правильно методологически и более полезно практически. Такой подход дает возможность…

 

 

Можно выделить основные черты (существенные свойства, признаки) правового регулирования, отличающие его от других форм социального регулирования.

Прежде всего, следует назвать его цель, поскольку всякое социальное, в том числе и правовое, регулирование предполагает определенную цель, вводится и осуществляется именно для ее достижения. Без цели вообще нет регулирования.

Цель правового регулирования — реально направляющее упорядочение общественных отношений в виде установления устойчивого и эффективного правопорядка, которое оценивается в теории права как юридическая цель.

Но наряду с ней называются еще и социальные цели, к которым относят достижение посредством правового регулирования социально полезных результатов, в первую очередь — создание необходимых условий для прогрессивного развития и процветания общества. Действительно, право не может существовать ради самого себя (наподобие уже давно не действующих исторических источников права — Салическая правда, Законы Ману, Русская Правда и т.д.). Право «живет» только в обществе и в интересах общества, составляющих его социальных групп, слоев, классов и индивидов. Если право не отвечает таким интересам, оно «умирает», отвергается, становится фикцией, воспоминанием о прошлом.

Общей социальной целью правового регулирования можно считать обеспечение сохранения и устойчивого оптимального развития общества, составляющих его социальных групп и индивидов. Ради этого и существует современное государственное управление дела ми общества.

Во-первых, – это особый субъект. Правовое регулирование – такая управленческая деятельность, которая осуществляется преимущественно субъектами, наделенными от лица государства властно-распорядительными полномочиями (Президент, Федеральное Собрание, Правительство РФ, федеральные министерства и др.). Вместе с тем, не следует забывать и о существенной роли в этом процессе субъектов, не обличенных государственно-властными полномочиями (народ, население региона, органы местного самоуправления, субъекты локального правотворчества, граждане и юр. Лица как субъекты правореализационного процесса и др.

Правовое регулирование отличается специфическими средствами воздействия на общественные отношения (установленными в законодательстве правами, обязанностями субъектов, запретами, санкциями, льготами, поощрениями и т.д.), а также методами их использования.

Другим признаком правового регулирования является единство правотворческой, правореализующей и правозащитной (правоохранительной) деятельности соответствующих органов и лиц. Без учета правоохранительной деятельности в условиях конфликта регулируемых правом социальных интересов (отношений) невозможно юридическое признание существования реального правового регулирования (права в действии). Неприменение санкции правовой нормы может сделать эту норму недействующей, т.е. фикцией, и само правовое регулирование при этом станет бессильным, т.е. фиктивным.

Норма права без применения ее санкции станет подобной моральной, эстетической и т.д. норме и потеряет свою специфику, выраженную в особенности в установленной в ней и применяемой государственными и иными уполномоченными органами и лицами санкции — мере государственного принуждения (юридической ответственности). Без применения мер юридической ответственности правовое регулирование неполно, идеально и, в конечном счете, не является самим собой, не соответствует своему назначению, особенно в современном значительно негативном состоянии человеческого общества (терроризм, коррупция, алчность, лживость и т.д.), которое (состояние) препятствует достижению общей цели человеческого общества — его сохранения и устойчивого оптимального развития.

Следующий признак правового регулирования состоит в том, что оно является не разовыми, случайными актами (действиями) государства в лице его управомоченных на правотворчество и правореализацию органов, самого общества, но постоянно осуществляемой их деятельностью, имеющей целевой функционально управленческий характер.

Наконец, правовое регулирование обеспечивается государством.

 

Следует различать понятия правовое регулирование и правовое воздействие. Дело в том, что право не только лишь непосредственно регулирует социальные отношения, устанавливая определенные модели поведения, закрепляя права, обязанности, ответственность субъектов и т.д., но и во многих случаях оказывает на общественную жизнь информационное, психологическое, культурное, воспитательное и прочее влияние.

Правовое воздействие –это комплексное, разностороннее влияние права на социальные отношения, которое включает в себя три относительно самостоятельных направления:

1) правовое регулирование (специально-юридическое воздействие);

2) информационно-психологическое воздействие;

3) культурно-воспитательное воздействие.

Последние две формы связаны с действием права как духовного феномена, как особого явления культуры и цивилизации, ибо связаны они главным образом с просвещением, а также с политическим и правовым воспитанием субъектов.

Такое воздействие схоже с влиянием на человека различного рода информационных средств (радио, телевидения, периодической печати, компьютерных программ и др.), произведений литературы и искусства, нравственных и религиозных идей и т.п.

Информационно-психологическое воздействие права выражается в том, что оно (право) является по сути особой разновидностью социальной информации. При помощи юридических предписаний до участников общественных отношений доводится специфическая по своему содержанию информация, определенные сведения об основах государственного и общественного устройства государства, об общих принципах организации и деятельности государственного аппарата, о структуре и полномочиях конкретных органов власти и управления, о дозволенном, необходимом и запрещенном поведении, о целях правового регулирования, о средствах, предоставленных гражданам и организациям для реализации их интересов, о возможных последствиях нарушения правовых предписаний и т.д.

Нормативно-правовая информация неизбежно оказывает на субъектов определенное психологическое воздействие, формирует у них те или иные мотивы поведения, стимулирует или ограничивает их потенциальную активность.

Культурно-воспитательное воздействие права обусловлено тем, что юридические предписания являются отражением конкретных духовных, культурных, политических и прочих ценностей, господствующих в обществе в определенный исторический период времени. Приобщая субъектов к таким ценностям, право формирует у них нравственные идеалы и установки, и таким образом воспитывает их.

Правовое регулирование, как форма правового воздействия, как уже отмечалось выше, связано с особым специально-юридическим влиянием права на общественные отношения, с таким влиянием, которое не может оказывать на них ни один другой социальный регулятор. Специфика такого воздействия связана прежде всего со средствами регулирования, а также с методами их практического использования.

Чрезвычайно важным для понимания природы правового регулирования является вопрос о его временных границах. В настоящее время в теории права доминирует точка зрения, согласно которой процесс правового регулирования начинается с момента вступления в силу соответствующей юридической нормы (С.Н. Братусь, П.Е. Недбайло, Б.В. Шейндлин и др.).

Правовое регулирование начинается с момента, когда идеальная модель общественного отношения, закрепленная в юридической норме, «проецируется» на сферу общественной жизни, когда эта модель начинает особым образом «работать», реализовывать на практике свой регулятивный потенциал, свои возможности. Подобная «работа» начинается уже непосредственно при вступлении в силу правовых норм. На начальном этапе правового регулирования никаких существенных внешних изменений в социальных отношениях казалось бы еще не произошло, однако они уже урегулированы правом, ибо правовые предписания уже особым образом оформили, юридически оценили эти отношения.

Заканчивается процесс правового регулирования тогда, когда полностью либо частично реализуется «программа», заложенная в юридической норме, когда в реальном социальном отношении наступили конкретные изменения и достигнут определенный социальный результат.

Таким образом, правовое регулирование представляет собой процесс непосредственного регулятивного действия права, в ходе которого правовые средства «работают», реализуют на практике заложенные в них законодателем возможности. Правовое регулирование – это процесс движения юридических средств от поставленных в праве целей к конкретным результатам.

 

Выделим более четко характерные признаки правового регулирования, отграничивающие его от иных форм правового воздействия:

1) правовое регулирование имеет свой специфический предмет, в качестве которого выступает группа социальных отношений, урегулированных правом. Этот предмет более узок, чем предмет правового воздействия в целом, ибо последний включает и такие социальные отношения, которые правом напрямую не регулируются, но на которые оно так или иначе распространяет свое влияние (общественное сознание и мораль, общая и правовая культура граждан, юридическая наука и т.п.);

2) оно представляет собой особое, специально-юридическое воздействие права, связанное с использованием специфических средств и методов, призванных определенным образом регламентировать и развивать социальные отношения;

3) правовое регулирование направлено на достижение особых юридических целей, которые в наиболее общем, концентрированном виде можно выразить в следующем виде:

а) закрепление, регламентирование наиболее ценных общественных отношений;

б) содействие развитию новых необходимых и полезных общественных отношений;

в) вытеснение из общественной жизни отживших и вредных отношений;

4) правовое регулирование всегда реализуется в особой, нормативно предусмотренной форме – в форме правоотношений (основанной на правовой норме связи субъектов с четким разграничением их на управомоченного и обязанного);

5) оно всегда приводит к достижению конкретных социальных результатов, имеющих юридическое значение.

 

Следует отметить, что правовое регулирование и другие формы правового воздействия в реальной жизни органически взаимосвязаны и тесно переплетены друг с другом. Специально-юридическое влияние права практически не может существовать в чистом виде, оно всегда определенным образом сочетается с информационно-психологическим и воспитательным воздействием правовых норм.

Однако, правовое регулирование является тем не менее отдельным относительно самостоятельным «вектором» действия права. Более того, правовое регулирование – центральная, наиболее значимая составляющая юридического воздействия, ибо основная задача права как раз и состоит в том, чтобы регламентировать и развивать общественные связи.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.