Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ




 

Состав и особенности экономико-географического положения, уровень социально-экономического развития

' Дальневосточый федеральный округ (ДФО), включающий 10 субъектов Федерации, имеет среди всех округов РФ самую боль­шую протяженную береговую линию, омывается водами Северного Ле­довитого и Тихого океанов (табл. 8.1).

Таблица 8.1

Состав Дальневосточного федерального округа (2006 г.)

 

Регион Площадь территории, тыс. км2 Числен­ность населения, тыс. человек Число жителей на 1 км2 Административный центр и наиболее крупные города
Дальневосточный федеральный округ 6 169,3 6 547 1,1 Хабаровск
Республика Саха (Якутия) 3 083,5 0,3 Якутск, Нерюнгри, Мирный
Приморский край 164,7 2 019 12,3 Владивосток, Находка, Уссурийск, Арсеньев
Хабаровский край 787,8 1 412 1,8 Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Амурск
Амурская область 361,9 2,4 Благовещенск, Белогорск, Свободный
Камчатская область 464,3 0,8 Петропавловск-Камчатский, Елизово
В том числе Корякский авто­номный округ 292,6 0,1 Палана
Магаданская область 462,5 0,4 Магадан, Сусуман


Источник: Российский статистический ежегодник. М.: Росстат, 2007. С. 41—43.

 

Площадь ДФО составляет 36,4% всей территории Российской Федерации, численность населения округа — всего 4,6% от общерос­сийского показателя (табл. 8.2). ДФО имеет весьма низкую степень заселенности территории (плотность населения составляет здесь 1,1 че­ловек на 1 км2) и недостаточно развитую сеть городских поселений. Удельный вес городского населения в ДФО составляет 76%.

Таблица 8.2

Удельный вес Дальневосточного федерального округа в общероссийских социально-экономических показателях

 

Показатель Удельный вес, %
Территория 36,1
Численность населения 4,6
Валовой региональный продукт 4,7
Основные фонды 5,3
Объем отгруженных товаров собственного производства: добыча полезных ископаемых обрабатывающие производства производство и распределение электроэнергии, газа и воды 6,4 1,5 6,2
Продукция сельского хозяйства 3,6
Строительство 7,5
Инвестиции в основной капитал 6,6
Экспорт 3,9
Импорт 6,1

Источник: Регионы России - 2006. М.: Росстат, 2007. С. 32-35.

Достигнутый уровень социально-экономического развития ДФО, удельный вес в общероссийских показателях указывает на сохраня­ющуюся низкую долю этого округа в производстве валового региональ­ного продукта, особенно обрабатывающих производств, и сельского хозяйства. Показатели внешнеторговых связей — удельный вес экс­порта и импорта — также невелики.

В начале 90-х гг. XX в., когда в России начались экономические реформы, государство впервые за многие годы отказалось от проведе­ния какой-либо акцентированной экономической политики в отноше­нии Дальнего Востока. К 2004 г. промышленный потенциал сократился по сравнению с 1991 г. почти вдвое, объем промышленной продукции — на 60%, инвестиции — на 80%. Произошел обвал экономических связей с другими районами страны. От полного краха социально-экономиче­ская система удержалась только за счет переориентации связей райо­на на внешние рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Вместе с тем возросла доля продукции, производимой для нужд самого района (с 19 до 76%), что свидетельствует об автаркизации хо­зяйственного развития округа.

В середине 1990-х гг. была разработана и принята Федеральная целевая программа экономического и социального развития Дальнего Востока на период 1996—2005 гг., которая практически ознаменовала возврат государства к принципам господдержки. Это была единствен­ная федеральная программа, которая получила статус президентской, однако эффективность ее была крайне низкой. Ее реализация была более популистским шагом, чем реальной мерой по подъему экономи­ки ДФО. Например, в период 1999—2001 гг. из профицитных феде­ральных бюджетов на программу было выделено около 3,3 млрд руб. (в 2001 г. — всего 10 млн руб.), причем затраты на данную программу в этот период составили всего около 11% от планируемых.

В результате недостаточного финансирования программы Даль­ний Восток продолжал терять свои позиции практически по всем клю­чевым параметрам социально-экономического развития. В частности, практически нереализованными остались программы развития энер­гетического комплекса. Тарифы на электроэнергию стали в 1,7 раза выше, а на тепло — в 2,2 раза выше средних тарифов по России. Пре­кратилась реализация программ развития транспортной инфраструк­туры, почти не выделялись средства на развитие жизнеобеспечива­ющих сфер экономики района и на поддержание реального сектора. В критическом положении оказалась рыбная промышленность, про­изошло сильное физическое старение дальневосточного флота. Добы­ча биоресурсов в Дальневосточном бассейне к 2006 г. сократилась по




сравнению с 1990 г. почти на 2,5 млн т. На грани выживания оказались тысячи людей в многочисленных рыбацких поселках на побережье и островах, где единственным занятием был рыбный промысел. В це­лом Дальний Восток потерял в 1991—2005 гг. более 1,8 млн человек населения.

Уровни социально-экономического развития субъектов ДФО сильно дифференцированы. Для их оценки можно воспользоваться данными Минэкономразвития, согласно которым выделяется шесть групп регионов (оценка проводилась по 13 индикаторам). В группу с высоким уровнем социально-экономического развития ни один субъект Дальнего Востока не попал. В группу с уровнем развития выше среднего вошли Магаданская область, республика Саха (Якутия) и Са­халинская область. В группе со средним уровнем развития оказался только Чукотский АО. В группу регионов с уровнем развития ниже среднего вошел Хабаровский край. В группу регионов с низким уров­нем развития вошли Камчатская, Амурская области, Еврейская АО и Приморский край. В группу с крайне низким уровнем развития субъекты Дальнего Востока не вошли. То есть 74% населения ДФО живут в условиях с уровнем социально-экономического развития ниже среднего по России, в том числе 53% — в условиях низкого уровня. А если большинство населения живет в неблагополучных социально-экономических условиях, такой регион вряд ли можно отнести к бла­гополучным.

Природно-ресурсный потенциал

Дальний Восток занимает уникальное географическое положение в России. Он расположен на северо-восточной оконечности Евразий­ского материка, протянувшегося почти на 4 тыс. км вдоль Тихого оке­ана, и в то же время широким фронтом выходит к Северному Ледови­тому океану. ДФО часто называют тихоокеанским фасадом России, соседствующим с США, Китаем, Японией и КНДР. На долю округа приходится 29% (17,7 тыс. км с островами) общероссийской берего­вой линии, включающей первоклассные заливы и бухты, в том числе и незамерзающие на юге Приморья.

ДФО — обширная территория с разнообразными природными ландшафтами и довольно различными климатическими условиями. Он расположен между арктическими пустынями на Севере (остров Вран­геля) и Уссурийской тайгой на юге, где присутствуют даже элементы субтропической растительности — актинидия, лимонник, дикий ви­ноград и др.

На большей части территории округа преобладает горный рель­еф, но есть и равнины с плодородными почвами — Зейско-Буреинская и Приханкайская, являющиеся основными житницами Дальнего Вос­тока. Низменности и плоскогорья преобладают на территории Цент­ральной и Западной Якутии. Причем горный рельеф, как правило, обу­словливает удорожание различных видов хозяйственной деятельности в округе.

Климат в округе меняется: его континентальность увеличивается с юга на север и с востока на запад. Зимой на большей части террито­рии Саха (Якутия) формируется мощный Сибирский антициклон, который создает здесь длинные и холодные зимы с температурой до -50 °С. Потоки холодного воздуха отсюда идут в прибрежную зону ДФО. Лето здесь короткое, но теплое, причем на крайнем юге во вто­рой половине лета идут сильные муссонные дожди, вызывающие боль­шие наводнения, которые наносят ущерб многим хозяйственным про­изводствам, и прежде всего сельскохозяйственным. Климатические условия юга Дальнего Востока позволяют выращивать наряду с основ­ными продовольственными культурами и теплолюбивые: рис, куку­рузу на зерно, сахарную свеклу, сою, арбузы, виноград. Резкие клима­тические различия и разнообразие природных условий вызывают следующую закономерность: условия изменяются от благоприятных для жизни людей на юге до крайне неблагоприятных на севере рас­сматриваемой территории.

В растительном покрове Дальнего Востока обычно выделяют три основные зоны: тундру, тайгу и хвойно-широколиственные леса. Глав­ная порода тайги — лиственница, а в хвойно-широколиственных лесах произрастают кедр, ель, пихта, сосна, дуб, липа, ясень, клен, дикий орех, бархат и другие ценные древесные породы. Большое промышленное значение имеет сосна, ель, пихта. В целом же лесом покрыто до 42% территории Дальнего Востока.

Выход Транссибирской, Байкало-Амурской железнодорожных магистралей и Северного морского пути через Евразию к незамерзаю­щим морским портам ДФО формирует базу для международных тран­зитных перевозок — сухопутно-морских, морских и воздушных — стран Азиатско-Тихоокеанского региона с Россией и странами Европы. Воз­никают предпосылки для создания здесь предприятий по переработке экспортно-импортного сырья, для развития международного туризма. И все же пока говорить о едином дальневосточном экономическом пространстве весьма сложно, так как на сегодняшний день он пред­ставляет собой архипелаг «островных» территорий. Сейчас ДФО фак­тически разделен на два анклава: Север (Республика Саха (Якутия),

Магаданская область и др.) и Юг (Сахалин, Хабаровский край и др.). Причем некоторые субъекты самостоятельно обеспечивают себе вы­ход на внешний рынок. Прежде всего это Саха (Якутия) с ее запасами алмазов, углеводородного сырья И др. и Сахалинская область с огром­ными шельфовыми запасами нефти и газа.

Дальний Восток выделяется в Российской Федерации наличием уникальных, имеющих мировое значение минерально-сырьевых, топ­ливно-энергетических, лесных и морских биологических ресурсов. Здесь сосредоточено около 81% запасов и почти 100% добычи россий­ский алмазов, 95% олова, 90% борного сырья, 80% сурьмы, 63% ртути, 41% плавикового шпата, 24% вольфрама, крупные запасы цинка, свин­ца, 33% запасов и 50% добычи золота, серебра, редкоземельных элемен­тов и др. В округе имеются крупные запасы железной руды, угля (40% учтенных в России запасов), нефти и природного газа. Многие место­рождения полезных ископаемых расположены в труднодоступных местах и малонаселенных районах, где практически нет транспортных коммуникаций.

В пределах 200-мильной зоны Дальневосточный округ распола­гает морской и океанической акваторией площадью 3,5 млн км2. По прогнозным оценкам, недра шельфа дальневосточных морей содержат 29 млрд т углеводородов. Общий объем биологических ресурсов в рос­сийской экономической зоне Тихого океана и его морей составляет 26 млн т рыбы и морепродуктов.

В федеральном округе сосредоточено 26% общероссийских запа­сов древесины, 42% гидроэнергетического потенциала России, добы­вается около 70% рыбы и морепродуктов страны. Здесь расположено 60% всех промысловых мощностей флота России, в том числе добыва­ющих — 61%, обрабатывающих — 85% и транспортных — 55%.

Население

В ДФО наблюдается тенденция к снижению естественного при­роста: с -3,5 человек на 1000 населения в 2001 г. до -3,8 человек на 1000 населения в 2006 г. Численность населения снижается как в це­лом по округу — до нынешних 6,5 млн человек в 2006 г., так и по от­дельным субъектам Федерации. В частности, численность населения Республики Саха (Якутия) снизилась с 958 тыс. человек в 2001 г. до 950 тыс. в 2006 г.; в Приморском крае — с 2120 тыс. до 2019 тыс.; в Ха­баровском крае — с 1460 тыс. до 1412 тыс.; в Амурской области — с 923 тыс. до 881 тыс.; в Камчатском крае — с 367 тыс. до 349 тыс.; в Ма­гаданской области - с 194 тыс. до 172 тыс.; в Сахалинской области — с 560 тыс. до 526 тыс.; в Чукотском автономном округе — с 57 тыс. до 51 тыс.; в Еврейской автономной области — с 193 тыс. человек в 2001 г. до 187 тыс. в 2006 г. Численность городского населения сократилась с 5182 тыс. человек в 2001 г. до 4855 тыс. в 2006 г. В частности, числен­ность населения в г. Владивостоке сократилась с 654 тыс. человек в 1996 г. до 584 тыс. в 2006 г., в Хабаровске - с 616 тыс. человек до 578 тыс., в Комсомольске-на-Амуре - с 304 тыс. человек до 273 тыс., в Благовещенске — с 218 тыс. человек в 1996 г. до 212 тыс. в 2006 г.

Сокращается как общая численность населения, так и численность активного населения, в том числе занятого в экономике. При этом уменьшаются число безработных и уровень безработицы. Возрастной состав населения в районе на 1 января 2006 г. составил: 17,9% - лица моложе трудоспособного возраста, 66% - в трудоспособном возрасте и 16,1% — лица старше трудоспособного возраста; доля женщин — 51,7%, мужчин - 48,3%.

Национальная структура населения характеризуется преоблада­нием русских - 83%, народов Севера - 7,3%; проживают также корей­цы - 1,5%, китайцы - 1,4% и др. народности. На Камчатке проживают коряки и ительмены; в бассейне Амура, ниже Хабаровска, — нанайцы и ульчи, к востоку от Нижнего Амура - орочи; на севере Хабаровско­го края - эвены, в Саха (Якутии) - якуты и т.д.

Традиционная особенность ДФО -- острый дефицит рабочей силы. Ежегодно сюда привлекают трудовые ресурсы из других районов Рос­сийской Федерации, однако из-за суровых природных условий, осо­бенно в северных районах, и отставания в развитии социальной инф­раструктуры приживаемость мигрантов низка, а отток населения за пределы ДФО велик. Особенно обострилась эта тенденция в связи с прекращением государственной поддержки некоторых менее рента­бельных производств на севере округа.

Активные миграционные процессы с соседними зарубежными го­сударствами способствуют существенному увеличению в ДФО чис­ленности китайцев и корейцев, форсируют развитие ассимиляции, определяют снижение доли славянского населения в округе.

Ведущие отраслевые комплексы

Хорошая обеспеченность природными ресурсами, суровые клима­тические условия, удаленность от регионов Центральной России, спе­цифика исторической судьбы определили особенности экономики Дальнего Востока. Основными отраслями рыночной специализации здесь являются в промышленности — цветная металлургия (добыча и обработка цветных и драгоценных металлов, а также алмазов), ма­шиностроение (судостроение и судоремонт), лесная промышленность, рыбная промышленность; в сельском хозяйстве — производство риса и сои, а также пушной промысел, из других отраслей - морской транс­порт.

Валовой региональный продукт в Дальневосточном федеральном округе удвоился с 2000 г., хотя был дифференцированным по отдель­ным субъектам. В целом же он составляет менее 5% всего продукта РФ и распределялся с небольшим перевесом в пользу отраслей произ­водящих услуги, а среди отраслей, производящих товары, выделялась промышленность, на которую приходилась '/3 товарного производства (табл. 8.3).

Таблица 8.3

Отраслевая структура валового регионального продукта Дальневосточного федерального округа (2005 г.)

Отрасль Удельный вес, %
Отрасли, производящие товары: 46,3
промышленность 31,3
сельское хозяйство 4,0
строительство 10,4
Отрасли, производящие услуги: 52,5
транспорт 11,1
связь 2,3
торговля и коммерческая деятельность 11,9

Источник: Регионы России - 2006. М.: Росстат, 2007. С. 355-357.

 

Расчеты индикаторов по девяти субъектам ДФО показали, что в четырех из них объем ВРП на душу населения выше, чем в среднем по округу (Республика Саха (Якутия), Чукотский и Корякский АО, Сахалинская область), в трех - на уровне среднего по округу, а в трех -значительно ниже (Хабаровский край, Амурская область, Еврейская АО). Примерно так же складывались различия среднедушевых денеж­ных доходов населения и объема розничного товарооборота.

Промышленное производство ДФО включает несколько отрас­лей специализации — рыбную промышленность, лесную промышлен­ность и цветную металлургию.

Рыбная промышленность. Основной промысел рыбы и морепро­дуктов ведется в Беринговом, Охотском и Японском морях. Почти половину уловов рыбы дает Приморский край, 2/5 - Камчатка и Саха­лин, а остальную часть — Хабаровский край и Магаданская область.

Основную часть улова рыбы дают крупные рыболовные суда. Ассор­тимент промысловых рыб разнообразен. Для увеличения количества лососевых рыб заключено специальное соглашение между Россией и Японией о регулировании их лова; в Камчатском крае простроены заводы по искусственному разведению лососевых и других ценных по­род рыб. У южных и западных берегов Камчатки и у Курил ведется лов крабов. Создано несколько крабоконсервных производств, продук­ция которых имеет большой спрос на мировом рынке. На Дальнем Востоке ведется промысел моржей, тюленей, котика и т.д. Стоит зада­ча освоить добычу более широкого круга морепродуктов: пищевых водорослей, моллюсков, креветок, трепангов, мидий, кальмаров, кото­рыми богаты прибрежные морские воды. Наиболее крупные берего­вые рыбохозяйственные объекты концентрируются в районах морских портовых центров — городов Владивостока, Находки, Ванино, Корса­кова, Холмска, Петропавловска-Камчатского, Магадана.

Специфика рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока со­стоит в том, что добыча сырья обеспечивается за счет океанического рыболовства, причем почти 98% его приходится на экономическую зону России. Все это вызывает необходимость пропорционального раз­вития флота различных направлений — добывающего, обрабатыва­ющего, транспортного, вспомогательного, — а также обслуживающей его инфраструктуры.

Стоит задача увеличения объемов прибрежного лова. Ее выпол­нение позволит увеличить число занятых в рыбной промышленности до 40 тыс. человек и будет способствовать развитию промышленной марикультуры. Предполагается модернизация рыболовного флота, а также строительство на Дальнем Востоке новых судов, прежде всего для развития флота прибрежного рыболовства. Дальнейшее развитие береговой обрабатывающей базы рыбной промышленности в ДФО предусматривает реконструкцию и техническое перевооружение про­изводства, чтобы обеспечить выпуск рыбной продукции, конкуренто­способной на внутреннем и внешнем рынках.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Предприятия лесного комплекса ДФО заготавливают примерно '/3 расчетной лесо­секи, что свидетельствует о больших резервах для увеличения лесоза­готовок. Основные лесозаготовительные базы расположены по Ниж­нему и Среднему Амуру и всей Уссури, Средней Зее и Бурее, а также в центре и на юге Сахалина. Вырубаются лиственница, ель, кедр и пих­та, а также широколиственные леса. Лесопиление получило развитие в Хабаровском и Приморском краях, Республике Саха, Амурской и Са­халинской областях, откуда довольно много пиломатериалов посту­пает на экспорт. Производство пиломатериалов на Дальнем Востоке увеличилось с 673 тыс. м3 в 2000 г. до 1234 тыс. м3 в 2005 г. Целлю­лозно-бумажная промышленность развита на Южном Сахалине, картона — в Хабаровском крае, клееной фанеры — в Приморском и Ха­баровском краях. Деревообрабатывающая промышленность (домо­строение, производство тары, мебели, фанеры) развита недостаточно, и это сдерживает развитие лесозаготовок. В перспективе важное зна­чение имеет расширение глубокой переработки древесины, в том чис­ле в зоне Байкало-Амурской магистрали.

Цветная металлургия представлена добычей золота, алмазов, оло­восодержащих, вольфрамовых, свинцовых и других руд, а также про­изводством свинца. Золотодобыча относится к старейшим отраслям в ДФО. Она давно ведется в бассейнах рек Зеи, Селемджи, Бурей, Ам-гуни, горах Алданского нагорья, Хингана и Сихотэ-Алиня. Две трети всего золота России дают Магаданская область и Республика Саха (Якутия). Причем основная проблема в отрасли — переход от россып­ной к рудной добычи золота. Добыча алмазов осуществляется на запа­де Республики Саха (Якутия).

Вольфрамовая промышленность сосредоточена в Магаданской области и Приморском крае; перспективны месторождения вольфра­ма в Якутии. Добыча сурьмы осуществляется в Якутии. В Примор­ском крае расположено крупное месторождение плавикового шпата — Вознесенское, на базе которого работает Ярославский ГОК. В ДФО работают несколько предприятий оловянной промышленности — ГОКи Депутатский, Солнечный, Хинганолово, Иультинский, Хрус-тальненский. Стоят задачи по расширению добычи цветных металлов: олова — в Хабаровском крае, марганца — в Еврейской АО, редкозе­мельных металлов — в Саха (Якутии), свинцово-цинковых и воль­фрамовых — в Приморском крае. Необходимо обновление оборудова­ния на предприятии по производству свинца в Рудной Пристани (Приморский край).

Важное значение для округа имеет черная металлургия. Увеличи­ваются мощности завода «Амурсталь», но потребность в металле рас­тет довольно быстро, а завоз в район металла требует высоких транс­портных издержек. В результате в г. Комсомольске-на-Амуре построен еще один — передельный — минизавод. Если в 2000 г. ДФО произво­дил 400 тыс. т стали, то в 2005 г. - 800 тыс. т.

В составе комплекса машиностроения и металлообработки пред­ставлены многочисленные предприятия различных подотраслей. Наи­большее развитие получили предприятия судостроения и судоремон­та, связанные с рыбной промышленностью, а также морским и речным транспортом. В морских и речных портах Дальнего Востока строятся малые и средние суда, ремонтируются крупные. Заметное развитие здесь получили электротехника, производство энергетического обору­дования, станкостроения и целый ряд других подотраслей машиностро­ения. Основные центры — Владивосток, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Уссурийск, Арсеньев.

В округе представлены также отрасли машиностроения по произ­водству и ремонту сельскохозяйственных машин, средств транспорта, техники для горной и лесной промышленности. Развито военное су­достроение. Передовые отрасли военно-промышленного комплекса опираются на научный потенциал европейской части страны. Это сбо­рочные и ремонтные заводы — самолеты «Су» (Комсомольск-на-Аму­ре), многоцелевые вертолеты «Черная акула» (Арсеньев), атомные подводные лодки (Большой Камень).

Топливно-энергетический комплекс ДФО развивается опережаю­щими темпами. Если в 2000 г. здесь добывалось 28,4 млн т угля, то в 2005 г. его добыча составила 32,5 млн т. Основными источниками до­бычи углей были предприятия Приморского, Хабаровского краев и Ма­гаданской области. Сейчас ведущее место в угледобыче принадлежит Южно-Якутскому угольному бассейну. Добыча нефти возросла с 3,7 млн т в 2000 г. до 4,4 млн т в 2005 г., причем нефть с северо-восто­ка Сахалина поступает по двум нефтепроводам в Комсомольск-на-Аму­ре и Хабаровск.

Производство электроэнергии на ДФО возросло с 38,8 млрд кВт-ч в 2000 г. до 40,6 млрд кВт-ч в 2005 г. В южной зоне Дальнего Востока сосредоточены основные электроэнергетические мощности, объеди-неннные в единую энергосистему. Энергоузлы на севере района рабо­тают изолированно, отличаются меньшей мощностью и обеспечивают локальные потребности. В южной части района преобладают ГРЭС и ТЭЦ; крупнейшая ГЭС — Зейская, кроме нее работают ГЭС на Бу­рее, Вилюе и Колыме, а на севере — Билибинская АТЭЦ. Перед райо­ном стоит задача удовлетворить энергетические потребности за счет собственных ресурсов.

Сельское хозяйство. В вопросах социально-экономического раз­вития ДФО важная роль принадлежит сельскому хозяйству. Основ­ные сельскохозяйственные угодья здесь расположены в Среднем При­амурье, Приуссурье и на Приханкайской равнине, на их долю приходится 95% посевной площади Дальнего Востока. Из 3 млн га по­севных площадей района под зерновыми культурами занято пример­но 40%, под соей — 35%, под картофелем и овощами — 6—7%, под кор­мовыми — 15—20%. Среди зерновых распространены пшеница, ячмень, овес и гречиха, но их урожайность пока остается ниже среднероссий­ской. На долю Дальнего Востока приходится более 90% всех посевов сои. В южной части района выращивается картофель и овощи. Горные таежные районы богаты пушным и другим промысловым зверьем, по­этому здесь развит охотничий промысел и звероводство.

На Дальнем Востоке разводят крупный рогатый скот, свиней и оленей. Продуктивность крупного рогатого скота ниже среднерос­сийского уровня. По разведению крупного рогатого скота и свиней вы­деляются Приморский край и Амурская область, оленей — Якутия, Ма­гаданская и Камчатская области. Мясная продукция завозится сюда из Западной Сибири, европейских районов и зарубежных стран, по­этому важнейшей проблемой является полная обеспеченность насе­ления свежими молочными продуктами и мясом. Некоторые регионы Дальнего Востока полностью обеспечивают себя собственным карто­фелем и овощами и даже имеют избытки этой продукции.

Большое значение имеет дальнейшее развитие тех отраслей сель­ского хозяйства, по которым Дальний Восток специализируется в об­щероссийском разделении труда: выращивание сои, риса, клеточное звероводство, пантовое оленеводство, культивирование и сбор лекар­ственных трав. ДФО располагает возможностями как для интенсив­ного, так и для экстенсивного расширения сельского хозяйства.

Транспорт и отрасли непроизводственной сферы

Уязвимое место региона — слабая транспортная связь с основной территорией России. Практически отсутствует надежное автомобиль­ное сообщение с другими районами России, внутренние связи между отдельными субъектами весьма слабы. Железнодорожных магистра­лей две — Транссибирская и Байкало-Амурская (Транссиб и БАМ), повсеместно функционируют лишь воздушный транспорт. Непомер­но возросшие железнодорожные тарифы экономически отрезали Даль­ний Восток от остальных, особенно европейских, регионов России. В перспективе первостепенное значение в деле превращения россий­ского Дальнего Востока в международный транспортный коридор, свя­зывающий государства Еврозоны с Японией и другими азиатскими странами, будет иметь развивитие железнодорожной транспортной системы. Пока же густота железнодорожных путей общего пользова­ния составляет 13 км на 10 тыс. км2 территории ДФО в 2005 г. против 50 км на 10 тыс. км2 по России в целом. Более половины железнодо­рожных перевозок на Дальнем Востоке обеспечивают местные пере­возки (уголь, нефтепродукты и строительные материалы). Основная действующая в округе магистраль — Транссиб (9288 км от Москвы до Владивостока через Челябинск). Ее техническая оснащенность позво­ляет перевозить до 130 млн т грузов, в том числе до 250 тыс. контейне­ров международного транзита в двадцатифутовом эквиваленте. За по­следние годы на Транссибе и БАМе завершена реконструкция мостовых переходов, в том числе через р. Амур. Закончено строитель­ство уникального Северо-Муйского тоннеля. Строительство автомо­бильно-железнодорожного моста через Амур позволит увеличить про­пускную способность Транссиба. Сейчас рассматривается проект продления Транссиба через о. Сахалин до Японии, что удешевит же­лезнодорожные перевозки. В долгосрочной перспективе Транссиб и БАМ будут использоваться для транспортировки продукции глубо­кой переработки.

Морской транспорт играет ключевую роль в северных поставках грузов и в связях с о. Сахалином (17% всех грузовых перевозок на Даль­нем Востоке). На Дальнем Востоке находится большой участок Север­ного морского пути - главной магистрали России в Арктике (5600 км от Карских ворот до бухты Провидения). Но оценкам экспертов, по­ток грузов по Северному морскому пути к 2015 г. может достигнуть 14—15 млн т. После завершения строительства Амуро-Якутской же­лезнодорожной магистрали (АЯМ) открывается возможность созда­ния нового маршрута: Северный морской путь — река Лена — АЯМ — Транссиб — страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Отечественный морской транспортный флот обеспечивает экспорт­но-импортные перевозки примерно на одну треть. Россия практиче­ски лишилась на Дальнем Востоке современного контейнерного, тан­керного, пассажирского флота. Доля обрабатываемых в портах Дальнего Востока иностранных судов достигает 75%. На территории ДФО находится 332 порта и портовых пункта. Их мощность составля­ет 80 млн т, причем их загруженность составляет 60—70%. Основной объем перевозки грузов между Россией и странами Азиатско-Тихо­океанского региона проходит через дальневосточные порты — Влади­восток, Находка, Восточный, Ванино, Советская Гавань, Магадан, Корсаков. Причем Владивосток, Находка и Восточный являются глу­боководными портами, и, к сожалению, их мощности используются на 60%. Новые портовые транспортно-технологические комплексы созда­ются здесь как условия освоения нефтегазовых месторождений и раз-, витие транзита. Например, транзитный грузопоток в Китай проходит через порт Зарубино и другие порты на юге Приморья.

Воздушный транспорт ДФО используется для перевозки на даль­ние расстояния авиапассажиров, а также наиболее ценных и дорого­стоящих грузов. Из числа аэропортов Дальнего Востока, имеющих ста­тус международных, можно отметить Владивосток, Хабаровск, Южно-Сахалинск, Благовещенск. Есть проект организации авиамаршрутов из Северной Америки в Юго-Восточную Азию через Северный Ледо­витый океаН, Сибирь и Якутию.

Развитие отраслей непроизводственной сферы имеет принципи­альное значение для Дальнего Востока. Отрасли непроизводственной сферы благотворно влияют на закрепление населения, особенно в южных районах Дальнего Востока. В частности, отток населения из северных регионов Дальнего Востока желательно перевести не за пре­делы района, а в южную зону ДФО. Вполне понятно, что дальнейшее развитие отраслей непроизводственной сферы будет этому способство­вать.

За период 2001—2005 гг. произошло значительное расширение от­дельных отраслей этой сферы. В частности, оборот розничной торгов­ли в районе увеличился со 125 402 млн до 286 078 млн руб., объем плат­ных услуг населению возрос с 49 467 млн до 133 416 млн руб. Выросли объемы услуг связи, коммунальных услуг и т.д. Растет ввод в действие жилых домов с 882 тыс. м2 общей площади до 934 тыс. м2. Вместе с тем увеличился ввод в действие индивидуальных жилых домов, построен­ных населением за счет собственных заемных средств.

Внешнеэкономические связи

Дальневосточный федеральный округ располагает довольно мощ­ным экспортно-импортным потенциалом и представляет собой один из основных грузообразующих регионов России в ее связях со страна­ми Азиатско-Тихоокеанского региона.

Основными экспортируемыми товарами ДФО являются лес, неф-тегрузы, морепродукты. В импорте региона преобладают грузы потре­бительной направленности. Основные внешнеторговые грузы, выво­зимые через ДФО, — это топливно-энергетические товары из Сибири и металлургические — из Сибири и с Урала. Важнейшими внешнеэко­номическими партнерами Дальнего Востока в Азии являются Китай, Южная Корея, США и Япония. Из стран СНГ в связях со странами АТР выделяются Казахстан и Узбекистан. Внешнеторговый оборот Дальнего Востока возрос с 5,2 млрд дол. США в 2000 г. до 14,5 млрд в 2005 г.

Около 55% вывозимого из ДФО леса (главным образом из Хаба­ровского края) идет на экспорт в страны Азии. В 2005 г. 53% экспорта и 14% российского импорта приходилось на Хабаровский край. В При­морском крае китайский импорт формирует около 85% розничной тор­говли овощами, 99% — фруктами, примерно 80% — одеждой и обувью. Более 41% внешнеторгового оборота Приморского края приходится на Китай.

Значительным резервом развития внешнеторговых поставок слу­жит приграничная (прибрежная) торговля, практикующаяся между субъектами Дальнего Востока с провинциями Китая и префектурами Японии. Существующая в округе транспортная инфраструктура (Транссиб, БАМ, морские порты, крупные аэропорты, автомобильные дороги) используются для обеспечения внешнеторговых связей рос­сийских субъектов со странами Азии. В решении проблем расшире­ния внешнеэкономических связей России со странами Азиатско-Тихо­океанского региона — Китаем, Японией, Южной Кореей и др. — важное значение имеет превращение ДФО в завершающие звено трансконти­нентальных перевозок между странами Европы и Азии.

Внутренние территориальные различия

В советский период на территории Дальневосточного Юга сло­жились несколько промышленных узлов и центров. Вдоль Транссиба в приамурской полосе образовалось два промышленных узла — Хаба­ровский и Приамурский (Зейско-Буреинекий); вдоль БАМа — Ком-сомольский-на-Амуре, Тындинский, Зейско-Селемджинский, Ургаль-ский. В южной части района выделились Южно-Приморский, Дальнегорско-Кавалеровский, Приханкайский и Южно-Сахалинский узлы и центры. К Дальневосточному Югу стал тяготеть Камчатский край, где большую роль играет Петропавловск-Камчатский рыбопро­мышленный центр.

На дальневосточном Севере появились районы пионерного осво­ения, многие из которых имеют существенные перспективы для даль­нейшего развития.

На территории Республики Саха (Якутия) сложилось несколько перспективных районов, промышленных узлов и центров. В Централь­но-Якутском промышленном районе ведущим является Якутский про­мышленный узел. Здесь возможно формирование второго промышлен­ного ядра района севернее Якутска, в пределах Ленно-Вилюйской газоносной провинции. Западно-Якутский район имеет алмазодобы­вающую специализацию. Восточно-Якутский район сформирован как горнопромышленный район со специализацией на добыче олова, воль­фрама, золота и некоторых других полезных ископаемых. Южно-Якут­ский промышленный комплекс развивается на базе месторождений коксующихся углей, железной руды, а также слюды, золота, апатитов итд.

В Магаданской области сформировался Центрально-Магаданский район, включающий Магаданский узел, который образовался как опор­ная промышленная и транспортная база освоения данной территории, а также Сусуманский, Ягоднинский и Омсукчанский центры с золо­тодобывающей специализацией.

Чукотский АО обладает существенными потенциальными ресур­сами ценных и полезных ископаемых: золота, олова, вольфрама, ртути и т.д. Здесь формируются следующие горнопромышленные узлы: Западно-Чукотский (в составе Чаунского и Билибинского), Восточ­но-Чукотский (оловянно-вольфрамовый Иультинский центр и золо­тодобывающие прииски) и Анадырский (Анадырский промышленно-транспортный и Беринговский центры).

Экологическая ситуация

Большая часть территории Дальневосточного региона, на долю которого приходится почти 2/5 территории страны, еще не подверга­лась сильному антропогенному воздействию, главным образом из-за экстремальных для обитания человека условий и значительной уда­ленности от промышленно развитых районов. Однако в местах посто­янной или даже временной жизнедеятельности населения состояние природной среды, как правило, критическое.

В регионе к экологически неблагополучным относятся в первую очередь Хабаровск, Южно-Сахалинск, Благовещенск и Магадан, вклю­ченные в список городов с наиболее неблагоприятной экологической обстановкой, а также Владивосток, Комсомольск-на-Амуре, Якутск и др. В Хабаровске, например, пылевое загрязнение атмосферы посто­янно превышает ПДК в 10 и более раз, в Комсомольске-на-Амуре ста­бильно отмечается критическое (до 20 и более ПДК) содержание в воз­духе окиси углерода. Самое большое количество вредных веществ в атмосферу выбрасывается в Приморском крае (более четверти об­щих выбросов в регионе). Неблагоприятная экологическая ситуация в регионе связана и с состоянием энергетики, поскольку значительная часть тепловых электростанций работает не на газовом, а на твердом и жидком топливе, которое дает наибольшее количество выбросов в воздушную среду.

Значительных величин достигают сбросы загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты региона: в Хабаровском и При­морском краях, Амурской области их суммарный объем превышает 800 млн м3 в год. В Приморье 4/5 стоков не проходит нормативную очи­стку. В водоемы вместе с промышленными и коммунально-бытовыми стоками попадают фосфор, фенолы, медь, цинк, нефтепродукты, взве­шенные вещества и др.

Основными источниками загрязнения воды р. Лены и ее бассейна являются суда речного флота, портовые сооружения, судоверфи, нефте­базы, предприятия золото- и алмазодобывающей промышленности, а также объекты ЖКХ. Сточные воды промышленных предприятий городов Хабаровска, Амурска, Комсомольска-на-Амуре, Николаевска-на-Амуре загрязняют протекающий по территории Амурской области и Хабаровского края р. Амур. Загрязнению подвергаются и другие даль­невосточные реки и водоемы, в том числе имеющие важное рыбохо-зяйственное значение. Например, в Амурской области воды рек Кив-ды, Тынды, Большой Перы, Бурей и в Магаданской области — рек Тенке, Омчак, Сугой в последние годы оцениваются как «грязные» и «очень грязные», остальные водные объекты — как «умеренно за­грязненные» и «загрязненные».

Крупнейшими источниками поступления загрязняющих веществ в реки бассейна Колымы служат сточные воды предприятий золото­добывающей промышленности и жилищно-коммунального хозяйства, а также в периоды паводков — поверхностный сток с территорий насе­ленных пунктов и сельскохозяйственных угодий.

Многолетняя эксплуатация месторождений золота в Магаданской области обусловила формирование специфических техногенных сис­тем, существенно отличающихся от природных по своему строению и функционированию. В бассейне р. Колымы уже произошло измене­ние состава вод от карбонатного к сульфатному. Это весьма тревож­ный признак, так как вся местная экосистема на протяжении тысяче­летий формировалась в карбонатной водной среде.

Урон природе Камчатки наносится также интенсивной вырубкой лесов по берегам водоемов, в том числе в водоохранных зонах, а также сплав древесины, что заметно ухудшает состояние воды, приводит к уничтожению нерестилищ ценных пород рыбы в реках. На Камчат­ке—в самом на первый взгляд экологически чистом районе Дальнего Востока — вылавливается теперь в среднем 35—45 тыс. т лососевых, что в 2,5—3 раза меньше, чем несколько десятков лет назад.

Резкое падение улова наиболее ценных лососевых рыб отмечает­ся во всем Дальневосточном регионе. В Приморье бухта Золотой Рог утратила рыбохозяйственное значение, и восстановления рыбных за­пасов здесь не предвидится из-за высокого накопления токсичных ве­ществ в донных отложениях. В Амурском и Уссурийском заливах по той же причине сокращаются нерестилища приморской сельди, сни­жаются запасы красноперки, наваги, корюшки. В прибрежных водах исчезли камбала и терпуг, не подходит камчатский краб. По оценкам Тихоокеанского НИИ рыбного хозяйства и океанографии (ТИНРО), ежегодный ущерб биоресурсам в результате загрязнения залива Пет­ра Великого (включающего Амурский, Уссурийский и Находкинский заливы) превышает 1 млрд руб.

Положение Дальнего Востока в быстро развивающемся Азиатско-Тихоокеанском регионе по соседству с Китаем и Японией обусловлива­ет все больший спрос на его природные ресурсы при одновременном повышении требований к экологически безопасному хозяйствованию. Вместе с тем здесь еще преобладает малоэффективное использование минерального и древесного сырья. При обогащении теряется свыше 2/5 олова, '/4 свинца, цинка, вольфрама, а общие потери попутных ком­понентов достигают 90%. Быстро истощается лесосырьевая база в юж­ной части Хабаровского и Приморского краев. В этих регионах при низком (на уровне 25%) использовании расчетной лесосеки и незна­чительной глубине переработки древесины (ей подвергается не более 30% сырья) общие потери древесины при ее заготовке и последующей переработке достигают 60% и более.

Значительная часть территории Дальнего Востока относится к Крайнему Северу. Крайний, или, как его еще называют, Дальний Се­вер, включает окраины материка Евразия, моря и острова Северного Ледовитого и Тихого океанов. Его южная граница в Дальневосточным регионе опускается примерно до 60° северной широты и выходит к по­бережью Охотского и Берингова морей.

К особенностям природы Крайнего Севера относятся: низкие зна­чения солнечного радиационного баланса, близкие к 0° средние тем­пературы воздуха в летний период при отрицательных среднегодовых температурах, существование ледников, многолетней мерзлоты на ма­териковой суше, преобладание арктических пустынь и тундр. Приро­да Севера очень уязвима и легко разрушается при воздействии на нее. Нарушение функций экосистемы и неспособность к самоочищению даже от малых выбросов загрязняющих веществ обусловливаются их низкой биологической продуктивностью: ежегодный прирост фитомас-сы и ее общие запасы на единицу площади на Севере в 5—15 раз мень­ше, чем в более южных зонах (тайге, лесостепи, степи); то же относит­ся к почвенной микрофауне и микрофлоре. Ситуация с загрязнением водных источников на Севере усугубляется особенностями северной природы: длительным периодом ледостава, наличием многолетней мерзлоты, нередко выступающей в роли водоупора, низкой самоочи­щающей способностью рек.

Зона Крайнего Севера подвержена радиационному загрязнению. Одним из потенциально экологически опасных объектов радиоактив­ного загрязнения является хранилище отходов Билибинской АЭС на Чукотке. Станция эксплуатируется с 1974 г., здесь уже скопилось до 600 t отработанного ядерного топлива и около 700 т жидких радиоак­тивных отходов. Хранилище заполнено почти полностью, и через два-три года складировать их просто будет негде.

Непродуманная стратегия хозяйственного освоения природных богатств Крайнего Севера ставит под угрозу само существование уникальных тундровых и таежных ландшафтов. По оценкам экологов, при существующей практике природопользования экосистемы разру­шены на 20—30% арктических площадей, составляющих всю терри­торию их активного освоения. В последующие 10—15 лет Крайний Север может лишиться лишайного покрова, что приостановит олене­водство, пушной промысел и отстрел диких оленей — основную от­расль природопользования коренного населения.

Важным направлением сохранения легкоранимой северной при­роды должно стать создание природоохраняемых территорий. К сожа­лению, в отличие от зарубежного, на российском севере система особо охраняемых территорий развита заметно слабее. Здесь их доля не пре­вышает 1—2% общей площади.

В 1976 г. был учрежден государственный заповедник на острове Врангеля, расположенном в Арктике на стыке Восточно-Сибирского и Чукотского морей. Здесь находится единственная в стране колония белых гусей, внесенных в Красную книгу, обитают белые медведи. В за­поведнике имеются самые крупные в мире лежбища моржей, где в от­дельные годы скапливается несколько десятков тысяч экземпляров. В созданном в 1984 г. Усть-Ленском заповеднике площадью 1,4 млн га охраняются занесенные в Красную книгу тундряной лебедь и розовая чайка, а всего в заповеднике обитает около 60 видов птиц и множество других представителей северной фауны.

Разрабатываются проекты создания на Крайнем Севере Дальнего Востока и других природоохраняемых территорий, в частности Чукот­ского тундрового горно-долинного заповедника на крайнем северо-востоке округа.

Основные направления отраслевого и территориального

развития

Для устойчивого развития экономики ДФО принципиальное зна­чение имеет реализация важнейших инвестиционных программ феде­рального значения.

Проект «Сахалин-1» предусматривает разработку месторождений Чайво, Одопту и Аркутун-Даги, расположенных у северо-восточного побережья острова Сахалин. Потенциальные запасы отмеченных месторождений равны 307 млн т нефти и 485 млрд м3 газа. Капиталь­ные вложения, по мнению экспертов, оцениваются более чем в 12 млрд дол. США. Проект «Сахалин-2» предусматривает разработку Пиль-тун-Астохского и Лунского месторождений с запасами в 150 млн т не­фти и 500 млрд м3 газа. Проекты «Сахалин-3», «Сахалин-4» и «Саха-лин-5» будут поставлять 15 млрд м3 газа в Китай и 10 млрд м3 газа — в Южную Корею.

В Республике Саха (Якутия) разворачивается строительство боль­шого транспортного комплекса — железной дороги Беркакит—Том-мот—Якутск с окончанием строительства в 2010 г. и созданием здесь 20 тыс. новых рабочих мест помимо 4 тыс. рабочих мест, связанных с обслуживанием железной дороги; здесь же требует разрешения важная проблема — создание совмещенного железнодорожно-автомобильного места через р. Лену. Строительство автомобильной дороги «Колыма» бу­дет завершено к 2015 г., она свяжет Якутск и Магадан, капитальные вло­жения при этом составят 7 млрд руб. Еще более крупным проектом является создание Южно-Якутского гидроэнергетического комплек­са стоимостью 238 млрд руб. его строительство завершится к 2022 г. Всего в Республике Саха (Якутия) предусматривается реализация 24 инвестиционных проектов, на что будет потрачено 553 млрд руб.

В Приморском крае до 2012 г. планируется реализовать 27 инве­стиционных проектов. Речь идет о строительстве высоковольтной ли­нии ВЛ-500 Чугуевка—Находка стоимостью 12,5 млрд руб.; рекон­струкции железнодорожной станции Находка стоимостью 900 млн руб.; строительстве третьей очереди угольного комплекса в порту Восточ­ный стоимостью 4 млрд руб.; строительстве двух нефтеперерабатыва­ющих комбинатов стоимостью 29 млрд и 87 млрд руб. с созданием 4 тыс. новых рабочих мест.

В Хабаровском крае довольно высокая доля машиностроения в структуре промышленного производства, что отразилось на специфи­ке инвестиционных проектов федерального значения. Это развитие транспортных коммуникаций и машиностроительного комплекса. Все­го здесь предусматривается реализация 20 инвестиционных проектов стоимостью 74,5 млрд руб., в том числе высокотехнологичное науко­емкое целлюлозное производство в г. Амурске (стоимость 26 млрд руб.).

В составе инвестиционных проектов в Амурской области надо от­метить проект по завершению строительства железнодорожной ветки Улан—Эльга (270 км) — до Эльгинского каменноугольного месторож­дения (11 млрд руб.) с Благовещенской ТЭЦ-1, завершение сооруже­ния Бурейской ГЭС. Реализация всех намеченных проектов в Амур­ской области позволит создать 6,6 тыс. новых рабочих мест.

В Камчатском крае в долгосрочной перспективе предусмотрено реализовать 17 инвестиционных проектов общей стоимостью 21 млрд руб., обеспечивающих создание 3,5 тыс. новых рабочих мест. К важ­нейшим из них относятся: строительство газопровода (381 км) «Собо­левский район — Петропавловск-Камчатский» (стоимость более 8 млрд руб.) и освоение золотосеребряного месторождения Леутновское (2,4 млрд руб). В Корякском автономном округе предусмотрено реа­лизовать 12 инвестиционных проектов стоимостью 9,2 млрд руб., важ­нейшие из которых — промышленное освоение золотосеребряных ме­сторождений Аметистовое (3 млрд руб.), Озерновское (2,4 млрд руб.)

11 некоторые другие.

В Магаданской области предусмотрено реализовать 17 инвести­ционных проектов, в их числе строительство Среднеколымской ГЭС (27 млрд руб.), освоение Ланковского и Мелководненского месторож­дений бурых углей (24 млрд руб.), строительство высоковольтных ли­ний Оратукан—Магадан, Колымская ГЭС — Усть-Ольчуг, а также про­екты «Магадан-1» и «Магадан-2» (3,5 трлн руб.) по разработке месторождений нефти и газа тендерных участков шельфа Охотского моря. Реализация всех инвестиционных проектов в Магаданской об­ласти позволит создать более 3 тыс. новых рабочих мест.

В Сахалинской области предстоит реализовать 37 инвестицион­ных проектов, к важнейшим из которых относятся реконструкция Са­халинской железной дороги (стоимость 13 млрд руб.), транспортно-энергетический переход материк — Сахалин — остров Хоккайдо (Япония) через проливы Невельского и Лаперуза (суммарная сто­имость 250 млрд руб.), строительство на Курильских островах 20 рыбо-разводных заводов (около 8 млрд руб.) и др.

В Еврейской автономной области к основным инвестиционным проектам относятся реконструкция автомобильной дороги Биробид­жан—Амурзет (стоимость более 1 млрд руб.), подготовка к эксплуата­ции месторождений нефти и газа (более 8 млрд руб.).

В Чукотском автономном округе предусматривается реализация

12 инвестиционных проектов федерального значения. К важнейшим
из них можно отнести промышленное освоение золоторудных место-
рождений «Майское», «Купол» (стоимость 10,4 млрд руб.) и некото-
рые другие.

Проект международного значения, предложенный к обсуждению российскими и американскими учеными, заключается в создании транспортного коридора через Берингов пролив (Сибирско-Аляскин-ская магистраль), стоимость строительства которой оценивается в 50— 60 млрд дол. США. Реализация этого проекта — дело отдаленного бу­дущего.

Экономическая комиссия ООН предложила проект «Европа — Республика Корея». Строительство дороги Сеул—Вонсан—Владивос­ток позволяет вдвое ускорить и наполовину удешевить доставку кон­тейнеров от Пусана (Республика Корея) до Западной Европы. Ско­рейшая реализация этого проекта позволит Транссибу успешно конкурировать с соперничающим проектом — «Великого шелкового» железнодорожного пути из Японии и Южной Кореи через Китай в Ев­ропу.

Китай также рассматривает два варианта расширения железной дороги с российским Дальним Востоком: перестройку железной доро­ги Уссурийск—Гродеково—Суйфэньхэ (123 км) и строительство новой железной дороги Уссурийск—Дунин, что откроет выход китайским грузам к Японскому морю.

Полным ходом идет строительство нефтепровода Восточная Си­бирь — Тихий Океан, который должен обеспечить выход сибирской нефти к незамерзающим портам на юге Дальнего Востока.

В настоящее время существуют несколько разных вариантов экс­порта природного газа из восточных районов России в страны Восточ­ной Азии.

1. Республика Саха (Якутия) — Амурская область — Хабаровский край — Приморский край — Северная Корея — Южная Корея.

2. Сахалин — Хабаровский край — Приморский край — Северная Корея — Южная Корея — Сахалин — Хоккайдо — Хонсю.

3. Восточная Сибирь — Дальний Восток — страны Восточной Азии.
Организация в период до 2010 г. поставок природного газа с место-
рождений Сахалинского шельфа в страны Восточной Азии возможна
по двум вариантам. Первый предполагает сжижение природного газа
на заводе в районе Корсакова и его дальнейшую транспортировку спе-
циализированными морскими судами. Проект предусматривает стро-
ительство магистрального газопровода от северо-восточного побере-
жья Сахалина до порта Корсаков (625 км), завода по сжижению газа
мощностью 9 млн т в год и экспортный терминал. Второй вариант —
подача газа по газопроводу в Хабаровский и Приморский края и через
пролив Лаперуза в Японию, а также строительство в Находке завода
по сжижению газа и терминала по отгрузке сжиженного природного
газа. Видимо, окончательное решение о строительстве газопроводов
будет принято позже, после наращивания объемов добычи газа.

В связи с тем что в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке соз-
дана мощная электроэнергетическая база (20% мощности всех электро-
станций РФ), появилась возможность открытия энергомостов в стра-
ны Азиатско-Тихоокеанского региона. Трансграничные энергомосты
есть в Амурской области (с Китаем). Там действуют две линии элект-
ропередачи, по которым осуществляется экспорт электроэнергии из
Амурской энергосистемы в Северо-Восточный Китай (340 млн кВт-ч
в 2004 г.). В будущем такие энергомосты могут сформироваться на юге
Приморского края (с Китаем и КНДР), в Хабаровском крае (с Кита-
ем). В проекте «Малый Китай» к 2010 г. в приграничные провинции
Китая можно будет экспортировать до 5 млрд кВт-ч электроэнергии
в год. Основная роль здесь отводится Амурской области. В проекте
«Большой Китай» отражено взаимное желание экспортировать из Рос-
сии в Китай до 20 млрд кВт-ч электроэнергии в год. Экспорт таких
объемов электроэнергии должен осуществляться по мощным ЛЭП на
крупные приемные пункты в приграничных провинциях Китая. Со-
единение в перспективе российской энергосистемы с электросистема-
ми стран Азиатско-Тихоокеанского региона вызовет необходимость
разработки единых принципов энергообмена и условий работы энер-
госистем. \

Специфика направленности хозяйства ДФО на работу на экспорт ставит вопрос создания современных транспортных коридоров. Рас­ширение внешнеторговых связей России со странами Азиатско-Тихо­океанского региона, разработка угольных бассейнов и других источ­ников углеводородного сырья потребуют интенсивного роста железнодорожных перевозок, создания развитой сети трубопроводов, сооружения линий электропередач, строительства автодорог, развития портового хозяйства в период до 2025 г. Всему этому будет способ­ствовать создание в округе особых экономических зон, например, в рай­оне города Находки, на острове Сахалин, в Магаданской области и др.

В мире насчитывается около 50 тыс. таких особых экономических зон (ОЭЗ), в них занято 60 млн работников, а объем продукции дости­гает 600 млрд дол. США в год. По мнению ученых, отличительное свой­ство этих зон — притягивание на свои орбиты не только иностранных, но и отечественных государственных и частных инвестиций. Созда­ние на Дальнем Востоке особых экономических зон может значитель­но повысить экспортный потенциал приграничных районов и воспол­нить недостаток в них рабочей силы. В соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зо­нах Российской Федерации» эти зоны создаются в целях развития об­рабатывающих производств, высокотехнологичных отраслей, произ­водства новых видов продукции и развития транспортной инфраструк­туры. На территории ДФО могут создаваться ОЭЗ двух типов — про-мышленно-производственные ОЭЗ на площади не более 20 км2 и тех­нико-внедренческие ОЭЗ на общей площади не более 2 км2.

Льготный характер деятельности ОЭЗ заключается в таможенном режиме, при котором иностранные товары размещаются и использу­ются без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную сто­имость, а также без применения запретов и ограничений, установлен­ных в соответствии с законодательством РФ. Российские же товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в со­ответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин. ДФО располагает рядом тер­риторий, подготовленных для функционирования в качестве ОЭЗ: 1) город и порты Находка и Восточный; 2) локальный район в составе Хабаровска; 3) локальный район в составе Комсомольска-на-Амуре; 4) один из районов Владивостока; 5) зона Благовещенск—Хэйхэ; 6) большой Уссурийский остров в районе Хабаровска; 7) локальная зона «Приграничная» на юге Приморского края.

Заинтересованность в участии в названных зонах уже выразили предпринимательские круги Китая, Японии и Южной Кореи. Пред­полагается, например, к 2010 г. выйти через территорию Приморского края на экспорт 80 млн т нефти, в том числе 30 млн т — в Китай. При этом в рамках ОЭЗ в Приморье можно будет разместить совместные предприятия по глубокой переработке нефти на основе новейших тех­нологий. Другим направлением в Приморье может стать использова­ние транспортной инфраструктуры для внутрикитайских морских ка­ботажных перевозок угля, леса, автомобилей. Однако ДФО есть предпосылки по созданию и технико-внедренческих ОЭЗ.

Развитие индустрии туризма является важным фактором расши­рения межгосударственных связей России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Территория Дальнего Востока обладает бога­тейшими природными ресурсами и культурно-историческими памят­никами, которые могут быть весьма привлекательными для туристов. Достаточно назвать уникальные ландшафты Камчатки; «Полюс холо­да» на севере Якутии, Дальневосточный морской заповедник и другие объекты. Близость Дальнего Востока к странам Азии, наличие протя­женной границы с Китаем, незамерзающие морские порты, крупные транспортные артерии создают предпосылки для развития здесь ин­тенсивного международного туризма. Необходимо преодолевать труд­ности, стоящие на пути развития на Дальнем Востоке международно­го туризма.

Контрольные вопросы и задания

1. Охарактеризуйте наиболее значимые составляющие природно-ресурсного потенциала Дальневосточного федерального округа.

2. Какова демографическая ситуация в целом по округу и в от­дельных его субъектах?

3. Назовите главные отрасли промышленной специализации в ок­руге.

4. Каков уровень развития сельского хозяйства в округе?

5. Как будут развиваться транспортные коммуникации на Даль­нем Востоке в обозримой и дальней перспективе?

6. Укажите примеры важнейших инвестиционных проектов, го­товящихся к реализации в Дальневосточном федеральном ок­руге.

7. В каких направлениях развиваются внешнеэкономические свя­зи Дальнего Востока?

8. Почему создание особых экономических зон актуально для дальневосточных регионов?

9. Как идет освоение Охотского морского шельфа и какие проек­ты нефтегазодобычи здесь получили развитие и готовятся к ре­ализации?

10. Каковы основные экологические проблемы на Дальнем Восто­ке?


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.