Состав и особенности экономико-географического положения, уровень социально-экономического развития
' Дальневосточый федеральный округ (ДФО), включающий 10 субъектов Федерации, имеет среди всех округов РФ самую большую протяженную береговую линию, омывается водами Северного Ледовитого и Тихого океанов (табл. 8.1).
Таблица 8.1
Состав Дальневосточного федерального округа (2006 г.)
Регион
Площадь территории, тыс. км2
Численность населения, тыс. человек
Число жителей на 1 км2
Административный центр и наиболее крупные города
Дальневосточный
федеральный
округ
6 169,3
6 547
1,1
Хабаровск
Республика Саха (Якутия)
3 083,5
0,3
Якутск, Нерюнгри, Мирный
Приморский край
164,7
2 019
12,3
Владивосток, Находка, Уссурийск, Арсеньев
Хабаровский край
787,8
1 412
1,8
Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Амурск
Амурская область
361,9
2,4
Благовещенск, Белогорск, Свободный
Камчатская область
464,3
0,8
Петропавловск-Камчатский, Елизово
В том числе Корякский автономный округ
292,6
0,1
Палана
Магаданская область
462,5
0,4
Магадан, Сусуман
Источник: Российский статистический ежегодник. М.: Росстат, 2007. С. 41—43.
Площадь ДФО составляет 36,4% всей территории Российской Федерации, численность населения округа — всего 4,6% от общероссийского показателя (табл. 8.2). ДФО имеет весьма низкую степень заселенности территории (плотность населения составляет здесь 1,1 человек на 1 км2) и недостаточно развитую сеть городских поселений. Удельный вес городского населения в ДФО составляет 76%.
Таблица 8.2
Удельный вес Дальневосточного федерального округа в общероссийских социально-экономических показателях
Показатель
Удельный вес, %
Территория
36,1
Численность населения
4,6
Валовой региональный продукт
4,7
Основные фонды
5,3
Объем отгруженных товаров собственного производства: добыча полезных ископаемых обрабатывающие производства
производство и распределение электроэнергии, газа и воды
6,4 1,5 6,2
Продукция сельского хозяйства
3,6
Строительство
7,5
Инвестиции в основной капитал
6,6
Экспорт
3,9
Импорт
6,1
Источник: Регионы России - 2006. М.: Росстат, 2007. С. 32-35.
Достигнутый уровень социально-экономического развития ДФО, удельный вес в общероссийских показателях указывает на сохраняющуюся низкую долю этого округа в производстве валового регионального продукта, особенно обрабатывающих производств, и сельского хозяйства. Показатели внешнеторговых связей — удельный вес экспорта и импорта — также невелики.
В начале 90-х гг. XX в., когда в России начались экономические реформы, государство впервые за многие годы отказалось от проведения какой-либо акцентированной экономической политики в отношении Дальнего Востока. К 2004 г. промышленный потенциал сократился по сравнению с 1991 г. почти вдвое, объем промышленной продукции — на 60%, инвестиции — на 80%. Произошел обвал экономических связей с другими районами страны. От полного краха социально-экономическая система удержалась только за счет переориентации связей района на внешние рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Вместе с тем возросла доля продукции, производимой для нужд самого района (с 19 до 76%), что свидетельствует об автаркизации хозяйственного развития округа.
В середине 1990-х гг. была разработана и принята Федеральная целевая программа экономического и социального развития Дальнего Востока на период 1996—2005 гг., которая практически ознаменовала возврат государства к принципам господдержки. Это была единственная федеральная программа, которая получила статус президентской, однако эффективность ее была крайне низкой. Ее реализация была более популистским шагом, чем реальной мерой по подъему экономики ДФО. Например, в период 1999—2001 гг. из профицитных федеральных бюджетов на программу было выделено около 3,3 млрд руб. (в 2001 г. — всего 10 млн руб.), причем затраты на данную программу в этот период составили всего около 11% от планируемых.
В результате недостаточного финансирования программы Дальний Восток продолжал терять свои позиции практически по всем ключевым параметрам социально-экономического развития. В частности, практически нереализованными остались программы развития энергетического комплекса. Тарифы на электроэнергию стали в 1,7 раза выше, а на тепло — в 2,2 раза выше средних тарифов по России. Прекратилась реализация программ развития транспортной инфраструктуры, почти не выделялись средства на развитие жизнеобеспечивающих сфер экономики района и на поддержание реального сектора. В критическом положении оказалась рыбная промышленность, произошло сильное физическое старение дальневосточного флота. Добыча биоресурсов в Дальневосточном бассейне к 2006 г. сократилась по
сравнению с 1990 г. почти на 2,5 млн т. На грани выживания оказались тысячи людей в многочисленных рыбацких поселках на побережье и островах, где единственным занятием был рыбный промысел. В целом Дальний Восток потерял в 1991—2005 гг. более 1,8 млн человек населения.
Уровни социально-экономического развития субъектов ДФО сильно дифференцированы. Для их оценки можно воспользоваться данными Минэкономразвития, согласно которым выделяется шесть групп регионов (оценка проводилась по 13 индикаторам). В группу с высоким уровнем социально-экономического развития ни один субъект Дальнего Востока не попал. В группу с уровнем развития выше среднего вошли Магаданская область, республика Саха (Якутия) и Сахалинская область. В группе со средним уровнем развития оказался только Чукотский АО. В группу регионов с уровнем развития ниже среднего вошел Хабаровский край. В группу регионов с низким уровнем развития вошли Камчатская, Амурская области, Еврейская АО и Приморский край. В группу с крайне низким уровнем развития субъекты Дальнего Востока не вошли. То есть 74% населения ДФО живут в условиях с уровнем социально-экономического развития ниже среднего по России, в том числе 53% — в условиях низкого уровня. А если большинство населения живет в неблагополучных социально-экономических условиях, такой регион вряд ли можно отнести к благополучным.
Природно-ресурсный потенциал
Дальний Восток занимает уникальное географическое положение в России. Он расположен на северо-восточной оконечности Евразийского материка, протянувшегося почти на 4 тыс. км вдоль Тихого океана, и в то же время широким фронтом выходит к Северному Ледовитому океану. ДФО часто называют тихоокеанским фасадом России, соседствующим с США, Китаем, Японией и КНДР. На долю округа приходится 29% (17,7 тыс. км с островами) общероссийской береговой линии, включающей первоклассные заливы и бухты, в том числе и незамерзающие на юге Приморья.
ДФО — обширная территория с разнообразными природными ландшафтами и довольно различными климатическими условиями. Он расположен между арктическими пустынями на Севере (остров Врангеля) и Уссурийской тайгой на юге, где присутствуют даже элементы субтропической растительности — актинидия, лимонник, дикий виноград и др.
На большей части территории округа преобладает горный рельеф, но есть и равнины с плодородными почвами — Зейско-Буреинская и Приханкайская, являющиеся основными житницами Дальнего Востока. Низменности и плоскогорья преобладают на территории Центральной и Западной Якутии. Причем горный рельеф, как правило, обусловливает удорожание различных видов хозяйственной деятельности в округе.
Климат в округе меняется: его континентальность увеличивается с юга на север и с востока на запад. Зимой на большей части территории Саха (Якутия) формируется мощный Сибирский антициклон, который создает здесь длинные и холодные зимы с температурой до -50 °С. Потоки холодного воздуха отсюда идут в прибрежную зону ДФО. Лето здесь короткое, но теплое, причем на крайнем юге во второй половине лета идут сильные муссонные дожди, вызывающие большие наводнения, которые наносят ущерб многим хозяйственным производствам, и прежде всего сельскохозяйственным. Климатические условия юга Дальнего Востока позволяют выращивать наряду с основными продовольственными культурами и теплолюбивые: рис, кукурузу на зерно, сахарную свеклу, сою, арбузы, виноград. Резкие климатические различия и разнообразие природных условий вызывают следующую закономерность: условия изменяются от благоприятных для жизни людей на юге до крайне неблагоприятных на севере рассматриваемой территории.
В растительном покрове Дальнего Востока обычно выделяют три основные зоны: тундру, тайгу и хвойно-широколиственные леса. Главная порода тайги — лиственница, а в хвойно-широколиственных лесах произрастают кедр, ель, пихта, сосна, дуб, липа, ясень, клен, дикий орех, бархат и другие ценные древесные породы. Большое промышленное значение имеет сосна, ель, пихта. В целом же лесом покрыто до 42% территории Дальнего Востока.
Выход Транссибирской, Байкало-Амурской железнодорожных магистралей и Северного морского пути через Евразию к незамерзающим морским портам ДФО формирует базу для международных транзитных перевозок — сухопутно-морских, морских и воздушных — стран Азиатско-Тихоокеанского региона с Россией и странами Европы. Возникают предпосылки для создания здесь предприятий по переработке экспортно-импортного сырья, для развития международного туризма. И все же пока говорить о едином дальневосточном экономическом пространстве весьма сложно, так как на сегодняшний день он представляет собой архипелаг «островных» территорий. Сейчас ДФО фактически разделен на два анклава: Север (Республика Саха (Якутия),
Магаданская область и др.) и Юг (Сахалин, Хабаровский край и др.). Причем некоторые субъекты самостоятельно обеспечивают себе выход на внешний рынок. Прежде всего это Саха (Якутия) с ее запасами алмазов, углеводородного сырья И др. и Сахалинская область с огромными шельфовыми запасами нефти и газа.
Дальний Восток выделяется в Российской Федерации наличием уникальных, имеющих мировое значение минерально-сырьевых, топливно-энергетических, лесных и морских биологических ресурсов. Здесь сосредоточено около 81% запасов и почти 100% добычи российский алмазов, 95% олова, 90% борного сырья, 80% сурьмы, 63% ртути, 41% плавикового шпата, 24% вольфрама, крупные запасы цинка, свинца, 33% запасов и 50% добычи золота, серебра, редкоземельных элементов и др. В округе имеются крупные запасы железной руды, угля (40% учтенных в России запасов), нефти и природного газа. Многие месторождения полезных ископаемых расположены в труднодоступных местах и малонаселенных районах, где практически нет транспортных коммуникаций.
В пределах 200-мильной зоны Дальневосточный округ располагает морской и океанической акваторией площадью 3,5 млн км2. По прогнозным оценкам, недра шельфа дальневосточных морей содержат 29 млрд т углеводородов. Общий объем биологических ресурсов в российской экономической зоне Тихого океана и его морей составляет 26 млн т рыбы и морепродуктов.
В федеральном округе сосредоточено 26% общероссийских запасов древесины, 42% гидроэнергетического потенциала России, добывается около 70% рыбы и морепродуктов страны. Здесь расположено 60% всех промысловых мощностей флота России, в том числе добывающих — 61%, обрабатывающих — 85% и транспортных — 55%.
Население
В ДФО наблюдается тенденция к снижению естественного прироста: с -3,5 человек на 1000 населения в 2001 г. до -3,8 человек на 1000 населения в 2006 г. Численность населения снижается как в целом по округу — до нынешних 6,5 млн человек в 2006 г., так и по отдельным субъектам Федерации. В частности, численность населения Республики Саха (Якутия) снизилась с 958 тыс. человек в 2001 г. до 950 тыс. в 2006 г.; в Приморском крае — с 2120 тыс. до 2019 тыс.; в Хабаровском крае — с 1460 тыс. до 1412 тыс.; в Амурской области — с 923 тыс. до 881 тыс.; в Камчатском крае — с 367 тыс. до 349 тыс.; в Магаданской области - с 194 тыс. до 172 тыс.; в Сахалинской области — с 560 тыс. до 526 тыс.; в Чукотском автономном округе — с 57 тыс. до 51 тыс.; в Еврейской автономной области — с 193 тыс. человек в 2001 г. до 187 тыс. в 2006 г. Численность городского населения сократилась с 5182 тыс. человек в 2001 г. до 4855 тыс. в 2006 г. В частности, численность населения в г. Владивостоке сократилась с 654 тыс. человек в 1996 г. до 584 тыс. в 2006 г., в Хабаровске - с 616 тыс. человек до 578 тыс., в Комсомольске-на-Амуре - с 304 тыс. человек до 273 тыс., в Благовещенске — с 218 тыс. человек в 1996 г. до 212 тыс. в 2006 г.
Сокращается как общая численность населения, так и численность активного населения, в том числе занятого в экономике. При этом уменьшаются число безработных и уровень безработицы. Возрастной состав населения в районе на 1 января 2006 г. составил: 17,9% - лица моложе трудоспособного возраста, 66% - в трудоспособном возрасте и 16,1% — лица старше трудоспособного возраста; доля женщин — 51,7%, мужчин - 48,3%.
Национальная структура населения характеризуется преобладанием русских - 83%, народов Севера - 7,3%; проживают также корейцы - 1,5%, китайцы - 1,4% и др. народности. На Камчатке проживают коряки и ительмены; в бассейне Амура, ниже Хабаровска, — нанайцы и ульчи, к востоку от Нижнего Амура - орочи; на севере Хабаровского края - эвены, в Саха (Якутии) - якуты и т.д.
Традиционная особенность ДФО -- острый дефицит рабочей силы. Ежегодно сюда привлекают трудовые ресурсы из других районов Российской Федерации, однако из-за суровых природных условий, особенно в северных районах, и отставания в развитии социальной инфраструктуры приживаемость мигрантов низка, а отток населения за пределы ДФО велик. Особенно обострилась эта тенденция в связи с прекращением государственной поддержки некоторых менее рентабельных производств на севере округа.
Активные миграционные процессы с соседними зарубежными государствами способствуют существенному увеличению в ДФО численности китайцев и корейцев, форсируют развитие ассимиляции, определяют снижение доли славянского населения в округе.
Ведущие отраслевые комплексы
Хорошая обеспеченность природными ресурсами, суровые климатические условия, удаленность от регионов Центральной России, специфика исторической судьбы определили особенности экономики Дальнего Востока. Основными отраслями рыночной специализации здесь являются в промышленности — цветная металлургия (добыча и обработка цветных и драгоценных металлов, а также алмазов), машиностроение (судостроение и судоремонт), лесная промышленность, рыбная промышленность; в сельском хозяйстве — производство риса и сои, а также пушной промысел, из других отраслей - морской транспорт.
Валовой региональный продукт в Дальневосточном федеральном округе удвоился с 2000 г., хотя был дифференцированным по отдельным субъектам. В целом же он составляет менее 5% всего продукта РФ и распределялся с небольшим перевесом в пользу отраслей производящих услуги, а среди отраслей, производящих товары, выделялась промышленность, на которую приходилась '/3 товарного производства (табл. 8.3).
Таблица 8.3
Отраслевая структура валового регионального продукта Дальневосточного федерального округа (2005 г.)
Отрасль
Удельный вес, %
Отрасли, производящие товары:
46,3
промышленность
31,3
сельское хозяйство
4,0
строительство
10,4
Отрасли, производящие услуги:
52,5
транспорт
11,1
связь
2,3
торговля и коммерческая деятельность
11,9
Источник: Регионы России - 2006. М.: Росстат, 2007. С. 355-357.
Расчеты индикаторов по девяти субъектам ДФО показали, что в четырех из них объем ВРП на душу населения выше, чем в среднем по округу (Республика Саха (Якутия), Чукотский и Корякский АО, Сахалинская область), в трех - на уровне среднего по округу, а в трех -значительно ниже (Хабаровский край, Амурская область, Еврейская АО). Примерно так же складывались различия среднедушевых денежных доходов населения и объема розничного товарооборота.
Промышленное производство ДФО включает несколько отраслей специализации — рыбную промышленность, лесную промышленность и цветную металлургию.
Рыбная промышленность. Основной промысел рыбы и морепродуктов ведется в Беринговом, Охотском и Японском морях. Почти половину уловов рыбы дает Приморский край, 2/5 - Камчатка и Сахалин, а остальную часть — Хабаровский край и Магаданская область.
Основную часть улова рыбы дают крупные рыболовные суда. Ассортимент промысловых рыб разнообразен. Для увеличения количества лососевых рыб заключено специальное соглашение между Россией и Японией о регулировании их лова; в Камчатском крае простроены заводы по искусственному разведению лососевых и других ценных пород рыб. У южных и западных берегов Камчатки и у Курил ведется лов крабов. Создано несколько крабоконсервных производств, продукция которых имеет большой спрос на мировом рынке. На Дальнем Востоке ведется промысел моржей, тюленей, котика и т.д. Стоит задача освоить добычу более широкого круга морепродуктов: пищевых водорослей, моллюсков, креветок, трепангов, мидий, кальмаров, которыми богаты прибрежные морские воды. Наиболее крупные береговые рыбохозяйственные объекты концентрируются в районах морских портовых центров — городов Владивостока, Находки, Ванино, Корсакова, Холмска, Петропавловска-Камчатского, Магадана.
Специфика рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока состоит в том, что добыча сырья обеспечивается за счет океанического рыболовства, причем почти 98% его приходится на экономическую зону России. Все это вызывает необходимость пропорционального развития флота различных направлений — добывающего, обрабатывающего, транспортного, вспомогательного, — а также обслуживающей его инфраструктуры.
Стоит задача увеличения объемов прибрежного лова. Ее выполнение позволит увеличить число занятых в рыбной промышленности до 40 тыс. человек и будет способствовать развитию промышленной марикультуры. Предполагается модернизация рыболовного флота, а также строительство на Дальнем Востоке новых судов, прежде всего для развития флота прибрежного рыболовства. Дальнейшее развитие береговой обрабатывающей базы рыбной промышленности в ДФО предусматривает реконструкцию и техническое перевооружение производства, чтобы обеспечить выпуск рыбной продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках.
Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Предприятия лесного комплекса ДФО заготавливают примерно '/3 расчетной лесосеки, что свидетельствует о больших резервах для увеличения лесозаготовок. Основные лесозаготовительные базы расположены по Нижнему и Среднему Амуру и всей Уссури, Средней Зее и Бурее, а также в центре и на юге Сахалина. Вырубаются лиственница, ель, кедр и пихта, а также широколиственные леса. Лесопиление получило развитие в Хабаровском и Приморском краях, Республике Саха, Амурской и Сахалинской областях, откуда довольно много пиломатериалов поступает на экспорт. Производство пиломатериалов на Дальнем Востоке увеличилось с 673 тыс. м3 в 2000 г. до 1234 тыс. м3 в 2005 г. Целлюлозно-бумажная промышленность развита на Южном Сахалине, картона — в Хабаровском крае, клееной фанеры — в Приморском и Хабаровском краях. Деревообрабатывающая промышленность (домостроение, производство тары, мебели, фанеры) развита недостаточно, и это сдерживает развитие лесозаготовок. В перспективе важное значение имеет расширение глубокой переработки древесины, в том числе в зоне Байкало-Амурской магистрали.
Цветная металлургия представлена добычей золота, алмазов, оловосодержащих, вольфрамовых, свинцовых и других руд, а также производством свинца. Золотодобыча относится к старейшим отраслям в ДФО. Она давно ведется в бассейнах рек Зеи, Селемджи, Бурей, Ам-гуни, горах Алданского нагорья, Хингана и Сихотэ-Алиня. Две трети всего золота России дают Магаданская область и Республика Саха (Якутия). Причем основная проблема в отрасли — переход от россыпной к рудной добычи золота. Добыча алмазов осуществляется на западе Республики Саха (Якутия).
Вольфрамовая промышленность сосредоточена в Магаданской области и Приморском крае; перспективны месторождения вольфрама в Якутии. Добыча сурьмы осуществляется в Якутии. В Приморском крае расположено крупное месторождение плавикового шпата — Вознесенское, на базе которого работает Ярославский ГОК. В ДФО работают несколько предприятий оловянной промышленности — ГОКи Депутатский, Солнечный, Хинганолово, Иультинский, Хрус-тальненский. Стоят задачи по расширению добычи цветных металлов: олова — в Хабаровском крае, марганца — в Еврейской АО, редкоземельных металлов — в Саха (Якутии), свинцово-цинковых и вольфрамовых — в Приморском крае. Необходимо обновление оборудования на предприятии по производству свинца в Рудной Пристани (Приморский край).
Важное значение для округа имеет черная металлургия. Увеличиваются мощности завода «Амурсталь», но потребность в металле растет довольно быстро, а завоз в район металла требует высоких транспортных издержек. В результате в г. Комсомольске-на-Амуре построен еще один — передельный — минизавод. Если в 2000 г. ДФО производил 400 тыс. т стали, то в 2005 г. - 800 тыс. т.
В составе комплекса машиностроения и металлообработки представлены многочисленные предприятия различных подотраслей. Наибольшее развитие получили предприятия судостроения и судоремонта, связанные с рыбной промышленностью, а также морским и речным транспортом. В морских и речных портах Дальнего Востока строятся малые и средние суда, ремонтируются крупные. Заметное развитие здесь получили электротехника, производство энергетического оборудования, станкостроения и целый ряд других подотраслей машиностроения. Основные центры — Владивосток, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Уссурийск, Арсеньев.
В округе представлены также отрасли машиностроения по производству и ремонту сельскохозяйственных машин, средств транспорта, техники для горной и лесной промышленности. Развито военное судостроение. Передовые отрасли военно-промышленного комплекса опираются на научный потенциал европейской части страны. Это сборочные и ремонтные заводы — самолеты «Су» (Комсомольск-на-Амуре), многоцелевые вертолеты «Черная акула» (Арсеньев), атомные подводные лодки (Большой Камень).
Топливно-энергетический комплекс ДФО развивается опережающими темпами. Если в 2000 г. здесь добывалось 28,4 млн т угля, то в 2005 г. его добыча составила 32,5 млн т. Основными источниками добычи углей были предприятия Приморского, Хабаровского краев и Магаданской области. Сейчас ведущее место в угледобыче принадлежит Южно-Якутскому угольному бассейну. Добыча нефти возросла с 3,7 млн т в 2000 г. до 4,4 млн т в 2005 г., причем нефть с северо-востока Сахалина поступает по двум нефтепроводам в Комсомольск-на-Амуре и Хабаровск.
Производство электроэнергии на ДФО возросло с 38,8 млрд кВт-ч в 2000 г. до 40,6 млрд кВт-ч в 2005 г. В южной зоне Дальнего Востока сосредоточены основные электроэнергетические мощности, объеди-неннные в единую энергосистему. Энергоузлы на севере района работают изолированно, отличаются меньшей мощностью и обеспечивают локальные потребности. В южной части района преобладают ГРЭС и ТЭЦ; крупнейшая ГЭС — Зейская, кроме нее работают ГЭС на Бурее, Вилюе и Колыме, а на севере — Билибинская АТЭЦ. Перед районом стоит задача удовлетворить энергетические потребности за счет собственных ресурсов.
Сельское хозяйство. В вопросах социально-экономического развития ДФО важная роль принадлежит сельскому хозяйству. Основные сельскохозяйственные угодья здесь расположены в Среднем Приамурье, Приуссурье и на Приханкайской равнине, на их долю приходится 95% посевной площади Дальнего Востока. Из 3 млн га посевных площадей района под зерновыми культурами занято примерно 40%, под соей — 35%, под картофелем и овощами — 6—7%, под кормовыми — 15—20%. Среди зерновых распространены пшеница, ячмень, овес и гречиха, но их урожайность пока остается ниже среднероссийской. На долю Дальнего Востока приходится более 90% всех посевов сои. В южной части района выращивается картофель и овощи. Горные таежные районы богаты пушным и другим промысловым зверьем, поэтому здесь развит охотничий промысел и звероводство.
На Дальнем Востоке разводят крупный рогатый скот, свиней и оленей. Продуктивность крупного рогатого скота ниже среднероссийского уровня. По разведению крупного рогатого скота и свиней выделяются Приморский край и Амурская область, оленей — Якутия, Магаданская и Камчатская области. Мясная продукция завозится сюда из Западной Сибири, европейских районов и зарубежных стран, поэтому важнейшей проблемой является полная обеспеченность населения свежими молочными продуктами и мясом. Некоторые регионы Дальнего Востока полностью обеспечивают себя собственным картофелем и овощами и даже имеют избытки этой продукции.
Большое значение имеет дальнейшее развитие тех отраслей сельского хозяйства, по которым Дальний Восток специализируется в общероссийском разделении труда: выращивание сои, риса, клеточное звероводство, пантовое оленеводство, культивирование и сбор лекарственных трав. ДФО располагает возможностями как для интенсивного, так и для экстенсивного расширения сельского хозяйства.
Транспорт и отрасли непроизводственной сферы
Уязвимое место региона — слабая транспортная связь с основной территорией России. Практически отсутствует надежное автомобильное сообщение с другими районами России, внутренние связи между отдельными субъектами весьма слабы. Железнодорожных магистралей две — Транссибирская и Байкало-Амурская (Транссиб и БАМ), повсеместно функционируют лишь воздушный транспорт. Непомерно возросшие железнодорожные тарифы экономически отрезали Дальний Восток от остальных, особенно европейских, регионов России. В перспективе первостепенное значение в деле превращения российского Дальнего Востока в международный транспортный коридор, связывающий государства Еврозоны с Японией и другими азиатскими странами, будет иметь развивитие железнодорожной транспортной системы. Пока же густота железнодорожных путей общего пользования составляет 13 км на 10 тыс. км2 территории ДФО в 2005 г. против 50 км на 10 тыс. км2 по России в целом. Более половины железнодорожных перевозок на Дальнем Востоке обеспечивают местные перевозки (уголь, нефтепродукты и строительные материалы). Основная действующая в округе магистраль — Транссиб (9288 км от Москвы до Владивостока через Челябинск). Ее техническая оснащенность позволяет перевозить до 130 млн т грузов, в том числе до 250 тыс. контейнеров международного транзита в двадцатифутовом эквиваленте. За последние годы на Транссибе и БАМе завершена реконструкция мостовых переходов, в том числе через р. Амур. Закончено строительство уникального Северо-Муйского тоннеля. Строительство автомобильно-железнодорожного моста через Амур позволит увеличить пропускную способность Транссиба. Сейчас рассматривается проект продления Транссиба через о. Сахалин до Японии, что удешевит железнодорожные перевозки. В долгосрочной перспективе Транссиб и БАМ будут использоваться для транспортировки продукции глубокой переработки.
Морской транспорт играет ключевую роль в северных поставках грузов и в связях с о. Сахалином (17% всех грузовых перевозок на Дальнем Востоке). На Дальнем Востоке находится большой участок Северного морского пути - главной магистрали России в Арктике (5600 км от Карских ворот до бухты Провидения). Но оценкам экспертов, поток грузов по Северному морскому пути к 2015 г. может достигнуть 14—15 млн т. После завершения строительства Амуро-Якутской железнодорожной магистрали (АЯМ) открывается возможность создания нового маршрута: Северный морской путь — река Лена — АЯМ — Транссиб — страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Отечественный морской транспортный флот обеспечивает экспортно-импортные перевозки примерно на одну треть. Россия практически лишилась на Дальнем Востоке современного контейнерного, танкерного, пассажирского флота. Доля обрабатываемых в портах Дальнего Востока иностранных судов достигает 75%. На территории ДФО находится 332 порта и портовых пункта. Их мощность составляет 80 млн т, причем их загруженность составляет 60—70%. Основной объем перевозки грузов между Россией и странами Азиатско-Тихоокеанского региона проходит через дальневосточные порты — Владивосток, Находка, Восточный, Ванино, Советская Гавань, Магадан, Корсаков. Причем Владивосток, Находка и Восточный являются глубоководными портами, и, к сожалению, их мощности используются на 60%. Новые портовые транспортно-технологические комплексы создаются здесь как условия освоения нефтегазовых месторождений и раз-, витие транзита. Например, транзитный грузопоток в Китай проходит через порт Зарубино и другие порты на юге Приморья.
Воздушный транспорт ДФО используется для перевозки на дальние расстояния авиапассажиров, а также наиболее ценных и дорогостоящих грузов. Из числа аэропортов Дальнего Востока, имеющих статус международных, можно отметить Владивосток, Хабаровск, Южно-Сахалинск, Благовещенск. Есть проект организации авиамаршрутов из Северной Америки в Юго-Восточную Азию через Северный Ледовитый океаН, Сибирь и Якутию.
Развитие отраслей непроизводственной сферы имеет принципиальное значение для Дальнего Востока. Отрасли непроизводственной сферы благотворно влияют на закрепление населения, особенно в южных районах Дальнего Востока. В частности, отток населения из северных регионов Дальнего Востока желательно перевести не за пределы района, а в южную зону ДФО. Вполне понятно, что дальнейшее развитие отраслей непроизводственной сферы будет этому способствовать.
За период 2001—2005 гг. произошло значительное расширение отдельных отраслей этой сферы. В частности, оборот розничной торговли в районе увеличился со 125 402 млн до 286 078 млн руб., объем платных услуг населению возрос с 49 467 млн до 133 416 млн руб. Выросли объемы услуг связи, коммунальных услуг и т.д. Растет ввод в действие жилых домов с 882 тыс. м2 общей площади до 934 тыс. м2. Вместе с тем увеличился ввод в действие индивидуальных жилых домов, построенных населением за счет собственных заемных средств.
Внешнеэкономические связи
Дальневосточный федеральный округ располагает довольно мощным экспортно-импортным потенциалом и представляет собой один из основных грузообразующих регионов России в ее связях со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Основными экспортируемыми товарами ДФО являются лес, неф-тегрузы, морепродукты. В импорте региона преобладают грузы потребительной направленности. Основные внешнеторговые грузы, вывозимые через ДФО, — это топливно-энергетические товары из Сибири и металлургические — из Сибири и с Урала. Важнейшими внешнеэкономическими партнерами Дальнего Востока в Азии являются Китай, Южная Корея, США и Япония. Из стран СНГ в связях со странами АТР выделяются Казахстан и Узбекистан. Внешнеторговый оборот Дальнего Востока возрос с 5,2 млрд дол. США в 2000 г. до 14,5 млрд в 2005 г.
Около 55% вывозимого из ДФО леса (главным образом из Хабаровского края) идет на экспорт в страны Азии. В 2005 г. 53% экспорта и 14% российского импорта приходилось на Хабаровский край. В Приморском крае китайский импорт формирует около 85% розничной торговли овощами, 99% — фруктами, примерно 80% — одеждой и обувью. Более 41% внешнеторгового оборота Приморского края приходится на Китай.
Значительным резервом развития внешнеторговых поставок служит приграничная (прибрежная) торговля, практикующаяся между субъектами Дальнего Востока с провинциями Китая и префектурами Японии. Существующая в округе транспортная инфраструктура (Транссиб, БАМ, морские порты, крупные аэропорты, автомобильные дороги) используются для обеспечения внешнеторговых связей российских субъектов со странами Азии. В решении проблем расширения внешнеэкономических связей России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона — Китаем, Японией, Южной Кореей и др. — важное значение имеет превращение ДФО в завершающие звено трансконтинентальных перевозок между странами Европы и Азии.
Внутренние территориальные различия
В советский период на территории Дальневосточного Юга сложились несколько промышленных узлов и центров. Вдоль Транссиба в приамурской полосе образовалось два промышленных узла — Хабаровский и Приамурский (Зейско-Буреинекий); вдоль БАМа — Ком-сомольский-на-Амуре, Тындинский, Зейско-Селемджинский, Ургаль-ский. В южной части района выделились Южно-Приморский, Дальнегорско-Кавалеровский, Приханкайский и Южно-Сахалинский узлы и центры. К Дальневосточному Югу стал тяготеть Камчатский край, где большую роль играет Петропавловск-Камчатский рыбопромышленный центр.
На дальневосточном Севере появились районы пионерного освоения, многие из которых имеют существенные перспективы для дальнейшего развития.
На территории Республики Саха (Якутия) сложилось несколько перспективных районов, промышленных узлов и центров. В Центрально-Якутском промышленном районе ведущим является Якутский промышленный узел. Здесь возможно формирование второго промышленного ядра района севернее Якутска, в пределах Ленно-Вилюйской газоносной провинции. Западно-Якутский район имеет алмазодобывающую специализацию. Восточно-Якутский район сформирован как горнопромышленный район со специализацией на добыче олова, вольфрама, золота и некоторых других полезных ископаемых. Южно-Якутский промышленный комплекс развивается на базе месторождений коксующихся углей, железной руды, а также слюды, золота, апатитов итд.
В Магаданской области сформировался Центрально-Магаданский район, включающий Магаданский узел, который образовался как опорная промышленная и транспортная база освоения данной территории, а также Сусуманский, Ягоднинский и Омсукчанский центры с золотодобывающей специализацией.
Чукотский АО обладает существенными потенциальными ресурсами ценных и полезных ископаемых: золота, олова, вольфрама, ртути и т.д. Здесь формируются следующие горнопромышленные узлы: Западно-Чукотский (в составе Чаунского и Билибинского), Восточно-Чукотский (оловянно-вольфрамовый Иультинский центр и золотодобывающие прииски) и Анадырский (Анадырский промышленно-транспортный и Беринговский центры).
Экологическая ситуация
Большая часть территории Дальневосточного региона, на долю которого приходится почти 2/5 территории страны, еще не подвергалась сильному антропогенному воздействию, главным образом из-за экстремальных для обитания человека условий и значительной удаленности от промышленно развитых районов. Однако в местах постоянной или даже временной жизнедеятельности населения состояние природной среды, как правило, критическое.
В регионе к экологически неблагополучным относятся в первую очередь Хабаровск, Южно-Сахалинск, Благовещенск и Магадан, включенные в список городов с наиболее неблагоприятной экологической обстановкой, а также Владивосток, Комсомольск-на-Амуре, Якутск и др. В Хабаровске, например, пылевое загрязнение атмосферы постоянно превышает ПДК в 10 и более раз, в Комсомольске-на-Амуре стабильно отмечается критическое (до 20 и более ПДК) содержание в воздухе окиси углерода. Самое большое количество вредных веществ в атмосферу выбрасывается в Приморском крае (более четверти общих выбросов в регионе). Неблагоприятная экологическая ситуация в регионе связана и с состоянием энергетики, поскольку значительная часть тепловых электростанций работает не на газовом, а на твердом и жидком топливе, которое дает наибольшее количество выбросов в воздушную среду.
Значительных величин достигают сбросы загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты региона: в Хабаровском и Приморском краях, Амурской области их суммарный объем превышает 800 млн м3 в год. В Приморье 4/5 стоков не проходит нормативную очистку. В водоемы вместе с промышленными и коммунально-бытовыми стоками попадают фосфор, фенолы, медь, цинк, нефтепродукты, взвешенные вещества и др.
Основными источниками загрязнения воды р. Лены и ее бассейна являются суда речного флота, портовые сооружения, судоверфи, нефтебазы, предприятия золото- и алмазодобывающей промышленности, а также объекты ЖКХ. Сточные воды промышленных предприятий городов Хабаровска, Амурска, Комсомольска-на-Амуре, Николаевска-на-Амуре загрязняют протекающий по территории Амурской области и Хабаровского края р. Амур. Загрязнению подвергаются и другие дальневосточные реки и водоемы, в том числе имеющие важное рыбохо-зяйственное значение. Например, в Амурской области воды рек Кив-ды, Тынды, Большой Перы, Бурей и в Магаданской области — рек Тенке, Омчак, Сугой в последние годы оцениваются как «грязные» и «очень грязные», остальные водные объекты — как «умеренно загрязненные» и «загрязненные».
Крупнейшими источниками поступления загрязняющих веществ в реки бассейна Колымы служат сточные воды предприятий золотодобывающей промышленности и жилищно-коммунального хозяйства, а также в периоды паводков — поверхностный сток с территорий населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий.
Многолетняя эксплуатация месторождений золота в Магаданской области обусловила формирование специфических техногенных систем, существенно отличающихся от природных по своему строению и функционированию. В бассейне р. Колымы уже произошло изменение состава вод от карбонатного к сульфатному. Это весьма тревожный признак, так как вся местная экосистема на протяжении тысячелетий формировалась в карбонатной водной среде.
Урон природе Камчатки наносится также интенсивной вырубкой лесов по берегам водоемов, в том числе в водоохранных зонах, а также сплав древесины, что заметно ухудшает состояние воды, приводит к уничтожению нерестилищ ценных пород рыбы в реках. На Камчатке—в самом на первый взгляд экологически чистом районе Дальнего Востока — вылавливается теперь в среднем 35—45 тыс. т лососевых, что в 2,5—3 раза меньше, чем несколько десятков лет назад.
Резкое падение улова наиболее ценных лососевых рыб отмечается во всем Дальневосточном регионе. В Приморье бухта Золотой Рог утратила рыбохозяйственное значение, и восстановления рыбных запасов здесь не предвидится из-за высокого накопления токсичных веществ в донных отложениях. В Амурском и Уссурийском заливах по той же причине сокращаются нерестилища приморской сельди, снижаются запасы красноперки, наваги, корюшки. В прибрежных водах исчезли камбала и терпуг, не подходит камчатский краб. По оценкам Тихоокеанского НИИ рыбного хозяйства и океанографии (ТИНРО), ежегодный ущерб биоресурсам в результате загрязнения залива Петра Великого (включающего Амурский, Уссурийский и Находкинский заливы) превышает 1 млрд руб.
Положение Дальнего Востока в быстро развивающемся Азиатско-Тихоокеанском регионе по соседству с Китаем и Японией обусловливает все больший спрос на его природные ресурсы при одновременном повышении требований к экологически безопасному хозяйствованию. Вместе с тем здесь еще преобладает малоэффективное использование минерального и древесного сырья. При обогащении теряется свыше 2/5 олова, '/4 свинца, цинка, вольфрама, а общие потери попутных компонентов достигают 90%. Быстро истощается лесосырьевая база в южной части Хабаровского и Приморского краев. В этих регионах при низком (на уровне 25%) использовании расчетной лесосеки и незначительной глубине переработки древесины (ей подвергается не более 30% сырья) общие потери древесины при ее заготовке и последующей переработке достигают 60% и более.
Значительная часть территории Дальнего Востока относится к Крайнему Северу. Крайний, или, как его еще называют, Дальний Север, включает окраины материка Евразия, моря и острова Северного Ледовитого и Тихого океанов. Его южная граница в Дальневосточным регионе опускается примерно до 60° северной широты и выходит к побережью Охотского и Берингова морей.
К особенностям природы Крайнего Севера относятся: низкие значения солнечного радиационного баланса, близкие к 0° средние температуры воздуха в летний период при отрицательных среднегодовых температурах, существование ледников, многолетней мерзлоты на материковой суше, преобладание арктических пустынь и тундр. Природа Севера очень уязвима и легко разрушается при воздействии на нее. Нарушение функций экосистемы и неспособность к самоочищению даже от малых выбросов загрязняющих веществ обусловливаются их низкой биологической продуктивностью: ежегодный прирост фитомас-сы и ее общие запасы на единицу площади на Севере в 5—15 раз меньше, чем в более южных зонах (тайге, лесостепи, степи); то же относится к почвенной микрофауне и микрофлоре. Ситуация с загрязнением водных источников на Севере усугубляется особенностями северной природы: длительным периодом ледостава, наличием многолетней мерзлоты, нередко выступающей в роли водоупора, низкой самоочищающей способностью рек.
Зона Крайнего Севера подвержена радиационному загрязнению. Одним из потенциально экологически опасных объектов радиоактивного загрязнения является хранилище отходов Билибинской АЭС на Чукотке. Станция эксплуатируется с 1974 г., здесь уже скопилось до 600 t отработанного ядерного топлива и около 700 т жидких радиоактивных отходов. Хранилище заполнено почти полностью, и через два-три года складировать их просто будет негде.
Непродуманная стратегия хозяйственного освоения природных богатств Крайнего Севера ставит под угрозу само существование уникальных тундровых и таежных ландшафтов. По оценкам экологов, при существующей практике природопользования экосистемы разрушены на 20—30% арктических площадей, составляющих всю территорию их активного освоения. В последующие 10—15 лет Крайний Север может лишиться лишайного покрова, что приостановит оленеводство, пушной промысел и отстрел диких оленей — основную отрасль природопользования коренного населения.
Важным направлением сохранения легкоранимой северной природы должно стать создание природоохраняемых территорий. К сожалению, в отличие от зарубежного, на российском севере система особо охраняемых территорий развита заметно слабее. Здесь их доля не превышает 1—2% общей площади.
В 1976 г. был учрежден государственный заповедник на острове Врангеля, расположенном в Арктике на стыке Восточно-Сибирского и Чукотского морей. Здесь находится единственная в стране колония белых гусей, внесенных в Красную книгу, обитают белые медведи. В заповеднике имеются самые крупные в мире лежбища моржей, где в отдельные годы скапливается несколько десятков тысяч экземпляров. В созданном в 1984 г. Усть-Ленском заповеднике площадью 1,4 млн га охраняются занесенные в Красную книгу тундряной лебедь и розовая чайка, а всего в заповеднике обитает около 60 видов птиц и множество других представителей северной фауны.
Разрабатываются проекты создания на Крайнем Севере Дальнего Востока и других природоохраняемых территорий, в частности Чукотского тундрового горно-долинного заповедника на крайнем северо-востоке округа.
Основные направления отраслевого и территориального
развития
Для устойчивого развития экономики ДФО принципиальное значение имеет реализация важнейших инвестиционных программ федерального значения.
Проект «Сахалин-1» предусматривает разработку месторождений Чайво, Одопту и Аркутун-Даги, расположенных у северо-восточного побережья острова Сахалин. Потенциальные запасы отмеченных месторождений равны 307 млн т нефти и 485 млрд м3 газа. Капитальные вложения, по мнению экспертов, оцениваются более чем в 12 млрд дол. США. Проект «Сахалин-2» предусматривает разработку Пиль-тун-Астохского и Лунского месторождений с запасами в 150 млн т нефти и 500 млрд м3 газа. Проекты «Сахалин-3», «Сахалин-4» и «Саха-лин-5» будут поставлять 15 млрд м3 газа в Китай и 10 млрд м3 газа — в Южную Корею.
В Республике Саха (Якутия) разворачивается строительство большого транспортного комплекса — железной дороги Беркакит—Том-мот—Якутск с окончанием строительства в 2010 г. и созданием здесь 20 тыс. новых рабочих мест помимо 4 тыс. рабочих мест, связанных с обслуживанием железной дороги; здесь же требует разрешения важная проблема — создание совмещенного железнодорожно-автомобильного места через р. Лену. Строительство автомобильной дороги «Колыма» будет завершено к 2015 г., она свяжет Якутск и Магадан, капитальные вложения при этом составят 7 млрд руб. Еще более крупным проектом является создание Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса стоимостью 238 млрд руб. его строительство завершится к 2022 г. Всего в Республике Саха (Якутия) предусматривается реализация 24 инвестиционных проектов, на что будет потрачено 553 млрд руб.
В Приморском крае до 2012 г. планируется реализовать 27 инвестиционных проектов. Речь идет о строительстве высоковольтной линии ВЛ-500 Чугуевка—Находка стоимостью 12,5 млрд руб.; реконструкции железнодорожной станции Находка стоимостью 900 млн руб.; строительстве третьей очереди угольного комплекса в порту Восточный стоимостью 4 млрд руб.; строительстве двух нефтеперерабатывающих комбинатов стоимостью 29 млрд и 87 млрд руб. с созданием 4 тыс. новых рабочих мест.
В Хабаровском крае довольно высокая доля машиностроения в структуре промышленного производства, что отразилось на специфике инвестиционных проектов федерального значения. Это развитие транспортных коммуникаций и машиностроительного комплекса. Всего здесь предусматривается реализация 20 инвестиционных проектов стоимостью 74,5 млрд руб., в том числе высокотехнологичное наукоемкое целлюлозное производство в г. Амурске (стоимость 26 млрд руб.).
В составе инвестиционных проектов в Амурской области надо отметить проект по завершению строительства железнодорожной ветки Улан—Эльга (270 км) — до Эльгинского каменноугольного месторождения (11 млрд руб.) с Благовещенской ТЭЦ-1, завершение сооружения Бурейской ГЭС. Реализация всех намеченных проектов в Амурской области позволит создать 6,6 тыс. новых рабочих мест.
В Камчатском крае в долгосрочной перспективе предусмотрено реализовать 17 инвестиционных проектов общей стоимостью 21 млрд руб., обеспечивающих создание 3,5 тыс. новых рабочих мест. К важнейшим из них относятся: строительство газопровода (381 км) «Соболевский район — Петропавловск-Камчатский» (стоимость более 8 млрд руб.) и освоение золотосеребряного месторождения Леутновское (2,4 млрд руб). В Корякском автономном округе предусмотрено реализовать 12 инвестиционных проектов стоимостью 9,2 млрд руб., важнейшие из которых — промышленное освоение золотосеребряных месторождений Аметистовое (3 млрд руб.), Озерновское (2,4 млрд руб.)
11 некоторые другие.
В Магаданской области предусмотрено реализовать 17 инвестиционных проектов, в их числе строительство Среднеколымской ГЭС (27 млрд руб.), освоение Ланковского и Мелководненского месторождений бурых углей (24 млрд руб.), строительство высоковольтных линий Оратукан—Магадан, Колымская ГЭС — Усть-Ольчуг, а также проекты «Магадан-1» и «Магадан-2» (3,5 трлн руб.) по разработке месторождений нефти и газа тендерных участков шельфа Охотского моря. Реализация всех инвестиционных проектов в Магаданской области позволит создать более 3 тыс. новых рабочих мест.
В Сахалинской области предстоит реализовать 37 инвестиционных проектов, к важнейшим из которых относятся реконструкция Сахалинской железной дороги (стоимость 13 млрд руб.), транспортно-энергетический переход материк — Сахалин — остров Хоккайдо (Япония) через проливы Невельского и Лаперуза (суммарная стоимость 250 млрд руб.), строительство на Курильских островах 20 рыбо-разводных заводов (около 8 млрд руб.) и др.
В Еврейской автономной области к основным инвестиционным проектам относятся реконструкция автомобильной дороги Биробиджан—Амурзет (стоимость более 1 млрд руб.), подготовка к эксплуатации месторождений нефти и газа (более 8 млрд руб.).
В Чукотском автономном округе предусматривается реализация
12 инвестиционных проектов федерального значения. К важнейшим из них можно отнести промышленное освоение золоторудных место- рождений «Майское», «Купол» (стоимость 10,4 млрд руб.) и некото- рые другие.
Проект международного значения, предложенный к обсуждению российскими и американскими учеными, заключается в создании транспортного коридора через Берингов пролив (Сибирско-Аляскин-ская магистраль), стоимость строительства которой оценивается в 50— 60 млрд дол. США. Реализация этого проекта — дело отдаленного будущего.
Экономическая комиссия ООН предложила проект «Европа — Республика Корея». Строительство дороги Сеул—Вонсан—Владивосток позволяет вдвое ускорить и наполовину удешевить доставку контейнеров от Пусана (Республика Корея) до Западной Европы. Скорейшая реализация этого проекта позволит Транссибу успешно конкурировать с соперничающим проектом — «Великого шелкового» железнодорожного пути из Японии и Южной Кореи через Китай в Европу.
Китай также рассматривает два варианта расширения железной дороги с российским Дальним Востоком: перестройку железной дороги Уссурийск—Гродеково—Суйфэньхэ (123 км) и строительство новой железной дороги Уссурийск—Дунин, что откроет выход китайским грузам к Японскому морю.
Полным ходом идет строительство нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий Океан, который должен обеспечить выход сибирской нефти к незамерзающим портам на юге Дальнего Востока.
В настоящее время существуют несколько разных вариантов экспорта природного газа из восточных районов России в страны Восточной Азии.
1. Республика Саха (Якутия) — Амурская область — Хабаровский край — Приморский край — Северная Корея — Южная Корея.
2. Сахалин — Хабаровский край — Приморский край — Северная Корея — Южная Корея — Сахалин — Хоккайдо — Хонсю.
3. Восточная Сибирь — Дальний Восток — страны Восточной Азии. Организация в период до 2010 г. поставок природного газа с место- рождений Сахалинского шельфа в страны Восточной Азии возможна по двум вариантам. Первый предполагает сжижение природного газа на заводе в районе Корсакова и его дальнейшую транспортировку спе- циализированными морскими судами. Проект предусматривает стро- ительство магистрального газопровода от северо-восточного побере- жья Сахалина до порта Корсаков (625 км), завода по сжижению газа мощностью 9 млн т в год и экспортный терминал. Второй вариант — подача газа по газопроводу в Хабаровский и Приморский края и через пролив Лаперуза в Японию, а также строительство в Находке завода по сжижению газа и терминала по отгрузке сжиженного природного газа. Видимо, окончательное решение о строительстве газопроводов будет принято позже, после наращивания объемов добычи газа.
В связи с тем что в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке соз- дана мощная электроэнергетическая база (20% мощности всех электро- станций РФ), появилась возможность открытия энергомостов в стра- ны Азиатско-Тихоокеанского региона. Трансграничные энергомосты есть в Амурской области (с Китаем). Там действуют две линии элект- ропередачи, по которым осуществляется экспорт электроэнергии из Амурской энергосистемы в Северо-Восточный Китай (340 млн кВт-ч в 2004 г.). В будущем такие энергомосты могут сформироваться на юге Приморского края (с Китаем и КНДР), в Хабаровском крае (с Кита- ем). В проекте «Малый Китай» к 2010 г. в приграничные провинции Китая можно будет экспортировать до 5 млрд кВт-ч электроэнергии в год. Основная роль здесь отводится Амурской области. В проекте «Большой Китай» отражено взаимное желание экспортировать из Рос- сии в Китай до 20 млрд кВт-ч электроэнергии в год. Экспорт таких объемов электроэнергии должен осуществляться по мощным ЛЭП на крупные приемные пункты в приграничных провинциях Китая. Со- единение в перспективе российской энергосистемы с электросистема- ми стран Азиатско-Тихоокеанского региона вызовет необходимость разработки единых принципов энергообмена и условий работы энер- госистем. \
Специфика направленности хозяйства ДФО на работу на экспорт ставит вопрос создания современных транспортных коридоров. Расширение внешнеторговых связей России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, разработка угольных бассейнов и других источников углеводородного сырья потребуют интенсивного роста железнодорожных перевозок, создания развитой сети трубопроводов, сооружения линий электропередач, строительства автодорог, развития портового хозяйства в период до 2025 г. Всему этому будет способствовать создание в округе особых экономических зон, например, в районе города Находки, на острове Сахалин, в Магаданской области и др.
В мире насчитывается около 50 тыс. таких особых экономических зон (ОЭЗ), в них занято 60 млн работников, а объем продукции достигает 600 млрд дол. США в год. По мнению ученых, отличительное свойство этих зон — притягивание на свои орбиты не только иностранных, но и отечественных государственных и частных инвестиций. Создание на Дальнем Востоке особых экономических зон может значительно повысить экспортный потенциал приграничных районов и восполнить недостаток в них рабочей силы. В соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах Российской Федерации» эти зоны создаются в целях развития обрабатывающих производств, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры. На территории ДФО могут создаваться ОЭЗ двух типов — про-мышленно-производственные ОЭЗ на площади не более 20 км2 и технико-внедренческие ОЭЗ на общей площади не более 2 км2.
Льготный характер деятельности ОЭЗ заключается в таможенном режиме, при котором иностранные товары размещаются и используются без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а также без применения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ. Российские же товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин. ДФО располагает рядом территорий, подготовленных для функционирования в качестве ОЭЗ: 1) город и порты Находка и Восточный; 2) локальный район в составе Хабаровска; 3) локальный район в составе Комсомольска-на-Амуре; 4) один из районов Владивостока; 5) зона Благовещенск—Хэйхэ; 6) большой Уссурийский остров в районе Хабаровска; 7) локальная зона «Приграничная» на юге Приморского края.
Заинтересованность в участии в названных зонах уже выразили предпринимательские круги Китая, Японии и Южной Кореи. Предполагается, например, к 2010 г. выйти через территорию Приморского края на экспорт 80 млн т нефти, в том числе 30 млн т — в Китай. При этом в рамках ОЭЗ в Приморье можно будет разместить совместные предприятия по глубокой переработке нефти на основе новейших технологий. Другим направлением в Приморье может стать использование транспортной инфраструктуры для внутрикитайских морских каботажных перевозок угля, леса, автомобилей. Однако ДФО есть предпосылки по созданию и технико-внедренческих ОЭЗ.
Развитие индустрии туризма является важным фактором расширения межгосударственных связей России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Территория Дальнего Востока обладает богатейшими природными ресурсами и культурно-историческими памятниками, которые могут быть весьма привлекательными для туристов. Достаточно назвать уникальные ландшафты Камчатки; «Полюс холода» на севере Якутии, Дальневосточный морской заповедник и другие объекты. Близость Дальнего Востока к странам Азии, наличие протяженной границы с Китаем, незамерзающие морские порты, крупные транспортные артерии создают предпосылки для развития здесь интенсивного международного туризма. Необходимо преодолевать трудности, стоящие на пути развития на Дальнем Востоке международного туризма.
Контрольные вопросы и задания
1. Охарактеризуйте наиболее значимые составляющие природно-ресурсного потенциала Дальневосточного федерального округа.
2. Какова демографическая ситуация в целом по округу и в отдельных его субъектах?
3. Назовите главные отрасли промышленной специализации в округе.
4. Каков уровень развития сельского хозяйства в округе?
5. Как будут развиваться транспортные коммуникации на Дальнем Востоке в обозримой и дальней перспективе?
6. Укажите примеры важнейших инвестиционных проектов, готовящихся к реализации в Дальневосточном федеральном округе.
7. В каких направлениях развиваются внешнеэкономические связи Дальнего Востока?
8. Почему создание особых экономических зон актуально для дальневосточных регионов?
9. Как идет освоение Охотского морского шельфа и какие проекты нефтегазодобычи здесь получили развитие и готовятся к реализации?
10. Каковы основные экологические проблемы на Дальнем Востоке?