Состав, особенности экономико-географического положения, уровень социально-экономического развития
Южный федеральный округ (ЮФО), состоящий из 13 субъектов Федерации (табл. 4.1), обладает рядом ярких отличительных черт. Он расположен между тремя морями — Черным, Азовским и Каспийским, имеет благоприятные природно-климатические условия. Его природные зоны — степная (равнинная), предгорная и горная, живописный рельеф способствуют развитию курортно-рекреационного дела, крупных агропромышленных и индустриальных комплексов. ЮФО имеет многонациональный состав. Округ расположен в южной части стра-ны и занимает наименьшую площадь среди федеральных округов России.
ЮФО имеет выгодное экономико-географическое положение. Это в значительной степени определяет специализацию региона в территориальном разделении труда и представляет большой экономический и стратегический интерес для Российской Федерации в целом. Занимая Предкавказскую равнину, низовья двух крупных рек России — Волги и Дона — и имея выход сразу к трем морям, ЮФО обладает широкими возможностями для морских перевозок грузов как внутри СНГ, так и за его пределами. В этом отношении особенно велико значение Азово-Черноморского бассейна, дающего выход через Босфор и Дарданеллы в Средиземноморье и Мировой океан. Каспийское море представляет собой замкнутый континентальный водоем, не имеющий естественной водной связи с Мировым океаном. Выигрышной чертой морского положения ЮФО является и то, что омывающие его моря не замерзают (или замерзают на короткий срок), что обеспечивает регулярные экономические связи, как для самого региона, так и для страны в целом.
Наиболее благоприятным приморским положением выделяются Ростовская область и Краснодарский край. К Каспию выходят Астраханская область, Калмыкия и Дагестан. В то же время большинство административных единиц региона не имеют непосредственного выхода к окружающим его морям.
Одной из важнейших особенностей экономико-географического положения округа является его относительная компактность — расстояние с запада на восток примерно равно протяженности с севера на юг. Не менее важно и положение в южных широтах Российской Федерации, определяющее широкие возможности развития сельского и рекреационного хозяйства — лучшие, чем в других регионах России.
На протяжении нескольких веков регион выполнял функции плацдарма для расширения российских границ в южном направлении и одновременно стратегического форпоста по защите южных границ страны от вражеских вторжений. Постоянная готовность к их отражению обусловила своеобразные формы расселения, этногенеза, хозяйственного освоения территории и развития социально-экономических процессов.
Современная специфика экономико-географического положения округа находит свое проявление в пограничном его статусе. С трех сторон он окружен среднеразвитыми в хозяйственном отношении бывшими республиками Советского Союза: Украиной, Грузией, Азербайджаном и Казахстаном, а по водным границам соприкасается также с Турцией, Ираном, Туркменистаном, Болгарией и Румынией. Только три из административных единиц региона — Ставропольский край, Адыгея и Калмыкия — не имеют сухопутных государственных границ с зарубежными странами. Южная граница региона с Грузией и Азербайджаном проходит по весьма труднопреодолимому барьеру в виде Главного Кавказского хребта, создающего серьезные препятствия для связей со странами Закавказья и Юго-Западной Азии в целом.
В отличие от южного направления северное отличается удобной транспортной доступностью. Здесь проходит граница с относительно развитыми регионами России — Воронежской областью Центрально-Черноземного района и Саратовской областью Поволжья. Таким образом, находясь на периферии Российской Федерации, Южный федеральный округ обладает еще одним благоприятным компонентом экономико-географического положения: он расположен на пересечении исключительно важных транспортных магистралей из Центральной России в Закавказье, Турцию, Иран; из украинского Донбасса — в У рало-Поволжье и страны Средней Азии; из восточных районов России и Казахстана — в порты Черного моря и др.
Расположенные в пределах округа низовья судоходных Волги и Дона в совокупности с Волго-Донским каналом являются одним из центральных звеньев в составе крупнейшей внутренней воднотранспортной системы, связывающей между собой Балтийское, Белое, Каспийское, Черное и Азовское моря. Более того, Волго-Дон входит и в так называемое Большое водное кольцо Европы, проходящее по нескольким морям и рекам, включая Дунай, Рейн и соединяющий их канал Дунай—Майн—Рейн. Геоэкономическая целостность Северного Кавказа базируется на уникальных природно-экологических условиях и ресурсах (агроклиматических, рекреационных) и способности региона выполнять функции важнейшего коммуникационного «коридора», обеспечивающего связи со странами Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока.
Из особенностей политико-географического положения округа можно выделить его расположение на этническом перекрестке, в зоне непосредственных контактов двух крупнейших мировых цивилизаций — мусульманской и христианской, в пределах и вблизи одного из самых напряженных регионов мира с множеством «горячих точек», в числе которых выделяются Чечня, Ингушетия, Абхазия, Аджария, Нагорный Карабах, Южная Осетия и др.
Природно-ресурсный потенциал
Климат ЮФО разнообразен. Большое влияние на температурный режим оказывает Черное море, особенно на прилегающие к нему районы. Большую часть территории ЮФО занимает степная зона, расположенная от его северных границ примерно до линии Краснодар—Пятигорск—Махачкала. Предгорная зона находится южнее и тянется неширокой полосой с юго-востока на северо-запад, постепенно переходя в систему горных отрогов. Еще южнее располагается горная зона, состоящая из Черноморского, Кубанского, Терского и Дагестанского Кавказа. Самая высокая точка горной зоны — гора Эльбрус высотой 5642 м над уровнем моря. Климат сухих степных и более увлажненных предгорных зон благоприятен для проживания населения и ведения сельского хозяйства благодаря продолжительному вегетационному периоду, который продолжается здесь в течение 170—190 дней.
По мере движения на восток существенно сокращается количество выпадающих осадков, поэтому в восточной части округа увлажнение недостаточное.
Существенны различия в распределении атмосферной влаги и водных ресурсов. Больше всего осадков выпадает в предгорьях Черноморского побережья (среднегодовые осадки в Сочи — 1410 мм), где преобладают влажные морские ветры. Продвижению их на восток препятствует Ставропольская возвышенность, поэтому наиболее засушливая часть — юго-восточная. В Калмыкии и Астраханской области среднегодовое количество осадков составляет 170—250 мм. Это связано с влиянием сухих среднеазиатских ветров, проникающих из-за Каспия. Северная часть округа характеризуется непостоянством увлажнения: количество осадков здесь — от 430 до 525 мм в год.
Водные ресурсы региона — это воды рек бассейнов Черного, Азовского и Каспийского морей и подземные воды. На востоке протекает крупнейшая в Европе река — Волга. Из других крупных рек следует отметить Дон, Кубань, Терек, Сулак. Хотя водные ресурсы округа значительны, но распределены они по территории неравномерно. Предгорья и Азовско-Черноморская равнина имеют густую речную сеть, а юго-восточные и прикаспийские районы водой бедны.
Регион отличается интенсивностью использования водных ресурсов и высокой концентрацией водопотребителей, поэтому во многих местностях (особенно в Калмыкии) сложилось напряженное положение с обеспечением населения и хозяйственных объектов водой. Вместе с тем на оросительных системах в сельском хозяйстве — главном потребителе воды — непроизводительные ее потери достигают 50%.
В степной и предгорной зонах преобладают черноземные и каштановые почвы, сохранившие, несмотря на подверженность ветровой и водной эрозии, исключительный потенциал плодородия. В полупустынных районах Дагестана и Калмыкии преобладают бурые почвы с включением больших массивов солонцов и солончаков, на горных склонах — горно-лесные и горно-луговые почвы.
Природно-ресурсный потенциал предопределил универсальные для всех субъектов ЮФО основные макроэкономические функции: производство и переработка сельскохозяйственной продукции (так, на долю Юга России приходится 100% производства коньяка и виноградных вин, 65% — национального производства семян подсолнечника, 42% — плодов и ягод, 28% — зерна, 19% — овощей. Здесь содержится более 35% общероссийского коечного фонда санаториев, пансионатов, домов и баз отдыха).
Первостепенное значение для экономики Южного федерального округа имеют земельные (агроклиматические) ресурсы, используемые для сельского хозяйства. В регионе преобладают черноземы и каштановые почвы, которые в условиях правильного увлажнения обеспечивают получение высоких урожаев. В условиях ограниченности водных ресурсов орошение сельскохозяйственных угодий является основой
для интенсификации земледелия. Дефицит водных ресурсов (водо-обеспеченность жителей региона во много раз ниже средней по стране) вынуждает проводить водосберегающую политику в экономике, в первую очередь связанную с ограничением водоемких производств.
Рыбные ресурсы Черного, Азовского, Каспийского морей представлены ценными видами осетровых и частиковых (сазан, судак, жерех) рыб. В низовьях Волги и на Северном Каспии сосредоточено до 90% мировых запасов осетровых рыб, крупные запасы частиковых рыб. Естественное воспроизводство ценных рыб на нерестилищах Волго-Ахтубинской поймы и дельты Волги, резко сократившееся из-за зарегулирования стока Волги каскадом гидроузлов, в настоящее время дополняется деятельностью рыбоводных заводов, искусственно выращивающих молодь осетровых и других рыб. Общее сокращение улова рыбы в последние годы связано в усложнением экологической ситуации и массовым браконьерским ловом рыбы.
ЮФО занимает первое место в России по добыче минеральных вод, второе — по добыче вольфрамового сырья (25% от российских объемов), третье — по добыче цементного сырья (15%), сырья для строительных материалов и подземных питьевых вод (табл. 4.2).
Таблица 4.2
Запасы основных полезных ископаемых на территории Южного федерального округа, в % от имеющихся в России
В недрах округа много разнообразных полезных ископаемых. Топливно-энергетические ресурсы представлены нефтью, природным газом, каменным углем. На территории округа находится лишь около 2% запасов российской нефти, 7% газа и 3,5% угля. Доля добычи нефти и газа составляет 2,5 и 2% соответственно. Крупнейшее газовое месторождение — Астраханское — имеет общероссийское значение. Из других месторождений следует назвать Северо-Ставропольское, Майкопское, Дагестанские Огни. Запасы нефти сосредоточены преимущественно в Волгоградской и Астраханской областях, Краснодарском крае, Чечне и Ингушетии. В двух последних республиках за долгие
годы эксплуатации запасы сильно истощились. Нефть залегает на больших глубинах, что затрудняет ее добычу. Однако роль округа в качестве поставщика нефтегазового сырья может заметно возрасти после освоения шельфа Каспийского моря. Возможность обнаружения крупных запасов нефти и газа имеется в Прикаспии, а также на шельфах Азовского и Черного морей.
Почти все угольные ресурсы находятся в Ростовской области, на территорию которой заходит восточное крыло Донбасса.
Значительны ресурсы руд цветных и редких металлов. В пределах округа находятся уникальные месторождения вольфрамо-молиб-деновых руд — Тырныаузское (Кабардино-Балкарская Республика) и Ктитебердинское (Карачаево-Черкесская Республика). Месторождения свинцово-цинковых руд в основном сосредоточены в Северной Осетии (наиболее крупное — Садонское месторождение). Разведанные месторождения меди имеются в Карачаево-Черкессии (Урупское) и Дагестане (Худесское, Кизил-Дере). В Краснодарском крае и Северной Осетии известны месторождения ртути.
Нерудные полезные ископаемые представлены горно-химическим сырьем (значительны запасы барита, каменной соли, серы). Особенно следует выделить крупнейшие в Российской Федерации месторождения поваренной соли в озерах Баскунчак (Астраханская область) и Эльтон (Волгоградская область). Значительны запасы сырья для производства строительных материалов (цементные мергели в районе Новороссийска, высококачественный мрамор в районе Теберды, кварцевые песчаники, глины для производства кирпича и керамики, мел, граниты и др.).
Транспортный транзит через сеть портовых терминалов (Новороссийска, Туапсе, Махачкалы и др.) концентрирует до 50% всего грузооборота морских портов страны.
ЮФО относится к числу самых малообеспеченных лесными ресурсами районов Российской Федерации. При оценке лесного фонда важно учитывать его особенности: 65% лесов — высокогорного типа, каких больше в Европейской части России нет; здесь сосредоточены все буковые леса России, а также значительная часть таких ценных пород деревьев, как дуб, граб, ясень. Очевидно, что леса района эксплуатационного значения иметь не могут, однако в последние годы в связи с развитием производства мебели велись интенсивные вырубки ценной древесины, запасы которой в нижнем ярусе широколиственных пород практически исчерпаны. Сегодня очень важно резко сократить, а лучше совсем прекратить рубки леса в зоне произрастания широколиственных пород, воздержаться от освоения хвойных лесов,
96
форсировать лесовосстановительные работы. Леса должны рассматриваться исключительно с точки зрения их рекреационно-оздорови-тельной и природоохранной полезности.
Уникальны рекреационные ресурсы федерального округа. Мягкий климат, обилие минеральных источников и лечебных грязей, теплые морские воды создают богатейшие возможности для лечения и отдыха. Горные районы с их неповторимыми ландшафтами имеют все необходимые условия для развития альпинизма и туризма, организации здесь горнолыжных баз международного значения.
Население
По численности населения ЮФО занимает третье место в России, уступая только Центральному и Приволжскому. Здесь на территории 3,5% от общей площади страны проживает 22,8 млн человек (на 1 января 2006 г.), т.е. около 16% ее населения.
Преобладает городское население (57%). Но если в Волгоградской области горожане составляют 75% населения, в Ростовской — 67%, то в Чечне — лишь 34%, Ингушетии и Дагестане — 43%. Сеть городских поселений представлена в основном средними и малыми городами. Среди самых больших городов следует выделить города-миллионеры — Ростов-на-Дону, Волгоград, а также крупнейший — Краснодар (свыше 600 тыс. жителей).
Сельские поселения (станицы), расположенные в степной зоне, как правило, велики по территории и численности населения. Они тянутся иногда на несколько километров и могут насчитывать до 25— 30 тыс. жителей. Для горных районов характерны мелкие и средние поселения.
Средняя плотность населения округа — около 38,7 человек на 1 км2, что более чем в 4 раза выше, чем в целом по России. Однако размещается население по территории неравномерно. Наибольшая его плотность в Ингушетии (135,3 человек на 1 км2), Северной Осетии (87,8), Чечне (74,5), Кабардино-Балкарии (71,5) и Краснодарском крае (67,1). Наименее плотно заселены Калмыкия (3,8), Астраханская (22,5) и Волгоградская (23,1 человек на 1 км2) области.
За период 2000—2006 гг. в округе отмечено увеличение численности населения на 0,12% (по России — спад на 2,43%). Увеличилась ожидаемая продолжительность жизни населения, которая составила 67,9 года (по России — 65,3 года).
Естественная убыль населения (-1,0 человек на 1000 жителей в 2006 г.), в несколько раз ниже, чем в среднем по России (-4,8 на 1000 жителей). В ряде национальных республик сохраняется положительный естественный прирост, максимум наблюдается в Чеченской Республике, Дагестане, Ингушетии. Одновременно в Ростовской области, Ставропольском и Краснодарском краях естественная убыль находится на среднероссийском уровне.
Младенческая смертность за последние годы существенно сократилась. Она составляет 12—13%о (2004—2006 гг.), что несколько выше среднероссийских показателей.
Для ЮФО характерны довольно разнонаправленные миграционные процессы, связанные с военными и межэтническими конфликтами, а также со значительными объемами переселения сюда жителей из других регионов с неблагоприятным климатом. Поэтому наблюдается компенсация естественной убыли населения за счет миграционного притока в Краснодарском и Ставропольском краях, Ингушетии и Адыгее. За счет этих регионов коэффициент миграционного прироста положительный и в 2005 г. составил 3 человека на 100 жителей. В остальных регионах округа отмечена миграционная убыль.
ЮФО — самый многонациональный регион России. В одном только Дагестане проживает 30 народностей (аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы и др.). Наиболее многочисленны русские и украинцы. Большинство их проживает в Ростовской, Волгоградской и Астраханской областях, Краснодарском и Ставропольском краях. Русское население составляет большинство во всех крупных городах и промышленных центрах. Наиболее многочисленные коренные национальности Южного округа образуют самостоятельные республики: Адыгею, Дагестан, Ингушетию, Кабардино-Балкарскую, Карачаево-Черкесскую, Северную Осетию — Аланию, Калмыкию и Чеченскую.
Округ имеет многоконфессиональный состав жителей. Преобладают сторонники православия, есть также многочисленные приверженцы ислама, буддизма (в Калмыкии), некоторых других конфессий.
В ЮФО происходит рост общей численности населения, в том числе занятого в экономике, но увеличивается также и численность безработных. Округ является районом с высокой трудообеспеченно-стью, однако в последние годы с переходом к рыночным отношениям и массовым прекращением деятельности предприятий произошло высвобождение рабочей силы и превращение района в трудоизбыточный. Положение усугубляется еще и тем, что сюда прибывает большое число вынужденных переселенцев и беженцев, а также ушедших в запас военнослужащих. Острая нехватка мест приложения труда вызывает высокий уровень.безработицы, а с учетом дефицита обеспеченности сельских жителей плодородными землями усиливается негативный настрой в поведении жителей.
Уровень зарегистрированной безработицы в 2000—2005 гг. составил 6,1%, что почти в 3 раза выше среднероссийского. Уровень фактической безработицы, по методологии Международной организации труда (МОТ), в несколько раз выше официально зарегистрированного уровня. Наиболее остро эта проблема стоит в Чеченской республике (71% экономически активного населения не имеют работы), Ингушетии (66%), Дагестане и Кабардино-Балкарии (23%). Самый низкий уровень фактической безработицы в Волгоградской и Ростовской областях, Краснодарском и Ставропольском краях. Очевидно, что в этих условиях проблема занятости и рационального использования трудовых ресурсов приобретает особую актуальность. Для ее успешного решения представляется целесообразным поощрять развитие мелкотоварного уклада как в городской, так и в сельской местности, перепрофилировать промышленность на удовлетворение нужд населения в товарах народного потребления, а фермерских хозяйств — в малогабаритной сельскохозяйственной технике, удобрениях и др.
Показатели уровня жизни в целом по округу ниже среднероссийских значений, за исключением Краснодарского края и Волгоградской области. В 2000—2005 гг. реальные денежные доходы населения в округе возросли на 181,0%, что несколько больше чем в среднем по стране. Но на сегодняшний день среднедушевые денежные доходы населения по округу составили (в 2005 г.) 5250,2 руб. в месяц, что в 1,5 раза ниже среднероссийского значения. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике в 2005 г. равнялась 5851 руб. (по России — 8550,2 руб.). Покупательная способность населения по округу в целом ниже среднероссийского уровня. Соотношение среднедушевых денежных доходов населения и стоимости фиксированного набора товаров и услуг в 2005 г. составило 1,2 (по России — 1,67).
Ведущие отраслевые комплексы
Специфика природных и исторических условий определяет сложившиеся отличительные черты хозяйства ЮФО. В нем отраслями рыночной специализации являются в промышленности — топливная (угольная, газовая), цветная металлургия, машиностроение, пищевая промышленность, в сельском хозяйстве — выращивание зерна, сахарной свеклы, подсолнечника, овощеводство, мясо-молочное скотоводство, овцеводство. Округ обладает уникальным курортно-рекреацион-ным комплексом.
По данным Росстата, по объему валового регионального продукта (ВРП) в Российской Федерации в 2005 г. доля округа составляла 7,22%
(шестое место среди федеральных округов). Основу структуры ВРП составляют промышленность, сельское и лесное хозяйство, торговля и коммерческая деяиельность (табл. 4.3). Производство ВРП в регионе в расчете на одного жителя в 2005 г. составило 57 тыс. руб, что вдвое ниже среднего показателя по стране. Душевое производство ВРП в Южном федеральном округе находится на уровне самых минимальных показателей по стране.
Таблица 4.3
Отраслевая структура валового регионального продукта Южного федерального округа в 2005 г.
Отрасль
Удельный вес, %
Отрасли, производящие товары: > промышленность сельское хозяйство строительство
46,9 18,5 15,6 8,6
Отрасли, производящие услуги: транспорт связь
торговля и коммерческая деятельность
43,1 10,5 2,6 15,4
Источник: Регионы России - 2006. М. : Росстат, 2007. С. 355-357.
Экономическая ситуация в субъектах Российской Федерации, входящих в ЮФО, в целом хуже среднероссийского уровня. Душевое производство ВРП в Краснодарском крае в 2005 г. по сравнению со среднероссийским уровнем составило 67,7%, в Волгоградской области - 65,2%, Астраханской - 59,9%, в Ростовской - 59,2%. К регионам с уровнем развития ниже среднего относится Ставропольский край (52,6%); в группу регионов с низким уровнем развития входят Кабардино-Балкария (40,1%), Северная Осетия (39,7%), Адыгея (36,3%), Карачаево-Черкессия (33,2%), Дагестан (33,2%) и Калмыкия (28,8%); очень низкий уровень экономического состояния характерен для Ингушетии (13,5%).
Только четыре субъекта (Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская и Волгоградская области) обеспечивают свыше 3/4 всего объема ВРП Южного федерального округа. На оставшиеся девять субъектов приходится лишь немногим больше 20% ВРП.
Для Юга был характерен наибольший спад промышленного производства в 90-х гг. Это объясняется не только общим экономическим кризисом, но и сложной политической обстановкой на Северном Кавказе. В настоящее время доля региона в общероссийском объеме промышленного производства составляет лишь 6,2% (в 2005 г. —
800 920 млн руб., шестое место среди федеральных округов), но он был и остается крупнейшим в стране производителем сельскохозяйственной продукции.
Основной промышленный потенциал ЮФО сконцентрирован в Ростовской и Волгоградской областях и в Краснодарском крае. Специализацией Ростовской области является тяжелая промышленность: черная (металлический порошок, стальные трубы) и цветная металлургия, машиностроение (зерновые комбайны, электровозы, паровые котлы, оборудование для АЭС, кузнечнопрессовые машины), угледобывающая промышленность. Важную роль играет пищевая промышленность (мясо-молочная, масложировая, кондитерская, табачная, пло-доовощеконсервная).
В Волгоградской области развиты электроэнергетика, черная металлургия (сталь, прокат, стальные трубы), машиностроение, в том числе судостроение, химическая и нефтехимическая промышленности.
Основой промышленности Краснодарского края являются пищевая промышленность (винодельческая, плодоовощеконсервная, маслобойная, мясная), машиностроение (приборостроение, станкостроение, сельскохозяйственное машиностроение), нефтеперерабатывающая и легкая промышленности.
Основу экономики округа составляют, межотраслевые комплексы, среди которых особенно выделяются агропромышленный, машиностроительный и курортно-рекреационный. Именно они определяют лицо района в территориальном разделении труда, причем углубление специализации по этим направлениям в на сегодняшний день представляется закономерным.
Ведущими структурообразующими отраслями в современном промышленном комплексе ЮФО являются топливно-энергетический комплекс, машиностроение, пищевая промышленность и нефтехимия. Заметную роль в хозяйстве играют также химический, металлургический комплексы, производство цемента и других строительных материалов, комплекс отраслей по производству непродовольственных товаров народного потребления. Объем промышленного, производства на душу населения в 2006 г. составил 42,5 тыс. руб., что в 2,5 раза ниже, чем в среднем по России (110,8 тыс. руб.).
Топливно-энергетический комплекс является основой развития производительных сил в округе. Он представлен всеми основными ее отраслями: угольной, нефтяной, газовой, электроэнергетикой.
Угольная промышленность развита в основном в Ростовской области, куда заходит восточное крыло Донбасса. Запасы угля здесь до глубины 1800 м достигают 11 млрд т. Наиболее распространенными углями Восточного Донбасса являются антрациты, обладающие высокой теплотворной способностью (от 7200 до 8700 Ккал/кг) и содержащие мало золы и серы. Основные запасы антрацитов сосредоточены в Шахтинско-Несветаевском, Гуково-Зверевском, СулинсКом и других углепромышленных районах. В Белокалитвинском и Каменско-Гундоровском угленосных районах сосредоточены и коксовые угли. Из технико-экономических особенностей углей Восточного Донбасса следует отметить большие глубины залегания пластов и малую их толщину (от 0,5 до 1,5 м), что повышает себестоимость добываемого угля. Добыча угля в последние десятилетия резко сократилась и составила в 2005 г. всего 7,7 млн т против 32 млн т в 1980 г. Сокращение объема добычи угля объясняется сильным истощением лучших пластов, ухудшением горно-геологических условий добычи, медленной реконструкцией действующего шахтного фонда, конкуренцией нефтегазового сырья и др. Уголь Восточного Донбасса реализуется на Северном Кавказе, в Центрально-Черноземном, Центральном, Поволжском районах и экспортируется на мировой рынок.
Нефтяная промышленность — старейшая отрасль специализации региона. Первоначально основными районами добычи нефти были Грозный и Майкоп, сейчас она ведется в Кубано-Черноморском районе, на Ставрополье, Каспийском побережье Дагестана, в Нижнем Поволжье. Объем добычи нефти не обеспечивает полной загрузки нефтеперерабатывающих предприятий Туапсе, Краснодара, Волгограда, которые в значительной мере работают на привозном сырье из Западной Сибири. Самая молодая отрасль топливной промышленности региона — газовая. Добыча природного газа ведется в Ставропольском и Краснодарском краях, Астраханской, Волгоградской и Ростовской областях, республиках Дагестан и Калмыкия. Среди месторождений выделяются Ставропольское, Ленинградское, Березанское и одно из крупнейших в стране — Астраханское. Сеть газопроводов связывает места добычи с потребителями внутри региона и за его пределами.
Электроэнергетика региона представлена тремя типами электростанций — тепловыми, гидравлическими и атомными. Производство электроэнергии в 2005 г. составило 70,0 млрд кВт-ч. Ее основная доля вырабатывается на тепловых электростанциях, использующих преимущественно газовое топливо и отчасти донецкий уголь, а также мазут. Размещение тепловых электростанций обусловлено сырьевым и потребительским факторами. Наиболее крупными из тепловых электростанций являются Новочеркасская ГРЭС (2,4 млн кВт), Ставропольская ГРЭС (2,4 млн кВт), Невинномысская ГРЭС и Краснодарская
ТЭЦ (каждая мощностью 1 млн кВт). ТЭЦ меньшей мощности обеспечивают электроэнергией и теплом Волгоград, Ростов-на-Дону, Волгодонск, Грозный, Астрахань и другие города.
Гидроэлектростанции региона размещены как на равнинных, так и на горных реках Кавказа. Среди равнинных следует отметить Волжскую ГЭС (2,5 млн кВт) на Волге и Цимлянскую ГЭС (204 тыс. кВт) на Дону. Наиболее крупная из гидроэлектростанций, построенных на горных реках, - Чиркейская (1,1 млн кВт) на р. Сулаке в Дагестане. Функционируют также каскады гидроэлектростанций на р. ,Белой в Адыгее и в Краснодарском крае, на Кубани в Ставропольском крае, Баксанская ГЭС в Кабардино-Балкарии, Гизельдонская в Северной Осетии на Тереке и др. Ведется и проектируется строительство ряда других гидроэлектростанций, в частности, Ирганайской в Дагестане, Зарамагской и Дарьяльской в Северной Осетии, Ачалукской в Ингушетии, Зеленчукских в Карачаево-Черкессии. Гидроэнергетический потенциал Северного Кавказа в настоящее время используется явно недостаточно, и в перспективе предполагается использовать его на 70%. Важную роль в электрообеспечении региона с недавнего времени ia играть Ростовская АЭС в г. Волгодонске, первый блок которой ;ен в эксплуатацию в 2001 г. Одним из важнейших комплексов промышленного производства региона является машиностроительный комплекс. Главными предпосылками развития отрасли выступают относительная обеспеченность сырьевыми и трудовыми ресурсами, развитая научно-исследовательская база, выгодное транспортное положение, емкий внутренний рынок сбыта производимой продукции, близость к Уральской и Центральной металлургическим базам страны, а также к Украине. Созданный мощный машиностроительный комплекс в состоянии не только обслуживать потребности многих отраслей своего региона, но имеет и межрайонное значение.
Машиностроение ЮФО характеризуется сложной отраслевой структурой, особенно развиты сельскохозяйственное, станкостроение, приборостроение, энергетическое и транспортное машиностроение. Важная особенность машиностроительного комплекса региона — высокая степень производственной и территориальной концентрации. Многие из машиностроительных предприятий являются крупнейшими или даже единственными в стране производителями отдельных видов машиностроительной продукции: Ростсельмаш, Новочеркасский электровозостроительный завод, волгодонский Атоммаш, таганрогский «Красный котельщик» и др. Машиностроительный потенциал региона территориально сосредоточен преимущественно в Ростовской и Волгоградской областях, дающих около половины всей продукции згой отрасли; заметно уступают следующие за ними Краснодарский и Ставропольский края; из республик лучше всего машиностроение развито в Кабардино-Балкарии.
Высокоразвитое сельскохозяйственное производство региона предопределило весьма большое место в структуре отрасли сельскохозяйственному машиностроению, флагманом которого выступает ростовское производственное объединение Ростсельмаш. В его состав входят также Таганрогский комбайновый завод, заводы Морозовск-сельмаш, Миллеровосельмаш, Калитвасельмаш и др. Ростсельмаш — крупнейшее в стране предприятие по производству зерноуборочных комбайнов — в настоящее время переживает большие трудности и работает далеко не на полную мощность. Из других предприятий сель-хозяйственного машиностроения надо назвать ростовское производственное объединение «Красный Аксай», специализирующееся на производстве тракторных культиваторов, заводы Аксайкардандеталь, изготавливающий шарнирные карданные передачи, Сальсксельмаш, выпускающий универсальные копнонозы и стогометатели-погрузчики, Зерноградгидроагрегат, специализирующийся на Изготовлении узлов для гидросистем комбайнов и самоходных шасси, Орловсксель-маш, выпускающий машины для животноводства и запасные части к ним. В Краснодаре с 1978 г, работает завод по производству рисоуборочных комбайнов и самоходных тракторных шасси для рисоуборочной жатки. Завод сельскохозяйственного машиностроения в г. Ко-тельниково Волгоградской области выпускает кукурузоуборочную технику. Широко известен также Волгоградский тракторный завод, большая часть продукции которого используется сельхозпредприятиями.
Важная отрасль специализации машиностроительного комплекса, имеющая общероссийское значение, — энергетическое машиностроение. Ведущие предприятия этой отрасли — Таганрогское производственное объединение «Красный котельщик» (основано в 1895 г.) и Атоммаш в Волгодонске. Таганрогский «Красный котельщик» — один из крупнейших по мощности котлостроительный завод мира, он выпускает котлы различной мощности для теплоэлектростанций, котло-вспомогательное оборудование. Выгодное транспортно-географиче-ское положение явилось главным фактором строительства и пуска в эксплуатацию в 1978 г. Атоммаша. Это крупный специализированный завод по выпуску комплектующего энергетического оборудования для атомных электростанций большой мощности. В настоящее время предприятие производит также оборудование для нефтепереработки и стройиндустрии.
. Из предприятий тяжелого машиностроения в регионе выделяются своей мощностью и значением Шахтинский и Каменский заводы по производству горношахтного оборудования, Новочеркасский и Волгоградский заводы нефтяного оборудования, Миллеровский завод им. Гаврилова по выпуску доменного и сталеплавильного оборудования, Хадыженский машиностроительный завод бурового оборудования и др. Одним из крупнейших в стране является Донецкий экскаваторный завод (г. Донецк Ростовской области).
Широко представлено в регионе транспортное машиностроение. Крупнейшим среди предприятий является Новочеркасский электровозостроительный завод, специализирующийся на производстве магистральных электровозов. Получило развитие в регионе и авиастроение. Ростовское вертолетное производственное объединение, выпускающее мощные вертолеты большой грузоподъемности, — одно из крупнейших в стране. Широко известны в России и за рубежом гидропланы Таганрогского завода им. Бериева. Одна из старейших отраслей транспортного машиностроения в регионе — судостроение и судоремонт. Среди предприятий этого профиля следует отметить ростовские заводы «Красный Дон» и «Красный моряк», Азовская судостроительная верфь, Таганрогский судоремонтный завод, Волгоградский и Астраханский судостроительные заводы. Предприятия судостроения и судоремонта есть также в Ейске, Туапсе, Новороссийске, Махачкале. В 1990-е гг. возникли и наращивают производственные мощности сборочные предприятия легковых автомобилей в Ростове-на-Дону (на базе завода «Красный Аксай») и в Таганроге (на базе комбайнового завода). Мощность Таганрогского предприятия в перспективе предусматривается довести до 480 тыс. автомобилей в год, с постепенным переходом от «отверточных» операций к самостоятельному производству многих деталей и узлов.
Из станкостроительных предприятий необходимо назвать Краснодарский завод им. Седина, производящий широко известные токарно-карусельные станки, Азовский завод кузнечно-прессовых автоматов, Новочеркасский завод по производству станков с числовым программным управлением, Краснодарский завод им. Калинина, выпускающий автоматические линии и металлорежущие станки. Предприятия станкостроения есть также в Майкопе, Ейске, Астрахани, Кропоткине. Кузнечно-прессовые заводы расположены в Таганроге, Азове, Сальске.
В начале XXI в. около 52% всего производства металлорежущих станков в регионе приходилось на Краснодарский край и 40% — на Астраханскую область.
Десятки предприятий представляют приборостроение. Выпускаются средства автоматизации, электроизмерительные приборы, оптико-механические изделия, радионавигационная аппаратура, часы, самопишущие и цифровые приборы и др. Среди них — краснодарские заводы электро- и радиоизмерительных приборов, ростовские часовой «Горизонт» и «Электроаппарат», таганрогские «Виброприбор» и «Прибой», Азовский оптико-механический, Назранский «Электроинструмент», Нальчикские «Севкавэлектроприбор» и завод телемеханической аппаратуры, Владикавказский станкостроительный завод.
По широте номенклатуры, качеству и товарной направленности пищевая промышленность округа не имеет себе равных среди регионов Российской Федерации. По выпуску целого ряда продуктов, в частности, подсолнечного масла, плодоовощных консервов, вин и др., регион занимает первое место в стране. Пищевая промышленность Южного федерального округа выполняет две задачи: удовлетворение потребности населения региона и снабжение своей продукцией потребителей других регионов страны, включая Европейский Север, Сибирь и др. За постсоветские годы изменилось место пищевой промышленности и в структуре промышленного производства округа: если в начале 1990-х гг. на нее приходилась '/э стоимости промышленной продукции региона, то в настоящее время — лишь немного более 4/4.
Структура пищевой промышленности региона предоставлена также масложировой, мясной, плодоовощеконсервной, винодельческой, сахарной, рыбной, маслосыродельной и молочной, мукомольно-кру-пяной отраслями. Мукомольно-крупяная промышленность базируется на местном сырье и выпускает разнообразную продукцию, в том числе самого высокого качества, для макаронных и кондитерских фабрик из выращиваемых здесь ценных сортов твердых й сильных пшениц. Наиболее крупные центры Myкомольно-крупяного производства — Ростов-на-Дону, Краснодар, Ставрополь, Волгоград, Сальск, Армавир, Волгодонск, Камышин, Новороссийск.
Возделывание масличных культур (подсолнечника, горчицы) в степях Юга России обусловило развитие мощной масложировой промышленности. По выпуску подсолнечного масла регион намного опережает все.другие районы страны. Наиболее крупные предприятия отрасли размещены в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Миллерово, Кропоткине, Георгиевске, Волгограде, Камышине. В Волгоградской области расположены предприятия по выпуску горчичного масла и горчичного порошка.
По производству сахара регион уступает только Центральному округу. Сильнейшая ориентация на сырьевую базу явилась фактором концентрации сахарных заводов, главным образом в Краснодарском крае, где расположены сельские административные центры и небольшие города: Тимашевск, Кореновск, Усть-Лабинск, станицы Ленинградская, Староминская, Динская и др. Имеются предприятия сахарного производства также в Адыгее, Ставропольском крае и Карачаево-Черкессии.
По производству плодоовощеконсервной продукции, отличающейся большим разнообразием, высокой товарностью и широким территориальным распространением, округ занимает ведущее место в стране. Эта отрасль представлена во всех административных единицах региона, но особенно в Краснодарском крае. Крупнейшие в стране центры плодоовощеконсервного производства расположены в Крым-ске, Астрахани, Азове, Семикаракорске, Ростове-на-Дону, Волгодонске, Багаевской, Волгограде, Камышине, Ахтубинске, Славянске-на-Кубани, Ейске, Ставрополе, Георгиевске, Дербенте, Буйнакске, Нар-ткале, Прохладном.
Винодельческая промышленность округа занимает первое место в стране по производству продукции первичного виноделия и второе — по розливу готовой продукции. Вина Северного Кавказа — донские, кубанские, коньяки Дагестана и др. — пользуются широкой известностью не только на внутреннем, но и на международном рынке. Наиболее крупными винзаводами располагают Ростов-на-Дону, Цимлянск, Новочеркасск в Ростовской области; Абрау-Дюрсо, Анапа, Геленджик, Крымск, Сочи, Темрюк в Краснодарском крае; Прасковея, Буденновск, Пятигорск в Ставропольском крае; Кизляр и Дербент в Дагестане, Прохладный в Кабардино-Балкарии. Родиной российского и советского шампанского являются соответственно Абрау-Дюрсо и Ростов-на-Дону. В регионе производятся лучшие в стране коньяки (Дербент, Кизляр, Прохладный), марочные вина (Анапа, Геленджик, Прасковея), сухие и столовые вина (Ростовская область, Краснодарский край и др.).
Общероссийское значение имеет мясоперерабатывающая промышленность, представленная во многих центрах региона, среди которых — Краснодар, Ростов-на-Дону, Волгоград, Астрахань, Волгодонск, Таганрог, Ставрополь, Каменск-Шахтинский, Нальчик, Владикавказ, Камышин и др. Не менее известен регион и продукцией молочного комплекса, подотрасли которого получили повсеместное развитие, но наивысшая концентрация производства этой продукции — в Краснодарском крае. Здесь размещены мощные сыродельные комбинаты (Тихорецкий, Ленинградский), входящие в число крупнейших в стране, молочноконсервное производство (Тимашевск, Брюховецкая, Староминская, Кореновск).
Традиционной отраслью региона является рыбоперерабатывающая промышленность. По производству продукции регион уступает лишь Дальнему Востоку и Европейскому Северу. Всемирной известностью пользуется продукция рыбохозяйственного концерна «Касп-рыба» (Астраханская область), в который входят икорно-балычное объединение, ряд крупных рыбокомбинатов, рыборазводный завод по выращиванию молоди осетровых рыб. Мировое значение имеют производство черной икры и балыков в дельтах Волги, Дона, Кубани, Терека, на долю которых приходится более 90% мирового производства черной икры. Предприятия отрасли перерабатывают рыбные ресурсы Каспийского, Азовского, Черного морей, Мирового океана, прудов и крупнейших рек. Наиболее крупными центрами рыбопереработки являются Астрахань, Новороссийск, Темрюк, Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог, Махачкала.
Из других отраслей пищевой промышленности региона следует отметить: розлив минеральных вод («Нарзан», «Ессентуки» и др.), центрами которого являются Кисловодск, Ессентуки, Железноводск, Черкесск, Сочи, Нагутская, Нальчик, Горячий Ключ; кондитерская промышленность (Нальчик, Ростов-на-Дону, Краснодар, Волгоград, Майкоп, Ставрополь, Астрахань, Владикавказ и др.), чайная (Дагомыс). Крупнейшим центром производства табачных изделий с дореволюционных времен является Ростов-на-Дону. Большая табачная фабрика, оснащенная новейшим оборудованием и принадлежащая концерну «Филипп Моррис», создана в Армавире.
Перерабатывающие мощности не в полной мере соответствуют сырьевой базе, поэтому тормозят развитие пищевой промышленности. Наиболее остро это проявляется в маслобойном и крахмалопаточном производствах. Недостаточен уровень технического оснащения многих предприятий, особенно в мясной и плодоовощеконсервной отраслях, не хватает баз хранения и холодильников. Скорейшее решение этих проблем — наиболее важное направление развития агропромышленного комплекса Южного округа, который в целом отличается высокой эффективностью, и его роль в продовольственном обеспечении населения России неоценима.
Металлургический комплекс Южного федерального округа включает предприятия как черной, так и цветной металлургии. Из предприятий черной металлургии (все они относятся к передельным) сле-
дует назвать Волгоградский завод «Красный Октябрь», выпускающий высококачественную сталь для тракторных и автомобильных заводов, Красносулинский и Таганрогский заводы. На производстве стальных труб специализируется трубный завод в Волжском. Цветная металлургия представлена Волгоградским алюминиевым заводом, Тырныауз-ским горно-металлургическим комбинатом (вольфрамовые и молибденовые руды) и заводом «Электроцинк» (Владикавказ). В небольших количествах добываются также руды — медные в Карачаево-Черкессии и полиметаллические в Северной Осетии.
Химический комплекс ЮФО развивается преимущественно на местном сырье и производит разнообразные виды продукции. На химических заводах Волгограда и Волжского производятся химические волокна и нити, пластмассы, синтетические смолы. Пластмассы выпускает также Прикумский завод (Ставропольский край), а искусственные волокна — Каменский комбинат (Ростовская область). На Белореченском химкомбинате (Краснодарский край) производятся фосфорные удобрения, на производственном объединении «Азот» (Не-винномысск) — азотные, в Черкесске — лаки и краски, в Волгодонске — синтетические моющие средства.
Промышленность строительных материалов специализируется на товарном выпуске цемента (наиболее крупный завод — в г. Новороссийске Краснодарского края), стекла (заводы в Осетии, Дагестане, Ростовской области). Отрасль полностью обеспечивается местным сырьем: известняками, мергелями, песками.
В 2005 г. на долю ЮФО приходилось 21,8% объема сельскохозяйственного производства страны (326 695 млн руб., третье место среди федеральных округов). В расчете на душу населения показатель производства продукции сельского хозяйства в округе в 2006 г. составил 15,6 тыс. руб. (в среднем по России — 11,4 тыс. руб.). Структура производства сельского хозяйства включает продукцию растениеводства (63,3%) и продукцию животноводства (36,7%). Юг - крупнейший поставщик зерна. Главная зерновая культура — пшеница, широко распространены также посевы кукурузы. Значительные площади заняты под такой ценной зерновой культурой, как рис, который выращивается в низовьях Кубани (Кубанские плавни), на поливных землях Астраханской и Ростовской областей, Дагестана.
Велико значение региона в производстве важных технических культур — подсолнечника, сахарной свеклы, горчицы, табака. Юг России — крупнейший район садоводства и виноградарства. Здесь находится более трети всех плодово-ягодных насаждений и все виноградники Российской Федерации. Только здесь на территории России выращиваются субтропические культуры — чай, цитрусовые, хурма, инжир (главным образом на Черноморском побережье Краснодарского края). ЮФО — крупнейший производитель овощей и бахчевых культур, которые выращиваются на всей территории региона, особенно в Волго-Ахтубинской пойме. Астраханские и волгоградские арбузы и помидоры знает и по достоинству оценивает их качество все население страны.
Высокой товарностью отличается животноводство. Здесь разводят крупный рогатый скот, свиней, птицу. Важное значение имеет овцеводство, особенно тонкорунное. В регионе заготавливается большая часть тонкой шерсти Российской Федерации. Юг знаменит также племенным коневодством.
Транспорт и отрасли непроизводственной сферы
Как и в целом по России, ведущую роль в межрайонных перевозках в ЮФО играет железнодорожный транспорт. Велико также значение автомобильного, морского, речного и трубопроводного транспорта, а также смешанных морских и речных перевозок.
Железнодорожный транспорт посредством крупнейшего Ростовского железнодорожного узла обеспечивает связи округа с другими регионами России, с Украиной, Казахстаном (через Астрахань), а также с Закавказьем (Грузией и Азербайджаном). Наиболее интенсивные пассажирские перевозки осуществляются на магистральных направлениях Москва—Сочи, Москва — Минеральные Воды, Москва—Астрахань. Большую роль в качестве транспортного пути играет Волга. Железнодорожный транспорт сочетается с речным транспортом, перевозящим главным образом насыпные грузы по Волге и Дону.
Морской транспорт обслуживает экспортно-импортные перевозки России, формируемые в портах Черного (Новороссийск, Туапсе); Азовского (Приморско-Ахтарск, Азов, Таганрог) и Каспийского морей (Махачкала). Через Новороссийск и Туапсе проходит большая часть нефтяного и зернового экспорта страны. Порты Черного моря не справляются с все возрастающим уровнем внешних перевозок. Поэтому остро стоит проблема увеличения мощности существующих портов и строительства новых портов универсального значения, в первую очередь на полуострове Тамань.
Газопроводный транспорт работает в режиме Единой системы газоснабжения России, регулируя потоки газа, следующие на Юг со стороны Урало-Поволжья и Западной Сибири, и подключая к ним местные ресурсы газа Астраханской области, Ставрополья и Кубани. Через район проходят также транзитные потоки природного газа из Туркме-
НО
нии в сторону Украины и Закавказья. Через Черное море в сторону Турции направлен газопровод «Голубой поток».
Грузооборот автотранспортных предприятий ЮФО ставит округ на пятое место в России по объему грузовых перевозок. Автомобильный транспорт служит для внутрирайонных перевозок и имеет исключительное значение для прямых связей со странами Закавказья (по Военно-Грузинской и Военно-Осетинским дорогам, пересекающим Большой Кавказ). Южный федеральный округ значительно превосходит среднероссийские показатели плотности автомобильных дорог с твердым покрытием (31 км на 1000 км2). Среди регионов округа лидирующие позиции занимают Северная Осетия (286 км на 1000 км2), Кабардино-Балкария (238), Адыгея (209). Наименьшая плотность автомобильных дорог - в Калмыкии (38), Ростовской (49) и Астраханской (60 км на 1000 км2) областях.
В последние годы существенно возросла роль автомобильного транспорта в межрайонных перевозках, связанная в первую очередь с доставкой скоропортящихся грузов (плодов, овощей и др.) в Москву, Санкт-Петербург и другие крупные города европейской части страны с помощью специального автотранспорта (трейлеров, оборудованных холодильными установками).
Из отраслей непроизводственной сферы всероссийское значение в ЮФО имеет курортное хозяйство. Курортно-рекреационный комплекс Южного федерального округа отличается самыми крупными масштабами в стране. В России около 150 курортов климатического, бальнеологического, бальнегрязевого профиля, и свыше 50 из них расположены именно здесь. Большой известностью и популярностью пользуются курорты Черноморского побережья Краснодарского края (Сочи, Анапа, Геленджик). В Ставропольском крае расположена знаменитая группа курортов Кавказских Минеральных Вод (Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки, Железноводск). Заслуженной популярностью у туристов, альпинистов, горнолыжников пользуются Домбай и Тебер-да (Карачаево-Черкессия), Баксанское ущелье (Кабардино-Балкария) и другие районы с уникальными природными ландшафтами. Развитие курортно-рекреационного комплекса отличается неравномерностью. Более 80% санаториев и 90% турбаз сконцентрированы в Ставропольском и Краснодарском краях, особенно на Черноморскоме побережье Краснодарского края, где в сезон здравницы полностью заполнены и не могут вместить всех желающих. В то же время рекреационные ресурсы побережья Каспийского моря используются очень слабо. То же самое можно сказать и о ресурсах горной зоны национальных республик, но в данном случае дело не только в недостаточном разви-
i ии материальной базы. Нестабильность политической обстановки, межнациональные конфликты отпугивают потенциальных туристов.
Внешнеэкономические связи
Южный федеральный округ занимает ключевое экономико-географическое положение, стратегически важное для России. Как пограничный регион он обеспечивает выход России к государствам Закавказья, Черноморского и Прикаспийского бассейнов для установления стабильных межгосударственных отношений, закрепления экономических и политических позиций России в этих регионах.
Расположенный на пересечении важных сухопутных, морских, воздушных коммуникаций между странами двух континентов и обладающий достаточно развитой транспортной инфраструктурой и хозяйственным многоотраслевым комплексом, регион имеет хорошую возможность для укрепления экономики страны с помощью организации транзитного пропуска через свою территорию международных транспортных потоков.
Северо-западная часть акватории Каспийского моря как составная часть региона располагает благоприятными условиями для развития международных транспортных коммуникаций, способных обеспечить связь по кратчайшему маршруту европейских стран со странами ближнего и Среднего Востока, Индией и Китаем.
В2006 г. объем внешнеторгового оборота ЮФО составил 14,53 млрд дол. США (седьмое место среди федеральных округов). В структуре внешнеторгового оборота экспорт составил 59% (8,45 млрд дол. США, шестое место в Российской Федерации среди федеральных округов), импорт - 41% (6,08 млрд дол. США, пятое место). При этом более 2/3 внешнеторгового оборота в округе приходится на три региона — Краснодарский край, Ростовскую и Волгоградскую области.
Основные статьи в составе экспорта ЮФО: топливно-энергетические товары — 28,5%; металлы и изделия из них — 28,4%; продовольственные товары и сырье для продовольственных товаров — 15,8%; в составе импорта: машины, оборудование и транспортные средства — .'54,5%; металлы и изделия из них - 22,2%; продовольственные товары и сырье для продовольственных товаров — 21,2% (2004 г.).
Внутренние территориальные различия
В пределах ЮФО четко выделяются три части, каждой из которых присуща своя специфика. Наиболее крупным территориальным подразделением Южного федерального округа России является Азо-во-Черноморский регион, объединяющий в своем составе Краснодар-
ский и Ставропольский края, а также Ростовскую область. На его долю приходится почти половина всего населения Юга, 53% стоимости его основных фондов, 58% производства сельскохозяйственной и 54% промышленной продукции. В пределах региона локализованы рекреационные комплексы общенационального значения (Большой Сочи, Кавказские Минеральные Воды и др.) и важнейшие объекты трансрегиональной транспортной инфраструктуры. Будучи в составе Северо-Кавказского экономического района с момента его создания, характеризуемая территория всегда отличалась от северокавказских республик по общему уровню экономического развития, направленности демографических процессов, этноконфессиональной ситуации.
Регионализация постсоветской России, активизация в ней этно-политических процессов усиливают своеобразие локализованных на Северном Кавказе национальных республик, предопределяют возможность их группировки в рамках самостоятельного социально-эконо-микокультурного региона. Эта территория — Северо-Кавказский регион — наиболее плотно заселена (средняя плотность населения здесь 51 человек/км2), отличается наивысшей дифференциацией природно-экологических условий, беспрецедентной по локализации на сравнительно компактной территории различных этносов, языков, конфессий. В хозяйственном отношении ее отличает выраженная доминанта этноэкономики.
С учетом геополитических реалий, этносоциальных процессов, экономической специфики данное образование, в свою очередь, «рас-членимо» на две самостоятельные структуры. Первая из них — это Восточная часть, объединяющая республики Дагестан, Ингушетию и Чечню. Она характеризуется по всем основным социально-экономическим параметрам как сильно депрессивная и являющаяся эпицентром этнополитических проблем и конфликтов. Вторая — западная часть — относительно более благополучная, но вместе с тем даже на фоне остальных южнороссийских территорий высокопроблемная («горячие точки», глубокий спад в базовых отраслях хозяйства, дефицит инвестиций, беженцы и др.). В нее входит ряд республик: Адыгея, Карачаево-Черкессия, Кабардино-Балкария, а также Северная Осетия — Алания.
Целостным образованием в системе ЮФО России выступает и крайне поляризованный в социально-экономическом отношении Нижневолжский регион, состоящий из Астраханской и Волгоградской областей, а также Республики Калмыкия. Территориальные социально-экономические структуры сформировались здесь вдоль волжско-каспийских коммуникаций. Эта территория была присоединена к Российскому государству и начала развиваться раньше, чем другие части ЮФО. Но в XX — начале XXI вв. она уступила в темпах развития Азо-но-Черноморскому региону.
Экологическая ситуация
В ЮФО наиболее существенно на окружающую среду воздействует сельское хозяйство. Ухудшение качества почвенных ресурсов является следствием проводимых здесь с нарушением экологических требований широкомасштабных водно-химических мелиорации. Площадь орошаемых земель на территории Южного федерального округа превышает 2.млн га (свыше 2/5 всех орошаемых земель страны). Нерациональные водные мелиорации привели почвенные ресурсы в бедственное состояние. В результате переуплотнения почвы и снижения ее иодопоглощающей способности половина удобрений и пестицидов выносится в водотоки. Плодородие почв упало, а урожайность зерновых сократилась на '/4.
К особо негативным последствиям привело развитие рисосеяния, главным образом в Краснодарском крае. Увеличение площади рисовых плантаций при активном применении ядохимикатов обусловило общее загрязнение биосферы края и резкое ухудшение санитарно-эко-логических условий жизни населения. Самыми опасными являются хлорорганические пестициды, содержание которых в водах Краснодарского края в десятки раз превышает предельно-допустимую концентрацию (ПДК). На реках бассейна Кубани создано 1,5 тыс. плотин и запруд, которые превратились в отравленные водоемы, затопившие до 40 тыс. га плодороднейших земель. Все ядохимикаты, удаленные с рисовых полей, поступают в Азовское море и его лиманы.
В Республике Калмыкия и Астраханской области продолжаются процессы деградации почв, вызванные опустыниванием, эрозией, засолением и подтоплением земель. В Калмыкии общая площадь открытых песков достигает почти 10% территории республики. Солонцы расположены практически повсеместно и составляют почти 1/3 в структуре почвенного покрова. С другой стороны, в связи с ирригационными мероприятиями резко усилились процессы вторичного засоления, заболачивания почв, подтопления сельскохозяйственных угодий и населенных пунктов. Колебания уровней Каспийского моря привели к сокращению земель и подтоплению территории на площади до 250 тыс. га.
Сверхнормативное (в расчете на 1 га пастбищ) увеличение поголовья скота в южной части региона, бессистемный выпас животных, особенно овец, также приводят к массовому разрушению естественных кормовых угодий, деградации растительного покрова. В Калмыкии, например, ежегодно опустыниваются 40—50 тыс. га ранее продуктивных пастбищ. Ухудшилось состояние пастбищ и развиваются процессы опустынивания в Астраханской области, территория которой относится к опасной и потенциально опасной в отношении опустынивания на всей площади землепользования.
Таким образом, главной экологической проблемой Юга России является восстановление биопотенциала ее земельных ресурсов. Оно предусматривает, в частности, такие меры, как рекультивация почв, агролесомелиорация, изменение технологии орошения земель; восстановление пастбищных угодий; почвозащитная обработка пашни и др.
Очень сложным является состояние морей, омывающих территорию ЮФО. Экологические проблемы Каспия связаны, с одной стороны, с неустойчивостью его гидрологического и уровенного режимов, вызываемой природными климатическими .циклами, а с другой — с нарастающим антропогенным воздействием на водоем, состоящим из интенсивного химического загрязнения вод, расширения инфраструктуры морской нефтегазодобычи, браконьерского лова рыбы и др. Обострению всех этих проблем способствовали несогласованность прикаспийских государств в принятии политико-экономических решений по эксплуатации и охране природных ресурсов Каспийского моря. До сих пор не решен вопрос о разделе Каспия — его вод и морского дна, а также углеводородных и рыбных ресурсов. Без этого защита "Моря от загрязнения и браконьеров не будет иметь большого эффекта.
Анализ колебаний уровня Каспийского моря за последние 10 тыс. лет показывает, что их амплитуда достигала 15 м: от абсолютных отметок -20 м до -35 м. За период инструментальных наблюдений она составила около 3,5 м: от -25,6 в 1980-х гг. до -29 м в 1977 г.
Последнее по времени повышение уровня Каспия (с 1978 г.) вызвано изменением составляющих водного баланса. Средний приток в море за этот период составил 310 км3 в год, что выше нормы на 17 км3 в год, а средний слой видимого испарения был ниже нормы на 5 см. Современное повышение уровня моря является экстремальным для всего периода инструментальных наблюдений: поступление воды максимальное, видимое испарение — минимальное. Подъем уровня Каспийского моря является результатом существенного изменения климатического режима, выражающегося в первую очередь в нарастании циклональной активности над Восточной Европой. На 50% увеличилось число атлантических и на '/3 западноевропейских циклонов с одновременным ростом их влагонасыщенности. Это привело к росту облачности, увеличению атмосферных осадков и сокращению испарения и, как следствие, — к увеличению речного стока в Каспийском бассейне. Выполненные специалистами расчеты вероятностной оценки уровня Каспия на перспективу определили возможный интервал его положения в пределах отметок от -27 м до -25 м, при которых уровень моря может сохранять положение, подниматься или опускаться.
Для социально-экономического развития прибрежной зоны Каспия наиболее опасное развитие событий и наибольшие ущербы прогнозируются исходя из условий дальнейшего подъема уровня моря, вплоть до критической отметки -25 м. В этом случае следует ожидать катастрофических изменений в экологической обстановке всего Прикаспийского региона.
За 1980—1990-е гг. на российском побережье Каспия было затоплено и выведено из землепользования 320 тыс. га ценных земель. В зоне разрушительного воздействия моря оказались города Махачкала, Дербент, Каспийск, многочисленные более мелкие населенные пункты и объекты хозяйственной деятельности Дагестана, Калмыкии и Астраханской области. Суммарный экономический ущерб в прикаспийской зоне России оценивается миллиардами рублей.
К основным состоявшимся негативным процессам в Прикаспии относятся: затопление земель со скоростью 1—2 км в год, ветровые нагонные явления высотой до 2—3 м, распространяющиеся до 20 км и более вглубь побережья, разрушение берегов, миграция русел рек, повышение уровня грунтовых вод и подтопление земель. Особую опасность несет подтопление застроенных городских территорий, вызывающее разрушение фундаментов многоэтажных зданий.
В результате затопления и подтопления мест компактного проживания населения, сельскохозяйственных угодий, оросительных систем, нефтепромыслов, дорог, линий электропередач, очистных сооружений, производственных объектов и других загрязненных территорий в прибрежной зоне Каспия ухудшилась экологическая и медико-биологическая обстановка. Загрязнялись токсичными веществами и нефтепродуктами поверхностные и грунтовые воды, а в результате усиления миграции грызунов с подтопленных участков суши расширились очаги инфекционных заболеваний. Зарегистрированы массовые сбросы сточных вод в море, связанные с разрушением коллекторов.
Северный Каспий является районом мирового значения по воспроизводству и промыслу осетровых и других ценных рыб. В последние годы условия промысла в морской зоне значительно ухудшились, уменьшилась его эффективность. В случае нового повышения уровня моря до отметки -25 м прогнозируется потеря части высокопродуктивных нерестилищ в низовьях дельты Волги, что повлечет за собой особенно резкое снижение уловов рыбы.
При отсутствии превентивных мер по защите российского побережья от вероятного возобновления наступления Каспия под угрозой затопления и разрушения могут оказаться жилые и хозяйственные постройки десяти городов и поселков городского типа и около 100 сельских населенных пунктов. Кроме того, будут затоплены почти 0,5 млн га земель, в том числе свыше 0,2 млн га сельскохозяйственных угодий.
В перспективе на загрязнении Каспийского моря скажется расширяющееся освоение ресурсов нефтегазоносного каспийского шельфа, которое уже давно практикуется вблизи берегов Азербайджана и Туркменистана и начинается в российской части Северного Каспия. В последнем случае производственникам совместно с экологами придется решать сложнейшую задачу сохранения крупнейших в России пресноводных рыбных ресурсов, в том числе осетровых рыб, составляющих 90% их общемировых запасов.
Состояние запасов и воспроизводства наиболее ценных рыбных запасов Каспия остается крайне неудовлетворительным. Сохраняющийся высокий уровень вылова каспийской кильки, некоторых полупроходных рыб (например, сазана) и мелких пресноводных рыб не компенсирует потерю значительной части уловов проходных осетровых рыб. В 1999 г. в Волго-Каспийском промысловом районе было выловлено только 6,3 тыс. ц осетровых рыб, против 200 тыс. ц в середине 1970-х гг.
Основные причины падения уловов осетровых рыб в российских водах связаны с конкуренцией других прикаспийских государств, осуществляющих лов без учета условий воспроизводства рыбных запасов, крупномасштабным и повсеместным (включая российские регионы) браконьерс