Состав и особенности экономико-географического положения, уровень социально-экономического развития
Северо-Западный федеральный округ (СЗФО), включающий 11 субъектов Федерации (табл. 3.1), играет важную стратегическую роль приграничной части России на Европейском Севере и западе страны. В его пределах находятся очень крупные промышленные и яркие культурные центры, важные морские порты, уникальные объекты, включенные в список Всемирного культурного и природного наследия (в городах Санкт-Петербург и Новгород, а также на Соловецких островах и острове Кижи).
Таблица 3.1
СЗФО является одним из ведущих российских центров научно-технического прогресса и подготовки высококвалифицированных кадров, здесь находятся объекты культуры и истории России, имеющие мировую значимость. СЗФО занимает в нашей стране особое место по выпуску электротехнического оборудования, электроники, оптико-механической продукции, судостроению. В СЗФО производится значительная часть республиканского объема фосфатного сырья, деловой древесины, около 33% целлюлозы, готового проката, велика его доля и в улове рыбы.
Округ расположен на Европейском Севере (республики Карелия и Коми, Мурманская, Вологодская, Архангельская области и Ненецкий автономный округ), а также компактно в прибалтийской части России (г. Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская и Псковская области) и на положении эксклава — Калининградская область. Округ занимает площадь, равную почти 10% территории Российской Федерации, на которой в настоящее время проживает 13,6 млн человек, или 9,5% численности населения страны.
Экономико-географическое положение округа имеет ряд достоинств. Выходы к морям — Балтийскому, Баренцеву и Белому — обеспечивают судоходные пути на запад — в сторону Западной Европы и восточного побережья Северной Америки, а также на восток — по Северному морскому пути в российское Заполярье и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Большое значение имеют общие границы со странами Европейского Союза — Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой и Польшей, а также граница с экономически развитыми Центральным и Уральским федеральными округами, с которыми растет и обоюдовыгодный рыночный товарообмен на кратчайших расстояниях для перевозок товаров и предоставления услуг. К недостаткам экономико-географического положения следует отнести относительно суровые климатические условия северных регионов, снижающие комфортность проживания и значительно удорожающие технико-экономические показатели всех отраслей хозяйства.
Достигнутый уровень социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа выражается в показателях его удельного веса в общероссийских показателях (табл. 3.2), среди которых выделяются обрабатывающее производство —12,1% (доля Санкт-Петербурга — 4,2%), строительство — около 13% и инвестиции в основной капитал — 13,2% (доля Санкт-Петербурга — 4,4%).
Таблица 3.2
Удельный вес Северо-Западного федерального округа
в общероссийских социально-экономических показателях
Показатель
Удельный вес, %
Территория
9,9
Численность населения
9,5
Валовой региональный продукт
10,3
Основные фонды
10,0 '
Объем отгруженных товаров собственного производства: добыча полезных ископаемых обрабатывающие производства
производство и распределение электроэнергии, газа и воды
6,1 12,1 11,3
Продукция сельского хозяйства
5,9
Строительство
12,9
Инвестиции в основной капитал
13,2,
Экспорт
8,6
Импорт
20,2
Источник: Регионы России - 2006. М.: Росстат, 2007. С. 32-35.
Объем отгруженной продукции добывающих отраслей в округе пока не соответствует растущим возможностям использования при-родно-ресурсного потенциала и составляет 6,1%, в основном за счет Республики Коми и Ненецкого автономного округа, где наиболее активно осваиваются минерально-сырьевые, в первую очередь топливные ресурсы Тимано-Печорского комплекса. Следует выделить высокий удельный вес импорта продукции, более чем вдвое превышающий долю в экспорте.
СЗФО в настоящее время не отличается благоприятной экологической обстановкой, поскольку здесь формируется почти пятая часть всех загрязненных сточных вод Российской Федерации и около 11% выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. В северной части округа имеются проблемы радиационного загрязнения, вызванные утилизацией выработавших ресурс ядерных судовых реакторов (на побережье Кольского полуострова) и последствиями ядерных испытаний прошлых лет (архипелаг Новая Земля).
Природно-ресурсный потенциал
Природно-ресурсный потенциал СЗФО, в целом очень значительный, распределен по его территории неравномерно, за исключением почти повсеместной обеспеченности водными и лесными ресурсами, которые составляют почти половину всех ресурсов европейской территории страны. Относительно малая обеспеченность лесными ресурсами наблюдается только в Мурманской и Калининградской областях и особенно в Ненецком автономном округе.
Минерально-сырьевые ресурсы сосредоточены в пределах Европейского Севера. Это крупнейшие (до 40%) разведанные запасы топливно-энергетических ресурсов на западе Российской Федерации, крупные запасы руд черных и цветных металлов, а также неметаллических полезных ископаемых — алмазов, апатитов, слюды, плавикового шпата, строительных материалов и др. Выделяют две зоны концентрации полезных ископаемых.
В Карело-Мурманской зоне сконцентрированы запасы железных, титано- и алюминийсодержащих, медно-никелевых руд, а также руд редких металлов, нерудных ископаемых и строительных материалов. К этой же зоне прилегает нефтегазоносный шельф западного сектора Арктики, где проведена предварительная разведка крупнейших запасов природного газа и газового конденсата на базе Штокмановского месторождения (около 4 трлн м3), расположенного в 200 км севернее г. Мурманска.
Балансовые запасы железной руды (Ковдорское и Оленегорское месторождения в Мурманской области и Костомукшское — в Республике Карелия) составляют около 5% общероссийских, однако удельный вес добычи руды здесь приближается к '/5 добычи в стране.
Месторождения медно-никелевых руд на Кольском полуострове (Мурманская область, пос. Печенга) в значительной мере выработаны, и для обеспечения работы предприятий РАО «Норильский никель», расположенных в Мурманской области (комбинаты «Печенга-никель» в поселке городского типа Никель и «Североникель» в г. Мончегорске), осуществляется завоз рудных концентратов с месторождений в районе г. Норильска Красноярского края.
Добыча горно-химического сырья — алюминийсодержащих апатитов и нефелинов, представленных комплексными апатито-нефе-линовыми рудами Кольского полуострова, ведется в Кировске и Апатитах Мурманской области. Запасы апатитов — ценнейшего сырья для производства фосфатных удобрений — здесь превышают 2/3 общероссийских, что обусловливает почти 100%-ную концентрацию их разработки именно в данном регионе.
Нефелины и производимый из них концентрат пока имеют ограниченное значение (исключительно для Пикалевского глиноземного и Волховского алюминиевого заводов в Ленинградской области), так как не выдерживают конкуренции с более качественными и дешевыми отечественными и импортными бокситами.
В Двино-Печорской зоне на северо-востоке округа находится Ти-мано-Печорская нефтегазоносная провинция (на севере Республики Коми и в Ненецком автономном округе), продолжающаяся на шельфе Печорского моря (разведано гигантское Приразломное месторождение нефти у юго-западного побережья Новой Зем^и). Здесь же — на северо-востоке Республики Коми — расположен Печорский угольный бассейн, где шахтным способом добывается около 5% энергетических и коксующихся углей. В различных частях этой же республики и в Архангельской области имеются месторождения бокситов, марганцевых, титановых, хромовых руд, золота и алмазов.
Бокситовые руды добываются на Тимане (северо-запад Республики Коми) на базе Средне-Тиманского бокситового рудника, где планируется сооружение Ухтинского глиноземного завода, а также предприятия по выплавке алюминия. Другой район добычи бокситов — Северо-Онежский рудник, расположенный на западе Архангельской области, поставляет сырье для нужд глиноземного производства в г. Пикалево (Ленинградская область). Отсюда глинозем поставляется на местный Волховский алюминиевый завод.
На базе Парногского месторождения марганцевых руд в Республике Коми налажены их добыча и обогащение, пока в незначительном объеме. Тем не менее проблему добычи марганцевых руд следует выделить особо, поскольку в России почти отсутствуют другие разрабатываемые месторождения марганца, а потребность в нем очень велика, в частности на Череповецком металлургическом комбинате в Вологодской области.
Добыча титановых руд ведется шахтным способом на комплексном Ярегском нефтетитановом месторождении в Республике Коми, где попутно с титановым сырьем осуществляется разработка запасов тяжелой нефти.
Начало промышленной добычи алмазов положено в Архангельской области, где начата промышленная разработка Ломоносовского месторождения, расположенного на побережье Белого моря, севернее г. Архангельска.
Прибалтийская часть округа (в пределах Ленинградской, Новгородской и Псковской областей) относительно бедна полезными ископаемыми, за Исключением широко распространенных залежей торфа и строительного камня. На западе Ленинградской области расположены эксплуатируемые запасы горючих сланцев и фосфоритов. В Новгородской области ведется добыча огнеупорной глины — в районе г. Бо-ровичи. К числу перспективных относятся запасы марганцевых руд (конкреций), разведанные на дне Финского залива.
Самая западная эксклавная Калининградская область также небогата минеральными ресурсами, за исключением крупнейших в мире запасов янтаря. Из других полезных ископаемых можно выделить запасы бурого угля (не разрабатываются) и небольшие ресурсы нефти и газа на суше и шельфе Балтийского моря.
Население
Население СЗФО, составлявшее на 1 января 2006 г. 13,6 млн человек, отличается высоким удельным весом городских жителей — свыше 82%. Урбанизация нарастает в направлении северных регионов (максимальная в Мурманской области — 90%) и имеет абсолютное значение для Санкт-Петербургского мегаполиса. Плотность населения па территории округа неравномерна в прибалтийских регионах, включая Калининградскую область, проживает 2/3 всех жителей, свыше половины из них — в Санкт-Петербурге. На другом полюсе — Ненецкий автономный округ, где все население едва превышает 40 тыс. человек, при плотности — 0,3 человек на 1 км2.
Естественный прирост населения в 2005 г. был кризисным (-8,4 человек на 1000 жителей). Наиболее критических величин естественная убыль населения достигала в Псковской и Новгородской областях — гоответственно -15,7 и -13,2 человек на 1000 жителей, — что свидетельствовало о наличии в этих регионах социально-экономического кризиса, индикаторами которого являются недостаточные инвестиции (в первую очередь в обрабатывающие производства), безработица и недоразвитость социальной структуры.
Существенный вклад в значительную естественную убыль населения округа вносит также старая возрастная структура населения. Людей в пенсионном возрасте в СЗФО уже в 1,5 раза больше, чем детей до 16 лет (по России в целом — на У4). Особенно старой возрастной структурой населения (доля пенсионеров около '/4 населения, тогда как по России в целом — около 1/5) выделяются Псковская и Новгородская области, что связано с многолетним оттоком молодежи из этих регионов в предшествующие десятилетия. Более молодой возрастной структурой населения (доля пенсионеров менее 15%) выделяются северные территории (Ненецкий АО, Республика Коми, Мурманская область), куда до начала 1990-х гг. шел интенсивный приток молодежи, однако уже в ближайшие годы возрастная структура населения в этих регионах может резко поменяться. Старой возрастной структурой населения выделяется также г. Санкт-Петербург, где людей в пенсионном возрасте также около четверти жителей. А поскольку доля детей здесь очень невелика (около 12% населения — почти как в Москве), уже в ближайшее время численность пенсионеров в городе будет превышать численность детей более чем вдвое. Подобную возрастную структуру жителей имеют страны с самым старым населением в мире — Германия, Швеция и др. Свою экономику они уже давно могут развивать только за счет массового притока мигрантов.
Депопуляция, т.е. сокращение населения, — серьезнейшая демографическая и социально-экономическая проблема федерального округа, требующая как государственного стимулирования достижения положительных показателей естественного воспроизводства, так и регулируемого притока мигрантов (то и другое осуществляется в рамках новой федеральной демографической политики на период до 2025 г.). И если естественный рост народонаселения в округе пока не восстановлен, то внешний приток мигрантов в 2005 г. уже положительный: +3,3 тыс. человек по балансу обмена с другими округами и +8,6 тыс. человек по международному балансу со странами СНГ и дальним зарубежьем. При этом стабильным миграционным притоком в СЗФО выделяются лишь г. Санкт-Петербург, Ленинградская и Калининградская области. Эти регионы постоянно имеют положительное сальдо миграционного баланса как с другими регионами округа, так и с большинством остальных субъектов Российской Федерации и новых независимых государств. Особенно интенсивен относительный миграционный приток в Калининградскую область, где он часто перекрывает естественную убыль населения. Поэтому численность населения этого региона страны по сравнению с началом 1990-х гг. увеличилась, тогда как во всех остальных регионах СЗФО — сократилась.
Все остальные регионы СЗФО, как правило, имеют отрицательное сальдо миграционного баланса. Особенно интенсивен отток жителей с северных территорий — из Республики Коми, Ненецкого АО, Мурманской и Архангельской областей. В этих регионах выездная миграция является главной причинной сокращения численности населения. Уезжает в основном молодежь и люди трудоспособного возраста с детьми, что ведет к дальнейшему старению возрастной структуры населения и усугублению демографических проблем.
СЗФО отличается многонациональным составом населения, в котором преобладают русские (в их числе этнографическая группа поморов Европейского Севера), а также народы финской группы — карелы и коми. В Ненецком автономном округе и Мурманской области проживают малочисленные финноязычные народы Крайнего Севера — ненцы и саами.
В прибалтийских регионах — на границе с Финляндией и Эстонией — проживает небольшое число финнов и родственных им эстонцев и малых народов — вепсов и ингерманландцев. Многонациональ-ностью отличается Санкт-Петербург, где (как и в Москве) имеются диаспоры: украинская, татарская, народов Кавказа, эстонская и др. В Калининградской области преобладает русское население, в меньшинстве — литовцы, белорусы и в небольшом числе — немцы, переехавшие сюда из различных регионов РФ и еще ранее из СССР.
Большинство народов округа исповедуют православие, которое утвердилось в Новгородской и Псковской областях начиная с XI в., а на Европейском Севере — в последующие века. В Калининградскую область оно пришло вместе с переселенцами из других регионов Российской Федерации и союзных республик после 1945 г., когда регион вошел в состав нашего государства. Эстонцы и финны — большей частью протестанты. Встречаются представители и других конфессий: католики, мусульмане, иудаисты и др.
В СЗФО, где общая численность населения сокращается, происходит увеличение численности экономически активного населения, в том числе занятых в экономике. Стабильно сокращаются как уровень безработицы, так и численность безработных.
Ведущие отраслевые комплексы
Богатство природными ресурсами, суровый климат на большой части территории обусловили особенности исторического развития и освоения СЗФО. Здесь основными отраслями рыночной специализации в индустриальной сфере являются топливная промышленность (нефтяная, газовая, угольная), черная и цветная металлургия, многопрофильное машиностроение, лесная и деревообрабатывающая, химическая, пищевая, рыбная промышленность, а в сельском хозяйстве — льноводство, молочно-мясное скотоводство, оленеводство, рыболовство.
Произведенный в округе валовой региональный продукт, составлявший к 2005 г. около '/,„ всего продукта Российской Федерации, распределялся с перевесом в пользу отраслей товарного производства. Наиболее высокий вес имело промышленное производство — более Уз, при минимальном удельном весе сельского хозяйства — 2,5% (табл. 3.3).
Таблица 3.3
Отраслевая структура валового регионального продукта Северо-Западного федерального округа в 2005 г.
Отрасль
Удельный вес, %
Отрасли, производящие товары:
48,1
промышленность
36,2
сельское хозяйство
.2,5
строительство
8,7
Отрасли, производящие услуги:
46,8
транспорт
9,2
связь
2,5
торговля и коммерческая деятельность
13,7
Источник: Регионы России - 2006. М.: Росстат, 2007. С. 355-357.
В территориальном разрезе промышленное производство преобладает в Вологодской области (около 56% объема валовой продукции) и в Ненецком автономном округе (около 70%). Наибольший вес сельскохозяйственного производства был характерен для Псковской области — около 12%.
Промышленный комплекс СЗФО в последние годы отличался более высокими темпами роста добывающих производств относительно обрабатывающих, в основном за счет освоения минерально-сырьевой, в том числе топливной, базы Европейского Севера, тогда как для прибалтийских регионов более характерен рост обрабатывающей промышленности.
Ведущие позиции в промышленном развитии регионов Европейского Севера к настоящему времени сохраняли черная и цветная металлургия (около 34% объемов производства), деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (около 17%) и топливная промышленность (15%). Местный металлургический комплекс осуществляет прокат и выплавку стали (около '/5 всего производства в России).
Черная металлургия представлена тремя горно-обогатительными железорудными предприятиями: Ковдорским и Оленегорским ГОК в Мурманской области и Костомукшским ГОК в Карелии, а также металлургическим комбинатом полного цикла АО «Северсталь» в г. Череповце Вологодской области и передельным сталеплавильным и метизным заводом в г. Вяртсиля в Карелии. В 2005 г. АО «Северсталь» произвело около 7 млн т стали. Примерно четверть продукции была отправлена на экспорт, в основном в США и страны Западной Европы. Однако экспорт черных металлов сдерживается антидемпинговой политикой стран-импортеров, что препятствует росту объемов производства.
Цветная металлургия представлена добычей бокситов и нефелинов. Выплавка алюминия осуществляется на заводах в г. Кандалакша (Мурманская область) и пос. Надвоицы (Карелия). Медь, никель и кобальт выплавляют на комбинатах «Североникель» и «Печенганикель» в Мурманской области, получающих сырье как с местных месторождений, в значительной мере истощенных, так и с севера Красноярского края, откуда медно-никелевые руды и концентраты доставляются Северным морским путем.
Лесопромышленный комплекс развивается в северных регионах на базе многочисленных центров лесопиления, а также крупных центров глубокой химической переработки древесины — целлюлозно-бумажных комбинатов в городах Архангельск, Новодвинск и Коряжма (Архангельская область), Сокол (Вологодская область), Сыктывкар (Республика Коми), Кондопога, Сегежа, Питкяранта (Республика Карелия). В настоящее время комплекс находится в стадии технического перевооружения, направленного на глубокую переработку сырья, что позволит сократить все еще сохраняющийся невыгодный для страны вывоз круглого леса. В лесные производства приходят реальные отечественные и зарубежные прямые инвестиции (из скандинавских стран и США), которые должны обеспечить рост эффективности лесного комплекса уже в ближайшие годы.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) обеспечивает на Европейском Севере добычу угля, нефти и природного газа, переработку и транспортировку нефти и газа, а также производство электроэнергии. Добыча угля в Печорском бассейне в настоящее время несколько сократилась относительно прошлых лет и составляет около 13 млн т, или менее 70% производственных возможностей находящихся здесь шахт. Добываемые угли на 2/3 коксующиеся. Они направляются на Череповецкий металлургический комбинат (70%), а также на предприятия Урала. Продолжается реструктуризация шахт, направленная на повышение экономической эффективности сохраняющихся производственных мощностей. Одновременно решаются социальные проблемы.
Нефтегазовый комплекс обеспечивает добычу порядка 24 млн т нефти и 4 млрд м3 природного газа на месторождениях Республики Коми и Ненецкого АО. Происходит постепенный сдвиг нефтегазодобычи в сторону морского побережья, с перспективами ее выхода на шельф уже в ближайшие годы.
Ведущие позиции в промышленном развитии прибалтийских регионов округа (за исключением Калининградской области) сохраняли машиностроительный комплекс, пищевая промышленность, а также электроэнергетика и производство лесопродукции.
Машиностроительный комплекс представляет собой энергетическое и транспортное машиностроение, а также наукоемкие отрасли точного машиностроения — почти все предприятия в составе ВПК. Большинство крупных машиностроительных предприятий сконцентрировано в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Отечественное судостроение представлено здесь Адмиралтейским, Канонерским и Выборгским заводами, а также входящими в судостроительные активы «Объединенной промышленной корпорации» Балтийским заводом, ЦКБ «Айсберг» и Северной верфью. В настоящее время на этих предприятиях выпускаются атомные ледоколы, современные танкеры и сухогрузы, рыболовные, исследовательские, а также военные суда.
Местные предприятия энергетического машиностроения — АО «Электросила» и «Ижорские заводы» (Колпино) выпускают паровые и гидравлические турбины, дизели, крупные электромашины. Кировский завод производит мощные тракторы, ПО «Светлана» — продукцию электроники.
Комплексы быстро развивающейся пищевой промышленности представлены предприятиями, производящими мясо-молочные изделия, рыбные консервы, пивоваренную (компания «Балтика»), хлебобулочную и кондитерскую продукцию.
Электроэнергетическое производство представлено в прибалтийских регионах тепловыми, атомными и гидравлическими электростанциями. Наибольшее значение имеют Ленинградская АЭС (намечается увеличение ее мощностей), а также новая Северо-Западная ТЭЦ, отг личающаяся применением современных ресурсо- и природосберегающих технологий. Работа действующих Волховской, Свирских и других ГЭС, а также строящейся гидроаккумулирующей станции в Ленинградской области должна обеспечивать пиковые нагрузки в регионе.
Предприятия лесохимического комплекса — Каменногорский ЦБК и Светогорская бумажная фабрика в Ленинградской области — производят бумагу, картон и целлюлозу. Налажено товарное производство деловой древесины, пиломатериалов, мебели. Значительная часть древесного сырья завозится из районов Европейского Севера.
Ведущие комплексы промышленного производства в Калининградской области — машиностроение (более У6 объема производства продукции), пищевая (рыбная) промышленность — около трети продукции, топливно-энергетический комплекс (10%) и лесообрабатывающие комплексы (7,5%). Машиностроение области специализируется на приборостроении, производстве электротехники (двигателей малой мощности), дорожном и подъемно-транспортном машиностроении, а также сборке легковых автомобилей ряда зарубежных фирм. Главные центры машиностроения — Калининград и Гусев. В комплексе осуществляется частичная конверсия оборонных предприятий с переводом их мощностей на производство медицинской аппаратуры, яхт, оборудования для фермерских хозяйств.
Рыбная промышленность — одна из главных в области, развивается она на базе рыболовства в Балтийском и Северном морях. Возможно возобновление экспедиционного вылова рыбы и морепродуктов в Атлантике. В Калининграде функционирует крупный рыболовецкий порт. Переработка рыбы ведется на рыбоконсервных комбинатах в городах Калининграде, Светлый и Мамоново. Рыбный комплекс нуждается в обновлении морально и физически устаревшего рыболовецкого флота, реконструкции рыбоперерабатывающих предприятий.
Целлюлозно-бумажная промышленность области — комбинаты в городах Советск, Неман и Калининград - работает на привозном (из других регионов округа) сырье и экспортирует часть продукции.
Развитие топливно-энергетического комплекса региона обусловлено узостью собственной энергетической базы. Современная (2005 г.) добыча нефти в области (1,25 млн т) и природного газа (свыше 100 млн м3) не удовлетворяет местных потребностей и может быть увеличена в перспективе на шельфе Балтийского моря. Для смягчения зависимости от внешних поставок электроэнергии (до 80%) в области построена новая современная ТЭЦ.
Сельское хозяйство СЗФО производит менее &% продукции аграрного комплекса страны, 2/3 которой приходятся на Ленинградскую, Вологодскую и Калининградскую области, где природно-климатические и экономические условия сельскохозяйственного производства благоприятны относительно северных регионов.
В северных регионах округа доминирует животноводство молочно-мясного направления. Оно развито в Вологодской и на юге Архангельской области. На Крайнем Севере развито оленеводство (до 20% поголовья оленей в РФ).
В прибалтийских регионах сельское хозяйство имеет пригородное, молочно-животноводческое, а также льноводческое направления. Основная его роль — обеспечение местного рынка, прежде всего Санкт-Петербурга, картофелем, овощами и мясо-молочной продукцией.
В Калининградской области развиты молочно-мясное животноводство, свиноводство и птицеводство, а из отраслей растениеводства — зерновое (озимая пшеница, рожь, ячмень) и кормовое производство (многолетние травы и корнеплоды). Урожайность зерна, картофеля и овощей в области выше, чем в среднем по России. Тем не менее здесь существует дефицит продовольствия и отсутствует полноценная база по переработке сельскохозяйственной продукции.
Рыболовство в округе развивается, главным образом, в Мурманской области (около 580 тыс. т уловов в Баренцевом и Белом морях), а также Калининградской области (около 290 тыс. т уловов в Балтийском и Северном морях). В обоих регионах существуют серьезные проблемы, связанные с технической изношенностью рыболовных флотов, а также с организацией рыбного промысла, когда большая часть выловленной рыбы уходит за рубеж в ущерб внутреннему рынку.
Транспорт и отрасли непроизводственной сферы
Транспортный комплекс СЗФО различается по плотности инфраструктуры в северных, прибалтийских регионах и Калининградской области. Наиболее высокая плотность железных и автомобильных дорог в Калининградской области — около 40 км и 300 км на 1000 км2 территории. Недостатком местных дорог общего пользования является их оторванность от общей сети дорог Российской Федерации, что удорожает транзитные перевозки, осуществляемые через территории Литвы и Белоруссии.
Калининградский морской порт увеличивает грузооборот (к настоящему времени более 5 млн т) в условиях перераспределения российских грузоперевозок из стран Балтии в отечественные порты и налаживания морского паромного сообщения с Санкт-Петербургом.
Плотность автомобильных и железных дорог основных прибалтийских регионов Северо-Запада вчетверо и вдвое выше аналогичной транспортной инфраструктуры регионов Европейского Севера и составляет соответственно 150 и 26 км на 1000 км2 территории.
Санкт-Петербург является вторым по значимости в России (после Москвы) железнодорожным узлом. Значение его возрастет еще больше после завершения строительства скоростной магистрали Москва-Санкт-Петербург—Хельсинки.
Развитие сети автомобильных дорог намечается за счет строительства новых современных автомагистралей как вокруг Санкт-Петербурга, так и в сторону Финляндии, а также Польши — через российские регионы и Белоруссию (так называемого Балтийского пути).
Роль Санкт-Петербургского морского порта возросла после распада СССР и сужения российского выхода к Балтике. Однако его мощности не рассчитаны на все виды грузов и не могут быть существенно расширены. Поэтому в последние годы было осуществлено строительство экспортного нефтяного терминала в г. Приморске, мощности которого постепенно достигли нынешних 75 млн т сырой нефти в год и могут быть увеличены.
На южном побережье Финского залива в это же время был построен нефтепродуктовый терминал в бухте Батарейной, куда выведен трубопровод, транспортирующий продукцию нефтеперерабатывающих заводов Приволжского федерального округа. Еще один новый порт — универсальный, включающий экспортный угольный терминал, был введен в эксплуатацию в Усть-Луге.
Не теряет своего значения речной транспорт, выгодно использующий возможности трансевропейских речных и морских перевозок по маршрутам как внутрироссийских водных путей, открывающихся через Беломоро-Балтийское и Волго-Балтийское воднотранспортные соединения, так и через систему зарубежных водных соединений. Все эти водные пути, связывающие Черное, Балтийское и Каспийское моря, формируют основу международного транспортного коридора Север—Юг.
Транспортный комплекс Европейского Севера можно считать развитым относительно других северных территорий страны. Однако по плотности автомобильных и железных дорог он в 5 раз уступает прибалтийским регионам округа. Важнейшие железнодорожные и автомобильные магистрали этой части округа имеют в основном межрегиональное направление и связывают Мурманск и Петрозаводск с Санкт-Петербургом и Москвой, Архангельск с Вологдой и далее с Москвой. Широтные связи были сформированы Печорской железной дорогой, выходящей на территорию Ямало-Ненецкого АО в пределах Полярного Урала и низовий Оби. Другое широтное железнодорожное соединение уже несколько десятилетий связывает Архангельскую область с Республикой Карелия, откуда из района г. Костомукша была проложена ветка в соседнюю Финляндию. Прямая железнодорожная связь Архангельской области с Республикой Коми и регионами Среднего Урала будет установлена после завершения строительства магистрали «Белкомур», конечными пунктами которой должны стать Архангельск и Пермь.
Решение транспортных задач регионов, занимающих на севере приморское положение, в первую очередь, Мурманской и Архангельской области, связано с развитием и реконструкцией портового хозяйства в Мурманске и Архангельске и восстановлением интенсивного судоходства по Северному морскому пути. Это судоходство особенно важно как для обеспечения растущего Северного завоза грузов в районы Крайнего Севера с обратным вывозом продукции добывающих отраслей, так и для перспективных международных перевозок между странами Западной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона.
В целом транспортная система СЗФО обеспечивает наиболее тесные, в том числе приграничные, связи с соседними округами — Центральным, Приволжским и Уральским, — а также с соседними странами Балтии, Польшей, Финляндией и Норвегией. При этом северные регионы округа с преобладающим развитием добывающих отраслей промышленности доминируют в вывозе сырьевых грузов — леса, угля, металлических руд и др., а для прибалтийских регионов и Калининградской области характерны зависимость от завоза сырья.
Уровень развития непроизводственной сферы в СЗФО — выше среднего по России. Но достигается такая ситуация преимущественно за счет высокого уровня развития непроизводственных отраслей в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Санкт-Петербург — второй по значению в стране (после Москвы) центр науки, высшего образования, культуры, искусства, туризма, финансовой деятельности и т.д. Город недаром носит звание «второй столицы» России. В ближайшее время Санкт-Петербургу будут переданы и некоторые «столичные» функции: с мая 2008 г. в город переведен Конституционный Суд Российской Федерации, позже — некоторые другие федеральные органы. Ленинградская область, имеющая многочисленные культурно-исторические достопримечательности, а также ресурсы для развития курортного хозяйства, выделяется развитием рекреации.
Калининградская область также имеет довольно высокий уровень развития рекреационного хозяйства (комплекс санаторно-курортных учреждений на Балтийском взморье), но их развитие осложняется эк-склавным положением региона относительно остальной территории России. Особенно осложнилось посещение российскими туристами калининградских курортов после вступления Литвы и других прибалтийских республик бывшего СССР в Европейский Союз, а затем и в Шенгенскую визовую зону.
В остальных регионах СЗФО непроизводственная сфера имеет уровень развития ниже среднероссийского. Это связано как с географическим положением (территории с суровыми природными условиями), так и с историческими особенностями развития (районы нового освоения с приоритетным вниманием к развитию промышленности). Особенно плохими показателями выделяются Республика Коми и Мурманская область, где неразвитость непроизводственной сферы является одной из важных причин массового миграционного оттока населения.
Внешнеэкономические связи
По объемам внешнеторгового оборота (около 40 млрд дол. США в 2005 г.) СЗФО находится в России на третьем месте после Центрального и Уральского федеральных округов. При этом экспорт и импорт почти уравновешивают друг друга (примерно по 20 млрд дол. США), тогда как по России в целом экспорт превосходит импорт в 2,5 раза. Можно сказать, что СЗФО специализируется на импорте продукции зарубежных государств в Россию. Такая ситуация связана прежде всего с географическим положением округа относительно западноевропейских зарубежных государств (главных внешнеторговых партнеров современной России) и внутренних районов страны. В последние 10— 15 лет на территории округа построены многочисленные предприятия (торговые, автосборочные, пищевые и др.), которые на основе использования импортных сырья и комплектующих обрабатывают и произ-, водят продукцию, сбываемую затем на всей территории России. Поэтому на территории СЗФО так велик импорт, по объемам которого особенно выделяются Санкт-Петербург (импорт вдвое превосходит экспорт), а также Ленинградская и Калининградская области (импорт превосходит экспорт примерно в 5 раз).
Остальные регионы СЗФО (Мурманская область, Республика Коми и др.) имеют структуру внешней торговли, типичную для России в целом. На внешний рынок они поставляют преимущественно сырье или продукты его первичной переработки (нефть, лес, металлы), а готовую потребительскую продукцию из зарубежных стран получают в основном не напрямую, а через посреднические фирмы в Москве и Санкт-Петербурге. При этом объем внешнеторгового оборота зависит от размещения крупных предприятий-экспортеров (металлургических комбинатов и т.п.).
Главными внешнеторговыми партнерами регионов СЗФО являются государства Зарубежной Европы (Германия, Великобритания, Франция, Швеция и др.), но значительны также связи с США, Японией, Китаем, Кореей. Из государств СНГ самые тесные связи регионы округа'имеют с Белоруссией и Украиной.
Внутренние территориальные различия
В Северо-Западном федеральном округе довольно четко можно выделить три части (подрайона), различающиеся как по современной социально-экономической ситуации, так и по перспективам развития в ближайшие годы.
Первый подрайон — это центральная часть округа, включающая Санкт-Петербург и Ленинградскую, Псковскую, Новгородскую области, а также южную часть Республики Карелия и западную часть Вологодской области. Фактически это территория, находящаяся под непосредственным влиянием Санкт-Петербурга — многомиллионного города, «второй столицы» России. Соответственно в промышленности здесь главенствуют обрабатывающие отрасли — машиностроение, химическая промышленность, производство стали и проката. Относительно благоприятны условия для развития некоторых подотраслей сельского хозяйства (молочно-мясное скотоводство, овощеводство, выращивание картофеля и льна). На местном и импортном сырье могут развиваться перерабатывающие звенья агропромышленного комплекса — пищевая и легкая промышленность. Транспортная инфраструктура является одной из наиболее развитых в России. Хорошо развиты также многие отрасли непроизводственной сферы, в том числе наука, высшее образование, культура и искусство. Наличие многочисленных культурно-исторических достопримечательностей, в том числе входящих в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, способствует развитию туризма.
В перспективе здесь продолжится развитие тех отраслей, которым способствуют выгодное экономико-географическое положение, накопленный научно-технический и культурный потенциал, наличие квалифицированных трудовых ресурсов. В первую очередь это наукоемкие отрасли промышленности, непроизводственной сферы, туризм. Усилится также значение подрайона как связующего звена между внутренними частями России и западноевропейскими государствами. Этому должно способствовать сооружение новых объектов транспортной инфраструктуры — нефте- и газопроводов, скоростных железнодорожных и автомобильных магистралей, морских портов.
Второй подрайон — северо-восточная часть округа, включающая Мурманскую и Архангельскую области (в том числе Ненецкий АО), Республику Коми, а также северную часть Республики Карелия (севернее Онежского озера) и восточную часть Вологодской области (восточнее железнодорожной магистрали Москва—Архангельск). Это территория с суровыми природными условиями, что обусловливает неразвитость сельского хозяйства, слабые заселенность и транспортную освоенность. В то же время здесь значительны запасы многих видов природных ресурсов, и расположены они сравнительно близко от главных экономических центров России и экспортных портов. Поэтому в ближайшей перспективе ведущими на территории подрайона будут отрасли экономики, связанные с добычей и первичной переработкой имеющихся природных ресурсов, — нефтегазовая промышленность, цветная металлургия, лесозаготовки и деревообработка, добыча железной руды и химического сырья, рыбная промышленность. Имеются также условия для развития туризма (горнолыжные курорты в Хибинах в Мурманской области, Соловецкий монастырь в Архангельской области, «родина Деда Мороза» в. городе Великий Устюг Вологодской области и др.) и некоторых современных высокотехнологичных производств (глубокая переработка древесины, строительство атомных подводных лодок и морских нефтедобывающих платформ). Однако развитие экономики будет возможным только при условии закрепления на территории подрайона молодых и высокообразованных людей, для чего необходимо развивать сферу обслуживания населения и транспортную инфраструктуру.
Третья часть СЗФО — это расположенная на юго-западе Калининградская область, отделенная от остальной России территориями зарубежных государств. Своеобразие социально-экономической ситуации создают географическая оторванность, небольшие масштабы природных и социально-экономических ресурсов, а также особенности исторического развития.
Главной в Калининградской области можно считать рыбную промышленность, поскольку она производит более '/3 всей промышленной продукции региона. Рыболовство ведется преимущественно в Балтийском море, но может осуществляться и в удаленных акваториях Атлантического океана, для чего имеются производственные мощности и соответствующая инфраструктура. Топливная промышленность обеспечивает около '/5 производства в области. Ежегодно добывается около 1,2 млн т нефти, 100 млн м3 газа, а также 30 тыс. т торфа. Месторождения нефти и газа на суше уже истощены, и поэтому в перспективе намечается переход на шельфовую добычу. Разведанные запасы позволят полностью удовлетворить собственные потребности в топливе, а также экспортировать часть добываемой нефти. Машиностроение области производит около 15% промышленной продукции. Промышленность — это в основном судостроение, производство грузовых вагонов, точное машиностроение. Организованы совместные предприятия с корейскими и немецкими фирмами по сборке автомобилей из зарубежных комплектующих.
Морской транспорт области также имеет межрайонное значение, но существующие мощности Калининградского морского порта (4,5 млн т грузов в год) явно не отвечают потребностям России. В связи с этим порт будет реконструироваться и расширяться, включая налаживание постоянного железнодорожного паромного сообщения с Санкт-Петербургом. Главные достоинства порта заключаются в том, что это единственный незамерзающий порт России на Балтийском море и расположен он на небольшом удалении от большинства портов Балтийского и Северного морей. Курортные учреждения сосредоточены в основном на балтийском взморье в районе городов Зелено-градска, Светлогорска, Пионерского. Хорошие естественные пляжи с сосновыми лесами и умеренным климатом не уступают по своим возможностям отдыха и лечения курортам соседних Литвы (Паланга) и Латвии (Юрмала). Возможно рекреационное использование российской части Куршской косы, но в ограниченных масштабах, поскольку она признана ЮНЕСКО памятником природного наследия человечества. Особое место в экономике региона занимает добыча янтаря на крупнейшем в мире месторождении этого минерала, расположенном на балтийском побережье. В Калининграде действуют предприятия но обработке янтаря, производству различных изделий их него, создан музей янтаря.
Экологическая ситуация
В Северо-Западном федеральном округе экологическая ситуация очень сложна. К выбросам в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников, в первую очередь крупных предприятий электроэнергетики, машиностроения, металлообработки, целлюлозно-бумажной и химической промышленности Санкт-Петербурга, Ленинградской, Новгородской, Псковской и Калининградской областей, а также от передвижных источников (на долю автотранспорта приходится в среднем 60—80% суммарных выбросов), добавляются трансграничные поступления различных химических веществ, прежде всего на территорию Новгородской и Калининградской областей. Так, «импорт» соединений серы более чем в 40 раз, а оксида азота — в 160 раз превосходит выбросы от собственных источников загрязнений Новгородской области. Более половины всего объема трансграничных поступлений серы приходится на соседние регионы России, Польшу и Германию, четверть — на Белоруссию, Эстонию и Украину. По оксидам азота наибольшее влияние с точки зрения загрязнения территории области также оказывают сопредельные регионы России, Польши и Германии (45% поступлений), возрастает вклад Финляндии, Швеции и Великобритании.
Урон экологии региона наносят сбросы загрязненных сточных вод в поверхностные водоемы, большинство из которых принадлежит бассейну Балтийского моря. На протяжении ряда лет актуальной проблемой остается состояние сооружений очистки сточных вод, большинство из которых работает по устаревшим технологиям, с перегрузками и в силу этого неэффективны (уровень нормативно очищенных сточных вод не достигает даже 1%).
Показательно в этом отношении положение в Санкт-Петербурге. По объему сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты город занимает второе место среди субъектов Российской Федерации. Свыше 400 городских промышленных стоков от более 500 предприятий города, многие из которых не имеют очистных сооружений, загрязняют р. Неву и другие водоемы. В результате в восточной части Финского залива скопилось большое количество нефтепродуктов, ртути, свинца, калия, бензапирена, радиоактивных изотопов. Поэтому наиболее значимыми для города природоохранными проблемами являются:
■ завершение строительства очистных сооружений городской системы канализации, особенно главного коллектора в северной части города, а также очистных сооружений в юго-западной части города с це-лью предотвращения попадания загрязненных промышленных и городских стоков в акваторию р. Невы и Невской губы;
■ завершение строительства комплекса сооружений защиты Санкт-Петербурга от наводнений. Его сооружение ведется с 1979 г. и рассчитано на защиту от наводнений территории города при подъеме уровня воды в Финском заливе до 5 м. Однако при существующем уровне технической готовности комплекс не способен предотвратить наводнение при подъеме уровня воды свыше 3 м;
■ предупреждение, локализация и ликвидация аварийных разливов нефтепродуктов, прежде всего на Ладожском озере, р. Неве и ее притоках, особенно в черте Санкт-Петербурга, поскольку эти водные пути интенсивно используются для перевозки и перевалки нефтепродуктов устаревшими судами, не отвечающими требованиям экологической безопасности.
Во всех областях региона также остро стоит проблема сбора, утилизации и захоронения твердых промышленных и бытовых отходов, поскольку состояние действующих полигонов и свалок не отвечает требованиям экологической безопасности. Все это создает потенциальную опасность загрязнения токсичными веществами почв, поверхностных и подземных вод. Так, в Калининградской области до сих пор нет полигона для обезвреживания и захоронения промышленных отходов, их размещают на свалках для бытовых отходов, созданных еще в 1960-е гг. А в Ленинградской области токсичные отходы, не утилизированные предприятиями Санкт-Петербурга и области, накапливаются на полигоне «Красный бор», расположенном в непосредственной близости от главного водозабора города, а это в случае паводков или длительных ливней может привести к катастрофическим последствиям. Наряду с этим в последние годы остро встал вопрос ликвидации радиоактивного загрязнения свалок и полигонов, являющегося результатом деятельности ряда предприятий региона.
Природа Европейского Севера (северо-восточной части СЗФО), как и российского севера в целом, отличается повышенной уязвимостью по отношению к антропогенному воздействию, а восстановительные процессы в нарушенных биосистемах в условиях экстремально холодного климата протекают крайне медленно, что вызывает заболачивание, термоэрозию, карст, просадки и другие негативные процессы.
В последние годы в связи с сокращением промышленного производства на Европейском Севере наблюдается некоторое уменьшение валовых выбросов от стационарных источников загрязняющих веществ в атмосферу. По данным Госкомстата России, выбросы этих веществ в начале XXI в. снизились по сравнению с 1995 г. более чем на 15%. Почти 70% загрязняющих веществ от стационарных источников улавливаются очистными сооружениями. Несмотря на это, их поступление в окружающую среду продолжает оставаться значительным — почти 2,5 млн т в год.
Основной вклад в загрязнение атмосферы вносят крупнейшие предприятия угольной, металлургической, целлюлозно-бумажной, нефтедобывающей и газовой промышленности, теплоэнергетики и стройиндустрии, расположенные во всех областях региона.
Так, интенсивное загрязнение природной среды в Архангельской области определяется деятельностью целлюлозно-бумажных комбинатов — акционерных обшеств «Котласский ЦБК», «Архангельский ЦБК», «Соломбальский ЦБК». В результате Архангельск уже на протяжении нескольких лет включается в перечень российских городов с наибольшим уровнем загрязнения воздуха. Благодаря деятельности Череповецкого металлургического комбината г. Череповец Вологодской области на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в Российской Федерации по валовому выбросу загрязняющих веществ в атмосферу — свыше 400 тыс. т в год. Сильно загрязнены, в том числе тяжелыми металлами, не только воздушный бассейн, но и Рыбинское водохранилище, а также почвы.
Экологической проблемой для Республики Коми является сжигание попутного газа при нефтедобыче, что приводит к загрязнению атмосферного воздуха сероводородом. На предприятиях, расположенных на территории Ненецкого автономного округа, отсутствуют газоочистительные установки, поэтому выбросы загрязняющих веществ поступают в атмосферу без какой-либо очистки. Одной из основных задач в регионе в области охраны атмосферного воздуха является выполнение Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния. Так, в соответствии с обязательствами Российской Федерации по Конвенции выбросы диоксида серы от АО «Карельские окатыши» должны быть снижены на 50%. Как и в прежние годы, остро стоит вопрос деятельности на Кольском полуострове (Мурманская область) предприятий цветной металлургии: комбинатов «Северони-кель» и «Печенганикель», расположенных в непосредственной близости от российско-финской и российско-норвежской границ. Выбросы этих комбинатов поступают также и на территории сопредельных государств. Эти серьезные экологические нарушения уже привели к ухудшению здоровья населения.
Существенно ухудшают экологическую обстановку на Кольском полуострове деятельность предприятий химической отрасли ПО «Апатит», ведущих добычу и обогащение апатитонефелиновых руд, а также предприятий цветной металлургии ОАО «Кольская горно-металлургическая компания». В результате в Мурманской области погибли и усыхают тысячи гектаров леса. Наблюдается прогрессирующее загрязнение воздушной среды, водоемов и верхних слоев почвы соединениями серы, меди, кобальта и никеля.
Крупнейшими источниками загрязнений водных ресурсов в регионе также являются промышленные объекты. В Архангельской области и республиках Коми и Карелия это прежде всего целлюлозно-бумажные комбинаты. Так, АО «Сыктывкарский ЛПК» обеспечивает до 70% суммарного объема сброса загрязненных сточных вод по Республике Коми. Ущерб водным объектам наносят частые аварии на нефтепроводах, а также деятельность нефте- и газоперерабатывающих предприятий, загрязняющих нефтепродуктами подземные воды.
В Ненецком автономном округе водные ресурсы сосредоточены в реках и озерах тундры. Основную часть составляют воды р. Печоры, в дельте которой проживает до 70% населения округа. Загрязнение поверхностных вод происходит в результате интенсивной хозяйственной деятельности и промышленного освоения нефтяных месторождений в ее бассейне, а также из-за отсутствия канализации и очистных сооружений в населенных пунктах, наличия животноводческих ферм в затопляемых зонах.
В последние годы наблюдается рост активности карстовых процессов на территории Архангельской области. Это проявляется увеличением амплитуды колебаний уровня воды карстовых озер вплоть до полного осушения отдельных озер. Общая площадь карста превышает 30 тыс. км2. Карстовые процессы оказывают негативное воздействие на эксплуатацию автомобильных дорог, прокладку и функционирование трасс ЛЭП, лесозаготовки.
Серьезную опасность для Северного региона представляет возможность радиоактивного загрязнения природной среды. В Мурманской области базируются атомные корабли Северного флота и атомные ледоколы, а основу энергетики составляют четыре реактора Кольской АЭС. Большая проблема связана с захоронением отработанного ядерного топлива, часть которого уже покоится на дне арктических морей. Радиоактивную опасность представляет и ядерный полигон на Новой Земле. Хотя ядерные испытания здесь не проводятся уже много лет, накопленные радионуклиды еще долгие годы будут нести угрозу для населения арктических районов.
Аналогичные проблемы характерны и для Архангельской области. Они связаны с необходимостью утилизации атомных подводных лодок на территории г. Северодвинска, экологической реабилитации территории от последствий ракетно-космической деятельности на космодроме «Плесецк» и морских испытаний на полигоне «Ненокса».
Решение ключевых экологических проблем Европейского Севера сопряжено со значительными финансовыми затратами на строительство очистных сооружений, развитием безотходных и малоотходных технологий, сооружением надежных хранилищ для ядерных отходов. В условиях Севера целесообразно возможно максимально сокращать зону отчуждения земель для промышленного, транспортного и другого хозяйственного использования и тем самым сохранять хрупкие приполярные ландшафты, оленьи пастбища, охотничьи и рыболовные угодья коренного населения. Наиболее ценные природные памятники должны постепенно приобретать статус заповедников и национальных парков, подобных национальному парку «Русский Север» в Вологодской области, Печоро-Илычскому заповеднику в Республике Коми и др.
Основные направления отраслевого и территориального
развития
Развитие рыночных отношений в СЗФО сопровождается целенаправленными структурными сдвигами в экономике.
В северных регионах округа стратегия развития связывается с наращиванием межрегиональных и внешних поставок сырьевых ресурсов и будет дополняться повышением комплексности и глубины переработки полезных ископаемых. Здесь должно существенно вырасти значение морского транспортного комплекса — базового для круглогодичной навигации в западном секторе Арктики, а также для осуществления морских перевозок по трассе Северного морского пути, включая транзитные — между странами ЕС и Азиатско-Тихоокеанским регионом.
В настоящее время на территории Европейского Севера происходят серьезные структурные изменения. Крупнейшие инвестиционные проекты обеспечивают продвижение объектов нефтегазового комплекса на север — в сторону основных запасов углеводородов, расположенных на побережье Печорского моря, а также на шельфе Печорского и Баренцева морей.
Разработка гигантского даже по мировым меркам Штокманов-ского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море, разведанные запасы которого приближаются к 4 трлн м3, будет осуществляться уже в ближайшие годы российской компанией «Газпром» (51% акций) при равном участии французской компании «Тоталь» и норвежской «Статойлгидро». Природный газ с этого месторождения может быть направлен в сторону Западной Европы как через газопроводную сеть Норвегии, так и через подключение к газопроводу «Северный поток», прокладываемому по дну Балтийского моря. Газ этого месторождения может также подвергаться сжижению, что откроет для него емкий североамериканский газовый рынок.
На очереди стоит разработка крупнейшего на шельфе Приразлом-ного нефтяного месторождения, для обслуживания которого потребуется дальнейшее развитие ледокольного флота и сооружение уникальных буровых платформ, обеспечивающих защиту от морских льдов. Вероятный изготовитель — предприятие морского судостроения в г. Северодвинске.
На северо-востоке округа продолжает формироваться Тимано-Печорский нефтегазовый комплекс на сопредельных территориях Республики Коми и Ненецкого автономного округа, где увеличивается добыча нефти и газа и стабилизируется добыча углей Печорского бассейна. Новый импульс развития данный комплекс получит в связи с готовящейся реализацией проекта федерального значения «Урал промышленный — Урал полярный», поскольку он позволит транспортировать топливо (углеводородное и коксующиеся угли) с Европейского Севера для нужд базовых промышленных комплексов на Урале — металлургического и топливно-энергетического — по кратчайшему расстоянию, осуществляя также обратный завоз труб, оборудования и различной техники.
Другой строящийся транспортный коридор — железнодорожная магистраль «Белкомур» — претендует на включение в состав международных транспортных коридоров, так как она устанавливает прямую связь с побережьем Белого моря не только для Урала, но и для стран Центральной Азии. Сегодня этому проекту отводится одна из ключевых позиций в комплексной программе промышленного развития Архангельской области, Республики Коми и Пермского края. Ввод магистрали в эксплуатацию обеспечит сокращение пробега грузов — до 420 км и снижение стоимости межрегиональных перевозок на 65%.
Стратегия развития железнодорожного транспорта Российской Федерации, намеченная на съезде работников отрасли в октябре 2007 г., предусматривает строительство новых грузообразующих железнодорожных линий — ответвлений Печорской магистрали: Сосногорск — порт Индига (свыше 600 км) и Воркута — порт Усть-Кара (свыше 200 км), функцией которых в перспективе будет являться вывод грузовых потоков на морское побережье. Через указанные порты может быть налажен дополнительный эффективный вывоз (в том числе экспорт) лесных грузов, руд и концентратов черных и цветных металлов, металлических изделий и другой продукции, производимой на предприятиях сопредельных федеральных округов — Приволжского и Уральского. В обратную сторону на их территории будут завозиться необходимое оборудование и разнообразные социально значимые товары, в том числе импортируемые из других стран.
В плане международной экономической интеграции следует выделить формирование на севере Европы транснационального Баренцева региона, объединяющего в едином экономическом пространстве регионы Европейского Севера России с северными территориями Финляндии и Норвегии. Главные задачи, решаемые международным советом по вопросам Баренцева региона, заключаются в рациональном использовании ресурсов — лесопользовании, координируемом рыболовстве и рыбоводстве, а также поддержании принципов устойчивого эколого-экономического развития северных регионов.
Важнейшая геополитическая задача, затрагивающая интересы России и других стран, расположенных в бассейне Северного Ледовитого океана, связана с незавершенным разделом участков океанического дна, находящихся за пределами шельфовой зоны, но геологически связанных с материком. Российская Федерация, которая может претендовать на такие участки согласно действующей международной Морской конвенции, в настоящее время осуществляет комплексные научные исследования океанического ложа с целью закрепить в нациопальное владение перспективные по полезным ископаемым площади, находящиеся под морскими арктическими акваториями.
Западная Баренцевоморская и частично Карская части бассейна Северного Ледовитого океана вместе с акваториями, приближенными к Северному полюсу за периферией Земли Франца-Иосифа, сейчас и в будущем особенно важны для России в силу своей уже установленной и потенциальной нефтегазоносности морского дна, а также в качестве пространства для интенсивного развития трансокеанических коммуникаций по Северному морскому пути при сохранении национального контроля за ним.
Здесь на обширных морских акваториях, прилегающих к прибрежным регионам Северо-Западного федерального округа, сложились наиболее благоприятные в Арктике условия для судоходства и подводной добычи полезных ископаемых: наличие незамерзающих портов (Мурманского и др.) и меньшее распространение льдов даже в зимнее время, что привлекательно для инвестиций, Национальный контроль за этой частью Арктики также важен для отечественного мониторинга как глобальных, так и региональных климатических и экологических изменений, которые коррелируются заходящим далеко на север течением Гольфстрим и в возрастающей степени антропогенной хозяйственной деятельностью.
В прибалтийских регионах округа стратегия развития связана it первую очередь с улучшением транспортных коммуникаций с другими регионами России и зарубежными странами, что должно позволить осуществлять более эффективный товарообмен, в частности масштабный экспорт сырой нефти, нефтепродуктов, а в ближайшей перспективе также и природного газа через территорию Ленинградской области. Проект по прямому выводу потоков нефти к терминалам на побережье Финского залива позволяет экспортировать для европейских потребителей свыше 60 млн т сырой нефти в год, а в перспективе и 75 млн т. Особая важность Балтийской нефтепроводной системы заключается в снятии зависимости российских экспортеров от стран Балтии, ранее осуществлявших обслуживание экспорта отечественной нефти через свои порты.
Недостаток же транспортировки нефти через Финский залив состоит в низкой пропускной способности его фарватера и в потенциальной угрозе экологии как самого залива, так и мелководного практически замкнутого Балтийского моря. Поэтому следует обратить внимание на долгосрочные стратегические планы российских нефтяных компаний, связанные с планированием магистрального нефтепровода от западносибирского Сургута до глубоководного Кольского побережья в районе г. Мурманска. Такой нефтепровод позволил бы открыть новое направление экспорта нефти в страны Европы и США, по предварительным расчетам, в объеме до 80 млн т в год, с использованием крупнотоннажных танкеров, заход которых на Балтику технически невозможен.
Международный газотранспортный проект по сооружению газопровода «Северный поток» стартовал с территории Ленинградской области, чтобы начиная с 2010 г. подавать по дну' Балтийского моря в Германию и другие страны Западной Европы первоначально до 30 млрд м3 природного газа в год, с возможностью удвоения поставок к 2012 г.
Начало реализации подводной части проекта задерживается из-за его коррекции, вызванной отказом Эстонии от прохождения трубы через ее территориальные воды, а также в связи с продолжающимся изучением его влияния на подводные захоронения трофейного немецкого химического оружия, покоящегося на дне моря в районе датского острова Борнхольм. Несмотря на трудности реализации, этот проект сулит большие экономические выгоды как всем странам-участникам, включая Россию, так и Северо-Западному федеральному округу. Экономия возникает в связи с исключением дополнительных издержек, которые стали бы неизбежными в случае сухопутной прокладки ново-' го газопровода через территории транзитных стран.
Реструктуризация промышленности прибалтийских регионов округа путем сдерживания материалоемких и энергоемких производств в пользу наукоемких и производства товаров народного потребления, а также продолжение частичной конверсии оборонного комплекса представляют собой приоритетные направления региональной стратегии развития.
В отечественном судостроении в настоящее время укрепляется лидирующее положение Северной верфи, не ограничивающееся военным направлением. На предприятии решается важнейшая проблема создания нового специализированного флота для освоения богатого углеводородами континентального шельфа Российской Федерации. При этом Северная верфь должна пройти коренную модернизацию, намеченную в соответствии с правительственным решением о создании специализированного государственного холдинга — Объединенной судостроительной корпорации.
К 2011 г. планируется начать на Северной верфи строительство первого судна для перевозки сжиженного природного газа. Всего до 2020 г. предприятие намерено построить 20 крупнотоннажных танкеров-газовозов. Нахождение Северной верфи, Балтийского завода и ЦКБ «Айсберг» под единым управлением, по мнению специалистов, создаст уникальную возможность формирования на базе этих предприятий объединенной верфи, которая по местоположению, близости к научным центрам инноваций и квалифицированным кадрам, а также логистике не будет иметь равных в России.
Среди заявленных и уже частично реализуемых проектов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области можно выделить сборочные предприятия по производству легковых автомобилей ведущих зарубежных компаний: «Форд Мотор Компани» — FORD (60 тыс. автомобилей в год, действует с 2002 г.), «Тойота Мотор Компани» — Toyota (2007 г., 50 тыс. шт.), Дженерал Моторс — Chevrolet (2008 г., 25 тыс. шт.) и Ниссан — NISSAN (2009 г., 50 тыс. шт.): В условиях намечаемого роста удельного веса отечественных комплектующих для этих заводов в регионах округа следует ожидать общего качественного подъема уровня машиностроения, а Также других комплексно связанных производств.
Развитие как прибалтийских, так и северных регионов Северо-. Западного федерального округа должно сопровождаться развитием рыночной инфраструктуры, активизацией малого и среднего бизнеса. Здесь имеются уникальные возможно