Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Создание и компетенция Международного уголовного суда



Длительное время создание Международного уголовного суда было одним из спорных вопросов, касающихся взаимосвя­зи и взаимодейств]гя внутригосударственного и международно­го права. На протяжении всей истории человечества обычным и естественным местом уголовного судопроизводства в отно­шении Ътдельных лиц, совершающих преступления, были суды тех или иных стран. До начала XX в. в международном праве не существовало понятия международного преступления. Раз­гром Германии и Японии во второй мировой войне, создание Нюрнбергского и Токийского военных трибуналов, бурное раз­витие международного права и признание ряда противоправ­ных деяний международными преступлениями привели миро­вое сообщество к осознанию необходимости создать постоянно действующий Международный уголовный суд. Это тем более актуально, что многие лица, виновные в преступных нарушени­ях прав человека, совершившие преступления против мира и человечества после принятия Устава ООН и создания Органи­зации Объединенных Наций, остались безнаказанными. Такая ситуация, как уже отмечалось, складывается в связи с тем, что обычно эти преступления совершаются членами правительства и другими официальными лицами, и суды государства не при­влекают их к ответственности. Совершенно очевидно, что суды



§ 3 Ссндашю и компетенция Международного уголовного суда


 


государств никогда не будут эффективными органами но раз­решению дел о международных преступлениях, особенно тех из них, которые инспирированы государствами и совершаются его официальными лицами.

Более того, многие международные преступления были совершены уже в самое последнее время. В 1993 г. по реше­нию Совета Безопасности был создан временный Международ­ный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, ви­новных в преступных нарушениях прав человека на террито­рии бывшей Югославии.

18 месяцев спустя в ноябре 1994 г. Совет Безопасности учредил Международный трибунал по Бурунди для привлече­ния к ответственности лиц за массовые убийства, совершенные как в Бурунди, так и в соседних странах. Работа этих Трибуна­лов выявила серьезные проблемы: отсутствие достаточного финансирования; нежелание ряда государств сотрудничать с Трибуналом и подчиняться его решениям; административные и технические трудности. Создание таких структур не сняло с повестки дня международного сообщества вопрос об учрежде-|| нии постоянно действующего Суда.

В 1995 г. Генеральная Ассамблея приняла решение учре­дить подготовительный комитет в целях выработки окончатель­ного текста Статута Международного уголовного суда, прием­лемого для большинства государств. Подготовительный коми­тет в течение двух лет разрабатывал проект Статута и в апреле 1998 г. завершил эту работу.

15 июня — 17 июля 1998 г. проект обсуждался на между­народной конференции в Риме, для участия в которой были приглашены все государства — члены ООН и ее специализи­рованных учреждений. В результате широкого и детального рассмотрения проекта за его принятие высказалось 120 госу­дарств, 21 государство воздержалось, а семь голосовали про­тив. Ряд стран не поддержал принятие Статута Суда, ссылаясь на принцип суверенитета и опасаясь, что их граждане, включая высших должностных лиц, могут быть привлечены к уголовной ответственности за преступления, подпадающие под юрисдик­цию Суда.

Решение о создании Международного уголовного суда и принятие его Статута — начало качественно нового этапа в



Глава XVII. Ответственность .за нарушения прав человека


 


развитии межгосударственных отношении и международного права. Впервые после того, как гитлеровские военные преступ­ники предстали перед трибуналом в Нюрнберге, международ­ное сообщество подавляющим большинством голосов приняло решение создать постоянно действующую высшую судебную инстанцию, которая будет выносить приговоры всем тем, кто виновен в развязывании агрессивных войн; совершении воен­ных преступлений и преступлений против человечности неза­висимо от их должностного положения. Юрисдикция Суда обширна.

В Статуте Международного уголовного суда сформули­рованы составы, охватывающие практически все серьезные пре­ступления, вызывающие озабоченность мирового сообщества. Многие из них впервые закреплены в международном зако­не, которым будет являться Статут после его ратификации 60 государствами и вступления тем самым в силу (ст. 114). При этом перечень таких преступлений может быть пересмот­рен не ранее чем через семь лет после вступления в силу Статута.

Этот международный договор подтвердил принцип инди­видуальной уголовной ответственности физических лиц за со­вершение международных преступлений (ст. 23). Такой ответ­ственности подлежат не только непосредственные исполнители преступлений, но и те, кто отдает приказ.

В современном мире, накануне XXI в., происходят важные сдвиги в международных отношениях. Разобщенность госу­дарств и противоборство различных социальных систем посте­пенно сменяются сознанием общности всех народов и необхо­димости совместного решения глобальных проблем, включая создание международной системы, обеспечивающей надежную защиту основных прав и свобод человека.

Во всех государствах должны действовать схожие законы, общепризнанные правовые принципы и нормы. Разумеется, в условиях различия социальных систем, уровней экономическо­го развития, национального состава населения, культурных тра­диций, исторических особенностей развития добиться полного совпадения всех законов не удастся. Однако уже взятые на себя государствами международные обязательства позволяют с уверенностью говорить об успешном продвижении сообще-



§ 3. Сшдапис и компетенция Международного уголовного суда


 


ства народов к единому правовому пространству. Особенно успешно такое пространство создается в рамках ряда европей­ских региональных организаций.

Сближение правовых норм и принципов происходит во многих отраслях права. Однако основу такого сближения со­ставляют права человека, в особенности гражданские и полити­ческие. Именно в этом направлении наиболее успешно разви­вается сотрудничество государств в рамках Совета Европы, ОБСЕ и других региональных организаций.

Создание единого правового пространства — долгосроч­ная цель, и путь к нему лежит через преодоление многих слож­ностей и поиски компромиссов. Разумеется, различия в право­вых системах сохранятся, однако будет достигнуто единообра­зие в толковании и применении согласованных норм междуна­родного права.

Для дальнейшего развития этого процесса следует конк­ретизировать нормы и принципы международного права, зак­репленные во Всеобщей декларации прав человека, Пактах о правах человека и в других международных соглашениях в рассматриваемой области. Без подобной детализации невозмож­но создать единое глобальное правовое пространство, в кото­ром действовали бы одинаковые или схожие законы.

Как уже отмечалось, за последние годы многие нормы и принципы международного права, относящиеся к правам чело­века, были конкретизированы в рамках региональных органи­заций. К ним относятся нормы, касающиеся выборов, создания многопартийных систем, признания различных форм собствен­ности, права каждого покидать свою страну и возвращаться обратно и др. Такая конкретизация должна проходить также па универсальном уровне, и прежде всего в рамках ООН. Пос­ледующая инкорпорация согласованных и детализированных норм по правам человека в законодательстве всех стран будет способствовать сближению их правовых систем, повсеместному укреплению демократии и надежной защите основных прав и свобод человека.

Особенно важно признание всеми государствами приори­тета международного права над внутригосударственным. Та­кое признание будет способствовать непосредственному при­менению принципов и норм международного права в судебной и административной практике каждого государства.

Права человека



Глава XVIII. Права человека и гуманитарное право


 


Процесс создания единого глобального правового простран--ства зависит и от коренного улучшения работы международ-1 ных контрольных органов по правам человека и наделения их! компетенцией выносить конкретные и обязательные решения в адрес отдельных государств. Для этого они должны отказаться | от части своих суверенных прав и решиться на предоставление | международным органам по правам человека властных полно-, мочий.

Важным этапом развития этого процесса стало принятие Статута Международного уголовного суда. Его юрисдикция распространяется на широкий круг преступлений, совершение которых отныне влечет уголовную ответственность как офи­циальных, так и частных лиц. Тем самым соблюдение меж­дународной законности, признанных принципов и норм при­обретает реальные черты. Активизация международного со­трудничества в этой области приведет к пресечению тягчай­ших преступлений, угрожающих всеобщему миру и безопас­ности, посягающих на само существование человеческой лич­ности .

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.