Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Роль и компетенция главных и вспомогательных органов ООН



Функции и полномочия Организации Объединенных На-| цин в области прав человека чрезвычайно разнообразны. Оли! принимают рекомендации, выносят решения, созывают между-1 народные конференции, подготавливают проекты конвенций,! проводят исследования, оказывают консультативную и техпи-1 ческую помощь отдельным странам. В ряде случаев они осуще-1 ствляют и контрольные функции за соблюдением государства-! ми обязательств, взятых по Уставу ООН и по международным! соглашениям.

Фактически все главные и значительное число вспомога-1 тельных органов ООН в той или иной степени занимаются воп-* росами нрав человека.

Главную ответственность за выполнение функций Органи­зации по содействию всеобщему уважению и соблюдению ос­новных прав и свобод человека несет Генеральная Ассамблея ООН н под ее руководством Экономический и Социальный Совет (ст. 60 Устава ООН). Полномочия Генеральной Ассам-

1 См.: Рн11< К. Ншпап К^цЬЬ апс! 51а1с 5оусгсм#]1у. М.У., 1981; КоЬсгЬоп А. ТЬс 1тр1етеп1;а1ло11 5ух1ст: 1п1сгпа1юпа1 Меахигсх / 1п1сгпа1юпа1 В111 о{ К1#Ы.8. М.У., 1981. Р. 332-370.



§ 1. Роль и компетенция главных и вспомогательных органов


 


блей в области прав человека определены в ст. 13 Устава ООН. "Генеральная Ассамблея, — подчеркивается в этой статье, — организует исследования и делает рекомендации в целях... со­действия международному сотрудничеству в области экономи­ческой, социальной, культуры, образования, здравоохранения н содействия осуществлению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка п религии".

Вопросы прав человека обычно включаются в повестку дня Генеральной Ассамблеи на основании соответствующих разделов доклада Экономического и Социального Совета и решений, принятых Генеральной Ассамблеей па предыдущих сессиях. Время от времени они также предлагаются для обсуждения другими главными органами ООН, государствами — членами Организации и Генеральным секретарем.

Подавляющее большинство вопросов, относящихся к пра­вам человека, рассматривается Третьим комитетом Ассамблеи (социальные и гуманитарные вопросы и вопросы культуры), однако некоторые из них обсуждаются и другими комитетами. Принятые ими решения обсуждаются и утверждаются на пленарных заседаниях Генеральной Ассамблеи.

Согласно упомянутой выше ст. 13 Устава ООН функции Генеральной Ассамблеи состоят главным образом в организа­ции исследовании и принятии рекомендаций. Исследования, относящиеся к правам человека, по поручению Генеральной Ассамблеи выполняются Экономическим и Социальным Сове­том (ЭКОСОС) и его вспомогательными органами, специали-| зированными учреждениями и Генеральным секретарем ООН.

Рекомендации, принимаемые Генеральной Ассамблеей как в области прав человека, так и по другим вопросам, согласно Уставу ООН не являются юридически обязательными для го­сударств — членов ООН. Оценивая юридический характер резолюций Генеральной Ассамблеи по вопросам прав человека, необходимо иметь в виду, что согласно ст. 55 и 56 Устава ООН государства — члены ООН взяли на себя обязательство пред­принимать совместные и самостоятельные действия в сотруд­ничестве с Организацией в целях развития всеобщего уваже­ния к правам человека и их соблюдения. Поэтому несомненно, что резолюции Генеральной Ассамблеи, за принятие которых голосовали все или подавляющее большинство государств — членов Организации, могут свидетельствовать о существовании



Глава XV. Контрольные функции ООП


 


определенных принципов и норм международного права, обя­зательных для всех государств.

Для осуществления своих функции в области прав челове­ка Генеральная Ассамблея в соответствии со ст. 22 Устава ООН создаст по мере надобности различные вспомогательные орга­ны. Некоторые из них создаются ас! Ьос, другие являются, по сути дела, постоянными пли функционируют в течение дли­тельного времени.

Согласно Уставу ООН, наряду с Генеральной Ассамблеей ответственность за выполнение функций Организации в облас­ти прав человека несет Экономический и Социальный Совет, который работает под руководством Ассамблеи.

Им в 1946 г. была создана Комиссия ООН по правам че­ловека. Первоначально она состояла из 18 членов. Затем ее состав увеличивался в связи с приемом в ООН новых членов и в настоящее время в Комиссию входят представители 53 госу­дарств. ЭКОСОС не согласился с предложениями о том, чтобы члены Комиссии исполняли свои обязанности в личном каче­стве, а не как Представители государств (резолюция 9 (11) от 21 нюня 1996 г.).

Члены Комиссии избираются Экономическим и Социальным Советом па три года. Комиссия но правам человека собирается па ежегодные сессии продолжительностью шесть недель и при­нимает свои решения большинством голосов присутствующих и принимающих участие в голосовании членов. В ее функции с момента создания, согласно резолюциям ЭКОСОС 5 (I) и 9 (II), входила подготовка предложений и докладов Совету отнс ситслыю: а) международного Билля о правах человека; б) меж! дупародных деклараций и конвенций о гражданских свободах} положении женщин, свободе информации н других подобных вопросах; в) защиты меньшинств; г) предотвращения дискри­минации по признакам расы, пола, языка или религии; и д) любых других вопросов, касающихся прав человека, которые не перечислены в предыдущих пунктах. Комиссия осуществля­ет исследования, делает рекомендации, представляет информа­цию и выполняет другие поручения Экономического и Соци­ального Совета. Подготовка крупных исследований обычно _ поручается специальным докладчикам. Завершенные исслсдо-[ ваиия служат основой для принятия Комиссией различного рода) решений.



§ 1 Роль и компетенция главных и вспомогательных органов


 


На своей 1-й сессии в 1947 г. Комиссия по правам челове­ка учредила Подкомиссию по предупреждению дискримина­ции и защите меньшинств вместо двух подкомиссий (одной — по предупреждению дискриминации и второй — по защите меньшинств), предложенных Экономическим и Социальным Советом в резолюции 9 (II) от 21 июня 1946 г. Подкомиссия состоит в настоящее время из 26 человек (первоначально в ее состав входило 12 человек), избранных Комиссией по правам человека, которые выполняют своп обязанности в течение че­тырех лет в личном качестве, а не как представители государств. Однако избрание любого члена Подкомиссии происходит только с согласия государства, гражданином которого он является.

Функции Комиссии по правам человека чрезвычайно раз­нообразны. Они постоянно расширяются в связи с развитием межгосударственных отношении в области прав человека и возникновения многих проблем в этой сфере.

Значительную часть работы Комиссии составляет деятель­ность ее специальных органов по изучению конкретных ситуа­ций и проведению расследований грубых, массовых и система­тических нарушений прав человека, включая политику апарте­ида и расовой дискриминации, а также нарушений на террито­риях, оккупированных в результате акта агрессии.

В соответствии с резолюцией 2 (XXIII) Комиссия по правам человека в 1967 г. создала специальную рабочую группу в со­ставе пяти экспертов, которой было поручено расследовать слу­чаи применения пыток и плохого обращения с заключенными, с задержанными и находящимися под надзором полиции лица­ми в ЮАР.

Комиссия по правам человека на своей 25-й сессии решила создать специальную рабочую группу экспертов, цель которой — "изучить утверждения о случаях нарушения Израилем Женев­ской конвенции от 12 августа 1949 г., касающейся защиты граж­данских лиц во время войны на территориях, оккупированных Израилем в результате военных действий на Среднем Восто­ке" (резолюция 6 (XXV)). Эта группа уполномочивалась "по­лучать сообщения, заслушивать свидетелей, применять проце­дуру, которая является, по ее мнению, необходимой".

Специальные органы создавались Комиссией для рассле­дования нарушений прав человека тоталитарными режимами. 31-я сессия Комиссии по правам человека, состоявшаяся в фев-



Глава XV Контрольные функции ООН


 


ралс —марте 1975 г., учредила специальную рабочую группу из пяти членов для проведения "расследования существующе­го положения в области прав человека в Чили" путем "посеще­ния Чили п па основе устных и письменных показании, кото­рые будут собраны из всех соответствующих источников" (ре­золюция 8 (XXXI)).

Специальные докладчики пли представители Комиссии ООН по нравам человека назначены по Ираку, Сальвадору, Га­ити и ряду других стран. Они выезжают на места, проводят расследования, представляют своп предложения и рекоменда­ции.

Одной из распространенных контрольных форм работы Комиссии ООН по правам человека является создание так на­зываемых тематических механизмов. Первым подобным ме­ханизмом стала Рабочая группа по насильственным или недо­бровольным исчезновениям, учрежденная в 1980 г. В 1982 г. Комиссия назначила специального докладчика по вопросу о казнях без надлежащего судебного разбирательства, или про­извольных казнях, а в 1985 г. — специального докладчика по вопросу о пытках.

Комиссия назначает также специальных докладчиков для защиты особых категорий жертв нарушений прав человека. Так, в 1986 г. был учрежден институт специального докладчика по вЪпросу об осуществлении Декларации о ликвидации всех форм ^ нетерпимости и дискриминации на основе религии и убсжде-1 пип. В 1990 г. назначается специальный докладчик по вопросу о торговле детьми, детской проституции и детской порногра­фии, а в 1991 г. учреждается Рабочая группа по произвольным задержаниям, в круг ведения которой входят задержания, не совместимые с такими основными свободами, как свобода сове­сти. В настоящее время Комиссией ООН по правам человека учреждено свыше десяти тематических процедур, и их число продолжает расти. Представители этих органов выезжают в страны, где нарушаются права человека, налаживают диалог с соответствующими государствами, ежегодно представляют Ко­миссии но правам человека доклады о своей деятельности.

Опыт многолетнего обсуждения вопросов о правах чело­века в ООН со всей очевидностью показал, что продуманная организация контрольных органов имеет важное значение для плодотворной деятельности всей системы взаимоотношений го-



§ 1. Роль л компетенция главных и вспомогательных органов


 


сударств в рассматриваемой области. Однако в настоящее вре­мя контрольная функция еще далека от совершенства. Систе­ма контрольных органов ООН в области прав человека очень громоздка, в ее работе наблюдается дублирование и паралле­лизм, рассмотрение ряда вопросов повестки дня из года в год переносится. Поскольку деятельность этих органов носит сес­сионный характер, они не способны принимать экстренные меры в условиях кризисов. Массовые злодеяния в Сомали, Курдис­тане, Руанде, Бурунди и других странах показали необходи­мость срочного вмешательства ООН в подобные конфликты, причем не только в форме расследований и установления сис­темы контроля, но и применения принудительных мер.

Продолжающиеся массовые нарушения основных нрав и свобод человека во многом определяются отсутствием полити­ческой воли государств — членов ООН к созданию соответ­ствующего механизма с необходимыми полномочиями, который бы не только координировал программу работы многочислен­ных контрольных органов, но и действовал быстро, эффектив­но н решительно. Не случайно многие ученые, дипломаты и государственные деятели, анализируя сложившуюся ситуацию, говорят о "кризисе", "тупиковом положении", необходимости реорганизации всей системы деятельности органов ООН в об­ласти прав человека па основе "нового подхода"1.

В 1990 г. Генеральная Ассамблея приняла решение созвать Всемирную конференцию по правам человека в Вене. Одной из ее целей, согласно резолюции Генеральной Ассамблеи 45/155 от 18 декабря 1990 г., была оценка эффективности методов де­ятельности и механизмов ООН в области прав человека и раз­работка конкретных рекомендаций по улучшению такой дея­тельности. Одним из наиболее спорных было предложение учредить пост Верховного комиссара ООН по правам челове­ка, сделанное в докладе Подготовительного комитета. Однако Конференция приняла решение рекомендовать Генеральной Ассамблее ООН, чтобы "при рассмотрении доклада Конферен­ции на своей сорок восьмой сессии она в первоочередном по­рядке начала изучение вопроса об учреждении поста Верхов­ного комиссара по правам человека в целях поощрения и за­щиты всех прав человека"2.

1 Пос УМ А/44/668/1989 8 ыоу.

^ Оос. им А/С<Ы 157/ОС1 /Ас1с1 2 1993 25 .Дше.

Права человека



Глава XV. Контрольные функции ООН


 


Предложение создать должность Верховного комиссара по правам человека не ново. В 1967 г. Комиссия по правам чело­века приняла резолюцию 14 (XXIII), в которой просила ЭКОСОС рекомендовать Генеральной Ассамблее принять про­ект резолюции об учреждении Управления Верховного комис­сара по правам человека. ЭКОСОС согласился с рекоменда­циями Комиссии и на 42-й сессии принял соответствующую резолюцию (резолюция 1237 (XII)). Генеральная Ассамблея рассматривала этот вопрос множество раз и только на своей 48-й сессии после долгой полемики и обсуждения различных позиций 20 декабря 1993 г. приняла резолюцию 48/141 об учреждении поста Верховного комиссара по правам человека. Хотя резолюция Генеральной Ассамблеи и не наделила Вер­ховного комиссара широкими полномочиями, тем не менее он координирует всю деятельность ООН в области прав человека и принимает необходимые меры, повышающие се эффектив­ность в данной сфере.

Активизация деятельности ООН особенно необходима для пресечения массовых и грубых нарушений основных прав и свобод человека, ибо эти нарушения создают угрозу миру и международной безопасности и являются международными преступными деяниями.

ООН на основании гл. VII своего Устава может и должна принять меры для ликвидации таких нарушений. При этом следует иметь в виду, что меры, связанные с использованием вооруженных сил, могут применяться, как правило, только от имени ООН на основании решения Совета Безопасности, а не государствами в индивидуальном порядке, и не по решению Генерального секретаря ООН. Любой член Организации мо­жет обратиться в Совет Безопасности с просьбой о принятии тех или иных мер для пресечения ситуации, угрожающей миру и международной безопасности (п. 1 ст. 35 Устава ООН). Ре­шения Совета о применении санкций для пресечения преступ­ных нарушений прав человека обязательны для всех членов ООН.

В интересах эффективности механизма ООН великие дер­жавы могли бы заключить соглашение об отказе использовать вето при решении вопроса о принудительных мерах в целях защиты нрав человека. Совет Безопасности мог бы также на



§ 1. Роль и компетенция главных и вспомогательных органов


 


основании ст. 53 Устава ООН предоставить региональным орга­низациям такое же право без получения каждый раз специаль­ных па то полномочий. И наконец, Совет Безопасности мог бы разрешить Генеральной Ассамблее, когда она найдет это необ­ходимым, делать рекомендации государствам — членам ООН о применении вооруженных сил для пресечения преступных нарушений прав человека. Все эти меры не требуют изменения Устава ООН, а решение о них может принять Совет Безопас­ности.

Наиболее радикальным и эффективным средством пресе­чения преступных нарушений прав человека является созда­ние воинских подразделений ООН быстрого реагирования. Такие подразделения могли бы быть созданы на основании ст. 43 Устава ООН и применяться по решению Совета Безопасно­сти, когда в этом возникает необходимость.

Одним из наиболее спорных и противоречивых в доктри­не международного нрава и в практике межгосударственных отношений является вопрос о правомерности гуманитарной интервенции. Эта проблема обсуждалась на различных меж­дународных форумах, в том числе на нескольких конференци­ях Всемирной Ассоциации международного права, а также в ходе советско-американской конференции юристов-международ­ников в 1990 г. в Вашингтоне1.

В науке международного права выдвигаются различные критерии допустимости гуманитарной интервенции. Все их можно свести к следующему: 1) грубые нарушения прав че­ловека должны быть неминуемыми или уже происходящи­ми; 2) все возможные мирные средства должны быть исчер­паны; 3) государству должен быть предъявлен ультиматум с требованием прекратить грубые нарушения прав челове­ка; 4) если позволяет время, государство должно сообщить Совету Безопасности о намечаемых целях, которые должны быть достигнуты в ходе гуманитарной интервенции; 5) гу­манитарная интервенция может быть предпринята, если Со­вет Безопасности бездействует; 6) в тех случаях, когда это возможно, желательно получить от государства приглашение на ввод войск на его территорию; 7) сила должна приме-

' См.: ь!\у аш.1 Рогсе ш ЫгсМсху 1п1егпа1шпа1 Огс1ег. 1991. ВоиЫсг. Р. 113-



Глава XV. Контрольные функции ООН


 


пяться только с целью пресечь грубые нарушения прав че­ловека и не может использоваться в каких-либо иных инте­ресах государства; 8) применение силы не может преследо­вать цель изменить политический или социально-экономи­ческий строй государства, свергнуть правительство; 9) в ходе гуманитарной интервенции должен использоваться ограни­ченный контингент войск, и лишь в масштабах, необходимых для достижения цели; 10) вооруженные силы должны при­меняться ограниченное время, и как только цель гуманитар­ной интервенции достигнута, должны быть немедленно вы­ведены с иностранной территории1.

Большинство сторонников доктрины гуманитарной интер­венции, придерживаясь тезиса о ее пропорциональности и ог­раниченности во времени, ссылаются не только на обычное право, но и на Устав ООН.

Российские ученые в прежние годы неизменно отрица­ли право государств па гуманитарную интервенцию. Одна­ко развитие современных международных отношений дает многочисленные свидетельства того, что в определенных си­туациях у государства пет возможности спасти жизни своих граждан иначе как путем применения силы, например, в слу­чае захвата вооруженными террористами или лицами, дей­ствующими без санкции властей, его граждан, временно на­ходящихся на иностранной территории. В исключительных случаях вооруженная сила может быть использована и для спасения жизни людей, принадлежащих к национальным меньшинствам.

Современное международное право не отрицает правомер­ности применения силы государством в одностороннем поряд­ке в гуманных целях. Для содействия всеобщему уважению н соблюдению прав человека государства обязуются предприни­мать как совместные, так и "самостоятельные действия в со­трудничестве с Организацией" (ст. 56 Устава ООН). Реакция

1 Подробнее об этом см: Карпшшкин В.А, Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995. С. 71—75; ТЬе 1п1егпа11опа1 Ьа\у Акзоаайоп: Ксрог1 о^ 1Ьс Р1П.у-й>иг1п Соп^егепсе. Р. 641 —663; НшпашЫпап 1п1сгусп1шп апс! 1Ье Уш^ес! ЫаИош. СЬаНоЦсяуШс, 1973; Рагег Т. Ькцпгу

1Ье Ье^Штасу о{ НитапИапап 1п1егуеп(;юп / Ьа\\' апс! Рогсе ш 1Ье

1п1сп1а1шпа] Огс1ег. Р. 185-201.



§ 2. Функционирование конвенционных органов


 


международного сообщества и отдельных государств па пре­ступные нарушения основных прав и свобод человека должна быть быстрой и эффективной. Создание условий для их повсе­местного соблюдения — обязанность всех членов ООН, выте­кающая из Устава Организации и международных договорен­ностей.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.