Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Механизм рассмотрения индивидуальных жалоб



После принятия Устава ООН широко распространилась практика предоставления индивиду права на прямой контакт с судебными и несудебными международными органами. По­лучая самостоятельный статус во взаимоотношениях с между­народными органами, индивид имеет возможность независимо от государства защищать свои права. Такой доступ, предус­мотренный как универсальными, так и региональными между­народными соглашениями, стал одним из основных принци­пов современного международного права. Это не означает, как полагают некоторые юристы-международники, легализацию вмешательства во внутренние дела государства2, а свидетель­ствует о серьезных изменениях в природе международного права.

Права индивида на обращение в международные несудеб-пыс органы было предусмотрено еще в рамках установленных Лигой Наций мандатной системы и системы защиты этнических,

1 См.: К(1г^(1х1Мп V'.А. А Соттоп СИоЬа! Ноте / Ншпап К.1(цЫх Ь)г 1Ьс СепЫгу, Роипс1а(:шп (Ъг Ксхроп.мЫс Норе; А 1)5 — Ро*>1 5оУ1е1 Ош1о}*ис. N V., 1993. Р. 223-227; Сплх В., КнгЬьМш V. Соа1я 1ог а 51гопясг IIшЫ МаЫопх / 1Ьк1. Р. 228-233.

2 См.: Черпичспко С.В. Личность и международное право. С. 90 — 91.



Главп XV Контрольные функции ООН


 


религиозных и языковых меньшинств1. Однако только после второй мировой войны это право получает реальное воплоще­ние и широкое признание со стороны мирового сообщества.

Первоначально большинство государств — членов ООП негативно относились к индивидуальным жалобам, поступающим в эту Организацию. В 1959 г. ЭКОСОС в резолюции 728 (XXVIII) в очередной раз одобрил заявление Комиссии по правам человека о том, что она не имеет полномочии предпри­нимать какие-либо действия в отношении жалоб, касающихся прав человека.

В 1965 г. Специальный комитет по вопросам о предостав­лении независимости колониальным странам и народам обра­тил внимание Комиссии но правам человека на полученные им многочисленные петиции, свидетельствующие о грубых нару­шениях нрав человека в южной части Африки. В связи с этим Комиссия по правам человека решила ежегодно рассматривать "вопрос о нарушении прав человека и основных свобод, вклю­чая политику расовой дискриминации и сегрегации и политику апартеида во всех странах, особенно в колониальных и других зависимых странах и территориях" (резолюция 8 (XXIII)). ЭКОСОС одобрил это решение Комиссии и в резолюции 1235 (ХЫ1) от 6 июня 1967 г. уполномочил се, а также Подкомис­сию по предупреждению дискриминации и защите меньшинств изучать информацию, содержащуюся в сообщениях частных лиц, "относительно грубых нарушений прав человека и основных свобод, нашедших выражение в политике апартеида, проводи­мой в Южно-Африканской Республике и на территории Юго-Западной Африки, за которую Организация Объединенных Наций несет прямую ответственность и которая в настоящее время незаконно оккупирована правительством Южно-Афри­канской Республики, а также в политике расовой дискримина­ции, практикуемой особенно в Южной Родезии...". ЭКОСОС поручил Комиссии по правам человека после тщательного изу­чения вышеупомянутой информации представить ему доклады с рекомендациями.

Резолюция 1235 (ХЫ1) не установила процедуру и меха­низм рассмотрения индивидуальных жалоб. Решающий шаг в этом направлении был сделай решением ЭКОСОС, который

1 См. 51<те С. ЫсгпаЬопа! Сиагатйсек о{ Мнюп1у К^Ых. Ь , 1932. Р. 273-280.



§ 3 Мсхашмм рассмотрения индивидуальных жалоб


 


27 мая 1970 г. по рекомендации Комиссии по правам человека принял резолюцию 1503 (ХЬУШ) по вопросу о процедуре рас­смотрения сообщений, касающихся нарушений прав человека и основных свобод. Согласно этой резолюции Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств назна­чает рабочую группу из пяти своих членов, которая раз в год в течение двух недель непосредственно перед сессией Подкомис­сии рассматривает и доводит до ее сведения все сообщения, свидетельствующие о грубых и массовых нарушениях прав человека и основных свобод, наряду с ответами, получаемыми от соответствующих государств. Подкомиссия, обсудив доклад рабочей группы, может обратить внимание Комиссии по пра­вам человека на ту или иную конкретную ситуацию, существу­ющую в определенной стране. Комиссия, в свою очередь, может после соответствующего анализа положения дел представить ЭКОСОС доклад со своими выводами и рекомендациями. В ка­честве альтернативы она может учредить рабочую группу экс­пертов или назначить своего представителя для посещения того или иного государства с согласия последнего и проведения пе­реговоров с правительством. Выводы н предложения экспер­тов затем обсуждаются Комиссией.

Вся эта процедура является конфиденциальной до тех пор, пОка Комиссия не примет решения. Начиная с 1987 г. предсе­датель Комиссии официально объявляет, ситуация в каких стра­нах обсуждается на основании процедуры, предусмотренной в резолюции 1503 (ХЬУШ).

В свою очередь ЭКОСОС принимает решение опублико­вать материалы, относящиеся к нарушениям прав и свобод че­ловека в конкретных странах'.

Все это оказывает определенное политическое воздействие на государство.

Процедура, предусмотренная резолюцией 1503 (ХЬУШ), вводилась в 1970 г. как временная, до введения в действие Фа­культативного протокола к Пакту о гражданских и политичес­ких правах. Протокол вступил в силу еще в марте 1976 г., од­нако многие государства — члены ООН не являются его учас­тниками, и потому эта процедура будет, вероятно, действовать, пока подавляющее большинство государств не присоединится

См : Ош1сс1 Ыа1юп$ Ас1юпя ш Ыю Рю1с1 о1 Ншшш КщЬ1х. Р. 320 — 321.


512 Главм XV. Контрольные функции ООН

к Факультативному протоколу. Сейчас же индивидуальные жалобы рассматриваются многими конвенционными органами.

Наряду с Комитетом по нравам человека созданы и дей­ствуют контрольные органы, учрежденные в соответствии с та­кими международными соглашениями, как Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Функции этих органов по рассмотрению жалоб отдельных лиц во многом аналогичны полномочиям Комитета по правам чело­века.

В литературе по международному нраву высказываются различные мнения об эффективности работы контрольных ор­ганов по рассмотрению жалоб отдельных лиц. Некоторые ав­торы отрицают их полезную роль1, другие подчеркивают их несомненную эффективность в системе заищты прав человека2.

Совершенно очевидно, что в современных межгосударствен­ных отношениях значимость индивидуальных сообщений рез­ко возрастет.

Контрольные органы, рассматривая индивидуальные жа­лобы, высказывают свое мнение относительно соответствия на­циональных законов п юридической практики, действий или бездействия государственных органов международным согла­шениям. Нередко, следуя рекомендациям контрольных орга­нов, соответствующие государства возмещают нанесенный жертве ущерб, освобождают заключенных и т. д. При этом следует иметь в виду, что рекомендации, вынесенные но индивидуаль­ным жалобам, имеют всеобщий характер и обычно распростра­няются па все аналогичные случаи. Такой результат достигает­ся, когда государства корректируют свое законодательство и приводят его в соответствие с международными соглашения­ми.

Рассмотрение индивидуальных жалоб может быть эффек­тивным даже в случаях массовых и систематических наруше­ний тех или иных прав и свобод человека. Рассматривая такие сообщения, контрольные органы вправе рекомендовать ООН

' См., например. Мапов Б.Г. ООН п содействие осуществлению соглашении

о правах человека. М , 1986. С. 71—73

1 См.. 51кю} М. 1п1сгпа(лопа1 Ьаш. СатЬпс^с, 1986. Р. 190-191.



§ 3. Механизм рассмотрения индивидуальных жалоб


 


применить процедуры, действующие в рамках Комиссии ООН по правам человека н ЭКОСОС.

Наряду с системой ООН механизм обсуждения индивиду­альных жалоб функционирует и в ряде региональных органи­заций. Наиболее эффективной является европейская система защиты прав человека. Созданный на основе Европейской кон­венции о защите прав человека н основных свобод Европейс­кий суд по правам человека — уникальное явление в между­народных связях. Судебное решение, принятое органом, состо­ящим из независимых и беспристрастных судей, гарантирует объективное разбирательство дела. Такая объективность не все­гда присуща членам различных конвенционных комитетов, мно­гие из которых избираются из числа дипломатов и государ­ственных деятелей н зачастую выражают интересы определен­ных политических сил.

Особенно важными являются различия в правовых послед-I ствиях решений, выносимых судебными и несудебпымн органа-|мн, а также в порядке рассмотрения индивидуальных жалоб.

Комитет по правам человека, как и другие органы, учрсж-I денные на основании международных конвенций в области прав [человека, рассматривают и изучают в основном письменную ин-|формацию, а их решения носят исключительно рекомепдатель-[ный характер.

В судебном органе состязательный процесс включает уст-!нос и письменное судопроизводство, слушание является пуб-[личным, в нем выступают не только истец и ответчик, но и сви-(детсли, эксперты и другие лица, чьи показания могут быть по-1лезны для установления обстоятельства дела. Вынесенное Ев-шопейским судом решение (и это очень важно) носит обяза-ительный характер, является окончательным и обжалованию не {подлежит.

В процессе применяются нормы международного права. 1сполняется же решение государством в соответствии со сво-ш правом, нормы которого трансформированы или совпадают международно-правовыми обязательствами. Если лее между-[иародные нормы, содержащиеся в договоре, на основании кото­рого вынесено судебное решение, не трансформированы, то, вы-Елолияя решение суда, государство обязано включить их в свое ^законодательство или признать приоритет международных йюрм.



Глава XVI Региональное сотрудничество государств


 


Более того, прецедентное право Европейского суда оказы­вает положительное воздействие на судебную практику госу­дарств и способствует соблюдению основных нрав и свобод человека. На наш взгляд, в будущей Хартии прав человека для XXI в. следует предусмотреть создание единого судебного орга­на, решения которого будут обязательными не только для евро­пейских государств.

Глава XVI

Региональное сотрудничество государств в области прав человека

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.