Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Права человека в истории международных отношений



В различные исторические эпохи понятие, содержание и объем прав и свобод человека не были одинаковыми. Еще срав-| нптелыю недавно, вплоть до начала нынешнего века, права че­ловека регулировались исключительно внутригосударственным правом. Государства — участники международных отношений исходили из того, что эти вопросы относятся к их внутренней юрисдикции.

Границы внутренней юрисдикции государств исторически подвижны. Государства сами устанавливают пределы таких | ограничений, подвергая международно-правовому регулирова­нию тс или иные вопросы внутренних отношений. Старое, тра­диционное международное право, рассматривая взаимоотно-"шения между государством и его собственными гражданами рсак входящие в его внутреннюю юрисдикцию, делало лишь >одно исключение. Считалось правомерным применение силы гуманных целях вплоть до развязывания войны в односто­роннем порядке для защиты жизни и имущества своих граж-, находившихся на территории другого государства, а так­се национальных и иных меньшинств. Право па "гумани­тарную" интервенцию основывалось па предпосылке, что каж-|дое государство якобы имеет международные обязательства гарантировать основные права и свободы, где бы они ни па-эушались.

Теоретическое обоснование политика вмешательства во знутренние дела других государств в целях защиты и обеспече-шя таких прав, как право на жизнь, на свободу совести и веро-1сповсдания, получила в трудах юристов — представителей Шуки международного права.



Глава XIV. Права человека и международное право


 


Ученые-международники того времени широко восприня­ли естественноправовую теорию прав человека. Известный про­фессор Петербургского университета Ф. Мартене писал, что "все образованные государства признают за человеком как та­ковым, безотносительно к его подданству или национальности, известные основные права, которые неразрывно связаны с че­ловеческой личностью"1. Под этими правами обычно подразу­мевалось право па жизнь, свободу совести и вероисповедания. По утверждению швейцарского ученого И. Блюичли, естествен­ные права человека "должны быть уважаемы как в мирное, так и в военное время"2.

Точка зрения о законности вмешательства в дела других государств и правомерности интервенции "по мотивам гуман­ности", для защиты основных прав и свобод человека разделя­лась большинством юристов-международников как в XVIII, так и в XIX в. Лишь отдельные ученые, например профессор А. Гефтср, утверждали, что если государство попирает права и свободы своих граждан, "то надо прекратить с ним всякие от­ношения", по не вмешиваться силой оружия в его внутренние дела*.

Некоторые ученые — сторонники "теории гуманитарной интервенции" — считали, что ее применение является право­мерным только против "нецивилизованных" государств. "Вме­шательство образованных держав, — писал Ф. Мартене, — по принципу законно в том случае, когда христианское населе­ние тех земель (нецивилизованных государств. — В.К.) под­вергается варварскому гонению и избиению. В данном случае вмешательство оправдывают общность религиозных интересов н соображения человечности, т. е. начала естественного права, которые вообще определяют сношения образованных народов с необразованными"". Точку зрения о правомерности интер­венции по мотивам гуманности лишь против нецивилизован­ных народов высказывал и русский ученый Н.А. Захаров1.

' Маргнепс Ф. Современное международное право цивилизованных пародов.

Т. 1.СП6 , 1882. С. 327.

2 Блюнчлп И. Современное международное право цивилизованных государств,

изложенное в виде кодекса. Вып. 2. М., 1877. С. 316.

1 Гефтср А. Европейское международное право. СПб., 1880 С. 99.

4 Мартене Ф. Современное международное право цивилизованных народов.

С. 297-298

' См.: Захаров Н.А Курс общего международного права. Пг , 1917. С. 134.


§ 1. Права человека в истории международных отношении 461

Разделяя точку зрения о законности интервенции во имя гуманных целей, ряд ученых считали, что право на подобную интервенцию возникает не в одностороннем порядке, а в ре­зультате решения группы государств. "Нельзя согласиться с тем, — писал Ф. Лист, — что право вмешательства существу­ет также и в том случае, когда, по мнению отдельного государ­ства, даже вполне основательному, вторжение представляется для охраны общих интересов человечества... Право вмешатель­ства может быть предоставлено совместно нескольким госу­дарствам (так называемое коллективное вмешательство)"1.

Доктрина гуманитарной интервенции широко использова­лась в то время и в практике международных отношении. Она служила одним из многочисленных "обоснований" для пора­бощения "нецивилизованных" народов. Кроме того, во имя гу­манных целей и под предлогом защиты национальных и рели­гиозных меньшинств проходила борьба европейских держав за раздел и передел уже поделенного мира. Право на вмеша­тельство официально закреплялось во многих международных договорах и соглашениях этого периода.

Исследуя внешнеполитическую практику государств XIX в., известный английский юрист-международник Я. Браунли при­шел к выводу, что "в действительности ни одна интервенция не происходила в гуманных целях, за исключением, пожалуй, ок­купации Сирии в 1860—1861 гг."2.

После первой мировой войны и образования Лиги Наций право государства на интервенцию подвергается определенным ограничениям. Если в период, предшествующий учреждению Лиги Наций, международное право практически признавало право государства на войну, которое обосновывалось, правда, различными предлогами, то Статут Лиги Наций серьезно огра­ничивал право государств — се членов прибегать к войне и предусматривал санкции для нарушителей.

В рамках Лиги Наций происходило заключение целого ряда соглашений, направленных на борьбу с рабством и работоргов­лей, а также на пресечение торговли женщинами и детьми.

' Лиан Ф. Международное право в систематическом шложешш. Юрьев, 1917. С. 87.

2 Вгоюп1ее I. ШсшаЬопа! Ьа\у апс! 1Ьс Ояе о? Рогсе Ьу 51аг.е.ч Ох(Ъгс1, 1963. Р 339 — 340. В 1860 г Наполеон III послал французские войска в Сирию под предлогом защиты христнан-маронитов от мусульманского населения Но в 1861 г Франция была вынуждена вывести своп войска н.з Сирии вследствие резко отрицательной позиции Англии, поддерживавшей мусульман.


462 Глава XIV. Права человека и международное право

В этот период разрабатываются и специальные междуна­родно-правовые меры для защиты религиозных, этнических и языковых меньшинств.

После первой мировой войны главными союзными и объе­динившимися державами были заключены соглашения с восе­мью европейскими государствами и Турцией, в которых эти государства брали на себя обязательство предоставить лицам, принадлежащим к меньшинствам но расе, религии и языку, те же права, что и остальным своим гражданам. Соответствующие обязательства позднее были приняты также Албанией, Ираком, Литвой, Латвией, Эстонией и Финляндией при вступлении их в Лигу Наций путем односторонних деклараций Совету Лиги.

Какие именно обязательства возлагались па эти государ­ства? Согласно ст. 2 Договора главных союзных и объединив­шихся держав с Польшей ее правительство обязалось "предос­тавить всем жителям Польши полную п совершенную защиту их жизни и их свободы без различия происхождения, нацио­нальности, языка, расы или религии"1. За всеми жителями при­знавалось равенство перед законом, право на свободу религии и вероисповедания, пользования одинаковыми гражданскими и политическими правами (ст. 7). "Польские граждане, принад­лежащие к меньшинствам этническим, по религии или по язы­ку, — подчеркивалось в ст. 8 Договора, — будут пользовать­ся тем же режимом и теми же правовыми и фактическими га­рантиями, что и другие польские граждане". Аналогичные ста­тьи содержались и в других соглашениях о национальных мень­шинствах.

В них речь шла только о пользовании лицами, принад­лежащими к этническим, религиозным или языковым мень­шинствам, определенными гражданскими и политическими пра­вами. Договоры о меньшинствах не носили универсального характера. Они создавали специальный режим для неболь­шой группы малых государств. Главные союзные и объеди­нившиеся державы не брали на себя никаких обязательств о предоставлении меньшинствам, проживающим на их террито­рии, тех же прав, что и своим гражданам. Они выступали лишь в роли гарантов созданной системы. Поэтому некото-

1 Ключников Ю.В., СобанипА. Международная политика новейшего времени в договорах, потах п декларациях. Ч. II. М., 1926. С. 330 — 337.



§ 1. Права человека в истории международных отношений


 


рые государства — члены Лиги Наций расценивали догово­ры о меньшинствах как несовместимые с суверенитетом госу­дарств и открывающие лазейки для вмешательства в их внут­ренние дела.

Обязательства государств по защите меньшинств были поставлены под гарантию Лиги Наций. Согласно ст. 12 Дого­вора с Польшей (и аналогичным статьям других соглашении) каждый "член Совета Лиги Наций имел право обращать вни­мание Совета на всякое нарушение какого бы то ни было из этих обязательств... Совет мог предпринимать такие меры и давать такие предписания, какие покажутся для данного слу­чая подходящими и действенными... В случае расхождения мнений по вопросам права или факта... расхождение это будет рассматриваться как спор, имеющий международный характер", подлежащий передаче "Постоянной палате Международного Суда. Решение Постоянной палаты не будет подлежать апелля­ции, и оно будет иметь ту же силу и значение, что и решение, вынесенное в силу ст. 13 Статута".

Согласно же ст. 13 Статута члены Лиги Наций имели пра­во прибегать к войне против тех государств, которые не выпол­няют "добросовестно вынесенные решения". Сам Статут Лиги Наций не содержал никаких постановлений об обязанностях государств — членов Лиги соблюдать права меньшинств пли осуществлять международное сотрудничество в развитии ува­жения к правам человека и обеспечении хотя бы элементарных гражданских, политических, экономических или социальных прав. Члены Лиги брали на себя лишь обязательства "прила­гать усилия" к обеспечению "справедливых и гуманных усло­вий труда" (ст. 23).

В отношении колониальных народов Статут требовал, что­бы "мандатарий взял там на себя управление территорией на условиях, которые, запрещая такие злоупотребления, как торг рабами, торговля оружием, торговля алкоголем, будут гаранти­ровать свободу совести и религии без иных ограничений, кроме тех, которые может наложить сохранение публичного порядка и добрых нравов..." (ст. 22).

Государства — члены Лиги Наций даже не ставили перед собой задачу выработать универсальный международный доку­мент, который содержал бы нормы об уважении и соблюдении хотя бы элементарных прав и свобод человека.


Глава XIV. Права человека и международное пра

В период, предшествующий созданию Организации Объе­диненных Наций, ограниченным числом государств были зак­лючены первые международные соглашения. К их числу отно­сятся договоры и конвенции, содержащие положения о борьбе с рабством и работорговлей, о пресечении торговли женщинами и детьми, о защите религиозных, этнических и языковых мень­шинств, а также ряда прав человека в период вооруженных конфликтов. Целью этих соглашений являлось не создание все­сторонней системы международной защиты прав человека, а лишь обеспечение некоторых прав личности. Напомним, в соответ­ствии с принципом суверенного равенства права человека в тот период рассматривались международным сообществом как вхо­дящие исключительно во внутреннюю юрисдикцию государств и подлежащие регулированию национальным законодатель­ством.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.