Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Роль государственного надзора и контроля в защите прав человека и гражданина



С позиций обеспечения законности, охраны прав и свобод индивида следует оценивать роль государственного контроля и надзора за деятельностью органов исполнительной власти. Формы их осуществления многообразны и связаны с конститу­ционными полномочиями органов и лиц, представляющих со­ответствующие ветви исполнительной власти.

1. Важной формой такого контроля является осуществ­ление Президентом РФ его конституционных полномочий. Яв­ляясь гарантом конституционных прав и свобод человека и гражданина (п. 2 ст. 80 Конституции РФ), Президент обес­печивает согласованное функционирование всех ветвей вла­сти. В соответствии с и. 4 ст. 78 Конституции РФ Прези­дент РФ обязан обеспечивать осуществление федеральной исполнительной власти на всей территории Российской Фе­дерации и, следовательно, контролировать деятельность этих органов, в том числе и через аппарат своей Администрации и через своих полномочных представителей в субъектах Феде­рации.

Согласно ст. 115 Конституции РФ Президент может отме­нить постановление или распоряжение Правительства РФ в случае его противоречия федеральным законам и указам Пре­зидента. Эта норма воспроизведена в ст. 33 Федерального кон­ституционного закона "О Правительстве Российской Федера­ции". Поэтому, если Президент усмотрит в действиях Прави­тельства нарушение закона, определяющего права и свободы человека и гражданина, он вправе применить указанную выше меру. Если Президент РФ сочтет незаконными действия или решения назначенного им руководителя федерального органа исполнительной власти, он вправе освободить такого руководи­теля от должности, либо объявить ему дисциплинарное взыска­ние.

В отношении органов исполнительной власти субъектов Федерации контрольные функции Президента закреплены в ст. 85 Конституции РФ, где указано, что Президент вправе при­останавливать действия актов указанных органов в случае про­тиворечия их Конституции РФ, федеральным законам, между-


§ 4. Роль государственного надзора и контроля 403

народным обязательствам РФ или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соот­ветствующим судом. А таким судом является прежде всего Конституционный Суд Российской Федерации, в который Пре­зидент Российской Федерации, согласно ст. 125 Конституции РФ, вправе обращаться с соответствующими запросами. Так, Президент РФ обратился с запросом в Конституционный Суд по поводу нарушения конституционных прав граждан на осу­ществление местного самоуправления в связи с принятием За­кона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г. "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике"1. В дальнейшем Президент РФ своим указом определи;! меры по реализации постановления Суда по данному вопросу2. Вместе с тем во многих случаях, когда Президент РФ приостанавли­вал действия акта органа исполнительной власти субъекта РФ\ этот орган пересматривал принятое решение и приводил его в соответствие с законодательством РФ.

Наблюдение и контроль за законностью актов органов ис­полнительной власти в рамках президентских структур осуще­ствляет Главное государственно-правовое управление Прези­дента РФ п Главное контрольное управление Президента РФ.

2. В определенных рамках государственный контроль за деятельностью органов исполнительной власти осуществляют представительные (законодательные) органы. На федеральном уровне следует обратить внимание на контроль палат Феде­рального Собрания РФ за исполнением федерального бюдже­та Правительством РФ и подведомственными ему министер­ствами и ведомствами. В этих целях образована и действует Счетная палата Российской Федерации'1, которой обе палаты Федерального Собрания дают те или иные поручения. В Феде­ральном законе от 11 января 1995 г. "О Счетной палате Рос­сийской Федерации" подчеркивается, что она является орга­ном, осуществляющим государственный контроль за своевре­менным исполнением доходных и расходных статей федераль­ного бюджета.

1 Постановление Конституционного Суда РФ по данному делу от 24 января

1997 г. См.: СЗ РФ. 1997. № 5. Ст. 708.

2 См.: СЗ РФ. 1997. № 10. Ст. ИЗО

1 См.: СЗ РФ. 1997. № 32. Ст. 3754; № 51. Ст. 5745; 1998. № 5. Ст. 562.,

4 СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 167.



ъпР

Глава XII. Административно-правовые формы защит


 


Отметим, что в Федеральном конституционном законе "О Правительстве РФ" имеется глава VI "Взаимоотношения Пра­вительства Российской Федерации с Федеральным Собрани­ем", где урегулирован порядок ответов членов Правительства на вопросы и запросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, взаимоотношения Правительства РФ и комитетов и комиссий Федерального Собрания.

Установлено также, что Правительство РФ информирует Государственную Думу о ходе исполнения федерального бюд жета и в установленные сроки представляет необходимые дан ные в Счетную палату Российской Федерации.

3. Контроль за соблюдением нрав н свобод граждан феде ральными министерствами и ведомствами возложен нспосред ственпо на Правительство РФ (ст. 12 Федерального конститу­ционного закона "О Правительстве Российской Федерации").

В этой связи Закон уполномочивает Правительство РФ отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать их деятельность, применять меры дисципли­нарного воздействия, вплоть до увольнения, к назначаемым Правительством РФ должностным лицам (руководители фе­деральных органов исполнительной власти, не являющиеся министрами, заместители министров, члены коллегий министерств и государственных комитетов и др.).

4. В системе органов государственного контроля и надзо­ра существуют либо самостоятельные органы исполнительной власти, либо их структурные подразделения. В качестве сам стоятельных действуют федеральные надзоры — Госгортсх| надзор, Госатомнадзор, Госкомэкология России. В качестве об собленных структурных единиц в системе того или иного феде| рального министерства или ведомства действуют государствен­ные инспекции — ветеринарная, жилищная, Рострудинспекция и др. Эти органы ведут контроль и надзор за соблюдением предпринимателями, организациями, их должностными лицами норм и правил, установленных законом или иным норматив­ным правовым актом в соответствующей сфере.

Так, согласно Положению о Рострудинспекцни1 на нее воз­лагаются: надзор и контроль за соблюдением на предприятиях законодательства Российской Федерации о труде и охране тру-

СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1476.


§ 4. Роль государственного надзора п контроля 405

да, организация в этой связи приема и рассмотрения обращений граждан о нарушении трудовых прав. Государственные инс­пекторы труда и государственные инспекторы по охране труда вправе беспрепятственно посещать предприятия независимо от форм собственности; запрашивать п получать необходимые документы и информацию; давать обязательные предписания об устранении нарушений трудового законодательства и пра­вил охраны труда и о привлечении виновных к дисциплинар­ной ответственности, об отстранении от должности; налагать в административном порядке штрафы на руководителей и долж­ностных лиц, виновных в нарушении законов и иных норма­тивных актов о труде и охране труда.

Значительный интерес с точки зрения охраны жизни и здо­ровья людей представляет реализация норм законодательных актов о санитарно-эпидсмиологичсском благополучии населе­ния, об охране окружающей среды, об экологической дисципли­не и др. В этой сфере действуют такие органы государственно­го надзора и контроля, как Главный санитарный инспектор РФ п подведомственные ему центры государственного санитарно-эпидемиологпческого надзора в субъектах РФ.

Экологический надзор возложен на систему специализи­рованных органов Государственного комитета по охране окру­жающей среды (Госкомэкологию России). Председатель дан­ного комитета одновременно является Главным государствен­ным инспектором РФ по охране природы, возглавляющим сис­тему соответствующих государственных инспекторов в субъек­тах РФ, в городах и регионах.

Надзор за безопасностью объектов атомной энергетики, за обеспечением физической защиты ядерно-опасных объектов возложен на Федеральный надзор России по ядерной и радиа­ционной безопасности1. Государственный контроль за соблюде­нием установленных правил и проведением мероприятий но защите растений в целях обеспечения фитосанитарной безопас­ности страны осуществляет государственная служба по каран­тину растений, входящая в структуру Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ. Государственный ветеринар­ный надзор возложен на Департамент ветеринарии упомянуто­го министерства. Здесь действует Главный государственный

' СЗ РФ 1997. № 11. Ст. 1317; № 15. Ст. 1794.

' 4 Права человека



Глава XII. Административно-правовые формы защиты


 


ветеринарный инспектор РФ, аналогичные должностные лица субъектов РФ, а также начальники (директора) районных, го­родских станций по борьбе с болезнями животных — главные государственные ветеринарные инспекторы районов и городов.

На Министерство природных ресурсов РФ п его террито­риальные органы возложен государственный контроль за ис­пользованием и охраной водных объектов1. Здесь также дей­ствует система государственных инспекторов, возглавляемая Министром природных ресурсов, который одновременно по должности является Главным государственным инспектором Российской Федерации по контролю за использованием и ох­раной вод.

Основной задачей Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителя является конт­роль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, за порядком применения цеп, качеством и безопаснос­тью товаров народного потребления. Госторгинспекция РФ име­ет свои территориальные органы, которые проводят соответ­ствующие проверки у продавцов и изготовителей товара, конт­ролируют правильность пользования весовыми и измеритель­ными приборами и т. п.

Функции государственного надзора и контроля выполня­ют органы рыбоохраны, органы лесного хозяйства, органы Гос-гортехнадзора РФ, Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России, Государственная противо­пожарная служба и ряд других специализированных органов государственного контроля и надзора.

Деятельность большинства этих контрольных органов не­посредственно связана с охраной жизни и здоровья граждан, с защитой их от неправомерных действий должностных лиц в различных сферах хозяйства. Поэтому работу таких органов можно рассматривать как одну из важных административно-правовых форм защиты прав граждан.

В связи с этим надо добавить, что органы государственного надзора и контроля вправе применять как административно-пресекательные меры (дача обязательных предписаний, запре­щение эксплуатации того или иного производственного объек­та, изъятие негодной к употреблению продукции), так и меры

СЗ РФ. 1997. № 25. Ст. 2938.


§ 4 Роль государственного надзора и контроля 407

административного взыскания (штрафы). Кроме того, они обя­заны передавать по подведомственности в прокуратуру или органы внутренних дел (милицию) материалы, свидетельству­ющие о фактах преступном деятельности отдельных лиц.

5. Специфической формой защиты прав и свобод человека и гражданина является прокурорский надзор. Применительно к сфере исполнительной власти действует прежде всего ветвь прокурорского надзора, именуемая в юридической литературе как "общий надзор", т. е. надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих па территории России, органами исполнительной власти, начи­ная с федеральных министерств, государственных комитетов и иных федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, а также за соответствием закону издаваемых этими органами и лицами правовых актов.

Особое значение имеет урегулированная в статьях 1, 26, 27, 28 и др. Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" сфера прокурорского надзора, непосредственно свя­занная с защитой нрав граждан'. В Законе указано, что проку­ратура "осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ве­домствами, представительными (законодательными) и испол­нительными органами субъектов Российской Федерации, орга­нами местного самоуправления, органами контроля, их должно­стными лицами, а также органами управления и руководителя­ми коммерческих и некоммерческих организаций". Наряду с этим прокуратура обязана обеспечивать надзор за исполнени­ем законов администрациями органов и учреждений, исполня­ющих наказание и применяющих назначаемые судом меры при­нудительного характера, администрациями мест содержания за­держанных и заключенных под стражу.

В ст. 26 Закона о прокуратуре подчеркивается, что, осуще­ствляя надзор за соблюдением прав и свобод человека и граж­данина, органы прокуратуры не подменяют иные государствен­ные органы и должностных лиц, которые контролируют эту сферу, и не вменгиваются в оперативно-хозяйственную деятель­ность организаций. Прокурор рассматривает и проверяет за-

1 СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472; 1999. № 7. Ст. 878.



Глава XII. Административно-правовые формы защиты


 


явления, жалобы и иные сообщения, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предуп­реждению н пресечению их нарушений, привлечению к ответ­ственности лиц, нарушивших закон, и возмещению прпчипого ущерба. В Законе (ст. 22) определены полномочия прокурора! в этой сфере, в том числе право требовать от руководителей^ органов и организации представления необходимых докумен-| тов и иной информации, вызывать должностных лиц по поводу! нарушений законов. Прокурор в определенных случаях впра-| ве возбуждать уголовное дело и привлекать к уголовной ответ-» ственности лиц, нарушивших права и свободы человека и граж-К данина; возбуждать производство об административном право­нарушении, предъявлять и поддерживать в суде общей юрис­дикции или в арбитражном суде иск в интересах пострадав­ших.

Прокурор также вправе принести протест на акт, нару­шивший права человека и гражданина, в орган или должност­ному лицу, который издал этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обратиться в суд в соответствии с процессуальным законодательством РФ. Про­курор имеет также право внести представление в тот орган или тому должностному лицу, которое полномочно устранить допущенное нарушение. В данном случае имеются в виду вы­шестоящие в порядке подчиненности органы и должностные лица. Прокурор вправе объявить должностному лицу предос­тережение о недопустимости нарушения закона. Необходимо отметить еще одно важное полномочие прокурора: он вправе освобождать лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию внесудебными органами, вынося об этом специ­альное постановление.

Закон установил также, что постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных лиц, подвергнутых мерам принудительно­го характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению админист­рацией учреждения.

Надо сказать, что органы прокуратуры за последние годы активизировали свою деятельность по защите прав и свобод граждан. Прокуратура уделяет особое внимание вопросам ис-


§ 4 Роль государственного надзора н контроля 409

полпенни трудового законодательства. В частности, за наруше­ние трудовых прав граждан прокурорами в 1996 г. было воз­буждено свыше А,5 тыс. дел об административных правонару­шениях и свыше 200 уголовных дел в отношении виновных должностных лиц. В связи с нарушениями законодательства об охране труда прокуроры принесли 700 протестов, 3 тыс. пред­ставлений и предъявили в суды 238 исков в интересах постра­давших. Пресечено около 10 тыс. нарушений жилищных прав граждан органами местного самоуправления1. В 1997 г. по тре­бованиям прокуроров отменено или изменено свыше 32 тыс. незаконных актов в отношении граждан, в суды предъявлены свыше 127 тыс. исков в защиту прав граждан. В органах проку­ратуры рассмотрено свыше 1 млн. 200 тыс. обращений граждан.

6. Особые надзорные функции в отношении нормативных правовых актов федеральных органон исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Федерации осу­ществляет ныне Министерство юстиции РФ.

В соответствии с постановлением Правительства от 3 июня 1995 г. "О дополнительных функциях Министерства юсти­ции Российской Федерации"2 на Министерство юстиции РФ возложено проведение юридической экспертизы правовых ак­тов, принимаемых органами государственной власти субъек­тов Федерации. Цель экспертизы — выработка федеральны­ми органами государственной власти в пределах их полномо­чий, вытекающих из п. "а" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, со­вместно с органами государственной власти субъектов РФ мер по обеспечению соответствия конституций, уставов, законов и иных правовых актов субъектов РФ Конституции Российс­кой Федерации и федеральным законам. Министерство юс­тиции в случае обнаружения несоответствия того или иного акта субъекта РФ федеральному законодательству вправе представить мотивированное заключение в орган, издавший акт, а также информировать федеральные органы государствен­ной власти.

В 1997 г. Правительством РФ были утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных орга-

Прокурорский надзор за соблюдением прав н свобод граждан "Законность" 1997. № 8 2СЗ РФ. 1995. № 24. Ст. 2281.



Глава XIII. Защита прав человека в зарубежных государствах


 


нов исполнительной власти и их государственной регистрации . В этих Правилах указано, что акты, затрагивающие нрава, сво­боды и обязанности человека и гражданина, независимо от сро­ка их действия, подлежат государственной регистрации в Ми­нистерстве юстиции РФ. В регистрации такого акта может быть отказано, если при проведении юридической экспертизы будет установлено его несоответствие законодательству Российской Федерации. Нормативные правовые акты федеральных орга­нов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию и обязательны к исполнению только после их государственной регистрации и официального опубликования. Таким образом создан дополнительный механизм защиты прав и свобод человека от неправомерных действий органов исполнительной власти.

Глава XIII

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.