Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Права человека и социальное государство



Причины и условия формирования социального

Государства

Понятие социальной государственности возникает в конце XIX — начале XX в. Оно означает появление новых качеств, которых не было у либерального правового государства. В чем причины такого обогащения его свойств? Было ли это отрица­нием важнейших принципов правового государства, либо появ­ление социальных функций явилось новым этапом его разви­тия в изменившихся исторических условиях?

Формирование правового государства — одно из великих достижений человеческой цивилизации, неразрывно связанных с появлением "первого поколения" прав человека — граждан­ских и политических. Однако важным свойством развитого государства, признающего равноправие индивидов, является его динамичность, способность реагировать на проблемы, возника­ющие в обществе. Новые процессы в сфере экономических, по­литических, нравственных отношений требуют поиска новых параметров взаимоотношений государства и индивида.

Вопрос о взаимоотношениях государства и человека в ус­ловиях свободной рыночной экономики изначально был в цен­тре противостояния представителей различных течений эконо­мической и политико-правовой мысли буржуазного общества, поскольку он затрагивал его важнейшие принципы — свободу и равенство. Как известно, сформировалось два подхода к про­блеме: приоритет равенства и приоритет свободы. Сторонники теории индивидуальной свободы человека ставили ее выше ра­венства. Они считали основной обязанностью государства га­рантировать эту свободу от чьего-либо, в том числе и своего," вмешательства, превыше всего ценилась экономическая свобо­да, а политические права рассматривались лишь как средство охраны независимости н индивидуальной свободы личности. Сторонники данного подхода (А. Смит, С. Милль, Б. Копстан, Д. Локк и др.) понимали, что такая свобода в конечном счете порождает неравенство, что равенство и свобода могут проти­воречить друг другу, однако свободу они считали высшей цен­ностью, обеспечивающей развитие индивидуальности и своеобра--



Глава VII Права человека и социальное государство


 


зпя личности, устраняющей "уподобление" людей друг другу. Главное условие обеспечения такой "негативной" свободы — государственное невмешательство, дистанцпрованис государства от экономики.

Наряду с этим возникла теория, которая не отрицала значимости индивидуальной свободы, но стремилась сочетать ее с участием государства в обеспечении равенства личностей. Основоположником такой концепции был Руссо, считавший, что принципу равенства должно быть подчинено все, в том числе и власть, задача которой — обеспечить равенство. В таком под­ходе четко проступает не только негативное понимание свобо­ды (от вмешательства государства), но и ее позитивное понима­ние как права гражданина рассчитывать па определенные дей­ствия государства.

Освобождение индивидов от жесткой опеки государства развивало инициативу и самодеятельность людей, способство­вало развитию частного предпринимательства и рыночного хозяйства, обеспечило бурное развитие производительных сил, создание новых технологий и в конечном счете рост нацио­нального богатства, упрочение экономической мощи буржуаз­ных государств. Все это подтвердило высокую ценность клас­сического либерализма XVIII в. с его идеями свободы и прин­ципом Ьиззег-гап'е.

Однако уже в конце XIX в. явно обнаружились и негатив­ные последствия, явившиеся результатом реализации идей ли­берализма и индивидуализма, принципа "негативной" свободы, свободы "от" (любого вмешательства, воздействия и т. д.).

В этот период стали все более ярко проявляться классо­вые противоречия в обществе, резкая поляризация между бо­гатством и бедностью, которые могли привести к социальному взрыву. Индивидуализм, который занимал столь видное место в доктринах классического либерализма, стал обнаруживать "эгоизм и самовлюбленность" (Ф. Хайек). Это в значительной мере противоречило тому изначальному смыслу, который при­давался данному понятию либеральными доктринами. В трак­товке представителей либеральных течений индивидуализм ас­социировался прежде всего с высокой оценкой самобытности личности. "Основными чертами индивидуализма... явились ува­жение к личности как таковой, то есть признание абсолютного



§ 1. Причины и условия формирования социального государства


 


приоритета взглядов и пристрастии каждого человека в его собственной сфере деятельности, сколь бы узкой она ни была, а также убеждение в желательности развития индивидуальных дарований и наклонностей"1. По мнению Ф. Хайека, последо­вательного сторонника либеральных рыночных концепций, именно такой индивидуализм, выросший из элементов христи­анства н античной философии, впервые полностью сложивший­ся в эпоху Возрождения, разросся в западноевропейскую циви­лизацию.

По мере развития буржуазного общества понятие индиви­дуализма обеднялось, стало ассоциироваться со своеволием и эгоизмом. Гиперболизация индивидуальных потребностей и пристрастий неизменно приводит к нравственным и социальным деформациям общества, резкой противоположности п противо­борству интересов различных его слоев и групп. Исчезает чув­ство пх взаимосвязанности, ответственности и солидарности.

Кризис идей крайнего индивидуализма и классического либерализма начали ощущать представители либеральных те­чений уже в конце XIX н особенно в начале XX в. Возрастание противоречий и напряженности в обществе определило необ­ходимость новых способов реагирования государства на воз­никшую ситуацию, целью которых было предотвращение соци­альных катаклизмов. Предпосылки социальной напряженнос­ти формировались под влиянием не только резкой поляриза­ции общества и увеличения степени фактического неравенства людей, но и получившей широкое распространение и признание марксистской доктрины, ориентировавшей на социалистическую революцию, свержение буржуазного строя и установление дик­татуры пролетариата.

Чутко улавливая эти процессы, неолиберальные теоретики выдвинули новое, "позитивное" понимание свободы, означаю­щей обязанность государства обеспечивать социально ориенти­рованную политику, выравнивать "социальные неравенства". Новое, "положительное" понимание свободы представляло, по словам П. Новгородцева, "целый переворот понятий, который знаменует новую стадию в развитии правового государства"2. Установка на социально ориентированную политику означала:

1 Хапек Ф.А. Дорога к рабству // Новый мир. 1991. № 7 С 183

1 Новтроднрв П. Кризис современного правосознания. М., 1909 С 340



Глава VII. Права человека и социальное государство


 


возрастание роли государства в воздепствнп на экономи­ческие процессы;

"умаление индивидуалистической доктрины" и обязанность правителей применять "находящуюся в нх распоряжении наи­большую силу для дела общественной взаимозависимости. Они| должны не только воздерживаться; они должны действовать, эта обязанность переводится в юридическую обязанность обес-| псчнть обучение и гарантировать труд"1;

попытку "нравственного измерения" экономических про-1 цессов, основанную на стремлении ликвидировать нищету и| неравенство, установить социальную справедливость;

определение основных векторов социального рсформиро-| ванпя общества, которое создало "второе поколение" прав ловека — социальных, экономических и культурных.

Таким образом, устанавливались новые параметры отноше-| ний между государством и человеком, связанные с обязанное-! тыо государства принимать меры, содействующие обеспечению! "нового поколения" прав человека. Так возникает идея соци-' алыюго государства, которая получила широкое развитие и признание во второй половине XX в.

Однако эта идея встретила и продолжает встречать резкое противодействие не только со стороны консерваторов, но и в среде ученых п политиков старого либерализма. Социальные! функции государства, по мнению сторонников неограниченной! экономической свободы, ведут к нарушению "справедливости''! свободного рынка, ограничивают нрава индивида, порождают слон пассивных людей, уповающих па помощь государства и не! желающих активно включаться в состязание и конкуренцию свободного рынка. Сам рынок является способом установления истинной справедливости отношений в обществе, обеспечиваю­щим свободу и автономию личности. Социальная ориентация государства — покушение на свободу, поскольку она иеизбеж-| но влечет за собой его вмешательство в экономическую сферу, отступление от тех основ, которые были заложены буржуазны-1 ми революциями.

Направление, отстаивавшее необходимость "выравнивания социальных неравенств", явилось, по мнению П. Новгородцева,

1 Дю/и Л. Социальное право, индивидуальное право и преобразование государства. М , 1909. С. 72.


§ 1 Причины и условия формирования социального государства 201

результатом крушения старого либерализма, не признающего иного равенства, кроме формально-юридического, и предлагав­шего трансформировать идею свободы под влиянием идеи ра­венства.

Впервые русскими либеральными мыслителями В. Соло­вьевым и П. Новгородцевым выдвигается идея права человека па достойное человеческое существование, реализация которо­го связывалась с осуществлением социальных реформ1.

К полемике, ведущейся в сфере буржуазных либералов (классических и новых) и консерваторов, активно подключил­ся марксизм, используя в этих целях свои аргументы, резко не совпадающие ни со сторонниками, пп с противниками реформ буржуазной политической и экономической мысли. В основе борьбы марксизма с реформизмом лежала идея о невозможно­сти улучшить положение трудящихся при сохранении буржу­азного строя. Марксизм признавал значение борьбы рабочего класса в капиталистическом обществе за демократические и экономические преобразования, однако предупреждал, что та­кая борьба должна подготовлять почву для пролетарской рево­люции и установления диктатуры пролетариата, ибо реформы в рамках буржуазного строя существенно изменить положение трудящихся не могут.

История опровергла марксистские идеи установить путем революционного насилия всеобщее равенство и справедливость. Однако и в современном мире существует поляризация мнений относительно того, должно ли государство устранять неспра­ведливости, порождаемые рыночными отношениями, выравни­вать социальные неравенства, неизбежно возникающие в сти-хпп рынка, стремиться к утверждению справедливости путем реализации социальных программ, оптимального налогообло­жения, распределительных механизмов.

Многие буржуазные ученые, например Ф. Хайек, М. Фрид-меп, считают недопустимым любое вмешательство государства в рыночные отношения во имя справедливости и равенства, поскольку это противоречит принципам и структурам свобод­ного рынка. Другое современное течение — новый эгалита-• рпзм — четко обозначило тенденцию к выравниванию соци­ального положения людей (Дж. Роулс, К. Дженкинс), смягче-

11ов?о]юдцев П. Укал. соч. С. 310 — 353.



Глава VII. Права человека и социальное государство


 


»|

пню социальных неравенств. "В лице "нового эгалитаризма" выстуласт своего рода антипод консервативных моделей капи­талистического развития, поэтому не случайно виднейшие аме­риканские неоконсерваторы активно включились в полемику с

ним

Эти позиции буржуазных ученых выходят за пределы су­губо научной полемики; они непосредственно влияют на поли­тику государств, на степень их социальной ориентированности. Несмотря на противодействие идеям социального государства со стороны представителей консервативных, монетаристских концепций, идея социального государства получаст все боль­шее признание, воплощается в практике и закрепляется в кон­ституциях современных государств.

В этом отношении интересен опыт ФРГ, которая консти­туционно провозгласила себя социальным правовым государ­ством. Его социальные функции стали складываться уже в первые послевоенные годы, когда были заимствованы институ­циональные структуры периода бисмарковской империи. Это касалось отношений в области здравоохранения и жилья. Особо следует выделить пенсионную реформу 1957 г., которая "по справедливости считается великим социально-политическим де­янием"2.

Принцип социального государства в той пли иной форме выражен в Конституциях Франции, Италии, Португалии, Тур­ции, Испании, Греции, Нидерландов, Дании, Швеции и других государств. Он неразрывно связан с социальными, экономичес­кими и культурными правами. Однако независимо от того, зак­реплены они в конституции или нет, развитые государства за­падного мира не могут отвергать значимость этой категории прав, которые нашли воплощение в важнейших международно-правовых актах — Всеобщей декларации прав человека и Меж­дународном пакте об экономических, социальных п культур­ных правах. Ключевым принципом социальных п экономичес­ких прав, вокруг которого выстраивается вся их система, явля­ется положение, сформулированное в п. 1 ст. 25 Всеобщей дек­ларации прав человека: "Каждый человек имеет право на та-

1 Мальцев Г. В. Буржуазный эгалитаризм. М., 1984. С. 186.

2 Волъманп Г. Чем объяснить стабильность экономического и политического развития Федеративной Республики Германии // Государство и право. 1992. № Н. С. 134.



§ 1 Причины и условия формирований социального государегва


 


кол жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, меди­цинский уход и необходимое социальное обслуживание, кото-рыл необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи, и нрава не обеспечение па случаи безрабо­тицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости пли иного случая утраты средств к существованию по независящим от пего обстоятельствам". Данный принцип развит в п. 1 ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных п куль­турных правах. Он обязывает государства к социальной ори­ентации их деятельности, обеспечению "второго поколения" прав человека, без чего в конце XX в. невозможно нормальное раз­витие общества.

К числу социально-экономических и культурных прав от­носятся право па труд, на справедливую зарплату и равное воз­награждение за труд равной ценности; условия работы, отвеча­ющие требованиям безопасности и гигиены; право на отдых, досуг, разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск; право па социальное обеспечение, вклю­чая социальное страхование; право на охрану семьи, материн­ства и детства; право па образование; право на участие в куль­турной жизни; право па пользование достижениями культуры и ряд других. Простой перечень прав второго поколения пока­зывает, что их осуществление невозможно без активного содей­ствия государства, и это четко зафиксировано в п. 1 ст. 2 Меж­дународного пакта об экономических, социальных н культур­ных правах: "Каждое участвующее в настоящем Пакте госу­дарство обязуется в индивидуальном порядке и в порядке меж­дународной помощи н сотрудничества, в частности в эконо­мической и технической областях, принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частно­сти, принятие законодательных мер".

Таким образом, вопрос о необходимости социальной ори­ентированности государства, постепенном гарантировании прав второго поколения признается международным сообществом. Однако далеко не все государства могут уже сегодня реально защитить все важнейшие нрава этой группы. Основная причи­на — состояние экономики страны. Ведь социальная функция может осуществляться в полном объеме лишь при высоком



Глава VII. Нрава человека и социальное государство


 


уровне экономического развития, позволяющем разумно пере­распределять средства и ресурсы, сохраняя свободу рыночных отношений и предпринимательства.

И здесь возникает важная проблема: как определить пре­делы вмешательства государства в экономику, чтобы оно не ста­ло тормозом ее развития, с одной стороны, и обеспечило соци­альную защиту граждан — с другой. Сложность этой пробле­мы связана с тем, что решение социальных вопросов требует роста производства, "накопления народного богатства". "Сама мысль о крупных социальных реформах, — писал П. Новго­родцев, — могла явиться только в связи с накоплением народ­ного богатства, и без его прогрессивного роста социальные ус­ловия не могут развиваться успешно"1. Поэтому важны не толь­ко государственные меры по стимулированию производства, обес­печению его непрерывного роста (такие меры могут привести и приводят к накоплению огромных богатств в руках относитель­но небольшой части общества), по и гибкая налоговая политика государства, его управляющая роль, которая смогла бы обеспе­чить достойное положение всех слоев общества. Речь, разумеет­ся, не может идти о полном материальном равенстве, нужен по­иск путей, исключающих массовое обнищание, обеспечивающих непрерывный подъем материального уровня всех граждан.

В практике современных государств, даже высокоразви­тых, существуют большие трудности, связанные с обеспечением социально-экономических и культурных прав. Достаточно вспомнить, что в условиях частного предпринимательства, при котором государство не распоряжается трудовыми ресурсами, безработица неизбежна. Поэтому задача государства — минимизировать ее неблагоприятные последствия, добиться роста занятости, выплачивать пособия по безработице. Осуще­ствление любого из указанных выше нрав требует постоянного внимания и содействия государства, однако решить эти вопро­сы крайне сложно. Поэтому идеи социальной государственнос­ти и гарантированность социально-экономических и культур­ных прав требуют долговременных социальных программ и постоянных усилий государства.

Формирование социальной государственности — процесс постоянный и непрерывный, требующий реакции на вновь воз-

' Новгородцев П. Укал. соч. С. 342.


§ 1 Причины и условия формирования социального государства 205

пикающие ситуации и в экономике, и в политике, и в нравствен­ности.

Возможности государства в проведении социальных ре­форм небезграничны. Одни социальные проблемы слишком сложны, чтобы их решить законодательным путем, другие слиш­ком тонки и неуловимы, а третьи слишком во многом зависят от нравственных причин.

Трудности, стоящие перед социально ориентированным государством, связаны с тем, что оно должно соблюдать баланс между свободной экономикой и определенными способами воз­действия на распределительные процессы в духе справедливо­сти, "выравнивания социальных неравенств". Отказываясь от роли "ночного сторожа" и стремясь обеспечить всем гражда­нам достойный уровень жизни, государство не должно пересту­пить черту, за которой начинается грубое вмешательство в эко­номику, подавление инициативы и свободы предприниматель­ства. Проявляя заботу о повышении социального статуса граж­дан, государству необходимо соблюдать меру, которая воспре­пятствовала бы освобождению индивида от личной ответствен­ности за свою судьбу и судьбы своих близких. Стремясь со­здать "общество всеобщего благосостояния", государство не может использовать административно-командные средства. Его задача — применять такие экономические методы, как гибкое налогообложение, бюджет, создание социальных программ.

Опыт развития социальных государств Запада показыва­ет, сколь труднодостижим баланс между рыночной свободой и воздействием государства на экономику. Обеспечение высоких социальных расходов связано с повышением налогообложения, что со временем становится тормозом развития производства. В этих условиях правительство вынуждено временно сокра­щать социальные программы. Затем наступает период, требую­щий увеличения социальных расходов в связи с ростом необес­печенности части общества.

Поиск такого баланса, который позволил бы сочетать непрерывный рост народного богатства, развитие производства с расширением социальной функции государства, — одно из наиболее важных направлений общественной мысли в конце XX в., когда новые ситуации и гуманитарные идеалы не могут найти опоры в существовавших ранее доктринах. Отсюда и вытекает необычайный интерес к данной проблеме в современ-



Глава VII. Права человека н социальное государство


 


нои науке, где наряду с приверженностью к консервативным концепциям отношении государства и гражданина к условиях рынка четко обозначаются подходы, основанные па либеральных стремлениях утвердить в обществе принципы справедливости. Последние выдвигают теоретическое обоснование курса соци­альных реформ, социальных программ государства, которые способствовали бы гуманизации жизни в современных буржу­азных государствах.

Теория справедливости Дж. Роулса привлекла к себе наибольшее внимание в современной зарубежной пауке. "Она отстаивает идею "государства благосостояния", соответствую­щие перспективы п социальную политику, основанную па пере­распределении доходов, по возможности большего их выравни­вания средствами, которые принимаются людьми сознательно и добровольно в результате общего согласия, договора"1.

Теоретики консервативного толка, отрицающие возможность государственного вмешательства в перераспределение доходов, упрекают Роулса в утопичности и морализаторстве. Тем не менее моральную направленность его теории "справедливости как честности" нельзя недооценивать. Она ориентирует па циви­лизованное решение проблем неравенства, апеллируя к идеям гуманности п солидарности членов общества. Поиск таких пу­тей утверждения справедливости имеет давние традиции. Можно вспомнить теорию социальной солидарности Леона Дюги, кото­рый уже в начале века считал, что пришло время гибкого и гуманного политического строя, охраняющего индивида. Этот строй должен покоиться на двух элементах: па понятии соци­альной нормы, основывающейся на факте взаимозависимости, соединяющей членов человечества и, в частности, членов одной общественной группы, нормы, обязательной для всех, слабых и сильных, больших и малых, правящих и управляемых, а также на федерализме классов, организованных в синдикаты, которые будут соединены с центральной властью, обладающей функция­ми, пе сводящимися к контролю и надзору, а имеющей положи­тельные обязанности, связанные с оказанием помощи, обучени­ем, страхованием от безработицы2.

' Всесторонний аналп.-) концепции Дж. Роулса содержится в кн.: Мальцев Г.В. Буржуазный эгалитарном. С. 184 — 214.

2 См.: Дю/и Л. Социальное право, индивидуальное право н преобразование государства. С. 72.



§ 1 Причины и условия формирования социального государства


 


I

В современных условиях вопрос о социальной роли госу­дарства — не только политический, юридический, по и нравствен­ный. Сводить все проблемы взаимоотношении государства и граж­данина к формальным юридическим аспектам невозможно.

Стремление к нравственному измерению ситуаций, скла­дывающихся в результате действия законов рынка, было ха­рактерно для либеральных теорий, пытавшихся ориентировать общество на солидарность и взаимосвязь. П. Новгородцев кри­тиковал позицию, согласно которой свобода есть освобождение не только от материальных, но и от моральных уз, и отмечал значимость такого нового принципа, как солидарность, который должен дополнить принципы равенства и свободы1. Социально ориентированное государство не может полностью отстранять­ся от воздействия на экономику, неизбежно его вторжение в те сферы, которые раньше находились вис пределов его деятель­ности. Как правильно отмечает Г. Вольманн, высокий уровень социального обеспечения граждан требует "больше государ-

ства"2.

Не вступает ли возрастание роли государства в противоре­чие с первоначальным замыслом правового государства как образования, отстраненного от экономики и ограничивающего­ся ролью "ночного сторожа", наделенного лишь охранительны­ми функциями по отношению к свободе индивида? Не являет­ся ли возникновение социальных функций государства, кото­рые упорядочивают экономические отношения, чтобы устранить резкие неравенства, отрицанием самой сущности правового го­сударства?

На наш взгляд, при ответе на данные вопросы следует ис­ходить из сущности правового государства в единстве всех его признаков — приоритета прав человека, построения государ­ственной и общественной жизни на принципах права, разделе­ния властей, взаимной ответственности индивида и государства. "Новое поколение" прав человека включается в систему при­оритетов государства, обязывает его принимать меры по обес­печению этих прав, оказывать воздействие на экономические процессы на основе принципов права. Обогащение каталога прав

' См : Новгородцев П. Указ. соч. С. 373.

2 Вольманн Г. Чем объяснить стабильность политического н экономического развития Федеральной Республики Германии // Государство п право. 1992. № И. С. 134.



Глава VII. Права человека и социальное государство


 


человека дает импульс развитию новых функции государства, новых направлен!ш его деятельности. В этом и состоит при­оритет прав человека как спстемообразующсго признака пра­вового и социального государства, как главного ориентира его деятельности. Социальное реформирование — эго новая ста­дия развития правового государства, стремление преодолеть резкую поляризацию различных слоев общества, гуманизпро-вать социальные условия жизни.

Следует подчеркнуть, что социальная деятельность госу­дарства (хотя и в ограниченном объеме) началась значитель­но раньше возникновения понятий "социальное государство", "государство всеобщего благоденствия". Это справедливо от­мечает Е. Шмидт-Асман: "Реальная практика деятельности го­сударства XIX столетня была менее сдержанной, чем это тре­бовала его модель. В повседневной управленческой деятель­ности либеральное правовое государство не отбрасывало тра­диций государства благоденствия; здесь тоже выдвигались и ставились новые задачи регулирования общественных нроцес| сов, например, в градостроительстве или пенсионном обеснсче ими"1.

Поэтому правовое и социальное государство — это ш антитезы, а диалектика развития государства, признающей приоритет прав человека и определяющего в соответствии этим формы и методы своей деятельности. Становление соци алыюго государства — длительный процесс, очень сложны и противоречивый. Удерживать его в определенных грани/ цах, не ущемляя свободы одних и не снимая ответственности за свою судьбу с других, помогают уже сформировавшиеся вошедшие в реальную практику принципы правового государ ства.

Начальная стадия развития социального государства —| ответственность за предоставление каждому гражданину про житочного минимума. Так, в Германии законодательство о бед пых с середины XVIII в. обязывало общины оказывать все боль­шую помощь нуждающимся. В XIX в. эта ответственность пе рсместилась с коммунального уровня на общегосударственный'. В Кодексе социальных законов ФРГ указывается, что каждый

' Государственное право Германии. Том. 1. С. 59. 2 См. там же. С. 67.


§ 1. Причины и условия формирования социального государства 209

кто не в силах самостоятельно добывать себе средства к суще­ствованию и не получает при этом никакой посторонней помо­щи, имеет право на личную и'материальную поддержку, кото­рая соответствует его специфическим потребностям, побуждает к самопомощи, обеспечивает участие в общественной жизни, га­рантирует достойное человека существование.

Обязанность государства обеспечить достойный уровень жизни каждому находит практическое воплощение в высоких объемах социальных расходов развитых современных госу­дарств. Доля социальных расходов в Швеции составляет 1/3 ВПП, в ФРГ и Италии — 1/4, в США и Великобритании — 1/5. Такой уровень расходов, позволяющий реализовать соци­альное обеспечение, дополнительные пособия но безработице, право на получение образования, жилье, доступ к ценностям культуры, должен опираться на высокоразвитую экономику, принципы права и справедливости, стремление гармонизиро­вать общественные отношения и устранить резкие неравенства. Однако даже эти условия не обеспечивают социального благоденствия всех граждан. Развитие социального государ­ства не однолинейное поступательное движение, а сложный и противоречивый процесс, в котором есть свои успехи и неудачи, взлеты и падения. На уровень социальности государства нема­лое влияние оказывает политическая ориентация правительств (социал-демократы, консерваторы), соотношение сил полити­ческих элит общества.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что основные принципы социального государства — достоинство человека, справедливость, ответственность, преодоление факти­ческого неравенства с целью устранить резкие расхождения материальных статусов индивидов. Путь к реализации этих принципов, как уже отмечалось, длительный, а по сути дела не­скончаемый. П. Новгородцев писал, что, возлагая па себя "бла­городную миссию общественного служения", государство встре­чается с необходимостью реформ, которые "лишь частью осу­ществимы немедленно, а в остальном либо вовсе не осуществи­мы, или осуществимы лишь в отдаленном будущем и, вообще говоря, необозримы в своем дальнейшем развитии и осложне­нии"1.

Новгородцев П. укал соч. С 340.



Глава VII. Права человека и социальное государство


 


Причины этих сложностей не только в степени развитости экономики, по п в вечном противостоянии принципов свободы н равенства. Полная гармонизация этих принципов практически невозможна. Условие их осуществления — строго сбаланси­рованное ограничение свободы экономической деятельности | (преимущественно экономическими, а не юридическими мето-: дами) н стремление к постоянному росту жизненного уровня, людей при понимании недостижимости абсолютного фактичес-1 кого равенства. Это является следствием разности людей — | их способностей, талантов, инициативности, трудолюбия, фнзи-1 чсского и психического состояния. Поэтому цель социального, государства — не устранить, а "выравнять" неравенство, пре­одолеть резкие различия в имущественном положении, повы­сить социальный статус индивида для обеспечения всем чле­нам общества достойного уровня жизни.

Однако как бы ни была сложна роль социального государ­ства в современном обществе, без нес невозможно осуществле­ние не только прав экономических, социальных и культурных, по и прав первого поколения — политических и личных. При* необеспеченности социальной стороны жизнедеятельности лю-' дей деформируется вся структура прав и свобод человека: спи- • жается политическая активность, возрастает неверие в государ­ство, далеко не всегда становятся доступны юридические гаран­тии прав и свобод (например, право на защиту). Социальная незащищенность нередко порождается отсутствием основного гражданского (личного) права — права частной собственнос­ти. Проблемы материального обеспечения нередко играют ре­шающую роль при проведении выборов в представительные органы, в предвыборной борьбе за пост президента и т. д. По­этому социальное государство, задача которого — создание условий и ответственность за реализацию "второго поколения"' прав человека, оказывает самое непосредственное воздействие» на осуществление всего комплекса прав и свобод человека.

Социальное государство и рыночная экономика должны в процессе взаимодействия преодолевать свои антагонизмы. По­нятие социально ориентированной рыночной экономики полу­чает и далее будет получать все большее признание и распрос­транение. Это — неизбежный путь гуманизации общественной жизни, снижения противостояния в обществе, формирования солидарности сограждан, повышения нравственности всех со-


§ 2. Формирование социального государства в России

цнальных групп и индивидов. Современные государства долж­ны не только охранять свободу, но и считаться с необоримым стремлением людей к равенству, которое возникло в давние вре­мена и неуничтожимо никакими законами рыночной экономи­ки.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.