Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава X. Конституционный контроль




 


независимый статус и престиж объективного арбитра в право­вых спорах — этой цели по новому Закону служит и запрет судье состоять членом политической партии или движения, ве­сти политическую пропаганду, участвовать в избирательной кам­пании, присутствовать на съездах и конференциях и т. п. (ч. 3 ст. И). Столь жесткие ограничения подсказаны стремлени­ем пресечь возможность возврата к негативной практике чрез­мерной политической активности Председателя и членов Кон­ституционного Суда РФ, характерной для предыдущего пери­ода их деятельности. По новому Закону существенно ограни­чены права и полномочия Председателя Конституционного Суда.

Одновременно с изъятием из ведения Конституционного Суда РФ указанных выше полномочий и ограничением некото­рых других (права законодательной инициативы, рассмотрения дел по собственной инициативе, о конституционности полити­ческих партий и общественных объединений) законодатель в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституци­онным законом "О Конституционном Суде Российской Феде­рации" наделил Суд рядом новых важных полномочий. К их числу относятся следующие: право осуществлять толкование Конституции; рассматривать индивидуальные и коллективные жалобы граждан или их объединений о нарушении прав и сво­бод; рассматривать запросы судов о соответствии Конституции законов, подлежащих применению в конкретном деле. Па пер­вый взгляд сопоставление прежнего и нового законов может привести к выводу о сокращении полномочий Суда. Однако такое заключение было бы односторонним, ибо сравнивать сле­дует но многим параметрам: по кругу субъектов, наделенных правом на обращение в Суд; по предметам ведения, т. с. по кругу вопросов, рассмотрение и решение которых относи!ся к ведению Суда; относительно процедурных принципов о допус­тимости запросов, о пределах проверки, о юридической силе ре­шений и т. п. В этом калейдоскопе проблем определяющим пред­ставляется анализ эффективности форм и принципов, применя­емых Судом к защите прав л свобод человека п гражданина.

Если вести сопоставление, беря за основу круг субъскюв, обладающих правом индивидуальной пли коллективной жалобы, то очевидно, что ч. 1 ст. 66 прежнего Закона содержит более развернутый их перечень: граждане РСФСР, СССР, пнострап-


§ 2. Конституционны» Суд РФ: защита праи и свобод человека 289

цы, лица без гражданства, юридические лица. По закону 1994 г. к ним относятся граждане и объединения граждан, а также "иные органы и лица, указанные в федеральном законе" (ст. 96).

Если же при сравнении законов исходить из общепринятых и системе конституционного правосудия форм контроля, которые непосредственно связаны с функцией защиты нрав человека, — абстрактный контроль, конкретный контроль, индивидуальная жалоба, — то закон 1994 г. вводит новую форму конкретного контроля и существенно модернизирует форму индивидуаль­ной жалобы. При таком раскладе вывод о сужении полномо­чий Конституционного Суда РФ едва ли будет убедительным.

Индивидуальная жалоба в российской системе конституци­онного правосудия, как уже отмечалось, по прежнему Закону о Конституционном Суде 1991 г. была установлена в форме обжа­лования обыкновений. Гражданин мог обжаловать лишь реше-| иия н другие акты, вынесенные в последней судебной инстанции, а не примененный Закон. Однако признание Конституционным Су-! дом актов других судов неконституционными не лишало юриди­ческой силы нормы, примененные в конкретном деле. На практике они продолжали действовать в отношении других дел и могли быть отменены только законодателем. Такой порядок не способство­вал соблюдению режима конституционной законности.

По новому Закону о Конституционном Суде подача жало­бы не связывается с понятием обыкновения. Согласно ч. 1 ст. 96 этого Закона, правом подачи индивидуальной или коллектив­ной жалобы на нарушение конституционных прав и свобод об­ладают граждане, чьи права и свободы нарушены законом, при­мененным или подлежащим применению в конкретном деле, или объединения граждан, включая юридических лиц и обще­ственные организации, а также иные лица и органы, указанные в федеральном законе. Тем самым устанавливается своего рода "открытый перечень" субъектов права,жалобы: их круг может быть расширен, если это предусмотрено федеральным законом.

Отметим особо, что новый Закон исходит из равного пра­вового статуса гражданина и иностранца и соответственно рас­пространяет па последнего право подачи конституционной жа­лобы. По сравнению с прежним1 новый Закон о Копстнтуцп-

' Вч Зсг. 67 Закона 1991 г. содержался перечень 18 пошшш, которым должна была соответствовать жалоба, чтобы быть принятом Судом к рассмотрению




Глава X. Конституционный контроль


§ 2. Конституционный Суд РФ. защита нраи н свобод человека


 


ошюм Суде пс устанавливает в отношении жалобы каких-либо особых требовании ее оформления и подачи, а распространяет на нее общие правила, действующие для всех видов обраще­нии, направляемых в Конституционный Суд (ст. 36 — 38). Это, на пат взгляд, упрощает процедуру подачи жалобы. В поло­жениях об основаниях допустимости жалобы сформулированы только два требования, которым она должна удовлетворять, что­бы быть принято]'! Судом к рассмотрению. Во-первых, оспари­вается конституционность закона, затрагивающего права и сво­боды гражданина; во-вторых, речь может идти только о законе, подлежащем применению в конкретном деле, рассмотрение ко­торого завершено или начато в суде пли ином органе, приме­няющем закон (ст. 97). Иными словами, гражданин плп объе­динение граждан не могут обжаловать закон вне связи с кон­кретной и реальной угрозой для своих прав н свобод. Таким образом, основанием допустимости жалобы является принцип явной н реальной угрозы для гражданина, исходящей от зако­на. При этом, как уточняется в Комментарии к Закону о Кон­ституционном Суде, для признания допустимости жалобы не имеет значения, были лп и действительности нарушены нрава гражданина в конкретном деле. Конституционный Суд воз­держивается от установления фактических обстоятельств, под­тверждающих такие нарушения, поскольку это входит в ком­петенцию других судов. Конституционный Суд решает исклю­чительно вопросы нрава1.

Важно подчеркнуть, что Закон о Конституционном Суде РФ 1994 г. связывает индивидуальную пли коллективную жа­лобу именно с законом, а не каким-либо иным правовым нор­мативным актом (указом Президента РФ, постановлением Правительства п т. п.). Иногда это служит основанием для вывода о сужении полномочий Конституционного Суда, по­скольку считается, что тем самым акты правоприменения ос­таются за пределами проверки их Судом. Однако нам пред­ставляется, что обоснование опоры па закон следует искать исходя из заложенной в Конституции концепции прав н сво­бод человека п гражданина. Выдвигая это требование, зако­нодатель, очевидно, руководствуется принципом, согласно ко-


горому основным источником регулирования прав п свобод может н должен служить в правовом государстве соответству­ющий Конституции закон. В свою очередь правопрпмснптсль-иая практика в области прав н свобод также должна осно­вываться на законе; при отсутствии такового применяются нормы Конституции п тем самым утверждается принцип ее прямого действия. Конечно же, такая установка в определен­ном смысле исходит из должного, однако она направлена па преодоление все еще существующей практики ориентации па подзаконные акты. Поднимая, таким образом, уровень регу­лирования п защиты прав п свобод, новый российский Закон о Конституционном Суде способствует упрочению конститу­ционной законности.

При анализе положении Закона об условиях принятия индивидуальной жалобы к рассмотрению, т. с. определения се допустимости, нельзя пс обратить внимание па отсутствие в нем такого общепринятого требования, как использование всех дос­тупных гражданину средств правовой защиты. Это требование расценивается обычно как воплощение идеи о том, что Консти­туционный Суд должен вмешиваться лишь в исключительных случаях, а индивидуальная жалоба считается чрезвычайным правовым средством защиты прав п свобод человека. К ней нельзя прибегнуть, когда обжалование может быть осуществле­но иным путем. Однако эта позиция не является абсолютной; в практике некоторых государств допускаются исключения. Так, руководствуясь этим принципом, Закон о Федеральном кон­ституционном суде Германии тем не менее специально выделя­ет случаи, когда по жалобе, поданной до рассмотрения вопроса в обычном судебном порядке, Федеральный конституционный суд может вынести решение немедленно, когда жалоба имеет общее значение плп если лицу, подавшему жалобу, может быть нанесен тяжкий ущерб, который нельзя будет предотвратить в случае, если это лицо сначала обратится с жалобой в обычном судебном порядке (п. 2 § 90)1.

В российском Законе о Конституционном Суде мы пс нахо­дим аналогичной нормы, непосредственно связанной с процеду­рой принятия н рассмотрения индивидуальной плп коллектив-


1 См.: Федеральный конституционный закон о Конституционном Суде Российской Федерации. Комментарии. М., 1996. С. 299.


См : ФРГ. Конституция н законодательные акты. М., 1991. С. 328.



Глава X. Конституционный контроль


 


ной жалобы1. Отсутствие в Законе нормы об исчерпании всех правовых средств защиты в качестве условия принятия жалобы в определенной мере облегчает гражданину доступ в Конститу­ционны]"! Суд, освобождая его от необходимости хождения по инстанциям. По смыслу ст. 96 гражданин в связи с применени­ем по делу закона, нарушающего его права и свободы, может сразу же обратиться с жалобой в Конституционный Суд.

Однако моделируемая Законом ситуация, не предусматри­вающая исчерпания всех средств, становится внутренне проти­воречивой, поскольку утверждает правило, согласно которому Конституционный Суд при осуществлении судопроизводства ' воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов (ст. 3). Представляется, что такая установка на самоограничение должна была бы сочетать­ся с введением в Закон требования о предварительном исполь­зовании всех предусмотренных законом средств защиты. От­сутствие последнего позволяет Конституционному Суду ухо­дить от рассмотрения фактических обстоятельств, необходимых для всесторонне обоснованного объективного разбирательства дела в целях установления истины.

В порядке сравнения сошлемся на иную правовую уста­новку, определенную в § 26 Закона о Федеральном конститу­ционном суде Германии. В п. 1 этого параграфа говорится: "ФКС собирает доказательства, необходимые для установле­ния истины. Он может поручить собирание доказательств вне устного разбирательства члену суда или просить об этом дру­гой суд, ограничив поручение указанием на необходимость ус­тановления определенных фактов и лиц".

Анализируя роль Конституционного Суда РФ в защите прав и свобод человека и гражданина и особо выделяя его правозащитную функцию как непосредственно вытекающую из концепции правового государства, конституционного принципа

' В ст. 42 "Принятие обращения к рассмотрению" лишь в самой общей форме устанавливается, что "в случаях, не терпящих отлагательства, Конституционный Суд РФ может обратиться к соответствующим органам п должностным лицам с предложением о приостановлении действия оспариваемого акта, процесса вступления в силу оспариваемого международного договора РФ до завершения рассматриваемого дела Конституционным Судом РФ". Буквальный смысл текста лтой статьи не позволяет распространить ее и на конституционную жалобу.


§ 2. Конституционный Суд РФ: защита нрав п свобод человека 293

приоритета прав п свобод, мы находим подтверждение этому и в норме нового Закона. Так, в ч. 3 ст. 43 — об отказе в приня­тии обращения к рассмотрению — особо оговаривается: "В слу­чае, если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу пли в период рассмотрения дела, начатое Конституционным Судом Российской Федерации производство может быть прекращено, за исключением случа­ев, когда действием этого акта были нарушены конституцион­ные права и свободы граждан". Смысл этой важной оговорки состоит в том, чтобы нарушение прав и свобод было устранено в любом случае, а права и свободы были восстановлены. Мы специально обращаем внимание па эту существенную оговорку как воплощающую конституционный принцип приоритетности прав человека в качестве высшей ценности.

Рассматривая ситуацию, сложившуюся в Чечне, Конститу­ционный Суд прекратил производство по неопубликованному Указу Президента РФ от 30 ноября 1994 г., который хотя п был отменен через 10 дней, по в сущности положил начало военным действиям па территории Чечни. Основанием такого решения послужил именно факт отмены Указа. Заместитель Председателя Конституционного Суда в ходе рассмотрения этого дела отмечала, что Указ, фактически вводивший в Чечне чрезвычайное положение, не мог быть секретным и уже поэто­му Суд должен был дать ему правовую оценку1. К этому суж­дению необходимо добавить несколько соображений, прямо свя­занных с правами и свободами человека. Прежде всего, соглас­но ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, "любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека п гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения". Рассматриваемый Указ нарушил приведенную норму Конституции и в силу этого дол­жен быть признан антиконституционным. К тому же в соответ­ствии с ч. 3 ст. 56 Конституции РФ даже в условиях чрезвы­чайного положения многие основные права н свободы находят­ся под ее защитой. К ним прежде всего относятся право на жизнь, право на жилище, запрет пыток, насилия и унижающего человеческое достоинство обращения, а также уголовно-процсс-суальиыс гарантии, закрепленные в ст. 46 — 54 Конституции.

' См . Вестник Конституционного Суда Российской Федерации 1995 № 5.1
С 53-54. '



Глава X. Конституционны!) контроль


 


Наконец, не менее важный довод против решения Суда по Чеч­не прямо вытекает из цитировавшейся выше ч. 3 ст. 43 Закона о Конституционном Суде. В ней говорится, что начатое Кон­ституционным Судом производство не может быть прекраще­но, когда действием оспариваемого акта были нарушены кон­ституционные нрава и свободы граждан. Из этого положения следует, что Конституционный Суд не вправе был прекращать производство по Указу Президента от 30 ноября 1994 г.1

Наряду с индивидуальной конституционной жалобой важ­ное значение в защите прав и свобод человека и гражданина имеет широко применяемая в системе конституционного пра­восудия многих стран форма конкретного контроля. Он осу­ществляется путем проверки конституционности законов по запросам судов общей юрисдикции, а равно и специализиро­ванных судов. Такая форма контроля расширяет возможности защиты прав и свобод граждан, поскольку подключает к этой деятельности широкий круг правопримепптсльпых органов — судов.

Учитывая опыт использования формы конкретного конт­роля в других странах и ее эффективность в защите прав чело­века, Конституция РФ ввела в систему конституционного кон­троля новую форму проверки конституционности" законов по запросам судов (ч. 4 ст. 125).

В соответствии с этим в ст. 101 Закона о Конституцион­ном Суде говорится: "Суд при рассмотрении дела в любой ин­станции, придя к выводу о несоответствии Конституции Рос­сийской Федерации закона, примененного или подлежащего при­менению в указанном деле, обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке консти­туционности данного закона". Последствием внесения запроса по закону является то, что с момента принятия судом решения обратиться в Конституционны]"! Суд и до принятия последним постановления производство по делу пли исполнение вынесен­ного судом решения приостанавливается (ст. 103). Эта новая, ранее неизвестная российской системе конституционного конт­роля форма имеет большое значение. Смысл ее состоит в том, что она должна внедрять конституционные принципы соблю­дения и защиты прав и свобод человека п гражданина, а также

1 См.: Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1995. № С. 39,61.


§ 2. Конституционным Суд РФ: защит» нрав и свобод человека 295

укреплять конституционную законность в отправлении право­судия, воздействуя в этом смысле на всех участников судебного процесса.

Форма конкретного контроля ориентирует суд при рас­смотрении дела па поиск наиболее оптимальной с позиции за­щиты прав человека оценки соответствующего закона. Отме­тим, что в процессе применения процедуры конкретного конт­роля за конституционностью законов в западной доктрине и судебной практике сформировалась следующая установка: если при толковании подлежащего применению закона возникает несколько вариантов его прочтения, то предпочитается тот, ко­торый гарантирует защиту прав и свобод человека п исключает возможность их нарушения. Такой подход прочно утвердился в судебной практике конкретного контроля в ФРГ'. Из анало­гичной позиции исходит п французский профессор Ф. Люшер, который пишет, что, если текст нормы допускает двусмысленное толкование, ее следует понимать в том смысле, в каком она способна дать наиболее положительный эффект2.

В условиях проведения в России глубинных реформ всех отраслей права и соответствующих изменений законодатель­ства значение конституционного контроля по запросам судов невозможно переоценить. Осуществляя разбирательство по конкретному делу, суд общей юрисдикции обязан следить за тем, чтобы подлежащий применению закон полностью соответ­ствовал Конституции (ч. 4 ст. 125 Конституции РФ, ст. 101 Закона о Конституционном Суде РФ).

Осуществление права запроса о соответствии применяемого закона Конституции ставит перед любым судом и проблему различения права и закона, т. с. выявления правовой сущности закона. В рамках концепции правового государства упор всегда делается именно на правовой характер закона, который по своему содержанию должен соответствовать основополагающим демократическим ценностям. Права человека должны высту­пать основанием правового пространства, т. с. вся сфера пози­тивного законодательства должна постоянно соизмеряться с правами человека, получать "человеческое измерение". Из это-

' См.: Защита прав человека в современном мире. М., 1993. С. 74.

2 См.-Лютен Ф. Конституционная защита нрав м свобод личности. М., 1993.

С. 23.



 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.