Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Права человека и формирование правового государства в России



Статья 1 (ч. 1) Конституции РФ провозглашает Россий­скую Федерацию демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Смысл правового госу­дарства раскрывается через ст. 2 Конституции: "Человек, его



Глава VI Права человека и правовое государство


 


права и свободы являются высшей ценностью. Признание, со­блюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства".

Высоко оценивая значимость этих конституционных запи­сей, следует, однако, отметить, что Россия сегодня не является правовым государством, равно как и права н свободы человека в реальности не стали высшей ценностью. И это факт законо­мерный, определяемый как предшествующей историей, так и той сложной ситуацией, в которой оказалась современная Россия. Формирование правового государства н уважения прав чело­века — задача чрезвычайно трудная, и ее решение возможно лишь в результате многих лет (а может быть, и десятилетий) усилий всего общества, связанных с преодолением как насле­дия прошлого, так и тех ошибок и просчетов, которые были допущены в последние годы.

Остановимся на причинах трудностей формирования пра­вового государства в России.

а) Одна из основных трудностей — исторические тради­ции России, которые были несовместимы с демократией п сво­бодой. Россия — страна, в которой господствовал систсмоцен-тристский подход во взаимоотношениях личности и власти. Идеи свободы и прав человека, всеобщего равенства и справедливос­ти, получившие широкое распространение в государствах Ев­ропы и в США в XVII —XVIII вв. и ставшие универсальным лозунгом буржуазных революций, не были чужды политичес­кой мысли России. Однако возникли они во второй половине XVIII в. (А.Н. Радищев, С.Е. Десиицкий, Н.И. Новиков и др.). К сожалению, эти идеи не могли быть восприняты обществен­ным сознанием народа, отсталого и безграмотного, задавленно­го крепостным правом и самодержавием, безграничной верой в "доброго царя".

Либеральные идеи начали проникать в политико-право­вую мысль во второй половине XIX — начале XX в.

Стремление осмыслить опыт Французской революции, кор­ни которой были заложены в Реформации и Просвещении, ха­рактерно для большой плеяды русских юристов и историков. Отсюда и идеи естественного права и правового государства, которые исследуются в трудах Б.Н. Чичерина, П.И. Новго-родцева, Б.А. Кистяковского, В.М. Гессена, Л.И. Петражицко-


§ 2 Права человека и формирование правового государства в России 185

со и др. Они являются пока еще не оцененным вкладом в создание идеала права, обеспечение свободы личности и се прав. Однако эти либеральные идеи замыкались в узкой среде про­фессионалов, они остались чуждыми общественному сознанию не только народных масс, но даже интеллигенции. Об этом с горечью писал Б.А. Кистяковскпй: "Наше общественное со­знание никогда не выдвигало идеала правовой личности. Обе стороны этого идеала — личность, дисциплинированная пра­вом и устойчивым правопорядком, и личность, наделенная все­ми правами и свободно пользующаяся ими, чужды сознанию пашей интеллигенции"'.

Режим, установленный после Октябрьской революции, явил­ся шагом назад, поскольку он отверг главные демократические ценности — свободу, господство права, права человека, право­вое государство. Авторитаризм, полное нивелирование индиви­дуальности и самобытности человека, отрицание его права на свободу выбора и самоопределения стали универсальными пра­вилами новой жизни.

Принципы прав и свобод человека и неприкосновенности личности не могли вписаться в главную концепцию револю­ции — диктатуру пролетариата, опирающуюся на насилие и не связанную никакими законами2. Диктатура пролетариата — это антипод правового государства, поскольку она отрицает юри­дическое равенство и, по выражению Ленина, "дает ряд изъятий из свободы'4 по отношению к лицам, принадлежащим к "чуж­дым классам". Речь идет по сути дела о массовом подавлении индивидов, лишении их таких неотъемлемых прав, как право на жизнь, личную неприкосновенность и др.

Последующий период, связанный с деятельностью Стали-па, создал условия для окончательного разрыва с демократи­ческими идеями прав и свобод личности и утверждения жест­ких тоталитарных начал.

Процессы, произошедшие после победы Октября, не были случайными отклонениями в развитии страны. Они были зако-

' Киапяковский Б. В защиту нрава

7. Философия. 1990. № 3. С. 53.

2 См : Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 33. С. 87-90.

'Там же. Т. 41. С. 384

ВсстПнк Московского ун-та. Серия


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.