Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Экономические и еоцплльпые права 169



международным вопросам в области экономической н социаль­ной жизни, культуры, образования, здравоохранения и т. п., го­товить проекты конвенций но соотиетствующим вопросам, про­водить международные конференции по проблемам, входящим в его компетенцию.

Однако международны]"! контроль в области защиты этой группы прав по сравнению с защитой гражданских и полити­ческих прав менее значителен. Он не включает в себя воз­можность подачи жалобы частными лицами. Согласно поло­жениям Между парод! юго пакта об экономических, социальных и культурных правах (ст. 16 — 25), государства обязаны пред­ставлять доклады о мерах, принятых ими в целях реализации положений Пакта, и о прогрессе, достигнутом в социально-экономической области, Генеральному секретарю ООН, кото­рый, в свою очередь, направляет их на рассмотрение в ЭКО-СОС и специализированным в данной области учреждениям. Такая процедура является практически единственной формой контроля за соблюдением социально-экономических прав граждан. Кроме того, контроль за исполнением социально-эко­номических прав н свобод сталкивается с особыми трудно­стями, связанными со сравнительно недавним развитием этой группы прав, с некоторой неопределенностью основополагаю­щих дефиниций н гарантий, содержащихся в международно-правовых нормах по данным вопросам, с исконкрстностыо взятых на себя государствами международных обязательств в данной сфере.

В последнее время деятельность международных орга­нов по контролю за соблюдением государствами своих обя­зательств в сфере основных экономических и социальных прав человека активизировалась. В рамках подкомиссии по пре­дупреждению дискриминации и защите меньшинств была орга­низована подготовка специальных докладов по таким вопро­сам, как право на питание, вопросы борьбы с бедностью, со­действие реализации права на жилище и т. д. В 1985 г. со­здан Комитет ЭКОСОС по .экономическим, социальным и культурным нравам. Его реальная деятельность началась в 1987 г. Комитет является самостоятельным контрольным ор­ганом н уполномочен рассматривать доклады государств, при­нимать по ним общие заключения и сообщать об этом в ЭКОСОС.


170 Глава V. Структура прав человека и гражданина

Социально-экономические права, с одной стороны, обеспе­чивают соответствующую активность населения, его рыночную свободу, а с другой — предоставляют защиту от возможных рисков. И между этими аспектами нормативного регулирова­ния ист противоречия. Ценности экономической свободы и ра­венства получают общественное признание и закрепление в единой системе неотъемлемых прав и свобод человека наряду с ценностями социальной справедливости, интеграции, взаимной ответственности государства и гражданина. Гарантии реализа­ции социально-экономических прав являются важной предпо­сылкой стабильного существования правового государства в его демократической и социальной форме.

Культурные права

Культурные права гарантируют духовное развитие чело­века, помогают каждому индивиду стать полезным участником! политического, духовного, социального и культурного прогресса.|*{ К ним относятся: право на образование, право на доступ к куль­турным ценностям, право свободно участвовать в культурной жизни общества, право на творчество, право на пользование результатами научного прогресса и их практического примене­ния и др.

Основы международных стандартов права на образование сформулированы в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека н ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных н культурных правах. В этих документах оговариваются ус­ловия полного осуществления права на образование: обяза­тельное и бесплатное начальное образование для всех; доступ-, ность среднего, профессионально-технического и высшего об-| разования; свобода родителей выбирать школы для своих'де-| тей и обеспечивать религиозное н нравственное воспитание детей! в соответствии с собственными убеждениями. Отдельные лица* п учреждения имеют право создавать частные учебные заведе­ния и руководить ими только при условии соответствия обра­зования в них минимуму требований, установленных государ­ством.

Международно-правовые нормы устанавливают также при­оритетные цели образования: полное развитие человеческой


§ 8. Культурные права 171

личности и ее достоинства, уважение к правам и свободам чело­века, необходимость образования, создание возможностей быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями, этническими и религиозными группами.

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образо­вания направлена па предоставление всем равенства возмож­ностей в получении образования "без всякого различия, ис­ключения, ограничения или предпочтения но признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических пли иных убеж­дении, национального или социального происхождения, эконо­мического положения или рождения". Для этого государства обязуются: а) сделать начальное образование обязательным и бесплатным; среднее — общедоступным, а высшее — доступ­ным на основе полного равенства и в зависимости от способ­ностей каждого; б) обеспечить во всех государственных заве­дениях равной ступени одинаковый уровень образования и качества обучения; в) поощрять получение и повышение обра­зования; обеспечить подготовку к преподавательской профес­сии.

Международным стандартам в сфере образования соот­ветствуют положения ст. 43 Конституции РФ, которая гаранти­рует получение бесплатного основного общего и среднего про­фессионального образования в государственных или муници­пальных образовательных учреждениях и предприятиях. Прин­ципы государственной политики Российской Федерации и госу­дарственные гарантии права граждан па образование опреде­лены также Федеральным законом от 10 июля 1992 г. "Об об­разовании" (в редакции Закона от 13 января 1996 г.), Феде­ральным законом от 22 августа 1996 г. "О высшем и послеву-зовском профессиональном образовании".

Важной составляющем"! правового статуса личности являет­ся право на участие в культурной жизни и связанная с ним свобода литературного, художественного, научного и других видов творчества, гарантированная ст. 44 Конституции РФ. Свобода творчества включает в себя возможность защиты мо­ральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными тру­дами, интеллектуальной собственностью. Статья 15 Междуна­родного пакта об экономических, социальных и культурных



Глава V. Структура прав человека и гриждапш


 


правах провозглашает уважение свободы, "безусловно необхо­димой для научных исследований и творческой деятельности".

Важнейшими правовыми актами, устанавливающими ре­альные правовые гарантии провозглашенных Конституцией сво­бод, являются Основы законодательства Российской Федера­ции о культуре (1992 г.), федеральные законы от 9 июля 1993 г. "Об авторском праве и смежных нравах", Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г., от 26 мая 1996 г. "О Музейном фонде Российское! Федерации и музеях в Российское! Федера­ции".

Содержание и гарантии осуществления культурных нрав были развиты и дополнены в ряде рекомендаций, принятых ЮНЕСКО (1968, 1980, 1982). В них, в частности, отмечено, что развитие собственной культуры является правом и долгом каж­дого народа; одинаковое право па сохранение и развитие тра­диций культуры имеют все нации, национальные меньшинства, этнические группы; каждому человеку должны быть обеспече­ны доступ к знаниям и возможность наслаждаться искусством п литературой всех пародов, участвовать в прогрессе науки во всех частях земного шара, пользоваться его благами и содей­ствовать обогащению культурной жизни; государства должны принимать меры по демократизации культуры, обеспечению нрав па культуру и гарантиям участия в ее результатах без каких-нибудь ограничений; государства должны защищать свободу творчества, оказывать содействие творческим работникам, обес­печивать их право создавать профсоюзы и профессиональные организации по своему выбору.

Поощрение и защита культурных прав человека непосред­ственно входят в круг задач международной специализиро­ванной организации — ЮНЕСКО. Здесь главной действую­щей структурой, принимающей жалобы, является Комитет но конвенциям и рекомендациям. Комитет па каждой сессии пред­ставляет Исполнительному совету ЮНЕСКО доклады, содер­жащие информацию о рассмотренных жалобах и сделанных рекомендациях. Под компетенцию ЮНЕСКО подпадает защи­та права на образование, права на использование научных дос­тижений, права на беспрепятственное участие в культурной жизни, права на информацию, в том числе права иметь свое мнение и выражать его, и др.


§ ]. Основные признаки правового государства 173

Глава VI Права человека и правовое государство

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.