Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава V. Структура прав человека и гражлапшш




 


посредственной демократии (избирательные нрава, право пети­ций); 2) правомочия по активному участию в жизни общества (свобода слова и печати, свобода собраний и манифестаций, право на объединение).

В отличие от личных политические права и свободы на­правлены не на обеспечение автономии человека, а на его про­явление в качестве активного участника политического про­цесса. Ценность этой категории прав состоит в том, что они создают условия для укрепления связей между гражданином, обществом, государством. Политическая свобода, по существу, является одной из граней личной свободы: человек как разум­ное существо, носитель политического сознания и политичес­кой воли вправе действовать в качестве самостоятельного и свободного участника политического процесса.

Следует особо подчеркнуть, что политические права обыч­но признаются лишь за гражданами, т. е. обладание полити­ческими правами связывается с принадлежностью к граждан­ству конкретного государства. В отличие от прав человека права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государ­ством (сферу публичных интересов).

Одна из главных особенностей тоталитарных государств — стремление к ограничению, а то и полной ликвидации полити­ческих прав и свобод — носит отнюдь не случайный характер. Чем в большей мере удается тоталитарному режиму ограни­чить политическую свободу человека, освободить себя от де­мократических форм контроля, тем большее место занимают фактическое всевластие государства и применяемые им насиль­ственные методы, направленные на отчуждение гражданина от реальной политической власти.

Политические права и свободы, провозглашенные изначаль­но в рамках буржуазного конституционализма, впоследствии получили развернутый конституционно-правовой статус и ут­вердились сначала в качестве важнейшего института нацио­нального, а позднее и международного права. Многие совре­менные международно-правовые документы о правах человека универсального и регионального характера, устанавливая объем неотчуждаемых прав и свобод человека, содержат такие поли­тические права, как свобода слова и убеждении, свобода мир­ных собраний и ассоциаций, право принимать участие в управ­лении государством.


§ 6. Политические прав;! и свободы 153

Важно подчеркнуть, что фактическое осуществление основ­ных политических прав и свобод человека и гражданина воз­можно лишь при помощи и посредством норм национального права, которые должны предусматривать эффективные меха­низмы п процедуры их реализации. Существование демократи­ческого общества немыслимо вис формирования политическо­го плюрализма и его ценностей, нонконформизма общественно­го сознания и поведения, активного и сознательного участия граждан в общественно-политической жизни. Поэтому в демок­ратическом государстве политические права и свободы воспри­нимаются массовым общественным сознанием не как нечто вто­ростепенное, а как одна из базовых гуманистических ценнос­тей.

Краткий анализ института политических прав и свобод естественно начать с права граждан участвовать в управле­нии делами государства, которое юридически обеспечивает включение граждан в сферу принятия и осуществления госу­дарственных решений, в сферу политики. Это право, по логике классических концепций просветительской традиции, обуслов­лено естественным равенством и прирожденной свободой лю­дей. Оно гарантируется демократической организацией всей по­литической системы общества, вовлекающей граждан в актив­ную политическую деятельность.

Непосредственное участие граждан в управлении делами государства осуществляется путем их волеизъявления па вы­борах, референдумах, а также личного участия в работе орга­нов законодательной, исполнительной или судебной власти. Не случайно гарантиями и одновременно конкретными формами реализации этого стержневого политического нрава является целый ряд других прав: право избирать и быть избранным, право участвовать в референдуме, право на равный доступ к публич­ным функциям и должностям, а также па участие в отправле­нии правосудия. Отсюда вполне справедлив вывод о том, что право на участие в управлении государственными и обществен­ными делами является не только основополагающим принци­пом взаимоотношений между государством и его гражданами, но и одним из важнейших прав гражданина.

В большинстве демократических конституций право граж­дан участвовать в управлении делами государства закрепляет­ся в виде совокупности указанных выше прав. Не исключение



Глава V. Структура прав человека и гражданина


 


I

и Конституция РФ (ст. 32). Несмотря па то что право па рав­ный доступ к публичным функциям н должностям формулиру­ется как одно из ключевых в рамках буржуазного конституци­онализма уже в XVIII в., в России оно является конституцион­ным нововведением (ч. 4 ст. 32 Конституции РФ). Эта консти­туционная норма конкретизируется Федеральным законом о 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы России ской Федерации".

Избирательное право — важнейший демократический ин­ститут, одна из главных форм свободного выражения воли на­рода и его участия в политическом процессе. Личное участие граждан в деятельности органов государственной власти и ме­стного самоуправления, равно как и через избираемых ими пред­ставителей, является выражением суверенитета парода и фор­мой осуществления принципа народовластия. Избирательное право — необходимый элемент повышения эффективности го- -сударственноп власти и местного самоуправления, правовой системы в целом.

Стремясь максимально гарантировать избирательное пра­во, современные демократические государства отказались от существовавших ранее цензов (имущественного, оседлости, по принципу пола и др.). Как известно, в советском обществе в условиях тоталитарного режима имело место ограничение из­бирательных прав по классовому и национальному признаку. Жесткий классовый подход к пользованию политическими пра­вами непосредственно вытекал из стремления авторитарной власти освободиться от любых форм контроля со стороны чле­нов общества, имевших опыт политического участия в решении государственных дел.

В качестве элементов избирательного права выступают: 1) право избирать (свободное и ответственное волеизъявление на выборах и на референдуме); 2) право быть избранным в органы государственной власти; 3) право отзыва избирателями избранных лиц, не оправдавших их доверия. К этому следует добавить, что современные конституции и избирательные зако­ны устанавливают минимальные требования, необходимые для обладания правом избирать и быть избранным.

Среди политических прав и свобод граждан свобода слова занимает особое место, являясь одним из важнейших конститу­ционных прав человека. Отстаивая идею примата этой фупда-


§ 6 Политические права и свободы 155

ментальной свободы, идеолог французского Просвещения Воль­тер писал: "...нет у людей никакой свободы без свободы выска­зывать свои мысли"1.

Идейный плюрализм, т. е. богатство и разнообразие поли­тических, экономических, нравственных и иных идей и ценнос­тей, способствует внедрению в политическую жизнь общества фундаментальных демократических принципов. Следователь­но, свобода мысли и слова, равно как и свобода публичных дис­куссий по граждански значимым проблемам, есть форма суще­ствования демократического толерантного общества. Не слу­чайно русский дореволюционный юрист Е.Н. Тарновский ука­зывал, что "свобода личности более всего утверждается и под­тверждается свободою печати и слова"2.

Поскольку общество никогда не образует интеллектуаль­ного единства и не может выразить себя в какой-то одной идее, каждый из его членов сохраняет свою индивидуальность, свое собственное понимание тех или иных проблем. Свобода мысли и слова является по сути дела существенным фактором рас­крытия человеческой индивидуальности, утверждения своеоб­разия п уникальности каждой личности.

Какое-либо насильственное воздействие на человека с це­лью принудить его к выражению своей позиции или отказу от нес недопустимо.

Следовательно, к числу важнейших юридических следствий свободы слова относится неправомерность любого преследова­ния гражданина за выраженные им мысли при условии соблю­дения действующего законодательства, а также недопустимость дискриминации граждан по мотивам высказанных ими мне­ний.

Свобода слова включает несколько структурных элемен­тов, которые тесно взаимосвязаны и существуют в неразрывном единстве. Во-первых, это свобода каждого человека публично выражать свои мысли, идеи и суждения и распространять их любыми законными способами. Во-вторых, это собственно сво­бода печати и других средств массовой информации как свобо­да от цензуры и право создавать и использовать органы инфор­мации, позволяющее материализовать свободу выражения мне-

1 Вольтер. Избранные произведения М., 1938 С 327

2 Тарповскип Е.П. Четыре свободы. СПб., 1995 С 182.



Глава V. Структура прав человека н гражданина


 


ний. В-третьих, это право на получение информации, представ­ляющей общественный интерес или затрагивающей права граж­дан, т. с. на свободу доступа к источникам информации.

Примерно такой перечень правомочий содержит ст. 29 Конституции РФ. В своей трактовке свободы слова Конститу­ция основывается па стандартах, признанных международным правом. По смыслу ст. 29 Основного закона следствием и раз­витием свободы слова является свобода информации. Запрет цензуры (постоянного контроля официальных властей за со­держанием, выпуском и распространением печатной, аудиови­зуальной и иной продукции) представляется наиболее действен­ной гарантией свободы слова. Демократические государства, провозглашая свободу информации, вводят запрет на цензуру.

Хотя в большинстве современных конституций содержит­ся запрет цензуры, это не означает, что свобода выражать мне­ния является безграничной и абсолютной. Как правило, запре­щается использовать свободу слова для призывов к насиль­ственному свержению легитимной государственной власти, раз­глашения государственной и иной охраняемой законом тайны, подстрекательства к преступлениям, разжигания национальной, расовой, религиозной и иной розни, оскорбления и клеветы на других лиц, посягательства на общественную мораль и нрав­ственность. Иными словами, использование свободы мнений налагает особые обязанности и ответственность и сопряжено с определенными законными ограничениями, призванными исклю­чить злоупотребление рассматриваемым правом.

Большинство современных конституций закрепляет такие формы политической активности граждан, как свобода собра­ний, мититов, демонстраций и пр. Эти демократические инсти­туты являются формами публичного выражения коллективного или индивидуального мнения по любому вопросу общественной или государственной жизни. Указанными политическими сво­бодами граждане пользуются как в интересах развития своей личности, самовыражения и самоутверждения, так и для своего активного участия в общественно-политической жизни.

Правовое содержание рассматриваемых свобод включает наличие правомочий трех видов: право на личные положитель­ные действия (организация публичного мероприятия н участие в нем); право требования (предоставление общественных зда­ний, улиц и пр. как необходимых материальных предпосылок



§ 6. Политические нрава и свободы


 


проведения массовых публичных мероприятий); право притя­зания (юридическая возможность в случае необходимости при­бегнуть к помощи государственного принуждения и государ­ственной защиты). Очевидно, что это право должно выступать в форме реализации общсправового принципа — разрешено все, что не запрещено законом (разумеется, применительно к данной сфере общественных отношений).

Для осуществления свободы собраний, митингов, демонст­раций, как правило, вводится уведомительный порядок прове­дения публичных мероприятий, при котором их организаторы ставят в известность органы государственной власти о предсто­ящем мероприятии. Причем последние вправе воспрепятство­вать проведению публичного мероприятия лишь в тех случаях, когда цели и условия его проведения представляют угрозу об­щественному порядку.

В связи с тем что возможность ограничить основные права п свободы личности по соображениям обеспечения интересов общества в целом или прав и свобод других лиц нередко таит в себе угрозу если и не злоупотреблений, то принятия несораз­мерных охраняемому общественному интересу ограничитель­ных мер, в законе закрепляется строго ограниченный перечень оснований, по которым публичное мероприятие может быть признано незаконным.

Цель проведения публичных мероприятий не должна про­тиворечить Конституции п текущему законодательству. На­пример, по российскому законодательству публичное мероп­риятие может быть запрещено но требованию представителей органов власти в следующих случаях: 1) если не было подано заявление о его проведении; 2) если состоялось решение о его запрете; 3) если нарушен порядок его проведения; 4) если возникла опасность для жизни и здоровья граждан; 5) если нарушен общественный порядок. Во многих странах проведе­ние публичных мероприятий не допускается "па обществен­ном пути", т. е. в местах функционирования городского транс­порта. Российское законодательство предусматривает уголов­ные и административные санкции за нарушение установлен­ного порядка организации и проведения публичных меропри­ятий.

Право па объединение в общественные организации в числе Других политических прав п свобод обеспечивает участие ий-



Гл;ша V. Структура прав человека и гражданина


 


днвида в общественно-политической жизни. Это право, извест­ное также под названием свобода сою.юв и ассоциаций, пред­ставляет собой право образовывать любой союз в рамках тре­бования закона. Общественные объединения создаются в ре­зультате свободного волеизъявления граждан, объединивших­ся на основе общности интересов для достижения общих це­лей. Обычно это право предполагает принцип свободы деятель­ности общественных объединений и их равноправие. По обще­му правилу закон определяет виды объединений, подлежащих регистрации, порядок этой регистрации, а также формы надзора за общественными объединениями.

Объединения граждан призваны удовлетворять и защищать их интересы. Основные принципы образования и деятельности общественных объединений нередко закрепляются в конститу­циях. Например, Конституция РФ (ст. 30) к нх числу относит добровольность, свободу образования и деятельности. Законо­дательство РФ закрепляет право создавать общественные объе­динения в таких организационно-правовых формах, как обще­ственная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодея­тельности. В качестве основных каналов, фокусирующих поли­тическую активность граждан, выступают политические партии, профсоюзы, женские п молодежные организации, творческие, предпринимательские и прочие союзы.

Право на объединение ограничивается лишь в четко уста­новленных законом случаях. Наиболее часто в конституциях и законах встречаются ограничения этого нрава в виде запрета создавать тайные общества, военизированные организации и объединения с антиобщественными целями.

В числе политических прав следует указать и право па обращение, именуемое еще правом петиций. Посылаемые в" го­сударственные органы и органы местного самоуправления пе­тиции граждан представляют собой не только способ восста­новления нарушенного права, но п форму политического учас­тия в решении публичных дел. Реализация этого права пред­полагает развитие личной инициативы и личной заинтересован­ности граждан при решении вопросов государственного и об­щественного характера. Как правило, порядок подачи и рас­смотрения письменных обращений, как п принятия по ним ре­шений, определяет закон.


§ 7. Экономические и социальные права 159

Суть этого права усматривается в возможности граждан направлять индивидуальные и коллективные обращения в ком­петентные государственные органы. Обращения, имеющие фор­му жалобы, чаще всего сводятся к требованию устранить нару­шение субъективного права гражданина, допущенное в резуль­тате неправомерного действия (или бездействия) властен. По­этому анализируемому праву соответствует обязанность долж­ностных лиц в установленном порядке и в установленные сро­ки принять по ним обоснованные и законные решения. В отли­чие от жалобы предметом предложения или заявления может быть общественный интерес, требование оценки государствен­ным органом какого-либо политического пли иного события.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.