Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Гражданство и его специфика



Население любого современного государства неоднород­но. В его составе выделяются различные группы в зависимости ог иола, возраста, национальности, вероисповедания, места жи­тельства, профессиональной принадлежности. Для того чтобы выявить различия, связанные с объемом прав и обязанностей, определить характер взаимоотношений с государством прожи­вания, необходимо обратиться к понятию гражданства.

В юридической литературе гражданство рассматривается либо как устойчивая правовая связь человека с государством, правоотношение, возникающее, изменяющееся или прекращаю­щееся в связи с определенными юридическими фактами (рож­дение на территории страны, обращение с просьбой о натурали­зации, приобретение второго гражданства, утрата гражданства), либо как определенное правовое положение лица в конкретной стране. В последнем значении гражданство это особый ста­тус, который предполагает юридическое признание государ-



Глава IV. Гражданство


 


ствснной принадлежности лица внутри страны и за рубежом и наделение его в полном объеме комплексом прав и обязаннос­тей, предусмотренных в законодательстве этого государства.

Статус гражданина является гарантией предоставления политических прав и доступа к государственной службе, усло­вием свободного выезда за пределы страны п беспрепятствен­ного возвращения на родину. В большинстве государств имен­но на интересы граждан сориентированы социальные и эконо­мические программы правительства, законодательство в облас­ти труда и социального обеспечения. С точки зрения междуна­родного права только граждане страны могут рассчитывать па правовую защиту в качестве представителей национальных нлн этнических меньшинств.

Гражданство порождает взаимные обязательства страны и человека. Государство ждет от своих граждан особой лояльно­сти. (Не случайно измена государству или Родине может быть вменена только гражданам страны.) В свою очередь граждане рассчитывают па защиту п покровительство страны, если у них возникают проблемы с властями или частными лицами за рубе­жом. Эти взаимные обязательства носят персональный и экс­территориальный характер, они не прекращаются в случае дли­тельного отсутствия гражданина на территории страны или проживания за ее пределами. В отличие от этого власть госу­дарства распространяется на иностранцев п лиц без граждан­ства только тогда, когда они находятся на его территории. Эти отношения носят более формальный характер и, как правило, не порождают устойчивых взаимных обязательств.

Исторически гражданство является порождением Фран­цузской революции. В противовес концепции подданства как личной зависимости от монарха, сложившейся в эпоху абсолю­тизма, были выдвинуты концепции гражданина как лица, спо­собного активно участвовать в политической жизни страны, и народа как общности равноправных граждан. На смену тради­ционным формам определения групповой принадлежности (се­мья, корпорация, регион) пришло государство как основной источник идентификации любого лица. Вслед за Францией и другие европейские страны стали использовать в своем законо­дательстве понятие "гражданство" вместо "подданства". Од­нако в России этот термин начал применяться в нормативных правовых актах только в начале XX в.: общее для всего пасс-



§ 1. Гражданство н его специфика


 


лсння наименование — гражданин Российской Республики было введено декретом ВЦИК и СПК от 10 ноября 1917 г. "Об унич­тожении сословий и гражданских чинов"1.

После второй мировой войны термин "гражданство" стал употребляться п в более широком значении. Его трактовали как особый статус, связанный с принадлежностью лица к союзу государств, объединенных общей историей, культурой и тради­циями, — гражданство Европейского Союза, Содружества на­ций. Данным статус автоматически предоставляется в том слу­чае, если вы являетесь гражданином государства — члена дан­ного объединения. Не существует каких-либо специальных правил приобретения пли утраты гражданства союза. Любые изменения, связанные с гражданством государства-члена, порож­дают определенные последствия и для правового положения лица в рамках союза (сообщества). Так, утрата гражданства страны влечет п утрату гражданства сообщества при условии, что лицо не приобретает одновременно гражданство другого государства-члена.

Статус гражданина сообщества признается третьими странами, которые не входят в состав данного объединения, однако, как правило, порождает определенные права только на территории государств — членов сообщества. Условием реа­лизации предоставленных прав обычно является выезд за пре­делы страны своей государственной принадлежности. Естествен­но, па территории государства происхождения лицо рассматри­вают не как гражданина сообщества, а как гражданина страны.

Объем нрав гражданина союза весьма ограничен, если срав­нивать его с обычным каталогом прав гражданина конкретной страны. В соответствии с Уставом Союза Беларуси п России 1997 г.2 каждый гражданин Союза имеет право на свободное передвижение н постоянное проживание в пределах террито­рии обеих государств; на дипломатическую и консульскую за­щиту на территории третьих стран, где нет представительств государства гражданской принадлежности; на участие в управ­лении делами Союза; на владение, пользование и распоряже­ние имуществом на территории другого государства (ст. 18). При этом гражданин Союза, постоянно проживающий на тср-


 


1 СУ РСФСР. 1917. № 3. Ст. 31.

2 См/ Устав Союза Беларуси и России договоров. 1997. № 9. С. 6^-79.


Бюллетень международных


.108 ___________

ритории государства, не являющегося страной гражданской принадлежности, может участвовать в муниципальных выбо­рах в качестве избирателя или кандидата на территории госу­дарства проживания.

Как институт внутреннего права каждой страны граждан- \ ство это совокупность правовых норм, регламентирующих \ критерии, которые определяют принадлежность лица к дан­ному государству; способы и процедуры приобретения и ут- ''• раты гражданства; особенности правового наложения, обус­ловленные способом приобретения гражданства или фактом двойного (множественного) гражданства.

В Декларации Хельсинкской встречи па высшем уровне 1992 г. подчеркивалась необходимость законодательной рег­ламентации всех аспектов гражданства (и, 55). Этот подход получил широкое распространение в конституциях различных государств (ст. 34 Полыни, ст. 25 Болгарии, ст. 8 Эстонии). В некоторых странах (Бельгия, Алжир, Франция) действуют специальные Кодексы гражданства. В ряде государств вопросы гражданства регулируются органическими законами (Румыния, Испания) или законами, требующими специального большинства (2/3 присутствующих депутатов — Венгрия).

Нормы, регламентирующие гражданство, зависят от исто­рических, культурных и правовых традиций конкретного госу­дарства. Критерии, установленные для определения реальных или потенциальных граждан, достаточно четко показывают, ка­кие идеи лежат в основе консолидации государства, какова иммиграционная политика, какого поведения ждут от иност­ранцев или лиц без гражданства, постоянно проживающих в стране. Одни страны исходят из широкой, государственно-цен­тристской трактовки гражданства. Так, во Франции и Португа­лии иммигранты второго поколения, т. е. лица, рожденные на территории страны, автоматически становятся ее гражданами. Другие основываются на этнокультурных подходах к опреде­лению гражданства. Процедура приобретения германского граж­данства упрощена для немцев, но достаточно сложна для им­мигрантов, не принадлежащих к данной этнической группе'.

1 Законопроект, внесенный правительством ФРГ в ноябре 1998 г., предусматривает возможность приобретения немецкого гражданства детьми иностранцев, родившимися в Германии, если хотя бы один ил их родителем! родился в Германии плп приехал в страну в возрасте до 14 лет.


§ 1. Гражданство и его специфика ' 109

Российская Федерация как правопреемник СССР сохра­няет определенные обязательства по отношению к бывшим граж­данам Советского Союза, проживающим в государствах СНГ и Балтии. Им в соответствии с российским законодательством предоставлена возможность приобрести гражданство в упро­щенном порядке. С февраля 1992 г. по 1 января 1996 г. рос­сийское гражданство приняли почти 600 тысяч человек, в том числе на Украине—14, в Азербайджане—18, в Эстонии —80, в Латвии —52 тысячи, в Казахстане и Узбекистане — соответ­ственно 115 и 160 тысяч1.

Определенную специфику имеет проблема гражданства в федеративных государствах. Как правило, в данных обстоя­тельствах человек является одновременно гражданином стра­ны и субъекта Федерации, в котором он проживает. Вместе с тем существуют различные подходы в отношении федерально­го и регионального гражданства. Так, в США первичным явля­ется гражданство страны, а гражданство штата носит производ­ный характер, допускается натурализация иностранцев, прожи­вающих за границей. В России федеральное законодательство о гражданстве базируется па тех же подходах, что и американ­ское. Вместе с тем имеется и определенная специфика. Соб­ственным гражданством обладают не все субъекты Федерации, а лишь республики.

В соответствии со швейцарским законодательством невоз­можно быть гражданином страны, не являясь гражданином конкретного кантона. В законодательстве данного государства допускается, что лицо может иметь гражданство двух кантонов с учетом места жительства и происхождения этого лица.

Своеобразное преломление проблема гражданства полу­чает в разделенных странах. В период существования двух немецких государств гражданство ГДР действовало с 1967 по 1990 г. Не желая признавать разделение, власти Западной Гер­мании настаивали на действительности единого немецкого граж­данства. После объединения Германии в 1990 г. именно не­мецкое гражданство позволило каждому гражданину ГДР по­лучить право на въезд, проживание и работу в Западной Гер-

1 См . Российское гражданство в стране п ла рубежом // Независимая га.юта. 1996. 26 февр.



Глава IV. Гражданстве


 


мании1. Аналогичные подходы, связанные с признанием еди­ного гражданства либо распространением собственного граж­данства на бывших граждан единой страны, можно проследить в настоящее время в законодательстве Южной и Северно* Кореи2.

Законы о гражданстве любой страны признаются другим} государствами, если они соответствуют международным кон­венциям, международным обычаям и общепризнанным пршн цппам права1. Если страна предоставляет свое гражданстве лицам, на которых распространяется суверенитет других госу­дарств, без их просьбы либо данные лица не связаны с этим государством в силу происхождения, проживания или рожде­ния на его территории, другие государства не обязаны призна­вать подобную натурализацию и она не имеет какого-либо зна-| чения с точки зрения международного права.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.