Понятие сегментарной отчетности в теории бухгалтерского учета изначально связано с представлением организаций внешней отчетности о различных направлениях, видах и рынках ее деятельности.
Представление такой информации, правила ее формирования и отражения в бухгалтерской отчетности всех коммерческих организаций РФ, кроме кредитных, регулируются ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам», утвержденным Приказом МФ РФ от 27.01.2000 г. № 11н, которое впервые регулирует правила формирования и представления информации по сегментам в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций.
ПБУ 12/2000 предназначено для коммерческих организаций при составлении сводной бухгалтерской отчетности в двух случаях: если у организации есть дочерние и зависимые общества или если в соответствии с учредительными документами объединений юридических лиц (ассоциаций, союзов), созданных на добровольных началах, на организацию возложена обязательность составления сводной бухгалтерской отчетности.
В п. 5 ПБУ 12/2000 дается определение информации по трем видам сегментов: по операционному, по географическому и по отчетному сегментам.
Операционные сегментыхарактеризуют деятельность организации по однородным видам или группам товаров, производства, работ, услуг, отличающимся риском, уровнем рентабельности, другими показателями от иных товаров, работ, услуг данной организации. При этом рассматриваются следующие факторы, которые характеризуют сходство и возможность объединения в одном сегменте товаров, работ, услуг: -назначение; -характер производства; -потребители; -методы продаж (распространения); -системы управления внутри организации.
При выборе отчетных сегментов необходимо помнить о пользователях бухгалтерской отчетности: информация по сегментам должна быть уместной, надежной и сопоставимой по времени.
Географические сегментыхарактеризуют деятельность организации в определенном территориальном образовании — государстве, группе государств, регионе или группе регионов России, отличающуюся рисками и рентабельностью от деятельности организации в других географических зонах.
При выделении "географических отчетных сегментов необходимо принять во внимание: -сходство условий, определяющих экономические и политические системы государств, в которых осуществляется деятельность организации; -наличие устойчивых связей в деятельности, ведущейся в разных географических зонах; -сходство осуществляемой деятельности; -риски, возникающие в соответствующих географических зонах; -общность правил валютного контроля и информации о валютных рисках.
Географические сегменты должны быть выделены по месту нахождения активов организации или рынков сбыта товаров и других результатов деятельности (расположение покупателей товаров, заказчиков и потребителей работ, услуг).
Отчетный сегмент— это информация по отдельному операционному или географическому сегменту, подлежащая обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности или сводной бухгалтерской отчетности.
Доходы, расходы и финансовые результаты отчетного сегмента определяются по тем же правилам, что и организации в целом, но с некоторыми особенностями.
Доходы сегмента представляют ту часть доходов организации, которая может быть обоснованно отнесена к таковым, а также выручку, непосредственно полученную в операциях, проведенных данным сегментом.
Расходы сегмента состоят из тех, что возникли непосредственно в ходе выполнения операций, связанных с деятельностью сегмента, и части общих расходов организации, которые обоснованно могут быть распределены на данные сегмента. Не включаются в расходы сегмента чрезвычайные расходы, убытки от продажи инвестиций, уплаченные проценты, платежи по налогу на прибыль и т.д.
Финансовый результат сегмента определяется сопоставлением его доходов и расходов.
При выделении информации по отчетным сегментам принимаются во внимание общеэкономические, валютные, кредитные, ценовые, политические риски, которым может быть подвержена деятельность организации.
Для того чтобы считаться отчетным (т.е. быть представленным в бухгалтерской отчетности) операционный или географических сегмент должен иметь достаточно заметные величины показателей: выручка от продажи, финансовый результат, активы должны составлять не менее 10 % от общих аналогичных показателей по всем сегментам.
При этом ПБУ 12/2000 требует, чтобы на долю всех отчетных сегментов, выделенных при подготовке бухгалтерской отчетности приходилось не менее 75 % выручки организации.
При составлении бухгалтерской отчетности формируется первичная и вторичная информация по сегментам, которая выделяется исходя из преобладающих рисков и уровня рентабельности. Если первичной информацией признается информация по операционным сегментам, то вторичной — по географическим, и наоборот, если первичнаяинформация представляется по географическим сегментам, то вторичная — по операционным (рис. 5.1;).
Рис. 5.1. Основания выбора первичных операционных сегментов
Первичная информация по сегментам раскрывается по следующим показателям: 1. общая сумма выручки, в том числе с подразделением на выручку от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами организации; 2. финансовый результат отчетных сегментов; 3. общая балансовая сумма обязательств отчетных сегментов; 4. общая сумма капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы сегментов; 5. общая сумма амортизационных отчислений по применяемым сегментами основным средствам и нематериальным активам; 6. совокупная доля в чистой прибыли (убытке) зависимых и дочерних обществ сегментов, а также от совместной деятельности; 7. общая величина вложений в зависимые и дочерние общества, а также в совместную деятельность.
Вторичная информация по сегментам раскрывается в сокращенном варианте. Для операционных и географических сегментов в требуемые показатели раскрываемой информации неодинаковы. Так, для вторичных операционных сегментов необходима информация о следующих показателях: 1. выручка от продажи внешним покупателям; 2. балансовая величина активов; 3. сумма капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы.
По вторичным географическим сегментам должна быть раскрыта информация, состоящая из следующих показателей: 1. выручка от продажи внешним покупателям в разрезе географических регионов, выделенных по расположению рынков сбыта, если выручка таких географических сегментов составляет не менее 10 % от суммы продаж организации ее внешним покупателям; 2. балансовая стоимость активов географических сегментов, выделенных по территориальному расположению активов, если она составляет не менее 10 % стоимости активов всех географических сегментов, выделенных организацией; 3. сумма капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы по их территориальному расположению для географических сегментов, стоимость активов которых - не менее 10 % их стоимости по всем географическим сегментам, вместе взятым.
ПБУ 12/2000 устанавливает правила формирования и представления в составе бухгалтерской отчетности информации по отдельным сегментам, которая позволяет заинтересованным пользователям отчетной информации лучше оценить деятельность организации, перспективы развития, степень риска и возможность получения прибыли.