Управл-кий учет - комплексная система учета, планирования, контроля, анализа информ-и о доходах и расходах и результатах хоз-ной деят-ти орг-ции в необходимом аналитич. разрезе, кот. необходима для оперативного принятия различных управленч-х решений в целях оптимизации фин результатов деят-сти орг-ции в краткоср. и долгоср. перспективах.
Снижение цен для увеличения объемов продаж не может продолжаться бесконечно. Назначение цены ниже опр уровня становится бессмысленным. Эта точка называется точка (порог) без-ти. Очевидно, что выручка от продажи товара должна быть, по крайней мере, равна издержкам на его произ-во, иначе фирма будет нести убытки.
При установлении цены следует учитывать два типа издержек: пост и пер.
Пер-ми издержками называются те издержки, кот изм-ся в зависимости от изм-я объема прои-ва или продаж. Напр, доп расходы на зарплату, приобретение новых материалов и т. д.
Пост издержками называются те, кот не меняются при колебаниях объема продаж или произ-ва. Пост изд обычно поровну распр-ся по всем торговым маркам или товарам компании и по этому принципу учитываются в каждом отдельном товаре наряду с пер изд-ми продажи данного товара. Пост изд ассоциируются с амортизацией оборудования, арендной платой, страховкой, налогами на недвижимость и т. п.
Существуют два сценария ценообразования, которые участник рынка должен понимать при принятии решений о назначении цены.
Краткосрочное ценообразование при избыточных (недогруженных) мощностях. Если имеются избыточные мощности, администрация пр-я должна устанавливать цены таким образом, чтобы покрывать пер изд и при этом иметь адекватную норму прибыли для покрытия части пост изд или накладных расходов, В краткосрочном планировании, при наличии избыточных мощностей, гораздо лучше взять заказ с низкой нормой прибыли, поскольку в этом случае общая прибыль компании по итогам года будет больше или общие потери будут меньше, чем в случае если заказ не был взят или не была осуществлена продажа и имел место простой.
Долгосрочное ценообразование: В долгосрочном планировании цены должны быть установлены таким образом, чтобы покрывать все издержки (постоянные и переменные) и приносить прибыль.
Формула позволяет определить порог без-ти, чтобы получить гарантию того, что расходы не превысят доходы от продажи. Анализ без-ти позволяет компании глубже понять эффект воздействия ценовых решений на доходы и издержки. Этот анализ позволяет установить цену, которая покроет все издержки:
РХ - FC + VC(X},
где Р — цена; VC — пер изд; FC— пост изд; X — кол-во ед продукции, произведенной на пороге беззуб-ти
1) Маржинальный доход (выручка – переем-ные затраты на весь объем)
2) Маржинальный доход на 1 ед. (цена – перемен-е затраты на 1 ед.)
3) Точка безубыт-ти (в натур-ном выраж-ии) = Постоянные затраты на весь объем / Маржин-ный доход на 1 ед.
4) Точка безубыт-ти (в стоимостном выраж-нии) Тб = Тб в нат. выр. * Цена 1 ед. или
Коэф валовой прибыли = Маржин. доход на весь объем / Выручка
Тб в ст. выр. = Постоянные затраты / Коэф валовой прибыли
5) Запас фин прочности (ЗФП) = Выр-ка фактич-ая – Выр-ка в точке безубыт-ти (выр-ка критич-кая)
6) Запас производств-ной прочности (ЗПП) = Кол-во фактич. выпуска – Кол-во в критич-ой точке.
Принятие решений: по ликвидации неприбыльного сегмента производства, с условием ограничивающих факторов.
Принятие решения по ликвидации неприбыльного
Сегмента производства
Довольно часто встречается ситуация, когда на прибыльном предприятии производство отдельных видов продукции или предоставление каких-то услуг убыточно. В этом случае возникает вопрос: «Стоит ли и дальше производить данную продукцию?» Необходимо решить вопрос о продолжении либо прекращении данного вида деятельности.
Доходы от реализации, расходы по заработной плате и накладные расходы, связанные с реализацией продукции собственного производства, являются релевантными, что же касается постоянных расходов, то они иррелевантны. То есть в случае отказа от выпуска и реализации продукции собственного производства мы будем иметь валовую прибыль, равную нулю, и соответственно убыток от непокрытых постоянных расходов.
Постоянные расходы в этом случае приобретают характер релевантных расходов, которые элиминируются и распределяются между остальными видами деятельности.