Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Лекция № 9. «Философия и религия. Духовная жизнь общества , правовое и эстетическое сознание»



Цель: закрепление и углубление знаний, полученных студентами на лекции по теме №8 и в процессе самостоятельной работы с первоисточниками . Формирование у студентов представлений о проблемах социального развития, исторического прогресса, материальной и духовной культуры, социальной роли религии

 

Формируемые компетенции в процессе изучения темы: ОК-1, ОК-3, ОК-4

** Рассматриваемые вопросы:

1. Религия как явление мировой культуры. Происхождение, структура и функции

2. Брахмаизм и буддизм, зороастризм : основы и особенности

3. Христианство и ислам: основы и разновидности

4. Общественное сознание как основа духовной

жизни общества: формы и социальная регуляция

5. . Этика, мораль и нравственность. Профессиональная и прикладная этика

6. Правовое и эстетическое сознание

** Используемые методы обучения: отчет студентов о выполнении

домашнего задания, дискуссия по содержанию реферата, ТЕСТИРОВАНИЕ,

метод «мозговая атака по контрольным вопросам семинара»,

 

** Используемые средства обучения: дидактическая техника: компьютер, проектор таблицы, плакаты, схемы и т.п.

 

Контрольные вопросы:

1.. Что вы знаете о времени возникновения, структуре и функциях религии?

2..Этика, мораль и нравственность - что между ними общего и в чем различие?

Задание для самостоятельной работы:

Для изучения теоретического материала необходимо:

· проработать лекционный материал;

· изучить учебные пособия, монографии, научную периодику;

· изучить и законспектировать научно-методическую литературу;

· проверить свои знания, ответив на вопросы для самоконтроля

 

** Реферат: «Формационные и цивилизационные концепции развития государства, общества, истории: что общего и в чем различия ?»

 

** Эссе: «Можно ли считать общественное сознание

основой духовной жизни общества ?»

 

 

** Список рекомендуемой литературы

 

  • Алексеев П. В. История философии: Учебник .- М., 2010.-240 с.
  • Антюшин С.С. Основы философии: Учеб. пособие для СПО. – М., 2010.- 411с.
  • Спиркин А.Г. Философия: Учебник– М., 2008, 736 с.
  • Сычев А.А. Основы философии: Учеб.пособие для СПО. – М., 2009.- 368с.

 

Методические рекомендации к проведению

Семинарских занятий

Семинарское занятие № 1. Тема: «Особенности философского знания»

Цель: закрепление и углубление знаний, полученных студентами на лекции по теме №1 и в процессе самостоятельной работы с первоисточниками . Формирование у студентов представлений о философии как науке и ее месте в системе современных наук

 

Формируемые компетенции в процессе изучения темы: ОК-1, ОК-9,ОК-3

** Рассматриваемые вопросы

1. Какой смысл в понятие «Философия» вкладывали мыслители Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Кант, Гегель и др.?

2. Охарактеризуйте особенности философского мировоззрения

3. Какова типология философских учений?

4..Каковы основные задачи и проблемы современной философии?

** Используемые методы обучения: отчет студентов о выполнении

домашнего задания, ТЕСТИРОВАНИЕ, метод «мозговая атака»,

метод «дискуссии»

** Используемые средства обучения: дидактическая техника: компьютер, проектор таблицы, плакаты, схемы и т.п.

 

Контрольные вопросы:

1. В чем специфика философии как науки?

2. Когда и где впервые появилось понятие «Философия»

 

Задание для самостоятельной работы:

Для изучения теоретического материала необходимо:

· проработать лекционный материал;

· изучить учебные пособия, монографии, научную периодику;

· изучить и законспектировать научно-методическую литературу;

· проверить свои знания, ответив на вопросы для самоконтроля

 

** Реферат или блок- схема по теме: «Периодизация этапов развития философии».

** Эссе- обзор литературы по предмету «Философия»

** Список рекомендуемой литературы

 

  • Алексеев П. В. История философии: Учебник .- М., 2010.-240 с.
  • Антюшин С.С. Основы философии: Учеб. пособие для СПО. – М., 2010.- 411с.
  • Спиркин А.Г. Философия: Учебник– М., 2008, 736 с.
  • Сычев А.А. Основы философии: Учеб.пособие для СПО. – М., 2009.- 368с.

 

 

Семинарское занятие № 2. Тема: « Основные этапы зарождения философии »

Цель: закрепление и углубление знаний, полученных студентами на лекции по теме №2 и в процессе самостоятельной работы с первоисточниками . Формирование у студентов представлений об основных этапах зарождения философиив Древнем мире, в Средние века и в эпоху Возрождения

 

Формируемые компетенции в процессе изучения темы: ОК-2, ОК-9, ОК-3

** Рассматриваемые вопросы:

1. Зарождение философии в Древней Греции (Пифагор, Парменид,

Сократ, Демокрит)

2. Первые труды по философии – « О Душе», « Аналитики»

3.Каковы основы философского учения Платона ?

4.Каковы основы философского учения Аристотеля?

5..Философское мировоззрение Августина Блаженного и

Фомы Аквинского: что общего и в чем отличие?.

6.Назовите основные идеи учений Н.Макиавелли

и Э Роттердамского, кого из них считают основоположником

пацифизма и почему?

 

** Используемые методы обучения: отчет студентов о выполнении

домашнего задания, ТЕСТИРОВАНИЕ, метод «мозговая атака», дискуссия

по содержанию реферата, эссе.

 

** Используемые средства обучения: дидактическая техника: компьютер, проектор таблицы, плакаты, схемы и т.п.

 

Контрольные вопросы:

 

1..Где, в каких государствах зародилась философия?

2..Кто написал первые труды по философии ?

 

Задание для самостоятельной работы:

Для изучения теоретического материала необходимо:

· проработать лекционный материал;

· изучить учебные пособия, монографии, научную периодику;

· изучить и законспектировать научно-методическую литературу;

· проверить свои знания, ответив на вопросы для самоконтроля

 

** Доклад: «Политико- философские идеи в труде Н.Макиавелли «Государь»

** Реферат или блок- схема по теме: «Трактат Аристотеля « О душе» ** Эссе на тему: «Философские взгляды Платона и Аристотеля: сравнительный анализ»

** Список рекомендуемой литературы

 

  • Алексеев П. В. История философии: Учебник .- М., 2010.-240 с.
  • Антюшин С.С. Основы философии: Учеб. пособие для СПО. – М., 2010.- 411с.
  • Спиркин А.Г. Философия: Учебник– М., 2008, 736 с.
  • Сычев А.А. Основы философии: Учеб.пособие для СПО. – М., 2009.- 368с.

 

Семинарское занятие № 3. Тема: «Становление западноевропейской философии в Новое время».

Цель: закрепление и углубление знаний, полученных студентами на лекции по

теме №3 и в процессе самостоятельной работы с первоисточниками . Формирование у студентов представлений о развитии философских концепций в Европе ( Англии, Голландии, Франции) в 17 -18 вв.

 

Формируемые компетенции в процессе изучения темы: ОК-1, ОК-3

** Рассматриваемые вопросы:

1..Философское мировоззрение в Европе в 17-18 вв.- особенности и основные направления. Рационализм и эмпиризм

2. Почему философское мировоззрение Р.Декарта называют дуалистическим, а Б.Спинозы – монистическим?

3. Философское мировоззрение Ф.Бэкона Т.Гоббса: что общего и в

чем отличие?

4. Основоположники «рационалистического» и «эмпирического» направлений в философии

5. Английский ассоцианизм 18 века. Субъективный идеализм Д.Беркли, агностицизм Д. Юма.

6. Кого из французских философов 18 века принято считать идеологами эпохи Просвещения?

7. Философское мировоззрение Ф.Вольтера, Д.Дидро и Ж.Ж. Руссо : что общего и в чем отличие

8. Философское мировоззрение Кондильяка, Ж.Ламетри и П.Гольбаха: что общего и в чем отличие

 

** Используемые методы обучения: отчет студентов о выполнении

домашнего задания, дискуссия по содержанию реферата и эссе; метод «мозговая атака по контрольным вопросам семинара»

 

 

** Используемые средства обучения: дидактическая техника: компьютер, проектор таблицы, плакаты, схемы и т.п.

 

Контрольные вопросы:

1. Кто из мыслителей 17 века относился к «рационалистическому» направлению, а кто к «эмпирическому»?

2. Кого принято считать основоположником сенсуализма, а кого

основоположником начал социальной философии ?

 

Задание для самостоятельной работы:

Для изучения теоретического материала необходимо:

· проработать лекционный материал;

· изучить учебные пособия, монографии, научную периодику;

· изучить и законспектировать научно-методическую литературу;

· проверить свои знания, ответив на вопросы для самоконтроля

** Доклад: Обзор литературы по теме «Западноевропейской философии в Новое время ( 17-18 вв.».

 

** Реферат по теме: «Основоположники английского ассоцианизма 18 в.»

** Эссе - «Воинствующие атеисты Франции в 18 веке»

** Список рекомендуемой литературы

  • Алексеев П. В. История философии: Учебник .- М., 2010.-240 с.
  • Антюшин С.С. Основы философии: Учеб. пособие для СПО. – М., 2010.- 411с.
  • Спиркин А.Г. Философия: Учебник– М., 2008, 736 с.
  • Сычев А.А. Основы философии: Учеб.пособие для СПО. – М., 2009.- 368с.

 

Семинарское занятие № 4. Тема: « Развитие философии в Западной Европе в Новейшее время»

Цель: закрепление и углубление знаний, полученных студентами на лекции по

теме №4 и в процессе самостоятельной работы с первоисточниками . Формирование у студентов представлений об основных этапах и особенностях развития немецкой философиив 18-19 вв.

 

Формируемые компетенции в процессе изучения темы: ОК-2, ОК-3

** Рассматриваемые вопросы:

1. Философские воззрения Х.Вольфа, Г.Спенсера, Й.Фихте, Ф.Шеллинга

2. В чем особенности трансцендентального идеализма И.Канта?

3. Основные положения «Категорического императива» И. Канта

4. В чем особенности объективного диалектического идеализма Г.Гегеля?

5. «Абсолют» и «абсолютная идея»: что общего и в чем отличие?

6. Открытие Гегелем Всеобщих законов диалектики

7. Основные положения диалектического и исторического материализма.

8. Особенности основных положений иррационалистической философии А.Шопенгауэра и Ф.Ницше

9. Каковы основные положения экзистенциализма С. Кьеркегора и М.Хайдеггера, феноменологии Э. Гусерля?

 

** Используемые методы обучения: отчет студентов о выполнении

домашнего задания, дискуссия по содержанию реферата, доклада,

эссе; ТЕСТИРОВАНИЕ

 

 

** Используемые средства обучения: дидактическая техника: компьютер, проектор таблицы, плакаты, схемы и т.п.

 

Контрольные вопросы:

1.Кто ввел впервые термины «общественно-экономическая формация», «базис и надстройка» и что они означают?

2..В чем особенности материализм Людвига Фейербаха? За что он критиковал Гегеля и религию ?

3..Чем отличается философия марксизма от философии Гегеля и Фейербаха?

 

**Задание для самостоятельной работы:

Для изучения теоретического материала необходимо:

· проработать лекционный материал;

· изучить учебные пособия, монографии, научную периодику;

· изучить и законспектировать научно-методическую литературу;

· проверить свои знания, ответив на вопросы для самоконтроля

 

 

** Доклад: «Философское значение учения З. Фрейда. Трехкомпонентная модель структуры личности. Глубинная психология: К.-Г.Юнг, А.Адлер, Э. Фром»

 

** Реферат: «Немецкая классическая философия: особенности и основные этапы развития»

** Эссе- «Место и роль иррационализма в западноевропейской философии 19 века»

** Список рекомендуемой литературы

 

  • Алексеев П. В. История философии: Учебник .- М., 2010.-240 с.
  • Антюшин С.С. Основы философии: Учеб. пособие для СПО. – М., 2010.- 411с.
  • Спиркин А.Г. Философия: Учебник– М., 2008, 736 с.
  • Сычев А.А. Основы философии: Учеб.пособие для СПО. – М., 2009.- 368с.

Семинарское занятие № 5. Тема: « Русская философия»

Цель: закрепление и углубление знаний, полученных студентами на лекции по теме №5 и в процессе самостоятельной работы с первоисточниками . Формирование у студентов представлений об основных источники, особенностях и периодах становления и развития русской философии

 

Формируемые компетенции в процессе изучения темы: ОК-1, ОК-9, ОК-2

** Рассматриваемые вопросы:

1..Каковы основные источники, особенности и периоды русской философии

2. Особенности русского философского мировоззрения в 11-17 вв.

3..Развитие российской философии в 18-19 вв. Западники и славянофилы.

Русский анархизм Бакунина и «крестьянский социализм» А.И. Герцена

4..Философские взгляды Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, П.А.Флоренского и

Н.А. Бердяева.

5. Диалектико- материалистическое учение Ленина В.И. в области

онтологии и гносеологии, определение материи

6.. Особенности учения В.И.Ленина о революционной ситуации и

социалистическом государстве.

** Используемые методы обучения: отчет студентов о выполнении

домашнего задания, дискуссия по содержанию реферата, ТЕСТИРОВАНИЕ,

метод «мозговая атака по контрольным вопросам семинара»

 

** Используемые средства обучения: дидактическая техника: компьютер, проектор таблицы, плакаты, схемы и т.п.

 

Контрольные вопросы:

1.Западники и славянофилы: что общего и в чем отличие ?

2. В чем особенности философских воззрений Н.А. Бердяева?

Задание для самостоятельной работы:

Для изучения теоретического материала необходимо:

· проработать лекционный материал;

· изучить учебные пособия, монографии, научную периодику;

· изучить и законспектировать научно-методическую литературу;

· проверить свои знания, ответив на вопросы для самоконтроля

 

** Реферат на тему: « Международное значение учения о военном

коммунизме и НЭПе»

** Эссе- «Основные направления русской (советской) философии во

второй половине ХХ века

** Доклад: «Обзор литературы по теме «Русская философия»

** Список рекомендуемой литературы

 

  • Алексеев П. В. История философии: Учебник .- М., 2010.-240 с.
  • Антюшин С.С. Основы философии: Учеб. пособие для СПО. – М., 2010.- 411с.
  • Спиркин А.Г. Философия: Учебник– М., 2008, 736 с.
  • Сычев А.А. Основы философии: Учеб.пособие для СПО. – М., 2009.- 368с.

 

Семинарское занятие № 6. Тема: «Философия бытия, познания и развития»

Цель: закрепление и углубление знаний, полученных студентами на лекции по теме №6 и в процессе самостоятельной работы с первоисточниками . Формирование у студентов знаний по основам онтологии, гносеологии, диалектике

 

Формируемые компетенции в процессе изучения темы: ОК-1, ОК-9, ОК-4

** Рассматриваемые вопросы:

1..Содержание и проблемы онтологии и гносеологии

2..Основные виды материи, их краткая характеристика

3..В чем проблема сознания в истории философии ? Сознательное и бессознательное

4..Сущность, содержание и структура познания. Виды познания.

5..Понятие и критерии истины. Ложь и заблуждение.

6..Каков путь развития диалектики как науки от Гераклита до Гегеля.

7..Основные категории, принципы и законы диалектики.

 

** Используемые методы обучения: отчет студентов о выполнении

домашнего задания, дискуссия по содержанию реферата,

метод «мозговая атака по контрольным вопросам семинара»,

** Используемые средства обучения: дидактическая техника: компьютер, проектор, таблицы, плакаты, схемы и т.п.

 

Контрольные вопросы:

1. Кто ввел понятия «бытие», «субстанция», «материя»- что они

означают ?

2. В чем особенности марксистской диалектики ?

 

 

Задание для самостоятельной работы:

Для изучения теоретического материала необходимо:

· проработать лекционный материал;

· изучить учебные пособия, монографии, научную периодику;

· изучить и законспектировать научно-методическую литературу;

· проверить свои знания, ответив на вопросы для самоконтроля

 

** Реферат: « Онтология: особенности, содержание, проблемы»

** Эссе- « Тернистый путь гносеологии»

** Список рекомендуемой литературы

 

  • Алексеев П. В. История философии: Учебник .- М., 2010.-240 с.
  • Антюшин С.С. Основы философии: Учеб. пособие для СПО. – М., 2010.- 411с.
  • Спиркин А.Г. Философия: Учебник– М., 2008, 736 с.
  • Сычев А.А. Основы философии: Учеб.пособие для СПО. – М., 2009.- 368с.

 

Семинарское занятие № 7. Тема: «Философская антропология и аксиология»

Цель: закрепление и углубление знаний, полученных студентами на лекции по теме №7 и в процессе самостоятельной работы с первоисточниками. Формирование у студентов знаний по основам антропология и аксиология

**Формируемые компетенции в процессе изучения темы: ОК-1,ОК-2, ОК-3

 

** Рассматриваемые вопросы:

1..Философская антропология и аксиология: содержание, особенности и проблемы

2.Понятия « индивид» и «личность» - что общего и в чем различия?

3. В чем цель и смысл жизни: основные философские подходы

4. Аксиология как учение о ценностях. Потребности, интересы, традиции.

5. Понятие ценностей, классификация ценностей

** Используемые методы обучения: отчет студентов о выполнении

домашнего задания, дискуссия по содержанию реферата, ТЕСТИРОВАНИЕ,

метод «мозговая атака по контрольным вопросам семинара»

 

** Используемые средства обучения: дидактическая техника: компьютер, проектор таблицы, плакаты, схемы и т.п.

 

Контрольные вопросы:

1..Каковы для Вас важнейшие ценности жизни и ценности культуры?

2..Что вы знаете о факторах антропогенеза?

3. В чем отличие ценности в западной и восточной культуре ?

 

Задание для самостоятельной работы:

Для изучения теоретического материала необходимо:

· проработать лекционный материал;

· изучить учебные пособия, монографии, научную периодику;

· изучить и законспектировать научно-методическую литературу;

· проверить свои знания, ответив на вопросы для самоконтроля

 

** Реферат «Человек как единство природного и социального»

** Эссе: «Человек в информационно-техническом мире»

 

 

** Список рекомендуемой литературы

 

  • Алексеев П. В. История философии: Учебник .- М., 2010.-240 с.
  • Антюшин С.С. Основы философии: Учеб. пособие для СПО. – М., 2010.- 411с.
  • Спиркин А.Г. Философия: Учебник– М., 2008, 736 с.
  • Сычев А.А. Основы философии: Учеб.пособие для СПО. – М., 2009.- 368с.

 

Семинарское занятие № 8. Тема:«Основы социальной философии. Философия общества и истории. Глобальные проблемы современности. Философия науки, культуры и образования»

Цель: закрепление и углубление знаний, полученных студентами на лекции по теме №8 и в процессе самостоятельной работы с первоисточниками . Формирование у студентов представлений о проблемах социального развития, исторического прогресса, материальной и духовной культуры, социальной роли религии

 

Формируемые компетенции в процессе изучения темы: ОК-1, ОК-3, ОК-4

** Рассматриваемые вопросы:

1. Основные подходы к пониманию природы и сущности общества.

Основные сферы общественной жизни

2. . Динамика и направленность социального . Гражданское общество

3..Исторический процесс. Линейные и циклические,

формационные и цивилизационные концепции истории

4.. Глобальные проблемы современности

5..Определение науки, критерии научности . Лженаука

6. Основные этапы развития научного знания. Ведущие теории философии науки.

7. Понятие культуры. Материальная и духовная культура.

8..Философия образования: цель, непрерывность и самообразование

 

** Используемые методы обучения: отчет студентов о выполнении

домашнего задания, дискуссия по содержанию реферата, ТЕСТИРОВАНИЕ,

метод «мозговая атака по контрольным вопросам семинара»,

** Используемые средства обучения: дидактическая техника: компьютер, проектор таблицы, плакаты, схемы и т.п.

 

Контрольные вопросы:

1..Каковы ведущие теории философской науки?

2..Почему религию принято считать феноменом человеческой культуры ?

3.. Существует ли грань между материальной и духовной культурой ?

4. Какова направленность социального развития?

Задание для самостоятельной работы:

Для изучения теоретического материала необходимо:

· проработать лекционный материал;

· изучить учебные пособия, монографии, научную периодику;

· изучить и законспектировать научно-методическую литературу;

· проверить свои знания, ответив на вопросы для самоконтроля

 

** Реферат: «Глобальные проблемы современности»

** Эссе: «Контркультура и массовая культура»

** Список рекомендуемой литературы

 

  • Алексеев П. В. История философии: Учебник .- М., 2010.-240 с.
  • Антюшин С.С. Основы философии: Учеб. пособие для СПО. – М., 2010.- 411с.
  • Спиркин А.Г. Философия: Учебник– М., 2008, 736 с.
  • Сычев А.А. Основы философии: Учеб.пособие для СПО. – М., 2009.- 368с.

 

 

Семинарское занятие № 9. Тема: «Философия и религия. Духовная жизнь общества, правовое и эстетическое сознание»

Цель: закрепление и углубление знаний, полученных студентами на лекции по теме №9 и в процессе самостоятельной работы с первоисточниками . Формирование у студентов представлений о проблемах общественного сознания, социальной роли религии, этике, морали и нравственности

Формируемые компетенции в процессе изучения темы: ОК-1, ОК-3, ОК-4

** Рассматриваемые вопросы:

1. Религия как явление мировой культуры. Происхождение, структура и функции

2. Брахмаизм и буддизм, зороастризм : основы и особенности

3. Христианство и ислам: основы и разновидности

4. Общественное сознание как основа духовной жизни общества: формы и социальная регуляция

5. . Этика, мораль и нравственность. Профессиональная и прикладная этика

6. Правовое и эстетическое сознание

 

** Используемые методы обучения: отчет студентов о выполнении

домашнего задания, дискуссия по содержанию реферата, ТЕСТИРОВАНИЕ,

метод «мозговая атака по контрольным вопросам семинара»

** Используемые средства обучения: дидактическая техника: компьютер, проектор таблицы, плакаты, схемы и т.п.

 

Контрольные вопросы:

1.Что вы знаете о времени возникновения, структуре и функциях религии ?

2.Почему религию принято считать феноменом человеческой культуры ?

Задание для самостоятельной работы:

Для изучения теоретического материала необходимо:

· проработать лекционный материал;

· изучить учебные пособия, монографии, научную периодику;

· изучить и законспектировать научно-методическую литературу;

· проверить свои знания, ответив на вопросы для самоконтроля

 

** Реферат: «Общественное сознание как основа духовной жизни общества »

 

** Список рекомендуемой литературы

 

  • Алексеев П. В. История философии: Учебник .- М., 2010.-240 с.
  • Антюшин С.С. Основы философии: Учеб. пособие для СПО. – М., 2010.- 411с.
  • Спиркин А.Г. Философия: Учебник– М., 2008 - 736 с.
  • Сычев А.А. Основы философии: Учеб.пособие для СПО. – М., 2009.- 368с.

 

))))))))))))))))))))))))))))))

8.4. Методические рекомендации для обучающихся по изучению дисциплины

 

Цель курса «Философия» - сформировать у студентов целостное представление о содержании предмета «Философия», об особенностях исторических этапов зарождения и развития философии как системы знаний и науки; раскрыть содержание важнейших философских направлений и школ, а также содействовать развитию мотивации к освоению избранной профессии.

 

Задачи студентов по изучению дисциплины «Философия»:

- ознакомиться с логикой развития философской мысли, формировать и развить систему взглядов на современную философию, развить научные представления о возникновении и динамике философских знаний в мировой и российской истории;

- приобрести обобщенные знания общественно-исторических научных предпосылок возникновения и развития основных направлений в философии, особенностей основных концепций в зарубежной и отечественной философии;

 

- приобретать навыки профессионально-творческого подхода к анализу философской литературы, уметь самостоятельно пополнять свои знания, работая с первоисточниками, учиться делать грамотные обоснованные выводы;

-владеть основами историко-сравнительного исследования, методами биографического, тематического, категориально-понятийного и логико-структурного анализа жизненного пути ученых и их научного наследия;

- уметь осуществлять историческую реконструкцию генезиса научных идей и теорий, выявлять преемственные связи в разработке философских проблем, проводить сопоставление теорий и концепций;

- уметь выявлять зависимость философских представлений от уровня развития науки и особенностей культуры;

- уметь сопоставлять различные точки зрения, существующие в философии по разным вопросам, проводить анализ философских теорий, делать выбор и аргументированно излагать собственную точку зрения, поставить профессиональные задачи в научно-исследовательской и практической деятельности;

 

- овладевать методами исследования в философии.

 

Содержание и последовательность изучения курса определяется рабочей учебной программой дисциплины «Философия».

Достижение обучаемыми требуемого уровня знаний и умений обеспечивается путем проведения различных видов занятий. При изучении курса используются такие формы организации учебного процесса, как лекционные и практические (семинарские) занятия, в ходе которых изучается методологический базис и элементы эмпирического исследования философии. Теоретическая часть дисциплины изучается в интерактивных лекциях и самостоятельной работе студентов. Прикладная часть дисциплины отрабатывается в ходе самостоятельных практических (семинарских) занятий, которые проводятся в виде семинара, методами опроса, тестирования, дискуссии, защиты рефератов, эссе и др. Вопросы, выносимые на семинарское занятие, даются к каждой теме семинарского занятия.

Необходимо иметь в виду, что практические занятия не охватывают всех вопросов, подлежащих изучению, и являются лишь этапом в процессе усвоения учебного материала. Каждый обучаемый обязан использовать полученные знания для самостоятельной работы с рекомендуемой литературой.

При изучении дисциплины студенты должны посещать лекции и практические (семинарские) занятия, самостоятельно работать с литературой и методическими рекомендациями по данному курсу. На практических (семинарских) занятиях закрепляются знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы с литературой по данной дисциплине. Студент обязан присутствовать на всех занятиях, которые проводятся по дисциплине «Философия». В случае отсутствия на занятиях студент обязан восполнить этот пробел, самостоятельным изучением соответствующей темы с последующей отработкой, опираясь на настоящие методические рекомендации.

Текущей формой контроля знаний студентов являются ИКС (индивидуальные контрольные собеседования), тестирование, подготовка и защита рефератов , эссе. Изучение курса завершается экзаменом (зачетом).

 

8.5..Методические указания по организации самостоятельной работы студентов.

Важной составляющей образовательного процесса является самостоятельная работа студентов, обеспечивающая качество получаемого образования. Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального обучения предусматривается выделение в учебных планах ВУЗов времени, отводимого на самостоятельную (внеаудиторную) работу студентов. Поэтому для студента крайне важно овладеть её правильной методикой.

К видам самостоятельной работы относятся:

=работа над лекционным материалом;

=работа над учебными пособиями, монографиями, научной периодикой;

=изучение и конспектирование как основных, так и дополнительных материалов;

=подготовка к семинарам, практическим занятиям;

=написание рефератов, эссе;

=подготовка к ИКС, тестированию, зачету (экзамену).

 

Рассмотрим некоторые их них подробнее.

 

Самостоятельная работаначинается до прихода студента на лекцию. Целесообразно использование «системы опережающего чтения», т.е. предварительного прочитывания лекционного материала, содержащегося в учебниках и учебных пособиях, закладывающего базу для более глубокого восприятия лекции. Работа над лекционным материалом включает два основных этапа: конспектирование лекций и последующую работу над лекционным материалом. Под конспектированием подразумевают составление конспекта, т.е. краткого письменного изложения содержания чего-либо (устного выступления - речи, лекции, доклада и т.п. или письменного источника - документа, статьи, книги и т.п.).

Методика работы при конспектировании устных выступлений значительно отличается от методики работы при конспектировании письменных источников. Конспектируя письменные источники, студент имеет возможность неоднократно прочитать нужный отрывок текста, поразмыслить над ним, выделить основные мысли автора, кратко сформулировать их, а затем записать. При необходимости он может отметить и свое отношение к этой точке зрения. Слушая же лекцию, студент большую часть комплекса указанных выше работ должен откладывать на другое время, стремясь использовать каждую минуту на запись лекции, а не на ее осмысление - для этого уже не остается времени. Поэтому при конспектировании лекции рекомендуется на каждой странице отделять поля для последующих записей в дополнение к конспекту.

Записав лекцию или составив ее конспект, не следует оставлять работу над лекционным материалом до начала подготовки к зачету. Нужно проделать как можно раньше ту работу, которая сопровождает конспектирование письменных источников и которую не удалось сделать во время записи лекции: прочесть свои записи, расшифровав отдельные сокращения, проанализировать текст, установить логические связи между его элементами, в ряде случаев показать их графически, выделить главные мысли, отметить вопросы, требующие дополнительной обработки, в частности, консультации преподавателя. При работе над текстом лекции студенту необходимо обратить особое внимание на проблемные вопросы, поставленные преподавателем при чтении лекции, а также на его задания и рекомендации. Работая над текстом лекции, необходимо иметь под рукой справочные издания: словарь-справочник, энциклопедический экономический словарь, в которых можно найти объяснение многим встречающимся в тексте терминам, содержание которых студент представляет себе весьма туманно, хотя они ему и знакомы.

Свою специфику имеет работа с первоисточниками, учебными пособиями, монографиями, периодикой. Перечень вопросов, подлежащих изучению, приведен в рабочей программе по данной дисциплине. Не все эти вопросы будут достаточно полно раскрыты на лекциях. Отдельные вопросы будут освещены недостаточно полно или вообще не будут затронуты. Поэтому, проработав лекцию по конспекту, необходимо сравнить перечень поднятых в ней вопросов с тем перечнем, который приведен в указанном источнике по данной теме, и изучить ряд вопросов по учебным пособиям, дополняя при этом конспект лекций. Как видно из примерного тематического плана курса, на сессии будут прочитаны лекции не по всем вопросам курса. Часть тем будет вынесена на самостоятельное изучение студентами, прежде всего с помощью учебных пособий. Следует хорошо помнить, что работа с учебными пособиями не имеет ничего общего со сквозным пограничным чтением текста. Она должна быть направлена на поиски ответов на конкретно поставленные в программе вопросы или вопросы для подготовки к зачету. Работая с учебными пособиями, не следует забывать о справочных изданиях.

Все, сказанное выше, в равной степени относится и к работе в монографической литературой и научной периодикой. При работе над темами, которые вынесены на самостоятельное изучение, студент должен самостоятельно выделить наиболее важные, узловые проблемы, как это в других темах делалось преподавателем. Здесь не следует с целью экономии времени подходить к работе поверхностно, ибо в таком случае повышается опасность "утонуть" в обилии материала, упустить центральные проблемы.

 

Результатом самостоятельной работы должно стать собственное самостоятельное представление студента об изученных вопросах, отраженное в рефератах, докладах, эссе, в блок- схемах и др.

Работа с периодикой и монографиями также не должна состоять из сквозного чтения или просмотра текста. Она должна включать вначале ознакомительное чтение, а затем поиск ответов на конкретные вопросы. Основная трудность для студентов заключается здесь в необходимости-усвоения, понимания и запоминания значительных объемов материала. Эту трудность, связанную, прежде всего, с дефицитом времени, можно преодолеть путем усвоения интегрального алгоритма чтения.

Подготовка к семинарскому занятию требует, прежде всего, изучения первоисточников рекомендуемых учебных пособий и монографических работ, подготовки докладов рефератов и сообщений. Особенно это актуально при использовании новых форм обучения: семинаров-конференций, коллоквиумов, деловых игр, ИКС, и т.п. В последнее время все большее распространение получают просмотры видеокассет с записью лекций преподавателя, использование иной аудиовизуальной техники.

В процессе организации самостоятельной работы большое значение имеют консультации с преподавателем, в ходе которых можно решить многие проблемы изучаемого курса, уяснить сложные вопросы. Беседа студента и преподавателя может дать многое - это простой прием получения знаний. Самостоятельная работа носит сугубо индивидуальный характер, однако вполне возможно и коллективное осмысление проблем науки.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.