Цель: Формирование у студентов представлений о философии как науке и ее месте в системе современных наук, об основных задачах и проблемах современной философии
Формируемые компетенции в процессе изучения темы: ОК-1, ОК-9,ОК-3
** Рассматриваемые вопросы
1. Место философии в системе духовной культуры. Функции философии.
2..Определение философии. .Классификация основных философских систем.
3. Мировоззрение, его компоненты и уровни. Особенности философского мировоззрения.
4..Религиозные, философские и научные картины мира
5..Объект, предмет и основные философские категории
6. Основные проблемы философии. Структура философского знания.
Типология философских учений
** Используемые методы обучения:метод проблемного изложения лекционного материала, метод «дискуссии», компьютерные технологии
** Используемые средства обучения: дидактическая техника: компьютер, проектор, таблицы, плакаты, схемы и т.п.
Контрольные вопросы:
1. В чем специфика философии как науки?
2. Когда и где впервые появилось понятие «Философия»
· изучить и законспектировать научно-методическую литературу;
· проверить свои знания, ответив на вопросы для самоконтроля
** Реферат по теме: «Периодизация этапов развития философии».
** Эссе- обзор литературы по предмету «Философия»
** Список рекомендуемой литературы
Алексеев П. В. История философии: Учебник .- М., 2010.-240 с.
Антюшин С.С. Основы философии: Учеб. пособие для СПО. – М., 2010.- 411с.
Спиркин А.Г. Философия: Учебник– М., 2008, 736 с.
Сычев А.А. Основы философии: Учеб.пособие для СПО. – М., 2009.- 368с.
Лекция № 2: « Основные этапы зарождения философии »
Цель: закрепление и углубление знаний, полученных студентами на лекции по теме №1и в процессе самостоятельной работы с первоисточниками . Формирование у студентов представлений об основных этапах зарождения философиив Древнем мире, в Средние века и в эпоху Возрождения
Формируемые компетенции в процессе изучения темы: ОК-2, ОК-9, ОК-3
** Рассматриваемые вопросы:
1. Философия Древней Индии и Древнего Китая (Буддизм, Конфуций, Лао-Цзы)
2. Становление философии в Древней Греции (Гераклит,Демокрит, Сократ,
софисты киренаики, киники)
3. Классическая греческая философия (Платон -основоположник объективного идеализма; философская система Аристотеля; учение эпикурейцев и стоиков)
4. Философия Древнего Рима
5.Общая характеристика философии эпохи Средневековья.
6. Философия Аврелия Августина (Блаженного). Философия Фомы Аквинского
7. Общая характеристика философии эпохи Возрождения.
· изучить и законспектировать научно-методическую литературу;
· проверить свои знания, ответив на вопросы для самоконтроля
** Доклад: «Политико-философские идеи в труде Н.Макиавелли «Государь»
** Реферат или блок- схема по теме: «Трактат Аристотеля « О душе» ** Эссе на тему: «Философские взгляды Платона и Аристотеля: сравнительный анализ»
** Список рекомендуемой литературы
Алексеев П. В. История философии: Учебник .- М., 2010.-240 с.
Антюшин С.С. Основы философии: Учеб. пособие для СПО. – М., 2010.- 411с.
Спиркин А.Г. Философия: Учебник– М., 2008, 736 с.
Сычев А.А. Основы философии: Учеб. пособие для СПО. – М., 2009.- 368с.
Лекция № 3. Тема: «Становление западноевропейской философии в Новое время».
Цель: закрепление и углубление знаний, полученных студентами на лекции по теме №2 и в процессе самостоятельной работы с первоисточниками . Формирование у студентов представлений о развитии философских концепций в Европе ( Англии, Голландии, Франции) в 17 -18 вв.
Формируемые компетенции в процессе изучения темы: ОК-1, ОК-3
** Рассматриваемые вопросы:
1. Философское мировоззрение в Европе в 17-18 вв.- особенности и основные направления. Рационализм и эмпиризм
2. Материализм и эмпиризм Ф. Бэкона ;социальная философия Т. Гоббса - «Левиафан», «Основы философии»
3. Дуалистические воззрения Р. Декарта -«Начала философии»;рационализм Б. Спинозы - «Этика».
4. Философские воззрения Д. Локка («Опыт о человеческом разуме») и Г. Лейбница («Монадология»)
5. Субъективный идеализм Дж.Беркли и агностицизм Д.Юма
6.. Особенности французской философия эпохи Просвещения. 7. Диалектико- метафизические взгляды Д. Дидро: соединение в работах Ж. Ламетри рационализма Декарта и сенсуализма Локка
7.Философско- атеистические взгляды Ф. Вольтера и П. Гольбаха; социально-политические концепции Ж.-Ж. Руссо и Ш. Л. Монтескье
** Используемые методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения, частично - поисковый, исследовательский, ТЕСТИРОВАНИЕ
** Используемые средства обучения: дидактическая техника: компьютер, проектор таблицы, плакаты, схемы и т.п.
Контрольные вопросы:
1.Кто из мыслителей 17 века относился к «рационалистическому» направлению, а кто к «эмпирическому»?
2. Кого принято считать основоположником сенсуализма, а кого
основоположником начал социальной философии ? и почему?
· изучить и законспектировать научно-методическую литературу;
· проверить свои знания, ответив на вопросы для самоконтроля
** Доклад: Обзор литературы по теме «Западноевропейская философия в Новое время ( 17-18 вв.».
Алексеев П. В. История философии: Учебник .- М., 2010.-240 с.
Антюшин С.С. Основы философии: Учеб. пособие для СПО. – М., 2010.- 411с.
Спиркин А.Г. Философия: Учебник– М., 2008, 736 с.
Сычев А.А. Основы философии: Учеб. пособие для СПО. – М., 2009.- 368с.
Лекция № 4. Тема: «Развитие философии в Западной Европе в Новейшее время»
Цель: закрепление и углубление знаний, полученных студентами на лекции по теме №3 и в процессе самостоятельной работы с первоисточниками . Формирование у студентов представлений об основных этапах и особенностях развития немецкой философиив 18-19 вв.
Формируемые компетенции в процессе изучения темы: ОК-2, ОК-3
2. Объективный диалектический идеализм Г.Гегеля - «Наука логики», «Энциклопедия философских наук». Учение об Абсолюте (Мировом разуме). Диалектика. «Философия права»
3.Субъективно- идеалистическая философия И.Фихте. Объективный идеализм Ф. Шеллинга
4. Материализм Л. Фейербаха - «Сущность христианства», «Основные положения философии будущего»
5. Философия марксизма: основные положения диалектического и исторического материализма. Учение об общественно-экономической формации, базисе и надстройке
( Карл Маркс –«Капитал», «Экономическо-политические рукописи»;Фридрих Энгельс -«Анти-Дюринг», «Диалектика природы»)
6.Западноевропейская философия XIX – XX вв.Позитивизм. О.Конт как основоположник новой науки- социологии. Эмпириокритицизм(Э. Мах, Р.Авенариус)
7. Иррационализм(философия жизни, фрейдизм, экзистенциализм).«Философия жизни» А. Шопенгауэра; Ф.Ницше- «Воля к жизни как воля к власти», «По ту сторону добра и зла»,
8. Экзистенциализм С. Кьеркегора - «Страх и трепет», «Философские крохи». Экзистенциализм М.Хайдеггера, , Н.А.Бердяева.
· изучить и законспектировать научно-методическую литературу;
· проверить свои знания, ответив на вопросы для самоконтроля
** Доклад: «Философское значение учения З. Фрейда. Трехкомпонентная модель структуры личности. Глубинная психология: К.-Г.Юнг, А.Адлер, Э. Фром»
** Реферат: «Немецкая классическая философия: особенности и основные этапы развития»
** Эссе на тему: «Место и роль иррационализма в западноевропейской философии 19 века»
** Список рекомендуемой литературы
Алексеев П. В. История философии: Учебник .- М., 2010.-240 с.
Антюшин С.С. Основы философии: Учеб. пособие для СПО. – М., 2010.- 411с.
Спиркин А.Г. Философия: Учебник– М., 2008, 736 с.
Сычев А.А. Основы философии: Учеб.пособие для СПО. – М., 2009.- 368с.
Лекция № 5. Тема: « Русская философия»
Цель: закрепление и углубление знаний, полученных студентами на лекции по
теме №4 и в процессе самостоятельной работы с первоисточниками . Формирование у студентов представлений об основных источники, особенностях и периодах становления и развития русской философии
Формируемые компетенции в процессе изучения темы: ОК-1, ОК-9, ОК-2
** Рассматриваемые вопросы:
1. Основные источники, особенности и периодизация русской философии
2. Зарождение и развитие русского философского мировоззрения (Илларион, С.Радонежский, Н.Сорский, И.Волоцкий, Филофей)
3. Формирование и становление русской философии в 18-19вв. (Ф.Прокопович, Н.И.Новиков, М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев, Г.С.Сковорода, П.И.Пестель, Н.М.Муравьев)
4. Развитие российской философии во второй половине 19 века
а) западники (Кавелин, Герцен, Чаадаев) и славянофилы (Аксаков, Самарин, Хомяков)
б) материалистическое направление (Чернышевский, Бакунин, Плеханов, Ленин)
в) идеалистическое направление (Достоевский, Толстой, Данилевский)
г) религиозная философия ( Соловьев, Бердяев, Булгаков).
5. Отечественная философия в 20 веке:
а) естественнонаучное направление (Циолковский, Вернадский, Кедров, Моисеев),
б) гносеологическое направление (Ильенков, Бахтин, Стёпин),
в) социальная философия (Зиновьев, Панарин),
** Используемые методы обучения: отчет студентов о выполнении
домашнего задания, дискуссия по содержанию реферата, ТЕСТИРОВАНИЕ,
метод «мозговая атака по контрольным вопросам семинара
** Используемые средства обучения: дидактическая техника: компьютер, проектор таблицы, плакаты, схемы и т.п.
Контрольные вопросы:
1.Западники и славянофилы: что общего и в чем отличие ?
2. В чем особенности философских воззрений Н.А. Бердяева?
· изучить и законспектировать научно-методическую литературу;
· проверить свои знания, ответив на вопросы для самоконтроля
** Реферат на тему: « Международное значение учения о военном
коммунизме и НЭПе»
** Эссе- «Основные направления русской (советской) философии во
второй половине ХХ века»
** Доклад- обзор литературы по теме «Русская философия»
** Список рекомендуемой литературы
Алексеев П. В. История философии: Учебник .- М., 2010.-240 с.
Антюшин С.С. Основы философии: Учеб. пособие для СПО. – М., 2010.- 411с.
Спиркин А.Г. Философия: Учебник– М., 2008, 736 с.
Сычев А.А. Основы философии: Учеб.пособие для СПО. – М., 2009.- 368с.
Лекция № 6. Тема: «Философия бытия, познания и развития»
Цель: закрепление и углубление знаний, полученных студентами на лекции по теме №5 и в процессе самостоятельной работы с первоисточниками . Формирование у студентов знаний по основам онтологии, гносеологии, диалектике
Формируемые компетенции в процессе изучения темы: ОК-1, ОК-9, ОК-4
** Рассматриваемые вопросы:
1. Материальныймир. Бытие и субстанция. Понятие материи
2. Движение, пространство и время как способ и форма существования материи
3. Духовный мир (сознание). Проблема сознания в истории философии.
4. Свойства, формы, структура сознания. Сознательное и бессознательное.
5. Познавательные способности человека. Сознание и мозг.
6. Сущность, содержание и структура познания. Основные
направления в теории познания
7.Понятие и критерии истины. Ложь и заблуждение.
8. Диалектика. Движение и развитие как важнейшие философские категории
9. Принципы и законы диалектики. Категории диалектики
** Используемые методы обучения: отчет студентов о выполнении
домашнего задания, дискуссия по содержанию реферата,
метод «мозговая атака по контрольным вопросам семинара»
** Используемые средства обучения: дидактическая техника: компьютер, проектор, таблицы, плакаты, схемы и т.п.
Контрольные вопросы:
1. Кто ввел понятия «бытие», «субстанция», «материя»- что они
Алексеев П. В. История философии: Учебник .- М., 2010.-240 с.
Антюшин С.С. Основы философии: Учеб. пособие для СПО. – М., 2010.- 411с.
Спиркин А.Г. Философия: Учебник– М., 2008, 736 с.
Сычев А.А. Основы философии: Учеб.пособие для СПО. – М., 2009.- 368с.
Лекция № 7. Тема: «Философская антропология и аксиология»
Цель: закрепление и углубление знаний, полученных студентами на лекции по теме №6 и в процессе самостоятельной работы с первоисточниками. Формирование у знаний по основам антропология и аксиология
Формируемые компетенции в процессе изучения темы: ОК-1,ОК-2, ОК-3 ** Рассматриваемые вопросы:
1. Антропология. Представление о человеке в философской мысли
2. Теории происхождения человека. Факторы антропогенеза
3. Природа и сущность человека
4. Понятие индивида и личности
5. Смысл жизни
6. Аксиология. Определение ценностей. Потребности, интересы, традиции.
7. Значимость ценностей для разных культур. Ценности жизни и ценности культуры
8. Проблемы оценки ценностей: различные подходы. Классификация ценностей. Счастье как высшее благо.
** Используемые методы обучения: отчет студентов о выполнении
домашнего задания, дискуссия по содержанию реферата, ТЕСТИРОВАНИЕ,
метод «мозговая атака по контрольным вопросам семинара»,
** Используемые средства обучения: дидактическая техника: компьютер, проектор таблицы, плакаты, схемы и т.п.
Контрольные вопросы:
1..Каковы для Вас важнейшие ценности жизни и ценности культуры?
2..Что вы знаете о факторах антропогенеза?
3. В чем отличие ценности в западной и восточной культуре ?
· изучить и законспектировать научно-методическую литературу;
· проверить свои знания, ответив на вопросы для самоконтроля
** Список рекомендуемой литературы
Алексеев П. В. История философии: Учебник .- М., 2010.-240 с.
Антюшин С.С. Основы философии: Учеб. пособие для СПО. – М., 2010.- 411с.
Спиркин А.Г. Философия: Учебник– М., 2008, 736 с.
Сычев А.А. Основы философии: Учеб.пособие для СПО. – М., 2009.- 368с.
Лекция № 8. Тема: «Основы социальной философии. Философия общества и истории. Глобальные проблемы современности. Философия науки, культуры и образования»
Цель: закрепление и углубление знаний, полученных студентами на лекции по теме №7 и в процессе самостоятельной работы с первоисточниками . Формирование у студентов представлений о проблемах социального развития, исторического прогресса, материальной и духовной культуры
Формируемые компетенции в процессе изучения темы: ОК-1, ОК-3, ОК-4
** Рассматриваемые вопросы:
1..Основные подходы к пониманию природы и сущности общества.
Основные сферы общественной жизни
2. . Динамика и направленность социального прогресса. Гражданское общество
3. Исторический процесс. Линейные и циклические, формационные
и цивилизационные концепции истории
4. Глобальные проблемы современности
5. Определение науки, критерии научности . Основные этапы развития
научного знания. Ведущие теории философии как науки. Лженаука
6..Понятие культуры. Материальная и духовная культура. Контркультура
и массовая культура
7. Философия образования: цель, непрерывность и самообразование
** Используемые методы обучения: отчет студентов о выполнении
домашнего задания, дискуссия по содержанию реферата, ТЕСТИРОВАНИЕ,
метод «мозговая атака по контрольным вопросам семинара»
** Используемые средства обучения: дидактическая техника: компьютер, проектор таблицы, плакаты, схемы и т.п.
Контрольные вопросы:
1..Что такое социальный прогресс? В чем он проявляется?