Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методические рекомендации к лекциям



Лекция № 1.Тема: «Особенности философского знания»

Цель: Формирование у студентов представлений о философии как науке и ее месте в системе современных наук, об основных задачах и проблемах современной философии

 

Формируемые компетенции в процессе изучения темы: ОК-1, ОК-9,ОК-3

** Рассматриваемые вопросы

1. Место философии в системе духовной культуры. Функции философии.

2..Определение философии. .Классификация основных философских систем.

3. Мировоззрение, его компоненты и уровни. Особенности философского мировоззрения.

4..Религиозные, философские и научные картины мира

5..Объект, предмет и основные философские категории

6. Основные проблемы философии. Структура философского знания.

Типология философских учений

** Используемые методы обучения:метод проблемного изложения лекционного материала, метод «дискуссии», компьютерные технологии

 

** Используемые средства обучения: дидактическая техника: компьютер, проектор, таблицы, плакаты, схемы и т.п.

 

Контрольные вопросы:

1. В чем специфика философии как науки?

2. Когда и где впервые появилось понятие «Философия»

Задание для самостоятельной работы:

Для изучения теоретического материала необходимо:

· проработать лекционный материал;

· изучить учебные пособия, монографии, научную периодику;

· изучить и законспектировать научно-методическую литературу;

· проверить свои знания, ответив на вопросы для самоконтроля

 

** Реферат по теме: «Периодизация этапов развития философии».

** Эссе- обзор литературы по предмету «Философия»

** Список рекомендуемой литературы

 

  • Алексеев П. В. История философии: Учебник .- М., 2010.-240 с.
  • Антюшин С.С. Основы философии: Учеб. пособие для СПО. – М., 2010.- 411с.
  • Спиркин А.Г. Философия: Учебник– М., 2008, 736 с.
  • Сычев А.А. Основы философии: Учеб.пособие для СПО. – М., 2009.- 368с.

 

 

Лекция № 2: « Основные этапы зарождения философии »

Цель: закрепление и углубление знаний, полученных студентами на лекции по теме №1и в процессе самостоятельной работы с первоисточниками . Формирование у студентов представлений об основных этапах зарождения философиив Древнем мире, в Средние века и в эпоху Возрождения

 

Формируемые компетенции в процессе изучения темы: ОК-2, ОК-9, ОК-3

** Рассматриваемые вопросы:

 

1. Философия Древней Индии и Древнего Китая (Буддизм, Конфуций, Лао-Цзы)

2. Становление философии в Древней Греции (Гераклит,Демокрит, Сократ,

софисты киренаики, киники)

3. Классическая греческая философия (Платон -основоположник объективного
идеализма
; философская система Аристотеля; учение эпикурейцев и стоиков)

4. Философия Древнего Рима

 

5.Общая характеристика философии эпохи Средневековья.

6. Философия Аврелия Августина (Блаженного). Философия Фомы Аквинского

7. Общая характеристика философии эпохи Возрождения.

8. Литературно-эстетическое направление: Ф.Петрарка, Дж.Боккаччо,

Данте Алигьери, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль.

9. Социальная философия: Н. Макиавелли, Т.Мор, Т.Кампанелла, М.Монтень,

Э. Роттердамский. Натурфилософия: Н.Кузанский, Дж. Бруно, Г. Галилей.

 

** Используемые методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения, частично - поисковый, исследовательский, ТЕСТИРОВАНИЕ, метод «мозговая атака», дискуссия

 

 

** Используемые средства обучения: дидактическая техника: компьютер, проектор таблицы, плакаты, схемы и т.п.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Где, в каких государствах зародилась философия?

2. Кто написал первые труды по философии ?

Задание для самостоятельной работы:

Для изучения теоретического материала необходимо:

· проработать лекционный материал;

· изучить учебные пособия, монографии, научную периодику;

· изучить и законспектировать научно-методическую литературу;

· проверить свои знания, ответив на вопросы для самоконтроля

 

** Доклад: «Политико-философские идеи в труде Н.Макиавелли «Государь»

** Реферат или блок- схема по теме: «Трактат Аристотеля « О душе» ** Эссе на тему: «Философские взгляды Платона и Аристотеля: сравнительный анализ»

** Список рекомендуемой литературы

 

  • Алексеев П. В. История философии: Учебник .- М., 2010.-240 с.
  • Антюшин С.С. Основы философии: Учеб. пособие для СПО. – М., 2010.- 411с.
  • Спиркин А.Г. Философия: Учебник– М., 2008, 736 с.
  • Сычев А.А. Основы философии: Учеб. пособие для СПО. – М., 2009.- 368с.

 

Лекция № 3. Тема: «Становление западноевропейской философии в Новое время».

Цель: закрепление и углубление знаний, полученных студентами на лекции по теме №2 и в процессе самостоятельной работы с первоисточниками . Формирование у студентов представлений о развитии философских концепций в Европе ( Англии, Голландии, Франции) в 17 -18 вв.

 

Формируемые компетенции в процессе изучения темы: ОК-1, ОК-3

** Рассматриваемые вопросы:

1. Философское мировоззрение в Европе в 17-18 вв.- особенности и основные направления. Рационализм и эмпиризм

2. Материализм и эмпиризм Ф. Бэкона ;социальная философия Т. Гоббса - «Левиафан», «Основы философии»

3. Дуалистические воззрения Р. Декарта -«Начала философии»;рационализм Б. Спинозы - «Этика».

4. Философские воззрения Д. Локка («Опыт о человеческом разуме») и Г. Лейбница («Монадология»)

5. Субъективный идеализм Дж.Беркли и агностицизм Д.Юма

 

6.. Особенности французской философия эпохи Просвещения. 7. Диалектико- метафизические взгляды Д. Дидро: соединение в работах Ж. Ламетри рационализма Декарта и сенсуализма Локка

 

7.Философско- атеистические взгляды Ф. Вольтера и П. Гольбаха; социально-политические концепции Ж.-Ж. Руссо и Ш. Л. Монтескье

 

** Используемые методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения, частично - поисковый, исследовательский, ТЕСТИРОВАНИЕ

 

** Используемые средства обучения: дидактическая техника: компьютер, проектор таблицы, плакаты, схемы и т.п.

 

Контрольные вопросы:

1.Кто из мыслителей 17 века относился к «рационалистическому» направлению, а кто к «эмпирическому»?

2. Кого принято считать основоположником сенсуализма, а кого

основоположником начал социальной философии ? и почему?

Задание для самостоятельной работы:

Для изучения теоретического материала необходимо:

· проработать лекционный материал;

· изучить учебные пособия, монографии, научную периодику;

· изучить и законспектировать научно-методическую литературу;

· проверить свои знания, ответив на вопросы для самоконтроля

 

** Доклад: Обзор литературы по теме «Западноевропейская философия в Новое время ( 17-18 вв.».

  • Алексеев П. В. История философии: Учебник .- М., 2010.-240 с.
  • Антюшин С.С. Основы философии: Учеб. пособие для СПО. – М., 2010.- 411с.
  • Спиркин А.Г. Философия: Учебник– М., 2008, 736 с.
  • Сычев А.А. Основы философии: Учеб. пособие для СПО. – М., 2009.- 368с.

 

 

Лекция № 4. Тема: «Развитие философии в Западной Европе в Новейшее время»

Цель: закрепление и углубление знаний, полученных студентами на лекции по теме №3 и в процессе самостоятельной работы с первоисточниками . Формирование у студентов представлений об основных этапах и особенностях развития немецкой философиив 18-19 вв.

 

Формируемые компетенции в процессе изучения темы: ОК-2, ОК-3

Рассматриваемые вопросы:

1. Трансцендентальный идеализм И.Канта - «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Метафизика нравов»

2. Объективный диалектический идеализм Г.Гегеля - «Наука логики», «Энциклопедия философских наук». Учение об Абсолюте (Мировом разуме). Диалектика. «Философия права»

3.Субъективно- идеалистическая философия И.Фихте. Объективный идеализм Ф. Шеллинга

4. Материализм Л. Фейербаха - «Сущность христианства», «Основные положения философии будущего»

 

5. Философия марксизма: основные положения диалектического и исторического материализма. Учение об общественно-экономической формации, базисе и надстройке

( Карл Маркс –«Капитал», «Экономическо-политические рукописи»;Фридрих Энгельс -«Анти-Дюринг», «Диалектика природы»)

6.Западноевропейская философия XIX – XX вв.Позитивизм. О.Конт как основоположник новой науки- социологии. Эмпириокритицизм(Э. Мах, Р.Авенариус)

7. Иррационализм(философия жизни, фрейдизм, экзистенциализм).«Философия жизни» А. Шопенгауэра; Ф.Ницше- «Воля к жизни как воля к власти», «По ту сторону добра и зла»,

8. Экзистенциализм С. Кьеркегора - «Страх и трепет», «Философские крохи». Экзистенциализм М.Хайдеггера, , Н.А.Бердяева.

9.Феноменология Э.Гусерля . Глубинная психология: З.Фрейд, К.-Г.Юнг, А.Адлер, Э.Фром.

** Используемые методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения, частично - поисковый, исследовательский, ТЕСТИРОВАНИЕ

 

** Используемые средства обучения: дидактическая техника: компьютер, проектор таблицы, плакаты, схемы и т.п.

 

Контрольные вопросы:

1.Кто ввел впервые термины «общественно-экономическая формация», «базис и надстройка» и что они означают?

2.В чем особенности материализма Людвига Фейербаха? За что он критиковал Гегеля и религию ?

3.Чем отличается философия марксизма от философии Гегеля и Фейербаха?

 

Задание для самостоятельной работы:

Для изучения теоретического материала необходимо:

· проработать лекционный материал;

· изучить учебные пособия, монографии, научную периодику;

· изучить и законспектировать научно-методическую литературу;

· проверить свои знания, ответив на вопросы для самоконтроля

 

 

** Доклад: «Философское значение учения З. Фрейда. Трехкомпонентная модель структуры личности. Глубинная психология: К.-Г.Юнг, А.Адлер, Э. Фром»

 

** Реферат: «Немецкая классическая философия: особенности и основные этапы развития»

** Эссе на тему: «Место и роль иррационализма в западноевропейской философии 19 века»

** Список рекомендуемой литературы

 

  • Алексеев П. В. История философии: Учебник .- М., 2010.-240 с.
  • Антюшин С.С. Основы философии: Учеб. пособие для СПО. – М., 2010.- 411с.
  • Спиркин А.Г. Философия: Учебник– М., 2008, 736 с.
  • Сычев А.А. Основы философии: Учеб.пособие для СПО. – М., 2009.- 368с.

 

Лекция № 5. Тема: « Русская философия»

Цель: закрепление и углубление знаний, полученных студентами на лекции по

теме №4 и в процессе самостоятельной работы с первоисточниками . Формирование у студентов представлений об основных источники, особенностях и периодах становления и развития русской философии

 

Формируемые компетенции в процессе изучения темы: ОК-1, ОК-9, ОК-2

** Рассматриваемые вопросы:

1. Основные источники, особенности и периодизация русской философии

2. Зарождение и развитие русского философского мировоззрения (Илларион, С.Радонежский, Н.Сорский, И.Волоцкий, Филофей)

3. Формирование и становление русской философии в 18-19вв. (Ф.Прокопович, Н.И.Новиков, М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев, Г.С.Сковорода, П.И.Пестель, Н.М.Муравьев)

4. Развитие российской философии во второй половине 19 века

а) западники (Кавелин, Герцен, Чаадаев) и славянофилы (Аксаков, Самарин, Хомяков)

б) материалистическое направление (Чернышевский, Бакунин, Плеханов, Ленин)

в) идеалистическое направление (Достоевский, Толстой, Данилевский)

г) религиозная философия ( Соловьев, Бердяев, Булгаков).

5. Отечественная философия в 20 веке:

а) естественнонаучное направление (Циолковский, Вернадский, Кедров, Моисеев),

б) гносеологическое направление (Ильенков, Бахтин, Стёпин),

в) социальная философия (Зиновьев, Панарин),

 

** Используемые методы обучения: отчет студентов о выполнении

домашнего задания, дискуссия по содержанию реферата, ТЕСТИРОВАНИЕ,

метод «мозговая атака по контрольным вопросам семинара

** Используемые средства обучения: дидактическая техника: компьютер, проектор таблицы, плакаты, схемы и т.п.

 

Контрольные вопросы:

1.Западники и славянофилы: что общего и в чем отличие ?

2. В чем особенности философских воззрений Н.А. Бердяева?

Задание для самостоятельной работы:

Для изучения теоретического материала необходимо:

· проработать лекционный материал;

· изучить учебные пособия, монографии, научную периодику;

· изучить и законспектировать научно-методическую литературу;

· проверить свои знания, ответив на вопросы для самоконтроля

 

** Реферат на тему: « Международное значение учения о военном

коммунизме и НЭПе»

** Эссе- «Основные направления русской (советской) философии во

второй половине ХХ века»

** Доклад- обзор литературы по теме «Русская философия»

** Список рекомендуемой литературы

 

  • Алексеев П. В. История философии: Учебник .- М., 2010.-240 с.
  • Антюшин С.С. Основы философии: Учеб. пособие для СПО. – М., 2010.- 411с.
  • Спиркин А.Г. Философия: Учебник– М., 2008, 736 с.
  • Сычев А.А. Основы философии: Учеб.пособие для СПО. – М., 2009.- 368с.

 

Лекция № 6. Тема: «Философия бытия, познания и развития»

Цель: закрепление и углубление знаний, полученных студентами на лекции по теме №5 и в процессе самостоятельной работы с первоисточниками . Формирование у студентов знаний по основам онтологии, гносеологии, диалектике

 

Формируемые компетенции в процессе изучения темы: ОК-1, ОК-9, ОК-4

** Рассматриваемые вопросы:

1. Материальныймир. Бытие и субстанция. Понятие материи

2. Движение, пространство и время как способ и форма существования материи

3. Духовный мир (сознание). Проблема сознания в истории философии.

4. Свойства, формы, структура сознания. Сознательное и бессознательное.

5. Познавательные способности человека. Сознание и мозг.

6. Сущность, содержание и структура познания. Основные

направления в теории познания

7.Понятие и критерии истины. Ложь и заблуждение.

8. Диалектика. Движение и развитие как важнейшие философские категории

9. Принципы и законы диалектики. Категории диалектики

 

** Используемые методы обучения: отчет студентов о выполнении

домашнего задания, дискуссия по содержанию реферата,

метод «мозговая атака по контрольным вопросам семинара»

** Используемые средства обучения: дидактическая техника: компьютер, проектор, таблицы, плакаты, схемы и т.п.

 

Контрольные вопросы:

1. Кто ввел понятия «бытие», «субстанция», «материя»- что они

означают ?

2. В чем особенности марксистской диалектики ?

 

Задание для самостоятельной работы:

Для изучения теоретического материала необходимо:

· проработать лекционный материал;

· изучить учебные пособия, монографии, научную периодику;

· изучить и законспектировать научно-методическую литературу;

· проверить свои знания, ответив на вопросы для самоконтроля

 

** Реферат: « Онтология: особенности, содержание, проблемы»

** Эссе на тему: « Тернистый путь гносеологии»

** Список рекомендуемой литературы

 

  • Алексеев П. В. История философии: Учебник .- М., 2010.-240 с.
  • Антюшин С.С. Основы философии: Учеб. пособие для СПО. – М., 2010.- 411с.
  • Спиркин А.Г. Философия: Учебник– М., 2008, 736 с.
  • Сычев А.А. Основы философии: Учеб.пособие для СПО. – М., 2009.- 368с.

 

Лекция № 7. Тема: «Философская антропология и аксиология»

Цель: закрепление и углубление знаний, полученных студентами на лекции по теме №6 и в процессе самостоятельной работы с первоисточниками. Формирование у знаний по основам антропология и аксиология

 

Формируемые компетенции в процессе изучения темы: ОК-1,ОК-2, ОК-3 ** Рассматриваемые вопросы:

1. Антропология. Представление о человеке в философской мысли

2. Теории происхождения человека. Факторы антропогенеза

3. Природа и сущность человека

4. Понятие индивида и личности

5. Смысл жизни

6. Аксиология. Определение ценностей. Потребности, интересы, традиции.

7. Значимость ценностей для разных культур. Ценности жизни и ценности культуры

8. Проблемы оценки ценностей: различные подходы. Классификация ценностей. Счастье как высшее благо.

** Используемые методы обучения: отчет студентов о выполнении

домашнего задания, дискуссия по содержанию реферата, ТЕСТИРОВАНИЕ,

метод «мозговая атака по контрольным вопросам семинара»,

 

** Используемые средства обучения: дидактическая техника: компьютер, проектор таблицы, плакаты, схемы и т.п.

 

Контрольные вопросы:

1..Каковы для Вас важнейшие ценности жизни и ценности культуры?

2..Что вы знаете о факторах антропогенеза?

3. В чем отличие ценности в западной и восточной культуре ?

 

Задание для самостоятельной работы:

Для изучения теоретического материала необходимо:

· проработать лекционный материал;

· изучить учебные пособия, монографии, научную периодику;

· изучить и законспектировать научно-методическую литературу;

· проверить свои знания, ответив на вопросы для самоконтроля

 

 

** Список рекомендуемой литературы

 

  • Алексеев П. В. История философии: Учебник .- М., 2010.-240 с.
  • Антюшин С.С. Основы философии: Учеб. пособие для СПО. – М., 2010.- 411с.
  • Спиркин А.Г. Философия: Учебник– М., 2008, 736 с.
  • Сычев А.А. Основы философии: Учеб.пособие для СПО. – М., 2009.- 368с.

 

Лекция № 8. Тема: «Основы социальной философии. Философия общества и истории. Глобальные проблемы современности. Философия науки, культуры и образования»

Цель: закрепление и углубление знаний, полученных студентами на лекции по теме №7 и в процессе самостоятельной работы с первоисточниками . Формирование у студентов представлений о проблемах социального развития, исторического прогресса, материальной и духовной культуры

 

Формируемые компетенции в процессе изучения темы: ОК-1, ОК-3, ОК-4

** Рассматриваемые вопросы:

1..Основные подходы к пониманию природы и сущности общества.

Основные сферы общественной жизни

2. . Динамика и направленность социального прогресса. Гражданское общество

3. Исторический процесс. Линейные и циклические, формационные

и цивилизационные концепции истории

4. Глобальные проблемы современности

5. Определение науки, критерии научности . Основные этапы развития

научного знания. Ведущие теории философии как науки. Лженаука

6..Понятие культуры. Материальная и духовная культура. Контркультура

и массовая культура

7. Философия образования: цель, непрерывность и самообразование

 

** Используемые методы обучения: отчет студентов о выполнении

домашнего задания, дискуссия по содержанию реферата, ТЕСТИРОВАНИЕ,

метод «мозговая атака по контрольным вопросам семинара»

 

** Используемые средства обучения: дидактическая техника: компьютер, проектор таблицы, плакаты, схемы и т.п.

 

Контрольные вопросы:

1..Что такое социальный прогресс? В чем он проявляется?

2.Каковы основные этапы развития научного знания.

 

 

Задание для самостоятельной работы:

Для изучения теоретического материала необходимо:

· проработать лекционный материал;

· изучить учебные пособия, монографии, научную периодику;

· изучить и законспектировать научно-методическую литературу;

· проверить свои знания, ответив на вопросы для самоконтроля

 

 

** Список рекомендуемой литературы

 

  • Алексеев П. В. История философии: Учебник .- М., 2010.-240 с.
  • Антюшин С.С. Основы философии: Учеб. пособие для СПО. – М., 2010.- 411с.
  • Спиркин А.Г. Философия: Учебник– М., 2008, 736 с.
  • Сычев А.А. Основы философии: Учеб.пособие для СПО. – М., 2009.- 368с.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.