** Основные подходы к пониманию природы и сущности общества. Основные сферы общественной жизни. Динамика и направленность социального развития
** Исторический процесс. Линейные и циклические, формационные и цивилизационные концепции истории. Роль личности в истории.
** Глобальные проблемы современности
** Определение науки, критерии научности . Основные этапы развития научного знания. Ведущие теории философии науки. Лженаука
** Понятие культуры. Материальная и духовная культура. Контркультура и массовая культура. Культура и цивилизация. Философия образования: цель, непрерывность и самообразование
Раздел 9. Духовная жизнь общества. Тема 16. Философия и религия . Духовная жизнь общества. Нравственное, правовое и эстетическое сознание
** Религия как феномен человеческой культуры. Происхождение, структура и функции. Основные мировые религии: время возникновения, особенности, проблемы
** Общественное сознание как основа духовной жизни общества: формы и социальная регуляция.
** Этика, мораль и нравственность. Профессиональная и прикладная этика. Эстетика. Философия права. Правовое и эстетическое сознание
4.3. Лекционные занятия ( ОФО = 18; ЗФО = 6)
Таблица 4
№ п/п
Наименование тем лекций по семестрам
Трудоемкость (часы/з.е.)
ОФО ЗФО
ЗФО (ОЗФО)
ОФО
ЗФО (ОЗФО)
1.
Особенности философского знания
наука и психологическая практика: общее и различия.
2 1 -
2.
Основные этапы зарождения философии
2 0,5
3.
Становление западноевропейской философии
в Новое время
2 0,5
0,5
4.
Развитие философии в Западной Европе
в Новейшее время
2 0,5
5.
. Русская философия
2 0,5
6.
Философия бытия, познания и развития
2 1,5 -
7.
Философская антропология и аксиология
2 0,5 0,5
8.
Основы социальной философии. Философия общества и истории, науки, культуры и образования. Глобальные проблемы современности
2 1 0,5
9.
Пси . Философия и религия . Духовная жизнь общества. Нравственное, правовое и эстетическое сознание
.
18 6
1,0
4.4. Семинарскиезанятия ( ОФО = 36; ЗФО = 6)
Таблица 4
№ п/п
Наименование тем дисциплины по семестрам
Трудоемкость (часы/з.е.)
ОФО ЗФО
ЗФО (ОЗФО)
ОФО
ЗФО (ОЗФО)
1.
Особенности философского знания
наука и психологическая практика: общее и различия.
4 0,5 -
2.
Основные этапы зарождения философии
4 1
3.
Становление западноевропейской философии
в Новое время
4 0,5 0,5
4.
Развитие философии в Западной Европе
в Новейшее время
4 0,5 1,0
5.
. Русская философия
4 0,5
6.
Философия бытия, познания и развития
4 1,5 -
7.
Философская антропология и аксиология
4 0,5 0,5
8.
Основы социальной философии. Философия общества и истории, науки, культуры и образования. Глобальные проблемы современности
4 1 0,5
9.
Пси
. Философия и религия. Духовная жизнь общества. Нравственное, правовое и эстетическоесознание
366
1,0
5. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы студентов по дисциплине « Философия»
Виды самостоятельной работы. В процессе изучения курса « Философия» предполагаются следующие виды самостоятельной работы:
- изучение рекомендованной литературы;
- конспектирование статей;
- подготовка к семинарским, практическим занятиям;
- написание сочинений, рефератов по отдельным темам дисциплины;
- выполнение тестовых заданий;
- подготовка ответов на итоговые вопросы курса.
Порядок выполнения самостоятельной работы. Самостоятельная работа осуществляется регулярно по каждому разделу дисциплины и определяется календарным графиком изучения дисциплины.
Помимо рекомендованной основной и дополнительной литературы, в процессе самостоятельной работы студенты могут пользоваться следующими методическими материалами:
1. Краткий конспект лекций по дисциплине «Философия» для студентов направления 030300.62 Психология
2. Словарь терминов и персоналий по дисциплине «Философия» для студентов направления 030300.62 Психология
Методические материалы в виде электронных ресурсов находятся в открытом доступе в методическом кабинете кафедры общей психологии НОУ ВПО «ИИТУ»
Порядок осуществления текущего контроля. Текущий контроль выполнения самостоятельной работы осуществляется регулярно (еженедельно), начиная с первой недели семестра. Формами такого контроля могут быть рефераты, эссе, блок-схемы, глоссарии и т.д
Текущий контроль освоения всех разделов дисциплины осуществляется при помощи тестовых заданий, которые выполняются на практических/ семинарских занятий , а также ИКС ( индивидуального контрольного собеседования)
6..Фонд оценочных средств для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
6.1. Для промежуточной аттестации студентам предлагается тест, состоящий из 50 заданий. На выполнение теста отводится 50 минут. Работа выполняется индивидуально, без использования дополнительных источников. Ответы вписываются в предоставленные бланки ответов. Задание рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская ни одного. Если задание не удается выполнить сразу, рекомендуется перейти к следующему. Если остается время, можно вернуться к пропущенным заданиям. Для промежуточной аттестации можно провести также и ИКС (индивидуальное контрольное собеседование).
6.2. Перечень компетенций с указанием этапових формирования в процессе освоения образовательной программы.
ИЗУЧЕНИЕ дисциплины «Философия» направлено на формирование следующих компетенций:
1. ОК-1- понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствование и развитие общества на принципах гуманизма, свободы и демократии.
Этапы формирования ОК-1:
- изучение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации;
- формирование представления о наиболее значимых событиях, фактах и персоналиях в мировой и отечественной истории ;
- изучение основных концепций развития общества на принципах гуманизма, свободы и демократии;
- вырабатывать навыки анализа основных философских концепций в их взаимосвязях с особенностями исторических этапов.
• ОК-2-понимание современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук.
Этапы формирования ОК-2:
- формирование основ философского мировоззрения
- овладения достижениями естественных и общественных наук
- изучение особенностей современных концепций картины мира
• ОК-3- владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом факторов и теоретических положений.
Этапы формирования ОК-3:
- владение методами анализа и синтеза факторов и явлений
- формирование основ культуры научного мышления.
2. ОК-4 использование системы философских категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики.
Этапы формирования ОК-4:
- овладение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений;
- овладение навыками изучения научной и биографической литературы с целью анализа процессов, явлений и проблем в сфере юридической психологии.
3..ОК-9 - проведение библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов, заключений;
Этапы формирования ОК-9:
- изучение основной и дополнительной учебной литературы по темам
предмета « Философия»
- овладение навыками анализа научной и учебной литературы с
целью освоения учебного материала, подготовки рефератов , эссе, расширения кругозора и эрудиции
- подготовить доклад о научной и учебной литературе в библиотеке ИИТУ
6.3 Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания.
Критерии оценивания компетенций:
ОК-1
«отлично» - студент демонстрирует высокую осознанность понимания значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; понимание научных принципов совершенствования и развития общества на основе гуманизма, свободы и демократии.
«хорошо» - студент демонстрирует хорошее понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; понимание основных принципов совершенствования и развития общества на основах гуманизма, свободы и демократии.
«удовлетворительно» - студент демонстрирует поверхностные знания основных гуманистических ценностей, их значение в жизни человека, в отдельных ответах допускает ошибки.
«неудовлетворительно» - студент демонстрирует недостаточный уровень знания гуманистических ценностей в жизни человека, в ответе допускает грубые ошибки.
ОК-2
«отлично»- студент уверенно демонстрирует хорошее понимание современных концепций картины мира на основе сформированного философского мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук;
«хорошо»- студент демонстрирует общее понимание современных концепций картины мира на основе сформированного философского мировоззрения, хорошего овладения достижениями естественных и общественных наук;
«удовлетворительно»- студент отличается поверхностно сформированными знаниями понимания современных концепций картины мира, он недостаточно полно ориентируется в достижениях естественных и общественных наук;
«неудовлетворительно»- у студента не сформированы знания современных концепций картины мира, он допускает грубые ошибки в характеристике достижений естественных и общественных наук.
ОК-3
«отлично»- студент уверенно демонстрирует высокую культуру научного мышления, хорошо владеет методами анализа и синтеза факторов и теоретических положений ;
«хорошо»- студент демонстрирует хорошую культуру научного мышления, владеет методами анализа и синтеза факторов и теоретических положений ;
«удовлетворительно»- у студента поверхностно сформирована культура научного мышления, навыками применения методов анализа и синтеза факторов и явлений;
«неудовлетворительно»- у студента не сформированы знания культуры научного мышления он допускает грубые ошибки в знании и в примененииметодов анализа и синтеза факторов и явлений.
ОК-4
«отлично»- студент демонстрирует высокую культуру научного мышления; уверенно владеет навыками обобщения, анализа и синтеза фактов и теоретических положений, навыками изучения научной и биографической литературы; проявляет гибкость, вариативность профессионального мышления;
«хорошо»- студент демонстрирует культуру научного мышления; владеет навыками обобщения, анализа и синтеза фактов и теоретических положений, навыками изучения научной и биографической литературы; проявляет умения оценивать и анализировать проблемные ситуации;
«удовлетворительно»- студент отличается поверхностно сформированными навыками обобщения, анализа и синтеза фактов и теоретических положений, навыками изучения научной и биографической литературы с целью анализа процесса профессионализации психолога;
«неудовлетворительно»- у студента не сформированы навыки обобщения, анализа и синтеза фактов и теоретических положений, изучения научной и биографической литературы с целью анализа процесса профессионализации психолога.
ОК-9
«отлично»- студент демонстрирует отличное овладение навыками изучения и анализа научной и учебной литературы с целью освоения учебного материала, подготовки рефератов , эссе, расширения кругозора и эрудиции;
«хорошо»- студент демонстрирует хорошее овладение навыками анализа научной и учебной литературы с целью освоения учебного материала, подготовки рефератов , эссе, расширения кругозора и эрудиции;
«удовлетворительно»- студент демонстрирует поверхностное умение овладения навыками анализа научной и учебной литературы с целью освоения учебного материала, подготовки рефератов , эссе, расширения кругозора и эрудиции;
«неудовлетворительно»- студент не продемонстрировал навыков анализа научной и учебной литературы с целью освоения учебного материала, подготовки рефератов , эссе, расширения кругозора и эрудиции.
************************************
При оценке степени сформированности компетенций используются текущая и промежуточная аттестации.
Текущий контроль знаний студентов осуществляется на практических занятиях при помощи различных форм (опросы, тесты, защита рефератов, выполнение практических заданий). Кроме этого проводятся контрольные срезы по завершении изучения разделов. Выполнение всех видов работ является допуском к зачету по курсу.
В случае невыполнения заданий в процессе обучения, их необходимо «отработать» до зачета. Вид заданий, которые необходимо выполнить для ликвидации «задолженности» определяется в индивидуальном порядке, с учетом причин невыполнения.
Цель и задачи промежуточной аттестации.Основной задачей промежуточной аттестации является контроль качества усвоения материала курса, обеспечение постоянной, систематической работы студентов в течение семестра.
Систематическая работа над изучением теоретического материала, выполнение всех заданий к практическим, семинарским занятиям в соответствии с планом, своевременное принятие мер к отстающим студентам обеспечат качественное усвоение материала.
Преподаватель имеет право поставить зачет без опроса тем студентам, которые успешно в течение семестра показали высокую успеваемость по данной дисциплине, активно работали на лекциях и практических, семинарских занятиях.
Выходной контроль знаний студентов осуществляется на зачете по результатам опроса по перечню приведенных выше вопросов.
Критерии оценкипо дисциплине«Философия»
«Зачет» выставляется студенту, если он показал знание теории, видение логической структуры и закономерностей становления и развития философской науки, хорошее осмысление основных вопросов проблемы, умея при этом раскрывать основные категории и закономерности на различных примерах. Ответ по форме должен быть относительно логичен, содержателен.
Показатель сформированности компетенций должен быть а =>3 (а- вычисляется как среднее арифметическое показателей всех компетенций).
«Незачет» выставляется, если студент не владеет (или владеет в незначительной степени) основным программным материалом в объеме, необходимом для профессиональной деятельности.
Показатель сформированности компетенций- когда а<3 (а- вычисляется как среднее арифметическое показателей всех компетенций
6.4. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.
Типы контрольных заданий
** Контрольный срез по разделу №1«Особенности философского знания»
1.Когда и где впервые появилось понятие «Философия»
2. Какой смысл в понятие «Философия» вкладывали мыслители Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Кант, Гегель и др.
3. Назовите особенности философского мировоззрения
4. Какова типология философских учений
5.Каковы основные задачи и проблемы современной философии
** Контрольный срез по разделу №2« Основные этапы зарождения философии »
1. Где, в каких государствах зародилась философия?
2. Кто написал первые труды по философии ?
3. Каковы основы философского учения Платона ?
4. Каковы основы философского учения Аристотеля?
5. Философское мировоззрение Августина Блаженного и
Фомы Аквинского: что общего и в чем отличие?.
6. Назовите основные идеи учений Н.Макиавелли
и Э. Роттердамского, кого из них считают основоположником
пацифизма и почему?
Контрольный срез по разделу № 3 «Становление западноевропейской философии в Новое время».
1.Почему философское мировоззрение Р.Декарта называют дуалистическим, а Б.Спинозы – монистическим?
2. Философское мировоззрение Ф.Бэкона Т.Гоббса: что общего и в
чем отличие?
3. Кого принято считать основоположником сенсуализма, а кого
основоположником начал социальной философии ?
4.Кто из мыслителей 17 века относился к «рационалистическому» направлению, а кто к «эмпирическому»?
5.Кого из французских философов 18 века принято считать идеологами эпохи Просвещения
6. Философское мировоззрение Ф.Вольтера , Д.Дидро и Ж.Ж. Руссо : что общего и в чем отличие
7.Философское мировоззрение Кондильяка, Ж.Ламетри и П.Гольбаха: что общего и в чем отличие
Контрольный срез по разделу № 4 «Развитие философии в Западной Европе в Новейшее время»
1. В чем особенности трансцендентального идеализма И.Канта?
2. Назовите основные положения «Категорического императива»
3. В чем особенности объективного диалектического идеализма Г.Гегеля?
4. «Абсолют» и «абсолютная идея»: что общего и в чем отличие?
5. Назовите основные принципы и законы диалектики
6. В чем особенности материализм Людвига Фейербаха? За что он критиковал Гегеля и религию ?
7. Чем отличается философия марксизма от философии Гегеля и Фейербаха?
8. Назовите основные положения диалектического и исторического материализма.
9. Кто ввел впервые термины «общественно-экономической формации», «базис и надстройка» и что они означают?
10. Назовите основные положения иррационалистической философии А.Шопенгауэра и Ф.Ницше: что общего и в чем отличие?
11. Каковы основные положения экзистенциализма С. Кьеркегора и М.Хайдеггера, феноменологии Э. Гусерля?
12. Философское значение учения З. Фрейда. Трехкомпонентная модель структуры личности. Глубинная психология: К.-Г.Юнг, А.Адлер, Э. Фром.
Контрольный срез по разделу № 5. « Русская философия»
1.Каковы основные источники, особенности и периоды русской философии;
2.Особенности русского философского мировоззрения в 11-17 вв.
3.Развитие российской философии в 18-19 вв. Западники и славянофилы. Русский анархизм Бакунина и «крестьянский социализм» А.И. Герцена;
4.Философские взгляды Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, П.А.Флоренского и
Н.А. Бердяева.
5. Диалектико- материалистическое учение Ленина В.И. в области
онтологии и гносеологии, определение материи
6.. Особенности учения В.И.Ленина о революционной ситуации и
социалистическом государстве.
7..Мировое значение учения о военном коммунизме и НЭПе.
Контрольный срез по разделу № 6. «Философия бытия, познания и развития»
1. Кто ввел понятия «бытие», «субстанция», «материя»- что они
означают ?
2. Каковы основные виды материи, их краткая характеристика;
3. В чем проблема сознания в истории философии ? Сознательное и бессознательное
4. Сущность, содержание и структура познания. Виды познания.
5. Понятие и критерии истины. Ложь и заблуждение.
6. Каков путь развития диалектики как науки от Гераклита до Гегеля.
7. Назовите принципы и законы диалектики.
8. В чем особенности марксистской диалектики?
Контрольный срез по разделу № 7. «Философская антропология и аксиология»
1. Понятия « индивид» и «личность» - что общего и в чем различия?
2.Что вы знаете о факторах антропогенеза?
3. В чем цель и смысл жизни: основные философские подходы
4. Аксиология как учение о ценностях. Потребности, интересы, традиции.
5.Каковы для Вас важнейшие ценности жизни и ценности культуры?
Контрольный срез по разделу № 8 и № 9. «Основы социальной философии»
1. Какова направленность социального развития ?
2. Что такое линейные и циклические, формационные и
цивилизационные концепции истории?
3. Каковы признаки науки и критериев научности . Каковы ведущие теории
философской науки?
4. Что такое культура? Существует ли грань между материальной и духовной культурой ?
5..Философия образования: какова цель и каковы проблемы?
6. Почему религию принято считать феноменом человеческой культуры.
7. Что вы знаете о времени возникновения, структуре и функциях религии?.
8. Что относится к общественному сознанию и почему оно считается
основой духовной жизни общества
9.Этика, мораль и нравственность? Что между ними общего и в чем различие?
6.5. Примерные задания для тестового контроля
В качестве оценочных средств на протяжении семестра используется тестирование, контрольные работы студентов, творческая работа, ИКС, итоговое испытание. Итоговое испытание является аналогом устного экзамена. Его главное отличие состоит в том, что оценка за итоговое испытание составляет часть общей оценки за работу студента в течение семестра.
Тестовые задания могут формулироваться как в форме, используемой в федеральном электронном интернет-тестировании (интернет-экзамене), так и оригинальной авторской форме, с открытыми вариантами ответов.
Примерные тесты по ФИЛОСОФИИ
** Он первым назвал себя философом и утверждал, что « после божества и демона следует больше всего уважать родителей и законы. Человек – мера всех вещей: человек мыслит, животное только ощущает».
** В работе «Рассуждение о происхождении и основах неравенства между людьми» этот мыслитель утверждал , что «Общество портит человека, который от природы - добр, честен…»
** Этот античный мыслитель утверждал, что «человеческая душа до своего вселения в тело обитала в высшем мире идей… В земной жизни душа «припоминает» то, что было «там»?
а.) Платон б.) Аврелий Августин в) Аристотель г) Гераклит
д) Сократ е) Ф.Аквинский
* *Кто из государственных деятелей Древней Греции проводил в жизнь нравственные нормы, социальное равенство?... Он отменил золотые и серебренные деньги, запретил носить дорогие украшения…
** Кто из французских мыслителей считал, что « если бы Бога не было, то его следовало бы придумать… для народа Бог необходим как вознаграждение наказание…»
** Кто в своей работе «Государь» утверждал, что людей «следует либо ласкать, либо изничтожать, ибо за малое зло человек может отмстить, а за большое – не может»
101** В трактате «Человек-растение» он утверждал : « Душа существует, но ее нельзя отделить от тела…Тело- это машина, а Душа -это мыслящий и стремящийся к наслаждению автомат
** Этот римский мыслитель, был императором и видным полководцем, ему принадлежит изречение: «Люди – это бессильные мухи. Время человеческой жизни – миг. Тело – бренно. Душа – неустойчива. Судьба – загадочна»?
** Доработали ли Вы лекцию по учебнику??? –Кто из мыслителей эпохи Возрождения написал ядовитую сатиру почти на все сословия средневековой феодальной Европы («Похвала глупости») а)Ф.Аквинский б.) Э.Роттердамский с) Спиноза д)Н.Макиавелли е) Авицена ж) Р.Декарт
** Отметьте последовательность (хронологическую) возникновения религий
а) Буддизм Б) Брахмаизм с) Индуизм д) Ислам
е) Христианство ж) Иудаизм
** Этот античный мыслитель утверждал, что «человеческая душа до своего вселения в тело обитала в высшем мире идей… В земной жизни душа «припоминает» то, что было «там»?
а.) Платон б.) Аврелий Августин в) Аристотель г) Гераклит
д) Сократ е) Ф.Аквинский
* *Кто из государственных деятелей Древней Греции проводил в жизнь нравственные нормы, социальное равенство?... Он отменил золотые и серебряные деньги, запретил носить дорогие украшения…
** Кто из французских мыслителей считал, что « если бы Бога не было, то его следовало бы придумать… для народа Бог необходим как вознаграждение наказание…»
**Этот французский философ был воинствующий атеист: «Богу нет места во Вселенной, он не создавал Природу… Философия должна заниматься уничтожением религиозных заблуждений»…
** Этот мыслитель эпохи Возрождения считал, что «виновники войн – власть имущих», которых он считал «подонками общества» а) Монтескье б) Макиавелли с) Д.Алигьери д) Г.Гроций е) Б. Спиноза ж) Боден з) Роттердамский
** Кто в 17 веке утверждал, что «аффекты – естественное проявление природы. Существует 3 вида аффектов: желание, удовольствие, неудовольствие. Аффекты вводят человека в зависимость от вещей – рабство. Человек подвержен аффектам, поскольку он - часть природы
А) Д. Дидро Б) Т.Гоббс В) Ф.Бэкон Г) Локк
Д) Р. Декарт Е) Б.Спиноза
** Доработали ли Вы лекцию по учебнику? Кто из французских просветителей был воинствующим атеистом, в своей работе «Разоблаченное христианство» он писал: «Богу нет места во Вселенной, он не создавал Природу… Философия должна заниматься уничтожением религиозных заблуждений»
А) Руссо Б) Гольбах В) Ламетри Г) Д. Дидро Д) Р. Декарт Е)Вольтер
** Наряду с рациональной интуициейосновным методом проверки достоверности полученных знаний этот мыслитель провозгласил дедукцию( метод доказательств от общего к частному).
А) Локк Б) Т.Гоббс В) Ф.Бэкон С) Р. Декарт Д) Г.Лейбниц Е) Д. Дидро
** Доработали ли Вы лекцию по учебнику? - Кто из философов 18 в. высказал гениальную догадку о существовании внешних галактик, дал объяснение расположению планетных орбит почти в одной плоскости?
а) Фейербах б) Гегель с) Дидро д) ) Кант
е) Фихте ж) Шеллинг
**Доработали ли Вы лекцию по учебнику? -* Кто в работе «Анти- Дюринг» исследовал проблемы диалектического и исторического материализма
А) Энгельс Б) Фейербах В) Гегель Г) Ленин Д) Кант е) Плеханов
** Английский философ и психолог, врач, правовед. Родоначальник европейского либерализма. Впервые высказал идею о разделении властей на исполнительную, законодательную и природную.