8..Методические указания для обучающихся по освоению
дисциплины
8.1.Методические указания преподавателям
Процесс изучения материала включает в себя такие виды учебной деятельности, как лекция, практические занятия, а также самостоятельную работу студентов, важнейшими элементами которой являются подготовка к семинарским занятиям, конспектирование первоисточников, написание учебного реферата. Дополняя друг друга, данные формы работы имеют важное значение для усвоения отдельных тем по данному предмету и получения его целостного усвоения.
Одной из важнейших форм обучения является лекция. В ней преподаватель кратко и доступно раскрывает главные проблемы темы, дает советы и рекомендации для самостоятельной работы студентов. Учебный материал на лекции излагается преподавателем свободно, в определенной последовательности, согласно плану без диктовки, поэтому студенты должны сами решать, что нужно писать, что просто слушать. По структуре конспект лекции должен содержать следующие составные части:
- название темы лекции;
- план лекции;
- основные положения, тезисы лекции (ее содержание);
- выводы, обобщения, заключения;
- методические советы по самостоятельной работе над темой;
- список рекомендуемой литературы.
- Основные функции лекции:
- 1. Информационная. Лекция информирует студента о достижениях науки, об основных положениях учебной дисциплины, раскрывает особенности каждой конкретной темы или знакомит с отдельной проблемой, решенной в науке или решаемой сейчас.
- 2. Ориентирующая. Лекция ориентирует в научной литературе ссылкой на книги и на их авторов: когда, и какими учеными разработаны и сформулированы теории и идеи, какими, объективными жизненными потребностями они были обусловлены и в каком литературном источнике об этом можно прочитать, с цель более глубокого их усвоения.
- 3. Разъясняющая, объясняющая. Раскрытие смысла терминов, формирование понятия в сознании студентов.
- 4. Убеждающая. Она осуществляется через доказательность утверждений лектора, которая обеспечивается как реальными фактами, так и силой логики.
- 5. Увлекающая или воодушевляющая. Лекция должна увлечь идеями, должна быть интересной. Чтобы быть интересной, лекция должна отвечать нескольким психологическим условиям.
- осознание студентом личностного смысла в приобретении знаний в данной области;
- - побуждение и стимулирование работы мышления студентов.
Основные принципы отбора материала для лекции:
- целеполагание, когда отбираемый материал отвечает поставленной преподавателем цели лекции и позволяет достичь ее;
- учет уровня подготовки студентов;
- ориентация на последующие практические занятия и самостоятельную работу с литературой;
- учет используемой студентами литературы при самостоятельной работе.
Основным методом обучения философии является проблемный, вторичным методом обучения - объяснительно- иллюстрированный.
- Занятие проводимое в интерактивных формах лекции № 2, 3, 4, 5,7
- Рекомендуемые образовательные технологии:
В вводных лекциях по темам 1, 2 дается общая характеристика учебной дисциплины.
- Лекции по темам 3, 4, 5, 6, 7 составляют основу теоретического обучения, обеспечивают междисциплинарные связи, устанавливают единство подходов к рассматриваемым проблемам, знакомят учащихся с наиболее сложными понятиями и ориентируют на дальнейшую учебную работу.
К основным методам интерактивного обучения, применяемых при проведении семинарских занятий по дисциплине «Философия», могут быть отнесены следующие:
1 – метод «круглого стола»; метод «конференции»;
2 – метод «метод деловой игры»;
3 – метод «мозговая атака»;
4 – метод «дискуссии», метод «оппонирования»;
5- отчет студентов о выполнении домашнего задания, в т.ч. блок-схем, глоссария;
6- защита рефератов (эссе);
7- тестирование и др.
Семинары № 6,7, 8, 9 проводятся в интерактивных формах по наиболее сложным вопросам разделов учебной программы: проблемам бытия, развития сознания, познания, философии науки, проблем общества и человека.
Они способствуют углубленному изучению философского знания.
Для углубленного изучения учебного материала, обучающимся прививаются навыки самостоятельного поиска и анализа учебной информации, формирование единого подхода к пониманию проблемы и развитие у них научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, аргументировано излагать и отстаивать своё мнение.
В обучении метод «круглого стола» используется для повышения эффективности усвоения теоретических проблем путем рассмотрения их в разных научных аспектах, с участием специалистов разного профиля и т.д.
Суть метода «деловой игры», как метода обучения, заключается в учебном моделировании ситуаций той деятельности, которой предстоит обучать учащихся, чтобы на моделях, и не на реальных объектах учить будущих специалистов выполнять соответствующие профессиональные функции.
Метод «деловой игры» применим при проведении практических работ.
Метод «мозговая атака» заключается в поиске ответа студентов на сложную проблему посредством интенсивных высказываний всевозможных приходящих в голову идей, догадок, предположений, случайных аналогий, а также спонтанно возникающих ассоциаций. Золотое правило «мозговой атаки» - ничего из произнесенного участниками разговора не подвергать сомнению, не критиковать, а обеспечить полную свободу высказывания любых идей.
Дискуссия является одним из основных методов интерактивного обучения не только потому, что она позволяет максимально активировать мыслительную деятельность студентов, но и по той причине, что она применима при любой форме занятий.
Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.