Под управлением Вооруженными Силами РФ понимается исполнительная и распорядительная деятельность государственных органов, органов военного управления в интересах обеспечения обороны страны.
Управление включает:
а) непрерывное добывание, сбор, изучение, отображение и анализ данных об обстановке;
б) доведение задач до подчиненных войск (сил);
в) планирование;
г) организацию и поддержание взаимодействия;
д) подготовку войск (сил) к военным действиям и непосредственное руководство ими;
е) организация работы по всестороннему обеспечению войск;
ж) организация контроля и оказания помощи войскам (силам).
Основными принципами управления Вооруженными Силами РФ являются: единство политического и военного руководства, централизация руководства, единоначалие, воинская дисциплина, законность.
Принцип единства политического и военного руководства Вооруженными Силами реализуется посредством совмещения в одном лице поста главы Российского государства (Президента РФ), должности Председателя Совета Безопасности РФ и поста Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ.
Централизация руководства Вооруженными Силами РФ, которая находит свое выражение:
– в установлении единого и общего для всех Вооруженных Сил РФ командования;
– в наделении центральных органов военного управления всей полнотой прав по руководству подчиненными войсками, объединению и направлению по единому плану деятельности всех нижестоящих органов военного управления;
– в безусловной обязательности актов вышестоящих органов для нижестоящих и подчинении последних по вертикали.
Принцип централизации, однако, не означает сосредоточения в центральных органах всех оперативных функций военного управления, не означает какой-либо подмены нижестоящих органов, ущемления предоставленной им законами и воинскими уставами самостоятельности и творческой инициативы. Проведение принципа централизации в военном управлении основывается на том, что централизация управления обязательно сочетается с развертыванием разумной творческой инициативы и самостоятельности нижестоящих военных органов в рамках, допускаемых законами и воинскими уставами, и в целях наилучшего, своевременного и наиболее эффективного выполнения приказов и директив вышестоящих органов.
Основными формами подчинения при централизованном управлении являются:
1) прямое подчинение, которое означает подчинение во всех отношениях вышестоящим командирам (начальникам), начиная с непосредственного. Прямые начальники несут ответственность за все стороны жизни и деятельности подчиненных им частей, соединений, учреждений;
2) непосредственное подчинение представляет собой подчинение ближайшему прямому начальнику. Так, например, командир дивизии является прямым начальником всего личного состава дивизии и непосредственным начальником только командиров полков, начальника штаба дивизии и некоторых других должностных лиц управления дивизии. Непосредственные начальники, как и прямые, несут ответственность за все стороны жизни, быта и деятельности подчиненных им подразделений, частей и соединений;
3) подчинение в оперативном отношении есть не полное и обычно временное подчинение лицу, не являющемуся прямым начальником. Оперативный начальник имеет право ставить оперативные и тактические задачи подчиненному ему в этом отношении соединению (части) и несет за эту сторону деятельности ответственность;
4) подчинение в специальном отношении есть подчинение по отдельным вопросам службы или по какому-либо специальному кругу деятельности лицу, не являющемуся прямым начальником. Например, помощник командира дивизии по правовой работе, подчиняясь непосредственно командиру дивизии, одновременно подчиняется по вопросам организации правовой работы помощнику командира армии по правовой работе. Специальные начальники имеют право контролировать подчиненные им в специальном отношении службы, части, соединения, учреждения. Подчинение в специальном отношении устанавливается в положениях о службах и учреждениях. Оно является постоянным и присуще определенным должностям.
Важнейшим принципом управления Вооруженными Силами РФ является единоначалие. Это один из основополагающих принципов военного управления, поскольку только единоначалие в управлении войсками способно обеспечить то максимальное единство воли, строжайшую личную ответственность, исполнительность, дисциплину и гибкость, без которых не может быть подлинно военной организации.
Сущность единоначалия как принципа военного управления заключается в единоличной ответственности командира (начальника) за управление подчиненными войсками и в предоставлении ему всех необходимых прав на управление, предусмотренных законами и воинскими уставами.
Единоначалие означает:
а) сосредоточение в одном лице (командира, начальника) всех функций руководства – командных, политических и административно-хозяйственных;
б) установление ответственности одного лица за все стороны жизни и деятельности воинской части, соединения) наряду с точным установлением персональной ответственности должностных лиц за отдельные стороны жизни и деятельности воинской части, соединения.
Укрепление единоначалия, совершенствования законодательства, закрепляющего конкретные формы его осуществления, настоятельно диктуются теми требованиями, которые предъявляет к кадрам командного состава современное развитие военного дела. Среди этих требований можно указать на такие, как: быстрота принятия решений, беспрекословность воинского повиновения, максимальная четкость в выполнении приказов, в определении должностных обязанностей и прав начальников всех степеней с обеспечением необходимой инициативы и возможностей наиболее полного проявления их организаторских потребностей.
Принцип единоначалия в Вооруженных Силах РФ исключают, а предполагают возможность и необходимость коллективного обсуждения подготавливаемых командиром (начальником) решений по наиболее важным вопросам. Для этих целей используются возможности собраний личного состава, офицерского собрания, жилищной и социальной комиссий, совета ветеранов, родительского комитета и др.
– издание приказов по строевой части и по всем другим вопросам жизни и деятельности воинского коллектива;
– утверждение распорядка дня воинской части;
– участие в гражданско-правовых отношениях как органа юридического лица – воинской части, соединения, воинской части;
– назначение и проведение дознаний и административных расследований дел о различных правонарушениях;
– применение к подчиненным предусмотренных законом мер поощрения и дисциплинарного взыскания;
– выражение согласия на арест и привлечение к уголовной ответственности военнослужащих по делам о воинских преступлениях;
– привлечение к материальной ответственности военнослужащих, виновных в причинении материального ущерба государству при исполнении ими служебных обязанностей;
– рассмотрение и разрешение предложений, заявлений и жалоб военнослужащих, лиц гражданского персонала, членов их семей и других граждан.
Важнейшим принципом военного управления является воинская дисциплина, т.е. строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами и воинскими уставами.
Руководство войсками, успехи в обучении и воспитании войск. в их боевом примени немыслимы без крепкой воинской дисциплины и твердого воинского порядка. Поэтому всемерное укрепление воинской дисциплины и поддержание строгого воинского правопорядка является одной из главнейших обязанностей органов военного управления, воинских должностных лиц, всего личного состава Вооруженных Сил РФ. Установление правильного порядка отношений в Вооруженных Силах РФ, наиболее способствующее воспитанию и поддержанию высокой воинской дисциплины, является одной из основных задач правового регулирования военного строительства.
Военное управление строится на принципе законности, т.е. на строгом и неуклонном соблюдении и исполнении законов и основанных на них других норм права всеми органами военного управления, воинскими должностными лицами, военнослужащими и военнообязанными.