Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Правовое регулирование комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации личным составом



Согласно словарю русского языка понятие «комплектовать» означает составлять, пополнять до комплекта, т.е. до полного набора, состава чего-нибудь[41]. Соответственно комплектование Вооруженных Сил представляет собой совокупность мероприятий государства по удовлетворению потребностей армии и флота в личном составе[42].

Принятая в государстве система комплектования Вооруженных Сил является важнейшей составной частью военного строительства и устройства его Вооруженных Сил, определяющей состояние их боевой готовности и боеспособности. Главное ее содержание составляет установление степени и условий участия граждан в военной организации государства, наиболее целесообразных форм использования имеющихся людских ресурсов для обеспечения надежной обороны страны исходя из складывающейся внешнеполитической обстановки и внутреннего социально-экономического положения.

В мирное время комплектование Вооруженных Сил решает задачи поддержания по установленным штатам численности армии и флота, которая была бы достаточной для прикрытия мобилизации и могла бы служить базой для развертывания Вооруженных Сил по штатам военного времени. При этом обеспечивается накопление возможно больших контингентов военно-обученного запаса. В мобилизационный период, т.е. при переводе Вооруженных Сил с мирного на военное положение, комплектование призвано обеспечить их своевременное и полное мобилизационное развертывание. В условиях войны основные задачи комплектования Вооруженных Сил заключаются в восполнении потерь действующих армии и флота, а также в обеспечении личным составом новых формирований.

Основными элементами системы комплектования являются:

1) способы комплектования; под которыми понимаются порядок привлечения граждан на военную службу и основания возникновения военно-служебных отношений. Известны два основных способа комплектования: на основе принудительной воинской обязанности, которую они выполняют по призыву (по мобилизации), и на добровольных началах – по контракту. Возможно сочетание этих способов, как это действует сегодня в Российской Федерации;

2) призывной возраст – это возраст, по достижению которого гражданин подлежит призыву на военную службу или приобретет право на поступление на военную службу по контракту. В Российской Федерации установлен единый призывной возраст – 18 лет. Для поступающих в военные образовательные учреждения возраст установлен в 16 лет;

3) отбор и распределение призывных контингентов включает совокупность мер, с помощью которых государство обеспечивает армию и флот пополнением необходимой численности и должного качества с учетом потребностей экономики страны и личных интересов граждан. С этой целью установлены некоторые изъятия (например для осужденных), освобождение от военной службы (например, по состоянию здоровья), предоставление отсрочек от призыва, альтернативная служба и др. Распределение осуществляется по видам и родам войск Вооруженных Сил в соответствии с военно-учетной специальностью, уровнем профессиональной подготовки, образовательным цензом, а также с учетом морально-психологических качеств, состояния здоровья и физического развития;

4) принципы комплектования характеризуют процесс комплектования с точки зрения территориального признака. Различают территориальный, экстерриториальный и смешанный принципы комплектования;

5) сроки военной службы устанавливают оптимальное соотношение между потребностями Вооруженных Сил мирного времени и необходимостью накопления военно-обученных контингентов на случай войны. С 1 января 2008 г. в Российской Федерации устанавливается единый срок службы по призыву – 12 месяцев;

6) количество призывов граждан на военную службу в год;

7) возраст пребывания в запасе указывает на общее число граждан, которые могут быть призваны по мобилизации и в военное время.

Правовую основу комплектования Вооруженных Сил РФ личным составом составляют:

– Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»;

– Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;

– Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237;

– Руководство по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами, утвержденное приказом Министра обороны РФ от 16 января 2001 г. № 30.

Личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

Комплектование Вооруженных Сил осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации:

а) военнослужащими – путем призыва граждан Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления граждан Российской Федерации (иностранных граждан) на военную службу;

2) гражданским персоналом – путем поступления граждан на государственную гражданскую службу в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» и путем поступления граждан на работу в военные организации в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

Комплектование Вооруженных Сил РФ офицерским составом осуществляется посредством:

1) подготовки офицеров в военных образовательных учреждениях. В военные образовательные учреждения профессионального образования имеют право поступать:

– граждане, не проходившие военную службу, – в возрасте от 16 до 22 лет;

– граждане, прошедшие военную службу, и военнослужащие, проходящие военную службу, – до достижения ими возраста 24 лет;

2) обучения граждан по программе военной подготовки в учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Гражданин до достижения им возраста 30 лет, обучающийся по очной форме обучения в федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, годный к военной службе по состоянию здоровья, отвечающий профессионально-психологическим требованиям, предъявляемым к конкретным военно-учетным специальностям, и прошедший в Минобороны России конкурсный отбор, вправе заключить с Минобороны России договор об обучении по программе военной подготовки офицеров запаса на военной кафедре при этом образовательном учреждении. Гражданин, заключивший такой договор, обязан непосредственно после окончания федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования заключить контракт о прохождении военной службы сроком на 3 года с Минобороны России или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. В случае отказа от заключения контракта о прохождении военной службы гражданин возмещает средства федерального бюджета, затраченные на его подготовку в учебном военном центре. При этом указанный гражданин подлежит призыву на военную службу;

3) поступления на военную службу и заключения контрактов с гражданами, прошедшими обучение по программе военной подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования;

4) поступления на военную службу из запаса и заключения контрактов с гражданами, имеющими высшее профессиональное образование, родственное специальности, предусмотренной для офицерской должности, на которую он назначается и присвоения им первого офицерского звания;

5) назначения военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов, имеющих высшее профессиональное образование, с их согласия на воинские должности, подлежащие замещению офицерами, заключения с ними контрактов и присвоения им первого офицерского звания.

Комплектование Вооруженных Сил прапорщиками и мичманами осуществляется посредством:

а) подготовки специалистов в школах прапорщиков и мичманов;

б) поступления на военную службу из запаса и заключения контрактов с гражданами, имеющими высшее и среднее специальное профессиональное образование, родственное специальности, предусмотренной для должности, на которую он назначается;

в) назначения военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин, имеющих высшее и среднее специальное профессиональное образование, с их согласия на воинские должности, подлежащие замещению прапорщиками (мичманами), заключения с ними контрактов и присвоения им воинского звания прапорщик или мичман.

Комплектование Вооруженных Сил солдатами, матросами, сержантами и старшинами представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, проводимых в ходе подготовки и практического решения задач по изучению, медицинскому, профессиональному психологическому отбору, приему и распределению граждан, призванных на военную службу и направленных на комплектование войск (сил), и граждан, поступающих на военную службу по контракту, организации их подготовки по военно-учетным специальностям, решению других вопросов во время прохождения военной службы и увольнению их в запас или в отставку.

Расчеты выделяемого молодого пополнения для комплектования видов Вооруженных Сил, военных округов, родов войск Вооруженных Сил, главных и центральных управлений Министерства обороны, других войск, воинских формирований и органов и расчеты призыва граждан на военную службу в военных комиссариатах военных округов разрабатываются Главным организационно-мобилизационным управлением Генерального штаба Вооруженных Сил (ГОМУ) на основании следующих документов:

– плана распределения граждан, призываемых на военную службу для комплектования Вооруженных Сил солдатами, матросами, сержантами и старшинами;

– расчета призыва граждан на военную службу для комплектования Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов;

– заявок на количество граждан, призываемых на военную службу, потребное для комплектования войск (сил);

– отчетов об изменениях в составе призывных ресурсов, о призыве граждан на военную службу в отчетном году и о количестве граждан, подлежащих призыву на военную службу в очередном году, представляемых штабами военных округов.

Комплектование Вооруженных Сил солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по контракту, осуществляется на основании заявок на прием военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, граждан, пребывающих в запасе, и женщин на военную службу по контракту в следующем календарном году, представляемых главными штабами видов Вооруженных Сил, штабами военных округов, родов войск Вооруженных Сил, главными и центральными управлениями Министерства обороны в Генеральный штаб к 1 января.

ГОМУ на основании поступивших заявок разрабатывает задание на отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, выписки из которого доводятся до главных штабов видов Вооруженных Сил, штабов военных округов, родов войск Вооруженных Сил, главных и центральных управлений Министерства обороны.

Главные штабы видов Вооруженных Сил, штабы военных округов, родов войск Вооруженных Сил, главные и центральные управления Министерства обороны на основании имеющейся потребности в пополнении и полученного из Генерального штаба задания на отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, разрабатывают расчеты распределения задания на отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, выписки из которых доводятся до подчиненных объединений, соединений и воинских частей.

Штаб военного округа на основании полученного задания на отбор кандидатов и поступивших заявок из объединений, соединений и воинских частей разрабатывает задание на отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту из числа граждан, пребывающих в запасе, и граждан женского пола, не пребывающих в запасе, выписки из которого доводятся до военных комиссариатов субъектов Российской Федерации. Одновременно штаб военного округа, проводящий отбор кандидатов, информируют штабы военных округов, флотов, объединений, соединений, воинских частей (организаций), для которых будут отбираться эти кандидаты, в каких субъектах Российской Федерации и в каком количестве они будут отбираться.

Военный комиссариат субъекта Российской Федерации на основании задания, полученного из штаба военного округа, разрабатывает задание на отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту из числа граждан, пребывающих в запасе, и граждан женского пола, не пребывающих в запасе, военным комиссариатам районов, городов без районного деления, или иных равных им муниципальных (административно-территориальных) образований.

Военный комиссариат района, получив из военного комиссариата субъекта Российской Федерации задание на отбор кандидатов, разрабатывает план отбора кандидатов для поступления на военную службу по контракту, в котором отражается:

а) количество граждан, подлежащих отбору;

б) для каких военных округов, флотов, объединений, соединений, воинских частей (организаций) и с какими требованиями необходимо отобрать кандидатов;

в) сроки отбора;

г) порядок проведения медицинского освидетельствования, мероприятий по профессиональному психологическому отбору, проверки профессиональной подготовленности и физической подготовки;

д) порядок организации взаимодействия в вопросах отбора кандидатов с органами местного самоуправления, руководителями организаций;

е) порядок проведения агитационной работы, рекламы военной службы по контракту, мероприятия по военно-профессиональной ориентации граждан и другие мероприятия, необходимые для выполнения установленного задания.

Отбор и прием на военную службу по контракту граждан, пребывающих в запасе, и граждан женского пола, не пребывающих в запасе, проводимый в соответствии с установленным заданием, осуществляется в два этапа:

1) первый этап – отбор кандидатов в военных комиссариатах;

2) второй этап – прием кандидатов, прибывших из военных комиссариатов, в воинских частях.

Отбор граждан, пребывающих в запасе, и граждан женского пола осуществляется военным комиссариатом района, а определение соответствия отобранных граждан установленным требованиям осуществляется комиссией военного комиссариата по отбору кандидатов, поступающих на военную службу по контракту, назначаемой приказом военного комиссара района. В состав комиссии включаются должностные лица военного комиссариата, в том числе председатель военно-врачебной комиссии военного комиссариата района.

Выявление граждан, желающих поступить на военную службу по контракту, осуществляется: через кадровые органы организаций, территориальные органы по вопросам занятости населения и общественные объединения путем личных бесед с гражданами при вызове (прибытии) их в военные комиссариаты. Помимо планового отбора кандидатов, в соответствии с установленным заданием, их отбор может осуществляться и в персональном порядке по запросам воинских частей в военные комиссариаты районов на конкретных граждан.

Основанием для учета граждан в качестве кандидатов являются их заявления в военные комиссариаты, а на граждан, обратившихся с просьбой о приеме на военную службу по контракту непосредственно в воинские части, – запросы командиров этих воинских частей в военные комиссариаты.

Гражданин, изъявивший желание поступить на военную службу по контракту, подает заявление в военный комиссариат, где он состоит на воинском учете (не состоящий на воинском учете – в военный комиссариат по месту жительства), или в воинскую часть. Гражданин, проживающий за пределами Российской Федерации и изъявивший желание поступить на военную службу по контракту, подает заявление в военный комиссариат субъекта Российской Федерации или в воинскую часть, дислоцированную в месте его проживания.

Военный комиссар рассматривает принятое заявление и дает соответствующие указания о проведении медицинского освидетельствования, мероприятий по профессиональному психологическому отбору, проверки уровня образования, профессиональной и физической подготовки.

Медицинское освидетельствование кандидатов, поступающих на военную службу по контракту, организуется и проводится в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительством РФ от 25 февраля 2003 г. № 123 и Инструкцией о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 20 августа 2003 г. № 200.

В отношении граждан, изъявивших желание проходить военную службу по контракту, выносится заключение о годности их к военной службе в определенном виде Вооруженных Сил, роде войск Вооруженных Сил, на воинских должностях по конкретным ВУС, а при необходимости к прохождению военной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и местностях с неблагоприятными климатическими условиями.

С кандидатами, признанными по состоянию здоровья годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями, профессиональная подготовленность которых соответствует квалификационным требованиям по избираемым ими воинским должностям (ВУС), проводятся мероприятия по профессиональному психологическому отбору в соответствии с Руководством по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 января 2000 г. № 50.

Проверка физической подготовки кандидатов проводится при выполнении ими соответствующих нормативов.

Комиссия на основании изучения документов, находящихся в личных делах кандидатов, с учетом заданий на отбор кандидатов и заявок войск (сил) принимает решение о соответствии (несоответствии) граждан требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту. Копия решения комиссии должна быть выдана гражданину по его просьбе в течение трех дней со дня принятия решения.

Личные дела кандидатов, прошедших отбор и рекомендованных для поступления на военную службу по контракту, направляются в воинские части в соответствии с имеющимися заявками с учетом наличия вакантных воинских должностей, соответствующих воинским званиям кандидатов, их образованию, подготовке, состоянию здоровья и результатам отбора.

В воинской части личные дела кандидатов для приема на военную службу по контракту, поступившие из военных комиссариатов, а также граждан, подавших заявление непосредственно в воинскую часть, рассматриваются на заседании аттестационной комиссии воинской части и по ним готовятся предложения о целесообразности приема на военную службу по контракту, которые представляются командиру воинской части для принятия решения.

При принятии решения о целесообразности приема гражданина на военную службу по контракту командир воинской части уведомляет об этом соответствующего военного комиссара.

Гражданин, обратившийся с заявлением о поступлении на военную службу по контракту непосредственно в воинскую часть, после рассмотрения его кандидатуры направляется для проведения отбора и оформления документов в военный комиссариат, где он состоит на воинском учете (не состоящий на воинском учете – в военный комиссариат по месту жительства).

Личные дела кандидатов, которым отказано в приеме на военную службу по контракту, с указанием причин отказа возвращаются в военные комиссариаты по месту их воинского учета (месту жительства).

По прибытии в воинскую часть кандидаты, при необходимости, по решению командира могут быть направлены для прохождения медицинского освидетельствования, проведения с ними мероприятий по профессионально-психологическому отбору, проверки уровня их образования, профессиональной и физической подготовки и рассмотрения их кандидатур аттестационной комиссией воинской части в целях решения вопроса о заключении с ними контракта.

Командир воинской части обязан лично провести беседу с каждым кандидатом и принять решение о заключении с ним контракта и назначении на воинскую должность. Контракт подписывается кандидатом, поступающим на военную службу по контракту, и командиром воинской части от имени Министерства обороны.

На граждан, пребывавших в запасе, с которыми заключены контракты, в военные комиссариаты районов, которыми они были направлены в воинскую часть, направляются выписки из приказов командиров воинских частей о заключении с ними контрактов о прохождении военной службы и зачислении в списки личного состава воинских частей, которые являются основанием для снятия граждан, пребывающих в запасе, с воинского учета.

В случае отказа кандидату в приеме на военную службу по контракту или отказа самого кандидата от заключения контракта в его личном деле производится соответствующая запись, а само личное дело возвращается в военный комиссариат, направивший данного кандидата.

Кандидатам, с которыми не заключен контракт о прохождении военной службы, в воинских частях выдаются воинские перевозочные документы для проезда к месту воинского учета (месту жительства) и суточные деньги на время нахождения в пути следования. Воинские перевозочные документы и суточные деньги выдаются гражданину только один раз при первой попытке поступления на военную службу по контракту.

Отбор кандидатов на военную службу по контракту из числа военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, осуществляется в соответствии с установленным заданием, командирами подразделений путем коллективных и индивидуальных бесед, информирования личного состава об условиях военной службы по контракту, разъяснения положений законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам военной службы по контракту. В ходе проведения этой работы выявляются лица, отвечающие предъявляемым требованиям и изъявившие желание проходить военную службу по контракту.

После рассмотрения рапортов военнослужащих командир воинской части при необходимости дает указания:

– о проведении медицинского освидетельствования кандидатов;

– о проведении с ними мероприятий по профессиональному психологическому отбору;

– о проверке соответствия уровня их образования, профессиональной и физической подготовки требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту;

– о рассмотрении их кандидатур аттестационной комиссией воинской части;

– об оформлении допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, по соответствующей форме.

Соответствие кандидатов требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, определяется аттестационной комиссией воинской части.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.