В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «Об обороне» полномочия по реализации мер, связанных с организацией обороны, предоставлены также ФедеральномуСобранию РФ,состоящему из Совета Федерации и Государственной Думы. Их деятельность в этом направлении связана, прежде всего, с их участием в бюджетном процессе, предусматривающем стадии разработки, рассмотрения, утверждения, исполнения и контроля за исполнением оборонной части федерального бюджета. Федеральным законом «Об обороне» они наделяются полномочиями по рассмотрению расходов на оборону, установленных законами о федеральном бюджете. Решение о принятии государственного бюджета оформляется в виде закона, принимаемого Государственной Думой и подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации (п. «а» ст. 106 Конституции РФ).
Совет Федерации:
– рассматривает расходы на оборону, установленные принятыми Государственной Думой федеральными законами о федеральном бюджете;
– рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы в области обороны;
– утверждает указы Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также о привлечении Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению;
– решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации.
Государственная Дума:
– рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые федеральными законами о федеральном бюджете;
– принимает федеральные законы в области обороны.
в) Правительство РФ.
На Правительство РФ возложено осуществление мер по обеспечению обороны, и оно несет в пределах своих полномочий ответственность за состояние и обеспечение Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов. Правительство – это коллективный орган общей компетенции, призванный осуществлять исполнительную и распорядительную (административную) функции. Согласно Конституции РФ (ст. 110) исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Правительство – высший исполнительный орган власти в России.
Распорядительная функция Правительства России выражается в его деятельности по руководству подчиненными органами государственного управления, осуществляемой путем издания собственных правовых актов (постановлений и распоряжений) и обеспечения их выполнения. В области обороны распорядительная функция Правительства России, прежде всего, связана с его деятельностью по осуществлению руководства оборонным и военным строительством.
Исполнительную функцию Правительства РФ можно определить как правоприменительную, сводящуюся в основном к текущему управлению оперативного характера. Исполнительная власть организует реализацию принятых законов, что подразумевает решение многих конкретных вопросов, в том числе в области обороны, т. е. организует их исполнение, управляет подчиненным государственным аппаратом.
Правительство Российской Федерации:
– осуществляет меры по обеспечению обороны и несет в пределах своих полномочий ответственность за состояние и обеспечение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;
– руководит деятельностью по вопросам обороны подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти;
– разрабатывает и представляет в Государственную Думу предложения по расходам на оборону в федеральном бюджете;
– организует оснащение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов вооружением и военной техникой по их заказам;
– организует обеспечение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и услугами по их заказам;
– организует разработку и выполнение государственных программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса;
– организует разработку и выполнение планов перевода (мобилизационных планов) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени, а также планов создания запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов;
– осуществляет руководство мобилизационной подготовкой федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны;
– осуществляет контроль за подготовкой организаций к выполнению государственного оборонного заказа по выпуску продукции в военное время, за выполнением государственного оборонного заказа организациями, за созданием, развитием и сохранением мобилизационных мощностей, а также за созданием воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти и подготовкой транспортных средств, подлежащих передаче Вооруженным Силам РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации;
– устанавливает мобилизационные задания федеральным органам исполнительной власти;
– принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации государственных организаций оборонного промышленного комплекса, научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций и определяет порядок их реорганизации и ликвидации;
– определяет условия финансово-хозяйственной деятельности организаций Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;
– принимает решение о создании, реорганизации и ликвидации военных образовательных учреждений профессионального образования, учебных военных центров, факультетов военного обучения (военных кафедр) при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
– утверждает положения об учебных военных центрах, факультетах военного обучения (военных кафедрах) при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
– организует разработку планов размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов;
– определяет порядок выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями независимо от форм собственности, а также собственниками транспортных средств военно-транспортной обязанности, подготовки граждан Российской Федерации к военной службе, воинского учета, призыва на военную службу и альтернативную гражданскую службу, проведения военно-врачебной экспертизы и военных сборов;
– утверждает положения о воинском учете, призыве на военную службу, подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, проведении военных сборов, военно-врачебной экспертизе, а также перечень военно-учетных специальностей;
– устанавливает штатную численность гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований;
– определяет организацию, задачи и осуществляет общее планирование гражданской и территориальной обороны;
– определяет порядок предоставления и использования для нужд Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов земель и других природных ресурсов;
– устанавливает порядок передачи, предоставления в аренду, продажи и ликвидации вооружения и военной техники, оборонных объектов и другого военного имущества;
– организует контроль за экспортом вооружения и военной техники, стратегических материалов, технологий и продукции двойного назначения;
– определяет порядок расходования средств, выделяемых на оборону из федерального бюджета, а также источники финансирования Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, привлекаемых к выполнению задач, не связанных с их предназначением;
– ведет международные переговоры по вопросам военного сотрудничества и заключает соответствующие межправительственные соглашения;
– устанавливает порядок компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации, в связи с использованием их имущества для нужд обороны;
– осуществляет иные полномочия в области обороны, возложенные на него Конституцией РФ, законодательством Российской Федерации и указами Президента РФ.
Управление Вооруженными Силами РФ осуществляет Министерство обороны РФ, которое согласно Положению, утвержденному Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1082, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные законодательством функции в этой области.
В структуру Министерства обороны РФ входят службы Министерства обороны и им равные подразделения, центральные органы военного управления, не входящие в службы и им равные подразделения, и иные подразделения.
Минобороны России является органом управления Вооруженными Силами РФ.
Минобороны России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему:
Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству;
Федеральной службы по оборонному заказу;
Федеральной службы по техническому и экспортному контролю;
Федерального агентства специального строительства.
Основными задачами Минобороны России являются:
1) выработка и проведение государственной политики в области обороны;
2) нормативно-правовое регулирование в области обороны;
3) нормативно-правовое регулирование деятельности Вооруженных Сил и подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти;
4) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам обороны, координация деятельности войск, воинских формирований и органов по выполнению задач в области обороны, а также координация строительства войск и воинских формирований;
5) координация и контроль деятельности подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти;
6) организация применения Вооруженных Сил в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации;
7) поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил;
8) осуществление мероприятий по строительству Вооруженных Сил;
9) обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
10) выработка и реализация государственной политики в области международного военного сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями.
Минобороны России возглавляет Министр обороны РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства РФ.
Министр подчиняется непосредственно Президенту РФ, а по вопросам, отнесенным Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента РФ к ведению Правительства РФ, - и Председателю Правительства РФ.
Министру непосредственно подчиняются Вооруженные Силы.
Министр несет персональную ответственность за решение задач и реализацию полномочий, возложенных на Минобороны России и Вооруженные Силы, и осуществляет свою деятельность на основе единоначалия.
Министр имеет первых заместителей и заместителей. Первым заместителям Министра предоставляется право подписывать приказы и директивы Министра (за исключением приказов, подлежащих государственной регистрации). Определение обязанностей первых заместителей, заместителей Министра, а также начальников служб Минобороны России осуществляет Министр.
Начальники служб Минобороны России имеют право представлять Минобороны России во взаимоотношениях с Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, законодательными (представительными) и судебными органами государственной власти Российской Федерации, осуществлять согласование проектов нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, вести переписку от имени Минобороны России.
В Минобороны России образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его первых заместителей и заместителей, начальников служб Минобороны России, главнокомандующих видами Вооруженных Сил, входящих в нее по должности, а также других должностных лиц.
Количество членов коллегии Минобороны России и ее состав (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждаются Президентом РФ по представлению Министра.
Коллегия на своих заседаниях рассматривает наиболее важные вопросы деятельности Минобороны России. Решения коллегии принимаются большинством голосов ее членов и оформляются протоколами. При необходимости на основании решений коллегии могут издаваться приказы и директивы Министра.