Классификация вооруженных сил по системе устройства и способу комплектования
назад
Типы вооруженных сил по системе устройства (организации)
назад
Военная организация государства
– Вооруженные Силы
Вооруженные Силы Российской Федерации, их предназначение и общая организация
Военно-учебные заведения– военные академии, университеты и институты, военные училища, военные научные учебные центры, военные факультеты и военные учебные центры при гражданских образовательных учреждениях, курсы подготовки и переподготовки офицеров
Состав Вооруженных Сил Российской Федерации
Предназначение других войск, воинских формирований и органов
Предназначение внутренних войск МВД России
Предназначение пограничной службы ФСБ России
Тема № 3. Организационно-правовые основы государственного руководства и управления Вооруженными Силами Российской Федерации
Вопросы: 1.Полномочия федеральных органов государственной власти по вопросам обороны и руководства Вооруженными Силами РФ.
2. Понятие и принципы осуществления исполнительной власти в Вооруженных Силах РФ военными органами (органами военного управления).
Полномочия федеральных органов государственной власти по вопросам обороны и руководства Вооруженными Силами РФ
Конституция РФ, Федеральный закон «Об обороне» и другие законодательные акты наделяют полномочиями в области обороны Президента РФ, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственную Думу), Правительство РФ.
А) Президент РФ.
Конституция России (п. 1 ст. 87) предусматривает совмещение в одном лице поста главы Российского государства и поста Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ в целях обеспечения единства политического и военного руководства, координации усилий и тесного взаимодействия органов государственной власти и органов военного управления в решении вопросов обороны. Президент РФ наделен Конституцией и законодательством Российской Федерации большими полномочиями по реализации мер, связанных с организацией обороны государства.
Кполномочиям политического характера в сфере организации обороны относится, в частности, определение основных направлений военной политики Российской Федерации. Поскольку военная политика имеет внутреннюю и внешнюю стороны, постольку Президент РФ имеет внутриполитические и внешнеполитические полномочия в области обороны.
К внутриполитическим полномочиям относятся:
– утверждение военной доктрины Российской Федерации;
– введение в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях режима военного положения с незамедлительным сообщением об этом Федеральному Собранию;
– обеспечение режима военного положения в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О военном положении»;
К внешнеполитическим полномочиям главы государства относится ведение переговоров и подписание международных договоров Российской Федерации в области обороны, включая договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении и ограничении вооруженных сил и вооружений, об участии Вооруженных Сил РФ в операциях по поддержанию мира и международной безопасности.
Президент РФ, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, в пределах своей компетенции реализует полномочия военного характера, связанные с организацией обороны:
– осуществляет руководство Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами;
– в случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ о ведении военных действий;
– принимает в соответствии с федеральными законами решение о привлечении Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению;
– утверждает концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, План применения Вооруженных Сил РФ, Мобилизационный план Вооруженных Сил РФ, а также планы перевода (мобилизационные планы) на работу в условиях военного времени органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономики страны, планы создания запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов и федеральную государственную программу оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны;
– утверждает единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1 ранга) в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, присваивает высшие воинские звания, назначает военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, освобождает их от воинских должностей и увольняет их с военной службы в порядке, предусмотренном федеральным законом;
– утверждает структуру, состав Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов до объединения включительно, штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также штатную численность гражданского персонала;
– принимает решение о дислокации и передислокации Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований от соединения и выше;
– утверждает планы применения Вооруженных Сил РФ. План применения Вооруженных Сил РФ представляет на утверждение Президенту РФ Министр обороны РФ[1]. Разработка Плана является одной из функций Министерства обороны РФ. Разработка осуществляется с участием иных федеральных органов исполнительной власти, в составе которых имеются другие войска, воинские формирования и органы[2];
– издает указы о призыве на военную службу, военные сборы, а также об увольнении с военной службы граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по призыву. Президент РФ своим указом утверждает Положение о порядке прохождения военной службы, издает иные указы, связанные с воинской обязанностью граждан, организацией прохождения военной службы;
– устанавливает перечень организаций, осуществляющих деятельность в интересах обороны страны и безопасности государства, и федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, в которые военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут направляться не на воинские должности, а также общее количество военнослужащих, направляемых не на воинские должности в каждые из указанных организаций и образовательных учреждений.
Президент РФ наделен следующими полномочиями при реализации мер мобилизационного характера:
– объявляет общую или частичную мобилизацию в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии, возникновения вооруженных конфликтов;
– утверждает Мобилизационный план Вооруженных Сил РФ, мобилизационные планы экономики, а также планы подготовки и накопления мобилизационных резервов и оперативного оборудования;
– утверждает План гражданской обороны.
Президент РФ, реализуя свои полномочия экономического характера при организации обороны:
– утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса;
– утверждает программы ядерных и других специальных испытаний и санкционирует проведение указанных испытаний.
К правовым мерам, осуществляемымПрезидентом РФ в области обороны, относятся:
– утверждает общевоинские уставы, положения о Боевом Знамени воинской части, Военно-морском флаге Российской Федерации, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности;
– утверждает положения о Министерстве обороны РФ и федеральных органах исполнительной власти (органах), уполномоченных в области управления другими войсками, воинскими формированиями и органами, определяет вопросы координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обороны.
Президент РФ осуществляет иные полномочия в области обороны, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами Российской Федерации.
Президент России реализует свои полномочия в области обороны, в частности, через Совет Безопасности Российской Федерации, который в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 7 июня 2004 г. № 726, является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам стратегии развития Российской Федерации, обеспечения безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.