Система военно-юридического образования в России имеет 176-летню историю и ведет отсчет от создания 10 ноября 1832 г. Аудиторской школы при Военном министерстве. До сегодняшнего дня было сменено 10 учебных заведений, которые готовили военных юристов: от Аудиторской школы до нынешнего Военного университета.
Военная администрация в России как учебная дисциплина стала преподаваться в начале 19 века. Преподавание осуществлялось в Академии Генерального штаба и включало вопросы организации военного управления, военной службы и комплектования армии. В последующем преподавание военной администрации было введено во всех военно-учебных заведениях России.
9 апреля 1867 г. была образована Военно-юридическая академия. Своего наибольшего развития данное учебное заведение получило в бытность ее начальником генерала от инфантерии П.О.Бобровского. В 1912 году в данной академии начал преподаваться курс «Военно-административное право». Данный курс преподавался и в советское время. В 1940, 1945 и 1951 г. были изданы учебники и учебные пособия по советскому военно-административному праву.
В 1954 году преподавание военно-административного права в военно-учебных заведениях было прекращено. Круг вопросов, изучавшихся этой наукой, стал изучаться в рамках курса «Военная администрация», который преподается в Военном университете по настоящее время.
Понятие «администрация» является синонимом слов «управление», «руководство». Администрация – это аппарат, органы, совокупность лиц, которые управляют, руководят действиями людей.
Под понятием «военная администрация» понимается:
1) совокупность органов военного управления;
2) аппарат военного управления территорией, на которой действует режим военного положения или которая занята в ходе военных действий;
3) научная и учебная дисциплина, изучающая устройство, закономерности и общую структуру военной организации в общем и вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов, в частности;
4) организационно-правовая деятельность государства по военному строительству.
Военная администрация как наука изучает правовые аспекты деятельности государства по военному строительству и правовому регулированию отношений, связанных с устройством и организацией вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов, их управлением, комплектованием, организацией прохождения и исполнения обязанностей военной службы, материально-технического снабжения войск (сил), обеспечением их боевой и мобилизационной готовности.
Предметом военной администрацииявляется военное строительство как одна из основных составляющих (отраслей) государственной деятельности в военной области, как часть государственного строительства, урегулирования нормативно-правовыми актами, неразрывно связанными с правовой системой государства и обеспечением его военной безопасности.
Военное строительство – это планомерный и целенаправленный процесс создания и развития военной организации государства, комплекс экономических, социально-политических, правовых, собственно военных и других мероприятий по поддержанию военной мощи и укреплению военного потенциала государства.
Строительство Вооруженных Сил – это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных военно-политических, военно-технических, экономических, социальных и других мероприятий, направленных на создание и развитие Вооруженных Сил в целях обеспечения гарантированной вооруженной защиты национальных интересов государства.
Целью строительства Вооруженных Сил является придание им такого современного состояния, которое в системе всей военной организации государства в наибольшей степени удовлетворяло бы потребности обеспечения военной безопасности и в то же время соответствовало экономическим возможностям страны.
Военная администрация как учебная дисциплина изучает закономерности строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, к которым относятся:
– соответствие структуры Вооруженных Сил характеру и уровню развития политической системы и экономического строя государства;
– единство руководства государственным и военным строительством;
– обусловленность оборонной мощи и направлений военного строительства целями внутренней и внешней политики государства, характером военно-политической обстановки в мире;
– зависимость уровня военной мощи государства от степени развития материальных основ и духовных сил общества;
б) закономерности организационно-технического и собственно военного характера:
– зависимость военного потенциала от уровня развития оборонного потенциала страны;
– базирование боевой мощи Вооруженных Сил на их кадровой организации, на основе оптимальной системы комплектования;
– зависимость развития организационно-штатной Вооруженных Сил, структуры соединений и воинских частей от решаемых ими зада;
– соответствие систем боевой готовности войск, обучения и воспитания военных кадров, подготовки войск характеру возможных войн;
– зависимость эффективности управления Вооруженных Сил от степени централизации руководства и реализации принципа единоначалия;
– опора на централизацию руководства и единоначалие на правовой основе;
– закрепление основных положений военного законодательства и строительства Вооруженных Сил в федеральных законах и других нормативных правовых актах и практическая реализация в системе определенных правовых отношений;
– обеспечение законности в области военного управления;
– зависимость реализации право и свобод военнослужащих от обеспечения их социальной защищенности, достойного социального статуса и уровня жизни и др.
Военная администрация тесно связано с военной и правовой науками и в то же время имеет собственный предмет исследования.
Военная наука представляет собой систему знаний о законах и закономерностях войн и военных конфликтов, путях их предотвращения, военного строительства, подготовки Вооруженных Сил и государства к войне, способах ведения вооруженной борьбы. В этом смысле военная администрация является составной частью военной науки. Относясь к специальным военным дисциплинам, военная администрация исходит из положений и требований общей теории военной науки и теории военного искусства, с которыми она тесно связана.
Вместе с тем рассмотрение военной администрации только лишь в качестве одного из разделов военной науки было бы неполным и односторонним. Военная наука тесно и неразрывно связано с юридической наукой, прежде всего, с такими ее отраслями, как государственное (конституционное) право, административное право, военное право. В этом смысле военная администрация в полной мере относится к группе правовых учебных дисциплин.
Таким образом, можно сделать вывод, что военная администрация по своей природе и содержанию является военно-правовой наукой, в определенной степени объединяющей военные и правовые вопросы, что относится к наукам о сложных, многосторонних явлениях, каковым является военное строительство.