Система устройства вооруженных сил всегда зависит от социально-политической и экономической систем общества, положения государства в мировом сообществе, его природных условий, количественного и качественного состава населения, уровня развития науки и техники и других факторов. При этом непосредственно на систему устройства вооруженных сил влияют принятые в государстве способ комплектования войск личным составом и порядок выполнения гражданами воинской обязанности по военной защите государства.
Под системой устройства вооруженных сил (военной системой государства) принято понимать форму организации вооруженных сил, обусловленную способами комплектования войск личным составом и порядком выполнения гражданами воинской обязанности.
Складывавшиеся в истории развития человеческого общества различные системы устройства ВС сводят к двум основным системам:
1) устройство ВС на милиционной основе (постоянная армия);
2) устройство ВС на постоянной основе (постоянная армия).
Кроме того, в разные периоды имели место и некоторые промежуточные или смешанные военные системы, основанные на сочетании элементов основных систем устройства.
Милиционная армия как система устройства ВС представляет собой такую военную организацию, при которой военнобязанные граждане в мирное время привлекаются к военному обучению лишь на короткое время, без отрыва их от основных занятий и к тому же по месту жительства. При этом воинские части в боевой готовности не содержатся. Как таковые они создаются и действуют только в военное время.
Милиционные армии имеют следующие основные черты:
- военная служба носит общеобязательный характер, в связи с чем граждане мужского пола ( а в отдельных случаях и женского пола ), способные носить оружие, привлекаются к обучению военному делу и несению военной службы;
-воинские части комплектуются по территориальному принципу, в соответствии с которым военнобязанные зачисляются в них по месту своего жительства;
- военнобязанные проходят обучение внеказарменным способом, т.е. без отрыва от места жительства.
Милиционная армия по существу состоит из обучаемых военному делу граждан и воинских частей, которые не содержатся “под ружьем”.
Устройству ВС на милиционной основе присущи как положительные свойства, так и недостатки. В частности, содержание милиционных частей по сравнению с содержанием постоянных войск обходится государству дешевле. В то же время при такой системе нельзя обеспечить защиту страны от внезапного нападения противника, поскольку в мирное время “под ружьм” находятся лишь немногочисленные кадры.
Постоянная армия как система устройства ВС в ходе исторического развития, как правило, приходит на смену милиционной армии.
Постоянной армии присущи следующие характерные черты:
- экстерриториальный принцип комплектования личным составом;
-войсковой (казарменный) способ обучения граждан военному делу с непрерывным пребыванием их на военной службе (в кадрах военной организации) в установленные государством сроки военной службы;
- сроки службы относительно продолжительны;
- воинские части находятся в боевой готовности в мирное время.
Сначала постоянные армии создавались как постоянные наемные войска, комплектовавшиеся на основе вербовки в ВС наемников. Позднее постоянные армии, комплектуемые наемниками-иностранцами, постепенно заменяются войсками, комплектование которых ведется гражданами своего государства путем их вербовки (найма) на военную службу либо путем зачисления в ряды ВС на основе воинской повинности (обязанности). В России всеобщая воинская повинность была введена в 1874 г.
С введением воинской повинности характер системы устройства ВС на постоянной основе несколько меняется. ВС превращаются в постоянные кадровые армии. Постоянная кадровая армия состоит из двух частей: кадра (часть войск, находящихся “под ружьем”) и запаса (резерва) (военнообязанные граждане, получившие военную подготовку главным образом в период нахождения на военной службе в кадровых частях). ВС, действующие на постоянной кадровой основе, имеют несомненные преимущества (особенно) в современной обстановке перед милиционной армией, главным образом в области достижения боеспособности и боеготовности войск.
Система устройства вооруженных сил (военная система государства) должна обеспечивать их быстрое применение для отражения возможной агрессии и для решения других стоящих перед ними задач, а также подготовку военнообученного запаса и быструю мобилизацию ( перевод вооруженных сил с мирного положения на военное ).
Возникновению современных ВС РФ, созданных и функционирующих на постоянной кадровой основе, предшествовал большой исторический путь развития военной системы государства. Постоянная кадровая армия в России была создана в начале 18 века. В последующем, в частности с введением воинской повинности в России в 1874 г. и проведением военной реформы, ВС стали строится и действовать в основном на постоянной кадровой основе. Такая (с небольшими изменениями) военная система государства сохранялась до революции 1917 г.
В советский период в зависимости от способа комплектования ВС и порядка выполнения гражданами воинской обязанности, прохождения ими военной службы принято выделять следующие конкретные формы устройства вооруженных сил:
1) Красная Гвардия. Добровольческая Красная Армия (январь - май 1918 г.);
2) регулярная Красная Армия ( май 1918 г. - август 1923 г. );
3) кадрово-милиционная Красная Армия ( август 1923 г. - сентябрь 1939 г.);
4) кадровые Вооруженные Силы СССР (сентября 1939 г.-1992 г.).
2. Правовые основы организации Вооруженных Сил РФ.
7 мая 1992 г. был издан указ Президента РФ “О создании Вооруженных Сил РФ”. В соответствии с ним, а также военной доктриной РФ принципами строительства ВС РФ являются:
- подконтрольность органов военного управления и должностных лиц высшим органам государственной власти;
- соответствие организационной структуры, боевого состава и численности войск (сил) концепции безопасности России, возлагаемым на них задачам, законодательству, международным обязательствам и экономическим возможностям РФ;
- учет геополитического и геостратегического положения страны;
- централизация военного руководства и единоначалие на правовой основе;
-постоянной боевой готовности;
- обеспечение возможностей для наращивания боевой мощи Вооруженных Сил адекватно возрастанию военной угрозы, заблаговременное накопление и подготовка мобилизационного резерва;
- обеспечение высокого уровня профессионализма Вооруженных Сил РФ; - создание многонациональной кадровой армии, комплектуемой на основе сочетания военной службы по призыву с военной службой по контракту;
- соблюдение общегражданских политических прав, свобод и социальной защищенности военнослужащих в соответствии со спецификой военной службы,
- учета национально-исторических традиций, норм международного права, мирового опыта военного строительства.
Главной целью строительства Вооруженных Сил является создание и развитие войск, способных обеспечить защиту независимости, суверенитета и территориальной целостности страны, безопасности граждан и других жизненно важных интересов общества и государства.
ВС РФ функционируют на постоянной кадровой основе.Правовые основы системы устройства ВС РФ и их общей организации закреплены в законах “Об обороне”( в ст. 12), “О воинской обязанности и военной службе”, других законодательных актах.
Согласно закону "Об обороне" Вооруженные Силы РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск ВС РФ, в Тыл ВС РФ и в войска, не входящие в виды и рода войск ВС РФ.
Вооруженные Силы делятся на виды, рода войск и специальные войска. К видам ВС относятся: РВСН, Сухопутные войска, ВВС, ВМФ. В основе деления Вооруженных Сил на виды лежат особенности их вооружения и выполнения стратегических и крупных оперативных задач в определенной среде (на суше, на море, в воздухе).
Виды ВС могут состоять из родов войск (сил флота), специальных войск и тыла. Под родом войск понимается часть вида Вооруженных Сил, состоящая из воинских формирований, отличающихся вооружением, техническим оснащением, организационной структурой, характером обучения и способностью к выполнению специфических боевых задач во взаимодействии с другими родами войск. Специальные войска служат для обеспечения родов войск и содействия им в выполнении боевых задач.
К родам войск относятся мотострелковые войска, танковые войска, ракетные войска и артиллерия.
К специальным войскам относятся: инженерные, химические, радиотехнические, связи, автомобильные, дорожные, трубопроводные и ряд иных.
Важное место в обеспечении жизни, быта, деятельности войск и сил флота всем необходимым занимает Тыл ВС. В состав Тыла ВС входят автомобильные, дорожные, трубопроводные войска, а также инженерно-аэродромные, авиационно-технические, медицинские, ветеринарные и другие тыловые части, подразделения и учреждения.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона “Об обороне”ВС РФ предназначены для отражения агрессии, направленной против РФ, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории РФ, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами РФ.
Военной доктриной РФ определяются основные группы задач, стоящих перед Вооруженных Сил.
1. В вооруженных конфликтах и локальных войнах Вооруженные Силы РФ имеют задачей локализацию очага напряженности и прекращение военных действий на возможно более ранней стадии в интересах создания предпосылок для урегулирования конфликта мирными средствами на условиях, отвечающих интересам РФ. Вооруженные конфликты и локальные войны могут при определенных условиях перерасти в крупномасштабную войну. При необходимости Вооруженные Силы будут развернуты для применения всех имеющихся у них сил и средств.
Для предотвращения войн и вооруженных конфликтов и обеспечения сдерживания агрессоров от развязывания любых войн на Вооруженные Силы РФ возлагаются следующие задачи:
- своевременное вскрытие совместно с силами и средствами других министерств и ведомств готовящегося вооруженного нападения или угрожающего развития ситуации и предупреждение о них высшего руководства государства;
- поддержание состава и состояния стратегических ядерных сил на уровне, обеспечивающем гарантированное нанесение заданного ущерба агрессору в любых условиях обстановки;
- поддержание боевого потенциала группировок войск общего назначения мирного времени на уровне, обеспечивающем отражение агрессии локального (регионального масштаба);
- обеспечение в рамках государственных мероприятий по переводу страны с мирного на военное положение стратегического развертывания Вооруженных Сил;
- охрана государственной границы в воздушном пространстве и в подводной среде.
2. Отдельные формирования Вооруженных Сил могут привлекаться для ликвидации внутренних вооруженных конфликтов, которые угрожают жизненно важным интересам РФ и могут быть использованы как повод для вмешательства других государств в ее внутренние дела. Задачей применения войск и сил, привлекаемых для локализации и пресечения таких конфликтов, является скорейшая нормализация обстановки, пресечение вооруженных столкновений и разъединение противоборствующих сторон, а также защита стратегически важных объектов.
3. При участии в операциях по поддержанию мира, проводимых по решению Совета Безопасности ООН или в соответствии с международными обязательствами РФ, на контингент ее Вооруженных Сил могут возлагаться следующие задачи:
- обеспечение доставки гуманитарной помощи гражданскому населению и его эвакуации из зоны конфликта;
- блокирование района конфликта с целью обеспечения выполнения санкций, принятых международным сообществом.
В соответствии со ст. 102 Конституции РФ решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ относится к ведению Совета Федерации России.
Решение перечисленных и других задач осуществляется Вооруженными Силами в тесном взаимодействии с другими войсками и воинскими формированиями РФ. Так, согласно ст. 1 ФЗ“Об обороне” к обороне привлекаются Пограничные войска РФ, ВВ МВД РФ, Железнодорожные войска РФ и некоторые другие войска.
Выводы:
1. Под системой устройства вооруженных сил (военной системой государства) следует понимать форму организации вооруженных сил, обусловленную способами комплектования войск личным составом и порядком выполнения гражданами воинской обязанности.
2. ВС РФ функционируют на постоянной кадровой основе. Система устройства ВС РФ и их общая организация определены законами “Об обороне”, “О воинской обязанности и военной службе”, другими правовыми актами.