Дисциплина «Электротехника и электроника», согласно учебным планам, изучается студентами в течение двух семестров.
Структура дисциплины. Вторая часть курса представлена четырьмя модулями. Основой каждого модуля является задание, выполняемое студентом индивидуально.
В первой части курса изучались законы и методы расчета электрических цепей при постоянных токах и напряжениях, символический метод расчета цепей синусоидального тока, явления резонанса, трехфазные цепи и методы их расчета, а также электрические измерения и измерительные приборы.
Во второй части курса рассматриваются трансформаторы и магнитные цепи, приводятся методы их расчета - четвертый модуль. Шестой модуль посвящен анализу работы электрических машин постоянного и синусоидального тока. Седьмой модуль включает в себя вопросы аналоговой электроники, восьмой – цифровой техники.
Задание каждого модуля содержит изучение теоретически вопросов, аналитический анализ, численное решение, виртуальное моделирование. В задание также вводится вопрос физического исследования эффекта, который изучается в данном модуле, при этом экспериментальное исследование необходимо для получения части исходных данных задания. Объем задания не жесткий, предполагает вариативность выполнения. Студент может дать одно общее решение задачи и привести результат физического эксперимента – это минимальная траектория с низкой оценкой. Если студент отвечает на все основные и частные вопросы модуля, проводит физические и виртуальные исследования – это максимальная траектория с высокой оценкой.
Последовательность действий студента в рамках модуля:
· посещение по расписанию обзорных лекций, получение задания и индивидуального варианта;
· выбор учебников, задачников и методических указаний к лабораторным исследованиям и компьютерному моделированию (образовательный портал, библиотека);
· получение допуска (аналитическое решение соответствующих пунктов задания Модуля), проведение лабораторного исследования и нахождение исходных данных для выполнения следующего пункта задания Модуля;
· получение допуска (аналитическое решение соответствующих пунктов задания Модуля), проведение сравнительного виртуального моделирования (проводится самостоятельно или в компьютерном классе по расписанию), анализа ошибок и исправления полученных результатов;
· решение задач самостоятельно с представлением их преподавателю;
· знакомство с перечнем тестовых заданий на практическом занятии;
· оформление отчета с выводами по результатам задания;
· тестирование знаний (центр тестирования).
Траектория обучения в модуле представлена технологической картой и графиком обучения в Модуле.
Содержание дисциплины соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования.
МОДУЛЬ 5. Методы анализа магнитных цепей. Трансформаторы
График выполнения задания Модуля 5
№
недели
Аудиторные занятия
Самостоятельная работа
Лекция.
Обзор материала 2 части дисциплины электротехника и электроника и теоретического материала модуля 5.
Изучение теоретического материала, вопросы 1-6.
Выполнение 1 пункта задания
Физический эксперимент
Изучение теоретического материала, вопросы 7-12.
Выполнение 2 , 3, 4 пункта задания.
Подготовка к компьютерному моделированию.
Лекция
Катушка с магнитопроводом в цепи синусоидального тока. Трансформаторы
Изучение теоретического материала, вопросы 13-16.
Подготовка к компьютерному моделированию.
Оформление отчета по лаб. работе
Выполнение 5 пункта задания.
Подготовка к компьютерному моделированию.
Компьютерное моделирование
Анализ и проверка выполненных пунктов задания.
Изучение теоретического материала, вопросы 17-20.
Выполнение пункта 5 задания.
Аналитический расчет
Практическое занятие
Сдача задания, допуск к тестированию
Повторение теоретического материала
Выполнение 6 пункта задания.
§ 5.2. Теоретические вопросы Модуля 5
Понятие магнитной цепи, элементы магнитной цепи. [1], [2].
Свойства ферромагнитных материалов. [1], [2].
Основные величины, характеризующие магнитное поле. [1], [2].
Закон полного тока для магнитной цепи с постоянной магнитодвижущей силы. [1], [2].
Расчет неразветвленной магнитной цепи. [1], [2].
Магнитное сопротивление. Аналогия между электрическими и магнитными цепями постоянного тока. [1], [2].
Законы Ома и Кирхгофа для магнитной цепи. [1], [2].
Переменный магнитный поток в катушке с магнитопроводом. [1], [2].
Влияние магнитопровода катушки на форму тока в нелинейной катушке. [1], [2].
Идеализированная катушка с ферромагнитным сердечником. [1], [2].
Природа потерь в реальной катушке с магнитопроводом. [1], [2].
Схемы замещения и векторные диаграммы реальной катушки с ферромагнитным сердечником. [1], [2].
Устройство и принцип действия однофазного трансформатора. [1], [2], [3].
Природа потерь в трансформаторе. Методы определения мощности потерь. Режимы работы трансформатора: холостой ход, короткое замыкание. [1], [2], [3].
Нагрузочный режим трансформатора. Нагрузочные характеристики. Уравнение внешней характеристики. [1], [2], [3].
Устройство и принцип действия автотрансформаторов. [1].
Измерительные трансформаторы. [1].
Особенности трехфазных трансформаторов. [1].
Задание Модуля 5
Цель задания: изучение физических процессов в магнитных цепях.
Исходные данные: каждому студенту преподаватель выдает вариант задания, номер которого обозначается числом из трех цифр.
Перваяцифра варианта указывает номер строки в таблице 5.1, в которой приводятся заданные параметры нелинейной магнитной цепи и параметры, которые необходимо определить.
Втораяцифра соответствует номеру строки в таблице 5.2, в которой указаны тип исследуемого трансформатора и величина входного напряжения.
Третьяцифра варианта соответствует номеру строки в таблице 5.3. и определяет значение фазового сдвига нагрузки трансформатора.
Получить вариант задания у преподавателя на вводном занятии и согласовать пакет задач для самостоятельного решения.
Содержание и порядок выполнения задания:
К источнику синусоидального напряжения частотой Гц подключена катушка индуктивности с магнитопроводом, число витков и сопротивление обмотки определяются второй цифрой варианта в строке таблицы 5.1. Изобразить схему замещения нелинейной катушки индуктивности.
С помощью физического эксперимента в лаборатории кафедры (см. Методические указания к выполнению лабораторного исследования):
а) исследовать влияние катушки с магнитопроводом, как нелинейного элемента на форму кривой тока в цепи синусоидального напряжения;
б) снять вольт-амперную характеристику нелинейной катушки при заданных, согласно варианту, зазорах и построить их на одном графике;
в) по экспериментальным данным построить зависимость тока от воздушного зазора магнитопровода при напряжении, заданном согласно варианту;
г) по графику определить значение номинального тока при воздушном зазоре , согласно варианту задания.
Используя найденной в результате физического исследования значение тока рассчитать параметры схемы замещения реальной катушки со стальным сердечником.
При заданных величинах реактивного элемента L и C (таблица 5.5, 5.6.), рассчитать значения сопротивления R, при которых величина ,(таблица 5.3) останется неизменной.
Методом компьютерного моделирования исследовать внешнюю характеристику однофазного трансформатора при различных типах нагрузки (см. Методические указания к компьютерному моделированию).
Пакет решенных задач предъявить преподавателю, оформить отчет.