Минеральные вещества играют важную роль в развитии виноградного растения, а также в процессах, происходящих'при изготовлении вина. Они входят в простетические группы большого числа ферментов, содержатся в витаминах, образуют комплексы с другими органическими соединениями. Так, медь и железо содержатся в о-дифенолоксидазе, пероксидазе, ката-лазе, цитохромоксидазе; магний — в бетта-фруктофуранозидазе, некоторых фосфатазах; марганец, кобальт, цинк —в малатде-гидрогеназе, декарбоксилазе щавелевоуксусной кислоты. Кобальт входит также в состав витамина B12, магний — в состав хлорофилла.
В процессе образования комплексных соединений химическая активность некоторых металлов может значительно возрастать. Так, комплексная соль тартрата железа весьма активно катализирует окисление винной кислоты в диоксифумаровую. Некоторые микроэлементы используются для корневой либо внекорневой подкормки виноградников. Они улучшают обмен веществ растений, вследствие чего урожайность винограда увеличивается, повышается его сахаристость.
Минеральные вещества активно участвуют в процессах, происходящих при изготовлении вин. Так, наличие их в сусле необходимо для развития дрожжей. Как правило, в сусле содержатся все химические элементы, необходимые для нормальной их жизнедеятельности.
Ряд металлов, прежде всего железо и медь, активно участвует в окислительно-восстановительных процессах при созревании вин. Однако избыток металлов может вызвать помутнения вин. Например, железо в окисленной форме (Fe3+) с фенолытыми веществами вин образует труднорастворимые танаты черноватого цвета, которые могут вызвать помутнения (черный касс). Образование осадка зависит от рН вина. Наибольшие количества его образуются при рН от 3 до 3,5 и наличии в вине свободного железа. Свободное железо может при взаимодействии с фосфорной кислотой в белых винах образовывать труд иорашюри мое соединение белого цвета. В результате этого в вине появляется помутнение, называемое белым кассом.
Некоторые органические кислоты (лимонная, яблочная, в меньшей степени винная), напротив, способны связывать некоторые металлы, в частности железо, в растворимые комплексы. В связи с этим лимонная кислота используется в ряде стран для предотвращения помутнений вин, содержащих повышенные количества железа. Железо, связанное в комплексы, не вызывает помутнений. Известны случаи, когда вина, содержавшие 50—70 мг/дм3 железа (так называемого общего), были устойчивы в отношении кассов, так как большая часть его находилась в форме комплексного соединения. Причем только при содержании общего железа не более 7 мг/дм3 помутнений, связанных с этим металлом, практически не возникает.
Медь также может в присутствии сернистой кислоты и белковых веществ образовывать труднорастворимый коричневый осадок (медный касс). В отличие от железа в этой реакции участвует восстановленная форма меди (Cu+). Критическая концентрация меди, способная вызвать помутнения, равна 1 мг/дм3. Имеются также данные об образовании труднорастворимых соединений меди с лейкоантоцианидинами, которые дают коричнево-красный осадок, быстро растворяющийся на свету. Помутнения, связанные с повышенным содержанием в винах алюминия, наблюдаются чаще всего в белых крепленых винах. В сухих винах, имеющих сравнительно низкий рН, осадок обычно растворяется. При содержании алюминия более •5 мг/дм3 в вине появляются неприятные тона в аромате и во вкусе, вино обесцвечивается. Частично алюминий может быть удален при обработке вина желтой кровяной солью.
Олово, так же как и алюминии, вызывает помутнения главным образом в белых винах, в них появляется белый осадок. В осадке обычно обнаруживаются белки и сера. Хотя по санитарно-гигиеническим нормам в вине допускается содержание олова до 50 мг/дм3, с технологической точки зрения во избежание образования помутнений количество его не должно превышать 1 мг/дм3. Для предотвращения помутнений, обусловленных повышенным содержанием олова, в вино добавляют лимонную кислоту.
Цинк и никель также вызывают помутнения вин, если количество их превышает определенную величину. В образовавшихся осадках содержатся белки и следы других элементов. При этом наблюдается также нежелательное изменение цвета, вкуса и аромата вина.
Вина обладают слабой радиоактивностью — от 0,1 до 1 нкю-ри, меньшей, чем у минеральных вод. Радиоактивность вин обусловлена главным образом присутствием изотопа К40 и трития. Поскольку полураспад трития равен 12 годам, то молодые вина обладают большей радиоактивностью, чем старые. По содержанию трития можно объективно определить возраст вина.
Билет № 29.
Диоксид серы.
Ранее считалось, что S02 не является естественной составной частью винограда и вина. В последнее время было, однако, показано, что некоторые винные дрожжи из соединений серы, содержащихся в винограде, при брожении могут образовывать заметные количества S02 — до 50 мг/дм3 и более.
Диоксид серы широко используется на разных этапах переработки винограда и изготовления вин, что обусловлено его антисептическими и антиоксидантными свойствами.
При введении S02 в буферные растворы образуются различные его формы: неионизированный растворенный S02, ионы HS03- и при рН выше 4 —ионы сульфита:
S02 =HS03' = S03".
Между этими формами устанавливается динамическое равновесие, зависящее от рН и температуры. Например, при комнатной температуре и рН 3—4 время установления этого равновесия составляет 3 дня. Параллельно часть введенного S02 связывается с составными компонентами вина, часть диффундирует в клетки микроорганизмов, часть теряется за счет окисления кислородом воздуха, присутствующим в вине.
Сумма газообразного растворенного в вине S02 (1—10%) и его ионных форм в виде HS03' (примерно 94—96%) и S03" (обычно до 1%) условно обозначается как свободная сернистая кислота.
В суслах и винах, помимо свободных форм, сернистая кислота находится в соединении с некоторыми компонентами. Эту часть условно называют связанной. Сумма свободной и связанной сернистой кислоты называется общей. Обычно свободные формы S02 составляют 10—30% общего количества S02, лишь редко до 40%.
,,Диоксид серы связывается главным образом карбонильными соединениями (альдегиды, кетоны). Прочность образовавшихся веществ зависит от типа такого соединения, рН, температуры.
Альдегидсернистая кислота характерна для сухих вин и сбраживаемых сусел. В сухих винах (особенно белых) представлено до 50—70% связанных форм S02. Константа диссоциации альдегидсернистой кислоты очень низка, поэтому свободного диоксида серы в присутствии этой кислоты в растворе может содержаться около 1—3%. Изменение рН в кислой зоне (в пределах рН вина) не влияет на константу диссоциации кислоты. Повышение температуры, например, с 20 до 37 °С также заметно не изменяет константу диссоциации, что очень важно, так как концентрация S02 в результате распада соединений с альдегидами не может заметно повышаться в желудке человека при потреблении вина.
Соединения S02 с сахарами характерны для сусел, десертных и полусладких вин. Из Сахаров наиболее прочные соединения с диоксидом серы образует арабиноза. Глюкоза связывается с ним почти в 10 раз слабее арабинозы, а фруктоза и сахароза не связываются вовсе. Практически при содержании свободного S02 до 100 мг/дм3 1 г глюкозы связывает в зависимости от рН 0,2—0,8 мг диоксида серы, а 1 г арабинозы— 8—12 мг. Следовательно, связывание диоксида серы с сахарами происходит намного медленнее, чем с ацетальдегидом. Причем при взаимодействии глюкозы и диоксида серы для достижения динамического равновесия при температуре 13°С требуется 7 дней, при 22 °С — 24 ч, а при 37 °С — только 2 ч. При связывании глюкозы с S02 образуется глюкозосульфоно-вая кислота. В отличие от альдегидсернистой кислоты на диссоциацию глюкозосульфоновой кислоты большое влияние оказывает температура — при ее повышении распад усиливается. Так, в растворе, содержащем 50 г/дм3 глюкозы и 100 мг/дм3 свободного диоксида серы, при температуре 13 °С глюкозосульфоновой кислоты обнаружено 42 мг, при 22 °С — 34 мг и при 37 °С — 25 мг.
Взаимодействие S02 с глюкозой (при температуре около 20°С) наиболее полно и быстро проходит при рН 3,3. Это обусловлено тем, что при данном рН примерно 97% S02 находится в бисульфитной форме (HSО3-). наиболее полно реагирующей с глюкозой. Диоксида серы, связанного с сахарами, в сухих винах образуется мало, в основном за счет реакции с арабинозой; в десертных винах — намного больше.
Соединения S02 с другими компонентами вина образуются довольно легко. Например, реакция взаимодействия цистеина с S02 протекает быстро, образующаяся цистеинсульфоновая кислота представляет собой довольно устойчивое соединение. Сернистая кислота, как и ее соли, также может присоединяться к антоцианам. Образовавшееся соединение, однако, непрочно, легко разрушается при нагревании с освобождением исходных веществ в неизменном виде. Реакция сернистой кислоты с антоцианами легко обнаруживается по их обесцвечиванию. В старых винах, где свободных антоцианов мало, обесцвечивающий эффект сернистой кислоты незначителен.
Глюкуроновая и галактуроновая кислоты, найденные в сусле и винах в количестве 200—1000 мг/дм3, довольно активно реагируют с сернистой кислотой. Так, при наличии 100 мг/дм3 свободной S02 и рН 3,3 1 г глюкуроновой кислоты связывает 10 мг, а 1 г галактуроновой — 25 мг сернистой кислоты. Всего в винах за счет уроновых кислот связывается примерно 2— 25 мг/дм3 S02. Кетокислоты сусла и вина взаимодействуют с сернистой кислотой еще энергичнее. Так, при содержании в растворе 100 мг/дм3 свободной S02 и рН 3,3 100 мг пировино-градной кислоты связывают 50 мг S02, a 100 мг а-кетоглутаровой — 25—35 мг S02. Поскольку кетокислоты находятся в сус-лах и винах в заметных количествах (пировиноградная 10— 100 мг/дм3, альфа-кетоглутаровая 15—110О мг/дм3), то они играют значительную роль в связывании S02. В общем за счет уроновых и кетокислот в винах и суслах связывается 20—80 мг/дм3S02.
Сернистая кислота взаимодействует также с ацетилметил-карбинолом и диацетилом, правда, менее энергично. Поскольку в винах ацетоина и диацетила содержится мало, то и роль их в связывании S02 незначительна.
Установлено, что в винах SO2 связывается также с различными кетосоединениями, образующимися вследствие окисления Сахаров: 2-кетоглюконовой кислотой, 2,5-дикетоглюконовой кислотой, 5-кетофруктозой, ксилозонами. Этих веществ много содержится в винах из винограда, пораженного Ботритис цинереа, и в винах, подвергшихся уксусному и молочному брожению.