Под финансированием выборов следует понимать действия, направленные на прямое и косвенное финансирование и поддающееся финансовой оценке материальное обеспечение подготовки и проведения выборов.
К основным принципам финансирования можно отнести: гласность, отчетность, ответственность при финансировании и гарантированность финансового обеспечения подготовки и проведения выборов.
Принцип гласности и открытости в соответствии с п. 8 статьи 59 Федеральным законом «Об основных гарантиях...» проявляется в том, что комиссия, соответствующая уровню выборов до дня голосования на выборах, периодически направляет в средства массовой информации для опубликования сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов. Редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий соответственно уровню выборов, референдума обязаны публиковать указанные сведения, передаваемые им комиссиями для опубликования, в течение трех дней со дня получения.
Отчетность. Один из основополагающих принципов финансирования выборов. Порядок учета и отчетности по средствам избирательных фондов устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерацией по согласованию с Центральным банком Российской Федерации или избирательной комиссией субъекта Российской Федерации по согласованию с национальными банками, главными управлениями Центрального банка Российской Федерации в субъектах Российской Федерации.
Выделяют отчетность кандидатов, избирательных объединений и избирательных комиссий. Финансовые отчеты кандидатов, избирательных объединений, в свою очередь, составляют базу для финансового отчета самих избирательных комиссий, которые подотчетны соответствующему представительному органу государственной власти, а на местных выборах - представительному органу местного самоуправления.
Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях...» кандидат, избирательное объединение, к обязаны предоставить в соответствующую комиссию не менее двух финансовых отчетов (в том числе один из них не позднее чем за 10 дней до дня голосования на выборах, а итоговый - не позднее чем через 30 дней после опубликования результатов выборов) о размерах своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств соответствующего фонда. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление и расходование средств избирательного фонда. Копии указанных отчетов передаются комиссиями средствам массовой информации на позднее чем через пять дней со дня их поступления.
Избирательное законодательство устанавливает финансовую отчетность избирательных комиссий о расходовании бюджетных средств на выборы и референдумы. Избирательным комиссиям в бюджетах все средства выделяются по строке «на проведение выборов и референдумов».
Гарантированность финансового обеспечения подготовки и проведения выборов.
Ассигнования на подготовку и проведение выборов и референдумов предусматриваются отдельной строкой в соответствующем бюджете на очередной финансовый год. Главными распорядителями средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на проведение выборов и референдумов, являются комиссии, организующие выборы и референдумы, финансирование которых осуществляется в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, официального опубликования решения о назначении референдума.
Финансирование выборов включает в себя прямое и косвенное финансирование избирательной кампании, а также иное поддающееся финансовой оценке материальное обеспечение подготовки и проведения выборов, не ограниченное рамками избирательной кампании.
Прямое финансирование выборов - обеспечивающие выборы финансовые действия: перечисление, поступление, расходование, учет денежных средств, отчетность и другие действия, влекущие за собой движение бюджетных и иных финансовых ресурсов государства, организаций, граждан.
Косвенное финансирование выборов связано с оказанием материальной поддержки кандидатам, политическим партиям, предоставлением бесплатного эфирного времени для целей выборов, распространением бесплатной информации о кандидатах, предоставлением налоговых льгот, содержанием избирательных комиссий, информационных систем, направленных на обеспечение выборов.
Наличие косвенного и прямого финансирования выборов ставит перед теорией, законодателем и практикой проблему их соотношения и регулирования. Вопрос не может стоять так: либо косвенное, либо прямое финансирование. Теоретически и практически оба вида финансирования выборов существуют взаимосвязано.
Косвенное финансирование выборов должно регулироваться, прежде всего, с помощью законодательства о финансировании партий, а также законодательства, регулирующего финансирование избирательных комиссий, специальных программ и организаций, связанных напрямую с решением проблем выборов и избирательного права (например, финансирование федеральной программы повышения правовой культуры избирателей, организаторов выборов).
Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета). Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
Главными распорядителями средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах (федеральном бюджете, бюджете субъекта Российской Федерации, местном бюджете) на проведение выборов и референдумов, являются Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, избирательная комиссия муниципального образования.
Отчеты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований о расходовании бюджетных средств на выборы, референдум представляются соответственно в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, представительные органы муниципальных образований. Председатели комиссий распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов, референдума, и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям комиссий по финансовым вопросам и за представление отчетов о расходовании указанных средств в порядке и сроки, которые установлены законом.
Порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из федерального бюджета Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, другим комиссиям на подготовку и проведение выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации, эксплуатацию и развитие средств автоматизации, обучение организаторов выборов и избирателей и обеспечение деятельности избирательных комиссий, устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, другим комиссиям на подготовку и проведение выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, в органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума, эксплуатацию и развитие средств автоматизации, обучение организаторов выборов и избирателей и обеспечение деятельности комиссий, устанавливается избирательной комиссией субъекта Российской Федерации по согласованию с главным управлением (национальным банком) Центрального банка Российской Федерации в субъекте Российской Федерации. Денежные средства перечисляются на счета, открываемые комиссиям в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а в случае их отсутствия - в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации.
Плата за услуги банка по открытию счетов избирательных комиссий, комиссий референдума и проведению операций по счетам не взимается. За пользование денежными средствами, находящимися на указанных счетах, проценты банком не уплачиваются.
Комиссии, получающие денежные средства из бюджетов различных уровней, ведут раздельные бухгалтерский, кассовый учет и отчетность по средствам, полученным из указанных бюджетов.
Финансирование деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума, комиссий отзыва
За счет средств областного бюджета финансируются:
1) расходы на обеспечение деятельности избирательной комиссии Белгородской области и территориальных избирательных комиссий;
2) расходы избирательной комиссии Белгородской области на подготовку и проведение выборов депутатов Белгородской областной Думы, референдума области;
3) расходы окружных, территориальных и участковых комиссий на подготовку и проведение выборов депутатов Белгородской областной Думы, проведение референдума области.
В сметах расходов избирательных комиссий предусматриваются расходы:
1) по подготовке и проведению выборов, референдума, в том числе:
а) компенсационные выплаты среднего заработка по месту основной работы членам комиссий с правом решающего голоса, освобожденным от основной работы на период подготовки и проведения выборов, референдума;
б) дополнительная оплата труда (вознаграждение) членам избирательных комиссий, комиссий референдума, комиссий отзыва с правом решающего голоса за работу в комиссии;
в) дополнительная оплата труда работникам аппаратов избирательных комиссий, привлеченным специалистам за работу в комиссии;
г) оплата служебных командировок, печатно-издательской деятельности, транспорта, связи, доставки корреспонденции средствами связи, канцелярских, почтово-телеграфных расходов;
д) изготовление печатной продукции (избирательных бюллетеней, бюллетеней референдума, бюллетеней отзыва, плакатов, обращений, приглашений, бланков протоколов комиссий и других материалов), ее доставка избирательным комиссиям, информирование избирателей, обучение участников выборов, референдума, дополнительные хозяйственные и иные расходы избирательных комиссий;
е) отчисления во внебюджетные фонды;
2) по обеспечению деятельности избирательной комиссии Белгородской области, территориальных избирательных комиссий, в том числе:
а) оплата труда членам избирательной комиссии Белгородской области, работающим на постоянной (штатной) основе, и работникам аппарата комиссии, членам территориальных избирательных комиссий, работающим на постоянной (штатной) основе, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Белгородской области, отчисления во внебюджетные фонды;
б) оплата затрат избирательной комиссии области, связанных с выполнением мероприятий по повышению правовой культуры избирателей и организаторов выборов, со служебными командировками, печатно-издательской деятельностью, транспортом, связью, доставкой корреспонденции средствами связи; на канцелярские, почтово-телеграфные, хозяйственные и прочие расходы, связанные с исполнением полномочий избирательной комиссии Белгородской области;
в) оплата затрат территориальных избирательных комиссий, связанных со служебными командировками и междугородной связью.
За счет средств местных бюджетов финансируются расходы территориальных избирательных комиссий, на которые возложены полномочия избирательных комиссий муниципальных районов, городских округов, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов и отзыва депутатов представительных органов муниципальных образований, выборных должностных лиц муниципальных образований, местного референдума.
В период подготовки и проведения выборов, референдума, отзыва председатель комиссии, заместитель председателя либо секретарь комиссии, а также член избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающие не на постоянной (штатной) основе, могут освобождаться на основании представления соответствующей комиссии от основной работы. Размер и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающих на постоянной (штатной) основе, не на постоянной (штатной) основе, и освобожденных от основной работы на основании представления избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии устанавливаются комиссией, организующей проведение соответствующих выборов, референдума, отзыва, и выплата производится из средств, выделенных из соответствующего бюджета на подготовку и проведение этих выборов, референдума, отзыва.