Голосование, подсчет голосов избирателей, определение результатов выборов и их опубликование являются завершающей стадией избирательного процесса.
Избирательное законодательство достаточно детально регламентирует избирательные процедуры, совершаемые в рамках данной стадии. Так, гл. 9 Федерального закона «Об основных гарантиях...» посвящена регулированию вышеперечисленных вопросов. Кроме того, стадия голосования, подсчета голосов, определения результатов выборов и их опубликования подробно регламентирована федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации применительно к каждому виду выборов, проводимых в Российской Федерации.
Голосование - это волеизъявление избирателя, которое осуществляется путем подачи избирателем своего голоса за того или иного кандидата (списка кандидатов).
Голосование на выборах проводится в календарный выходной день. Время начала и окончания голосования устанавливается федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Время начала и окончания голосования на выборах, референдуме устанавливается законом, при этом продолжительность голосования не может составлять менее десяти часов. Голосование проводится в специальных помещениях, которые безвозмездно предоставляются в распоряжение участковой избирательной комиссии главой местной администрации соответствующего муниципального образования. О времени и месте голосования территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей на позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом (например: путем вручения приглашений избирателям).
Помещение для голосования. Требования, предъявляемые к помещению для голосования, содержатся в ст. 61 Федерального закона «Об основных гарантиях...». К таким требованиям относятся: оборудование участковой избирательной комиссией в помещении для голосования стенда с информационными материалами обо всех зарегистрированных кандидатах, избирательных объединениях, причем в таких материалах не должны содержаться агитационные призывы; размещение на стенде образцов заполненных избирательных бюллетеней, которые не должны содержать фамилии кандидатов, зарегистрированных в данном избирательном округе, наименования избирательных объединений, участвующих в данных выборах; наличие увеличенной формы протокола об итогах голосования, предназначенной для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления. Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи избирательных бюллетеней, кабины и ящики для голосования одновременно находились в поле зрения членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей.
Во время голосования на органы внутренних дел возлагаются задачи по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности, охрана помещений избирательных комиссий, помещений для голосования, сопровождению и охране транспортных средств, перевозящих избирательные документы. Важным направлением деятельности является обеспечение личной безопасности кандидатов в органы государственной власти или местного самоуправления и членов избирательных комиссий.
Избирательные бюллетени. Требования, предъявляемые к избирательным бюллетеням, содержатся в ст. 63 Федерального закона «Об основных гарантиях...». Избирательные бюллетени изготовляются исключительно по распоряжению и под наблюдением соответствующей избирательной комиссии и являются документами строгой отчетности, степень защиты которых определяется в порядке, устанавливаемом ЦИК России.
Число изготовленных избирательных бюллетеней не должно превышать более чем на 1,5 процента число зарегистрированных избирателей.
Форма и текст избирательного бюллетеня, а также порядок изготовления бюллетеней, их число, требования, предъявляемые к их изготовлению, утверждаются соответствующими избирательными комиссиями. Текст бюллетеня должен быть размещен только на одной его стороне.
На лицевой стороне избирательного бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии.
Передача бюллетеней участковым комиссиям осуществляется не позднее чем за один день до дня голосования (в том числе досрочного голосования). По каждому избирательному участку, участку референдума количество передаваемых бюллетеней не может превышать более чем на 0,5 процента (но не менее чем на два бюллетеня) число избирателей, участников референдума, зарегистрированных на данном избирательном участке, участке референдума, и составлять менее 70 процентов от числа избирателей, участников референдума, включенных в списки избирателей, участников референдума на соответствующем избирательном участке, участке референдума на день передачи бюллетеней. При передаче бюллетеней участковым комиссиям производятся их поштучный пересчет и выбраковка, при этом выбракованные бюллетени (при их выявлении) уничтожаются членами комиссии, осуществляющей передачу бюллетеней, о чем составляется акт.
Порядок голосования. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается.
Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлению паспорта или заменяющего его документа, в случае, если избиратель голосует по открепительному удостоверению для голосования на выборах, также по предъявлению открепительного удостоверения.
При получении избирательного бюллетеня избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего паспорт документа могут быть внесены в список избирателей членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается. В случае голосования по открепительному удостоверению в списке избирателей делаются дополнительные отметки.
Голосование проводится путем нанесения избирателем в бюллетене любого знака в квадрате (квадратах), относящемся (относящихся) к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которого (которых) сделан выбор, либо к тому из вариантов волеизъявления, в отношении которого сделан выбор.
Избирательный бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц.
В случае если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии данного избирателя. Испорченный бюллетень погашается, о чем составляется акт.
Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя. В таком случае избиратель устно извещает избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью для заполнения избирательного бюллетеня. При этом в соответствующих графах списка избирателей указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, оказывающего помощь избирателю.
Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования.
В случае если избиратель по уважительным причинам (по состоянию здоровья, по инвалидности и другим причинам) не может самостоятельно прибыть в помещение для голосования, то по его письменному заявлению или устному обращению (в том числе переданному при содействии других лиц) участковая избирательная комиссия участка, на котором данный избиратель включен в список избирателей, обязана предоставить ему возможность проголосовать вне помещения для голосования. Такое голосование возможно только в день голосования.
На выборах Президента России 14 марта 2004 года на территории Российской Федерации 4612769 избирателей проголосовали вне помещения для голосования в день голосования или 6,66 процента от числа избирателей, принявших участие в голосовании. В Белгородской области в этот день 87893 избирателя проголосовали вне помещения или 10,54 процента от числа избирателей, принявших участие в голосовании.
Досрочно проголосовать вне помещения для голосования нельзя. Заявление о голосовании вне помещения для голосования должно быть сделано не позже чем за четыре часа до истечения времени голосования. Для голосования вне помещения для голосования участковая избирательная комиссия должна располагать необходимым количеством переносных ящиков, но не более трех. Голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, при этом при проведении голосования вправе присутствовать члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели.
Институты открепительного удостоверения и досрочного голосования. В случае если это предусмотрено соответствующими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, избиратель, который не будет иметь возможности прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей в день голосования, вправе получить в соответствующей избирательной комиссии открепительное удостоверение для голосования на выборах и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования, в пределах избирательного округа, где данный избиратель обладает активным избирательным правом.
Досрочное голосование на выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, на референдуме Российской Федерации не проводится.
В случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям для голосования на выборах органов местного самоуправления, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, избирателю, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти в участковую избирательную комиссию на избирательном участке, на котором он включен в список избирателей, ему должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении соответствующей территориальной (окружной) (за 15-4 дня до дня голосования) или участковой (не ранее чем за 3 дня до дня голосования) избирательной комиссии. Избирательная комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования, определении результатов выборов.
Подсчет голосов избирателей, подведение итогов голосования. Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Он начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели.
По результатам подсчета голосов участковой избирательной комиссией составляется протокол об итогах голосования. Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Первый экземпляр протокола незамедлительно направляется в вышестоящую избирательную комиссию и возврату в участковую избирательную комиссию не подлежит. Второй экземпляр протокола вместе с избирательной документацией, включая избирательные бюллетени, печать участковой избирательной комиссии хранятся секретарем участковой избирательной комиссии в опечатанном виде в охраняемом помещении до окончания работы комиссии.
Данные протокола об итогах голосования передаются по техническим каналам связи в электронном виде (в рамках ГАС «Выборы») в вышестоящую избирательную комиссию с обязательным последующим представлением первого экземпляра протокола об итогах голосования.
На основании данных первых экземпляров протоколов об итогах голосования и после предварительной проверки правильности их составления соответствующая вышестоящая избирательная комиссия путем суммирования содержащихся в них данных, устанавливается итоги голосования на территории, округе, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации.
По итогам голосования вышестоящая избирательная комиссия составляет протокол, в который заносятся данные о числе непосредственно нижестоящих избирательных комиссий на соответствующей территории, в округе, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации, о числе поступивших проколов непосредственно нижестоящих избирательных комиссий, на основании которых составляется протокол об итогах голосования, а также суммарные данные по строкам протоколов участковых избирательных комиссий.
К протоколам вышестоящих комиссий, которые также составляются в двух экземплярах, приобщаются составляемые в двух экземплярах сводные таблицы об итогах голосования на соответствующей территории, в округе, субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации, включающие в себя полные данные всех поступивших в соответствующую избирательную комиссию протоколов об итогах голосования.
Определение результатов выборов. Результаты выборов определяет избирательная комиссия, наделенная этим правом федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, на основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из непосредственно нижестоящих избирательных комиссий. О результатах выборов в двух экземплярах составляется протокол и сводная таблица.
Согласно ст. 70 Федерального закона «Об основных гарантиях...» выборы признаются соответствующей избирательной комиссией не состоявшимися в случае, если:
1) в соответствии с пунктом 35 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях...» голосование проводилось по одной кандидатуре и за соответствующего кандидата проголосовало менее 50 процентов от числа избирателей, принявших участие в голосовании;
2) менее чем два списка кандидатов при голосовании за списки кандидатов получили согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов;
3) за списки кандидатов, получившие согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов, было подано в сумме 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу. Законом указанный процент может быть повышен;
4) все кандидаты выбыли при проведении повторного голосования;
5) если законом предусмотрено проведение повторного голосования, а в бюллетень на общих выборах были включены два кандидата и ни один из них не получил необходимое для избрания число голосов избирателей.
Законом не могут устанавливаться дополнительные основания признания выборов несостоявшимися.
Итоги голосования, результаты выборов признаются соответствующей избирательной комиссией недействительными:
1) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
2) в случае, если они признаны недействительными на части избирательных участков, участков референдума, списки избирателей, участников референдума на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, участников референдума, внесенных в списки избирателей, участников референдума на момент окончания голосования в соответствующем избирательном округе, округе референдума;
3) по решению суда.
В случае если выборы признаны несостоявшимися, недействительными, назначаются повторные выборы в порядке и сроки, предусмотренные федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Опубликование итогов голосования и результатов выборов. Итоги голосования по каждому избирательному участку, территории, на которую распространяется деятельность избирательной комиссии, результаты выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии и непосредственно нижестоящих избирательных комиссии, предоставляются для ознакомления избирателям, кандидатам, доверенным лицам кандидатов, избирательных объединений, наблюдателям, представителям средств массовой информации по их требованию.
Избирательные комиссии, проводившие регистрацию кандидатов (списков кандидатов), направляют общие данные о результатах выборов по избирательному округу в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов выборов.
Официальное опубликование результатов выборов, а также данных о числе голосов, полученных каждым из кандидатов (списков кандидатов), голосов, поданных по позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), осуществляется соответствующей комиссией в порядке и сроки, которые установлены законом, но не позднее чем через один месяц со дня голосования.
Официальное опубликование (обнародование) полных данных о результатах выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума осуществляется в течение двух месяцев со дня голосования. В течение трех месяцев со дня официального опубликования (обнародования) полных данных о результатах выборов в органы государственной власти, референдума Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации данные, которые содержатся в протоколах всех комиссий об итогах голосования и о результатах выборов, референдума, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет».
ТЕМА 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫБОРОВ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ
Множество людей становится одним лицом, когда оно представлено одним человеком или одной личностью, если на это представительство имеется согласие каждого из представляемых в отдельности.
Т. Гоббс.
Реформирование российского общества в 90-е годы XX-начале XXI, процесс деологизации повлекли за собой и изменения содержания всего избирательного процесса в современной России. Сегодня уже никто не пытается оспорить тот факт, что избирательная кампания представляет собой динамичный процесс. Не для кого не секрет, что полноценное гражданское общество возможно тогда, когда оно находится в состоянии равноправного партнёрства и качественного правового взаимодействия с государством, что, безусловно, достигается кропотливой созидательной работой со стороны всех субъектов социума.
В основе глобальных общественных изменений, которые мы можем наблюдать сегодня в современном российском обществе, одно из центральных мест занимают изменения, происходящие в избирательной системе нашего государства. К сожалению, в сегодняшней России наблюдаемые отдельные прорывы в области избирательного права не делают ещё «погоды» в общем контексте взаимоотношений государства и формируемого гражданского общества. От того, по какому пути будет развиваться это взаимодействие, в конечном счёте, зависит, быть или не быть правовому государству и гражданскому обществу в нашей стране.
Базовым элементом демократии, безусловно, являются свободные выборы органов публичной власти, поскольку выборы, представляя собой фундаментальный демократический институт, выступают самостоятельным правовым явлением, оказывают существенное воздействие на будущее любой страны. Особое внимание в избирательном законодательстве уделяется информационному обеспечению выборов, включающему в себя информирование избирателей и непосредственно саму предвыборную агитацию. Последняя в свою очередь способствует гласности проведения выборов и референдумов, а также осознанному волеизъявлению граждан.
Информирование избирателей и участников референдума осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, физические и юридические лица в соответствии с законодательством о выборах. При этом ни органы государственной власти, ни органы местного самоуправления не вправе информировать избирателей о кандидатах, об избирательных объединениях.
Федеральным законодателем в 2002 году впервые были закреплены следующие принципы информирования избирателей:
- объективность;
- достоверность;
- соблюдение равенства прав кандидатов, избирательных объединений;
- свобода деятельности организаций, осуществляющих выпуск СМИ, по информированию избирателей, участников референдума.
Конституционный характер вышеназванных принципов был подтвержден и Постановлением от 30 октября 2003 года №15-П Конституционного Суда Российской Федерации.
Требованиям объективности, достоверности, соблюдения равенства прав кандидатов, избирательных объединений должно отвечать содержание любых информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом в порядке информирования избирателей.
Размещаемые в средствах массовой информации или распространяемые иными способами информационные материалы должны подаваться в доступной для избирателя форме, не нарушать равенство кандидатов и избирательных объединений и, что самое главное, быть достоверными и объективными. Столкновение интересов различных политических и экономических сил наиболее обостряется именно в период предвыборной агитации. Как показывает опыт проведения избирательных кампаний в России и зарубежных государствах, желание победить на выборах отчасти приводит к активному включению в предвыборное информационное пространство заведомо ложной информации, именуемое в России как «черный пиар».
Одной из центральных стадий избирательной кампании и наиболее политизированной ее частью, принято считать предвыборную агитацию (от лат. «agitatio» – приведение в движение). Строящаяся на предвыборной программе, предвыборная агитация способна оказывать на мнение избирателей достаточно большое влияние, поскольку отношение личности к политической системе общества, действительно является очень важным критерием. Так как в общественном сознании представлена очень широкая политра потребностей различных социальных групп нашего современного общества, интересы которых подчинены различной мотивации, начиная от индивидуального обогащения любой ценой, до непосредственного участия в развитии национальной культуры, включения в духовно-нравственное и духовно-просветительское воспитание молодежи, участие в социальной миссии государства.
В Федеральном законе Российской Федерации «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предвыборной агитации посвящена 7 глава, которая называется «Гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах». Федеральный закон «Об основных гарантиях...» определяет предвыборную агитацию как «деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них)».
В качестве предвыборной агитации может рассматриваться не любая деятельность в избирательном процессе, а лишь та, которая имеет своей целью побудить избирателей голосовать «за» или «против» кандидата, избирательное объединение, причем данная деятельность должна носить систематический, последовательный и публичный характер.
Все вышеизложенное указывает на необходимость установления четких критериев данной деятельности, к которым в избирательном процессе относятся:
- публичность;
- последовательность;
- систематичность;
- целевая направленность.
Представляя собой составную часть избирательного права и процесса институт предвыборной агитации регламентируется целым рядом законов и подзаконных актов. Прежде всего сюда относятся: Конституция Российской Федерации 1993 года, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральные законы «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации», «О средствах массовой информации», «О статусе военнослужащих», «О государственной гражданской службе Российской Федерации», «О рекламе», Закон Российской Федерации «О милиции», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а на уровне субъектов Федерации избирательные кодексы или отдельные законы о выборах депутатов законодательных (представительных) органов, о выборах представительных органов и должностных лиц органов местного самоуправления. Немалое внимание уделяется вопросам информационного обеспечения выборов и в международных правовых актах, а именно: Всеобщей декларации прав человека и гражданина 1948 года (статьи 19, 21); Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года (статья 19), вступившем в силу только через десять лет, в 1976 году; Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года (статья 10).
Важно отметить, что федеральное законодательство в отношении правового регулирования информационного обеспечения выборов, референдумов и проведения предвыборной агитации, не устанавливает ограничений прав и свобод человека и гражданина, в частности, права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Федеральное законодательство в отношении правового регулирования информационного обеспечения выборов, референдумов и проведения предвыборной агитации призвано регламентировать правовой режим реализации права на предвыборную агитацию как одного из предусмотренных законом избирательных прав граждан Российской Федерации.
Право на предвыборную агитацию представляет собой относительно самостоятельное правовое явление.
Выделяют следующие основные признаки предвыборной агитации:
- призывы голосовать за кандидата или кандидатов, список или списки кандидатов, либо против него (них);
- выражение предпочтения какому-либо кандидату или избирательному объединению, за исключением случаев опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения;
- распространение информации, где преобладают сведения о каком-либо кандидате или кандидатах, избирательном объединении в сочетании с положительными или отрицательными комментариями в их адрес;
- распространение информации о деятельности кандидатов не связанных с их профессиональной деятельностью или исполнение ими своих должностных обязанностей;
- деятельность, способствующая созданию позитивного или негативного отношения избирателей к какому-либо кандидату, избирательному объединению, выдвинувшего кандидата или список кандидатов.
Важно отметить, что вышеперечисленные признаки предвыборной агитации, признаются таковой, если указанные действия совершаются средствами массовой информации неоднократно и с целью вызвать у избирателя желание голосовать за вышеназванных субъектов.
Избирательное законодательство устанавливает следующие основные формы проведения предвыборной агитации:
- на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;
- посредством проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий);
- посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;
- иными не запрещенными законом методами.
Избирательное законодательство Российской Федерации выделяет следующие основные виды предвыборной агитации, каждая из которых имеет свою специфику. Например, массовые мероприятия могут проводиться в виде предвыборных собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, уличных шествий, демонстраций, иных мероприятий. Агитация с использованием средств массовой информации может реализовываться в виде выступления, интервью, пресс-конференции, предвыборных дебатов, «круглых столов», «горячей линии», политической рекламы, показа телеочерков, видеофильмов о кандидате. Агитационные печатные материалы могут изготавливаться и распространяться в виде листовок, плакатов, письменных обращений к избирателям, брошюр, буклетов и другой печатной продукции. Аудиовизуальные агитационные материалы без использования средств массовой информации применяются сравнительно редко.
Избирательным законодательством Российской Федерации выделяются следующие виды предвыборной агитации, которые осуществляются через средства массовой информации:
- выступление – личное обращение кандидата, представителя избирательного объединения к избирателям с изложением предвыборной программы, если он происходит вне рамок других видов предвыборной агитации;
- интервью – ответы кандидатов, представителей избирательных объединений, других субъектов агитационной деятельности на вопросы, заданные журналистами в ходе личной встречи;
- пресс-конференция – изложение кандидатом, представителем избирательного объединения, своей предвыборной программы перед представителями средств массовой информации, включая ответы на вопросы журналистов;
- предвыборные дебаты – публичный обмен мнениями двух и более кандидатов, представителей избирательных объединении по широкому кругу общественно-значимых проблем, решение которых прилагается в соответствующих предвыборных программах;
- «горячая линия» – ответы кандидатов, представителей избирательных объединений на вопросы телезрителей, радиослушателей, задаваемые ими в прямом эфире;
- «круглый стол» – обмен мнениями, вопросами, ответами между кандидатами, представителями избирательных объединений и представителями средств массовой информации, телезрителями, радиослушателями, читателями в рамках проводимых агитационных мероприятий;
- политическая реклама – распространяемая участниками избирательного процесса через средства массовой информации информация о кандидатах, избирательных объединениях, с использованием средств и приемов, отличающих рекламные материалы от других видов и жанров информации (преобладание эмоционального воздействия над смысловым, броскость, лаконизм, повторяемость), с целью формирования общественного мнения как за, так и против тех или иных кандидатов, избирательных объединений.
Предвыборная агитация, по своей сути предоставляющая широкую возможность субъектам правоотношений свободно участвовать в агитационном процессе, выделяет две группы субъектов права на предвыборную агитацию, которые занимают различное правовое положение.
К таким разновидностям относят общий и специальный субъекты предвыборной агитации. К первой категории субъектов избирательное законодательство относит, во-первых, всех граждан Российской Федерации, обладающих избирательными правами, а во-вторых, общественные объединения, в том числе политические партии. Ко второй категории относится достаточно узкий круг лиц и организаций, непосредственно связанных с избирательной кампанией и находящиеся в определенных правоотношениях уже с избирательными комиссиями – специальными коллегиальными органами, образуемыми для проведения выборов в состав государственных органов, основное назначение которых заключается в организации подготовки и проведении выборов. Таким образом, к числу специальных субъектов права на предвыборную агитацию избирательное законодательство Российской Федерации причисляет – кандидатов в депутаты, избирательные объединения, инициативные группы избирателей, их доверенные лица и уполномоченные представители.
Правовое положение субъектов агитационной деятельности при ее претворении в жизнь также различно.
Например, избирательное законодательство предоставляет специальным субъектам дополнительные права:
- право на доступ к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации;
- право выпуска агитационных печатных и аудиовизуальных материалов;
- право на получение от органов государственной власти и местного самоуправления содействия в организации собраний и встреч с гражданами и т.д.
В агитационной деятельности не могут участвовать члены избирательных комиссий, государственные органы и органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения.
Правоохранительные и иные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности; предотвращению изготовления подложных и незаконных предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источник их оплаты, а также незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума о выявленных фактах и принятых мерах.
Освещая субъективный состав предвыборной агитации и информационного обеспечения избирательной кампании немаловажно остановиться на объектном слое предмета деятельности данных субъектов на массовые настроения избирателей. Поскольку особое значение важно уделять прогнозированию динамики сложившейся в стране политической ситуации, причем знать направленность настроений конкретной социальной группы и соотношения этих настроений конкретной социальной группы, причины появлений данных настроений, образ политической реальности, знание политической ситуации, отношение к данной ситуации конкретного кандидата или избирательного объединения.
Субъекты агитационной деятельности вправе самостоятельно определять форму, вид, характер и содержание своей предвыборной агитации, соблюдая при этом требования законодательства о выборах и средствах массовой информации. Не допускается изменение текста агитационного материала редакцией средств массовой информации без согласования с автором. Журналисты, другие творческие работники, а также должностные лица средств массовой информации, являющиеся кандидатами либо доверенными лицами кандидатов, не вправе участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации.
Действенным инструментом определения электоральных настроений граждан при подготовке к предвыборной агитации является проведение социологических опросов общественного мнения, их политических приоритетов и взглядов. Опубликование в средствах массовой информации результатов таких социологических опросов с одной стороны может способствовать ознакомлению избирателей с предпочтениями и настроениями электората, с другой оказать влияние на формирование убеждений и конкретной позиции избирателей.
Началом предвыборной агитации принято считать день выдвижения кандидата, списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума и создания соответствующего избирательного фонда, фонда референдума и прекращается предвыборная агитация в ноль часов за сутки до дня голосования.
В средствах массовой информации государственных предвыборная агитация начинается по завершении регистрации кандидатов (списков кандидатов), жеребьевки между кандидатами, избирательными объединениями на предмет распределения эфирного времени, печатной площади и утверждения избирательной комиссией графика предоставления кандидатам, избирательным объединениям бесплатного эфирного времени, печатной площади и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. Такое изъятие из общих сроков агитации вызвано необходимостью обеспечить равные условия доступа всех кандидатов, избирательных объединений к электронным и печатным средствам массовой информации.
Конкретные отрезки времени для агитационных выступлений в государственных, муниципальных и приравненных к ним средствах массовой информации должны устанавливаться в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, регламентирующих порядок проведения выборов в представительные и исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления. И отрезки времени, как правило, не могут быть менее 28 календарных дней.
Во всех других формах, не связанных с использованием государственных, муниципальных и приравненных к ним средств массовой информации предвыборная агитация, может вестись в рамках общих сроков предвыборное агитации, то есть со дня регистрации кандидата (списка кандидатов) до ноля часов дня, предшествующего дню выборов.
В день выборов и в предшествующий ему день любая предвыборная агитация запрещается. Агитационные печатные материалы, ранее вывешенные (расклеенные) в установленном законом порядке, сохраняются в день голосования на прежних местах на расстоянии 50 метров.
Со сроками агитации тесно связаны и запретительные нормы, согласно которым в течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования опубликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и референдума, иных исследований, связанных с выборами и референдумом, не допускается. За нарушение правил проведения предвыборной агитации средства массовой информации несут ответственность в установленном законом порядке.
Порядок предоставления эфирного времени и печатной площади зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам избирателей, в настоящее время регулируется избирательными законами и принятыми в их развитие инструкциями избирательных комиссии. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает лишь наиболее общие условия доступа субъектов агитационной деятельности к средствам массовой информации, относя детальное регулирование порядка предоставления эфирного времени и печатной площади для предвыборной агитации к предмету отдельных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, посвященных выборам конкретных законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления.
При осуществлении предвыборной агитации в форме проведения публичных массовых мероприятий закон обязывает государственные органы, органы местного самоуправления оказывать содействие зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, группам избирателей, инициативным группам по проведению референдума в организации массовых мероприятий: собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий.
Государственные органы, органы местного самоуправления обязаны обеспечивать безопасность при проведении массовых предвыборных мероприятий. Запрещается предоставлять для массовых предвыборных мероприятии здания и сооружения, включенные в государственные свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Предвыборная агитация в расположении воинских частей, организаций и учреждений не допускается.
Государственные, муниципальные и приравненные к ним средства массовой информации не вправе допускать публикации, передачу в эфир информации, которые способны нанести ущерб чести, достоинству и деловой репутации зарегистрированных кандидатов, если они не могут предоставить возможность опубликовать, передать в эфир опровержение или иные разъяснения лица, понесшего моральный ущерб, до окончания срока предвыборной агитации. Нарушение этих норм закона может повлечь судебную ответственность этих средств массовой информации и их должностных лиц.
Как непосредственно сами субъекты агитационной деятельности, так и их представители вправе на договорной основе арендовать здания и помещения любой формы собственности и для проведения массовых агитационных мероприятий. Размер арендной платы, устанавливаемый собственником (владельцем) здания, помещения, должен быть единым для всех арендаторов и оплата должна осуществляться на равных условиях исключительно из избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений.
Митинги, демонстрации, уличные шествия на практике проводятся в разрешительном порядке. Заявки организаторов этих предвыборных мероприятий рассматриваются органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подготовка, выпуск и распространение агитационных печатных материалов является одной из наиболее распространенных форм предвыборной агитации. Правом выпуска таких материалов согласно избирательному законодательству обладают только зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, а при проведении референдума инициативные группы по проведению референдума и общественные объединения. Выпуск таких материалов иными лицами и организациями (что нередко встречается на практике) является грубым нарушением избирательного законодательства. Экземпляры агитационных печатных материалов или их копии должны представляться в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата (список кандидатов) для проверки правильности оформления выходных данных документа.
Расширены законодательством и требования к выходным данным агитационных печатных материалов. Они должны содержать не только сведения об организациях и лицах, ответственных за их выпуск, но и наименования и адреса организаций (фамилии, имена, отчества и адреса мест жительства лиц), изготовивших печатные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей изготовление данных печатных материалов, а также информацию об их тираже и дате их выпуска. Запрещается распространение агитационных материалов, не содержащих указанную информацию.
Органы местного самоуправления по предложению избирательной комиссии, комиссии референдума не позднее чем в установленный избирательным законом срок (за 20-30 дней до дня голосования) обязаны на территории каждого избирательного участка оборудовать места для размещения агитационных печатных материалов, причем таким образом, чтобы избирателям было удобно подходить к ним и читать материалы. Очень важно, что закон требует обеспечения кандидатам, избирательным объединениям равной площади для размещения таких материалов.
Предвыборные агитационные печатные материалы могут вывешиваться (расклеиваться) также в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только с согласия собственников или владельцев этих объектов. Размещение таких материалов на памятниках, обелисках и зданиях, имеющих историческую, культурную и архитектурную ценность, а также в помещениях избирательных комиссий, комиссий референдума, у входа в них и в помещениях для голосования запрещается.
Права избирателей на стадии предвыборной агитации. Избирательные права следует относить к группе политических прав и свобод. Статья 21 Всеобщей декларации прав человека 1948 года указывает, что каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей. Государство обеспечивает гражданам Российской Федерации при проведении выборов свободное проведение агитации. В российском законодательстве широко используются категории «право на участие в предвыборной агитации», «право на предвыборную агитацию».
Граждане Российской Федерации вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за участие в выборах, за или против любого зарегистрированного кандидата (за список кандидатов или против него). При этом запрещается прямое или косвенное привлечение к предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лиц, которые не достигнут возраста 18 лет на день голосования.
Государственные органы, органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие группам избирателей в организации собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий.
Однако, при проведении агитации избиратели могут пользоваться не всеми ее формами, предусмотренными законом. Например, избиратели не имеют право выпускать печатные агитационные материалы, права доступа к средствам массовой информации. Данные ограничения для избирателей обусловлены тем, что оплата теле-радио эфирного времени, печатной площади, оплата агитационных печатных материалов должна осуществляться исключительно из средств избирательных фондов зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений.
Вышеобозначенные проблемы ограничения прав избирателей при проведении предвыборной агитации, требуют более глубокого в контексте данного вопроса осмысления. В связи с чем целесообразно обозначить основные моменты, с которыми федеральное законодательство связывает ограничения на проведение предвыборной агитации выпускать и распространять любые агитационные материалы.
Таким образом, запрещается проводить предвыборную агитацию выпускать и распространять любые агитационные материалы:
- федеральным органами государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления;
- лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, лицам, являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях высшим органом управления которых является собрание, – членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей, и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения;
- воинским частям, военным учреждениям и военным организациям;
- благотворительным и религиозным организациям, а также организациям, учредителями которых они являются, членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;
- комиссиям и членам комиссий с правом решающего голоса;
- иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам, однако выделяя иностранных граждан, избирательное законодательство оговаривает положение, о том, что иностранные граждане постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, в соответствии с международными договорами имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах;
- международным общественным движениям и международным организациям;
- представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности.
Переходя к освещению прав избирательных объединений по осуществлению предвыборной агитации важно отметить, что избирательные объединения вправе в допускаемых законом формах вести предвыборную агитацию. Избирательным объединениям, которые зарегистрировали списки кандидатов (при проведении выборов по пропорциональной избирательной системе), гарантируются равные по сравнению с другими избирательными объединениями условия доступа к средствам массовой информации, в том числе возможность использования бесплатного эфирного времени, печатной площади, помещений для проведения массовых мероприятий.
Раскрывая вопрос прав избирательных объединений по осуществлению предвыборной агитации необходимо остановиться на рассмотрении одного из базисных институтов политической системы общества, способствующего ротации и воспроизводству политической элиты, добровольному самоуправляющемуся общественному объединению – политической партии.
Статья 3 Федерального закона Российской Федерации «О политической партии» определяя политическую партию как общественное объединение созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления, выделяет в качестве основных целей политической партии формирование общественного мнения, политическое образование и воспитание граждан, выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти и т.д. И как определяет все тот же Федеральный закон, политическая партия должна иметь программу, которая призвана определять цели, задачи, пути реализации заявленных ею целей и задач, принципы деятельности партии. В этой связи актуальными являются для широкой поддержки населения программные положения политической партии, где основной упор делается на проведение политической партией предвыборной агитации.
Проведение политической партией предвыборной агитации предоставляет избирателям еще одну дополнительную возможность в формировании у них собственного мнения и осознанного выбора. Способствовать электоральному признанию программных положений политической партии может тщательное изучение последней существующих в обществе проблем, определение путей их решения, разработка и апробация содержания предвыборной программы.
Региональные организации также должны учитывать при формировании своей предвыборной программы, которая в дальнейшем получит отражение на стадии предвыборной агитации, проблемные вопросы политического, социально-экономического, культурного плана конкретного региона, в контексте общенациональных интересов России, поскольку предвыборная программа является тем документом, на основании которого и строится вся предвыборная агитация партии или конкретного кандидата.
Раскрывая права и обязанности зарегистрированных кандидатов на стадии предвыборной агитации следует отметить, что зарегистрированные кандидаты имеют право на ведение предвыборной агитации в различных ее формах (через средства массовой информации, путем проведения массовых мероприятий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов, в иных установленных законом формах). Зарегистрированным кандидатам гарантируются равные условия для доступа к средствам массовой информации. Они вправе самостоятельно определять форму и характер своей агитации через средства массовой информации. Кандидатам, зарегистрированным кандидатам запрещается при проведении агитации злоупотреблять свободой массовой информации, осуществлять подкуп избирателей, заниматься благотворительной деятельностью. Основанием для отмены регистрации кандидата, а также отмены решения избирательной комиссии об итогах голосования, результатах выборов могут служить нарушение правил ведения предвыборной агитации, установление фактов подкупа избирателей.
В связи с этим целесообразно затронуть проблему использования преимуществ должностного или служебного положения на стадии проведении информационного обеспечения выборов и непосредственно самой предвыборной агитации. И здесь важно раскрыть, что избирательное законодательство понимает под самим термином «использование преимуществ должностного или служебного положения»:
- привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, иных государственных и муниципальных служащих для проведения сбора подписей и предвыборной агитации;
- использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, в случае, если иные кандидаты либо зарегистрированные кандидаты не могут использовать эти же помещение на таких же условиях;
- использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих функционирование государственных учреждений или органов местного самоуправления для проведения сбора подписей и предвыборной агитации;
- бесплатное или на льготных условиях использование для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанным транспортом, в соответствии с федеральным законодательством о государственной охране;
- проведение сбора подписей, предвыборной агитации государственными, муниципальными служащими в ходе служебных (оплачиваемых за счет государственных или муниципальных средств) командировок;
- преимущественный доступ (по сравнению с другими кандидатами, зарегистрированными кандидатами) к средствам массовой информации, в целях проведения сбора подписей или предвыборной агитации.
При проведении избирательной кампании в любом демократическом государстве, в котором при проведении выборов должна царить атмосфера гласности, одно из ключевых позиций занимает институт наблюдения за выборами. Наблюдатели, являясь гарантами законности избирательного процесса и будучи представителями своей партии или кандидата, призваны осуществлять контроль за всеми стадиями голосования.
Наряду со значительным перечнем предоставляемым законодательством прав наблюдателя, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иные федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации закрепляют права и ограничения в деятельности наблюдателя, т.е. те действия, которые он не вправе совершать при осуществлении своих полномочий. А именно:
1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;
2) расписываться за избирателя по его просьбе в получении избирательных бюллетеней;
3) заполнять за избирателя по его просьбе избирательные бюллетени;
5) принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней;
6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;
7) проводить агитацию среди избирателей.
Так если наблюдатель в помещении для голосования дает советы избирателям, за кого голосовать, то это необходимо расценивать как влияние на волеизъявление избирателя, а также как незаконную агитацию, за что наблюдатель, нарушивший данную норму избирательного законодательства должен немедленно быть удален из помещения для голосования, а решение об этом принимается простым большинством голосов из числа присутствующих членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, после чего в обязательном порядке данное решение должно быть оформлено протоколом. Косвенным влиянием на процесс голосования признается и попытка наблюдателем в ходе голосования проведения опроса избирателей об их электоральных предпочтениях.
Финансирование предвыборной агитации осуществляется исключительно из средств избирательных фондов. Факт признания обязательности финансирования предвыборной агитации исключительно из средств избирательного фонда является принципиально важным фактором в первую очередь для обеспечения равенства прав граждан, избирателей и непосредственно самих кандидатов. Это и другие положения касающиеся регулирования финансирования предвыборной агитации подробно раскрываются в пунктах 5 и 9 статьи 48, пункте 4 статьи 51, пунктами 5 и 6 статьи 52, пункте 2,4 и 5 статьи 54, пункте 1 и 2 статьи 56, пунктах 2 и 3 статьи 59 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Законодательство России о выборах предусматривает определенные ограничения при проведении предвыборной агитации, выражающиеся в качестве требований о недопустимости злоупотребления правом на проведение агитации. Так, например, запрещена агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны, предвыборная агитация нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности и иные формы злоупотребления свободой массовой информации. Данные меры берут свое начало из конституционных норм.
При проведении агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума в любых формах. Допускается добровольное бесплатное личное выполнение гражданином работ, оказание услуг по подготовке и проведению выборов без привлечения третьих лиц.
В арсенале предвыборного воздействия на граждан не должны иметь место обещания передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ, а также предоставления услуг на иных условиях, чем это предусмотрено законом. Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, их доверенные лица с момента их регистрации и до опубликования результатов выборов не вправе заниматься благотворительной деятельностью, в том числе и за пределами избирательного округа, в котором выдвинут кандидат (список кандидатов).
За нарушение порядка и правил проведения информационного обеспечения выборов и предвыборной агитации могут наступать разные виды ответственности участников избирательного процесса, среди которых можно выделить и уголовную (статья 141 Уголовного кодекса Российской Федерации), административную (статьи 5.5, 5.8-5.16, 5.48-5.52 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), гражданско-правовую (получившую отражение в Гражданском кодексе Российской Федерации), дисциплинарную (которая предусмотрена для нарушителей избирательного законодательства из числа военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, прокуратуры, таможенных органов, а также работников других ведомств), конституционную (статья 16 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации») ответственности.
Вопрос ответственности за нарушение избирательного законодательства в части проведения предвыборной агитации, остается актуальным и на сегодняшний день, поскольку в данном направлении наметился существенный пробел, суть которого сводится к тому, что, несмотря на то, что в российском законодательстве заложены все необходимые санкции, для усиления конструктивности решения данного вопроса, работают они зачастую не эффективно.
Информационное же обеспечение выборов и проведение предвыборной агитации в современной России во главу угла должно быть призвано ставить в первую очередь приоритет обеспечения и защиты политических прав граждан и избирателей.
ТЕМА 4. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ И РЕФЕРЕНДУМОВ
План.
1. Понятие, принципы, основные модели регулирования финансирования выборов
2. Финансирование деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума, комиссий отзыва