Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Единобожие и многобожие в Египте. Категории божественного. Бог и духи.



Почему бытуют политеистические представления о Древнем Египте?

1) Эпитеты, имена Бога, разные Его изображения.

2) Топографическое разделение имён Бога: в Мемфие один, т.е. одно имя, в другом месте другой, другое имя, только считается, что здесь тот бог, здесь этот...

3) Стихийный прогрессизм учёных. Концепция: магизм, политеизм, монотеизм.

4) Некоторые учёные иудеи, а иудеи считают, что первый монотеист был Авраам.

5) Генотеизм (идея выдвинута М.Мюллером), т.е. в момент когда ты молишься тому или иному богу, ты считаешь Его единственным.

И действительно, повод подумать о политеизме был.

Но египтяне не раз говорили сами в текстах, что Бог Един. В пользу монотеизма можно сказать, что в отличие от всех политеистических систем, в Египте нет никаких конфликтов между богами, ибо это имена одного Бога, проявления единой Сущности. Об этом также свидетельствует тот факт, что египтяне нередко объединяли все имена в одну длинную цепочку, как звенья, и эта цепочка означала Одного, одну Сущность. Разные имена это разные аспекты одной Сущности. Дело в том, что дидактические тексты (поучения и проч.) говорят о Боге в 3-м лице – нечер, а молитвы - в первом лице и это понятно, ведь когда мы к примеру полемизируем с атеистами, мы просто настаиваем, что есть Бог, не уточняя более конкретно, а когда мы молимся, мы говорим конкретно: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного», но этот момент обращения в первом и третьем лице тоже нередко сбивал египтологов с толку. Так, когда А.Б. был в программе Гордон на НТВ, то ведущим было замечено: «и правда, если человек ничего не знающий о христианстве впервые придёт в храм и увидит иконостас, то он вряд ли догадается, что христианство это монотеизм». Так же и здесь – наличие разных изображений, разных имён, разных эпитетов и обращений вводит некоторых людей в заблуждение, но при более пристальном всматривании оказывается, что это не политеизм, но монотеизм.

Так, У.Бадж первую главу книги «Египетская религия» назвал «Вера во всемогущего Бога». Там он, кроме всего прочего, приводит подборку текстов выполненных египтологом Г.Бругш:

«Бог Один и Единственный, и никто другой с Ним не суще­ствует; Бог Единственный, Который все сотворил.

Бог есть дух, скрытый дух, дух духов, великий дух египтян, божественный дух.

Бог изначален, и Он существовал сначала, существовал издревле, когда ничего другого не было. Он существовал, когда ничего другого не существовало, и то, что есть, Он сотворил после Своего появления. Он — отец начал.

Бог — Вечен; Он вечен и бесконечен; и пребудет вовеки; Он существовал неисчислимые века, и будет пребывать вовеки.

Бог есть сокрытое Существо, и ни один человек не знает Его образ. Ни один человек не может искать Его облик; Он скрыт от богов и людей, и Он — тайна для Своих творений.

Нн один человек не знает, как познать Его. Имя Его остается сокровенным; Имя Его - тайна для детей Его. Имена Его бесчисленны, они различны, и никто не знает число их.

Бог есть истина; Он живет истиной, и Он питается ею. Он - Царь истины. Он опирается на истину, Он создал истину, и Он вершит ее во всем мире.

Бот есть жизнь, и лишь через Него человек живет, Бог дает жизнь человеку, и Он вдыхает дыхание жизни в ноздри его.

Бог есть отец и мать, отец отцов и мать матерей. Он рождает, но не был рожден; Он творит, но не был сотворен; Он родил Себя и сотворил Себя. Он создает, но не был создан; Он — создатель Своего образа и ваятель Своего тела.

Бог Сам есть существование, Он живет во всем и живет надо всем. Он пребывает, не увеличиваясь и не уменьшаясь.Онумножает Себя миллионы раз, и Он имеет множество образов и множество членов» (стр. 25-26) и т.д. и т.п.

Наш отечественный исследователь Э.Кормышева также считает, что Египет был монотеистичным, а эпиграфом к главе «Религия и мифология», книги «Древний Египет», она ставит следующие эпиграфы: «Я великий бог, сам пришедший в бытие» (Книга мёртвых, глава 17), и «Хвала тебе, Великий, родивший богов, создавший один себя самого, сотворивший Обе земли» (Книга Коровы). Открываем 17-ю главу Книги мёртвых и видим: «Я есть восходящий бог Атум; я есть Единственный Бог. Я обрёл жизнь в просторах Нун. Я – Ра, взошедший в начале начал, правитель… этого» и далее: «Я великий бог, породивший сам себя, равный Нун».

Но в Египте Бог не только один, есть духи созданные Им. В берлинском папирусе говорится: «Ты Бог произведший богов, Ты их всех сотворил…» или в 312 тексте ковчегов мы читаем, дух говорит о себе: «воистину, я один из обитателей солнечного света, я дух, приведённый в бытие и сотворённый из тела Бога, я один из тех богов (или духов) обитающих в солнечном сиянии, которых создал Атум из плоти своей и тех которые вышли в бытие из корня глаза Его». Дух выполняет моления в инобытии – вот чем занимаются духи. Люди и духи созданы вечным Творцом из Себя. Тот момент, что Бог создаёт людей из себя очень знаменателен, он подчёркивает, что человек имеет в себе частицу божественного, которую должен реализовать, что он должен стремиться уподобиться Богу, стремиться к обожению. Имена людей именл в себе имена Бога, как и многие из имён у нас. Имя есть особая форма соединения с Богом. У египтянина могло быть имя – Богом спасённый или велик Бог, спасённый Богом, Бог благорасположен, собственность Бога, живущий Богом… и т.д. и т.п. Ниби – мой Господь.

Бог создал духов, они именуются «нечеру» - духи. Вообще, меж духом и человеком принципиальной разницы нет, и те и другие могут или следовать Богу или противиться. Просто люди отделены плотью.

Вообще категория божественного довольно широкая. Даже на Востоке она означает не только Бога Творца. Спаситель говорит, что к кому обращены слова Божии, те тоже боги. Слово нечер, т.е. категория божественного, употреблялось для обозначения: 1) Бога Творца (Его, однако называли разными именами), 2) многочисленных духов, слуг Бога (ангелы, духи) и 3) так именовали обоженных умерших – аху – т.е. сияющие, воскресшие (нэчри – обожение), и наконец последнее, 4) это живые люди, но чистые и пребывающие в Боге, во-первых конечно же царь, как помазанник, как икона Бога (живая икона Бога очень важна для Египта).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.