Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Амон. Проблемы возникновения этого имени и его смысл.



Имя Амон впервые мы находим в текстах пирамиды Пеппи Ι. В Верхнем Египте, в Фивах – по египетски Уасет (коптское Исе), в главном центре почитания Бога под именем Амон - >mn (имен). Амон означает – незримый, сокрытый. Такой эпитет Бога очень глубок. Любимое имя египтян для Бог – Амон Ра. Зачем у египтян были сложные конструкции имён Бога? Для того, что бы передать как можно больше божественных свойств, ведь догматических определений тогда не существовало. Имя Амон – это искусственное имя, его создали тогда, когда возникла нужда закрепить некое знание, подобно тому, как в христологических спорах рождались догматы. По-видимому, дело обстояло следующим образом. Во время упадка первого переходного периода, когда в стране царил хаос, когда оскверняли могилы, когда святыни были поруганы, знание о Боге, о глубинах сакрального, предаётся забвению, смыслы начинают забываться, подобно тому, как сегодня забыта сакральная функция царской власти. Земное, в такие трудные эпохи, становится главенствующим, а трансцендентное отходит на второй план, т.е. когда начинают поклоняться идолам, как это часто было в истории ветхого завета. Это приводит к распространению магизма, к деградации религиозных представлений. Подобно тому, как сегодня от Бога только требуют, а настоящего понимания мало, магизм господствует. Тексты этого времени подчёркивают бедственность положения: «тайны раскрыты» - раскрыты, значит поруганы. И вот для того, что бы подчеркнуть трансцендентное, что бы оградить от разложения святыню и появляется «богословская» рефлексия, появляются апофатические имена Бога. Амон это тот, чьё имя сокрыто – потому и незримый, Он тот, Кто выше мира, Кто недоступен. Дабы показать, что не солнцу нужно покланяться, что речь идёт о трансцендентном и возникает этот апофатический аспект религиозного. Он не солнце, солнце лишь удобный образ для Него. В гимнах Нового царства говорится: «скрывающий имя своё как Амон, ты тот, кто скрывает имя своё от детей своих (т.е. от людей), в этом имени своё – Амон (т.е. Амон показывает, что это лишь имя, которое не может вместить в себя полноту божественного)» - папирус Булак. Почему Бог скрывает имя Своё? Да потому, что Он «обитает во мгле» - как говорит псалмопевец, потому что Бог иное по отношению к миру, Он больше мира, Он за пределами мира, и между творением и Творцом лежит грань. Поэтому эпитет Амон – незримый.

Однако здесь необходимо подчеркнуть, что это не deus otiosus, т.е. не отдыхающий, спящий и далёкий, ушедший и оставивший мир, Бог, внеписьменных народов стоящих на низкой ступени развития, но это живой, близкий и действенный Бог, Он влияет на мир, Ему небезразлична судьба людей. Он далёк от мира, но Его ухо близко (Лейденский папирус), Дух на небе, но образ Его тут, на земле – ведь даже животные могут быть символами божественного. Бог невидим, но Ему можно молиться – Он слышит, хоть мы Его и не видим. Амона ещё называют воздухом, ибо он 1) также невидим, и 2) дыхание присутствует в ноздрях у всех живых существ. Бог рядом, хоть и бесконечно далёк от нас. Как говорит Лейденский папирус: «Судьба подвластна Ему», Он «кроткий, милостивый, любвеобильный, добросердечный, внимающий мольбам и приходящий на зов» (Берлинский папирус), «когда отходишь Ты, наступает смерть», «для верующих в Него нет гибели под Его защитой, сердца переполнены Им, они не насытятся любовью к нему, любовь к Нему не иссякнет во веки. Ни в страхе и нужде, но в радости люди славят Бога, своего Творца» и т.д. Лейденский папирус, гимн Амону Ра: «первый вошедший в бытие в начальные времена, сокрытый (Амон), вошедший в бытие в начале, незнаемо таинственное естество его, не пришёл ни один бог в бытие прежде Него. Не было иного бога с Ним, дабы мог он поведать об образе Его, нет матери у Него, от которой могло бы быть познано имя Его, нет отца у Него (т.е. Он никем не рождён), который бы родил Его и который бы мог сказать “се аз есмь” (для египтянина было понятно, что отец и сын одного естества, а у Амона отца нет), создавший Сам яйцо Своё (т.е. Сам Себя родивший), Дух, непостижимый рождением своим, Сам сотворивший великолепие Своё, Бог прекрасный, Сам введший Себя в бытие, все боги вошли в бытие когда Он положил начало Себе» (это 1300-1204 г., Лейденский папирус 1:350).

Из папируса Булак (т.е. где-то во время Моисея), текст который должен окончательно вскрыть существо категории Амон: «Таинственный образ Его, блистающее проявление Его, Бог пречудный, многовидный, все боги восхваляют Его, дабы величаться красотою Его, непреходящей божественностью Его. Сам Ра едино с телом Его, Он ветхий днями, пребывающий в Гелиополе. Зовут Его созидателем земли (Птах) и незримым (Амон), вышедшим из бездны небытия, водителем человеков. Говорят, что Восьмёрка – проявление Его, что Он создал первоначальных, что Он произвёл солнце, что Он – Атум (полнота), что Он одно тело с ним, что Он вседержитель, Начало сущего. Говорят, что Дух Его на небесах, что Он пребывает в инобытии и предваряет всех на востоке, что Дух Его на небесах, тело на западе, а образ в Арманте (одно из мест почитания) возвещающий о явлении Его. Так говорят, но! – незрим Амон! Скрывает Он Себя, непостижим для богов, даже цвет Его неизвестен, безмерно превознесён Он над небесами, бесконечно далёк Он от инобытия и ни один бог не ведает истинного облика Его. Письмена не могут выразить образ Его, никто не в силах свидетельствовать о Нём, столь таинственен Он, что полнота славы Его не может быть явлена, столь велик, что нельзя вопрошать о Нём, столь могуществен, что непознаваем. Смертью повергается каждый, кто вольно или невольно, произносит тайное имя Его и не ведают боги (!), как по имени звать Его, ибо тот Он, чьё имя сокрыто, Дух таинственный».

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.