Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Девятирица Иуну. Атум.



Греки не случайно назвали этот город Гелиополем (городом солнца), т.к. в нём был центр поклонения Богу в образе солнца. Существенно, не солнцу в образе бога, но Богу в образе солнца. Солнце как икона Бога есть один из древнейших сакральных образов (как и человек). По-египетски, Глиополь назывался Иуну. В нём был центр. Но почему именно Иуну? Почему глиопольская система так важна?

В рассмотрении египетской космогонии, главным является представление о том, что Бог творит всё благо для всех, и сам человек выбирает добро или зло и в результате обретает или жизнь, или смерть. Но почему человек выбирает зло? Если благо прекрасно, то зачем выбирать зло? Только ответив на этот вопрос можно преодолеть зло. Точно так же к этому относился египтянин. Ответить на вопрос, почему человек творит зло, означало уже сдать шаг на пути преодоления зла, освобождения от него. Соответственно, сделать то, к чему была предназначена жизнь человека, то есть воссоединиться со своим ка, со своим идеальным образом, с замыслом о нём Бога, и вернуться в сверхбытийственность Бога, по ту сторону творения. Само по себе творение есть, в некотором роде, разделение Бога, так как после творения есть нечто свободное от Бога, а именно человек и тот мир, в котором он живёт. Разделённое никогда не может быть совершенным, но человек может соединиться с Богом, чтобы восстановить единство и совершенство. Пока воля человека синергийна воле Бога мир ещё совершенен, когда человек отпадает от воли Бога, происходит деградация всего сотворённого мира. Как раз на вопрос о том, почему человек выбирает зло, отвечает египетское учение о девятерице.

Название Иуну происходит, по-видимому, от «жезла Иут» (>3wt). Этот жезл иероглифически изображался виде шеста с рогами быка. Здесь, очевидно, прослеживается прямая связь с неолитом, с древнейшими изображениями Бога Творца в виде рогатых животных. Отсюда «жезл Иут» есть символ божественной власти и его обладатель тоже божественен. Сам Иуну именовался ещё как место соединения двух миров («Две Страны»). Это соединение «Двух Стран» это та точка, где соединяются мир небесный и мир земной, это первая точка творения. Ту же символику мы видим и в царской власти: двойная корона царя это не только образ соединения Верхнего и Нижнего Египта, но так же образ соединения горнего и дольнего, земного и небесного.

Итак, первой точкой творения считался Иуну. Хотя, для египтянина такой точкой считался каждый храм. Храм это место соединения земного и небесного, как и каждый человек есть, по слову апостола, «храм Божий», т.е. тоже точки соединения двух миров. Небесный мир это не Нун, а мир невидимый, ангельский мир, который тоже сотворен. Иуну это всего лишь символическая точка, так как каждый храм считался первой точкой, где соединяются небо и земля. Некоторые учёные говорят, что Иуну возвысился благодаря политическим явлениям, но нам ничего не известно об этом. Можно лишь сказать, что религиозные центры возникают не по политическим причинам, как например города Саров и Сергиев-Посад, а совершенно по другим причинам. Можно предполагать, что Иуну с древности был святым местом, которое почему-то для египтян твёрдо соединялось с единством миров. Поэтому каждый храм Египта был образом храма в Иуну. Это была святыня, потому что, то место свято, где Бог пребывает на земле. Кроме того, в пользу этого говорит и то, что Гелиополь был центром египетской религиозной учёности, это был огромный город, где по преимуществу жили жрецы, и где обучали жреческой премудрости (вспомним священные города неолита!). Соединение земного и небесного знания. Мир разделён человеческим грехом. Соответственно идеальное состояние это воссоединение, таким образом эта точка была точкой не только первоначального творения, но и точкой воссоединения.

Теперь более подробно о самой девятирице и об Атуме.

Птах Нун и Птах Нунет это Тот Бог в Себе, который творит Атума. Птах – делатель, Нун – божественное инобытие. В тот момент, когда божественное инобытие (Нун) начинает создание, Оно начинает его с того, чем создавать и это Атум. Женский род Птах Нунет здесь не более чем знак того, что здесь идёт речь о рождении мира, т.е. о такой творческой полноте, которая способна творить (образ того, как мужское и женское соединяясь являют собой образ творения, рождения). Для египтянина было важно увидеть как это Полнота (Атум) создаёт мир. Начало создания мира, перехода сверхбытийности в бытийность, в Египте именуется септэпи (sptpj) – это та точка, которая находится в Иуну, и которая есть изменение или возникновение в вечности – ренеб (rnb) - времени. Рамка в которой живёт человек это не только пространство, но и время. Человек должен вернуться в вечность, уйти к ка значит вернуться в вечность.

600-тое речение Текстов Пирамид, эти слова должен был произносить умерший после смерти, если человек знает как возник мир, значит он может перейти из этого мира в вечность, он знает потому что он уже на земле достиг того совершенства, которое позволило ему жить и обрести это знание. Знание возникает тогда, когда человек живёт в соответствии с этим знанием. Знание есть опыт жизни. «Реки, о Атум Хепри (появляющийся), когда возник Ты высотой, когда поднялся Ты сияющей птицей, камне сияния, в доме сияющей птицы в Иуну, когда Ты выплюнул Шу, когда Ты изблевал Тефнут, Ты простёр руки Свои, ограждая их, как простирает руки знак сути (ка, который изображается знаком похожим на простёртые руки) дабы пребывала в них суть Твоя. О Атум, распри руки Твои ограждая Неферкара, ограждая дом этот (гробницу), ограждая эту пирамиду, как простирает руки суть, дабы пребывала в них суть Неферкара вовеки веков. О Атум, убереги Неферкара сего, эту пирамиду его, этот дом Неферкара, не допусти никакому злу совершиться над ним вовеки, как уберёг Ты Шу и Тефнут. О Ты, великая девятерица, которая в Иуну, Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Сет, Нефтида. О вы, чада Атума, расширьте сердца ваши к этому чаду Его (Неферкара), в имени вашем девять луков, соделайте чтобы он повёрнут спиной от вас к Атуму, дабы уберёг он Неферкара этого, дабы уберёг он пирамиду Неферкара, дабы уберёг он этот дом его от всех богов и от всех мёртвых и не допустил никакому злу совершиться над ним вовеки».

«Камень сияний» (Бен) и «птица сияния» (Бену) - это как раз то, что показывали в храме Иуну и говорили, что это святая святых, это место называли «высоким песком», с этого начиналось творение. Бен – это то, что возникло в результате восхождения Атума, это первый материальный предмет, первое творение в океане Нуна. Бену – птица (которая потом стала Фениксом), которая изображалась орлом, но изначально изображалась трясогузкой, - она садится на кочку среди болота. Среди вод Нуна возникает первая земля и на неё садится первое живое существо. Это знак творения жизни. «Камень сияния» и «птица сияния» - это знаки возникновения мира. Причём «камень сияния» в символике гелиопольской модели это было семя Атума, которое и стало первой точкой творения. Этим подчёркивается, что творение и Творец имеют одну природу, так же как семя и тот из кого семя изверглось. Образ семени похож на образы слюны и слезы, но символ семени более сильный, так как семя является источником жизни. Таким образом, мир творится божественным, но свободным. Так же как семя, которым зачинается ребёнок – это отец, утроба в которой зачинается ребёнок – это мать, но ребёнок сам по себе.

«Сияющий камень» - бэн-бэн (bnbn) изображался в виде мегалитического менгира. Поэтому можно подозревать, что и в мегалите эти камни были теми же знаками того, что умерший, его дух возвращается к Богу.

Так творится рамка мира.

Затем Атум создаёт первую двоицу: Шу (свет) и Тефнут (выплеванное). Тефнут - это Маат. Из называют «двоицей львов» и изображают как два лежащих льва, за которыми восходит солнце.

Атум

^

Шу - Тефнут

Мир начинается не со светил, не с воды, не со света, не с животных и растений. Мир начинается с правды и сияния (явления бытия). Бог в Себе это та тьма, которая превыше всякого света. Сияние это то, что явлено для нас, мир явился, теперь он зрим, это Тот же Бог, но теперь это явленное. И в этом божественном явленном мире пребывает то, что и даёт ему жизнь – это Маат (правда). Этим подчёркивается насколько глубоко была укоренена нравственность в древнем мире, насколько онтологически связанным мыслилось бытие и правда, т.е. добро. Мир создаваемый это точное отражение божественного, и это точное отражение и есть закон (Маат). Поэтому тот, кто поступает по закону, тот поступает по Богу. Маат главная категория египетского сознания. Всё в мире и страшный суд совершаются под знаком Маат. И царь правит воплощая Маат. Царь вставал до восхода солнца, потому что он должен был приветствовать солнце как своего отца, и ему подносилась статуэтка Маат, это знак того, что он должен жить и править в соответствии с правдой. Только тогда царь является царём.

Шу и Тефнут, уже как пара, рождают вторую пару: Геб и Нут. В египетских текстах говорится, что они зачаты фаллосом Шу и рождены утробой Тефнут.

^

Геб - Нут

Речь идёт о том, что это уже творение из одного другого путём соединения двух в одно. Геб и Нут – это земля и небо, речь идёт о сверхземле и сверхнебе. Геб – это идеальная земля на которой обитает правда, это материя, но она предназначена вечности. Нут – это совершенный небесный ангельский мир, мир высших духовных сил. Интересно, что в Египте, в отличие от прежних представлений, земля имеет мужской род, а небо женский. На изображениях часто показаны соединяющиеся Геб и Нут, и между ними стоит Шу, который поднимает Нут от Геба, то есть он разводит небо и землю, это символизирует, что творение прекращено. Но есть и более глубокое понимание, почему земля мужское начало, а небо – женское. Это ступени от совершенного мира, тварного, к небесному миру нетварному, от небесного мира нетварного через правду и свет к полноте Атума. Первый кто встречает умершего на небе и ведёт его к Атуму это Геб. В Текстах Пирамид говорится: «Прими главу свою, собери кости свои, прими пиво которое не прокисло и хлеб который не испорчен плесенью. И возойди на небо к Отцу своему. Привратник (Геб) встречает тебя у врат закрытых для людей, берёт тебя за руку и ведёт тебя к Отцу твоему Атуму. И ты становишься первым среди звёзд негибнущих (это те умершие, которые уже пребывают в Боге)».

Геб и Нут рождают ещё четырёх детей, это Осирис и Исида, Сет и Нефтида.

^

6-7. Осирис – Исида

Сет - Нефтида

Осирис это ближайший к человеку божественный образ. Он изображался троном над которым царит глаз. Глаз это образ творения, трон – знак могущества, власти. Имя Усир – это именно «глаз и трон». Осирис именуется зерном, создателем всего этого земного блага. Конечно же это бог, но одновременно это и совершенный царь, и совершенный человек. Он творит только благо, только создаёт, только рождает. Осирис это тот, кто даёт жизнь всему земному, находясь уже на земле. Можно сказать, что Осирис это первозданный Адам, человек совершенный, рождённый от Бога, и пребывающий в Боге, возделывающий эту землю. У нас нет древних свидетельств о деятельности Осириса, египтян не это интересовало, но у нас есть в священных ритуальных текстах другие известия об Осирисе. И то, что Осирис это жизнь египтяне говорили однозначно. А свидетельства, которые говорят о жизни Осириса, это свидетельства Плутарха. Осирис был великим царём, который всему миру дал культуру, дал знания, дал строй жизни. То есть он принёс правду во все пределы мира. Его женой и сестрой, они стали мужем и женой ещё в утробе Нун, является Исида. Исида (иси – трон) это нисходящая энергия Осириса, это его сила, дающая всему жизнь. Исида это идеальная жена. Братом Осириса является Сет. Сет это самое загадочное существо, но оно показывает очень глубокое понимание причины человеческой гибели, причины разрушения мира.

 

19. Начало Творения. Переход от небытия к бытию. Шу и Тефнут.

Птах Нун и Птах Нунет это Тот Бог в Себе, который творит Атума. Птах – делатель, Нун – божественное инобытие. В тот момент, когда божественное инобытие (Нун) начинает создание, Оно начинает его с того, чем создавать и это Атум. Женский род Птах Нунет здесь не более чем знак того, что здесь идёт речь о рождении мира, т.е. о такой творческой полноте, которая способна творить (образ того, как мужское и женское соединяясь являют собой образ творения, рождения). Для египтянина было важно увидеть как это Полнота (Атум) создаёт мир. Начало создания мира, перехода сверхбытийности в бытийность, в Египте именуется септэпи (sptpj) – это та точка, которая находится в Иуну, и которая есть изменение или возникновение в вечности – ренеб (rnb) - времени. Рамка в которой живёт человек это не только пространство, но и время. Человек должен вернуться в вечность, уйти к ка значит вернуться в вечность.

600-тое речение Текстов Пирамид, эти слова должен был произносить умерший после смерти, если человек знает как возник мир, значит он может перейти из этого мира в вечность, он знает потому что он уже на земле достиг того совершенства, которое позволило ему жить и обрести это знание. Знание возникает тогда, когда человек живёт в соответствии с этим знанием. Знание есть опыт жизни. «Реки, о Атум Хепри (появляющийся), когда возник Ты высотой, когда поднялся Ты сияющей птицей, камне сияния, в доме сияющей птицы в Иуну, когда Ты выплюнул Шу, когда Ты изблевал Тефнут, Ты простёр руки Свои, ограждая их, как простирает руки знак сути (ка, который изображается знаком похожим на простёртые руки) дабы пребывала в них суть Твоя. О Атум, распри руки Твои ограждая Неферкара, ограждая дом этот (гробницу), ограждая эту пирамиду, как простирает руки суть, дабы пребывала в них суть Неферкара вовеки веков. О Атум, убереги Неферкара сего, эту пирамиду его, этот дом Неферкара, не допусти никакому злу совершиться над ним вовеки, как уберёг Ты Шу и Тефнут. О Ты, великая девятерица, которая в Иуну, Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Сет, Нефтида. О вы, чада Атума, расширьте сердца ваши к этому чаду Его (Неферкара), в имени вашем девять луков, соделайте чтобы он повёрнут спиной от вас к Атуму, дабы уберёг он Неферкара этого, дабы уберёг он пирамиду Неферкара, дабы уберёг он этот дом его от всех богов и от всех мёртвых и не допустил никакому злу совершиться над ним вовеки».

«Камень сияний» (Бен) и «птица сияния» (Бену) - это как раз то, что показывали в храме Иуну и говорили, что это святая святых, это место называли «высоким песком», с этого начиналось творение. Бен – это то, что возникло в результате восхождения Атума, это первый материальный предмет, первое творение в океане Нуна. Бену – птица (которая потом стала Фениксом), которая изображалась орлом, но изначально изображалась трясогузкой, - она садится на кочку среди болота. Среди вод Нуна возникает первая земля и на неё садится первое живое существо. Это знак творения жизни. «Камень сияния» и «птица сияния» - это знаки возникновения мира. Причём «камень сияния» в символике гелиопольской модели это было семя Атума, которое и стало первой точкой творения. Этим подчёркивается, что творение и Творец имеют одну природу, так же как семя и тот из кого семя изверглось. Образ семени похож на образы слюны и слезы, но символ семени более сильный, так как семя является источником жизни. Таким образом, мир творится божественным, но свободным. Так же как семя, которым зачинается ребёнок – это отец, утроба в которой зачинается ребёнок – это мать, но ребёнок сам по себе.

«Сияющий камень» - бэн-бэн (bnbn) изображался в виде мегалитического менгира. Поэтому можно подозревать, что и в мегалите эти камни были теми же знаками того, что умерший, его дух возвращается к Богу.

Так творится рамка мира.

Затем Атум создаёт первую двоицу: Шу (свет) и Тефнут (выплеванное). Тефнут - это Маат. Из называют «двоицей львов» и изображают как два лежащих льва, за которыми восходит солнце.

Атум

^

Шу - Тефнут

Мир начинается не со светил, не с воды, не со света, не с животных и растений. Мир начинается с правды и сияния (явления бытия). Бог в Себе это та тьма, которая превыше всякого света. Сияние это то, что явлено для нас, мир явился, теперь он зрим, это Тот же Бог, но теперь это явленное. И в этом божественном явленном мире пребывает то, что и даёт ему жизнь – это Маат (правда). Этим подчёркивается насколько глубоко была укоренена нравственность в древнем мире, насколько онтологически связанным мыслилось бытие и правда, т.е. добро. Мир создаваемый это точное отражение божественного, и это точное отражение и есть закон (Маат). Поэтому тот, кто поступает по закону, тот поступает по Богу. Маат главная категория египетского сознания. Всё в мире и страшный суд совершаются под знаком Маат. И царь правит воплощая Маат. Царь вставал до восхода солнца, потому что он должен был приветствовать солнце как своего отца, и ему подносилась статуэтка Маат, это знак того, что он должен жить и править в соответствии с правдой. Только тогда царь является царём.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.