Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Обучение движению ребенка, подростка и взрослого человека



«Жизнь — это движение». В наше время, когда мы так мало двигаемся, следует все время помнить об этом. Но как же определяется движение, как оно возни­кает, как ему научиться, как его приме­нять на практике? Двигательное поведе­ние очень индивидуально. Каждый чело­век двигается по-своему, у него есть свои, только для него характерные дви­жения. Они зависят от общего строения тела, от его конституции, от самой лич­ности. Движением управляет человечес­кий мозг. Такие образцы движения как, например, ходьба, положение стоя, сидя или прыжки как бы хранятся в нашем мозге и по мере необходимости реали­зуются автоматически. Вплоть до рожде­ния в мозге ребенка созревают клетки, число которых увеличивается делением. После рождения деление клеток прекра­щается, и тогда начинается процесс обу­чения. Отдельные клетки соединяются между собой синапсами. Так складыва­ется упорядоченная сеть путей и связей.

Такие сети включают в себя также инди­видуальный запас образцов движения. С началом полового созревания в организ­ме выделяется гормон, который делает невозможным дальнейшее установление связей между клетками. Это означает, что новые пути больше не могут быть проложены. Вот почему детство играет определяющую роль для всех сфер жиз­ни. Чтобы нагляднее представить себе этот процесс, я часто сравниваю мозг с планом города (рис. 1.1).

К моменту рождения человека в его голо­ве уже существует множество отдельных


«домов», а потом приходит время прокла­дывать между ними «улицы». Так склады­вается целая сеть коммуникаций. Если, например, нам надо добраться от пункта А в пункт Б, то сразу прокладывается пря­мой путь от А к Б, который теперь навсег­да связывает эти пункты. Таким способом дети спонтанно осваивают сложные ком­плексы движений. Взрослый же человек должен сначала поискать прямую дорогу от пункта А к пункту Б в своем «городе», существующем в голове. И если такого пути нет, то, возможно, ему удастся найти путь от пункта А к пункту Б через пункт В.

Это означает, что у взрослого человека новое движение складывается только из уже заложенных в сознании, т. е. знако­мых ему элементов движения. Он не мо­жет больше прокладывать новые пути в своем «городе». При этом он зависит от того, насколько развита сложившаяся сеть коммуникаций и насколько хорошо



он в ней ориентируется, потому что очень часто случается, что уже сложившиеся прямые пути как бы забыты, заброшены, и тогда приходится «ехать в объезд», что совершенно не нужно. Эта картинка объясняет нам, почему взрослый чело­век, когда-то уже выполнявший некое движение, не может его повторить. Най­денный обходной путь должен быть про­ложен основательно, он должен быть хо­рошо «наезжен», чтобы потом его можно было бы найти и «во сне». Вот почему взрослый должен тренировать и заучи­вать новые движения.

Нервные пути мозга передают сигнал невероятно быстро. Поэтому и обходной путь может быть использован без поте­ри времени. Но в профессиональном спорте большинство спортсменов при­общены к нему уже с раннего детства, а те немногие звезды, которые начали за­ниматься спортом позже, все равно, так или иначе, смогли приобрести опыт раз­нообразных движений еще в детстве.

Пути, проложенные в мозге, но не ис­пользовавшиеся долгое время, могут прийти в запустение, стать непроходи­мыми, и им может потребоваться своего рода обновление или чистка. Чем мень­ше взрослые тренируют разнообразные движения, тем больше становится таких «заброшенных» путей. Как следствие этого у человека появляются проблемы с осанкой и несогласованность двига­тельного поведения — болезнь нашей цивилизации. Возвращение этих забро­шенных путей к жизни, их «расчистка» — это напряженный труд, требующий боль­ших физических и временных затрат.

Даже если вы занимаетесь верховой ез­дой не с самого детства, все же не стоит расценивать свой случай как безнадеж­ный и закрывать книгу на этом месте.

Верховая езда — это вид спорта, осно­ванный на множестве разнообразных движений, знакомых нам с раннего дет­ства. Так, в иппотерапии шаг лошади ис­пользуется именно потому, что движения ее спины как бы передает корпусу всад­ника образ обычной ходьбы. Движения лошади имеют очень много общего с ходьбой человека. Сами движения и не­обходимые реакции в корпусе всадника в обоих случаях почти идентичны. В этом заключается одна из причин большой оздоровительной ценности верховой езды. И даже тот, кто начал заниматься конным спортом в более позднем возра­сте, может стать хорошим всадником.

В движении выражается вся личность человека. Состояние нашего внутренне­го «я» решающим образом влияет на ха­рактер движения. Когда дела идут хоро­шо, то мы держимся совсем иначе, не­жели в моменты душевного кризиса. Правильная осанка, прямая и свободная походка всегда служат для нас знаком внутренней уверенности и душевного равновесия. Сгорбленный, поникший че­ловек, втягивает голову в плечи и прячет от всего окружающего мира не только свою голову, но и свою личность.

Страх, стрессы, монотонность и хаотич­ность, а также перенапряжение сил и сбой координации всегда были врагами двигательного обучения. Страх блокиру­ет движение. При испуге немедленно проявляются защитные рефлексы: чело­век зажимается, вскидывает руки, сгиба­ется пополам (а в крайних ситуациях при­нимает даже положение эмбриона). В стрессовой ситуации возможны только автоматические реакции, и тонкая на­стройка движений, которая будет адек­ватна реальной ситуации, становится невозможной. Так, при езде верхом в со-



стоянии стресса невозможно адекватное реагирование на конкретную ситуацию, и ни о какой тренировке новых движений не может быть и речи. Например, всад­ник, находящийся в стрессовом состоя­нии, выполнит одержку жестко и грубо и не сможет уловить тонкие сигналы, по­ступающие от лошади, учитывать кото­рые просто необходимо для дозирова­ния и согласования средств управления.

Монотонность, застывшая рутина, тупое повторение и, наконец, просто скука ме­шают прогрессу в обучении, так как успеш­ная тренировка неразрывно связана с ра­достью новых переживаний и получением нового опыта. Прямой и столь же бесплод­ной противоположностью этому является хаотичное обучение, когда отличить новое от уже известного становится просто не­возможно. Действительно успешное обу­чение продвигается вперед небольшими шагами, балансируя по острой кромке между монотонностью и хаосом.

Когда в обучение вводятся какие-то но­вые элементы или изменения, то все ос­тальные основные предпосылки должны оставаться прежними. На новой лошади нужно сначала повторить прежние уро­ки. Незнакомые упражнения следует ос­ваивать постепенно, постепенно увели­чивая уровень сложности. Например, одержка сначала выполняется на опре­деленном отрезке длинной стенки, затем на определенной требуемой точке и только после этого без ориентации на разметку в точке Х. Перенапряжение сил или координации чаще всего является следствием неправильной постановки цели. Однако ложные цели часто ставит не тренер, а сам ученик.

Общая модель развития двигательного поведения позволяет сформулировать три четких принципа процесса обучения:


от корпуса к конечностям;

1) от грубой формы к совершенной;

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.