Формула (2.24) справедлива для сечений балки, не укрепленных ребрами.
Если сосредоточенная сила приложена к поясу над ребром двутавровой балки, то часть NPнагрузки N передается поясом на ребро ( рис.2.36), которое будет работать на сжатие. Роль ребра сводится к уменьшению перемещения пояса под грузом.
При учете разгружающего влияния ребер напряжения сжатия кромки стенки, воспринимающей сосредоточенную нагрузку N, будут меньше, чем по формуле (2.24). Усилие V от сосредоточенной нагрузки N, приходящееся на единицу длины поясных швов,
N
V = α ,
z
где α = 1,0…1,5– коэффициент, принимаемый для сварных балок в зависимости от режима и условий работы.
y
NP/2
NP /2
bP
δ P
Рис.2.36. Схема нагружения поперечного ребра жесткости при
сосредоточенной силе N
Расчет на прочность сварных швов, воспринимающих сдвигающее усилие Т, приходящееся на единицу длины соединения, и V, производится по формуле
где Q – поперечные силы; SП – статический момент пояса относительно нейтральной оси.
При наличии полного провара стенки расчет сварных поясных швов производят на срез от действия силы Т и на сжатие от силы V.
Проверка местных напряжений сжатия кромки стенки осуществляется с учетом формулы (2.24)
σМ ≤ [σ]СЖ.
Смещение оси рельса приводит к внецентренному нагружению части стенки, кручению пояса и изгибу стенки. Неблагоприятное сочетание указанных факторов способствует возникновению и развитию усталостных разрушений.
В коробчатых балках с рельсом посередине (второй случай) в качестве опор устанавливают дополнительные короткие (малые) диафрагмы (см. рис.2.34), которые вместе с большими осуществляют передачу усилий на стенки балки. Рельс рассматривается как неразрезная балка с опиранием на диафрагмы. Напряжения в нем приближенно ( без учета влияния поясного
листа) определяют как
М P ℓ
σР = = ≤ [σ]P, (2.25)
Wxmin 6Wxmin
где Р – наибольшее давление ходового колеса; ℓ – расстояние между соседними диафрагмами; Wxmin – наименьший момент сопротивления сечения рельса; [σ]P – допускаемое напряжение растяжения в подошве рельса. Для крайних участков рельса (возле незаваренных стыков) в формуле (2.25) вместо 1/6 следует принять 1/5.
При передаче на стенку давлений от ходовых колес сварные поясные швы следует проваривать на всю толщину стенки. При этом в зависимости от способа сварки назначается скос кромок.