ГРАФИК СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ, ИХ СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ В ЧАСАХ
№ п/п
Тема и перечень вопросов
Кол-во часов
Летописание на Руси. «Повесть временных лет» как литературный памятник (состав, редакции, источники; своеобразие «жанра-ансамбля», язык и стиль)
Житийная литература XI —XII вв. (разновидности житий - княжеские и преподобнические, агиографический канон, «Сказание о Борисе и Глебе» и «Житие Феодосия Печерского» Нестора)
«Слово о полку Игореве» - история открытия и опубликования, проблема автора, сюжет и композиция, жанровое своеобразие
Воинские повести XIII в. «Повесть о разорении Батыем Рязани» — фольклорные мотивы, агиографические элементы, образная система.
Повести о Куликовской битве - «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище» (сопоставительный анализ)
Агиографическая литература конца XIV — начала XV вв. Творчество Епифания Премудрого. Стиль «плетения словес».
«Хождение за три моря» Афанасия Никитина как литературный памятник. Маршрут путешествия, традиции жанра «хожения», композиция, язык и стиль. Личность автора.
«Повесть о Петре и Февронии» — история создания, фольклорное влияние, проблема идеального женского характера. Элементы агиографического стиля и разрушение житийного канона.
Обобщающие памятники XVI в. «Степенная книга», «Казанский летописец». «Домострой» - литературные элементы, повествовательные и бытовые эпизоды, просторечие.
Коллоквиум № 1 «Историко-литературные стили» (по книге Д.С. Лихачева «Человек в литературе Древней Руси»)
Агиография начала XVII в. «Повесть об Ульянии Осорьиной» («Житие Юлиании Лазаревский») — дальнейшее разрушение житийного канона, бытовое и психологическое начало, жизнь и быт русской женщины-дворянки.
Бытовая повесть второй половины XVII в. Фольклорные сюжеты и герои. Исторические и бытовые элементы, традиции европейского плутовского романа.
Сатирическая повесть второй половины XVII в. Характер комизма, приемы и средства сатиры, использование пародийных форм деловой и церковной письменности, аллегорической сатиры..
«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» — автобиография на фоне традиционного жития. Библейские и агиографические сюжеты, сатира и юмор
Стихотворство второй половины XVII в.
Коллоквиум №2 «Поэтика художественного времени и пространства» (по книге Д.С. Лихачева «Поэтика древнерусскойц литературы» - глава 4 и 5)
Всего
Древняя русская литература
Занятие № 1
Тема:Повесть временных лет
Задания: 1. Прочитать разделы книги Л.Н. Гумилева «От Руси до России» («Вместо предисловия» и «Киевская держава»), выписать из синхронистической таблицы №2 события и даты истории Киевской Руси;
2. прочитать по учебнику под ред. Д.С. Лихачева раздел, посвященный летописанию (с. 59-83) и:
· составить схему древнейшего русского летописания по гипотезе А.А. Шахматова с уточнениями Д. Лихачева и других ученых (В.М. Истрина, Б.А. Рыбакова), указать в ней названия первых летописных сводов, время их возникновения, имена первых летописцев и редакторов «ПВЛ», названия двух летописей, в составе которых сохранились ее редакции.
3. обратить внимание на термин «жанр» (выписать его определение из ЛЭС, 1987) и конкретные жанры «ПВЛ».
4. прочитать текст «ПВЛ» и:
· записать полное заглавие летописи в подлиннике и заучить его;
· составить композиционный план летописи, выписав в хронологической последовательности события, вошедшие в «ПВЛ», определив их жанровую принадлежность (погодная запись, историческая повесть, сказание, воинская повесть, житие, поучение, историческое и топонимическое предание и др.)
5. Подготовиться к беседе по следующим вопросам:
· Летопись как исторический и литературный памятник. Роль византийских хроник в создании русского летописания.
· Источники «ПВЛ», история создания и редакции летописи.
· Композиция «ПВЛ» и способы фиксации исторических событий в летописи.
· «ПВЛ» как «жанр-ансамбль»: литературные жанры в составе летописи (привести примеры и объяснить жанровую специфику)
· Летописец и роль его мировоззрения в тексте летописи: идея защиты родной земли в борьбе с кочевниками, политическая и религиозная независимость от Византии, княжеские междоусобицы.
· Стиль монументального историзма в летописи.
· Проблема литературного этикета.
Дополнительная литература:
1. Еремин И.П. Летописание / В его кн.: Лекции и статьи по истории древней русской литературы. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. - С.38-64.
2. Лихачев Д.С. «Повесть временных лет» / Великое наследие / В его собрании сочинений: Избранные работы в трех томах. - Л.: Худ. лит-ра, 1987. Т. 2. - С.43-133 (или другое издание).
3. Лихачев Д.С. Стиль монументального историзма XI-XIII вв./ В его кн.: Человек в литературе Древней Руси / В его собрании сочинений: Избранные работы в трех томах. - Л.: Худ. лит-ра, 1987. Т. 3. - С. 26-67. (или другое издание 1970 г. - С. 25-62)
Занятие № 2
Тема:Житийная литература ХI —XII вв.
Задания:
1. прочитать по учебнику под ред. Д.С. Лихачева раздел о роли христианства, византийской и болгарской литератур в возникновении ДРЛ (с. 34-49) и разделы, посвященные религиозной литературе 11-12 вв. (с. 90-96; 100-111):
· выписать из словаря и учебника определения терминов литература-посредница, слово, хождение, агиография, житие;
· ознакомиться со схемой житийного канона,
· выбрать информацию о разновидностях житийной литературы в Древней Руси и их художественной специфике.
2. по хрестоматии: прочитать тексты древнейшего русского преподобнического жития («Житие Феодосия Печерского» Нестора) и первого княжеского жития («Сказание о Борисе и Глебе»), отрывки из «Киево-Печерского патерика»:
· составить сюжетный план текстов 2-х житийных произведений,
· сопоставить их структуру, сопоставив схему двух типов жития,
· обратить внимание на тип героя в житиях и патерике.
3. Подготовиться к беседе по следующим вопросам:
· Христианство в его православном варианте как причина возникновения письменности и религиозных жанров в ДРЛ.
· Агиографическая литература на Руси и ее первые памятники. Роль византийских и болгарских житий в создании русской агиографической литературы.
· Типы житийной литературы и схема агиографического канона каждого из них.
· Композиция «Жития Феодосия Печерского» — первого преподобнического жития и способ изображения героя.
· Борис и Глеб — герои двух первых княжеских житий, особенности композиции «Сказания о Борисе и Глебе», жанровая специфика памятника.
· Автор и роль христианского мировоззрения в тексте житий.
· Доминирующая идея утверждения типов героя-мученика и героя-созидателя в ранних житиях и в «Киево-Печерском патерике».
· Проблема литературного этикета в житийной литературе.
Дополнительная литература:
1. Еремин И.П. Житийная литература / В его кн.: Лекции и статьи по истории древней русской литературы. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. - С.15-38.
2. Лихачев Д.С. «Поэтика художественного обобщения. Литературный этикет» / / В его кн.: Поэтика древнерусской литературы. - Л.: Худ. лит-ра, 1979. - С.80-102 (или другое издание).
Занятие № 3
Тема:Слово о полку Игореве
Задания: 1. Повторить раздел книги Л.Н. Гумилева «От Руси до России» («Киевская держава»), выписать из синхронистической таблицы №2 события и даты истории Киевской Руси второй половины 12 в.;
2. прочитать текст «Слова о полку Игореве» в оригинале и подстрочном переводе Д.С. Лихачева, выписать из него примеры, подтверждающие связь памятника с народной поэзией:
· фольклорные приемы,
· образы-картины народного быта — битва-посев, битва-пир, битва-жатва,
· имена языческих богов, мифических языческих существ,
· примеры олицетворения природы.
3. выписать в рабочую тетрадь основные положения статьи В.Ф. Ржиги «Композиция «Слова о полку Игореве» (хрестоматия «Древнерусская литература в исследованиях»);
4. прочитать лекцию и раздел в учебнике под ред. Д.С. Лихачева, посвященный «Слову о полку Игореве» (с. 113-136);
5. выучить наизусть отрывки из СПИ;
6. выписать термин «слово» из ЛЭС, 1987 и обратить внимание на жанровую природу памятника;
7. прочитать одну из рекомендованных статей или монографий, посвященных «СПИ», и выступить с краткой информацией на заданную тему во время обсуждения.
8. Подготовиться к беседе по следующим вопросам:
· История открытия, издания, изучения «СПИ». Состав Мусин-пушкинского сборника (по учебнику).
· Полемика о времени написания и авторе «СПИ» (по книге Б.А. Рыбакова «Петр Бориславич»).
· Жанровая природа «Слова» (по статье И.П. Еремина «СПИ как памятник политического красноречия Киевской Руси»).
· Композиция «Слова» (по статье В.Ф. Ржиги).
· Поэтика «СПИ»: образная система, язык и стиль. Связь с фольклором.
· Проблема литературного этикета и «СПИ».
Дополнительная литература:
1. Еремин И.П. Слово о полку Игореве; СПИ как памятник политического красноречия Киевской Руси / В его кн.: Лекции и статьи по истории древней русской литературы. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. - С.99-132; 235-282.
2. Лихачев Д.С. Слово о полку Игореве / Великое наследие / В его собрании сочинений: Избранные работы в трех томах. - Л.: Худ. лит-ра, 1987. Т. 2. - С.152-227 (или другое издание).
3. Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. - Л.: Худ. лит-ра, 1978. - 360 с.
4. Сумаруков Г.В. Кто есть кто в «Слове о полку Игореве»? — М.: МГУ, 1983.
5. Сулейменов Олжас. Аз и я. Книга благонамеренного читателя. — Алма-Ат: Жазушы, 1975. (или другое издание)
6. Робинсон А.Н. Солнечная символика в «СПИ» / «Слово о полку Игореве». Памятники литературы и искусства XI — XVII веков. —М.: Наука, 1978. — С. 7-58.
Занятие № 4
Тема:Воинская повесть XIII века
Задания: 1. Прочитать раздел книги Л.Н. Гумилева «От Руси до России» «Лицом на восток» (главы «Калка» и «Великий западный поход»), выписать из синхронистической таблицы №2 события и даты русской истории 13 в.;
2. прочитать по учебнику под ред. Д.С. Лихачева раздел, посвященный воинским повестям 13 в. (с. 158-169) и:
· самостоятельно составить характеристику жанра русской воинской повести, отразить в ней историчность сюжета, связь с фольклором, светскую и религиозную трактовку событий, этикетность стиля, эпичность и другие стороны этого жанра.
3. прочитать тексты «Повести о битве на реке Калке» и «Повести о разорении Рязани Батыем»:
· составить композиционные планы памятников, разбив тексты на логически завершенные части и озаглавив каждую из них (по аналогии со статьей В. Ржиги о «СПИ»);
· отметить в плане «Повести о разорении...» воинские, агиографические, фольклорные эпизоды, прокомментировать их;
· выучить описание битвы Евпатия Коловрата с Хостоврулом (близко к тексту).
4. Подготовиться к беседе по следующим вопросам:
· Воинская повесть 13 в. как исторический и литературный памятник. Ее связь с летописанием.
· Жанровое своеобразие и художественная специфика «Повести о битве на реке Калке». Роль фольклорных традиций.
· время создания «Повести о разорении Рязани Батыем».
· Композиция «Повести о разорении...», способы фиксации исторических событий в памятнике.
· Жанровый синтез в «Повести о разорении...» жития и воинской повести (привести примеры и объяснить специфику воинских и житийных эпизодов).
· Агиографические эпизоды повести, логика их присутствия в тексте воинской повести.
· Фольклорные традиции в повести.
· Проблема литературного этикета в воинских повестях.
Дополнительная литература:
1. Еремин И.П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1987.
2. Лихачев Д.С. «Повесть о разорении Рязани Батыем» / Великое наследие / В его собрании сочинений: Избранные работы в трех томах. - Л.: Худ. лит-ра, 1987. Т. 2. - С.214-262 (или другое издание).
Занятие № 5
Тема:Повести о Куликовской битве
(«Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище» — сопоставительный анализ)
Задания: 1. Прочитать раздел книги Л.Н. Гумилева «От Руси до России» «Лицом на восток» (из главы «Появление России» — «Дела ордынские», «Синяя Орда», «На поле Куликовом»), выписать из синхронистической таблицы №2 события и даты русской истории конца 14 в.;
2. прочитать по учебнику под ред. Д.С. Лихачева раздел, посвященный воинским повестям конца 14 — начала 15 вв. «Памятники Куликовского цикла» (с. 231 — 240) и:
· сравнить тексты повестей с классической формулой жанра русской воинской повести, выявив в них историзм, фольклоризм, синтез светского и религиозного начал, этикетность, эпичность.
3. прочитать тексты «Задонщины» и «Сказания о Мамаевом побоище»:
· составить композиционный план «Сказания о Мамаевом побоище», разбив текст на завершенные части;
· сравнить тексты «Задонщины» и «Сказания о Мамаевом побоище»» с точки зрения жанровой специфики, прокомментировать их сходство и отличия;
· выучить Похвальное слово князя Дмитрия Ивановича («Задонщина»).
4. Подготовиться к беседе по следующим вопросам:
· Куликовская битва и ее роль в формировании русского этноса.
· Воинские повести конца 14 — начала 15 вв. как исторический и литературный памятник.
· время создания повестей Куликовского цикла.
· Художественная специфика «Задонщины» и «Сказания о Мамаевом побоище» (сопоставительный анализ») — выявление жанровой доминанты.
· Композиция повестей Куликовского цикла, способы фиксации исторических событий в памятниках.
· Связь «Задонщины» и «СПИ» (привести примеры и объяснить специфику взаимодействия памятников на текстовом и композиционном уровнях). Точка зрения А. Зимина.
· Образная система памятников.
· Агиографические эпизоды «Сказания о Мамаевом побоище», их комментарий.
· Проблема литературного этикета в повестях Куликовского цикла.
Дополнительная литература:
Лихачев Д.С. «Задонщина» / Великое наследие / В его собрании сочинений: Избранные работы в трех томах. - Л.: Худ. лит-ра, 1987. Т. 2. - С.263-262 (или другое издание).
Занятие № 6
Тема:Агиографическая литература конца 14 — начала 15 вв.
(Творчество Епифания Премудрого)
Задания: 1. Подобрать материал по русскому искусству конца 14 — начала 15 вв. (живопись, архитектура)
2. прочитать по учебнику под ред. Д.С. Лихачева раздел, посвященный агиографии и творчеству Епифания Премудрого (с. 215 — 222);
3. прочитать тексты «Жития Стефана Пермского» и «Жития Сергия Радонежского» по хрестоматии Н.И. Прокофьева:
· составить композиционный план «Жития Стефана Пермского» и «Жития Сергия Радонежского», разбив тексты на завершенные части;
· сравнить тексты житийных произведений Епифания Премудрого с классической формулой жанра, выявив в них житийный канон и его нарушения.
· выписать из текстов «Жития Стефана Пермского» и «Жития Сергия Радонежского» наиболее характерные примеры стиля «плетения словес», обозначив его признаки;
4. Подготовиться к беседе по следующим вопросам:
· Русское искусство на рубеже 14 — 15 вв. и второе югославянское влияние (живопись, архитектура). Творчество Андрея Рублева, Дионисия Московского, Феофана Грека и др.
· Реактуализация агиографической литературы в конце 14 — начале 15 вв. и ее причины.
· Создатели русской агиографии на рубеже 14 — 15 вв. (Киприан, Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет).
· Епифаний Премудрый как создатель стиля «плетения словес». Проявление стиля в его произведениях.
· Анализ житийных произведений Епифания Премудрого с точки зрения сохранности житийного канона.
· Образ святого-просветителя в житиях Епифания Премудрого (Стефан Пермский, Сергий Радонежский).
· Проблема литературного стиля и этикета в житиях Епифания Премудрого.
Дополнительная литература:
1. Любимов Лев. Искусство Древней Руси. —М.: Просвещение, 1981. (или другое издание).
2. Осетров Евг. Живая Древняя Русь. — М.: Просвещение, 1984.
3. Балакина Т.И. История русской культуры. — М.: «Азъ», 1995.
4. Тихомиров М.Н. Средневековая Россия на международных путях (XIV — XV вв.) — М.: Наука. 1966.
Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. —М.: Наука, 1970. — С. 72-96.
Занятие № 7
Тема:Хожение за три моря Афанасия Никитина
Задания: 1. прочитать по учебнику под ред. Д.С. Лихачева раздел, посвященный жанру хожений и «Хожению за три моря» Афанасия Никитина (с. 111-113, 282 — 287);
3. прочитать тексты «Хождения игумена Даниила» - по хрестоматии Н.И. Прокофьева и «Хожения за три моря» Афанасия Никитина - по хрестоматии Л. Дмитриева
· составить композиционный план «Хождения игумена Даниила» и «Хожения за три моря» Афанасия Никитина, разбив тексты на завершенные части;
· сравнить тексты двух «хожений» с классической формулой жанра, выявив у Афанасия Никитина сходство с канонической схемой и ее нарушения.
· выписать из текста «Хожения за три моря» Афанасия Никитина географические названия в их последовательности и составить карту его путешествия в Индию.
· по тексту «Хожения за три моря» составить развернутый цитатный план по теме «Личность Афанасия Никитина» по схеме: социальное положение автора, практичность и любознательность, широта интересов, демократизм и патриотизм, веротерпимость и т.д. - по вашему усмотрению.
4. Подготовиться к беседе по следующим вопросам:
· Жанр «хожений» в древнерусской литературе, его функциональная роль в становлении христианства на Руси. «Хождение игумена Даниила».
· Использование стандартной семы «хожения» Афанасием Никитиным. Сравнительный анализ композиции двух «хожений».
· Жанровые признаки памятника 15 в. (повесть, дневник, путешествие).
· Карта путешествия Афанасия Никитина «за три моря».
· Личность Афанасия Никитина.
· Проблема литературного стиля и этикета в «Хожении за три моря» Афанасия Никитина.
Дополнительная литература:
1. Тихомиров М.Н. Средневековая Россия на международных путях (XIV — XV вв.) — М.: Наука. 1966.
2. Лихачев Д.С. Хождение за три моря Великое наследие / В его собрании сочинений: Избранные работы в трех томах. - Л.: Худ. лит-ра, 1987. Т. 2. - С.277-280 (или другое издание).
3. Гудзий Н.К. История древней русской литературы, с. 276-281.
4. Великие русские путешественники. Афанасий Никитин (любое издание).
Занятие № 8
Тема:«Повесть о Петре и Февронии» Ермолая Еразма
Задания: 1. прочитать по учебнику под ред. Д.С. Лихачева раздел, посвященный «Повести о Петре и Февронии» Ермолая Еразма (с. 294-300);
1. прочитать текст «Повести о Петре и Февронии» - по хрестоматии Л. Дмитриева;
2. подобрать тексты сказочных сюжетов, элементы которых нашли отражение в «Повести о Петре и Февронии» (о змееборстве, о мудрой деве) и:
· составить параллельный композиционный план «Повести о Петре и Февронии» и сказки «Семилетка» («Мудрая дева»), разбив тексты на завершенные части и выделив сходные эпизоды;
· сравнить текст «Повести...» с классической формулой жанра жития, выявив у Ермолая Еразма сходство с каноном и его нарушения.
3. Прочитать по хрестоматии «Древнерусская литература в исследованиях» статью Ф.И. Буслаева «Идеальные женские характеры в литературе Древней Руси», составить ее краткий тезисный план, выделив основополагающие признаки идеального женского характера в средневековой литературе и:
· в тексте «Повести о Петре и Февронии» найти признаки идеального женского характера, выписать в тетрадь цитаты.
4. повторить схему канона княжеского жития и:
· составить характеристику князя Петра, сравнив ее с классической формулой литературного этикета;
5. Подготовиться к беседе по следующим вопросам:
· Время создания повести, поиски автора и вопрос о бытовании памятника.
· Жанровое своеобразие «Повести о Петре и Февронии», проблема мировых «бродячих сюжетов» и вопросы синтеза повести, жития и сказки в произведении.
· Сравнительный анализ композиции «Повести...» и сказочных текстов.
· Личность князя Петра и ее соответствие литературному этикету княжеского жития.
· Проблема идеального женского характера в «Повести...».
· Новое отношение к личности человека в литературе 16 в.
Дополнительная литература:
1. Повесть о Петре и Февронии. Подгот. Текста и исслед. Р.П. Дмитриевой. Л.: Наука, 1979.
2. Лихачев Д.С. Повесть о Петре и Февронии. Великое наследие / В его собрании сочинений: Избранные работы в трех томах. - Л.: Худ. лит-ра, 1987. Т. 2. - С.273 - 277 (или другое издание - с. 253-259).
3. Гудзий Н.К. История древней русской литературы, с. 288-294.
4. Позднеев А.В. Практикум по древней русской литературе, с. 16-22.
Занятие №9
Тема:Роды и жанры русской литературы 17 века
Задания:
1. прочитать по учебнику под ред. Д.С. Лихачева раздел, посвященный литературе 17 в. (с. 334-446);
3. прочитать в книге Л.Н. Гумилева «От Руси до России» или в любом учебнике по истории России раздел об общественно-политической жизни в первой половине 17 в.
· составьте хронологическую таблицу основных общественно-политических событий 17 в. с указанием литературных памятников, созданных в это время:;
· подумайте над тем, чем можно объяснить зарождение новых литературных жанров и массовое обращение писателей к ритмичной, а иногда и рифмованной речи : модой, подражанием друг другу или западной литературе, общими задачами литературы в конкретной политической ситуации?
· определите основной пафос литературы Смутного времени (Новая повесть о преславном Российском царстве, Сказание Авраамия Палицына) выпишите из текстов примеры, подтверждающие их родовую и жанровую специфику. запишите в тетрадь полное название «Сказания» Авраамия Палицына и заглавия прочитанных глав, объясните степень традиционности и оригинальности этого памятника.
· запишите в рабочую тетрадь наиболее значительные имена представителей виршевого стихотворства 17 в. и основные произведения.
4. Подготовиться к беседе по следующим вопросам:
· Общественно-политическая ситуация на Руси в 17 веке и степень ее отражения в литературе.
· Публицистика 17 века и ее связь с идейной борьбой эпохи Смутного времени.
· Житийно-биографические повести 17 в.
· Книжное стихотворство 17 в., предпосылки его возникновения..
· Появление жанра бытовой и сатирической повести.
· Появление театра.
· Драма в 17 в.
· Новые роды и жанры - новый стиль эпохи.
Дополнительная литература:
1. Панченко А.М. Стихотворная культура 17 в. —Л.: Наука, 1979.
2. Виршевая поэзия (первая половина XVII века) — М.: Сов. Россия, 1989.
3. Литература и культура Древней Руси. Словарь-справочник / Сост. О.М. Анисимова, В.В. Кусков —М.: Высш. шк., 1994. (статьи: Стихотворство, Виршевая поэзия, Театр, Бытовая повесть)
4. История русской литературы X —XVII . — С. 334-371.
Занятие № 10
Тема:Бытовая и сатирическая повесть 17 века
Задания:
1. прочитать по учебнику под ред. Д.С. Лихачева раздел, посвященный бытовым и сатирическим повестям 17 в. (с. 372-426);
3. прочитать тексты: Повесть о Ерше Ершовиче, Повесть о Шемякином суде, Повесть о бражнике, Повесть о Горе-Злочастии, Повесть о Савве Грудцыне, Повесть о Фроле Скобееве, Повесть о Карпе Сутулове.
· составьте схему сюжетов этих произведений, обозначив основные особенности жанровой специфики, исторические и вымышленные эпизоды бытовых и сатирических повестей;
· подумайтенад тем, чем можно объяснить возникновение литературных жанров бытовой и сатирической повести;
· определите объект сатиры и адресата сатирических повестей;
· определите тип фольклорных традиций жанра повести 17 в.;
· запишите в рабочую тетрадь наиболее значительные черты характера нового героя бытовых повестей (Молодец, Савва Грудцын, Фрол Скобеев).
4. Подготовиться к беседе по следующим вопросам:
· Связь «новой прозы» с общественно-политической ситуацией на Руси в 17 веке и степень ее отражения в литературных памятниках.
· Сатирические повести 17 века, их связь с социальными проблемами эпохи. Фольклорные традиции.
· Философский смысл и демократический характер «Повести о Горе-Злочастии». Жанровая специфика и поэтика повести.
· Особенности историзма «Повести о Савве Грудцыне». Предпосылки романного повествования.
· «Повесть о Фроле Скобееве» как плутовская новелла.
· Новый тип героя, наличие двойников героев, проблема «отцов и детей» в бытовых повестях.
Дополнительная литература:
1. Лихачев Д.С. «Повесть о Горе-Злочастии» // В его кн.: Великое наследие, с. 312 — 332.
2. Русская бытовая повесть. — М.: Сов. Россия, 1991.
3. Адрианова-Перетц В.П. У истоков русской сатиры // В ее кн.: Древнерусская литература и фольклор. — Л.: Наука, 1974. — С. 120-156.
4. Еремин И.П. «Повесть о Горе-Злочастии». // В его кн.: Лекции и статьи по истории древней русской литературы. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. — С. 170-172.
3. прочитать текст «Жития протопопа Аввакума» в полном объеме.
· составьте схему сюжета этого произведения, обозначив основные особенности жанровой специфики, сравнив с классическим житийным каноном;
· подумайте над тем, чем вызвано появление столь уникального произведения;
· выпишите образцы речи Аввакума из каждого эпизода «Жития...», определите ее своеобразие;
· определите тип литературной традиции «Жития...»;
· запишите в рабочую тетрадь эпизоды. наиболее полно характеризующие личность Аввакума и образ Анастасии Марковны.
4. Подготовиться к беседе по следующим вопросам:
· Реформа патриарха Никона и связанный с ней раскол русской церкви.
· Жизнь и «Житие» протопопа Аввакума. События биографии, не вошедшие в «Житие» и причина авторского выбора.
· Жанровые признаки «Жития протопопа Аввакума»:
а) традиционный житийный канон и «Житие»;
б) первый опыт литературной автобиографии;
в) элементы публицистики;
г) черты романного жанра в «Житии».
· Характер Аввакума и его амбивалентная сущность в «Житии...» (высокое и низкое, героическое и человеческое).
· Образ Анастасии Марковны.
· «Вяканье» как стиль «Жития...». Традиционное и новаторское в нем.
· Юмор протопопа Аввакума.
· Место и роль «Жития...» в истории русской литературы.
Дополнительная литература:
1. Виноградов В.В. О задачах стилистики. Наблюдения над стилем «Жития протопопа Аввакума» // В его кн.: О языке художественной прозы —М,: Наука, 1980. — С. 3-38.
2. Лихачев Д.С. Перспектива времени в «Житии протопопа Аввакума»Повесть о Горе-Злочастии» // В его кн.: Поэтика древнерусской литературы —М.: Наука, 1970 (глава Х)
3. Лихачев Д.С., Панченко А.М. «Смеховой мир» Древней Руси — Л.: Наука, 1976 (глава «Юмор протопопа Аввакума»)
4. Робинсон А.Н. Жизнеописание Аввакума и Епифания. Исследование и тексты. —М.: Наука, 1963.
5. Лихачев Д.С. Сочинения протопопа Аввакума // Великое наследие, Т. 2, с. 308 — 320.
3. прочитать тексты Симеона Полоцкого, Сильвестра Медведева и Кариона Истомина по хрестоматии Л. Дмитриева.
· выпишите в рабочую тетрадь краткую характеристику силлабического стихосложения
· выписать заглавия стихотворений, обозначив основные особенности их связи с античной и христианской культурной традицией;
· подумайте над тем, почему в русской литературе до 17 в. отсутствовала книжная поэзия;
· определитеобъект сатиры и адресата поэзии Симеона Полоцкого;
· определите признаки стиля барокко с виршах Симеона Полоцкого и его современников — поэтов второй половины 17 в.;
· запишите в рабочую тетрадь наиболее значительные образы стихотворений Симеона Полоцкого и других поэтов.
4. Подготовиться к беседе по следующим вопросам:
· Силлабическое стихотворство 17 в. и его связь с «приказной поэзией»
· Творческая биография Симеона Полоцкого.
· «Рифмологион» — структура и проблематика сборника.
· «Вертоград многоцветный» — цель сборника, его структура, отражение социальных, философских, нравственных, религиозных проблем в нем
· Просветительский и нравоучительный характер поэзии Симеона Полоцкого и его современников.
· Отражение в творчестве поэтов 17 в. наиболее характерных признаков стиля барокко
Дополнительная литература:
Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси, с. 147 — 152.
Панченко А.М. Русская стихотворная культура 17 в. — Л.: Наука, 1984.
Еремин И.П. Поэтический стиль Симеона Полоцкого. // В его кн.: Лекции и статьи по истории древней русской литературы. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. — С. 211-233.