Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ



ГРАФИК СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ, ИХ СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ В ЧАСАХ

 

№ п/п Тема и перечень вопросов Кол-во часов
Летописание на Руси. «Повесть временных лет» как литературный памятник (состав, редакции, источники; своеобразие «жанра-ансамбля», язык и стиль)
Житийная литература XI —XII вв. (разновидности житий - княжеские и преподобнические, агиографический канон, «Сказание о Борисе и Глебе» и «Житие Феодосия Печерского» Нестора)
«Слово о полку Игореве» - история открытия и опубликования, проблема автора, сюжет и композиция, жанровое своеобразие
Воинские повести XIII в. «Повесть о разорении Батыем Рязани» — фольклорные мотивы, агиографические элементы, образная система.
Повести о Куликовской битве - «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище» (сопоставительный анализ)
Агиографическая литература конца XIV — начала XV вв. Творчество Епифания Премудрого. Стиль «плетения словес».
«Хождение за три моря» Афанасия Никитина как литературный памятник. Маршрут путешествия, традиции жанра «хожения», композиция, язык и стиль. Личность автора.
«Повесть о Петре и Февронии» — история создания, фольклорное влияние, проблема идеального женского характера. Элементы агиографического стиля и разрушение житийного канона.
Обобщающие памятники XVI в. «Степенная книга», «Казанский летописец». «Домострой» - литературные элементы, повествовательные и бытовые эпизоды, просторечие.
Коллоквиум № 1 «Историко-литературные стили» (по книге Д.С. Лихачева «Человек в литературе Древней Руси»)
Агиография начала XVII в. «Повесть об Ульянии Осорьиной» («Житие Юлиании Лазаревский») — дальнейшее разрушение житийного канона, бытовое и психологическое начало, жизнь и быт русской женщины-дворянки.
Бытовая повесть второй половины XVII в. Фольклорные сюжеты и герои. Исторические и бытовые элементы, традиции европейского плутовского романа.
Сатирическая повесть второй половины XVII в. Характер комизма, приемы и средства сатиры, использование пародийных форм деловой и церковной письменности, аллегорической сатиры..
«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» — автобиография на фоне традиционного жития. Библейские и агиографические сюжеты, сатира и юмор
Стихотворство второй половины XVII в.
Коллоквиум №2 «Поэтика художественного времени и пространства» (по книге Д.С. Лихачева «Поэтика древнерусскойц литературы» - глава 4 и 5)  
  Всего

Древняя русская литература

Занятие № 1

Тема: Повесть временных лет

Задания: 1. Прочитать разделы книги Л.Н. Гумилева «От Руси до России» («Вместо предисловия» и «Киевская держава»), выписать из синхронистической таблицы №2 события и даты истории Киевской Руси;

2. прочитать по учебнику под ред. Д.С. Лихачева раздел, посвященный летописанию (с. 59-83) и:

· составить схему древнейшего русского летописания по гипотезе А.А. Шахматова с уточнениями Д. Лихачева и других ученых (В.М. Истрина, Б.А. Рыбакова), указать в ней названия первых летописных сводов, время их возникновения, имена первых летописцев и редакторов «ПВЛ», названия двух летописей, в составе которых сохранились ее редакции.

3. обратить внимание на термин «жанр» (выписать его определение из ЛЭС, 1987) и конкретные жанры «ПВЛ».

4. прочитать текст «ПВЛ» и:

· записать полное заглавие летописи в подлиннике и заучить его;

· составить композиционный план летописи, выписав в хронологической последовательности события, вошедшие в «ПВЛ», определив их жанровую принадлежность (погодная запись, историческая повесть, сказание, воинская повесть, житие, поучение, историческое и топонимическое предание и др.)

5. Подготовиться к беседе по следующим вопросам:

· Летопись как исторический и литературный памятник. Роль византийских хроник в создании русского летописания.

· Источники «ПВЛ», история создания и редакции летописи.

· Композиция «ПВЛ» и способы фиксации исторических событий в летописи.

· «ПВЛ» как «жанр-ансамбль»: литературные жанры в составе летописи (привести примеры и объяснить жанровую специфику)

· Летописец и роль его мировоззрения в тексте летописи: идея защиты родной земли в борьбе с кочевниками, политическая и религиозная независимость от Византии, княжеские междоусобицы.

· Стиль монументального историзма в летописи.

· Проблема литературного этикета.

Дополнительная литература:

1. Еремин И.П. Летописание / В его кн.: Лекции и статьи по истории древней русской литературы. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. - С.38-64.

2. Лихачев Д.С. «Повесть временных лет» / Великое наследие / В его собрании сочинений: Избранные работы в трех томах. - Л.: Худ. лит-ра, 1987. Т. 2. - С.43-133 (или другое издание).

3. Лихачев Д.С. Стиль монументального историзма XI-XIII вв./ В его кн.: Человек в литературе Древней Руси / В его собрании сочинений: Избранные работы в трех томах. - Л.: Худ. лит-ра, 1987. Т. 3. - С. 26-67. (или другое издание 1970 г. - С. 25-62)

Занятие № 2

Тема: Житийная литература ХI —XII вв.

Задания:

1. прочитать по учебнику под ред. Д.С. Лихачева раздел о роли христианства, византийской и болгарской литератур в возникновении ДРЛ (с. 34-49) и разделы, посвященные религиозной литературе 11-12 вв. (с. 90-96; 100-111):

· выписать из словаря и учебника определения терминов литература-посредница, слово, хождение, агиография, житие;

· ознакомиться со схемой житийного канона,

· выбрать информацию о разновидностях житийной литературы в Древней Руси и их художественной специфике.

2. по хрестоматии: прочитать тексты древнейшего русского преподобнического жития («Житие Феодосия Печерского» Нестора) и первого княжеского жития («Сказание о Борисе и Глебе»), отрывки из «Киево-Печерского патерика»:

· составить сюжетный план текстов 2-х житийных произведений,

· сопоставить их структуру, сопоставив схему двух типов жития,

· обратить внимание на тип героя в житиях и патерике.

 

3. Подготовиться к беседе по следующим вопросам:

· Христианство в его православном варианте как причина возникновения письменности и религиозных жанров в ДРЛ.

· Агиографическая литература на Руси и ее первые памятники. Роль византийских и болгарских житий в создании русской агиографической литературы.

· Типы житийной литературы и схема агиографического канона каждого из них.

· Композиция «Жития Феодосия Печерского» — первого преподобнического жития и способ изображения героя.

· Борис и Глеб — герои двух первых княжеских житий, особенности композиции «Сказания о Борисе и Глебе», жанровая специфика памятника.

· Автор и роль христианского мировоззрения в тексте житий.

· Доминирующая идея утверждения типов героя-мученика и героя-созидателя в ранних житиях и в «Киево-Печерском патерике».

· Проблема литературного этикета в житийной литературе.

Дополнительная литература:

1. Еремин И.П. Житийная литература / В его кн.: Лекции и статьи по истории древней русской литературы. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. - С.15-38.

2. Лихачев Д.С. «Поэтика художественного обобщения. Литературный этикет» / / В его кн.: Поэтика древнерусской литературы. - Л.: Худ. лит-ра, 1979. - С.80-102 (или другое издание).

Занятие № 3

Тема: Слово о полку Игореве

Задания: 1. Повторить раздел книги Л.Н. Гумилева «От Руси до России» («Киевская держава»), выписать из синхронистической таблицы №2 события и даты истории Киевской Руси второй половины 12 в.;

2. прочитать текст «Слова о полку Игореве» в оригинале и подстрочном переводе Д.С. Лихачева, выписать из него примеры, подтверждающие связь памятника с народной поэзией:

· фольклорные приемы,

· образы-картины народного быта — битва-посев, битва-пир, битва-жатва,

· имена языческих богов, мифических языческих существ,

· примеры олицетворения природы.

3. выписать в рабочую тетрадь основные положения статьи В.Ф. Ржиги «Композиция «Слова о полку Игореве» (хрестоматия «Древнерусская литература в исследованиях»);

4. прочитать лекцию и раздел в учебнике под ред. Д.С. Лихачева, посвященный «Слову о полку Игореве» (с. 113-136);

5. выучить наизусть отрывки из СПИ;

6. выписать термин «слово» из ЛЭС, 1987 и обратить внимание на жанровую природу памятника;

7. прочитать одну из рекомендованных статей или монографий, посвященных «СПИ», и выступить с краткой информацией на заданную тему во время обсуждения.

8. Подготовиться к беседе по следующим вопросам:

· История открытия, издания, изучения «СПИ». Состав Мусин-пушкинского сборника (по учебнику).

· Полемика о времени написания и авторе «СПИ» (по книге Б.А. Рыбакова «Петр Бориславич»).

· Жанровая природа «Слова» (по статье И.П. Еремина «СПИ как памятник политического красноречия Киевской Руси»).

· Композиция «Слова» (по статье В.Ф. Ржиги).

· Поэтика «СПИ»: образная система, язык и стиль. Связь с фольклором.

· Проблема литературного этикета и «СПИ».

Дополнительная литература:

1. Еремин И.П. Слово о полку Игореве; СПИ как памятник политического красноречия Киевской Руси / В его кн.: Лекции и статьи по истории древней русской литературы. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. - С.99-132; 235-282.

2. Лихачев Д.С. Слово о полку Игореве / Великое наследие / В его собрании сочинений: Избранные работы в трех томах. - Л.: Худ. лит-ра, 1987. Т. 2. - С.152-227 (или другое издание).

3. Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. - Л.: Худ. лит-ра, 1978. - 360 с.

4. Сумаруков Г.В. Кто есть кто в «Слове о полку Игореве»? — М.: МГУ, 1983.

5. Сулейменов Олжас. Аз и я. Книга благонамеренного читателя. — Алма-Ат: Жазушы, 1975. (или другое издание)

6. Робинсон А.Н. Солнечная символика в «СПИ» / «Слово о полку Игореве». Памятники литературы и искусства XI — XVII веков. —М.: Наука, 1978. — С. 7-58.

Занятие № 4

Тема: Воинская повесть XIII века

Задания: 1. Прочитать раздел книги Л.Н. Гумилева «От Руси до России» «Лицом на восток» (главы «Калка» и «Великий западный поход»), выписать из синхронистической таблицы №2 события и даты русской истории 13 в.;

2. прочитать по учебнику под ред. Д.С. Лихачева раздел, посвященный воинским повестям 13 в. (с. 158-169) и:

· самостоятельно составить характеристику жанра русской воинской повести, отразить в ней историчность сюжета, связь с фольклором, светскую и религиозную трактовку событий, этикетность стиля, эпичность и другие стороны этого жанра.

3. прочитать тексты «Повести о битве на реке Калке» и «Повести о разорении Рязани Батыем»:

· составить композиционные планы памятников, разбив тексты на логически завершенные части и озаглавив каждую из них (по аналогии со статьей В. Ржиги о «СПИ»);

· отметить в плане «Повести о разорении...» воинские, агиографические, фольклорные эпизоды, прокомментировать их;

· выучить описание битвы Евпатия Коловрата с Хостоврулом (близко к тексту).

4. Подготовиться к беседе по следующим вопросам:

· Воинская повесть 13 в. как исторический и литературный памятник. Ее связь с летописанием.

· Жанровое своеобразие и художественная специфика «Повести о битве на реке Калке». Роль фольклорных традиций.

· время создания «Повести о разорении Рязани Батыем».

· Композиция «Повести о разорении...», способы фиксации исторических событий в памятнике.

· Жанровый синтез в «Повести о разорении...» жития и воинской повести (привести примеры и объяснить специфику воинских и житийных эпизодов).

· Картина битвы рязанцев с монголо-татарами.

· Образы русских князей в повести.

· Коллективные образы (рязанская дружина, рязанские князья, татарские мурзы и санчакбеи).

· Агиографические эпизоды повести, логика их присутствия в тексте воинской повести.

· Фольклорные традиции в повести.

· Проблема литературного этикета в воинских повестях.

Дополнительная литература:

1. Еремин И.П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1987.

2. Лихачев Д.С. «Повесть о разорении Рязани Батыем» / Великое наследие / В его собрании сочинений: Избранные работы в трех томах. - Л.: Худ. лит-ра, 1987. Т. 2. - С.214-262 (или другое издание).

 

Занятие № 5

Тема:Повести о Куликовской битве

(«Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище» — сопоставительный анализ)

Задания: 1. Прочитать раздел книги Л.Н. Гумилева «От Руси до России» «Лицом на восток» (из главы «Появление России» — «Дела ордынские», «Синяя Орда», «На поле Куликовом»), выписать из синхронистической таблицы №2 события и даты русской истории конца 14 в.;

2. прочитать по учебнику под ред. Д.С. Лихачева раздел, посвященный воинским повестям конца 14 — начала 15 вв. «Памятники Куликовского цикла» (с. 231 — 240) и:

· сравнить тексты повестей с классической формулой жанра русской воинской повести, выявив в них историзм, фольклоризм, синтез светского и религиозного начал, этикетность, эпичность.

3. прочитать тексты «Задонщины» и «Сказания о Мамаевом побоище»:

· составить композиционный план «Сказания о Мамаевом побоище», разбив текст на завершенные части;

· сравнить тексты «Задонщины» и «Сказания о Мамаевом побоище»» с точки зрения жанровой специфики, прокомментировать их сходство и отличия;

· выучить Похвальное слово князя Дмитрия Ивановича («Задонщина»).

4. Подготовиться к беседе по следующим вопросам:

· Куликовская битва и ее роль в формировании русского этноса.

· Воинские повести конца 14 — начала 15 вв. как исторический и литературный памятник.

· время создания повестей Куликовского цикла.

· Художественная специфика «Задонщины» и «Сказания о Мамаевом побоище» (сопоставительный анализ») — выявление жанровой доминанты.

· Композиция повестей Куликовского цикла, способы фиксации исторических событий в памятниках.

· Связь «Задонщины» и «СПИ» (привести примеры и объяснить специфику взаимодействия памятников на текстовом и композиционном уровнях). Точка зрения А. Зимина.

· Образная система памятников.

· Агиографические эпизоды «Сказания о Мамаевом побоище», их комментарий.

· Проблема литературного этикета в повестях Куликовского цикла.

Дополнительная литература:

Лихачев Д.С. «Задонщина» / Великое наследие / В его собрании сочинений: Избранные работы в трех томах. - Л.: Худ. лит-ра, 1987. Т. 2. - С.263-262 (или другое издание).

Занятие № 6

Тема:Агиографическая литература конца 14 — начала 15 вв.

(Творчество Епифания Премудрого)

Задания: 1. Подобрать материал по русскому искусству конца 14 — начала 15 вв. (живопись, архитектура)

2. прочитать по учебнику под ред. Д.С. Лихачева раздел, посвященный агиографии и творчеству Епифания Премудрого (с. 215 — 222);

3. прочитать тексты «Жития Стефана Пермского» и «Жития Сергия Радонежского» по хрестоматии Н.И. Прокофьева:

· составить композиционный план «Жития Стефана Пермского» и «Жития Сергия Радонежского», разбив тексты на завершенные части;

· сравнить тексты житийных произведений Епифания Премудрого с классической формулой жанра, выявив в них житийный канон и его нарушения.

· выписать из текстов «Жития Стефана Пермского» и «Жития Сергия Радонежского» наиболее характерные примеры стиля «плетения словес», обозначив его признаки;

4. Подготовиться к беседе по следующим вопросам:

· Русское искусство на рубеже 14 — 15 вв. и второе югославянское влияние (живопись, архитектура). Творчество Андрея Рублева, Дионисия Московского, Феофана Грека и др.

· Реактуализация агиографической литературы в конце 14 — начале 15 вв. и ее причины.

· Создатели русской агиографии на рубеже 14 — 15 вв. (Киприан, Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет).

· Епифаний Премудрый как создатель стиля «плетения словес». Проявление стиля в его произведениях.

· Анализ житийных произведений Епифания Премудрого с точки зрения сохранности житийного канона.

· Образ святого-просветителя в житиях Епифания Премудрого (Стефан Пермский, Сергий Радонежский).

· Проблема литературного стиля и этикета в житиях Епифания Премудрого.

Дополнительная литература:

1. Любимов Лев. Искусство Древней Руси. —М.: Просвещение, 1981. (или другое издание).

2. Осетров Евг. Живая Древняя Русь. — М.: Просвещение, 1984.

3. Балакина Т.И. История русской культуры. — М.: «Азъ», 1995.

4. Тихомиров М.Н. Средневековая Россия на международных путях (XIV — XV вв.) — М.: Наука. 1966.

Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. —М.: Наука, 1970. — С. 72-96.

Занятие № 7

Тема:Хожение за три моря Афанасия Никитина

Задания: 1. прочитать по учебнику под ред. Д.С. Лихачева раздел, посвященный жанру хожений и «Хожению за три моря» Афанасия Никитина (с. 111-113, 282 — 287);

3. прочитать тексты «Хождения игумена Даниила» - по хрестоматии Н.И. Прокофьева и «Хожения за три моря» Афанасия Никитина - по хрестоматии Л. Дмитриева

· составить композиционный план «Хождения игумена Даниила» и «Хожения за три моря» Афанасия Никитина, разбив тексты на завершенные части;

· сравнить тексты двух «хожений» с классической формулой жанра, выявив у Афанасия Никитина сходство с канонической схемой и ее нарушения.

· выписать из текста «Хожения за три моря» Афанасия Никитина географические названия в их последовательности и составить карту его путешествия в Индию.

· по тексту «Хожения за три моря» составить развернутый цитатный план по теме «Личность Афанасия Никитина» по схеме: социальное положение автора, практичность и любознательность, широта интересов, демократизм и патриотизм, веротерпимость и т.д. - по вашему усмотрению.

4. Подготовиться к беседе по следующим вопросам:

· Жанр «хожений» в древнерусской литературе, его функциональная роль в становлении христианства на Руси. «Хождение игумена Даниила».

· Использование стандартной семы «хожения» Афанасием Никитиным. Сравнительный анализ композиции двух «хожений».

· Жанровые признаки памятника 15 в. (повесть, дневник, путешествие).

· Карта путешествия Афанасия Никитина «за три моря».

· Личность Афанасия Никитина.

· Проблема литературного стиля и этикета в «Хожении за три моря» Афанасия Никитина.

 

Дополнительная литература:

1. Тихомиров М.Н. Средневековая Россия на международных путях (XIV — XV вв.) — М.: Наука. 1966.

2. Лихачев Д.С. Хождение за три моря Великое наследие / В его собрании сочинений: Избранные работы в трех томах. - Л.: Худ. лит-ра, 1987. Т. 2. - С.277-280 (или другое издание).

3. Гудзий Н.К. История древней русской литературы, с. 276-281.

4. Великие русские путешественники. Афанасий Никитин (любое издание).

Занятие № 8

Тема:«Повесть о Петре и Февронии» Ермолая Еразма

Задания: 1. прочитать по учебнику под ред. Д.С. Лихачева раздел, посвященный «Повести о Петре и Февронии» Ермолая Еразма (с. 294-300);

1. прочитать текст «Повести о Петре и Февронии» - по хрестоматии Л. Дмитриева;

2. подобрать тексты сказочных сюжетов, элементы которых нашли отражение в «Повести о Петре и Февронии» (о змееборстве, о мудрой деве) и:

· составить параллельный композиционный план «Повести о Петре и Февронии» и сказки «Семилетка» («Мудрая дева»), разбив тексты на завершенные части и выделив сходные эпизоды;

· сравнить текст «Повести...» с классической формулой жанра жития, выявив у Ермолая Еразма сходство с каноном и его нарушения.

3. Прочитать по хрестоматии «Древнерусская литература в исследованиях» статью Ф.И. Буслаева «Идеальные женские характеры в литературе Древней Руси», составить ее краткий тезисный план, выделив основополагающие признаки идеального женского характера в средневековой литературе и:

· в тексте «Повести о Петре и Февронии» найти признаки идеального женского характера, выписать в тетрадь цитаты.

4. повторить схему канона княжеского жития и:

· составить характеристику князя Петра, сравнив ее с классической формулой литературного этикета;

5. Подготовиться к беседе по следующим вопросам:

· Время создания повести, поиски автора и вопрос о бытовании памятника.

· Жанровое своеобразие «Повести о Петре и Февронии», проблема мировых «бродячих сюжетов» и вопросы синтеза повести, жития и сказки в произведении.

· Сравнительный анализ композиции «Повести...» и сказочных текстов.

· Личность князя Петра и ее соответствие литературному этикету княжеского жития.

· Проблема идеального женского характера в «Повести...».

· Новое отношение к личности человека в литературе 16 в.

Дополнительная литература:

1. Повесть о Петре и Февронии. Подгот. Текста и исслед. Р.П. Дмитриевой. Л.: Наука, 1979.

2. Лихачев Д.С. Повесть о Петре и Февронии. Великое наследие / В его собрании сочинений: Избранные работы в трех томах. - Л.: Худ. лит-ра, 1987. Т. 2. - С.273 - 277 (или другое издание - с. 253-259).

3. Гудзий Н.К. История древней русской литературы, с. 288-294.

4. Позднеев А.В. Практикум по древней русской литературе, с. 16-22.

Занятие №9

Тема:Роды и жанры русской литературы 17 века

Задания:

1. прочитать по учебнику под ред. Д.С. Лихачева раздел, посвященный литературе 17 в. (с. 334-446);

2. выписать из словаря жанровые определения: виршевая поэзия, драма, бытовая повесть, сатира.;

3. прочитать в книге Л.Н. Гумилева «От Руси до России» или в любом учебнике по истории России раздел об общественно-политической жизни в первой половине 17 в.

· составьте хронологическую таблицу основных общественно-политических событий 17 в. с указанием литературных памятников, созданных в это время:;

· подумайте над тем, чем можно объяснить зарождение новых литературных жанров и массовое обращение писателей к ритмичной, а иногда и рифмованной речи : модой, подражанием друг другу или западной литературе, общими задачами литературы в конкретной политической ситуации?

· определите основной пафос литературы Смутного времени (Новая повесть о преславном Российском царстве, Сказание Авраамия Палицына) выпишите из текстов примеры, подтверждающие их родовую и жанровую специфику. запишите в тетрадь полное название «Сказания» Авраамия Палицына и заглавия прочитанных глав, объясните степень традиционности и оригинальности этого памятника.

· запишите в рабочую тетрадь наиболее значительные имена представителей виршевого стихотворства 17 в. и основные произведения.

4. Подготовиться к беседе по следующим вопросам:

· Общественно-политическая ситуация на Руси в 17 веке и степень ее отражения в литературе.

· Публицистика 17 века и ее связь с идейной борьбой эпохи Смутного времени.

· Житийно-биографические повести 17 в.

· Книжное стихотворство 17 в., предпосылки его возникновения..

· Появление жанра бытовой и сатирической повести.

· Появление театра.

· Драма в 17 в.

· Новые роды и жанры - новый стиль эпохи.

Дополнительная литература:

1. Панченко А.М. Стихотворная культура 17 в. —Л.: Наука, 1979.

2. Виршевая поэзия (первая половина XVII века) — М.: Сов. Россия, 1989.

3. Литература и культура Древней Руси. Словарь-справочник / Сост. О.М. Анисимова, В.В. Кусков —М.: Высш. шк., 1994. (статьи: Стихотворство, Виршевая поэзия, Театр, Бытовая повесть)

4. История русской литературы X —XVII . — С. 334-371.

Занятие № 10

Тема:Бытовая и сатирическая повесть 17 века

Задания:

1. прочитать по учебнику под ред. Д.С. Лихачева раздел, посвященный бытовым и сатирическим повестям 17 в. (с. 372-426);

2. повторить словарные определения: бытовая повесть, сатира.;

3. прочитать тексты: Повесть о Ерше Ершовиче, Повесть о Шемякином суде, Повесть о бражнике, Повесть о Горе-Злочастии, Повесть о Савве Грудцыне, Повесть о Фроле Скобееве, Повесть о Карпе Сутулове.

· составьте схему сюжетов этих произведений, обозначив основные особенности жанровой специфики, исторические и вымышленные эпизоды бытовых и сатирических повестей;

· подумайтенад тем, чем можно объяснить возникновение литературных жанров бытовой и сатирической повести;

· определите объект сатиры и адресата сатирических повестей;

· определите тип фольклорных традиций жанра повести 17 в.;

· запишите в рабочую тетрадь наиболее значительные черты характера нового героя бытовых повестей (Молодец, Савва Грудцын, Фрол Скобеев).

4. Подготовиться к беседе по следующим вопросам:

· Связь «новой прозы» с общественно-политической ситуацией на Руси в 17 веке и степень ее отражения в литературных памятниках.

· Сатирические повести 17 века, их связь с социальными проблемами эпохи. Фольклорные традиции.

· Философский смысл и демократический характер «Повести о Горе-Злочастии». Жанровая специфика и поэтика повести.

· Особенности историзма «Повести о Савве Грудцыне». Предпосылки романного повествования.

· «Повесть о Фроле Скобееве» как плутовская новелла.

· Новый тип героя, наличие двойников героев, проблема «отцов и детей» в бытовых повестях.

Дополнительная литература:

1. Лихачев Д.С. «Повесть о Горе-Злочастии» // В его кн.: Великое наследие, с. 312 — 332.

2. Русская бытовая повесть. — М.: Сов. Россия, 1991.

3. Адрианова-Перетц В.П. У истоков русской сатиры // В ее кн.: Древнерусская литература и фольклор. — Л.: Наука, 1974. — С. 120-156.

4. Еремин И.П. «Повесть о Горе-Злочастии». // В его кн.: Лекции и статьи по истории древней русской литературы. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. — С. 170-172.

5. Словарь-справочник / Сост. О.М. Анисимова, В.В. Кусков — М.: Высш. шк., 1994. (статьи: бытовая повесть, сатира)

6. Гудзий Н.К. История древней русской литературы, с. 374-418.

7. История русской литературы X —XVII . — С. 372-426.

Занятие № 11

Тема:«Житие протопопа Аввакума»

Задания:

1. прочитать раздел, посвященный расколу русской православной церкви в середине 17 в. по любому учебнику «Истории России» или другому источнику;

2. прочитать по учебнику под ред. Д.С. Лихачева раздел, посвященный «Житию протопопа Аввакума» (с. 372-434);

2. повторить словарные определения: житие, биография, автобиография, житийный канон;

3. прочитать текст «Жития протопопа Аввакума» в полном объеме.

· составьте схему сюжета этого произведения, обозначив основные особенности жанровой специфики, сравнив с классическим житийным каноном;

· подумайте над тем, чем вызвано появление столь уникального произведения;

· выпишите образцы речи Аввакума из каждого эпизода «Жития...», определите ее своеобразие;

· определите тип литературной традиции «Жития...»;

· запишите в рабочую тетрадь эпизоды. наиболее полно характеризующие личность Аввакума и образ Анастасии Марковны.

4. Подготовиться к беседе по следующим вопросам:

· Реформа патриарха Никона и связанный с ней раскол русской церкви.

· Жизнь и «Житие» протопопа Аввакума. События биографии, не вошедшие в «Житие» и причина авторского выбора.

· Жанровые признаки «Жития протопопа Аввакума»:

а) традиционный житийный канон и «Житие»;

б) первый опыт литературной автобиографии;

в) элементы публицистики;

г) черты романного жанра в «Житии».

· Характер Аввакума и его амбивалентная сущность в «Житии...» (высокое и низкое, героическое и человеческое).

· Образ Анастасии Марковны.

· «Вяканье» как стиль «Жития...». Традиционное и новаторское в нем.

· Юмор протопопа Аввакума.

· Место и роль «Жития...» в истории русской литературы.

Дополнительная литература:

1. Виноградов В.В. О задачах стилистики. Наблюдения над стилем «Жития протопопа Аввакума» // В его кн.: О языке художественной прозы —М,: Наука, 1980. — С. 3-38.

2. Лихачев Д.С. Перспектива времени в «Житии протопопа Аввакума»Повесть о Горе-Злочастии» // В его кн.: Поэтика древнерусской литературы —М.: Наука, 1970 (глава Х)

3. Лихачев Д.С., Панченко А.М. «Смеховой мир» Древней Руси — Л.: Наука, 1976 (глава «Юмор протопопа Аввакума»)

4. Робинсон А.Н. Жизнеописание Аввакума и Епифания. Исследование и тексты. —М.: Наука, 1963.

5. Лихачев Д.С. Сочинения протопопа Аввакума // Великое наследие, Т. 2, с. 308 — 320.

6. Демкова Н.С. Житие протопопа Аввакума. — Л.: Наука, 1974.

 

Занятие № 12

Тема:Стихотворство 17 века

Задания:

1. прочитать лекцию и раздел в учебнике под ред. Д.С. Лихачева, посвященный стихотворству 17 в. (с. 372-426);

2. повторить словарные определения: барокко, вирши, силлабическое стихосложение;

3. прочитать тексты Симеона Полоцкого, Сильвестра Медведева и Кариона Истомина по хрестоматии Л. Дмитриева.

· выпишите в рабочую тетрадь краткую характеристику силлабического стихосложения

· выписать заглавия стихотворений, обозначив основные особенности их связи с античной и христианской культурной традицией;

· подумайте над тем, почему в русской литературе до 17 в. отсутствовала книжная поэзия;

· определитеобъект сатиры и адресата поэзии Симеона Полоцкого;

· определите признаки стиля барокко с виршах Симеона Полоцкого и его современников — поэтов второй половины 17 в.;

· запишите в рабочую тетрадь наиболее значительные образы стихотворений Симеона Полоцкого и других поэтов.

4. Подготовиться к беседе по следующим вопросам:

· Силлабическое стихотворство 17 в. и его связь с «приказной поэзией»

· Творческая биография Симеона Полоцкого.

· «Рифмологион» — структура и проблематика сборника.

· «Вертоград многоцветный» — цель сборника, его структура, отражение социальных, философских, нравственных, религиозных проблем в нем

· Просветительский и нравоучительный характер поэзии Симеона Полоцкого и его современников.

· Отражение в творчестве поэтов 17 в. наиболее характерных признаков стиля барокко

Дополнительная литература:

Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси, с. 147 — 152.

Панченко А.М. Русская стихотворная культура 17 в. — Л.: Наука, 1984.

Еремин И.П. Поэтический стиль Симеона Полоцкого. // В его кн.: Лекции и статьи по истории древней русской литературы. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. — С. 211-233.

Словарь-справочник / Сост. О.М. Анисимова, В.В. Кусков — М.: Высш. шк., 1994. (статьи: барокко, стихотворство, Симеон Полоцкий)

Гудзий Н.К. История древней русской литературы, с. 374-418.

История русской литературы X —XVII . — С. 372-426.

Коллоквиум № 1

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.