Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Принципы отбора памятников древнерусской литературы.



Еще мы должны отобрать литературу для курса. Существует два принципа:

1) выбор наиболее характерного для той или иной эпохи (памятник должен формировать наше представление об эпохе);

2) самые яркие памятники эпохи (“Слово о полку Игореве”).

 

 

I.2. Художественная специфика древнерусской литературы

Древнерусская литература имела ряд отличий от литератур Нового времени, что, без сомнения, затрудняет обращение к ней современного читателя.

Специфика древнерусской литературы была обусловлена спецификой средневекового миросозерцания древнерусского человека.

Древнерусской литературе были присущи следующие специфические черты:

1) Христианский символизм. Для древнерусских книжников и читателей символизм не был художественным приемом или способом отражения мира, как, например, для поэтов-символистов Серебряного века. Для древнерусского человека-христианина символизм являлся способом мировосприятия, когда видимый материальный мир воспринимался лишь как символ, результат отражения сущности мира вечного, невидимого, Божественного. Мир материальный, мир людей и окружающей природы, - мир временный, рождающийся и умирающий, тленный, “дольний” (т.е. низший в ценностном отношении). Мир Божества - мир небесный, невещественный, невидимый, нетленный, “горний” (т.е. высший в иерархии, более ценностный). Сам человек тоже двойственен по природе: он состоит из двух начал - души и тела; душа вечна и нетленна, тело же - тленно, причем тело ограничивает возможности человека в его стремлении к совершенству, оно - “темница для души”. Человек может познавать окружающий мир с помощью ума, у которого есть “пять слуг” - органы чувств. Однако сущность “вечного мира” человек может постигнуть только с помощью “умных очей” - через изучение воли Божества в ее проявлении в материальном мире. Именно эту цель и ставит перед собой автор древнерусских текстов: раскрыть для читателей смысл Божественной воли, научить их смотреть на мир “умныма очима”. Главная задача литературы сводится к истолкованию символических значений этого мира для читателей, что выражается в разъяснении для человека его назначения с учетом общего замысла Божественного Домостроительства. Роль древнерусского автора поэтому близка к роли Божественного пророка, а роль литературы - прежде всего дидактическая, ее призвание - помочь человеку в строительстве своего “душевного дома”. Человек создан по образу и по подобию Бога, он по природе своей свободен, но свобода эта заключается в свободе выбора. Перед человеком на протяжении всей его земной жизни лежат два пути - “широкий”, легкий путь зла, греха и порока, ведущий “во ад”, к смерти и тлению, и “узкий”, тернистый, трудный путь добродетели, ведущий в рай, в жизнь вечную. В сознании древнерусского человека нет промежуточной возможности, как в литературе отражены только характеры святых праведников либо грешников. Семи главным добродетелям (основные из которых - вера, любовь к ближним и терпение) противопоставлены семь смертных грехов (гордыня, сребролюбие, властолюбие, прелюбодеяние, чревоугодие, пьянство и самый страшный из них - предательство). Символ становится главным способом познания и отражения мира, а потому главным художественным приемом в литературных произведениях. В Древней Руси символичны числа (3; 7; 9; 12; 40; 50); камни (например, на ризах священнослужителей или в окладах книг и икон); цвета (красный - символ мученичества и любви, синий - символ веры, зеленый - молодости, золотой - совершенства, что нашло широкое отражение в древнерусской иконописи); геометрические фигуры (круг и квадрат - символы совершенства и вечности). Насквозь пронизаны символикой композиция, архитектура, устройство, росписи и интерьер традиционного древнерусского крестово-купольного храма. Символичны сами исторические события и все то, что происходит вокруг.

2) Историзм литературы, принцип христианской аналогии. Для исторических воззрений древнерусского человека был характерен христианский провиденциализм. Древнерусские авторы и их читатели были уверены в том, что мир имеет свое начало и конец. Начало мира - это его Сотворение Богом, о чем рассказывается в Ветхозаветной книге Бытие. Счет времени в древнерусском календаре велся от Сотворения мира (наш современный календарь основан на счете от Рождества Христова). От Сотворения мира до другой важнейшей вехи в Священной христианской истории - Рождества Христова - прошло 5508 лет. Следовательно, чтобы перевести дату, данную от Сотворения мира, на современное летоисчисление, необходимо от этой даты отнять 5508: например, 6695 - 5508 = 1187 год. В древнерусских литературных памятниках даты как правило даются от Сотворения мира и потому нуждаются в аналогичном пересчете. Следующая важная историческая веха для древнерусских книжников - 988 год - Крещение Руси, которое рассматривается как начало русской истории. Конец мира связывается с представлением о Втором пришествии Христа и Страшном Суде, который Спаситель должен осуществить над праведниками и грешниками и каждому воздать “по делом его”. Изначально христианская церковь определяла время существования мира пределами 7000 лет. Однако после 1492 года (7000 год от Сотворения мира), когда ожидания Конца света не оправдались, что сопровождалось на Руси, в частности, в Новгороде, сильной волной ересей, был принят догмат о намеренной неизвестности точного времени Второго пришествия для людей, чтобы все были “готовыми” к Страшному Суду в любой момент жизни, понимая, что они живут в “последнее время” и Христос уже “при дверех есть”. Это способствовало развитию эсхатологических учений, рассматривающих конечные судьбы мира и признаки наступления конца света. Основа этих учений заложена в Новозаветной книге Апокалипсис (или “Откровение Иоанна Богослова”), которая, впрочем, получила известность и распространение на русской почве не ранее XV века. Для древнерусского человека было характерно представление о цикличности времени: он жил в рамках постоянно повторяющегося годового круга, закрепляемого церковным и народным месяцесловами, строящимися на основании воспоминаний о конкретных событиях и датах Священной истории, а также на смене природных и сельскохозяйственных циклов. Такое восприятие времени поддерживалось Пасхалиями. В литературе господствовал историзм в самом прямом смысле слова: осознанный вымысел был не приемлем, все, о чем говорили древнерусские книжники (о военных походах, путешествиях в дальние страны или в загробный мир, о чудесах святых или их подвигах, о событиях Священной истории или далекого прошлого), они воспринимали как историческую реальность. Главным принципом оценки этих “исторических” событий являлся принцип аналогии: основу для аналогий находили обычно в Священной истории (христианские библейские аналогии) либо в собственном историческом прошлом (историческая ретроспективная - т.е. обращенная в прошлое - аналогия). Произведениям древнерусской литературы в полной мере присущи гражданственный и патриотический пафос, лиризм в трактовке исторических судеб Руси. Идеи единения Русской земли, осуждения междоусобных распрей, борьбы с иноземными завоевателями объединяют многие лучшие произведения.

3) Анонимность, авторитарность, каноничность, традиционность древнерусской литературы. В древнерусской литературе, в отличие от литератур Нового времени, полностью отсутствовало авторское право. Средневековые авторы гораздо в меньшей степени стремились к самовыявлению, чем современные авторы. Они не стремились выразить в произведении свою индивидуальность, свою позицию. Более того, они, напротив, стремились закрепить в своих текстах общепринятые, “Богом установленные”, “вечные истины”, найти им дополнительные подтверждения. В этом смысле древнерусские авторы близки к безымянным творцам “коллективных” фольклорных текстов. В литературе Древней Руси гораздо большую роль, чем авторское начало, играли каноны и жанровые признаки. Авторы не стремились отличаться друг от друга, они, наоборот, стремились следовать канонам, подражать друг другу, быть похожими друг на друга. В особенности старались они походить на признанные в христианском мире авторитеты. Они цитировали, без ссылки на источники, целые фрагменты из Библии, прежде всего из Псалтири, Евангелий, Апостола, из богослужебных книг, из творений Отцов церкви. Поэтому поиск в произведениях скрытых цитат и реминисценций из различных источников - увлекательнейшая задача для филолога-древника, тем более что многие тексты цитировались авторами наизусть, по памяти, не совсем точно, а иногда намеренно ими переосмысливались. Авторы обычно не ставили свое имя над созданным произведением: это было для них совершенно не принципиально. Более того, что уже совершенно непонятно для современного читателя, они, напротив, стремились приписать свой текст другому, более известному, более авторитетному, автору: так очень многие созданные на Руси слова и проповеди подписывались именем знаменитого Отца церкви и проповедника, Константинопольского патриарха св. Иоанна Златоуста. Кроме того, за древностью лет многие произведения либо их ранние списки были утрачены, в результате чего мы навсегда потеряли возможность узнать имена их авторов. В связи с этим другая задача, возникающая обычно перед исследователем древнерусского литературного памятника, - это проблема его атрибуции (т.е. определения автора, а также места и времени его создания).

4) Рукописный характер бытования и распространения древнерусской литературы, вариативность текста. Характерной особенностью древнерусской литературы являлось то, что произведения в данный период бытовали и распространялись в рукописной форме. Книгопечатание возникло в России в 1564 году и было связано с именем Ивана Федорова (первая печатная книга - Апостол). Внешние условия бытования древнерусских произведений в рукописях обусловили присущую им весьма важную характерную черту - вариативность текста. В условиях отсутствия авторского права и принципиальной анонимности памятников их последовательная переписка в рукописях, осуществлявшаяся разными писцами, как правило влекла за собой более или менее значительное, преднамеренное или непреднамеренное, изменение первоначально созданного текста, что находило выражение в возникновении большого количества его различных списков, вариантов и редакций. В результате этого под одним и тем же названием в древнерусских рукописях существовали обычно значительно отличающиеся друг от друга тексты, созданные в разное время, в разных культурных центрах и разными авторами. Разобраться в этом многообразии списков, восстановить историю существующего в них текста конкретного произведения, попытаться определить его первоначальную, наиболее близкую к авторской, редакцию - эти задачи ставит перед собой особая отрасль филологической науки - текстология [см.: Д.С. Лихачев. Текстология. На материале русской литературы X - XVII веков. -2-е изд. - Л.,1983]. Задачи исследователя осложняются также тем, что произведения древнерусской литературы существовали как правило не в виде отдельной, самостоятельной книги, а в составе различных рукописных сборников. В изучении состава этих сборников, в решении сложных вопросов, касающихся времени их написания и характера объединения входящих в них частей призваны помочь филологу такие вспомогательные историко-филологические дисциплины, как археография (изучает вид бумаги, материал и внешний вид книги) и палеография (изучает характер почерка и оформление рукописи). По особенностям начертания букв, использованию писчего материала, типу почерка, бумажным водяным знакам (филиграням), по типам заставок, орнамента, миниатюр, иллюстрирующих текст рукописи, в большинстве случаев возможно относительно точно установить время создания той или иной книги, количество переписчиков, принимавших участие в ее написании [см.: Щепкин В.Н. Русская палеография. - М.,1967]. Таким образом, следует помнить, что тексты древнерусских литературных произведений, представленные в учебных хрестоматиях, являются конечным результатом кропотливого труда многих исследователей, вобравшего в себя данные их палеографического, текстологического и историко-литературоведческого изучения.

 

I.3. Система жанров древнерусской литературы

Специфика системы жанров, как и художественная специфика литературы Древней Руси в целом, была обусловлена особенностями средневекового миросозерцания. Она была в готовом виде заимствована из византийской литературы, хотя неизбежно на русской почве претерпела трансформацию, приобрела национальные черты, имела свои пути эволюции. В относительно постоянном виде рассматриваемая здесь система жанров просуществовала с XI до начала XVII века.

Основные особенности жанровой системы древнерусской литературы, отличающие ее от литератур Нового времени, заключались в следующем:

1)жанры сосуществовали друг с другом, находясь в отношениях тесной взаимосвязи и иерархической взаимозависимости, что позволяет говорить именно о системе жанров, элементы которой взаимообусловлены друг другом); жанры различались по своей авторитетности (ценностная иерархия), более крупные жанры могли включать в себя жанры, более мелкие по объему (“жанры - сюзерены” и “жанры - вассалы” [см.: Д.С. Лихачев. Поэтика древнерусской литературы. -3-е изд., дополн. -Л.: Наука, 1979. - С.59-61], существовали синтетические (объединяющие) жанры (Библия - в переводе с греч.: “книги”, Евангелие, летопись, проблема определения древнерусского сборника как отдельного, самостоятельного, жанра);

2)система жанров древнерусской литературы была тесно связана с практической жизнью общества и богослужебной практикой православной церкви, она ориентировалась на нужды и запросы церкви и общества; важнейшим признаком, определяющим отнесение произведения древнерусской литературы к тому или иному жанру, являлся признак функциональный, обуславливающий назначение и возможности использования данного типа текстов в жизни общества или церковной практике. Например, проложные (краткие) редакции житий святых подвижников создавались для чтения в храме, четьи (пространные) - для чтения за монастырской трапезой или душеполезного чтения мирян; слова - проповеди читались в церкви после службы, торжественные слова - в праздник или на день памяти святого подвижника, которому они посвящены; различались разные типы Псалтири: например, с восследованием (с дополнениями, необходимыми для использования богослужебной книги в церковном обиходе), учительная (для обучения детей чтению), гадательная. Ср.: бессмысленна сама по себе постановка вопроса: для чего написан современный роман? ;

3)жанры отличались более строгой регламентацией признаков, что позволяет говорить о жанровых канонах (“канон” - с греч. “закон”). Например, обычно используется термин “житийный канон”, и это не случайно, поскольку правила создания житий специально обсуждались на Вселенских Соборах и были закреплены их постановлениями; окончательную разработку житийный канон получил в литературной практике византийского агиографа XI века Симеона Метафраста. Ср. относительную “свободу” современных жанров, размытость жанровых признаков;

4)принадлежность произведения древнерусской литературы к определенному жанру в очень большой степени определяло особенности его стиля и даже образа автора. Филологи широко пользуются такими терминами, как: “житийный стиль”, “летописный стиль”, “образ летописца”, “канонический образ агиографа”. Ср.: можно ли говорить, например, о “стиле современного романа” вообще?;

5)в основе системы жанров лежал принцип символизма, характерный для христианского средневекового миросозерцания в целом, отразивший представление о бинарности мироустройства. Литература церковная отражала представления о мире “горнем” и служила для выражения Божественных истин, устремленности к Божеству; литература мирская отражала закономерности мира “дольнего” и ориентировалась на передачу фактов, касающихся сфер истории и политических отношений.

Иерархия древнерусских литературных жанров с точки зрения их авторитетности в глазах древнерусского книжника и читателя строилась следующим образом (см. таблицу 1):

Таблица 1

Церковные жанры Мирские жанры
1. Книги Священного Писания (Библия): первый полный перевод на Руси был осуществлен новгородским архиепископом Геннадием в 1499 году. Книги Священного Писания являлись непререкаемым образцом и авторитетом для древнерусских книжников и читателей. Они включают: - книги Ветхого Завета, в том числе Псалтирь - перевод с древнееврейского языка; до XV века, кроме Псалтири, были известны на Руси лишь в извлечениях в составе сборников под названием Палея; Псалтырь - самая распространенная книга на Руси, представляющая собой сборник древнехристианской поэзии, легшая в основу всех молитв; монахи знали эту книгу наизусть и цитировали ее по памяти. - книги Нового Завета: четыре Евангелия, от Матфея, Луки, Марка и Иоанна, Апостол (Деяния и Послания Апостольские) и Апокалипсис (Откровение Иоанна Богослова) - перевод с древнегреческого языка; кроме Апокалипсиса, были широко распространены на Руси и часто цитировались древнерусскими книжниками, в особенности Апостол; Апокалипсисис известен в русском переводе только начиная с XV века. 1. Летописание - оригинальный русский, исторический, синтетический жанр, получивший широкое распространение в различных древнерусских княжествах и землях. Первая русская летопись - “Повесть временных лет”, оформленная Нестором.   В составе летописания существуют следующие жанры:
2. Богослужебные книги - использовались во время церковной службы и в церковном обиходе. Богослужебные книги составляли основную часть первых появившихся на Руси переводов с греческого, в их числе было много переводов, южнославянских по происхождению, осуществленных в Болгарии. К ним относятся следующие типы книг: - cлужебные Евангелия - апрокос, в том числе напрестольные Евангелия храмов; - служебные Апостолы; - Псалтирь с восследованием; - Служебные Минеи (сборники служб на дни памяти святых и постоянные церковные праздники); - Триоди Цветные и Постные (сборники служб на подвижные церковные праздники в соответствии с Пасхальным циклом); - церковный Устав (“Око церковное”); - Октоих (сборник служб и канонов по гласам); -Часослов (сборник служб и канонов по часам); -Требник (сборник служб, осуществляемых священником за пределами храма) и т.д. а. Погодная запись - наиболее краткое жанровое образование в составе летописи: включает дату и сжатое, объективного характера, сообщение о произошедшем событии (обычно о военных походах, небесных и природных знамениях, стихийных бедствиях, рождении и смерти князей, строительстве храмов и т.п.). Погодная запись существует исключительно в составе летописи.  
3. Толкования на Священное Писание (экзегетика) - в основном переводные творения христианских богословов и философов - Отцов церкви: наибольший авторитет на Руси имели творения св. Иоанна Златоустого, Василия Великого, Григория Богослова. б. Предание (легенда) [в отличие от терминологии, принятой в фольклористике, в работе И.П. Еремина, посвященной анализу жанров в составе летописания, эти понятия совпадают: см. Еремин И.П. Киевская летопись как памятник литературы //И.П. Еремин. Литература Древней Руси. Этюды и характеристики. -М.; Л., 1966. С. 98-131] - повествование о событиях далекого прошлого, имеющее фольклорную основу. Выделяют следующие типы преданий: - исторические предания - о первых князьях и о формировании Русского государства: легенды о призвании варягов на Русь, о вещем Олеге, о княгине Ольге, ее муже Игоре и сыне Святославе, о мести Ольги древлянам, о белгородском белом киселе, о Кожемяке; - топонимические предания - разъясняют происхождение географических названий: о происхождении названия “Русь”; об основании Киева; - агиографические предания - связаны с распространением христианства на Руси, повествуют о крещении Руси: легенды о путешествии на Русь апостола Андрея Первозванного, “об испытании вер” князем Владимиром; “Корсуньская легенда”, легенда о крещении киевлян. Обычно существуют в составе летописи.
4. Церковное красноречие (гимнография). Произведения переводные (в большом количестве, прежде всего Иоанна Златоустого и приписывавшиеся ему) и оригинальные русские, например, Пасхальный цикл Слов Кирилла Туровского. Произведения красноречия делятся на: - слова торжественные; - слова учительные (проповеди). В свою очередь, выделяются жанровые разновидности торжественного красноречия: - похвальные слова на праздники; - похвальные слова на память святых; Жанровые разновидности учительного красноречия: - поучения догматического и экзегетического характера, толкующие основные христианские догматы или разъясняющие Священное Писание; - поучения нравственно-моралистического характера, направленные на обличение пороков и общественных нравов (против пьянства, блуда, сребролюбия, против не посещающих церковь либо разговаривающих во время службы и т.д.); -поучения обличительного и полемического характера, направленные против еретиков или иноверных. в. Историческое сказание (рассказ) - краткое, однако пространнее, чем погодная запись, повествование об исторических фактах, опирающееся на свидетельства очевидцев или на письменные источники. Существует только в составе летописи.    
5. Агиография (жития святых). Наибольший по объему пласт произведений древнерусской литературы, из числа дошедших до нас в рукописях, состоящий из текстов как переводных (с греческого), так и оригинальных русских. Агиография включает в себя несколько жанровых разновидностей, соответствующих разным типам “главных героев” жития, которые, в свою очередь, являются воплощением представления о возможности существования разных типов христианской святости, проявляющейся в устремлении каждого святого подвижника к подражанию Христу. Выделяются два основных типа житийной композиции: - жития мученические (мартирии - от греч. “смерть”), повествующие о трагической гибели христианина, вступившего в непримиримый конфликт с императором-язычником; в основе композиции - конфликт, в центре повествования - рассказ о трагической смерти героя; мученики изображались на иконах в красных одеждах, держащими в руках крест, а мученики-воины - также с оружием, например, с мечом или копьем (св. Георгий Победоносец, св. Димитрий Солунский, св. Варвара, св. Параскева Пятница); - жития-биос (от греч. “жизнь), повествующие о жизни героя, посвященной подражанию Христу; в основе композиции - последовательный рассказ о жизни святого подвижника от его рождения до смерти, который ориентирован на отражение необходимых, с точки зрения канонической житийной схемы, эпизодов. В византийской и древнерусской агиографии представлены следующие жанровые разновидности жития-биос: - исповеднические жития - жития проповедников христианства в среде язычников и иноверных народов (жития 12-ти апостолов, греческого императора Константина, при котором христианство было признано в Византии государственной религией, его мать - благочестивая царица Елена, Владимир Святославич - креститель Руси и его бабка Ольга - первая на Руси христианка; - святительские жития - жития иерархов церкви, имевших высокий церковный сан (патриарх, митрополиты, архиепископы, епископы) и, в соответствии с церковной традицией, право и обязанность учить свою паству - “пастыри словесных овец”, изображавшиеся на иконах с книгой, благославляющим жестом, в крещатых ризах и амофоре (Отцы церкви, константинопольские патриархи и архиепископы, например, св. Иоанн Златоуст, св. Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских, московские митроплиты Петр, Алексий, Иона); - преподобнические жития - жития основателей монастырей и простых иноков, посвятивших жизнь служению Богу и воспитывавших на своем примере монастырскую братию; самый распространенный на Руси вид агиографической литературы, жития общерусских и местночтимых подвижников составили большинство из всех дошедших до нас в рукописях произведений древнерусской литературы (самые известные тексты -Жития преп. Феодосия Печерского и преп. Сергия Радонежского); - отшельнические жития - жития отшельников - анахоретов, подвизавшихся в пустынях, удаленных от глаз людских; на Руси отшельничество не получило широкого распространения; к этому типу должно было относится не дошедшее до нас Житие преп. Антония Печерского; - жития столпников: столпничество - высшая стадия отшельничества, когда святой считал для себя грешным даже физическое прикосновение к земле, “погрязшей во зле”; столпники проводили жизнь в полном затворе и уединении, в прямом смысле слова проводя по несколько десятков лет стоя в молитве в специально построенных башнях - “на столпах”; этот вид святости не нашел распространения на Руси, попытку к столпничеству предпринимал знаменитый проповедник Кирилл Туровский, ставший затем епископом; самый знаменитый византийский столпник - св. Симеон, день памяти которого (1 сентября по старому стилю) открывал церковный год; - жития юродивых Христа ради: святость юродивых - противоположный отшельничеству пример святости в миру; юродивые жили посреди грешного мира, на городской площади, в шуме, на жаре и морозе; отказавшись от всех благ мира, даже от собственного “разума”, они считали себя и воспринимались окружающими как проводники и выразители Божественной воли; особенно возрастало число юродивых на Руси в эпохи политических волнений и деспотизма, когда они становились формой выражения социального протеста; наиболее известный пример - Василий Блаженный, живший в эпоху Ивана Грозного. Жития существовали на Руси в форме пространной (предназначенной для чтения вне храма) и проложной (прочитывавшейся во время церковной службы). Этим двум формам соответствовали два типа сборников, в которых жития читались: Минеи Четьи и Прологи. Были распространен также Патерики, включавшие в себя повествования о монастырской жизни и известных старцах (например, Киево-Печерский патерик); патериковые новеллы, составлявшие основу патерика можно рассматривать как особую жанровую разновидность житийной литературы, в которой важное место занимало описание явлений бытового и конкретного характера. На Руси возникла и развивалась особая жанровая разновидность агиографии - княжеские жития: героем их являлись миряне, политические деятели, прославившиеся своими политическими заслугами перед родиной и за то почитавшиеся как святые (св. Борис и Глеб, св. Александр Невский); произведения этого жанра находились на границе церковной и мирской литературы, поскольку неизбежно включали в себя элементы исторической повести и политического красноречия. г. Исторические повести - более пространное, чем в рассказе, повествование об исторических событиях, отличающееся не только большим объемом, но и наличием чисто литературных признаков: развитым сюжетом и системой образов, разработанной композицией, использованием художественных приемов и средств. Выделяются следующие типы исторических повестей: - воинские повести - рассказывают о военных походах князей (Повесть о походе князя Игоря Святославича на половцев по Лаврентьевской и Ипатьевской летописям); - повести о княжеских преступлениях - рассказывают о княжеских междоусобных распрях и о гибели князей в этих распрях (Летописная повесть об убиении Борисове 1015 года, Повесть об ослеплении Василька Теребовльского 1097 года, Повесть об убиении Андрея Боголюбского 1175 года); - повести о борьбе с монголо-татарским нашествием (Повесть о битве на реке Калке 1223 года, Повесть о разорении Рязани Батыем, посвященная событиям 1237 года, летописная Повесть о Мамаевом побоище 1380 года); - повести о гибели русских князей в Орде (Повесть о Михаиле Черниговском и боярине его Феодоре 1426 года; Повесть о Михаиле Ярославиче Тверском, написанная в перв. четв. XIV века в житийном стиле); - историко-легендарные повести XV - XVI века, развивающие идею преемственности русской княжеской власти от Римского императора Августа Кесаря и перехода на Русь царских регалий, а также идею “Москва - III Рим”: Повесть Нестора-Искандера о взятии Царьграда турками, Повесть о Вавилонском царстве); - исторические повести о Смутном времени XVII века (Повесть 1606 года; “Иное сказание”, “Новая повесть о преславном российском царстве”, “Плач о пленении и конечном разорении Московского государства”, “Сказание” Авраамия Палицына, Летописная книга, приписываемая Катыреву-Ростовскому; - народно-поэтические исторические повести XVII века, явившиеся результатом демократизации литературы, (Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков); - авантюрно-исторические повести второй половины XVII века, где вымысел и стремление к занимательности постепенно вытесняют историзм: сохраняются лишь имена исторических персонажей и общий колорит, а также “точные” даты, придающие тексту видимость “достоверности” (“Повести о начале Москвы”, “Повесть об основании Тверского Отроча монастыря”, “Повесть о Сухане”). Эволюция жанра исторической повести шла в направлении вытеснения историзма вымыслом, усиления занимательности, а следовательно, “литературности” жанра. Исторические повести существовали как в составе летописи, так и изолированно - в сборниках разного состава.  
6. Хождения - повествования о путешествиях, паломничествах в Святую землю (Палестину), в Иерусалим ко гробу Господню, к другим христианским святыням. Жанр находился на границе между церковными и мирскими жанрами, поскольку “путешественники”, наряду с впечатлениями от посещения святых мест, передавали сведения о природе, быте и обычаях местных жителей. Эволюция этого жанра заключалась в развитии и усилении “мирского” элемента за счет “церковного”: наглядный пример - различия между “Хожением” игумена Даниила (XII век) и “Хожением за три моря” Афанасия Никитина (XV век). 2.Красноречие нецерковное (политическое). Элементы политического красноречия находим в “Слове о Законе и Благодати” митрополита Илариона; к этому жанру можно с достаточной долей уверенности отнести: - “Слово о полку Игореве”; - “Поучение” Владимира Мономаха; - “Слово о погибели Русской земли”; - “Моление” Даниила Заточника. Выделение мирского (политического), т.е. не церковного, красноречия в качестве отдельного жанра спорно, поскольку оно представлено незначительным количеством памятников, весьма неопределенных в жанровом отношении.
  3. Публицистика - объединяет произведения по идейно-содержательному признаку (они представляют собой непосредственный отклик на события современной для их авторов действительности) и по их полемическому пафосу. Возникает в XV - XVI веках, в эпоху образования Русского централизованного государства, в связи с обострением общественно-религиозной и политической борьбы, затем широко используется идеологами старообрядчества во второй половине XVII - XVIII веках. Включает следующие жанровые разновидности: - обличительные и полемические слова (произведения Иосифа Волоцкого против еретиков, полемика иосифлян и нестяжателей); - публицистические трактаты (“Просветитель” Иосифа Волоцкого, “Истины показание к вопросившим о новом учении” Зиновия Отенского); - публицистические повести (“Повесть о новгородском посаднике Щиле”, “Повесть о новгородском белом клобуке”, “Сказание о князьях Владимирских”, “Сказание о Магмете-Салтане” и “Сказание о царе Константине” Ивана Пересветова); - публицистические послания (послания Максима Грека, Иосифа Волоцкого, Ивана Грозного и князя Андрея Курбского, челобитные протопопа Аввакума).
  4. Бытовая повесть - возникает в недрах агиографического жанра в процессе проникновения в житие элементов быта и социальных реалий (“Повесть о Петре и Февронии”, “Повесть о Юлиании Лазоревской”). Бытовая повесть получает развитие в XVII веке и отличается от жития: 1) новым героем: простой человек с его слабостями и недостатками; 2) новым отношением автора к своему герою: отказ от идеализации; 3) новым изображением окружающей обстановки: принцип бытовой конкретизации и детализации. К жанру бытовой повести относят следующие произведения XVII века: “Повесть о Савве Грудцыне”, “Повесть о Фроле Скобееве”, “Повесть о Горе Злочастии”.

 

I.4. Периодизация древнерусской литературы

Традиционно при построении периодизации древнерусской литературы учитывались лишь общественно-исторические факторы, поэтому, в соответствии с тремя основными периодами в развитии Русского государства, принято было выделять и три периода в развитии литературы:

I. Литература древнерусского государства XI - первой половины XIII веков (литература Киевской Руси);

II. Литература периода феодальной раздробленности и борьбы за объединение Северо-Восточной Руси (вторая половина XIII - первая половина XV века);

III. Литература периода создания и развития Русского централизованного государства (XVI - XVII века).

Однако, при периодизации литературного процесса, по мнению проф. В.В. Кускова (см.: Кусков В.В. История древнерусской литературы. - Изд. 5-е, исправл. и дополн. - М.,1989. - С.21-26), необходимо учитывать ряд историко-литературных факторов, таких как:

1. круг оригинальных и переводных памятников, появившихся в тот или иной период;

2. характер идей, тем, образов, отразившихся в литературе;

3. ведущие принципы отображения действительности и характер жанров, стилей, определяющих специфику литературного развития данного периода.

Более дробная периодизация, ориентированная на учет перечисленных факторов, предложенная В.В. Кусковым, выглядит следующим образом:

- I период: конец X - первая половина XI века - период формирования литературы, от которого до нас не дошло оригинальных памятников; широкое распространения имели греческие и южнославянские переводы богослужебных книг;

- II период: вторая половина XI - первая треть XII века - литература Киевской Руси, расцвет оригинальной древнерусской литературы. Памятники: основа “Повесть временных лет”, “Сказание” и “Чтение” о Борисе и Глебе, Житие преп. Феодосия Печерского, “Слово о Законе и Благодати” митрополита Илариона, “Хожение” игумена Даниила, “Поучение” Владимира Мономаха;

- III период: вторая треть XII - первая половина XIII века - литература периода феодальной раздробленности. Развитие литературы приобретает областной характер: создаются и развиваются местные литературные школы - Владимиро-Суздальская, Новгородская, Киево-Черниговская, Галицко-Волынская, Полоцко-Смоленская, Турово-Пинская. Памятники: Киево-Печерский патерик, “Слово о полку Игореве”, слова Кирилла Туровского, Климента Смолятича, Серапиона Владимирского, “Моление” Даниила Заточника, “Слово о погибели Русской земли”, Житие князя Александра Ярославича Невского;

- IV период: вторая половина XIII - XV века - литература периода борьбы русского народа с монголо-татарскими завоевателями и начала формирования Русского централизованного государства; важная веха, определившая пути развития литературы этого периода - 1380 год, победа в Куликовской битве; главное содержание - политическое объединение Руси вокруг единого центра - Москвы, нравственный идеал личности, противостоящей “ненавистной розни века сего”. Памятники: цикл произведений, посвященных Куликовской битве (Летописная повесть о Мамаевом побоище, “Сказание о Мамаевом побоище”, “Задонщина”); агиографическое творчество митрополита Киприана Епифания Премудрого и Пахомия Логофета, Житие преп. Сергия Радонежского, Жития преп. Стефана Пермского и Кирилла Белозерского; исторические повести (“Повесть о Московском взятии от царя Тахтамыша”, “Повесть о мутьянском воеводе Дракуле”, “Повесть о Басарге”, Повесть Нестора-Искандера о взятии Царьграда, Повесть о Вавилон-граде); новый этап в развитии областных литератур: новгородская литература (“Повесть о новгородском посаднике Щиле”, “Повесть о новгородском белом клобуке”), в частности, агиография (“Повесть о путешествии архиепископа Иоанна Новгородского на бесе в Иерусалим”, Житие Михаила Клопского, новгородского юродивого), тверская литература (“Хожение за три моря” Афанасия Никитина).

- V период: конец XV - XVI века - период литературы Русского централизованного государства. Характеризуется процессом слияния местных литератур в единую общерусскую литературу, служащую интересам укрепления единодержавной власти великого князя, а также обострением религиозной и общественно-политической борьбы. Памятники: расцвет публицистики (противоеретические сочинения Иосифа Волоцкого, литературная полемика иосифлян и нестяжателей, произведения Нила Сорского, Вассиана Патрикеева, Максима Грека, митрополита Даниила, Ивана Пересветова, переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским); историко-политические сочинения (“Сказание о князьях Владимирских”); обобщающие монументальные своды (Великие Минеи Четьи митрополита Макария, “Степенная книга царского родословия”, Никоновская летопись, “Стоглав”, “Домострой”);

- VI период: XVII век - переходный этап в развитии русской литературы на пути от литературы средневековой к литературе Нового времени. В его рамках выделяются два подпериода:

1) до 60-х годов XVII века - период развития и трансформации традиционной жанровой системы древнерусской литературы (прежде всего агиографического и исторического жанров); начало процессов секуляризации (обмирщения) и демократизации литературы. Памятники: исторические повести о Смутном времени, “Сказание” Авраамия Палицына, Летописная книга, приписываемая Катыреву Ростовскому, Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков; демократическая сатира; бытовые повести (“Повесть о Савве Грудцыне”, “Повесть о Юлиании Лазоревской”);

2) 60-е годы XVII века - первая треть XVIII века: рубеж церковная реформа, осуществленная патриархом Никоном, раскол, возникновение старообрядческой рукописной традиции; размежевание литературы по социальному принципу, возникновение и развитие дворянской литературы, ориентированной на западноевропейские традиции; смена типа литературы, появление первого литературного направления - барокко. Памятники: Житие протопопа Аввакума, написанное им самим; бытовые повести (“Повесть о Горе-Злочастии”, “Повесть о Фроле Скобееве”); сатирические пародии (“Калязинская челобитная”, “Повесть о Ерше Ершовиче”, “Служба кабаку”); виршевая поэзия, школьный и придворный театр (Симеон Полоцкий, Карион Истомин, Димитрий Ростовский).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.