Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

КАК ПРОИЗВЕДЕНИЕ РУССКОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ XVI ВЕКА



Публицистика - непосредственный отклик на события современной для ее авторов общественной и религиозной жизни. XVI век в истории древнерусской литературы не случайно назвали одновременно периодом развития литературы эпохи Русского централизованного государства и веком расцвета публицистики. Дошедшая до нас в письмах полемика виднейшего идеолога боярства, образованного русского интеллигента, князя Андрея Курбского с русским царем и великим государем Иваном Васильевичем Грозным представляет собой, пожалуй, один из наиболее интересных в литературном отношении памятников русской публицистики раннего периода. Отразившая спор непримиримых оппонентов по многим важнейшим вопросам социальной, политической жизни эпохи, полемику по культурным, литературно-стилистическим проблемам, эта переписка важна для нас прежде всего тем, что в ней ярко проявилось авторское начало, с трудом пробивавшееся через каноничность и традиционность древнерусской литературы. Вслед за Владимиром Мономахом Иван Грозный отразил в своих письмах энергичную, борющуюся, самостоятельную, “мятущуюся” душу, свободную от формальных ограничений и стремления спрятаться за чужое мнение, за канонические рамки и признанные авторитеты. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским - следующая, весьма значительная, ступень в развитии “авторского начала” в литературе Древней Руси.

 

“ПОВЕСТЬ О САВВЕ ГРУДЦЫНЕ”.

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:

ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО

В XVII веке начинается процесс трансформации традиционной жанровой системы древнерусской литературы; эволюция некоторых жанров приводит к их качественному изменению, в недрах старых жанров, в результате преобразования самих жанрообразующих признаков, возникают новые жанры. Так, в недрах агиографии в XVII веке начинает развиваться новый жанр - бытовая повесть. В более ранний период элементы нового нашли вытражение в процессе развития агиографии в областных литературах (новгородские жития, “Повесть о Петре и Февронии Муромских”). “Повесть о Савве Грудцыне”, наряду с “Повестью о Горе-Злочастии” и “Повестью о Фроле Скобееве”, принадлежит к наиболее известным и наиболее интересным произведениям нового жанра. Созданная в 60-х годах XVII века, эта повесть в большей степени, чем другие памятники, отразила переходный процесс от старого к новому, от житийных канонов к попыткам реалистического осмысления характера конкретного человека в его бытовом и психологическом контексте. Не случайно, в “Повести о Савве Грудцыне” так причудливо переплелись традиции и новаторство автора, элементы различных жанров, относящихся к стадиально разным жанровым системам, - жития, сказания о чуде от Богородичной иконы, бытовой и исторической повести, бытовой и волшебной сказки; неоднократно высказывалось мнение, что “Повесть о Савве Грудцыне” может рассматриваться в качестве начального этапа в становлении жанра романа. “Повесть” отражает изменение взгляда автора на человеческую личность, на критерии ее оценки, она отличается беллетристичностью, широко отражает авторский вымысел, что говорит о том, что произведение преследовало уже новые цели - рассматривалось не только в качестве дидактического, но прежде всего в качестве занимательного чтения.

“ПОВЕСТЬ О ГОРЕ-ЗЛОЧАСТИИ”

КАК ОБРАЗЕЦ БЫТОВОЙ БИОГРАФИЧЕСКОЙ

ПОВЕСТИ XVII ВЕКА

Следующим этапом в развитии жанра бытовой биографической повести XVII века, после “Повести о Савве Грудцыне”, можно считать “Повесть о Горе-Злочастии”. Это произведение, написанное былинным народным стихом, созданное, как и “Повесть о Савве Грудцыне”, скорее всего, во второй половине XVII века и сохранившееся в единственном списке XVIII века, еще более ярко отразило судьбу человека, новой, “бунташной”, эпохи, когда ломался весь традиционный уклад жизни. В этом произведении впервые в русской литературе делается попытка рассказать не о конкретном, пусть историческом, но все же единичном факте, а поразмыслить о судьбе человека как представителя рода человеческого в целом. Несмотря на полное отсутствие в тексте имен, дат, исторических фактов, географических названий, которые могли бы дать основания для того, чтобы приурочить факты, описываемые в произведении, к конкретному месту, времени, исторической эпохе, автору “Повести” удалось создать первый типичный образ русского “героя своего времени” и, показав всю его “неприглядность” и “неприкаянность”, высказать к нему и его жизненным исканиям глубокое сочувствие. Не случайно исследователи назвали “Повесть о Горе-Злочастии” одним из самых гуманистичных произведений древней русской литературы. Ее автор развил тенденции, легшие в основу жанра бытовой повести, тем самым способствуя еще большему самоопределению этого жанра и размежеванию его с канонами и традициями литературы агиографической. В то же время, “Повесть о Горе-Злочастии” возникла на стыке фольклорной и литературной традиций (народные песни о Горе и судьбинушке, духовные стихи, былины, сказки, книжные “покаянные стихи”, житийная литература, апокрифы). На основе этих традиций неизвестному автору удалось создать органически цельное, новаторское произведение, и в русскую литературу в “гуньке кабацкой” вошел новый герой, греховный, но неизменно вызывающий искреннее сострадание к себе со стороны читателей.

 

“ПОВЕСТЬ О ФРОЛЕ СКОБЕЕВЕ”

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.