Публицистика - непосредственный отклик на события современной для ее авторов общественной и религиозной жизни. XVI век в истории древнерусской литературы не случайно назвали одновременно периодом развития литературы эпохи Русского централизованного государства и веком расцвета публицистики. Дошедшая до нас в письмах полемика виднейшего идеолога боярства, образованного русского интеллигента, князя Андрея Курбского с русским царем и великим государем Иваном Васильевичем Грозным представляет собой, пожалуй, один из наиболее интересных в литературном отношении памятников русской публицистики раннего периода. Отразившая спор непримиримых оппонентов по многим важнейшим вопросам социальной, политической жизни эпохи, полемику по культурным, литературно-стилистическим проблемам, эта переписка важна для нас прежде всего тем, что в ней ярко проявилось авторское начало, с трудом пробивавшееся через каноничность и традиционность древнерусской литературы. Вслед за Владимиром Мономахом Иван Грозный отразил в своих письмах энергичную, борющуюся, самостоятельную, “мятущуюся” душу, свободную от формальных ограничений и стремления спрятаться за чужое мнение, за канонические рамки и признанные авторитеты. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским - следующая, весьма значительная, ступень в развитии “авторского начала” в литературе Древней Руси.
“ПОВЕСТЬ О САВВЕ ГРУДЦЫНЕ”.
ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО
В XVII веке начинается процесс трансформации традиционной жанровой системы древнерусской литературы; эволюция некоторых жанров приводит к их качественному изменению, в недрах старых жанров, в результате преобразования самих жанрообразующих признаков, возникают новые жанры. Так, в недрах агиографии в XVII веке начинает развиваться новый жанр - бытовая повесть. В более ранний период элементы нового нашли вытражение в процессе развития агиографии в областных литературах (новгородские жития, “Повесть о Петре и Февронии Муромских”). “Повесть о Савве Грудцыне”, наряду с “Повестью о Горе-Злочастии” и “Повестью о Фроле Скобееве”, принадлежит к наиболее известным и наиболее интересным произведениям нового жанра. Созданная в 60-х годах XVII века, эта повесть в большей степени, чем другие памятники, отразила переходный процесс от старого к новому, от житийных канонов к попыткам реалистического осмысления характера конкретного человека в его бытовом и психологическом контексте. Не случайно, в “Повести о Савве Грудцыне” так причудливо переплелись традиции и новаторство автора, элементы различных жанров, относящихся к стадиально разным жанровым системам, - жития, сказания о чуде от Богородичной иконы, бытовой и исторической повести, бытовой и волшебной сказки; неоднократно высказывалось мнение, что “Повесть о Савве Грудцыне” может рассматриваться в качестве начального этапа в становлении жанра романа. “Повесть” отражает изменение взгляда автора на человеческую личность, на критерии ее оценки, она отличается беллетристичностью, широко отражает авторский вымысел, что говорит о том, что произведение преследовало уже новые цели - рассматривалось не только в качестве дидактического, но прежде всего в качестве занимательного чтения.
“ПОВЕСТЬ О ГОРЕ-ЗЛОЧАСТИИ”
КАК ОБРАЗЕЦ БЫТОВОЙ БИОГРАФИЧЕСКОЙ
ПОВЕСТИ XVII ВЕКА
Следующим этапом в развитии жанра бытовой биографической повести XVII века, после “Повести о Савве Грудцыне”, можно считать “Повесть о Горе-Злочастии”. Это произведение, написанное былинным народным стихом, созданное, как и “Повесть о Савве Грудцыне”, скорее всего, во второй половине XVII века и сохранившееся в единственном списке XVIII века, еще более ярко отразило судьбу человека, новой, “бунташной”, эпохи, когда ломался весь традиционный уклад жизни. В этом произведении впервые в русской литературе делается попытка рассказать не о конкретном, пусть историческом, но все же единичном факте, а поразмыслить о судьбе человека как представителя рода человеческого в целом. Несмотря на полное отсутствие в тексте имен, дат, исторических фактов, географических названий, которые могли бы дать основания для того, чтобы приурочить факты, описываемые в произведении, к конкретному месту, времени, исторической эпохе, автору “Повести” удалось создать первый типичный образ русского “героя своего времени” и, показав всю его “неприглядность” и “неприкаянность”, высказать к нему и его жизненным исканиям глубокое сочувствие. Не случайно исследователи назвали “Повесть о Горе-Злочастии” одним из самых гуманистичных произведений древней русской литературы. Ее автор развил тенденции, легшие в основу жанра бытовой повести, тем самым способствуя еще большему самоопределению этого жанра и размежеванию его с канонами и традициями литературы агиографической. В то же время, “Повесть о Горе-Злочастии” возникла на стыке фольклорной и литературной традиций (народные песни о Горе и судьбинушке, духовные стихи, былины, сказки, книжные “покаянные стихи”, житийная литература, апокрифы). На основе этих традиций неизвестному автору удалось создать органически цельное, новаторское произведение, и в русскую литературу в “гуньке кабацкой” вошел новый герой, греховный, но неизменно вызывающий искреннее сострадание к себе со стороны читателей.