Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КУРСА



I.1. Хронологические границы древнерусской литературы

Понятие “древнерусская литература” весьма условно, оно не заключает в себе каких бы то ни было временных указаний. Временные рамки данного периода в истории развития русской литературы определяются следующими факторами:

Начальная точка отсчета - конец X - начало XI века - связана с принятием на Руси христианства (988 год - крещение киевлян князем Владимиром Святославичем). Литература на Руси появляется в связи с распространением христианства и появлением славянских переводов греческих богослужебных книг и толкований на Священное Писание, а также произведений, содержащих объяснения основных догматов христианского вероучения.

Литературным языком на Руси исконно был церковнославянский, восходящий к южно-болгарскому языку переводов с греческого, осуществленных Кириллом и Мефодием. Постепенно в процессе создания на русской почве собственных переводов богослужебных и догматических греческих церковных книг, а также оригинальных русских произведений складывается и развивается восточнославянский “извод” (т.е. вариант) церковнославянского литературно-письменного языка, получивший название “древнерусского”.

Христианство было принято князем Владимиром из Византии (о чем подробно говорится в первой русской летописи - “Повести временных лет”, в легенде “об испытании вер” князем Владимиром и в “Корсуньской легенде”, повествующей о крещении самого князя). Вместе с христианским учением, канонами и обрядами из Византии пришла на Русь и система жанров древнерусской литературы. Однако различие исторических условий, особенности национального сознания русского народа не могли не повлиять на восприятие привнесенных из Византии церковных и культурных традиций и на их последующее развитие на русской почве. Отразилось это и на специфических русских особенностях формировавшейся системы жанров древнерусской литературы.

Появление оригинальной русской литературы не могло не быть связано с интересом писателей Древней Руси к русской жизни; русская история, русский быт, особенности русского мировоззрения и национального характера всегда интересовали древнерусских книжников. Возникновение литературы было подготовлено также и высоким уровнем развития устного народно-поэтического творчества. Однако, в отличие от фольклора, литература формировалась на основании иного типа мышления, на иной эстетической основе. Фольклор был результатом творчества широких слоев народа, имел языческую природу, его среда бытования была гораздо шире, чем среда бытования литературы. Литература уже в древние времена являлась результатом деятельности отдельных личностей, из которых, к сожалению, нам известно сейчас немного имен: летописец Нестор, митрополит Иларион, проповедник-поэт Кирилл Туровский, князь Владимир Всеволодович Мономах, княжеский “холоп” Даниил Заточник, агиографы Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет, публицисты Ермолай-Еразм и Иван Пересветов, князь Андрей Курбский... Большинство древнерусских писателей были монахами или церковными деятелями, светские же лица выступали со своими сочинениями гораздо реже; в большинстве случаев это были князья и “властители”, которые могли позволить себе нарушить существовавшие в их времена строгие каноны, литературные ограничения и правила. Библиотеки и скриптории - мастерские по переписке и изготовлению книг - существовали при крупных монастырях и храмах, именно они являлись древнерусскими центрами культуры и распространения книжности.

Под книжной образованностью в Древней Руси понимали высокую грамотность и начитанность в греческих и славянских церковных источниках, знание не только церковнославянского, но и греческого языков, а также догматов православного вероучения, что, в совокупности, способствовало формированию “нового”, христианского мировоззрения. После принятия в 988 году Русью христианства в качестве государственной религии оно на семь столетий стало основой мировоззренческих представлений древнерусских книжников, в которых, однако, неизбежно сохранялись народные, языческие, элементы, потому многие исследователи предпочитают говорить о “двоеверии” культуры Древней Руси (Б.А. Рыбаков). В то же время, церковные каноны не допускали отклонений от официальной трактовки Священной истории, изменений религиозного культа, стремились к регламентации обрядности. Именно под воздействием христианской культуры и литературы сформировались средневековые представления о мире и человеке, которые просуществовали в достаточно неизменном виде на протяжении почти семи столетий - до начала XVII века.

Конечный рубеж существования древнерусской литературы - конец XVII века.

XVII век в целом следует рассматривать в качестве переходного периода от литературы средневековой к литературе Нового времени. В данном случае речь идет о смене самого типа литературного творчества. В пользу этого говорят следующие факторы:

1)происходит секуляризация (т.е. обмирщение) литературы, литература перестает быть церковной в своей основе и становится литературой “светского” общества, она не обслуживает больше нужды православной церкви;

2)литература выделяется в общей структуре письменности (включающей собственно художественное творчество, богословие, науку, публицистику, делопроизводство и т.д.) благодаря своим эстетическим задачам - приходит конец характерной для древности и средневековья эпохе идеологического синкретизма; литература начинает рассматриваться как словесное искусство;

3)возникают серьезные сдвиги в сознании писателя: появляется авторское право, автор начинает осознавать свое “я”, свою индивидуальность, свои возможности и права на осознанный авторский вымысел;

4)трансформируется жанровая система: меняется основной критерий выделения жанров - вместо функционального, основанного на использовании данного типа текстов в богослужебной практике православной церкви и в жизни феодального общества, вступает в действие принцип эстетический, когда отнесение произведения к тому или иному жанру определяется художественным своеобразием последнего; отмирают строгие жанровые каноны, предопределяющие заранее стиль произведений и даже образ автора; возникают новые жанры, ориентированные на отражение реальной жизни и создание образов героев, сложных в своей конкретности и психологической трактовке, на отказ от принципа идеализации действительности; появляются новые роды литературы - поэзия (силлабические вирши), драма (школьный и придворный театр);

5)зарождаются литературные (в полном смысле этого слова, т.е. основанные на литературно-эстетических критериях) направления (барокко, а в начале XVIII века - классицизм).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.