Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

III. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ



РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Московский государственный университет

Имени М.В. Ломоносова

Кафедра филологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДЛЯ СТУДЕНТОВ I КУРСА

ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

 

Астана - 2012


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Московский государственный университет

Им. М.В. Ломоносова

Кафедра филологии

“Утверждаю”

Зав.кафедрой

____________Г.И. Власова

“___”________________2012 г.

 

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Для студентов I курса

По курсу «История русской литературы 11-17 вв.»

Форма обучения: дневное

     
Курс 1    
Семестр 1    
     
Лекции 18    
Семинарские 36    
Контактные чаты 14 Коллоквиумы 4    
Контрольные работы 4    
     
     
Всего часов: 76  

 

Астана - 2012


Рабочая программа дисциплины по ГОСО 050205 - «История русской литературы 11-17 вв.» (по ГОСО 050118 - «Древнерусская литература») для студентов I курса составлена на основании типовой программы «Древнерусская литература» // Составители: проф. В.В. Кусков, доц. А.А. Пауткин, доц. А.М. Ранчин (при участии к.ф.н., А.В. Архангельской) / Программа дисциплины «История русской литераутры». Программы курсов «Текстология русской литературы», «Русская классика в контексте мировой литературы».-М.: МГУ,2001.-С.6-14.

 

Индекс ____________________________________________

 

Рабочую программу подготовила Кривощапова Т.В., д.ф.н., профессор кафедры филологии

 

подпись ______________

 

 

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

филологии

Протокол № _____ от “_____” ____________ 2012 г.

 

Зав. кафедрой ______________Власова Г.И., д.ф.н., проф.

 

Протокол № _____ от “_____” ____________ 2012 г.

 

 


Пояснительная записка

Рабочая программа определяет содержание курса «История русской литературы 11-17 вв.» («Древнерусская литература»). Выпускники специальностей «Филология: Русская филология» и «Русский язык и литература» имеют возможность сосредоточиться на наиболее ответственных проблемах специфики раннего периода истории русской литературы. В рамках каждой темы рассматривается ведущая проблема (литературные жанры эпохи, язык художественного произведения, сюжет, композиция, основы стихосложения 17 в., проблема литературного перевода), а также наиболее значительные эстетические концепции литературного процесса, оказавшие существенное влияние на последующее развитие литературы.

История древнерусской литературы является первым предметом из цикла историко-литературоведческих дисциплин, которые предстоит освоить студентам филологического факультета за время обучения в университете. От понимания закономерностей развития и специфики древней литературы во многом будет зависеть успех дальнейшей работы по изучению всех последующих историко-литературных курсов.

В процессе освоения данного предмета перед студентом встанет важная задача научиться методике историко-литературоведческого подхода к анализу произведений, основанной на учете места каждого конкретного памятника в общественно-культурном и литературном развитии его эпохи.

Теоретической базой изучения древнерусской литературы является разработанный современной российской медиевистикой (медиевистикой называют цикл общественно-гуманитарных наук, рассматривающих историю и культуру эпохи Средневековья, в том числе историю древнерусской литературы как литературы средневекового типа) принцип комплексного подхода к исследованию литературных памятников, позволяющий объединить источниковедческий, историко-культурный и теоретико-литературный аспекты их анализа.

Предмет “древнерусская литература” рассматривает первый этап развития русской литературы; его хронологические рамки ограничены эпохой XI - XVII веков. По типологическим признакам данный период может быть охарактеризован как древнейшая русская, средневековая, христианская литература. Эти признаки определяют содержательную специфику предмета, основные подходы к его преподаванию и изучению, а также требования, которые предъявляются к студентам.

В результате изучения курса древнерусской литературы студент должен знать:

хронологические границы, основные специфические особенности и исторические пути развития древнерусской литературы как литературы средневекового христианского типа, понимать закономерности формирования и эволюции ее жанровой системы, принципиальные отличия древнерусской литературы от литературы современной, а также характерные черты конкретных произведений, относящихся к разным историческим периодам, созданных в различных регионах, представителями различных общественно-религиозных и политических течений.

В процессе обучения особое внимание уделяется контролю за подготовкой к семинарским и практическим занятиям, освоением терминологии, чтением учебных пособий, научных хрестоматий и словарных статей. На практические занятия выносятся произведения, традиционно представленные в курсе «Древнерусская литература» (летописание, житийная литература, воинская повесть, литературные жанры, сюжетообразование в бытовых и сатирических повестях, стихотворство), а также те, которые были заново интерпретированы в контексте изменившейся социокультурной ситуации последнего десятилетия. Наряду с чтением теоретических статей, дающих представление о специфике восприятия художественного творчества древнерусских писателей учеными-литературоведами, философами и литературными критиками (В. Белинский, А.Шахматов, А. Орлов, Д. Лихачев, В. Кусков и др.), особое внимание уделяется знакомству студентов с новинками современного литературоведения и переизданиями классических работ Ф. Буслаева, А. Пыпина, М. Приселкова и др.

Студенты привлекаются и к самостоятельной работе: они готовят индивидуальные задания в рамках текущего контроля, выполняют контрольные работы в целях осуществления промежуточного контроля, получают задание для спец. вопроса к экзамену.

В течение семестра студенты должны овладеть навыками историко-литературного анализа, овладеть принципами комментированного чтения древнерусских текстов), овладеть литературоведческой терминологией.

Студент должен ориентироваться в основных исследованиях по древнерусской литературе и в обсуждаемых в них спорных проблемах.

Студент должен уметь самостоятельно анализировать тексты изучаемых произведений, определять их жанровую принадлежность и роль в эволюции конкретного жанра.

Для изучения на практических занятиях отобраны наиболее важные для эволюции древнерусской литературы памятники, имевшие популярность в среде древнерусских книжников и читателей, либо представляющие особый интерес с точки зрения современных литературоведческих подходов, наиболее ярко воплотившие в себе черты определенных жанров, либо, напротив, вобравшие в себя различные жанровые характеристики, что обусловило их литературное своеобразие, в котором отразилось творческая индивидуальность их авторов. В основу изучения литературных памятников положен хронологический принцип, который призван помочь студентам, с одной стороны, усвоить особенности развития литературы в каждый отдельно взятый исторический период, с другой стороны, проследить эволюцию системы жанров древнерусской литературы в целом. В планах практических занятий намеренно учтены все основные аспекты комплексного анализа конкретных произведений, которые необходимо учитывать в процессе самостоятельной подготовки студента к экзамену по курсу; на аудиторных занятиях могут рассматриваться лишь самые важные из предложенных к изучению проблем.

Готовясь к практическим занятиям студент должен:

1) прочитать текст (по хрестоматии на древнерусском языке, при возможности используя существующие его переводы на современный русский язык и комментарии к тексту, а также научные издания памятника),

2) прочитать соответствующий материал учебника, раскрывающий специфику исторического периода (выявить для себя основные события, политические идеи эпохи, а также характерные для нее направления литературного развития), составить представление об основных характеристиках жанра, к которому относится изучаемое произведение (черты, присущие данному жанру, требования жанровых канонов), изучить главу, непосредственно посвященную анализу данного памятника; обратиться к соответствующему разделу лекционного курса;

3) изучить и законспектировать литературу, содержащуюся в плане, обратив особое внимание на сопоставление разных точек зрения исследователей по спорным проблемам; в процессе подготовки к занятиям важно использовать не только обязательную, но и дополнительную литературу, которая поможет подготовиться к экзамену;

4) тщательно проработать все предложенные вопросы, составив по каждому из них свое мнение.

 


III. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

(Силлабус) по курсу

«История русской литературы хi-xvii вв.»,

(Древнерусская литература)

для специальности 032700 Филология:

1) Преподаватель курса: Кривощапова Татьяна Васильевна, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой русской литературы. Телефон 497516.

Научные интересы: Интертекстуальность фольклора и литературы. Условные жанры. Эволюция художественных форм. Проблема циклообразования. Современное состояние русской фольклорной традиции в Казахстане.

Научная школа: аспирантура и защита кандидатской диссертации на кафедре фольклора филологического факультета МГУ под руководством профессора Н.И. Савушкиной; защита докторской диссертации в Институте литературы и искусства им. М.О. Ауэзова МОН РК. Научный консультант – академик С.А. Каскабасов.

2) Название курса: «История русской литературы ХI-XVII вв.»

3) Код курса: Время: Семестр: 1 Аудитория: 708

4) Пререквизиты специальности: Для эффективного освоения содержания дисциплины необходимо знание устного народного творчества в объеме вузовского курса, основные положения дисциплины Введение в литературоведение.

5) Характеристика учебной дисциплины

5.1. Назначение учебной дисциплины

5.2. Цель изучения дисциплины состоит в ознакомлении магистрантов с историей русской литературы ХI-XVII вв., средневековой эстетики, жанровой системы, поэтики, а также с принципами анализа литературных текстов.

5.3. Задачи изучения дисциплины: выявление основных теоретических положений, связанных с возникновением древнерусской литературы, спецификой формирования текста, проблемой сохранности книги, периодизацией и реактуализацией. Кроме того, в центре внимания находится характеристика взаимоотношений русской литературы и литературы-посредницы, характеристика жанровой системы, историко-литературных стилей, монографическое изучение наиболее значительных произведений как в генетическом так и типологическом плане.

5.4. Содержание учебной дисциплины курс соотносится с дисциплинами, изучаемыми студентами в рамках специализации «Русская филология»

 

5.5. План изучения учебной дисциплины

 

№ п/п Название темы  
    Формы организации обучения и количество часов  
Специфика древнерусской литературы («Литературный этикет», традиционность, средневековый историзм, периодизация, литературные памятники, материал письма) Обзорная лекция, СРС  
Становление древнерусской литературы (конец Х — первая половина ХI вв.) (византийское влияние, литература-посредница, система жанров, переводная литература) Проблемная лекция, СРСП, СРС  
Литература Киевской Руси (вторая половина ХI — XII вв.) (). Семинарское занятие, СРСП, СРС  
«Повесть временных лет» как литературный памятник (Начальное летописание, редакции и списки ПВЛ, композиция, типы летописного повествования, эпический стиль, стиль монументального историзма в летописи, литературный этикет в ПВЛ). Проблемный семинар, СРС  
Ораторская проза XI — XII вв. (жанры торжественного и учительского красноречия, Слово о Законе и Благодати митрополита Илариона, «Слова» Кирилла Туровского) Проблемная лекция, СРС  
Житийная литература (житийный канон, проповеднические - Житие Феодосия Печерского и княжеские - Жития Бориса и Глеба). «Хождение» как литературный жанр (Хождение игумена Даниила) Проблемный семинар, СРС  
«Слово о полку Игореве» - история открытия, опубликования, изучения. Полемика о времени написания СПИ и проблема автора «Слова» Проблемный семинар, СРС  
Поэтика и жанровое своеобразие «Слова о полку Игореве» (композиция СПИ, жанровая специфика, поэтика) Проблемный семинар, СРСП, СРС  
Литература Северо-Восточной Руси XIII — начала XV вв. (областные летописи, «Моление» и «Слово» Даниила Заточника, воинские повести, жития) Проблемная лекция, СРСП, СРС  
Московская литература XIV — XV вв. (летописание, памятники Куликовского цикла, панегирики, агиографическое творчество Епифания Премудрого и Пахомия Логофета, «Повесть о взятии Царьграда в 1453 г.» Нестора Искандера, переводная литература) Проблемная лекция, СРСП, СРС  
Областные литературы ХV в. — новгородская, псковская, тверская («Повесть о новгородском белом клобуке», «Повесть о Псковском взятии», «Хождение за три моря» Афанасия Никитина) Проблемная лекция, СРСП, СРС  
Литература Московского царства XVI в. (публицистика Иосифа Волоцкого, Максима Грека, Вассиана Патрикеева, Ивана Пересветова, послания Ивана Грозного, обобщающие памятники, агиография, «Повесть о Петре и Февронии», начало книгопечатания) Проблемная лекция, СРСП, СРС  
Литература первой половины XVII в. (публицистика Смутного времени, исторические произведения о Смуте — «Сказание» Авраамия Палицына, «Летописная книга» С.И. Шаховского, «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков», житийно-биографическая «Повесть об Улиании Осорьиной») Проблемная лекция, СРСП, СРС  
Литература второй половины XVII в. (процесс обмирщения литературы, жанровая эволюция, переводной рыцарский роман и авантюрная повесть, переводная и оригинальная новелла, историческая беллетристика) Проблемная лекция, СРСП, СРС  
Бытовая повесть второй половины XVII в. («Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Карпе Сутулове», «Повесть о Фроле Скобееве») Проблемный семинар, СРСП, СРС  
Демократическая сатира (смеховая литература) второй половины XVII в. (Повести о «Шемякином суде» и «Ерше Ершовиче», «Азбука о голом и небогатом человеке», «Калязинская челобитная», «Притча о бражнике») Проблемный семинар, СРСП, СРС)  
Раскол в русской церкви и старообрядческая литература XVII в. Протопоп Аввакум и его сочинения. Семинарское занятие, СРСП, СРС  
Барокко в русской литературе. Стихотворство второй половины XVII в.(досиллабические вирши и силлабическая поэзия Симеона Полоцкого, Сильвестра Медведева, Кариона Истомина; придворный театр и драматургия) Семинарское занятие, СРСП, СРС  
  Всего    

III. ГЛОССАРИЙ

Агиография (от греч. hagios – святой) – вид церковной литературы – жизнеописания святых
Азбуковники Памятники древнерусской лексикографии – рукописные толковые словари, в которых толкования слов расположены в алфавитном порядке
Апокрифы (тайный, сокровенный) легенды о персонажах библейской истории, отличающиеся от тех, которые содержатся в библейских канонических книгах (Хождение Агапия в рай, Хождение Богородицы по мукам).
Барокко (итал. barokko – «причудливый», «странный») – один из главенствующих стилей в европейской культуре, развивавшихся с середины 16 в. до середины 18 в. Для барокко свойственны грандиозность, театральность, иллюзионизм, пышность, динамика, столкновение фантастики и реальности и др.
Беседа Поучение - термин, характеризующий красноречие дидактическое, которое преследовало чисто практические цели непосредственного назидания (И.П. Еремин)
Виршевая поэзия  
Духовные грамоты  
Житие Агиография (от греч. hagios – святой) – вид церковной литературы – жизнеописания святых. Подразделяются на мартирии (рассказы о мучениях христианских святых, погибших за веру) и жития-биос (жизнеописания, в которые входит краткое предисловие составителя. Биографическая часть и похвала герою.)
Икона От греч. «эйкен», что означает изображение, образ. Ведет свое происхождение от эллинистической портретной живописи. Материализованная при помощи линий и красок молитва. Писались на досках.
Исихазм От греч. esihia – покой, безмолвие, отрешенность. Мистическое течение в Византии о пути к единению человека с Богом через самососредоточение сознания. Появилось одновременно с монашеством в 4-7 вв. На Русь И. пришел вместе с христианством и не был политической доктриной.
Компиляция  
Красноречие Ораторская проза достигла расцвета в Греции 5-4 вв. до н.э. и в Риме. В Древней Руси выделяются два стиля: красноречие дидактическое или учительское и красноречие панегирическое, или торжественное («слова» митрополита Илариона, Кирилла Туровского, полемика Иосифа Волоцкого, митрополит Даниил).
Летописание, летопись Памятники исторической письменности и литературы Древней Руси, повествование в них велось по годам в хронологической последовательности, каждый рассказ начинался словами «в лето…» - отсюда и название «летопись».
Литература-посредница Литература, «книжный фонд» которой оказывается общей для разных литератур (для южных и восточных славян это древнеболгарская литература)
Литературный этикет Использование в литературном тексте особых церемониальных форм, лишенность художественных неожиданностей
Палеография Специальная филологическая дисциплина, посвященная изучению почерков рукописи, материала для письма
Патерики (от греч. pater - отец) – общее название средневековых сборников назидательных рассказов – разновидность агиографической литературы (Киево-Печерский патерик)
Патристика (от греч. pater) тексты канонических выступлений «отцов церкви» - Греко-римских философов-богословов 2-8 вв., в которых разрабатывалась христианская догматика и организация церкви.
Палимпсест Текст, нанесенный поверх более раннего и соскобленного с пергамена письма
Пергамен (пергамент) Материал для письма, особым образом выделанная телячья кожа (название - от города Пергам).
Полуустав Тип почерка более беглый, чем устав, менее строгий, может быть наклонным, сохраняет четкость и раздельное написание каждой буквы. Появляется с конца 14 в.
Поучение Беседа, термин, характеризующий красноречие дидактическое, которое преследовало чисто практические цели непосредственного назидания (И.П. Еремин)
Псалмы Церковные песнопения
Свод Крупные по масштабам произведения, переписанные и переплетенные в отдельные книги
Скоропись Тип почерка, в котором буквы соединяются между собой связками, как и в современном письме
Средневековый историзм Художественное обобщение, построенное на основе конкретного единичного исторического факта.
Стили изображения человека Монументального историзма, народный эпический, абстрактного психологизма, идеализирующий биографизм или второй монументализм, барокко
Текстология Вспомогательная филологическая дисциплина, изучающая тексты литературных произведений
Устав Тип почерка, в котором буквы не соединяются между собой связками, торжественное, спокойное, крупное письмо
Хождение (слав.), хожение (рус.) Путевые заметки о путешествии в Палестину (Хожение игумена Даниила), Константинополь («Паломник» Добрыни Ядрейковича), Индию (Хожение за три моря Афанасия Никитина)
Хроники Или хронографы, исторические сочинения Византии (Хроника Георгия Амартола, Хроника Иоанна Малалы)
Хронограф От греч.chronos –время и grapho – пишу, исторические сочинения, знакомившие древнерусского читателя со всемирной историей от сотворения мира до правления византийских императоров.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.