Произведения, приписываемые Даниилу Заточнику, дошли до нас в двух редакциях, одна из которых озаглавлена как “Слово”, другая - как “Моление”. Вопрос о соотношении и датировке этих текстов исследователями до сих пор не решен. Принято считать, что ни один из них уже не отражает авторского варианта произведения, созданного в конце XII - начале XIII века в пределах Владимиро-Суздальского княжества. Ничего неизвестно и о личности автора этого уникального памятника, хотя, без сомнения, “Моление” можно назвать одним из самых “авторских” произведений древнерусской литературы. Кем бы ни был Даниил Заточник - княжеским холопом, дворянином, слугой, придворным поэтом или скоморохом, - он проявил себя как выдающийся писатель, хорошо знавший традиции древнерусской книжности и народную бытовую русскую речь, как человек, способный оценить другого “по уму, а не по одежке”, знающий цену себе и потому позволяющий критику и иронию по отношению к другим, способный защитить свое достоинство и прямо, без оглядки на авторитеты и каноны, высказать свое нелицеприятное мнение. Может быть, поэтому, столько желающих нашлось в среде древнерусских книжников и редакторов подражать Даниилу, создавать новые версии необычного произведения, прячась, однако, при этом за стиль и имя его первого, самого смелого, автора.
ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА
“ПОВЕСТИ О РАЗОРЕНИИ РЯЗАНИ БАТЫЕМ”
“Повесть о разорении Рязани Батыем” - образец воинской исторической повести, посвященной борьбе русского народа с монголо-татарским нашествием. Произведение дошло до нас в составе летописных сводов XVI века, где оно существовало в тесной связи с циклом повестей о чудотворной иконе Николы Зарайского и прославляло мужество и героизм защитников Рязани. По мнению исследователей, “Повесть” о “резвецах и удальцах рязанских”, о “русской храбрости”, поразившей и заслужившей уважение даже в среде врагов, является одним из самых совершенных в литературном отношении произведений древнерусской литературы. Ее автору удалось найти способ органично соединить в своем произведении различные жанровые элементы и стилистические пласты. Сочетая фольклорные и литературные традиции, используя элементы разных жанров - летописной воинской повести, сказания о чудотворной иконе, церковного панегирика, топонимического предания, мартирия, славы, плача, похвалы, былины, автор создал произведение, близкое по силе своего идейного и поэтического звучания “Слову о полку Игореве”, еще раз напомнив русским читателям - современникам и потомкам, - что беда Русской земли и русских князей - в “ненавистной розни века сего”. В то же время, это первое произведение о монголо-татарском нашествии, которому уже присуще оптимистическое звучание: автор “Повести” подчеркивает, что близко возрождение, а враги стали победителями не потому, что есть побежденные, а потому, что их противников не осталось в живых.
Изучению произведения следует уделить особое внимание, поскольку оно включено в школьную программу.
ЖИТИЕ ПРЕП СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО.
НОВЫЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ РУССКОЙ АГИОГРАФИИ.
КАНОН И ТРАДИЦИИ
Житие преп. Сергия Радонежского можно считать второй вершиной в развитии жанровой разновидности древнерусского преподобнического жития после Жития преп. Феодосия Печерского, созданного Нестором в XI веке. Написанное знаменитым русским агиографом Епифанием Премудрым в первые десятилетия XV века, оно было вскоре переработано другим, не менее известным в то время, “писателем-профессионалом” Пахомием Сербом (Логофетом), создавшим 10 текстов житий, дошедших до нас в более чем 18-ти редакциях, несколько Похвальных Слов, 14 Служб и более 20-ти канонов, посвященных прославлению памяти русских святых подвижников. Характерно, что до настоящего времени не установлено, как соотносились между собой пахомиевская, дошедшая до нас в рукописях, редакция текста Жития преп. Сергия и его первоначальный, епифаниевский, вариант. Исследователи пытаются выделить в сохранившихся вариантах текста фрагменты, созданные двумя разными авторами. Сопоставление Житий преп. Феодосия Печерского и преп. Сергия Радонежского позволяет проследить основные пути эволюции древнерусского агиографического жанра, а также выявить новые черты, обусловившие формально-стилистическое своеобразие памятников, созданных в эпоху ообщественно-культурного подъема конца XIV - XV веков и отразивших особенности “эмоционально-экспрессивного стиля”, определявшего развитие русской житийной литературы в этот исторический период.