Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЖИТИЕ ФЕОДОСИЯ ПЕЧЕРСКОГО КАК ДРЕВНЕЙШЕЕ ОРИГИНАЛЬНОЕ РУССКОЕ ПРЕПОДОБНИЧЕСКОЕ ЖИТИЕ



“Житие преп. Феодосия Печерского” было написано монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, составителем “Повести временных лет” и автором “Чтения о Житии и погублении Бориса и Глеба”. Это произведение является первым оригинальным древнерусским агиографическим текстом, созданным в соответствии с каноном византийского “жития-биос”. В нем строго соблюдаются традиционные требования канонической житийной схемы, разработанной в византийской литературе для преподобнического жития, отражены основные предписания житийной композиции. В отличие от мартирия, основное внимание в котором уделено конфликту между героем-христианином и императором-язычником, заканчивающемуся трагической гибелью главного героя, в основе композиции преподобнического жития лежит последовательный рассказ о жизни, христианских подвигах и добродетелях святого подвижника. Не случайно, “преподобный” - это человек, “уподобивший себя” Христу, подражавший Ему примером всей собственной жизни и потому сам ставший образцом для своих учеников и последователей. По сравнению с византийскими текстами, на которые Нестор, безусловно, опирался как на образцы, он смело ввел в свое произведение конкретику русской жизни, отразив в нем местные общественно-политические и бытовые реалии. Основному характеру изменений, внесенных Нестором в трактовку византийского агиографического канона (усиление роли исторического и конкретного элементов в житийной композиции), суждено было стать определяющим в направлении эволюции древнерусского агиографического жанра в целом. Произведение Нестора являлось непревзойденным образцом для всех последующих русских агиографов.

“СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ” МИТРОПОЛИТА ИЛАРИОНА: ИДЕЙНО-CОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ И ЖАНРОВО-СТИЛИСТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

“Слово о Законе и Благодати”, написанное первым русским митрополитом Иларионом, поставленным в 1051 году в Киеве “собором русских епископов”, по инициативе князя Ярослава Мудрого, без согласия Константинопольского патриарха, во времена, когда глава русской церкви, в соответствии с принятыми церковными законами, избирался из греков и назначался в Византии, представляет собой произведение, весьма интересное как с точки зрения его религиозно-догматического, так и с точки зрения его историко-политического содержания. Оригинально оно и по своим жанровым характеристикам. Безусловно относясь к церковному красноречию по содержанию и основным формальным чертам, “Слово” вобрало в себя элементы его разных жанровых разновидностей, а также фрагменты, написанные в традициях политического красноречия. Политическое красноречие, наряду с церковными торжественными словами и проповедями, получило широкое развитие в домонгольской Руси и нашло отражение в таких памятниках, как “Слово о полку Игореве”, “Поучение” Владимира Мономаха, “Моление” Даниила Заточника, а затем “Слово о погибели Русской земли” и “Задонщина”. В “Слове о Законе и Благодати” Иларион проявил себя не только как оригинальный и высоко одаренный писатель, выдающийся религиозный мыслитель, оратор и политический публицист, но и как патриот, защитник самостоятельности русской церкви и русской государственности. В произведении в тесной взаимосвязи рассматриваются важнейшие религиозно-догматические идеи Средневековья (концепция богоизбранного народа, вселенской империи, проблема соотношения мировых религий, Ветхого и Нового Завета в христианстве) и актуальные вопросы политической жизни Русского государства того времени (проблема взаимоотношений с Византийской империей, роль факта крещения Руси для ее последующей истории). Наряду с “Повестью временных лет”, “Слово о Законе и Благодати” можно считать произведением, наиболее ярко отразившим политические воззрения, религиозно-догматические идеи и моральные идеалы, по которым жила Киевская Русь в эпоху ее расцвета.

 

“ПОУЧЕНИЕ” ВЛАДИМИРА МОНОМАХА:

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.