Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Формы организации обучения навыкам ПСР



Существуют три основных формы организации занятий по овладению навыками ПСР:

o индивидуальные самостоятельные занятия;

o занятия под непосредственным руководством методиста (грун-повые либо индивидуальные) — гетеротренинг;

o занятия в группах с использованием аудиозаписей сеансов.

Самостоятельные индивидуальные занятия по освоению ПСР традиционная форма организации обучения. Тексты сеансов могут быть разучены либо с «листа», либо при помощи воспроизводящей аппаратуры. В отношении занятий с использованием аудиозаписей иногда высказывается мнение, что данная форма проведения занятий (при необходимой стандартизации программ) минимизирует фактор воздействия личности и квалификации ведущего, а также увеличивает количество занимающихся при групповых формах тренингов.

Вместе с тем контроль со стороны ведущего за процессом овладения навыками саморегуляции очень важен. Смысл организации групповых занятий ПСР и связанных с этим дополнительных затрат, состоит как раз в том, чтобы занимающиеся имели возможность непосредственно обращаться к ведущему до начала сеанса и после его окончания. В противном случае нецелесообразно использовать групповую форму занятий AT, так как в принципе каждый человек способен заниматься подобными методами самостоятельно наедине с собой.

Целевая направленность прямого общения с ведущим двоякая. Во-первых, занимающиеся получают индивидуальные консультации по поводу возникающих у них во время сеанса переживаний, ощущений и т. п. Во-вторых, сам ведущий собирает необходимую информацию об особенностях процесса усвоения навыков ПСР от каждого человека в отдельности и от группы в целом, причем такую информацию, которую трудно получить при помощи стандартизованных методов сбора данных. Последний аспект особенно важен для возможного (а иногда и обязательного) введения некоторых изменений в тексты сеансов с целью достижения большего эффекта индивидуализации занятий и облегчения процесса обучения.

Построение сеанса ПСР

Сеанс тренинга ПСР включает три части, вне зависимости от того, какой именно метод используется. Первая часть связана с формированием состояния релаксации: осуществляется переход от фонового ФС (ФС до начала сеанса ПСР) к релаксационному состоянию. Эта часть сеанса обозначается иногда как «вход в состояние релаксации», или просто «вдох». Вторая часть — пребывание в состоянии релаксации. Третья часть — «выход» — предполагает переход от состояния релаксации к целевому ФС. Как уже было отмечено, трансформация релаксационного состояния может осуществляться как в сторону дальнейшего снижения уровня бодрствования (засыпание), так и в сторону необходимой мобилизации организма и формирования желаемой степени оптимальности ФС.

Продолжительность сеанса ПСР может быть различной: от 45 — 30 до 1 — 2 мин. Самыми продолжительными являются сеансы НМР, самыми короткими — сеансы AT на стадии хорошо сформированного навыка. Временная развертка сеанса выглядит следующим образом: в начале обучения по любой методике первая и третья части занимают большую долю времени сеанса, вторая часть существенно короче. По мере усвоения навыка ПСР длительность «входа» и «выхода» существенно сокращается. В результате уменьшается общее время сеанса и происходит перераспределение временных соотношений: большая доля времени сеанса выделяется для пребывания в состоянии релаксации&.

Формирование и переживание состояния релаксации является главным фактором, обеспечивающим достижение эффектов оптимизации ФС, поскольку существуют следующие две особенности данного состояния: 1) восстановительные процессы (на физиологическом и психологическом уровнях) протекают в этом состоянии более интенсивно, чем в условиях пассивного отдыха; 2) в состоянии релаксации увеличивается восприимчивость к внушающим воздействиям (в том числе и к самовнушению).

Таким образом, путем формирования состояния релаксации можно решить две самостоятельные задачи по изменению актуального состояния человека: а) добиться снятия неблагоприятных последствий воздействия рабочей нагрузки и восстановить истраченные физиологические и психологические ресурсы организма (эффект успокоения и восстановления); б) использовать повышенную самовнушаемость для «самонастройки» на нужное целевое ФС и программы предстоящей деятельности (эффект про-граммируемости). При этом чем больше времени отводится на пребывание в состоянии релаксации, тем более выражен результат оптимизации ФС.

Уменьшение продолжительности сеанса возможно за счет видоизменения упражнений ПСР: укрупнения блоков упражнений, сокращения числа повторений каждого упражнения до минимума, сокращения количества упражнений. Например, методика ПРТ предполагает полный комплекс упражнений и сокращенные варианты. Приведем несколько сокращенных вариантов успокаивающего занятия ПРТ (Л. Д. Гиссен, 1973).

Тексты первых двух вариантов рассчитаны по времени: первый — 2 — 3 мин, второй — 1 мин; третий вариант представляет собой последовательность мысленного прослеживания ключевых слов основных формул.

СОКРАЩЕННЫЕ ВАРИАНТЫ УСПОКАИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ ПРТ

Первыйвариант:

1. Я успокаиваюсь.

2. Мое внимание на моем лице.

3. Лицо полностью расслаблено, спокойно, теплое, неподвижное.

4. Мои руки начинают расслабляться и теплеть.

5. Руки полностью расслабленные и теплые.

6. Мои ноги начинают расслабляться и теплеть.

7. Ноги полностью расслабленные и теплые.

8. Мышцы моего туловища полностью расслаблены и теплы.

9. Мое дыхание спокойное, легкое.

10. Мое сердце бьется спокойно и ровно.

11. Мой живот мягкий и теплый.

12. Весь мой организм отдыхает.

13. Я спокойно и приятно отдыхаю.

Второй вариант:

1. Я успокаиваюсь.

2. Все мое тело полностью расслабленное и теплое.

3. Дыхание спокойное, легкое.

4. Сердце бьется спокойно и ровно.

5. Живот мягкий и теплый.

6. Я спокойно и приятно отдыхаю.

Третийвариант:

«Успокаиваюсь... лицо... все тело... дыхание... сердце... совершенно спокойны».

Существует ряд особенностей построения сеанса в случае организации обучения ПСР по типу гетеротренинга. В текст сеанса помимо специфичных для каждого метода ПСР упражнений включаются так называемые «комментарии ведущего». Комментарии ведущего представляют собой текст, который используется главным образом для описания релаксационных и активизационных эффектов, а также для разъяснения нюансов выполнения некоторых упражнений.

Примерами сеансов гетеротренинга могут служить представленные выше тексты сеансов нервно-мышечной релаксации, аутогенной тренировки в модификации А.Б.Леоновой, идеомотор-ной тренировки и сенсорной репродукции. Текст методики пси-хорегулирующей тренировки, напротив, представляет собой вариант сеансов AT без включения комментариев ведущего.

В случае использования метода AT обычно употребляют выражение «состояние аутогенного погружения».

& Существуют специальные методики обучающего воздействия на фоне состояния релаксации, например: программы тренинга профессиональных двигательных навыков или хорошо известные программы релаксопедии. Подобные формы обучения становятся возможными тогда, когда навыки ПСР хорошо усвоены и человек может находиться в состоянии релаксации достаточно долго.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.