Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Опросник «Степень хронического утомления»



Данная методика предназначена для диагностики доклиниче-ских степеней хронического утомления, которое в своих крайних формах переходит в разряд патологических состояний (различные формы астенического синдрома, неврозов и др.), что требует медицинского вмешательства.

Хроническое утомление даже на ранних стадиях своего развития существенно снижает работоспособность человека, а в выраженных степенях приводит к затруднению выполнения даже хорошо знакомой работы и в крайних степенях — к полному срыву деятельности.

Отличительной чертой хронического утомления является его длительное «подспудное» накопление, которое проявляется чаще всего только в различных субъективных жалобах и недомоганиях. Оно долгое время не имеет объективно регистрируемых проявлений. При сильных степенях хронического утомления распад деятельности и ухудшение здоровья могут проявиться в форме массированного «обвала».

Поэтому своевременная диагностика развития хронического утомления чрезвычайно важна для организации профилактических и коррекционных мероприятий по поддержанию общей трудоспособности человека.

Данная методика представлена в виде традиционного опросника, который включает 36 развернутых утверждений, соответствующих наиболее типичным проявлениям хронического утомления в разных сферах жизнедеятельности. Они могут быть подразделены на четыре основные группы симптомов, включающих:

§ симптомы физиологического дискомфорта (п. 3, 9, 10, 11, 13, 16, 17, 23, 24, 25, 26, 27, 29, 31, 32);

§ снижение общего самочувствия и когнитивный дискомфорт (п. 1, 4, 5, 8, 19, 20, 21, 34, 35, 36);

§ нарушения в эмоционально-аффективной сфере (п. 2, 7, 15, 18, 22, 30);

§ снижение мотивации и изменения в сфере социального общения (п. 6, 12, 14, 28, 33).

Формулировки симптомов хронического утомления даны как в прямой, так и обратной форме. Опросный лист, предлагаемый испытуемому для заполнения, представлен ниже (см. бланк 5.7).

Бланк 5.7. Опросник «Степень хронического утомления» Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже утверждений и соотнесите его с тем, как вы себя обычно чувствуете в течение последних нескольких месяцев. Если оно совпадает с типичными для вас ощущениями — зачеркните ответ «Да», в противном случае — зачеркните ответ «Нет». Если вы затрудняетесь в выборе ответа, подчеркните оба предложенных варианта «Да—Нет».
              Чаще всего у меня хорошее самочувствие Я стал(а) раздражительным В последнее время я стал(а) хуже видеть Я стал(а) забывчивым После работы я чувствую себя разбитым(ой) Мне нравится работать в коллективе У меня часто бывает подавленное настроение Я чувствую постоянную тяжесть в голове У меня отекают ноги У меня бывают головокружения У меня бывает ощущение, что мне трудно вздохнуть Мне всегда хочется как можно быстрее закончить работу и уйти домой После сна я обычно встаю вялым(ой) и плохо отдохнувшим(ей) Мой рабочий день обычно пролетает незаметно Я стал(а) часто ссориться со своими близкими После пробуждения я засыпаю с трудом Я постоянно испытываю неприятные ощущения в глазах В последнее время меня стали раздражать вещи, к которым раньше я относился(лась) спокойно Я стал(а) вялым и безразличным Мне трудно удержать в памяти даже те дела, которые нужно сделать сегодня В последнее время мне стало трудно работать У меня ровный и спокойный характер Меня мучают боли в висках и во лбу У меня часто бывают приступы сердцебиений Когда я работаю, у меня почти все время болят спина и шея У меня часто возникает ощущение тошноты У меня часто болит голова Моя работа мне перестала нравиться Я постоянно хочу спать днем Мои близкие стали замечать, что у меня портится характер Когда я читаю, мне приходится напрягать глаза Чаще всего у меня беспокойный сон Я с удовольствием прихожу на работу Я все время чувствую себя устапым(ой) В последнее время я чувствую общее недомогание Я чувствую себя абсолютно здоровым человеком Да – Нет Да – Нет Да – Нет Да – Нет Да – Нет Да – Нет Да – Нет Да – Нет Да – Нет Да – Нет Да – Нет Да – Нет   Да – Нет   Да - Нет Да – Нет Да – Нет Да – Нет   Да – Нет   Да – Нет Да – Нет   Да - Нет Да – Нет Да – Нет Да – Нет Да – Нет   Да – Нет Да – Нет Да – Нет Да – Нет Да – Нет   Да – Нет Да – Нет Да – Нет Да – Нет Да – Нет Да – Нет

Индекс хронического утомления

 

 

Для оценки наличия признаков хронического утомления испытуемый может использовать три варианта ответов — согласен с утверждением (ответ «Да»), не согласен (ответ «Нет») и не уверен в четком выборе (ответ «Да—Нет»). Полученные ответы по каждому пункту методики переводятся в трехбалльную оценочную шкалу с учетом типа формулировки утверждения:

Прямые утверждения (п. 2, 3,4,5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 34, 35) «Да» = = 2 балла «Да— Нет» = = 1 балл «Нет» = = 0 баллов
Обратные утверждения (п. 1, 6, 14, 22, 33, 36) «Да» = = 0 баллов «Да — Нет» = = 1 балл «Нет» = = 2 балла

Основным показателем выполнения методики является индекс хронического утомления (ИХРУ), который подсчитывается как сумма баллов по всем пунктам опросника. Значения ИХРУ могут варьировать в диапазоне от 0 до 72 баллов. Для вынесения диагностического суждения о степени хронического утомления используются следующие градации ИХРУ:

ИХРУ < 17 баллам Отсутствие признаков хронического утомления
17 < ИХРУ < 26 баллам Начальная степень хронического утомления
26 < ИХРУ < 37 баллам Выраженная степень хронического утомления
37 < ИХРУ < 48 баллам Сильная степень хронического утомления
ИХРУ > 48 баллов Переход в область патологических состояний (астенический синдром)

Для более полной качественной интерпретации результатов целесообразно также подсчитать удельный вес разных групп симптомов в общем индексе хронического утомления (см. выше). Поскольку количество утверждений, входящих в разные группы симптомов, неодинаково, то имеет смысл подсчитать процентное отношение набранных по соответствующим пунктам опросника баллов к их максимально возможному числу:

Ø симптомы физиологического дискомфорта — 15 пунктов, max = = 30 баллов;

Ø снижение общего самочувствия и когнитивный дискомфорт — 10 пунктов, max = 20 баллов;

Ø нарушения в эмоционально-аффективной сфере — 6 пунктов, тах= 12 баллов;

Ø снижение мотивации и изменения в сфере социального общения — 5 пунктов, max = 10 баллов.

Преобладание той или иной группы симптомов свидетельствует о глубине соматизации негативных последствий хронического утомления и указывает на сбои в работе тех регуляторных механизмов деятельности, которые прежде всего нуждаются в корректировке.

Так же как и уровень личностной тревожности, степень развития хронического утомления является важным опосредующим фактором, который обусловливает особенности актуального ФС. Общая астенизация организма связана с истощением адаптационных ресурсов человека, что существенно ограничивает возможности человека адекватно реагировать на профессиональные нагрузки. Она приводит также к необходимости актуализировать в деятельности резервные ресурсы, что усугубляет эффекты перенапряжения и истощения.

Таким образом, из включенных в состав диагностического комплекса процедур пять методик непосредственно направлены на оценку разных видов актуального ФС («Шкала состояний», «Опросник для оценки физического утомления», «Опросник для оценки умственного утомления», «Шкала дифференциальных эмоций», «Шкала ситуативной тревожности»). Две методики («Шкала личностной тревожности» и опросник «Степень хронического утомления») направлены на оценку фонового уровня ФС, который обусловливает индивидуальную специфичность реагирования человека на наличную ситуацию. Кроме того, один из показателей «Шкалы дифференциальных эмоций» (ТДЭМ) также позволяет проанализировать взаимосвязь между особенностями текущей эмоциональной окраски деятельности и более устойчивым комплексом тревожно-депрессивных эмоций. В целом знакомство в учебном процессе с предлагаемым комплексом методик позволяет овладеть достаточно обширным диагностическим инструментарием, который в дальнейшем может служить основой для целенаправленного составления более компактных и специализированных наборов методик для решения конкретных практических задач.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.