Финансовое состояние проявляется в платежеспособности предприятий, в способности вовремя удовлетворять платежные требования поставщиков техники и материалов в соответствии с хозяйственными договорами.
Имущественное положение организации характеризуются активом баланса который состоит из двух разделов: 1. Внеоборотные активы (основные средства, незавершенное строительство); 2. Оборотные активы (запасы, денежные средства).
Ликвидность баланса выражается в степени покрытия обязательств организации его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств.
Активы баланса группируются по времени превращения их в денежную форму:
А1- наиболее ликвидные активы. К ним относятся денежные средства организации и краткосрочные финансовые вложения (стр.250+стр.260).
А2 - быстро реализуемые активы - это товары отгруженные (стр.215), дебиторская задолженность (стр.240) и прочие оборотные активы (стр.270) (стр.215+стр.240+стр.270).
А3 - медленно реализуемые активы включают запасы с налогом на добавленную стоимость, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения за минусом товаров отгруженных и расходов будущих периодов (стр.210 + стр.220 - стр.215 - стр.216 + стр.135 + стр.140).
А4 - трудно реализуемые активы - это статьи раздела I баланса «Внеоборотные активы», за исключением доходных вложений в материальные ценности (стр.135), долгосрочных финансовых вложений (стр.140), плюс расходы будущих периодов (стр.216) и дебиторская задолженность долгосрочная (стр.230):
Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты:
П1 - наиболее срочные обязательства. К ним относятся кредиторская задолженность и прочие краткосрочные обязательства (стр.620+стр.660).
П2 - краткосрочные обязательства включают краткосрочные займы и кредиты (стр.610).
П3- долгосрочные обязательства, это долгосрочные заемные средства и прочие долгосрочные обязательства (стр.590).
П4 - постоянные пассивы включают собственный капитал (стр.490+стр.630+стр.640+стр650).
Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют место следующие соотношения:
А1 > П1 А2 > П2 (8.65) А3 > П3 А4 < П4.
Платежеспособность – это готовность организации погасить долги в случае одновременного предъявления требований о платежах со стороны всех кредиторов.
Текущая платежеспособность считается нормальной, если соблюдается данное условие, и это свидетельствует о платежеспособности (неплатежеспособности) на ближайший к рассматриваемому моменту промежуток времени:
А1 + А2 П1 + П2. (8.66)
Перспективная платежеспособность характеризуется условием:
А3 П3. (8.67)
Финансовое состояние предприятия — это экономическая категория, отражающая состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к погашению долговых обязательств и саморазвитию на фиксированный момент времени.
Устойчивое финансовое состояние является необходимым условием эффективной деятельности фирмы. Финансовое состояние предприятий (ФСП), его устойчивость во многом зависят от оптимальности структуры источников капитала (соотношения собственных и заемных средств) и от оптимальности структуры активов предприятия, и в первую очередь — от соотношения основных и оборотных средств, а также от уравновешенности активов и пассивов предприятия.
Анализ финансового состояния фирмы включает блоки представленные на рис 3.
Для оценки финансовой устойчивости фирмы необходимо определить, имеет ли она необходимые средства для погашения обязательств; как быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги; насколько эффективно используются имущество, активы, собственный и заемный капитал и т.п. Следовательно, основной целью анализа финансового состояния предприятияявляются изучение и оценка обеспеченности субъектов хозяйствования экономическими ресурсами, выявление и мобилизация резервов их оптимизации и повышения эффективности использования.
Деловая активность организации измеряется с помощью системы количественных и качественных показателей.
- Относительные показатели деловой активности характеризуют эффективность использования ресурсов. К ним относятся: 1. Оборачиваемость всех активов (Коа) : Коа = N/Аср. Показывает скорость оборота всего авансированного капитала, т.е. количество совершенных им оборотов за анализируемый период; 2. Период оборота активов (Тоа): Тоа = Т /Коа . Характеризует продолжительность одного оборота авансированного капитала (в днях). Т – величина периода.
3. Коэффициент оборачиваемости внеоборотных активов (Ко.ва) Ко.ва = N / Авн.ср Авн.ср –среднегодовая стоимость внеоборотных активов. Период оборота внеоборотных активов = Т / Ко.вн 4.Оборачиваемость оборотных активов – характеризует скорость оборота оборотных активов: Кооа = N / Еср Еср –среднегодовая стоимость оборотных активов. 5. Оборачиваемость материальных оборотных средств характеризует скорость оборота материальных активов: Ко.ма = N / Зср Зср – среднегодовая величина материальных запасов организации. - Оборачиваемость дебиторской задолженности характеризует скорость оборота средств организации, инвестированных в дебиторскую задолженность: Кодз = N / ДЗср ДЗср – среднегодовая величина дебиторской задолженности. Период оборота дебиторской задолженности показывает, за какое время дебиторская задолженность совершает один оборот (в днях): Период оборота = Т / Кодз - Объем реализации на одного работника – это отношение выручки от реализации к среднесписочной численности работников. Кроме этих показателей могут быть использованы для оценки деловой активности и другие.
Большое значение для оценки рисков имеет оценка финансовых результатов деятельности организации и их анализ, осуществляемые руководством. Оценка финансовых результатов деятельности и их анализ имеют целью определить, отвечают ли результаты деятельности целям, поставленным руководством (или третьей стороной).
Оценка финансовых результатов является частью учётных данных для управленческих целей, формируемых организацией, и могут содержать:
· ключевые показатели результатов деятельности (финансовые и нефинансовые);
· сметы;
· анализ различных вариантов развития деятельности;
· информацию по сегментам деятельности;
· отчётность отделов или иных подразделений разного уровня;
· информацию, содержащую сравнительный анализ результатов деятельности с аналогичными показателями конкурентов.
Может существовать информация об оценке финансовых результатов деятельности организации, произведенная сторонними лицами, в частности аналитические материалы и отчёты, подготовленные банками и участниками рынка ценных бумаг.
Прибыль организации. Планирование и направления использования.
Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. С экономической точки зрения прибыль – это разность между денежными поступлениями и выплатами, с хозяйственной – это разность между имущественным состоянием предприятия на конец и начало периода. В экономической системе прибыль выполняет следующие функции: 1) является показателем эффективности предприятия; 2) обладает стимулирующей функцией, т.к. является основным элементом финансовых ресурсов предприятия; 3) является источником формирования бюджетов разных уровней. Выделяют следующие виды прибыли: Валовая прибыль – сумма прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг, имущества предприятия) и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Прибыль (убыток) от реализации продукции работ (услуг) определяется как разница между выручкой от реализации без НДС и акцизов и затратами на производство и реализацию, включенными в себестоимость. Взаимосвязь показателей: В=П+Р; П=В-Р; Р=В-П Прибыль до налогообложения (балансовая) – конечный финансовый результат, отражаемый в балансе предприятия и выявленный на основании бухучета всех хозяйственных операций предприятия и оценки статей баланса. Налогооблагаемая прибыль – рассчитывается в рамках налогового учета (используется для определения налогооблагаемой базы). Чистая прибыль (прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия; прибыль к распределению) – прибыль, остающаяся на предприятии после уплаты всех налогов и используемая на развитие производства и социальные нужды. На величину прибыли оказывают влияние следующие факторы: рост объёма производимой продукции в соответствии с договорными условиями; снижение себестоимости продукции; понижение качества продукции; улучшение ассортимента продукции; повышение эффективности использования производственных фондов; рост производительности труда. Выделяют четыре основных метода планирования прибыли предприятия: 1) метод прямого счета (бюджетный);
2) аналитический;
3) планирование прибыли с применением расчета критического объема продаж;
4) метод совместного расчета.
По методу прямого счета расчету прибыли предшествует: определение выпуска товарной продукции, определение остатков готовой продукции на складе на начало и на конец планового периода, определение отгруженной продукции в плановом периоде: П = П1+Пт – П2, где П – планируемая прибыль; П1 и П2 – прибыль в остатках готовой продукции на начало и конец планового периода. Пт – прибыль товарной продукции план-го периода. Пт = кол-во продукции по каждой номенклатуре * последовательно на цену реализации и на себестоимость единицы изделия. Разница между обоими произведениями составляет требуемую величину: 1) по одному виду товара. П = (объем * цена) – (объем * себестоимость). 2) по всей номенклатуре выпуска. Аналитический метод построен на применении базы расчета, в качестве которой могут использоваться: затраты на 1 тыс. руб. товарной продукции; рентабельность; совокупность отчетных показателей деятельности предприятия. С учетом затрат на 1тыс. руб. товарной продукции прибыль планируется по всему выпуску. П = Т * (100-З) / 100, где П – прибыль от выпуска товарной продукции; Т- товарная продукция в ценах реализации; З – затраты на 1тыс. руб.. товарной продукции. Базовая рентабельность = прибыль от товарного выпуска / себестоимость за отчетный период. Планирование прибыли с применением расчета критического объема продаж. Этот метод базируется на распределении затрат на постоянные и переменные, и позволяет рассчитать требуемые предприятию объемы прибыли от продаж с помощью моделирования оптимальной комбинации: цен, объема производства, переменных и постоянных затрат. Для этого формулу критического объема продаж видоизменяют следующим образом: Вк = Сn / n - исходная формула. Новый вид: Вк = (Сn+П) / n, где Сп – постоянные расходы;n – норма маржинального доходаn = (Выручка – Спер) / Выручка. Метод совместного расчета представляет собой совокупность элементов первого и второго методов. Формирование, распределение и использование прибыли. В условиях рыночных отношений имеются три основных источника получения прибыли: - первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или (и) уникальности продукта.
- второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Практически он касается всех предприятий.
- третий источник проистекает из инновационной деятельности предприятия.
От размеров налоговых ставок и сумм уплаченных налогов, как известно, зависит размер чистой прибыли организации. Поскольку ставки налогов устанавливаются государством, изменение их размеров является внешним неуправляемым фактором для хозяйствующих субъектов. Но всё же руководство микроэкономических структур имеет возможность вырабатывать внутреннюю политику, влияющую на размеры налоговых отчислений. В процессе анализа расходов по налогам и влияния на них учётной политики следует исходить из функций налоговой системы, являющихся инструментом государственной финансово-экономической политики. Основными для системы налогообложения являются фискальная и регулирующая функции.
Учетная политика оказывает существенное влияние на финансовый результат организации. Поскольку прибыль — это разница между доходами и расходами, то выбор метода их признания может увеличивать либо уменьшать конечный финансовый результат. В отношении доходов влияние оказывает факт признания дохода и выбор метода признания дохода (метод начисления или кассовый метод). Распределение и использование прибыли является важнейшим хозяйственным процессом, обеспечивающим покрытие потребностей предпринимателей и формирование доходов государства. Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования. Одной из важнейших проблем распределения прибыли является оптимальное соотношение доли прибыли, аккумулируемой в доходах бюджета и остающейся в распоряжении хозяйствующих субъектов. Экономически обоснованная система распределения прибыли должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятия. Объектом распределения является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.