Центральный Банк (или Банк России) – государственный банк, стоящий во главе всей банковской системы РФ, признан единственным эмиссионным центром, выполняющим функции государственного регулирования денежно-кредитных отношений и находится в федеральной собственности то есть принадлежит государству.
Основными задачами ЦБР являются регулирование денежного обращения, проведение единой денежно - кредитной политики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.
Банк России выполняет следующие функции:
1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
4) устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;
5) устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
6) осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;
7) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
8) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
9) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России;
10) осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;
Механизм влияния денежно-кредитной политики на состояние экономики достаточно сложен. Конечные цели денежно-кредитной политики непосредственно связаны с задачами экономической политики в целом и представляют собой поддержание стабильности цен, стоимости национальной валюты на внутреннем и внешних рынках, сдерживание инфляционных процессов.
Проводником официальной денежно-кредитной политики выступает Центральный банк как ключевое звено финансово-кредитной системы государства. Проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики предварительно представляется Президенту РФ и Правительству РФ, а затем направляется Банком России (не позднее срока внесения в Государственную Думу Правительством РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период) в Государственную Думу.
Методы денежно-кредитного регулирования принято делить на общие и селективные.
Общие (косвенные) методы позволяют воздействовать на рынок ссудных капиталов в целом. К ним относятся: регулирование официальной процентной ставки (ставки рефинансирования), управление обязательными резервами, операции на открытом рынке с ценными бумагами.
Селективные (прямые) методы предполагают прямое регулирование конкретных видов банковских операций и кредитование отдельных секторов экономики. Методы контроля и регулирования денежной массы включают:
· установление процентных ставок по операциям ЦБ РФ;
· определение нормативов обязательных резервов, депонируемых коммерческими банками в ЦБ РФ (резервные требования);
· операции на открытом рынке;
· рефинансирование банков и кредиты правительству;
· валютные интервенции;
· операции с государственными ценными бумагами в рамках обслуживания государственного долга;
· установление целевых ориентиров роста денежной массы;
· количественные кредитные ограничения;
· эмиссию облигаций от своего имени (от имени Банка России).
Вопрос выбора наиболее эффективного режима денежно-кредитной политики, особенно для стран с переходной экономикой, традиционно является одной из наиболее обсуждаемых проблем, как среди ученых, так и среди практиков, работающих в сфере монетарного регулирования. В ходе решения этой проблемы, как правило, обосновываются преимущества и недостатки каждого из известных режимов, а в качестве практических рекомендаций чаще всего рассматриваются меры в различных областях экономики, реализация которых является желательной либо необходимой для эволюционного перехода к более совершенному монетарному механизму.
Эффективность денежно-кредитной политики зависит не только от того, с помощь каких инструментов осуществляется воздействие на денежно-кредитную систему, но и от условий функционирования и состояния экономики в целом. В свою очередь, по сути, сам монетарный режим существенно не меняет экономической системы и отношений внутри нее. Он является способом придания прозрачности процессу принятия решений центрального банка - модель его поведения в определенных ситуациях. При этом действующая экономическая система в значительной степени предопределяет тип монетарного режима, который может быть использован в качестве ключевого при проведении денежно-кредитной политики.