Государственный долг и методы его регулирования в РФ.
На практике, госдолгом считаются долговые обязательства России перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.
В Бюджетном кодексе даны следующие определения: внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте; внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте России.
В соответствии с Бюджетным кодексом в объем государственного внутреннего долга России включается основной долг, то есть номинальные суммы долга по государственным ценным бумагам РФ, по кредитам, ссудам и кредитам, полученным от бюджетов других уровней, по государственным гарантиям, предоставленным Россией. Аналогично во внешний долг включаются обязательства по госгарантиям, предоставленным РФ, и сумма основного долга по кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций. По российскому законодательству долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:
- кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов; - государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Российской Федерации; - договоров о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации, договоров поручительства Российской Федерации по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами.
Управление государственным долгом заключается:
– в формировании политики в отношении государственного долга.
Управление государственным долгом бывает стратегическим и оперативным. Стратегические вопросы государственного долга находятся в компетенции: 1) Федерального Собрания,
2) Президента РФ,
3) Правительства РФ,
4) законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ.
Ежегодно в законе о федеральном бюджете Федеральное Собрание и Президент РФ устанавливают:
- предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долгов;
- источники внутреннего финансирования бюджетного дефицита, включая доходы от эмиссии государственных ценных бумаг;
- предельный размер внешних заимствований;
- предельные размеры государственных кредитов иностранным государствам и государствам-участникам СНГ.
Оперативное управление государственным долгом осуществляют:
1) Правительство РФ,
2) Министерство финансов РФ,
3) Центральный банк РФ,
4) Внешэкономбанк.
Эти органы:
- определяют генеральные условия выпуска отдельных займов,
- определяют порядок эмиссии и обращения долговых обязательств,
- определяют время выпуска очередного займа и условия его функционирования,
- организуют первичное размещение и вторичный рынок государственных ценных бумаг, - организуют и осуществляют выплату доходов и погашение долговых обязательств.
Под рефинансированием государственногодолга понимается погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.
Государством могут приниматься следующие меры в области управления государственным долгом:
- конверсия- изменение доходности займов, т. е. в целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам (однако не исключено и увеличение процентов);
- консолидация- изменение условий займов, связанных со сроком. Благодаря консолидации может быть достигнуто увеличение срока действия уже выпущенных займов;
- унификация займов- это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигацинового займа. Унификация обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и самостоятельно;
- аннулирование государственного долга- мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенному займу.
В Российской Федерации действует единая система учета и регистрации государственных заимствований РФ. Субъекты РФ, муниципальные образования регистрируют свои заимствования в Минфине РФ. Минфин РФ ведет государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ. Информация о заимствованиях и других обязательствах вносится эмитентом в Государственную долговую книгу РФ, субъекта РФ или муниципальную долговую книгу в течение 3 дней с момента возникновения соответствующего обязательства.
В Государственную долговую книгу РФ вносятся сведения об объеме долговых обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований по эмитированным ценным бумагам, о дате эмиссии ценных бумаг, об исполнении обязательств полностью или частично, а также другая информация, состав которой устанавливается органом, осуществляющим ведение Государственной долговой книги РФ.