Битва на р. Калке(1223) – сражение между русскими князьями и половцами с одной стороны, и монголами – с другой. Это первое столкновение русских княжеств с монголами. Монгольский разведывательный отряд спустился с южных склонов кавказских гор и вторгся в половецкие степи. Половцы обратились к русским князям за помощью. Несколько князей откликнулись на этот призыв. Русско-половецкое войско встретилось с монголами на реке Калке. В последовавшей битве русские князья действовали неслаженно, а часть войска и вовсе не участвовала в битве. Что же касается половцев, то они не выдержали натиска монголов и обратились в бегство. В результате битвы русско-половецкое войско было наголову разгромлено, погибло шесть князей, русские дружины понесли тяжелые потери: домой вернулся только каждый десятый воин. Но монголы не стали вторгаться в пределы Руси. Они повернули обратно в монгольские степи.
Нашествие Батыя на Русь. В 1236 г. монголы предприняли грандиозный поход на запад. Во главе войска встал внук Чингисхана – хан Батый. Разгромив Волжскую Булгарию, монгольское войско подошло к границам Северо-восточной Руси. Осенью 1237 г. завоеватели вторглись в пределы Рязанского княжества. Русские князья не пожелали объединиться перед лицом нового и грозного врага. Рязанцы, оставшись один на один, были разбиты в пограничном сражении, а после пятидневной осады монголы взяли приступом и сам город. Затем монгольское войско вторглось во Владимирское княжество, где было встречено великокняжеской дружиной под руководством сына великого князя. В битве под Коломной русское войско потерпело поражение. Используя растерянность русских князей перед лицом нависшей опасности, монголы последовательно овладели Москвой, Суздалем, Ростовом, Тверью, Владимиром и другими городами. В марте 1238 г. на реке Сити состоялось сражение между монголами и русским войском, собранным по всей Северо-восточной Руси. Монголы одержали решительную победу, убив в бою великого князя Юрия.
Далее завоеватели направились в сторону Новгорода, но, боясь завязнуть в весенней распутице, повернули назад. На обратном пути монголы взяли Курск и Козельск. Особенно ожесточенное сопротивление оказал Козельск, названный монголами «Злым городом».
В течение 1238–1239 годов монголы воевали с половцами, после покорения которых они двинулись во второй поход на Русь. Основные силы здесь были брошены на Южную Русь; в Северо-восточной Руси монголы захватили только город Муром.
Политическая раздробленность русских княжеств помогла монголам быстро захватить и южные земли. За взятием Переяславля и Чернигова последовало падение 6 декабря 1240 г. после ожесточенных боев древней русской столицы – Киева. Затем завоеватели двинулись на Галицко-Волын-скую землю. Здесь только небольшие города Каменец и Данилов смогли устоять перед натиском захватчиков. После разгрома Южной Руси монголы вторглись в Польшу, Венгрию, Чехию и дошли до Хорватии. Несмотря на свои победы, Батый вынужден был остановиться, так как не получал подкреплений, а в 1242 г. и вовсе отозвать свои войска из этих стран.
Причины побед монголов. Главной причиной побед монголов являлось превосходство их армии, бывшей прекрасно организованной и обученной. Монголы сумели создать лучшее в мире войско, в котором поддерживалась жесткая дисциплина. Монгольское войско почти целиком состояло из конницы, поэтому было маневренным и могло покрывать очень большие расстояния. Основным оружием монгола был мощный лук и несколько колчанов со стрелами. Противник обстреливался на расстоянии и только потом, если было необходимо, в бой вступали отборные части. Монголы широко использовали такие военные приемы, как ложное бегство, фланговые обходы и окружение.
У Китая был и позаимствованы осадные орудия, с помощью которых завоеватели могли захватывать крупные крепости. Покоренные народы часто предоставляли монголам воинские контингенты. Большое значение монголы придавали разведке. Складывался порядок, в рамках которого перед предполагаемыми военными действиями шпионы и разведчики проникали в страну будущего противника.
Монголы быстро расправлялись со всяким неповиновением, жестоко пресекая любые попытки к сопротивлению. Используя политику «разделяй и властвуй», они стремились раздробить силы противника в завоевываемых государствах. Именно благодаря указанной стратегии им удалось сохранить свое влияние в захваченных землях в течение достаточно продолжительного временного отрезка.
Золотая Орда– государство, образованное в 1240-х гг. Бату-ханом в низовьях Волги, землях Северного Кавказа и части Средней Азии. Подконтрольные ей территории простирались от Нижнего Дуная и Финского залива до бассейна Иртыша и Нижней Оби, от Черного, Каспийского и Аральского морей до о. Балхаш. В низовьях Волги находился Тахт-эли – ханский домен с двумя столицами: Сарай-Бату (близ Астрахани) и с 1-й пол. XIV в. Сарай-Берке (близ Волгограда). Поначалу Золотая Орда зависела от великого каана монголов, располагавшегося в Каракоруме. При Хубилае, перенесшем столицу в Китай, и хане Золотой Орды Менгу-Тимуре началось отделение улуса Джучи от великого каана. Главой Золотой Орды был хан с семьей и ближайшим окружением из числа знати – беги (нойоны). Различали власть центральной администрации, наместников и военно-удельную власть, передававшуюся ханом в условное пользование. Члены правящей династии, царевичи (огланы) владели улусами, стояли во главе войска. Конкретными делами в плане реализации воли хана руководил бекляре-бек, отдельными отраслями – везиры. Властные структуры менялись в направлении унификации: ко времени Узбека улусы были преобразованы в области во главе с эмирами. Войско состояло из туменов – подразделений численностью 10 тыс. человек. Кадры войска формировались из среды нойонов и тарханов – темники, тысячники, сотники, бакаулы (последние распределяли добычу, обеспечивали содержание войска).
Земля считалась собственностью хана, олицетворявшего государство. Социальная стратификация осуществлялась на началах традиционализма. Монголы не составляли большинства населения. Они растворились в массе покоренных народов, главным образом тюркского происхождения.
Русские земли формально не входили в Золотую Орду, но находились под ее протекторатом. Отсутствовало единое для Руси и Орды законодательство. Если Золотая Орда начинала войну, русские князья должны были являться к хану с дружиной. Ордынская власть воплощалась в набегах, взимании дани, переписях, пленении людей, вызовах (часто – насильственных) князей к хану, прямом правлении, замещении на определенный срок части княжеских функций, разбирательстве споров, покровительстве принявшим мусульманство. Многообразием отличались фискальные поборы: ясак – дань; харадж – поплужный налог; тамга – торговая пошлина; сусун – корм; улуф – питье; конак – дар гостю; кулуш-колтка – чрезвычайный налог и др. До нач. XIV в. сбором дани, податей, налогов занимались баскаки, позже даруги, делюи, бесермены. Послами-переводчиками выступали киличеи. Подвластным правителям выдавались ярлыки – иммунитетные льготные грамоты, определявшие статус правления в княжествах, включая великокняжеский престол. Ярлык служил знаком власти. Для прибывавших из Золотой Орды послов и баскаков в Московском Кремле существовал Ханский двор. Власть хана на Руси признавали царской. Это относилось к ближайшему ханскому окружению, его женам, детям.
Адаптация Руси к монгольскому режиму шла по ряду направлений. Одни историки считают отношения русских князей с ханами вассальными, поскольку князья владели своими территориями условно, были подчинены Орде, помогали ей в военных действиях. Другие исследователи исходят из того, что в отношениях Руси с Ордой отсутствовала четкая вассальная иерархия. При этом ученые едины в том, что такое вмешательство не сглаживало, а, скорее, провоцировало княжеские междоусобицы.
В Орду князья отправлялись по ряду причин: отвести от себя опасность, угрозу убийства или разорения, получить ярлык, высказать жалобу, заручиться поддержкой, выкупить своих людей из плена. К хану ехали митрополиты, которые также могли получать ярлык. Непосредственно после 1237 – 1240 гг. многие князья оттягивали явку туда, надеялись переждать «смуту». Приезд к хану не означал поступления к нему на службу; соглашаясь пройти обряд, князья не становились ордынскими вельможами. Они не обязаны были принимать мусульманство. Женившись на ордынских царевнах, предварительно крестили их. Дети князей (как и сами они) могли долгое время находиться в Орде на положении «гостя».
Поведение князей при ханском дворе определялось многими факторами: личными качествами, формой выезда (по-разному оценивали принуждение к поездке, приглашение и самостоятельную явку), отношением ханского окружения. Прибывшие должны были позаботиться о подарках «нужным людям» (подарки в Орде воспринимались как мера «стоимости» гостя, а также как дополнительный доход). Князей и особо важных послов, кроме того, заставляли поклониться солнцу, луне, огню, воде, земле и духу Чингисхана. Категорически запрещалось входить в шатер с оружием. Следовала беседа, далее мог быть вручен ярлык или предложено остаться в качестве гостя на неопределенный срок. В своей ставке хан представлял великого русского князя другим князьям.
На Руси князья давали различные интерпретации своему пребыванию у татар, при этом избегали образа проводников «воли Орды», обращались за поддержкой к церкви, настаивали на освящении власти. Четко отделяя себя в глазах народа от монгольских послов, князья представлялись спасителями от татарского зла, заступниками, утешителями простых людей. По возвращении их обычно торжественно встречали.
Ханы стремились упорядочить традиционные формы скотоводческого и земледельческого хозяйства, ремесленного производства, строили города, развивали денежную систему. Отказались от полного подчинения Руси, что было предопределено утверждением мусульманства при Узбеке, который не пожелал связывать судьбу своего улуса ни с православием, ни с буддизмом.
Ханы Золотой Орды имели полную и прямую власть в вопросах налогообложения, призыва на военную службу. Вместе с тем они не укоренили на Руси собственную династию, не заменили ею русскую правящую линию. По ряду соображений не захотели переносить столицу с берегов Волги на север, чего очень боялись на Руси. Ханы не считали русских князей равноправными партнерами, не заключали с ними договоров, в которых говорилось бы о взаимных обязательствах, контроле исполнения, каких-то санкциях (заменителем договора выступали лишь ярлыки). Разбирали жалобы князей, в зависимости от ситуации, пристрастий, социально-психологических факторов поддерживали ту или иную сторону. Статус князей устанавливали исходя из собственных соображений. Определяли объем властных полномочий князей, придавали их правлению оттенок законности, представляли их автономными, самостоятельными. Официально поддерживали авторитет местной власти в глазах народа. Признавали (хотя бы внешне) процедуру утверждения князей по «отчинной» традиции. Были вынуждены санкционировать передачу власти от отца к сыну. Практически не вмешивались во взаимоотношения князя и его слуг, а также князя и подвластного ему населения. Немедленно уничтожали строптивых, независимых, открыто протестующих, не желающих подчинения людей.
Устанавливали межевания между княжествами, участвовали в княжеских съездах, обращались с просьбами унять разбойников, оказывали давление на митрополитов, напр., чтобы содействовали выдаче «мятежных» князей, уточняли, чью сторону держит князь во внутриордынских спорах. В ХШ – XIV вв. влиятельным представителем ордынского хана был д а р у г а – «салтан», посол. Контролировал деятельность местных князей, осуществлял сбор дани, возглавлял монгольские отряды, проводил карательные экспедиции. Использовал власть, данную им ханом (или даже кааном) для проведение переписей, вызова русских князей в Орду, забирал их собой, сопровождал тех, кто получил ярлык. После Куликовской битвы даруга мог назначаться московским князем.
В 1361 г. началась «великая замятня» – серия переворотов в Золотой Орде, когда за 20 лет сменилось более 20 ханов. Золотая Орда просуществовала до сер. XV в. Ее постепенное ослабление и распад связаны с действием ряда центробежных сил: сепаратизм, личное соперничество, смуты, дворцовые перевороты; сказались также военные неудачи в столкновениях с войсками Тимура, чума 1346 г., укрепление позиций соседей.
Существуют различные точки зрения на взаимоотношения Руси и Орды. Одни историки полагают, что ущерб, понесенный от ордынского господства, преувеличен; подчеркивается взаимосвязь и взаимное влияние русской и ордынской культур. При этом акцент делается на синтез цивилизаций, формирование евразийской культуры, «союзный договор». Само «иго» представляется мифом. Проблематика евразийства стала активно обсуждаться с 1980-х гг. В новейшее время идеи евразийства получили развернутую характеристику в трудах Л. Н. Гумилева.
Др. ученые считают, что ордынское иго было катастрофой для Руси и имело трагические последствия: затормозилось формирование феодальных отношений, возродились архаичные формы хозяйства, исчез ряд ремесел, уменьшилась численность населения, произошла консервация холопства; ограничилось политическое участие горожан, особенно вечевое начало; произошел разрыв отношений с Европой; деформировалась российская государственность, изменилась ее природа: усилились фискальные функции, аппарат принуждения, сформировался тип государственных деятелей, устраивавший ордынских правителей; ордынское иго повлияло на становление деспотических форм правления.
Александр Ярославич Невский(ок. 1220 – 1263) – князь новгородский (1236 – 1251), в. кн. владимирский (c 1252 г.). Сын Ярослава II Всеволодовича, внук Всеволода Большое Гнездо. Противостоял Ливонскому ордену, стремившемуся в союзе со Швецией и Данией покорить Новгород, в 1239 г. построил укрепления на р. Шелони, летом 1240 г. столкнулся со шведами, которые во главе с Биргером высадились при впадении р. Ижоры в Неву. В Невской битве 15 июля 1240 г. разгромил Биргера, которому «печать возложи острым своим копьем». Победа усилила политическое влияние князя, но, в то же время, способствовала обострению его отношений с боярством, в результате столкновения с которым он был вынужден был покинуть Новгород, переселиться в Переяславль-Залесский. В условиях атак рыцарей, захвативших Псков и Изборск, весной 1241 г. вернулся в Новгород. Созвав войско, изгнал врага из Копорья, с участием брата Андрея начал готовить поход на Псков. 5 апр. 1242 г. разгромил ливонских рыцарей на Чудском озере. А. Я. Н. укреплял северо-западные границы Руси, подписал мирное соглашение с Норвегией (1251 г.), в 1256 г. разгромил шведов в Финляндии.
В 1247 г. вместе с братом Андреем совершил инициативную поездку в Орду, в отношениях с которой, внешне содействуя становлению порядка, всегда поддерживал тенденции сохранения самостоятельности, был противником развертывания масштабной войны Руси с Золотой Ордой. Политикой сдерженности, компромиссов способствовал предотвращению разорительных нашествий ордынцев. Отверг план папской курии организовать русскими силами крестовый поход против Орды.
В 1252 г. утвердился во Владимире. Проявил себя ярким, глубоким, динамичным политиком. Добился освобождения от обязанности выступать организованным войском на стороне ордынцев (1262 г.). Избегал острых столкновений с Ордой, стремился предотвращать нашествия, всегда выступал сторонником усиления великокняжеской власти. Умер 14 нояб. 1263 г. в Городце на Волге, возвращаясь из Орды. Как и впоследствии его младший сын Даниил, Александр Невский скончался не простым чернецом, а в схиме, что предполагало погребение в стенах почитавшейся обители. Похоронен в Рождественском монастыре, примыкавшем к великокняжескому двору во Владимире-на-Клязьме, в то время стольном городе Руси. Позже был канонизирован, началось создание посвященного ему жития, с участием государства и церкви развивался культ Александра Невского. При Петре I его мощи были перенесены в Александро-Невскую лавру.
Невская битва(1240) – битва на р. Неве между войсками новгородцев под командованием князя Александра Ярославича и шведскими войсками. Битва закончилась поражением шведов. Александр Ярославович за победу в Невской битве был прозван Невским. В это же время шведское королевство решило согласовать свои действия с крестоносцами и нанести удар по русским княжествам, лишив Новгород, своего давнего противника, выхода в Балтику. Летом 1240 г. войско шведов высадилось в устье Невы. В Новгороде тогда правил молодой князь Александр Яковлевич, который и организовал отпор противнику. Он действовал быстро и решительно, – не собирая новгородского ополчения, чтобы не тратить времени, князь со своей дружиной и небольшим отрядом добровольцев из горожан выступил на врага. Русское войско неожиданно атаковало лагерь шведов со стороны леса, вытеснив их к кораблям. Несколько кораблей было захвачено. Разбитым шведам ничего не оставалось, как вернуться восвояси. За эту победу молодой князь Александр был прозван «Невским».
Ледовое побоище – победа новгородцами во главе с кн. Александром Невскимнад ливонскими рыцарями на льду Чудского озера в апр. Александр Невский вновь был приглашен в Новгород – возглавить борьбу с крестоносцами. В 1241–1242 гг. он освобождает Копорье и Псков от немцев. 1242 г. Битва началась у Воронья Камени на Узмени. Рыцари из числа немцев и чуди, построенные острой колонной (т. н. «свинья») поначалу прорвали новгородские полки. Александр Невский обошел врагов с тыла и погнал рыцарей по льду озера на протяжении семи верст до Суболичьского берега. Погибли сотни немцев, чуди, несколько десятков ливонских рыцарей было взято в плен.
Иван Калита (ок. 1288 – 1340 гг.) – великий князь владимирский в 1328-1340 гг. Стал московским князем в 1326 г., еще при жизни Юрия Даниловича управлял московским княжеством. Получил ярлык на великое княжение от хана Золотой Орды Узбека (1328 г.). Почти всегда действовал как улусник ордынского хана.
Возвышение началось с подавления вечевого восстания в Твери, протеста городской общины. Символ Твери – Спасский колокол – был вывезен в Москву, этим подчеркивалось верховенство московского князя над тверским. В 1328 г. предпринял поход на Псков, где скрывался его политический противник тверской кн. Александр Михайлович. В 1333 воевал с Нижним Новгородом, в 1335 г. – с Литвой. Конфликтовал с новгородским боярством относительно объема и границ сбора «черного бора» (формы дани) с новгородских земель. Используя помощь Орды, добивался единовластия, расправлялся с политическими противниками. 9 раз бывал в Орде, причем 4 раза за 11 лет своего великого княжения. Участвовал в нашествиях Орды на Русь, дважды лично: на Ярославль и Тверь. Под давлением Орды в 1339 г. совершил поход на Смоленск.
Сумел добиться того, что Москва стала резиденцией митрополита. Было открыто подворье митрополита в Кремле. Исходил из уверенности в покровительстве Москве небесных сил (в этом его поддерживал митрополит Петр). При И. I начала утверждаться идея богоустановленной власти. Формировалась религиозно-политическая «московская идея», в которой Москва центр спасения Русской Земли, московские правители — проводники благодатного Божьего промысла о Руси.
С именем Калиты связано возведение многих московских храмов, в т.ч. каменного Успенского собора, в 1339 – 1340 гг. был построен новый деревянный Кремль. По-видимому, в 1339 г. в Орде было одобрено завещание Ивана Калиты. В нем он передавал своим сыновьям не только московские земли, но и символы власти Руси того времени – золотые цепи и пояса, а также драгоценную посуду и княжеские одежды. Среди них впервые упомянута и «шапка золотая», которую отождествляют со знаменитой шапкой Мономаха – главным венцом русских государей.
В Похвале «Сийского Евангелия» отмечается его благочестивость, любовь к святительскому сану, постническое житие, сочувствие сирым, убогим, вдовцам. После его смерти великокняжеский престол относительно устойчиво переходил к его прямым потомкам. Сыновья Калиты Семен, Иван и Андрей отправились в Орду, где хан Азбяк закрепил за ними право на ярлык, обещая никому его не передавать.
Куликовская битва – сражение русского войска под руководством вел. кн. московского Дмитрия Ивановичас ордынцами 15(8) сент. 1380 г. на Куликовом поле. Предпосылками конфликта стали, с одной стороны, восприятие на Руси Мамая как незаконного правителя и, с другой стороны, стремление Мамая противопоставить Дмитрию Ивановичу тверского князя Михаила Александровича. Мамай – темник при Бердибеке, женатый на его дочери, не носил ханского титула, в ходе междоусобиц стал правителем западной части Орды (Заволжская Орда находилась под властью Тохтамыша). Поводом к столкновению стала попытка Мамая в 1374 г. получить с Москвы большую дань. Конфликт развивался 6 лет. Согласно «Сказанию о Мамаевом побоище» в 1380 г. ордынцы во главе с Мамаем двинулись к Москве со стороны Тамбова. К Дмитрию направились послы с требованием дани. Московский князь согласился платить на условиях договоренности 1371 г. Этим конфликт вступил в новую стадию. О нашествии Москва была заранее предупреждена. Мамай сумел привлечь на свою сторону Ягайло, рязанского князя Олега Ивановича, отряды черкесов, осетин, армян, некоторые народы Поволжья, крымских генуэзцев. Сторону Москвы приняли большинство русских князей. Мамай, ожидая литовцев, разбил лагерь на р. Мечи – правом притоке Дона. Дмитрий, стремясь выманить ордынцев и не допустить их соединения с литовцами, переправился через Оку и левым берегом Дона двинулся на юг. Разбив разведку Мамая (6 сент.), в ночь на 8-е сентября русские войска переправились через Дон (до впадения Непрядвы) и встретились с Мамаевой Ордой.
С историей К. б. связано несколько гипотез. Высказаны разные мнения о расположении русского войска, не сразу сложилась карта битвы. Она продолжалась ок. 3 часов. Согласно преданию, битва началась поединком Пересвета и Челубея. В борьбе оба воина погибли.
Татры начали теснить русские полки, но мощный удар из засады резервного полка решил исход сражения.
Возвращающиеся в Москву отряды подверглись нападениям со стороны рязанцев и литовцев, которые не дошли до Куликова поля.
Непосредственными последствиями Куликовской битвы стали возрастание авторитета Москвы, восстановление на некоторое время ее контроля над Рязанским княжеством, переход во владение Москвы Белозерского княжества (его князья погибли в битве). Усилился разлад в стане Мамая, который дискредитировал себя в глазах окружения. Мамай бежал в Кафу, где вскоре был убит. В 1382 г. Тохтамыш за неуплату дани сжег Москву, спустя год Москва возобновила платежи, что обеспечило Дмитрию Ивановичу ярлык на великое княжение владимирское, которое навсегда закреплялось за московскими Калитовичами.Произошло слияние Московского и Владимирского великих княжеств. В нояб. 1380 г. произошел переворот в Литве, где власть перешла к дяде Ягайло – вел. кн. Кейстутию, готовому к сотрудничеству с Москвой.
Причиной дальнейшего ослабления Золотой Орды стало нашествие Тамерлана в 1395 г. Он разбил Тохтамыша и подверг его государство страшному разорению. Многие золотоордынские города были разграблены и уничтожены, богатейшая добыча и множество пленников были отправлены в Среднюю Азию. После этого удара Золотая Орда уже не смогла оправиться, ее экономический потенциал был подорван. Русь почти не пострадала от нашествия Тамерлана. Завоеватели захватили только город Елец. Таким образом, Тамерлан косвенно помог усилению Руси, значительно ослабив Золотую Орду.
Дмитрий Иванович Донской (1350 – 1389) – внук Ивана Калиты, сын Ивана II Ивановича Красного. С 1359 г. великий князь московский и владимирский. Для утверждения первенства Москвы активно вмешивался во внутренние дела соседних великих и удельных княжений. Видел себя не первым среди равных князей, но правителем всех русских земель. В 1368 и 1370 гг. отразил нападения на Москву литовского князя Ольгерда. При нем великое княжение Владимирское превращается в «вотчину» московских князей. В 1363 г. подчинил себе Ростовское княжество. В 1367 г. начал возводить белокаменный Кремль. В 1375 г. организовал поход подвластных и зависимых князей на Тверь с целью признания своего старшинства и организации союза в борьбе с Ордой. Тверской кн. Михаил признал Дмитрия «старшим братом». Стала оформляться новая княжеская иерархия. Дмитрий Донской ограничивал свободу удельных князей в сношениях с Ордой, стремился контролировать эти контакты. Присвоил себе часть полномочий Орды, в 1376 г. ходил походом на Булгар, поставил там даругу и таможенника, принимал к себе на службу людей из Орды. В 1378 г. разгромил ордынское войско Бегича на р. Воже.
В историю России навсегда вошел как победитель Мамая в Куликовской битве.
В 1382 г. добился признания своего старшинства от рязанского кн. Олега Ивановича.
Титулом «господин великий князь» претендовал на новый статус – хозяина, владетеля и властителя земли русской. В жизнеописаниях его называли наследником «царской» традиции первых Рюриковичей, борцом с «царством» Мамая. Вопреки традиции Орды, в духовном завещании впервые передал великое княжение своему старшему сыну Василию. В стремлении повысить свой статус, обязал Владимира Серпуховского считать его отцом, а детей братьями.
Объединение русских земель вокруг Москвы XIV-XV вв.В истории образования Российского государства выделяется три этапа.
На первом этапе (1301–1389) происходит возвышение Москвы, борьба между княжествами (Московским, Тверским, Рязанским, Суздальско-Нижегородским) за владимирский великокняжеский престол. В этой борьбе победило Московское княжество. Под знаменами московского князя Русь разгромила татаро-монголов на Куликовом поле.
1301 г. – начало возвышения Москвы; в этом году младший сын Александра Невского Даниил отвоевал у Рязани крепость Коломну, имевшую важное стратегическое значение. В 1302 г. Даниилу был завещан Переяславский удел, который был окончательно присоединен к Москве его сыном Юрием Даниловичем (1303–1325). В 1303 г. к Москве был присоединен Можайск, входивший до этого в состав Смоленского княжества. При Юрии Даниловиче Московское княжество стало одним из сильнейших в Северо-Восточной Руси. Юрий вступил в борьбу за великое княжение Владимирское. Главными соперниками московских князей в этой борьбе были тверские князья, которые как представители старшей ветви имели больше прав на великокняжеский престол. В 1304 г. ярлык на великое княжение получил князь Михаил Ярославович Тверской (1304–1319). Этот князь стремился к полновластному правлению во всей Руси, несколько раз пытался силой подчинить себе Новгород. В 1315 г. в Орду был вызван московский князь Юрий. Женитьба на сестре хана Узбека укрепила его положение. Князь Юрий добился также и ярлыка на великое княжение. Для поддержки московского князя с ним было направлено ордынское войско. Стремясь избежать открытого столкновения с Ордой, Михаил Тверской отказался от великого княжения в пользу московского князя. Однако Юрий Московский вместе с ордынцами напал на Тверь, тверичи мужественно сражались и разгромили врагов, брат князя Юрия и его жена попали в плен. Загадочная смерть московской княгини в тверском плену породила слухи об ее отравлении.
В 1318 г. тверской и московский князья были вызваны в ханскую ставку. Михаил Ярославович был обвинен в непослушании хану и казнен. Князь Юрий вновь получил ярлык на великое княжение. В 1325 г. в ханской ставке Юрий Данилович был убит старшим сыном Михаила Тверского Дмитрием. Дмитрий был казнен, но ярлык на великое княжение был отдан его брату Александру. Хан Узбек послал в Тверь вместе с Александром своего племянника Чолхана (на Руси его называли Щелканом). Чолхан должен был также осуществлять постоянный контроль над Великим князем и собирать дань. В 1327 г. произвол и насилия, которые творили ордынцы Чолхана, вызвали мощное восстание; ордынский отряд был полностью истреблен восставшими тверичами. Московский князь Иван Калита (1325–1340) воспользовался этими событиями и присоединился к карательной экспедиции, организованной ордынцами. Тверская земля подверглась такому погрому, что уже не могла соперничать с Москвой. С 1328 г. ярлык на великое княжение вновь оказался в руках московского князя. Кроме ярлыка, Иван Калита получил право сбора ордынской дани, система баскачества была окончательно отменена. Право сбора дани давало московскому князю значительные преимущества. Утаивая часть «выхода», Калита значительно разбогател. Умея ладить с Ордой и обогащаться за чужой счет, Иван I установил свою власть над Угличем, Галичем Костромским и Белоозером, запускал руку во владения ростовских князей. Но особенно отметим, что Иван Калита первым из московских князей начал практику переселений, так успешно использовавшуюся его потомками Иваном III и Иваном IV. Эта практика заключалась в том, что землевладельцы присоединенных к Москве княжеств переселялись в Москву, а на их место вселялись москвичи, становившиеся опорой князя на новых землях. Переселения вели к разрушению административных и юридических связей, существовавших в разных княжествах до подчинения их Москве. Получавшие пожалования московские бояре становились основой создаваемой Калитой новой военно-административной системы.
Политика Калиты была продолжена его сыновьями – Симеоном Гордым (1340–1353) и Иваном Красным (1353–1359). Эта политика, построенная на раболепстве перед ханами, в конечном счете, привела к тому, что внук Калиты, Дмитрий Иванович, решился на открытое противоборство с Ордой, которая в этот период была охвачена внутренними смутами: за двадцать лет у власти сменилось 14 ханов. Один из ордынских эмиров, Мамай, предпринял попытку захватить ханский престол. Мамай стремился распространить свою власть и на русские княжества. Исход противостояния разрешился Куликовской битвой, происшедшей 8 сентября 1380 года на правом берегу Дона, при впадении в него Непрядвы. Русские ратники одержали победу, а Дмитрий получил в народе почетное прозвище Донской, с которым и вошел в историю.
На втором этапе (1389–1462) идут внутренние распри между потомками московского князя Дмитрия Донского (война второй четверти XV в.). Происходит усиление власти Великого князя. Территориальный рост Московского княжества в конце XIV – начале XV вв. являлся важным этапом на пути к созданию единого русского государства. При Дмитрии Донском к Москве были присоединены Дмитров, Стародуб, Углич, Кострома. Важными приобретениями московских князей стали обширные территории в Заволжье, а в 1393 году сын Дмитрия, Василий I, добился от хана Золотой Орды подчинения Москве Муромского и Нижегородского княжеств. При Василии заметно усилилось русское продвижение на восток; благодаря миссионерской деятельности Стефана Пермского были обращены в христианскую веру коми-пермяки.
В соответствии с завещанием Василия I великокняжескую власть получил его 10-летний сын Василий II; это вызвало недовольство брата Василия I, Юрия Галицкого, вступившего в борьбу за престол. Столкнулись две разные традиции наследования – одна была представлена принципом родового старшинства дядьев перед племянниками, другая выражала взгляд на великокняжескую вотчину как неделимое государственное целое: централизаторские тенденции столкнулись с удельными. На практике это столкновение вылилось в затяжную войну, длившуюся более 20 лет. Борьбу с Василием Васильевичем после смерти Юрия Галицкого продолжили его сыновья Василий Косой и Дмитрий Шемяка. Эта война получила название «феодальной». Ее отличала крайняя жестокость. Так, попавший в плен к москвичам, Василий Косой был ослеплен. Подобным образом был изувечен и Василий II, когда в 1446 году был схвачен Дмитрием Шемякой в Троицком монастыре; после ослепления Василий получил прозвище Темный.
На третьем этапе (1462–1533) при московских князьях Иване III и его сыне Василии III завершилось политико-территориальное формирование Российского государства.
Период княжения сына Василия Темного, Ивана III (1462–1505), был важнейшим этапом в процессе создания Российского государства. Именно в это время произошло образование основной территории России, формирование ее политической системы. Иван III являлся крупнейшим государственным деятелем, человеком с большими замыслами и решительными начинаниями. Высшей целью Ивана III было объединение под властью Москвы всех русских земель. В 1463 году к Москве присоединили Ярославское княжество, затем покорили обширный Пермский край, под руку Великого князя перешло Ростовское княжество. В 1471 г. настал черед «господина Великого Новгорода»: рать Великого князя выступила из Москвы, и побежденный в битве на р. Шелони Новгород оказался приведенным к повиновению. В 1478 г. Новгородская республика была ликвидирована, а сам Новгород и его земли вошли в состав Московского княжества. Для упрочения своей власти в Новгороде Иван III выселил в Москву 1000 новгородских бояр и купцов, переселив на их место московских служилых людей. В 1485 г. была покорена старая соперница Москвы – Тверь, а через четыре года к Москве присоединилась Вятская область. Иван III стал называться Великим князем всея Руси.
Объединив большую часть русских земель, Иван III начал вести себя как независимый государь и перестал платить дань татарам. Ахмат, хан Большой Орды, решил восстановить господство над Русью. В 1480 г. Ахмат, заключив союз с литовским королем Казимиром, поднял Большую Орду в поход. Над Русью нависла опасность. Войска Ахмата подошли к р. Угре (притоку Оки), которая протекала по границе Московского княжества и Литвы. Попытки татар форсировать реку не имели успеха. Началось «стояние на Угре» войск противников, которое закончилось в пользу русских: 11 ноября 1480 г. Ахмат повернул прочь. Неудача похода вызвала новую вспышку усобиц в Орде, и Ахмат был убит.
При Иване III сложились основные принципы внешней политики Московского государства, определившие ее на столетия вперед. Иван III выдвинул положение, согласно которому московские князья являлись наследниками князей Киевской Руси, а земли Киевской Руси – вотчиной московских государей. После того, как Золотая Орда окончательно распалась на Казанское, Астраханское и Крымское ханства, Иван III объявил Московскую Русь наследницей Золотой Орды и предъявил претензии на ее бывшие земли. Преемники Ивана III продолжили его политику.
По мере сосредоточения земель под властью Великого князя московского менялся сам характер власти, ее организация и идеология. В дипломатической переписке Иван III с 1485 г. именовал себя так: «Иоанн, божьей милостью государь всея Руси». Удельными князьями оставались, главным образом, братья и племянники Великого князя, но они уже не имели права чеканить свою монету, устанавливать дипломатические отношения с иностранными государствами и осуществлять судебные разбирательства по важным делам.
В целях повышения престижа своей власти Иван III после смерти первой жены сочетался браком с Софьей Палеолог, племянницей последнего византийского императора Константина XI. При кремлевском дворе стал вводиться сложный и строгий церемониал. Составной частью царского одеяния стали византийские «бармы» (оплечья) и так называемая «шапка Мономаха», якобы подаренная византийским императором еще Владимиру Мономаху.
«Стояние» на Угре – военные события осени 1480 г., когда русские войска на р. Угра (приток р. Оки) противостояли орде хана Ахмата, стремившегося с помощью польского короля Казимира подчинить Москву. С 1476 г. Иван III отказался платить «выход». Ахмат сумел организовать поход на Русь лишь в 1480 г. В Москве сложилась противоречивая внутриполитическая ситуация. Одни бояре советовали Ивану отступить, другие настаивали на битве; братья царя присоединились к войску царя спустя месяц. Ахмат ожидал помощи Казимира до 11 нояб., однако ее так и не последовало; завершив свое «стояние», он повернул на юг.
Историки подчеркивают, что Иван III предпочитал не доводить дело до генерального сражения, связанного с огромным кровопролитием, и благодаря его осторожности Русь добилась свержения ига малой кровью. Сами сведения о событии довольно противоречивы. Несколько летописных версий противоречат друг другу; недостаточно ясно их происхождение. «Стояние на Угре» привело к освобождению Руси от ордынского ига, укреплению суверенитета государства.
Поместная система – система раздачи земель дворянам (помещикам) при условии несения ими службы. Юридические основы были заложены Судебником 1497 г. Сложилась на базе различных видов т. н. условной собственности. Условное землевладение предшествовало первым массовым поместным раздачам 1480-х гг. Одна из предпосылок ее формирования – изменения в статусе вотчины. Развитие практики пожалования сдерживалось тем, что раздачи поместий затрагивали преимущественно доменные владения – уменьшали доходы великого князя. В то же время поместная система способствовала хозяйственному освоению новых земель. Социально-политическое значение нового порядка состояло в материальном поощрении дворянства –силы, поддерживавшей власть в ее противостоянии удельными пережитками.
На северо-востоке Руси поместье как земельное владение, жалуемое за военную и государственную службу, возникло на основе существовавших ранее различных видов условного землевладения (в т. ч. пожалования в пожизненное владение княжеских, митрополичьих и монастырских земель, имения детей боярских, наделы холопов-министериалов). Поместья нельзя было продавать, обменивать, наследовать.
Земельные владения дворян в XVI – XVII вв. постепенно сближались с боярскими вотчинами. Петр I в 1714 г. уравнял их. Все земельные владения феодалов стали имениями, а феодалы – помещиками.
Судебники – кодексы права XV–XVII вв. Судебник 1497 г. отражал нормы гражданского, уголовного, процессуального права. Источниками Судебника 1497 г. послужили Русская правда, Псковская судная грамота, Митрополичье правосудие, правовые московские сборники и др. Сам Судебник не имел деления на статьи. Составители Судебника стремились к унификации и централизации судебного производства, подчеркивали роль великокняжеской власти, выступавшей в качестве и носителя высших судебных прерогатив, и гаранта исполнения судебных решений (при этом великий князь не являлся верховным, или единственным носителем судебных полномочий в государстве, родственники Ивана III оставались суверенными в своих владениях, там право верховного суда принадлежало им). Судебник изменил порядок обращения к суду, обязанности судей, ввел новое понятие института послушества и др. При этом 2/3 всего состава Судебника не имело какой-либо связи с дошедшими до нашего времени памятниками. Они либо были извлечены из несохранившихся законодательных актов Ивана III, либо принадлежали самому составителю Судебника и представляли, таким образом, новые нормы, неизвестные прежней судебной практике.
Судебник 1550 г. развивал ранее закрепленные нормы права, уточнял их, пополнял новыми статьями. Он отразил изменения в социально-экономической жизни, явился одним из первых мероприятий Избранной рады. Его главы и статьи большей частью тематически сгруппированы. Как и Судебник 1497 г., он имел определенную систему норм: нормы о суде центральном, суде местном; нормы материального, преимущественно гражданского права и процесса; дополнительные статьи. Упорядочивался судебный аппарат. Возрастала роль центральных судебных органов, повышался контроль над нижестоящими структурами. Усиливалась защита прав служилого дворянства и детей боярских. Выделялись новые, особо опасные виды преступлений, включая подлог судебных актов. Ограничивались источники полного холопства, включена статья о кабальном холопстве. Предпринималась попытка разграничить грабеж и разбой, татьбу и мошенничество. Усиливались карательные меры, включая тюремное заключение. Упорядочивались процессуальные нормы.
Судебник 1589 г. отражал правовые нормы Северного Поморья. Официально он не был утвержден правительством, но, как считают историки, являлся, скорее всего, действующей «судебной книгой» для земских судов региона. Этот Судебник известен в двух редакциях.
Иван III Васильевич (1440 – 1505 гг.) – великий князь московский (с 1462 г.). Иван III много воевал, присоединил к Москве Новгород (1478 г.), а также ряд княжеств и земель (Ростовское, Ярославское, Тверское княжества, земли в Чернигове, Новгород-Северском и др.). После завоевания Новгорода передал его земли 180 землевладельцам из числа московской знати. В 1480 г. окончательно освободил Русь от ордынского протектората. Поведение Ивана III во время этого события было двойственным. Так, его духовник в послании великому князю («Послание на Угру») упрекал его в нерешительности, призывал уничтожить Орду в большом сражении.
Иван III сформировал мощный государственный аппарат, в 1497 г. принял Судебник. Стали складываться новые формы государственной обрядности, в т. ч. русский посольский обычай.
Второй женой Ивана III была Софья Палеолог – племянница последнего византийского императора. В молодости она пользовалась покровительством папского престола. Оказавшись на Руси, сильно негодовала на московские порядки, по словам современника, каждый день упрекала Ивана III за то, что она вышла замуж за «раба татар». Титуловалась как византийская царевна, пользовалась правом принимать иноземные посольства. В московском окружении Софьи доминировали греки, что вызывало подозрение верхов московского боярства. Софья Палеолог – мать Василия III Ивановича. Умерла она в 1503 г.
По В. О. Ключевскому, при Иване III возникла политическая программа, характеризующая не столько действительное, сколько искомое положение. В ее основе – представления о московском государе как о национальном властителе всей Русской земли и мысль о нем как о политическом и церковном преемнике византийских императоров (женитьба на Софье Палеолог позволила претендовать на то, чтобы Москва стала правопреемницей рухнувшей Византии).
После свержения ордынского господства Иван III принял титул «Иоанн, божиею милостью государь всея Руси», что означало установление его неограниченной власти. С конца XV в. на печатях появился византийский герб – двуглавый орел. В некоторых официальных документах, напр., грамотах в Ливонию, он титуловался как «царь», однако этот титул не был принят официально.
Деятельность Ивана III оценивается по-разному. Так, В. Б. Кобрин считал его зловещей личностью; напротив, Ю. Г. Алексеев и ряд др. авторов полагают, что он был творцом единого государства, политиком, деятельность которого отвечала интересам Руси.
«Москва – третий Рим» – историософская концепция и политическая теория XVI — XVII вв. Сформулирована монахом (возможно настоятелем) Псковского Великопустынного Елеазарова монастыря Филофеем в «Посланиях» псковскому наместнику Михаилу Григорьевичу Мисюрю-Мунехину «на звездочетцев и латин», а также великим князьям Василию III и Ивану IV. Сторонник и защитник принципов иосифлян, Филофей выступал за усиление позиций Москвы, присоединение к ней Пскова.
Эта теория определяла источники, законность и сферу деятельности государственной власти, обосновывала историческое значение Москвы как всемирного центра православия после падения «второго Рима» (Константинополя). Достоинство Рима – имперской столицы – традиции первохристиан, связанные главным образом с апостолом Петром, перешли к Москве, в то время столице единственного оставшегося независимым православного государства. Московские цари провозглашались преемниками римских и византийских императоров. По Филофею, правитель поставлен от Бога, его слуга, боговенчанный христианский царь, браз до держатель, веры содержатель. Его обязанность – несение власти, забота о подданных, церквах и монастырях, содержание своего царства в страхе Божьем; он – гарант Правды, строг к отступникам от нее, избавитель от обидчиков, утешитель плачущих и вопиющих. Призвание подданных – служба государю, воплощение и творение его воли и заповедей.
Филофей видел и понимал значение объединительной политики, ее ближайшие и отдаленные последствия. Мыслитель считал, что наступил момент, когда к Руси обратилось Провидение, как бы определяющее ее судьбу, навсегда связанную с православием – оплотом государственной верности и правды. Не случайны отсюда пророчества «третьего Рима» и однозначность формулировок в посланиях Филофея, исторический оптимизм автора, вера в государственное будущее Руси, ее способность к трансформации блеска, славы и величия Рима и Византии.
Нестяжатели и иосифляне – представители религиозно-политических течений конца XV – 1-й пол. XVI в. Нестяжатели (их также называли «заволжские старцы») осуждали настроения, характерные для части современного им монашества, как противоречащие иноческим обетам. Считали необходимыми преобразования церкви, проповедовали отказ от церковных богатств, монастырских имуществ, выступали за самоусовершенствование, аскетизм, личный труд монахов. Духовный лидер нестяжателей – Нил Сорский – постригся в Кирилло-Белозерском монастыре,посетил Константинополь, Палестину, долго жил на Афоне. По возвращении основал скит на р. Соре, вел замкнутую, уединенную жизнь, занимался перепиской книг (был «скорописцем»). Нил Сорский не симпатизировал социальной практике современного ему монашества, стремился поставить барьер, разделявший быт келлиотов и общежительных монахов.
Проповедовал идеи духовного подвижничества, нравственного совершенствования, аскетизм, отказ от личного стяжательства. Иночество понимал как внутреннее, духовное самосовершенствование, сознательный подвиг; почва монашеских подвигов – не плоть, но, прежде всего мысль и сердце. Нил Сорский принял участие в дискуссии о новгородских еретиках и о монастырских имуществах. В 1503 г. поддержал предложение о ликвидации монастырских имений (они составляли до 1/3 всех земель), считая их источником деморализации монашества. В вопросе о еретиках придерживался более веротерпимых взглядов, нежели большинство иерархов во главе с Геннадием и Иосифом Волоцким.
Самым известным учеником Нила Сорского, его духовным сыном был Вассиан Патрикеев. Вел полемику с Иосифом Волоцким и его последователями, защищал идеи кирилло-белозерских пострижеников. Нестяжательство Вассиана отражали его идеи об ограничении монастырского землевладения. Историки отмечают, что по ряду позиций Вассиан проявлял колебания, напр., в споре между достоинствами писания и предания (выбирал и писание, и предание), совмещении раннехристианских идеалов монашества с современным ему монастырским землевладением (не оправдывал изъятия монастырских земель с последующей их передачей светским владельцам, при этом не ставил под сомнение принципы неотчуждаемости сакральных вещей). Выступил против второго брака Василия III, что привело к охлаждению отношения к нему великого князя. В 1531 г. был сослан в Волоколамский монастырь.
Нестяжатели были осуждены церковными соборами в 1503 г. и 1525 – 1531 гг. Однако от московско-новгородских еретиков они отличались признанием монашества.
Иную позицию занимали иосифляне. Их духовный лидер Иосиф Волоцкий в 1479 г. основал Иосифо-Волоколамский монастырь. Иосиф Волоцкий исходил из идеи божественного происхождения власти; в числе первых предложил отделять представление о власти от носителя этой власти. Государь способен и на воплощение божественного предназначения, укрепление мощи, обеспечение процветания подданных, и на деяния, следствием которых может стать «мучительство», разрушение, гибель. Важный элемент теории Иосифа Волоцкого – представление о приоритете духовной власти над светской.
Сначала иосифляне являлись сторонниками удельно-княжеской оппозиции, критиковали великокняжескую власть, планы Ивана III по секуляризации монастырских имуществ. Позже добились признания власти, осознавшей значимость союза с церковью.
Дело Иосифа Волоцкого продолжил его племянник Вассиан Топорков. Он критиковал нестяжателей, испытывая при этом серьезное давление со стороны влиятельных лиц, в частности Шуйских.В 1542 г. Вассиан вынужден был даже оставить епископат в Коломне. Учеником Иосифа Волоцкого был митрополит Даниил (ум. 1547 г.). Он санкционировал развод Василия III с Соломонией Сабуровой, поддерживал И. Ф. Бельского в противостоянии с Шуйскими, за что последними после прихода к власти был лишен сана митрополита. Проповедовал аскетизм, строгое следование церковным нормам. Взгляды иосифлян проводил и митрополит Макарий (1482 – 1563 гг.) – сторонник усиления самодержавной власти, укрепления позиций церкви. 16 янв. 1547 г. он венчал на царство Ивана IV, добился отказа от правительственного плана секуляризации церковных земель. Развивал теорию божественного происхождения царской власти.
«Жидовствующие» – новгородско-московская ересь, последователи которой обвинялись в приверженности к иудаизму. Появились в последней трети XV – нач. XVI вв. в Новгороде и Москве. Зарождение движения связывают с посещением кн. Михаила Олельковича Новгорода в 1470 г. «Жидовствующие»: отрицали монашество и духовную иерархию; отвергали поклонение иконам; не верили в таинство причащения; отрицали троичность Божества и божественность Иисуса Христа; ставили под сомнение бессмертие человеческой души. Сколько-нибудь существенной роли собственно еврейский элемент в религиозных представлениях не играл, как считают историки, он сводился лишь к некоторым обрядам. В 1480 г. ересь в лице священников и книжников Алексея и Дениса, приглянувшихся Ивану III, проникла в Москву. Получив места протопопов Успенского и Архангельского монастырей, они сформировали кружок, в который вошли архимандрит Симоновского монастыря и будущий митрополит Зосима, крестовый дьяк Истома, близкий к Ивану III Федор Курицын, сноха великого князя Елена и др. В 1487 г. ересь открылась в Новгороде, где архиепископом был Геннадий. Поддерживавший Иосифа Волоцкого, он повел борьбу с «жидовствующими». В 1491 г. с участием Геннадия собор предал «жидовствующих» проклятью и приговорил их к заточению. Однако вскоре митрополитом стал Зосима, что затрудняло борьбу с ересью. Новгородским архимандритом был поставлен Ж. Кассиан, который начал открытую борьбу с Геннадием. Влияние «жидовствующих», помноженное на ожидание Судного дня, стало заметно усиливаться. Геннадий изменил тактику, повел пропаганду в массах, издал Библию, призвал на помощь Иосифа Волоцкого. В 1494 г. Зосима был вынужден оставить митрополичью кафедру. Планы Иосифа Волоцкого привлечь светскую власть к борьбе с ними встретили сопротивление заволжских старцев, Нила Сорского, сторонника мирного исхода конфликта. Решающей становилась позиция Ивана III. Поначалу он демонстрировал толерантное отношение к еретикам, что вызывало опасения Геннадия и Иосифа Волоцкого в том плане, что на престол мог вступить Дмитрий Внук — сын Елены Волошанки. Не удивительно, что они обращали взоры к Василию, младшему сыну Ивана III. Поначалу победа шла в руки еретикам: престол по воле деда переходил Дмитрию Внуку. Но в 1499 г. ситуация изменилась. Сторонники Дмитрия и Елены (Ряполовский, Патрикеевы) были либо казнены, либо пострижены в монахи. В 1502 г. Елена с семьей была заточена. Собор 1504 г. проклял некоторых «жидовствующих» и приговорил Волка Курицына (брата Федора), Ивана Максимова и Дм. Коноплева к сожжению. В Новгороде сожгли Кассиана и Н. Рукавого. После этого ересь сошла с политико-идеологической сцены.
Местничество – социальный институт; система служебно-родовых отношений в XIV - XVII вв., в рамках которой регулировались распределение служебных мест, отношения между членами служилых фамилий на военной и гражданской службе, а также при дворе. Название произошло от обычая считаться местами за трапезным столом и на службе. «Место» устанавливалось в зависимости от «отчества», «отческой чести», т.е. от родословной и служебной карьеры самого человека и его предков. Местнических распорядков строго придерживались как в домашней, так и в «служебной» обстановке. Институт способствовал процессу централизации государства, сформировался под влиянием традиций Древней Руси, межкняжеских отношений, византийских, восточных и польско-литовских придворных обычаев. Как считают историки, местничество имело определенную социальную базу, являло собой компромисс центральной власти и аристократии; поначалу использовалось как фактор воздействия на корпоративную замкнутость, выступало своеобразным инструментом общественной дисциплины. Сформировалось на началах знатности, родового начала, а также значимости службы, которую несли как в прошлом, так и в настоящем. Местнические споры возникали в разных ситуациях: назначения на должности, совместная служба, «столы», торжественный обед у царя и т.д. Спорили как мужчины, так и женщины. Особенно ревностно следили за тем, кто, где сидит за царским столом. Недовольные бояре отправлялись домой, их насильно возвращали к столу на свое «место». Много споров было по части исполнения функций на свадьбах: кто будет нести каравай, «большую» свечу и т.п.
Василий III Иванович (1479 – 1533) – сын Ивана III Васильевича и Софьи Палеолог, великий князь московский (с 1505 г.). Как удельный князь получил от отца Новгород. Пришел к власти путем отстранения от престола ранее коронованного Дмитрия Внука, вопреки воле Боярской думы. Противник тверской ветви династии. Подчинил последние полусамостоятельные русские земли. В 1510 г. присоединил Псков. Летом 1514 г. после штурма, присяги горожан, литургии и пожалований стал «владеть» Смоленском. Взятие Смоленска рассматривалось не как победа с возвращением «исконной вотчины», но очищение от «скверны католичества». В 1521 — 1522 гг. присоединил Рязанское и Новгород-Северское княжества. Воевал с Казанью (в 1523 г. там был убит русский посол В. Ю. Поджигин, брат великокняжеского фаворита И. Ю. Шигони-Поджигина; на Казань пошла рать во главе с бывшим ханом Шигалеем, давно находившимся на русской службе). Противостоял Крымскому ханству.
По-видимому, в 1523 г. начался развод с первой женой – Соломонией Сабуровой, дочерью окольничего (брак был бездетным). По культурно-бытовым, религиозным, политическим и личным причинам развод для царя был мучительным. В конце нояб. 1525 г. Соломония была пострижена в монахини в Новодевичьем монастыре. В 1526 г. Василий женился на Елене Глинской. Опирался на поддержку церкви в лице нестяжателей. Подвергал опале боярскую аристократию, ограничивал ее иммунитетные и политические привилегии. Выдвигал незнатных людей, раздавал поместья, завершил формирование поместной системы. Покровительствовал западным новшествам, но не стремился к европеизации России. Оставил ряд завещаний. В 1533 г. из числа влиятельных бояр для осуществления правления в силу малолетства наследника Ивана IV учредил т.н. «седь-мочисленную комиссию» – опекунский совет из семи влиятельных лиц (М. Ю. Захарьин, И. Ю. Шигоня-Поджигин, В. В. Шуйский, М. С. Воронцов, П. И. Головин, М. Л. Глинский, М. В. Тучко-Морозов).
Елена Глинская (ок. 1508 –1538 гг.) – вторая жена Василия III, дочь литовского князя Василия Глинского; в 1533 – 1538 гг. регентша при малолетнем сыне Иване IV Васильевиче. Смерть Василия III привела к созданию опекунского совета при 3-летнем Иване. Глинская получила традиционное для вдов государей «достояние» – удел. Из летописных источников следует противоречивая оценка ее политического статуса (постепенно из матери великого князя она превращалась в советника, соправительницу; позже возникла формула регентства). Имела самостоятельный титул, при этом политический статус менялся в ходе острой борьбы в «верхах». В 1533 – 1538 гг. она – фактическая правительница при малолетнем Иване IV, решительными мерами оберегала его наследственные права на престол. Правление отмечено ее борьбой с младшими братьями Василия III – дмитровским князем Юрием Ивановичем (после смерти Василия III он одно время претендовал на трон) и старицким князем Андреем Ивановичем (в 1537 г. он поднял мятеж). Эти удельные князья были умерщвлены в 1534 и 1537 гг. Были подавлены заговоры Андрея Шуйского и дяди царицы Михаила Глинского (он претендовал на роль первого человека в государстве, выступал против фаворита царицы кн. Ивана Овчины Телепнева-Оболенского, чье возвышение умаляло власть Михаила). Кн. Овчина в 1534 – 1538 гг. фактически возглавлял правительство. На похоронах Василия III первым шел за вдовой. Одержав победу над М. Глинским, Овчина Телепнев-Оболенский стал первым человеком в государстве. Большое влияние на государственные дела оказывал митрополит Даниил. В эти годы выявились острые распри в «верхах», начались отъезды бояр.
С именем Елены Глинской связано проведение губной реформы: губные старосты, выборные лица из местных дворян становились судебными исполнителями, им передавались изымавшиеся от наместников дела о разбоях и воровстве. Эффективной работе должны были содействовать сотские, «лучшие люди» из крестьян и посадских людей, что умаляло влияние назначавшихся «сверху» кормленщиков – наместников, волостелей. Позиции государства как бы усиливались «снизу». Важное значение имела денежная реформа. С 1535 г. устанавливалась единая монетная система, унифицировалась чеканка монеты. Результатом ряда побед стало достижение перемирия с Литвой. По-видимому, Глинская была отравлена. Кн. И. Ф. Овчина был немедленно схвачен и умер в тюрьме в 1539 г. Власть перешла к Шуйским и Бельским, в 1544 – 1547 гг. их сменили Глинские, затем Захарьины.