Иван IV Васильевич Грозный (1530 – 1584 гг.) – русский царь (с 1547 г.), сын Василия III Ивановича от брака с Еленой Глинской. Рано остался сиротой; в 1538 – 1548 гг. страной управлял боярский совет. В 1547 г. Иван IV венчался на царство. Царский титул долго не признавался за рубежом, оспаривался внутри страны. Правил совместно с Избранной радой, в 1549 – 1560 гг. провел ряд реформ в области центрального и местного управления, армии, права. Присоединил Казанское (1552 г.), Астраханское (1556 г.) ханства. В ходе Ливонской войны пытался овладеть Балтийским побережьем, в мае 1562 г. возглавил поход на Полоцк. В его правление Москва подчинила сибирского хана Едигера.
Болезнь царя в 1553 г. актуализировала вопрос о престолонаследии; с этим было связано охлаждение Ивана IV к ряду лиц из своего окружения (Сильвестр и др.). Примерно к 1560г. он окончательно утвердился в представлении о тотальной «измене» бояр. Добиваясь единовластия и решения задач централизации, царь развернул политику террора.
В отношениях с подданными, переговорах с иностранцами исходил из официальной идеологии «самодержавства», придавал большое значение властным структурам – Боярской думе, земским соборам. Отторгнул предложение А. Поссевино примкнуть к унии по примеру греков, связав принятие христианство на территории славян с деятельностью апостола Андрея Первозванного, т.е. христианство в Руси столь же древне как и Риме.
Добивался признания своего сана константинопольским патриархом и вселенским собором. Начал хлопоты об установлении на Руси патриаршества.
С его именем связаны организация дипломатической службы, установление отношений с донским казачеством, подготовка Уложения о службе, распределение воевод в полках, временный запрет на крестьянский выход в Юрьев день (1581 г.). Участвовал в редактировании важных летописных текстов, в его время началось книгопечатание; демонстрировал начитанность, талант писателя, проявлял интерес к разным таинствам.
Считается, что Иван IV обладал невротическим характером, был мнительным, подозрительным, нетерпимым к критике. Мстил тем, кто, как он считал, держал его в «неволе»; боясь измен, казнил близких, подвергал их изощренным мучениям. Брал с бояр поручные записи в том, чтобы служить верно государю и его детям, не искать др. государя, не отъезжать в Литву и иные государства. Отдавал в распоряжение опричников целые волости, где те учиняли насилия и грабежи. В порывах раскаяния, отправлял в монастыри богатые милостыни по «невинно убиенным».
Первой женой И. IV была Анастасия Романова – дочь окольничего Романа Захарьина. Дядя Анастасии был среди опекунов малолетнего Ивана. Анастасия состояла в браке с Иваном IV с 13 лет, родила 6 детей. Четверо умерли в младенчестве, двое других – царевич Иван Иванович и царь Федор Иванович. Анастасия скончалась в авг. 1560 г. в возрасте 30 лет. В авг. 1561 г. он женился на Кученей — дочери черкесского князя Темрюка, названную в крещении Марией. Ее брат, необузданного нрава, был любимцем царя. В сент. 1569 г. Мария Темрюковна скончалась от болезни в Александровской слободе. Третьей женой была Марфа Собакина, выбранная на смотринах из 2 тыс. девиц. Кандидатура невесты была подсказана царю Малютой Скуратовым. До свершения брака невеста заболела, пошли слухи об отравлении, порче, в чем подозревали родственников прежних цариц. На кол посадили прежде любимого брата Марии Темрюковны, казнили Григория Грязного, др. лиц. В 1572 г. Иван IV принудил церковный собор согласиться с женитьбой в 4-й раз. Избранницей стала Анна Колтовская, незнатного рода. Спустя несколько месяцев царь постриг ее под именем Дарьи, земли ее родственников были конфискованы. В нояб. 1573 г. женился на Марье Долгорукой, но, подозревая «нечистоту», велел утопить ее. Следующей была Анна Васильчикова, сосватанная очередным временщиком Василием Умным-Колычевым. После казни Василия Анна была насильственно пострижена в монахини. Новой женой стала Василиса Мелентьева, вдова дьячка. Брак не был связан с политическим расчетом. Скоропостижно скончалась. В 1580 г. из многих кандидаток выбрали Марию Нагую – племянницу нового царского фаворита А. Ф. Нагого. Мария родила сына Дмитрия.
Ученые отмечают, что эпитет «Грозный» долгое время указывал, скорее, не на отрицательные, а на положительные черты царя. Так, по Д. С. Лихачеву, «слово «гроза» как синоним силы и могущества княжеской власти» употреблялось еще в ХШ в., а определение «грозный» «часто сопутствовало до XVII в. официальному титулованию старейших русских князей, хотя само в титул и не перешло».
Избранная рада– неофициальное правительство (правительственный кружок) 1540 – 1550-х гг. Включала круг приближенных царя Ивана IV Грозного (А. Адашев, Сильвестр, Макарий, А. Курбский и др.). Разрабатывала планы государственных преобразований, укреплявших центральную власть, обеспечивавших проведение реформ центрального и местного управления, изменений в системах суда, финансов, организации войска, что способствовало формированию военно-служилой системы.
В 1549 г. состоялся Собор примирения, на котором присутствовали Боярская дума, Освященный собор, воеводы, боярские дети, «большие» дворяне; фактически – это был первый Земский собор. Правительство искало поддержки боярства и дворян. Было решено давать «суд» по челобитным, создавалась Челобитная изба (подобие высшего апелляционного ведомства и контрольного органа, надзиравшего за другими правительственными учреждениями). Тогда же проходил церковный собор, установивший церковные празднования по 16 святым, рассмотревший их жития. Возобновлялось проведение губной реформы; 27 сент. 1549 г. был выдан губной наказ крестьянам Кириллова монастыря; губные дела переходили в ведение губных старост из числа детей боярских. Формировались различные избы (приказы) по функциональному, а не по территориальному признаку, но часть изб сохраняла территориальный принцип управления.
Обозначилось наступление на иммунные привилегии духовных феодалов. Некоторые монастыри, как правило, некрупные, лишались права беспошлинной торговли. Избранная рада выдвинула проекты преобразований: унификация поземельного обложения, ликвидация проездных пошлин и др. Осенью 1549 г. встал вопрос о военной реформе с целью укрепления единоначалия: устанавливалось старшинство первого воеводы Большого полка, запрещалось «местничество»; фактически были реорганизованы отряды пищальников – они превращались в стрельцов, служилых людей по прибору. В июне 1550 г. вместо Судебника 1497 г. был принят новый законодательный кодекс. Просуществовала до 1560 г.
Реформа местного управления (губная реформа). В соответствии с проведенными преобразованиями устанавливался порядок, согласно которому сами подданные избирали чиновников для несения государственных функций. Выбранные в городах и волостях целовальники и старосты становились «чиноначальными людьми» государства. Выборность и сменяемость этих лиц ставила их деятельность (в пользу государства и контролируемую государством) также и под контроль подданных. Власть на местах издавна принадлежала наместникам (в уездах) и волостелям (в волостях). Они получали эти территории в «кормление». В пользу кормленщика шли судебные пошлины. Кормления были системой вознаграждения за службу: должности наместников и волостелей на определенный срок получали в вознаграждение за участие в военных действиях. Неэффективность данной системы повлекла за собой ее отмену. Что же касается денег, которые ранее шли кормленщикам, то их отныне взимало государство в качестве налога. Из этого централизованного фонда можно было платить «помогу» (заработную плату) служилым людям.
Приказная система – система приказов, т.е. органов центрального управления в XVI – XVIII в.; приказами называли еще местные органы дворцового управления в XVI –XVII вв., а также стрелецкие полки. Зародилась в к. XV – нач. XVI в., была связана с реформой великокняжеского дворцово-вотчинного управления, усложнением общегосударственных задач. Представляя собой начальный этап централизации государственного аппарата, приказная система не имела стройного внутреннего единства, совмещала судебные, административные и финансовые функции. Сами приказы выросли из дворцовых ведомств, координировавших территориальное наместничье управление; различали областные дворцы, Большой дворец, Казну, рассматривавшие доклады, отправленные с мест «на Москву». Приказы явились результатом трансформации функций дворцовых ведомств. Именно на базе из развития и изменения с 1550-х гг. начали складываться новые учреждения – приказы-четверти, Казанский дворец, областные судные приказы.
Приказы XVI в.: Большого дворца ведал собственностью, принадлежавшей царю и его семье; Казна выступала канцелярией, архивом, хранилищем княжеских ценностей в XIV–XVI вв.; с сер. XV в. это было ведомство по финансовым вопросам, управлению рядом областей и некоторыми категориями населения. Из Казны выделился Казенный приказ, ведавший в XIV–XVII вв. производством и хранением ценностей, торговыми операциями для царских нужд; областные приказы ведали территориями отдельных земель (Новгородского, Тверского, Рязанского, Казанского дворцов); Поместный ведал государственной земельной собственностью; Посольский осуществлял общее руководство внешней политикой; Разбойный ведал судебными делами; Разрядный – военными делами; Ямской — организацией перевозок, службой ямщиков, устройством и поддержанием ямов и ямских слобод.
Отраслевые приказы XVII в. и их функции: Аптекарский (Аптекарская палата) – медицинская служба; Большого дворца – дворцовое хозяйство, население дворцовых волостей, руководство Хлебным, Кормовым и Сытным дворами; Большого прихода — сборы с населения, таможни; Большой казны – сборы налогов с торговли и ремесел, монетное дело, кабацкие сборы; Бронный – контроль за изготовлением доспехов; Верхней типографии – управление придворной типографией; Городского дела – строительство укреплений; Житный – прием и выдача казенных припасов; Земский (Земский двор) – управление Москвы, суды по уголовным и гражданским делам; Золотых и серебряных дел – надзор за изготовлением ювелирных изделий; Иконный – руководство дворцовыми иконописцами; Иноземный – наблюдение за иностранцами, поступившими на русскую службу; Казанский (Казанского дворца) – управление территориями, присоединенными к России после завоевания Казанского, Астраханского и Сибирского ханств; Казачий –сбор хлеба на жалованье казакам и служилым людям; Казенный (Казенный двор) –хранение царской вещевой казны, контроль над ремесленниками, которые изготавливали эти вещи; Каменных дел – руководство казенным каменным строительством, заготовкой строительных материалов и записными каменщиками и кирпичниками; Конюшенный – организация царского выезда, сбор пошлины с торговли лошадьми; Ловчий – организация царской охоты; Монастырский – хозяйственные дела монастырей, судебные дела служителей церкви; Оружейной палаты – производство холодного и ручного огнестрельного оружия; Печатный – хранение и прикладывание государственных печатей; Поместный – вопросы землевладения, суды по земельным спорам; Посольский – отношения с иностранными государствами; Постельный – управление царской спальней и лицами, обслуживавшими царскую семью; Преображенский – рекрутские наборы, полицейская служба, дела государственных преступников; Приказных дел – особые поручения, апелляционная инстанция; Провиантский – продовольствие; Пушкарский – артиллерия; Разбойный – контроль за исполнением уголовных дел; Разрядный – оборона, учет и управление служилыми людьми; Рейтарский – руководство полками «нового строя»; Рудного сыска – разведка полезных ископаемых; Стрелецкий – стрелецкие полки; Судный – судебные дела служилых людей; Счетный – контроль за деятельностью центральных учреждений; Хлебный – сборы для армии; Холопий – регистрация кабальных актов и ведение судебных дел холопов; Челобитный – апелляционная инстанция по делам других приказов, прием челобитных на имя царя. В XVIII в. заменены системой коллегий.
Ливонская война– вооруженные действия Руси в 1558 – 1583 гг. за выход к Балтике. Официально война велась за завоевание «прародины» Ивана IV Грозного. На первом этапе Русь воевала с Ливонией, на втором (с 1561 г.) – с Польско-Литовским государством и Швецией, которые сами стремились к захвату прибалтийских земель. Выход к Балтике был нужен Руси для прорыва блокады и установления непосредственного общения с европейскими странами.
В начале войны русские войска заняли Нарву, Дерпт (Тарту) и доходили до Ревеля. В 1559 г. было заключено перемирие, чем незамедлительно воспользовалась Ливония, заключив соглашение с польским королем Сигизмундом II Aвгустом, по которому земли Ордена и владения рижского архиепископа переходили под протекторат поляков. В результате успешных действий русских войск Ливонский орден распался, северная часть его отошла Швеции. В 1561 г. по Виленскому договору владения Ливонского ордена перешли под власть Польско-Литовского государства.
В 1561 г. Россия вступила в конфликт с Польско-Литовским государством и Швецией. Поначалу русские войска добивались успехов, однако в 1564 г. русские войска потерпели ряд поражений. Осенью 1563 г. с юга в направлении Рязани выступил крымский хан Девлет-Гирей. Все это, так же как и ряд внутриполитических факторов, изменило позицию Ивана IV, привело к репрессиям (в 1565 г. была введена опричнина). В июне 1566 г. в Москву из Польши прибыло Великое посольство, предложившее разделить Ливонию по существующему состоянию. Послы не желали уступать Руси Ригу, и переговоры зашли в тупик. Участники специально созванного Земского собора высказались против уступки ливонских земель и заверили правительство в том, что ради полного завоевания Ливонии они готовы на любые жертвы. Неудачные переговоры стали катализатором объединения в 1569 г. Польши и Литвы в Речь Посполитую. Это имело серьезные последствия для хода войны.
В 1576 г. Россия владела практически всем побережьем, за исключением Риги и Ревеля. При этом правительство Ивана IV вело переговоры с австрийским императором Максимилианом II, стремясь добиться его поддержки расчленения Речи Посполитой. После отказа Максимилиана признать права Руси на Прибалтику Иван IV в 1577 г. во главе стотысячного войска пошел на Ливонию. Однако неблагоприятная международная обстановка и внутренние трудности осложняли ход войны, кроме того раздачи земель в Прибалтике в поместья русским дворянам оттолкнули от Руси местное население. В 1576 г. на польский престол вступил Стефан Баторий. В 1579 г. он перешел в наступление. Наступил перелом в войне. В 1581 г. шведы заняли Нарву и Корелу. Героическая оборона Пскова в 1581 – 1582 гг. заставила Стефана Батория пойти на мирные переговоры.
В 1580 г. Иван IV отправил посольство к Папе римскому с просьбой о посредничестве в конфликте. 15 янв. 1582 г. в Ям-Запольском между Речью Посполитой и Русью было подписано перемирие сроком на 10 лет, по нему Полоцк и Ливония отходили к Речи Посполитой и возвращались русские земли, захваченные польским королем. В 1583 г. было подписано Плюсское перемирие со шведами, по которому в их владение перешли Нарва и захваченные ими русские города Ям, Копорье и Ивангород. Ливонская война закончилась для Руси неудачей. Страна была разорена, центральный и северо-западный уезды обезлюдели. Выйти к Балтике удалось только в XVIII в.
Опричнина– основа политики Ивана IV Грозного, заключавшейся в разделении территории, землевладения, госаппарата, финансов на две части: собственно опричнина – привилегированная часть государства, где существовало собственное управление, содержался царский двор, и традиционное государство – земщина, во главе которой находилась Боярская Дума; общее руководство на началах традиции осуществляли князья И. Д. Бельский и И. Ф. Мстиславский. Опричнина являлась особой системой мер для борьбы с предполагаемой изменой, осуществлялась жесткими методами, террором, одновременно выступала орудием утверждения самодержавия, была подчинена усилению личной власти Ивана IV, связана с преодолением остатков удельной старины.
Зародилась как отряд телохранителей Ивана IV из числа детей боярских, дворян. Стала реальностью зимой 1565 г. после возвращения Ивана IV в Москву из Александровской слободы, когда он объявил, что вновь принимает на себя правление, будет казнить изменников, налагать опалы, лишать имущества. На содержание опричнины было назначено ок. 20 городов. В ее распоряжение поступили некоторые улицы Москвы (Арбат, Сивцев Вражек, часть Никитской), прежние жители выселялись. Первоначально в опричнину было набрано ок. 1000 князей, дворян, детей боярских, им передавались поместья, вотчины, прежних владельцев переводили в другие места. Численность опричников постоянно возрастала и вскоре достигла нескольких тысяч человек. Условия отбора предполагали соблюдение корпоративной замкнутости, освобождение от наказаний, беспрекословное выполнение любых распоряжений царя. Символами опричника являлись черный цвет, метла, собачья голова, прикрепленные к седлу. Опричники развернули массовый террор, в нем непосредственное участие принимал Иван IV. Вместе с окружением («братией» опричников) он перебрался в Александровскую слободу, именовал себя игуменом, звонил в колокола, посещал службы, молился; одновременно, не встречая противодействия, казнил невиновных. Уничтожались все, кто хоть в чем-то противился Ивану IV, в т. ч. родственники царя (двоюродный брат Владимир Андреевич). Конфискованное имущество передавалось царю и опричникам.
Погибших лишали права на нормальные похороны, отказывали в праве на покаяние в грехах, исповедь, пострижение в монахи.
В конце 1570 г. Иван IV предпринял карательный поход на Новгород, заподозрив новгородцев в измене. После возвращения в Москву Иван IV под предлогом наказания сообщников «новгородской измены» начал новые казни. Жертвами пали приближенные царя, их родственники, близкие люди (кн. Вяземский, печатник Висковатый, казначей Фуников, отец и сын Басмановы и др.), всего ок. 200 человек. Следует отметить, что московский террор XVI в. вполне соотносился с аналогичной практикой в европейских странах того времени, в его осуществлении Иван Грозный опирался не только на отечественные традиции, но и на опыт западных правителей Средневековья.
В 1575 г. во главе земщины был поставлен Симеон Бекбулатович;его венчали на царство, величали «великим князем всея Руси», Иван IV ездил к нему на поклон. Позже Симеон был смещен, но само разделение государства продолжало оставаться вплоть до смерти Ивана IV. Жертвами опричнины, вписанными в поминальник, составленный по приказу царя для отмаливания греха убийства, было 3,3 тыс. чел.
Существуют различные версии причин опричнины. В XIX в. историки полагали, что опричнина была учреждена в силу подозрительности Ивана IV, ощущения им неприязни к себе со стороны вельмож, страха, порожденного отъездом кн. Курбского, протестом его окружения; с этим связано желание царя окружить себя преданными людьми, освободиться от общения со знатью, использовать крайние средства борьбы. В. О. Ключевский оценивал ее как результат борьбы царя с боярством, при этом делал акцент на династический момент; противостоящие стороны не могли обойтись друг без друга, попытались разделиться, жить рядом, но не вместе. Н. И. Костомаров, Д. И. Иловайский выделяли субъективный, но не политический аспект.
В советской историографии О. одно время рассматривалась как рациональная политика в контексте «демократической монархии», «военно-самодержавного коммунизма». Иван Грозный был назван Сталиным «великим и мудрым правителем». По С.Ф. Платонову и В.Ю. Випперу, «опричнина была призвана сломить вотчинное землевладение служилых княжат, поскольку она была распространена на землях старых удельных княжеств». Д. Н. Альшиц увидел в ней механизм подавления ростков демократии, идентифицирующихся с сословно-представительными учреждениями и началами. В. Б. Кобрин считал, что опричнина не была направлена против бояр в целом, т. к. неизменной осталась структура русского феодального землевладения. По мнению А. Л. Хорошкевич, О. была продиктована внешнеполитическими причинами, для продолжения непопулярной Ливонской войны.
Скуратов Малюта – один из руководителей опричнины в 1569 – 1572 гг. Первоначально играл второстепенную роль, выдвинулся в связи с репрессиями 1569 – 1570 гг. В 1569 г. «зачитывал» вины В.А. Старицкого перед его убийством, в дек. 1569 г. задушил бывшего митрополита Филиппа II Колычева, в 1570 г. руководил казнями в Новгороде, получил чин думного дворянина. В 1571 г. вел следствие о причинах поражения русских войск от Девлет-Гирея. Погиб в 1573 г. при взятии ливонской крепости Вейнсенштейн (Пайды).
Царевич Дмитрий (1582 – 1591) – малолетний сын Ивана IV Грозного от его последней венчаной жены Марии Нагой. Получил в удел Углич, куда был отправлен вместе с матерью сразу после воцарения Федора Ивановича. Погиб в Угличе 15 мая 1591 г. при невыясненных обстоятельствах. По одной версии, он в припадке эпилепсии нечаянно наткнулся на нож; по второй — погиб не царевич, которому удалось спастись, а другой мальчик (эта версия широко использовалась самозванцами); по третьей версии, Дмитрия убили по приказу Бориса Годунова, желавшего устранить претендента на царский престол после смерти бездетного царя Федора Ивановича. Жители Углича перебили людей, которых заподозрили в его убийстве. Следствие, произведенное на месте комиссией из Москвы во главе с боярином В. И. Шуйским, пришло к заключению, что царевич, страдавший «падучей болезнью», был не убит, но, играя в «тычку» ножом, в припадке упал на нож и зарезался. Активным участником тех событий был брат Марии Нагой Михаил Федорович. Он считал, что племянника убили люди, подосланные Годуновым. По завершении работы комиссии он был сослан в Сенчурск. Позже «признал» Лжедмитрия I, за что получил от него чин боярина.
Вопрос о «чудесном» спасении Дмитрия всплыл в нач. XVII в., когда в условиях недовольства правлением Годунова стал распространяться слух о «спасении» Дмитрия. В царствование Василия Шуйского царевич Дмитрий был канонизирован, чтобы больше не появлялись самозванцы. В 1606 г. мощи его были перенесены из Углича в Москву.
«Урочные лета» — срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян. Введены в нач. 1590-х гг. Первые частные акты в целях стимулирования сыска и облегчения судопроизводства были обобщены в общегосударственном указе о 5-летней исковой давности 24 нояб. 1597 г. Приговором 1 февр. 1606 г. последовало юридическое подтверждение, а Уложением 9 марта 1607 г. - удлинение урочной давности до 15 лет. В годы Смутыурочная практика оказалась забыта, была восстановлена осенью 1619 г. Под давлением помещиков началась борьба за отмену «урочных лет», в результате чего правительство вынуждено было пойти на частные меры (1637, 1641, 1645 гг.). Отмена урочной давности относится к 1649 г.
Сословно-представительная монархия в России показала следующие черты: тенденции преодоления раздробленности, усиления центральной власти за счет расширения социальной основы – дворянства из числа мелких и средних феодалов, зажиточных горожан. Наряду с монархом ограниченными властными полномочиями располагали сословно-представительные учреждения. В XVI–XVII вв. высшими из них были Земские соборы, которые созывались царем (митрополитом) для решения вопросов о реформах, налогах, войнах и др. В их работе участвовали «думные люди» (Боярская дума), члены «Освященного собора» (высшее духовенство), люди Государева двора, выборные от провинциального дворянства, богатые горожане. Практика созыва и хода соборов не регламентировалась.
Сословия- социальные слои, имевшие особый юридический статус, обладавшие личными правами, организованные в различные корпоративные структуры. Сословный принцип складывался постепенно, традиционно являлся определяющим, имел юридическое и политическое значение, был положен в основу различных социальных систем, судоустройства, государственного управления. Сословные права и обязанности передавались по наследству. Основное требование сословности - присвоение личных прав. Сословия сложились при активном участии государства, их формирование было ускорено реформами Екатерины II. Большое значение имели Жалованные грамоты дворянству и городам. В то время выделялись четыре «главных рода людей»: дворяне, духовенство, городские и сельские обыватели. С. Екатерины II были построены на принципе наследственности сословных прав, корпоративной организации каждого С., их права и обязанности строго регламентировались. Сословным духом была пронизана вся общественная и государственная жизнь, служба, повинности первой половины XIX в. Реформы 1860 - 1870-х гг. предопределили падение государственного значения сословий. Они показали, что чем дальше, тем больше сословность становится тормозом развития судебной системы, местного управления, реформы армии. Сегодня считается, что сословные перегородки, определяемые «сверху» преимущества и различия тормозили социальный прогресс России. Они были отменены в 1917 г.
Земские соборы– сословно-представительные учреждения XVI – XVII вв. Созывались царем для решения актуальных государственных и политических вопросов. В работе принимали участие «думные люди» (Боярская дума), Освященный собор (высшее духовенство), люди государева двора, выборные от провинциального дворянства, верхушка торгового и посадского мира. Практика созыва и хода земских соборов не регламентировалась. Действовали не по требованию сословий, а по инициативе высшей власти. Как органы представительства преимущественно господствующих сословий, З. с. были тесно связаны с изменениями в социальной структуре, сословном строе, государственном аппарате. Эволюция соборов отражала постоянное возрастание в них роли дворянства и верхушки посада. Объем полномочий определялся конкретной обстановкой его созыва. Как правило, они были более действенны и осуществляли широкие функции в периоды междуцарствия. Существенное значение имели приговоры церковно-земских соборов времени царствования Ивана IV Грозного. Так, весной 1551 г. церковно-земский собор принял Стоглав. Земские соборы нередко собирались в связи с социальными конфликтами, проблемами внешней политики. В 1648 г. дворяне и верхи посада инициировали Собор в связи с восстанием в Москве. В 1650 г. он был созван по просьбе царя в связи с восстанием в Пскове. Выборные этого собора тогда обратились к восставшим повиниться. В следующем году собор обсуждал нарушения Польшей договора с Россией. Собор 1653 г., решавший вопрос о воссоединении Украины с Россией, стал последним земским собором в полном смысле этого слова.
Годунов Борис (1552 – 1605) – русский царь в 1598 – 1605 гг.; фактический правитель государства в 1584 – 1598 гг. Потомок татарского мурзы Чета, выехавшего на службу из Орды в Москву около 1330 г. Воспитывался при дворе Ивана IV Грозного, был одним из его оруженосцев. Выдвинулся в годы опричнины, был женат на дочери Малюты Скуратова-Бельского. В 1580 г. Иван Грозный выбрал сестру Годунова Ирину в жены своему сыну Федору; Годунов был пожалован в бояре. Пользовался доверием Грозного, стал одним из опекунов Федора. Как его шурин, при венчании царя в 1584 г. был осыпан милостями. Его противники – влиятельная знать, члены регентского совета, назначенного Иваном Грозным, опасались его возвышения, однако смерть дяди царя, боярина Никиты Романовича Юрьева, изменила ситуацию. Знатное боярство (Шуйские, Воротынские, Мстиславские и др.) считало себя униженным. Годунову не раз давали понять, что по родовитости, «чести», разрядной службе он только на вторых ролях. С целью его дискредитации его влиятельные противники одно время хотели добиться развода Федора с бездетной Ириной и «печалились» о вступлении в новый брак «царского ради чадородия». Этого не случилось благодаря целенаправленным действиям Годунова. В 1587 г. реальная власть в государстве перешла к Борису Годунову, который осуществлял и функциональные миссии: прием послов, подготовку грамот и т.д. Внешнеполитическая линия отмечена войной со Швецией, возвращением России ее городов Ям, Иван-город, Копорье и Корела. В 1591 г. Годунов организовал отпор крымскому хану Казы-Гирею, за что получил 3 города в Важской земле и звание слуги (считалось почетнее боярского). Он стремился утвердить позиции на Кавказе, используя противоречия между Персией и Турцией, оказывая содействие кахетинскому царю Александру. Европейская политика характеризовалась продлением перемирия с Польшей, стремлением подчинить Ливонию, желанием выстраивать лояльные отношения с Англией. Было принято много важных социально-экономических указов (отмена Юрьева дня, прикрепление крестьян к земле и др.).
В 1589 г. учреждено патриаршество: первосвятитель русской церкви уравнивался с Вселенскими восточными патриархами, получал первенство над митрополитом киевским.
Со смертью в Угличе в 1591 г. царевича Дмитрия распространились слухи о причастности к этому Годунова: устранение Дмитрия спасало его от опалы в будущем, расчищало дорогу к престолу. Позже молва не раз приписывала Борису разные беды – пожар в Москве, нашествие Казы-Гирея в 1581 г. После кончины Федора Ивановича в янв. 1598 г. народ присягнул его вдове царице Ирине. Однако она постриглась в Новодевичий монастырь под именем Александры. В монастырь отправился и Годунов. Управление государством перешло в руки патриарха и Боярской думы; государевы грамоты издавались по указу царицы Ирины. Годунов, опираясь на поддержку и преданность патриарха Иова, а также опыт царского правления, решительно продвигался к власти. Царица Ирина одобрила просьбу делегации выборного Земского собора о воздействии на брата, чтобы он дал согласие на царство. 21 февр. 1598 г. к монастырю двинулся крестный ход во главе с патриархом; в итоге Годунова избрали царем. Соборное определение в законодательной форме закрепило это избрание Земским собором на царство. В Определении собора давалось обоснование правильности и законности избрания.
Для противостояния Ногайской Орде были заложены города Самара, Саратов, Царицын, построена каменная крепость в Астрахани. Несмотря на сложные отношения с Доном, Годунов традиционно выплачивал казакам царское жалованье. Появились новые города в Сибири: Тюмень, Тобольск, Пелым, Березов и др. С именем Годунова связано возведение в Москве Белого города.
Годунов стремился наладить регулярные культурные связи с Европой, хотел организовать в Москве высшую школу с привлечением иностранных преподавателей. Отправил нескольких русских учеников из числа боярских детей за границу: в Любек, Англию, Францию, Австрию. Приглашал на царскую службу и одаривал иностранных врачей, рудознатцев и др. В Москве была построена лютеранская церковь. Это вызывало настороженное отношение к Годунову со стороны населения.
При Годунове были подвергнуты опале многие боярские роды. В 1601 г. в заговоре против него был обвинен Федор Романов (Романовы были сосланы, а сам Федор Никитич с женой насильно пострижены).
Годунов не сумел противостоять социальным катаклизмам первых лет XVII в. – голоду, мору 1601 – 1603 гг., разбойничьей «вольнице», когда один из отрядов, возглавляемый Хлопком Косолапом в 1604 г. подошел к Москве. В 1604 г. столкнулся с военным противоборством Лжедмитрия I. Скоропостижно скончался в апр. 1605 г. После смерти отца присягу москвичей принял его сын Федор Борисович, который был убит весной 1605 г. после вступления Самозванца в Москву.
Смута– междинастический период кон. XVI – нач. XVII вв., отмеченный распадом государственности, социальными катаклизмами, неоднократной сменой правителей при вооруженном вмешательстве в дела России Польши и Швеции; гражданская война, проходившая под знаком утверждения «настоящего», «природного» царя. Порождена множеством причин, из них существенное значение имели пресечение законной династии, хозяйственное разорение, социальные катаклизмы, казачья вольница, голод и мор 1601–1603 гг. Деформация общественного сознания определялась новым порядком престолонаследия, когда высшую власть получали не Божьим промыслом и не «природные» цари, а по решению Земских соборов. Законный царский трон стал предметом вожделений самозванцев, польского и шведского королевичей, австрийского цесаревича, представителей русской знати.
В 1603 г. в Польше объявился Лжедмитрий I. Годунов немедленно издал грамоту о войне с самозванцем. Осенью 1604 г. Лжедмитрий с польскими отрядами перешел границу Русского государства и направился к Москве. Вместе с ним действовали отряды повстанцев. Власти объявили самозванца боярским сыном Отрепьевым. Смерть Бориса Годунова изменила ситуацию. Начались восстания в юго-западных областях. Лжедмитрий легко овладел столицей и был венчан царской короной. Весной 1606 г. состоялась свадьба Лжедмитрия с Мариной Мнишек, дочерью польского магната Мнишека, сандомирского воеводы. Начались преобразования государственного аппарата по польскому образцу. В беседе с боярами польские послы поставили их в известность о тайных обещаниях, данных Лжедмитрием: распространение на Московию унии, территориальные уступки, завещание русского престола Польше после смерти «названного Димитрия».
Вскоре был совершен дворцовый переворот, в нем активную роль играл Василий Шуйский. Лжедмитрий был низложен и убит. Намерение отдать трон Василию Шуйскому не встретило поддержку в народе. В борьбу за престол включился В. В. Голицын – гедиминович, потомок Дмитрия Донского. Голицын неизменно подчеркивал свое происхождение от Александра Невского. Однако на Красной площади народ, подготовленный сторонниками Шуйского, все же «выкрикнул» того на царствие. Он дал боярам крестоцеловальную запись, что не будет прибегать к казням и конфискациям. Принес присягу на польский манер. Последовала грамота от московских бояр, дворян и детей боярских, в которой народу объяснялось свержение Лжедмитрия I, отмечался факт гибели царевича Дмитрия и его погребение в Угличе. Подчеркивалось, что власть захватил чернокнижник, вор и самозванец Гришка Отрепьев. Мать царевича Дмитрия в особой грамоте каялась, что она из страха признала самозванца за сына. Грамоты распространялись в провинции, люди недоумевали, шли слухи о спасении царевича. Предотвращая хаос, Шуйский торжественно перенес его тело из Углича в Москву; Дмитрий был причислен к лику к лику святых.
Однако это не успокоило массы. Социальное брожение усиливалось, охватило Рязань, Тверь, Новгород, Поволжье. Крестьяне отказывались признавать «боярского царя». Во главе движения стал Болотников. К нему потянулись холопы, тяглые люди, казаки, мелкие и средние феодалы. Началась расправа с высшими чинами – стольниками, окольничими, боярами. В Москве появились подметные письма, призывающие восстать против Шуйского за истинного государя «Димитрия Ивановича». После победы над отрядом кн. Трубецкого, к Болотникову присоединились отряды дворянина И. Пашкова, воеводы Г. Сунбулова, дворянина П. Ляпунова. Не сумев взять Москву, он отошел к Калуге, затем к Туле, там осенью 1607 г. он был пленен и вскоре убит.
В это время в Стародубе-Северском объявился Лжедмитрий II, поддержанный поляками. К Лжедмитрию присоединились казачьи отряды атамана И. Заруцкого. Одновременно появлялись все новые самозванцы – царевич Август в Астрахани, «внук» Ивана Грозного царевич Лаврентий, «сыновья» Федора Ивановича Клементий, Савелий, Семен, Василий, Ерошка, Гаврилка, Мартынка. Осенью 1607 г. Лжедмитрий разгромил войско Шуйского. Весной 1608 г., накопив силы за счет поляков и остатков войска Болотникова, самозванец разбил царские войска под Волховом, после чего двинулся к Москве и расположился в Тушино (отсюда его название – Тушинский вор). На помощь Лжедмитрию пришел польский отряд Яна Сапеги, двоюродного брата канцлера Литовского. В лагерь Лжедмитрия прибыла Марина Мнишек, признавшая его своим спасенным мужем.
Между тем в Москве усиливались панические настроения, влияние Шуйского падало. В смятении были открыты ворота тушинскому воеводе Плещееву; состоялась присяга Лжедмитрию. Основная масса москвичей заняла скорее выжидательную позицию относительно перспектив победы «царя Димитрия» или «царя Василия». На местах усиливался протест против чинимых тушинцами грабежей и поборов. В стычках тушинцев и царских войск поляки занимали выжидательную позицию, в то время как русские сторонники Лжедмитрия с беспощадной жестокостью умерщвляли взятых в плен сторонников Шуйского. Общая деморализация ослабляла позиции В. Шуйского. Начались т.н. «перелеты» – бегства в Тушино и обратно.
Весной 1609 г., заручившись поддержкой сейма, в Россию вторгся Сигизмунд III. В качестве повода для вторжения был использован договор Шуйского с королем Швеции, якобы грозивший Польше. Началась осада Смоленска. Сигизмунд призвал поляков из Тушино стать под его знамена. Лжедмитрий II с Мариной Мнишек, опасаясь попасть в плен к Сигизмунду, бежали в Калугу, в Тушино остался ростовский митрополит Филарет, которого Лжедмитрий нарек патриархом.
Делегация тушинцев от имени народа заявила Сигизмунду, что Москва, страждущая прав и вольностей, желает царем его сына – Владислава IV. Условия приглашения закреплялись договором, по которому Владислав принимал православие; сохранялись права духовенства, законы менялись с участием бояр и всей земли. Было записано, что «никого не казнить, не осудя прежде с боярами и думными людьми; великих чинов людей невинно не понижать, а меньших возвышать по заслугам; податей без согласия думных людей не прибавлять».
Скоропостижная смерть Скопина-Шуйского в занятой им Москве еще более дестабилизировало обстановку. Против В. Шуйского в Рязани выступил П. Ляпунов, обвинявший царя в отравлении Скопина-Шуйского. Войско В. Шуйского было разбито поляками. Надеясь воспользоваться чужой победой, к Москве из Калуги двинулся Лжедмитрий II. Московские бояре ориентировались на Тушинского вора с расчетом, что, свергнув с престола В. Шуйского, разорвут связи и с «названным Димитрием», т.е. Лжедмитрием II.
Москвичи призвали Шуйского сложить царские полномочия, но он ответил отказом. Итогом народного недовольства стало то, что Шуйский в конце концов был насильно пострижен в монахи. В Москве установилось правление семи бояр – семибоярщина. Московские бояре по примеру тушинцев в авг. 1610 г. заключили договор о призвании Владислава на русский престол. В Москву двинулись поляки во главе с А. Гонсевским (он получил чин боярина и стал фактическим правителем вместо малолетнего Владислава). В Смоленск к Сигизмунду отправился Филарет, Шуйский был увезен в Польшу. На севере часть территории России захватили шведы.
В этих условиях началось формирование Первого земского ополчения, которое возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. В состав ополченцев входили дворяне, дети боярские, стрельцы, служилые казаки, черносошные крестьяне, а также «тушинские» бояре, воеводы и ратные люди из калужского лагеря Лжедмитрия II (сам он к этому времени был убит). Ополчение осадило Москву. 19 марта 1611 г. в городе началось восстание против «семибоярщины» и поляков, которые опасались ополчения П. Ляпунова. Казаки осаждали Москву, шведы захватили Новгород, поляки Смоленск. под
В этих тяжелых условиях осенью 1611 г. было сформировано Земское ополчение К. Минина и Д. Пожарского. В авг. 1612 г. оно вошло Москву. 22 октября ополченцы взяли Китай-город, 26 октября польский гарнизон в Кремле капитулировал. В февр. 1613 г. на Земском соборе царем был избран Михаил Федорович Романов.
В ходе Смуты ценой больших жертв русскому народу удалось отстоять национальную независимость, однако Россия понесла значительные территориальные потери, уступив Швеции Балтийское побережье по Столбовскому миру 1617 г., а Польше – западные земли со Смоленском и Черниговом по Деулинскому миру 1618 г. Владислав IV не смирился с утратой своего влияния, в 1617 – 1618 гг. «учинил» поход на Москву, в котором принимали участие запорожские казаки. Он отказался от претензий на русский престол лишь в 1634 г. по Поляновскому миру.
Последствиями Смуты стали утрата старых государственных устоев, ослабление самодержавия, мучительный выход из экономического разорения, фрагментация общественного сознания, приспособление к новым социальным формам, сложная политическая эволюция.
Болотников Иван Исаевич (?–1608) – предводитель мощного социального движения времени Смуты. В молодости бежал к казакам, был захвачен татарами, продан в рабство в Турцию на галеры, побывал в Венеции, Польше. Возможно, венный холоп кн. А.А. Телятевского, Болотников был наделен недюжинными военными способностями. В Самборе он познакомился с М. Молчановым, который разыграл перед ним роль спасенного «царя Димитрия» и отправил с письмом к кн. Шаховскому, назначив Болотникова воеводой. Так, в 1606 г. он появился на юго-западной окраине Руси. В июне 1606 г. он оказался во главе движения, требовавшего свержения «боярского царя Василия», передачи власти «царю Дмитрию», вера в реальность существования которого была тогда велика. Социальный состав движения отличался разнообразием, под знамена Болотникова шли тяглые люди, казаки, холопы, мелкие и средние феодалы. Хватали воевод и дьяков, отправляли их к Болотникову в Путивль. Холопы разоряли дома господ, убивали мужчин, насиловали женщин.
В июле 1606 г. Болотников вышел из Путивля на Москву. Он разгромил войско кн. Трубецкого, взял Елец и двинулся к Туле, соединяясь с отрядами рязанских дворян Г. Сумбулова и П. Ляпунова. Из Венева подошел И. Пашков. 23 сентября 1606 г. произошло сражение при устье Угры. Власти представляли его исход как победу над Болотниковым армии под командованием И.И. Шуйского. Независимые источники говорят скорее о поражении бояр. Калуга была занята повстанцами. Болотников нанес поражение царским войскам под Троицком и остановился в Коломенском. Опасаясь его возвышения, Ляпунов и Сунбулов перешли на сторону Шуйского. Царь Василий Шуйский пытался склонить на свою сторону и Болотникова, но тот ответил отказом.
В нач. декабря 1606 г. произошло сражение под Коломенском, Болотников отступил к Калуге. При деревне Котлы поражение Болотникову нанес племянник царя кн. М.В. Скопин-Шуйский. Болотников отошел к Туле. В июне началась осада Тулы. После более чем 3-месячной осады она была взята. Болотников был схвачен и сослан в Каргополь, в 1608 г. он был убит.
Михаил Федорович (1596 – 1645) – первый царь из рода Романовых, старинного русского боярского рода, который вел свое начало от боярина Андрея Ивановича Кобылы. Родоначальником династии считался Никита Романов – брат Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой, жены Ивана IV Грозного. После смерти Ивана IV Романовы заняли видное место при дворе. С приходом к власти Бориса Годунова подверглись опале. Сын боярина Федора Никитича Романова (в монашестве – Филарета), Михаил был избран государем всея Руси в 16 лет. До воцарения вместе с матерью жил в костромской вотчине Романовых – Домнино. Позже укрылся от возможных преследований в костромском Ипатьевском монастыре, где узнал о решении Земского собора.
Избрание Михаила в цари «мимо» его отца с местнической точки зрения могло казаться не совсем удобным, несмотря на постриг старшего. По возвращении из польского плена Филарет, будучи патриархом, являлся одновременно «вторым государем» и правил вместе с сыном, но в глазах современников царем был Михаил.
В июле 1613 г. в Успенском соборе Кремля Михаил Федорович венчался на царство, в 1625 г. принял титул самодержца. В 1626 г. после смерти первой жены, Марии Владимировны Долгорукой, он выбрал невесту не из знатной семьи – Евдокию Лукьяновну Стрешневу, дочь можайского дворянина. От этого брака родилось 10 детей, в т. ч. будущий царь Алексей Михайлович. Первоначально не участвовал в управлении, которое осуществляли родственники, с 1619 г. отец, патриарх Филарет. Государственные грамоты писались от имени государя царя и святейшего патриарха Московского и всея Руси. Был заключен Столбовский мир со Швецией (1617 г.), по которому Россия потеряла выход к Балтике. Приостановлена польская интервенция (Деулинское перемирие 1618 г.). Позже попытался вернуть захваченные поляками территории, но война с Польшей (1632 — 1634 гг.) закончилась поражением, и Поляновский мир 1634 г. закрепил за Польшей исконно русские земли.
Михаил Федорович являлся сторонником взаимодействия царской власти с сословно-представительными институтами (Боярская дума, Земский собор). В годы его правления началось повсеместное введение воеводского управления, развернулись сыски тяглых людей, шло «испомещение» на землю вольных казаков, начали создаваться войска «нового строя», развернулось строительство новой оборонительной линии на юге (Белгородская черта). Для подъема экономики, развития промыслов на льготных условиях приглашались иностранные мастера (оружейники, литейщики и др.); так, в 1637 г. голландский купец Виниус получил позволение построить в Туле завод для литья пушек и ядер.
Алексей Михайлович (1629 – 1676) – старший сын Михаила Федоровича Романова, царь (с 13 июля 1645 г.). Ребенком на шестом году был посажен за букварь, специально составленный по заказу деда, патриарха Филарета, читал месяцеслов, познавал Деяния апостолов. Позже изучал греческий, польский языки, богословие. Воспитание не исключало общения с иностранцами. В первые годы царствования царь мало участвовал в государственных делах, ими занимались Б. И. Морозов и И. Д. Милославский. Боярин Морозов являлся дядькой (воспитателем), а затем и родственником молодого царя (они были женаты на сестрах).
Первой женой была Мария Ильинична Милославская (1626 – 1669) – дочь боярина Ильи Даниловича Милославского. От этого брака родилось пять сыновей (в т. ч. будущие цари Федор и Иван V Алексеевичи) и восемь дочерей (среди них правительница Софья Алексеевна). За морозовской родней в правительственный аппарат стала проникать родня царицы, среди которой особо выделился царский тесть. Политика властей вызвала возмущение, вылившееся в Московское восстание (1648), а также волнения в южно-российских городах, Сибири, Новгороде, Пскове. С 1649 г. Алексей Михайлович активно включился в дела правления. Сам составлял и редактировал многие указы. Он был сторонником единовластия, жесткого контроля над деятельностью центральных учреждений. Именно при нем сложились основные черты государственного, социально-политического и социально-экономического строя, который господствовал, с известными модификациями, вплоть до 1860-х гг.
Было составлено Соборное уложение, введены войска «нового строя», проведена денежная реформа, начат массовый сыск беглых, в интересах отечественного купечества реорганизована система таможенных сборов. С целью упорядочения системы приказов и ограничения влияния боярской аристократии создан специальный «тайный» приказ. Поощрялась промышленная деятельность. Защиту отечественного купечества обеспечивали Таможенный и Новоторговый уставы. Для обучения подьячих при Заиконоспасском монастыре организовна государственная школа. Царь приблизил к себе патриарха Никона, церковные реформы которого породили различные религиозные течения. В стране начался церковный раскол. Растущее вмешательство Никона во внутреннюю и внешнюю политику под тезисом «священство выше царства» вызвало разрыв царя с патриархом. При А. М. в 1654 г. произошло воссоединение Украины с Россией, что стало причиной русско-польской войны, продолжавшейся 13 лет и закончившейся Андрусовским перемирием (1667 г.). Государство значительно расширило свои пределы на восток и юг. Русскими землепроходцами была открыта Восточная Сибирь. Цари Кахетии и Имеретии, теснимые турками и персами, просили о московском подданстве.
В 1671 г. царь женился на Наталье Кирилловне Нарышкиной (1651 – 1694 гг.) – дочери боярина Кирилла Полуэктовича Нарышкина. Она воспитывалась в московском доме боярина А. С. Матвеева, где познакомилась с будущим мужем. От этого брака родились сын Петр I и дочь Наталья.
Соборное уложение – свод законов. Разработано комиссией во главе с князем Н. И. Одоевским (в составе комиссии князь С. В. Прозоровский, окольничий князь Ф. Ф. Волконский, дьяки Г. Леонтьев, Ф. Грибоедов). Составление проекта при участии выборных людей началось в 1648 г., заняло около 4 месяцев, далее проект обсуждался на Земском соборе. Окончательный текст был утвержден в январе 1649 г. Источники Уложения – судебники, указные книги приказов, царские указы, думские приговоры, челобитные выборных людей, решения Земских соборов; были использованы также византийское законодательство и Литовский статут.
Уложение регламентировало несение различных служб, выкуп пленных, таможенную политику, положение различных категорий населения в государстве. Многие статьи посвящены защите чести и достоинства. Действовало до 1832 г. Это был первый русский законодательный памятник, изданный типографским способом, переведенный почти на все европейские языки.
Крепостничество – система феодального хозяйства и права, выступало как форма внеэкономического принуждения, которое характеризовалось юридическим прикреплением крестьян к земле, их гражданской недееспособностью, правом феодала отчуждать крестьян без земли. В России начало его юридического оформления было положено Судебниками 1497 и 1550 гг. Окончательное прикрепление крестьян к земле связано с Соборным уложением 1649 г. – сыск беглых крестьян стал бессрочным. Имущество крестьянина было признано собственностью помещика. Крепостные не могли отныне свободно распоряжаться собственной личностью: они потеряли право поступать в холопство. Еще более строгие наказания были установлены для беглых черносошных и дворцовых крестьян, это объяснялось повышенной заботой об уплате государственных податей – тягла. Уложение 1649 г. фактически закрепостило и посадских людей, прикрепив их к местам проживания. Посадским людям впредь было запрещено покидать свои общины и даже переходить в другие посады.
В XVII в. в экономической и социальной жизни России наблюдается противоречие. С одной стороны зарождаются элементы буржуазного уклада, появляются первые мануфактуры, начинается формирование рынка. С другой стороны Россия окончательно становится крепостнической страной, подневольный труд начинает распространяться на сферу промышленного производства. Российское общество оставалось традиционным, отставание от Европы накапливалось. В то же время именно в XVII в. была подготовлена база для форсированной модернизации петровской эпохи.
Начало распада барщинной системы при развитии товарно-денежных отношений означало постепенное разложение феодализма. Оно обозначилось во 2-й пол. XVIII в. и проявлялось в росте денежного оброка, месячине, отходничестве, использовании наемного труда, организации мануфактур в поместьях, появлении слоя «капиталистых крестьян». Кризисные явления усилились в 1-й пол. XIX в. Отменено в 1861 г.
Переяславская Рада– собрание представителей украинского народа, созванное гетманом Б. Хмельницким и принявшее в 1654 г. решение о воссоединении Украины с Россией.
Следствием Люблинской унии 1569 г. стала колонизация Польшей украинских земель, рост числа фольварков, эксплуатация украинских крестьян. Усилилась экспансия католической церкви, получившей обширные земельные владения на Украине. Засилье поляков вызывало недовольство, центрами сплочения являлись братства, объединявшие население вокруг православных соборов. Православная шляхта, высказывавшаяся против поляков, оттеснялась властями от занятия «урядов» (государственных чинов), подвергалась гонениям. Православным священникам запрещалось вести службу на родном языке. Социальное движение за свободу поддерживало казачество – Запорожская Сечь. С 1572 г. для охраны южных и восточных границ польское правительство принимало на службу реестровых казаков, которые считались как бы официальными; войско реестровых казаков возглавлял гетман, они назывались «низовыми». Реестр постоянно менялся, казачество добивалось его увеличения, что давало некоторые привилегии. Поляки видели в Сечи угрозу, но нуждались в казаках. После подавления казачьего выступления 1638 г. наступило некоторое затишье. Спустя 10 лет новое восстание возглавил Богдан Хмельницкий. Польский шляхтич разграбил его родовой хутор Субботов под Чигирином. Полководческий талант Хмельницкого проявился в ходе освободительной борьбы. В мае 1648 г. в битвах у урочища Желтые воды, а также под Корсунем восставшие наголову разгромили армию коронного гетмана Потоцкого. Летом 1648 г. восстание переросло в освободительную войну. Измена крымского хана привела к утрате благоприятных перспектив, при этом Хмельницкий заключил т. н. Зборовский трактат, устанавливавший реестр в 40 тыс. человек (документ не решал основных задач, но содержал ряд статей, выгодных восставшим). Еще летом 1648 г. казацкая старшина обратилась за помощью к Русскому государству. Однако опасение новой войны с Польшей, неясность относительно характера движения на Украине оттягивали решение Москвы. И только в окт. 1653 г. Земский собор в Москве принял решение о воссоединении Украины с Россией. На Украину отправилось посольство во главе с боярином Бутурлиным. Рада в Переяславле 8 янв. 1654 г. высказалась за вхождение Украины в состав России. Москва устанавливала сюзеренитет над Левобережной Украиной, жители которой в тот период видели в России опору в борьбе за свержение польского господства и защиту от Турции и Крыма. Важное значение имели особенности Русского государства и правительственная политика в отношении Украины (более слабый крепостнический гнет, наличие казачьих районов, предоставление убежища спасавшимся украинским крестьянам и казакам, создание специальной области из переселенцев).
В состав России вошла лишь Левобережная Украина – земли Киевская, Черниговская и Брацлавская. Правобережная Украина, оставалась в составе Речи Посполитой вплоть до разделов Польши. Будучи включенным в состав России, где были сильны монархические тенденции, украинское гетманство оказалось в сложном положении. Отношения с Россией оформлялись в виде т.н. «статей» (Мартовские 1654 г., Переяславские 1659 г., Московские 1665 г., Глуховские 1669 г.). Решения Переяславской Рады были закреплены Андрусовским перемирием России с Польшей 1667 г. Однако в международно-правовом отношении земли, воссоединенные с Россией на П. Р., еще не воспринимались как часть России. После измены Мазепы Петр I пытался трактовать украинские земли как русские. Однако уже в 1727 г. последовал указ о передаче малороссийских дел как относящихся к отдельному государству из Сената в Иностранную коллегию.
Войско Донское – военно-политическое объединение казаков на Нижнем Дону с конца XVI в., на всей территории Дона с 1620-х гг. К 1502 г. относят обращение Ивана III к княгине Аграфене Рязанской «велеть казнити» тех, кто «пойдет самодурью на Дон, в молодчество». Однако поток на юг все возрастал. К 1548 г. относится упоминание об «остроге» у Волго-Донской Переволоке, 1549 г. датирована грамота, содержащая первое упоминание о «донских казаках» (в 1570 г. последовала грамота за службу «казакам и атаманам»). С сер. XVI в. боевые действия казаков московские власти считали службой, передавали им казенные средства, в 1581 г. обратилась с требованием совместно «промышлять» против крымских татар. С Дона казаки осуществляли выходы на Волгу, воевали с Астраханью, Азовом, нападали на турок, разоряли ногайские улусы; вместе с Иваном IV Грозным сражались за Казань, принимали участие в Ливонской войне.
В XVII в. власть войска на Дону признавали Запорожская Сечь, Польша. Внутренняя жизнь определялась условиями выживания, разъединенностью общин, образом жизни, связанным с получением военной добычи, занятием промыслами, торговлей. Важное значение имели принципы отношений с центральной властью, которая с 1623 г. через Посольский приказ ведала делами на Дону. Источником существования в XVI – XVII вв. являлась добыча. Богатая добыча и дорогая одежда для казаков служили доказательством их значимости. С 1570 г. казаки стали получать царское жалованье - деньги, хлеб, сукно, селитру, свинец; с 1613 г. жалованье поступало достаточно регулярно. К присяге было приведено в 1676 г. В 1644 г. основан Черкасск. До нач. XVIII в. В. Д. пользовалось широкой автономией, имело самоуправление: войсковой круг, выборные исполнительные органы.
В нач. XVIII в. принято решение о переписи казаков. После поражения Булавинского восстания (1707 – 1709) часть казачества во главе с атаманом И. Ф. Некрасовым ушла с Дона на Кубань. Этих казаков называли «некрасовцы»; основав военное братство, они осуществляли рейды на север (Харьков, Тамбов, Пенза и др.). Около 1740 г. 1600 семей отправились морем в Добруджу, основали на Дунае ряд городков.
В 1709 г. появился войсковой герб. Потемкин учредил на Дону войсковую канцелярию. В 1775 г. принят первый акт об уравнивании казачьих офицеров с армейскими. В 1798, 1802, 1812, 1835, 1845 и 1848 гг. были приняты акты, которые, в частности, предоставляли офицерам право на получение потомственного (для имевших чин выше хорунжего) и личного (до хорунжего) дворянства. Екатерина II в 1793 г. утвердила карту Войска Донского, в 1795 и 1796 гг. устанавливались межи между Доном и соседними губерниями.
Задачи оптимизации управления привели к организации в 1819 г. специального Комитета об устройстве (он был ликвидирован в 1835 г.; одновременно учреждалось «Положение об управлении войском Донским»; в 1838 г. утвержден проект станичного юрта). В 1857 г. образовано Управление иррегулярных войск, в 1879 г. – Главное управление казачьих войск. Проводились переселения казаков, в частности, на Сунжинскую и Лабинскую линии (1845 – 1847).
Существуют различные концепции происхождения казачества. Часть из них соотносится с т. н. «миграционной теорией», другие имеют в основе автохтонную теорию, некоторые являют собой попытку их синтеза. В лит. существуют различные представления о казаках: особый этнос, социальная общность, соединение этнических и сословных начал. Русское (славянское) происхождение возводится к времени хазар, предками донских казаков полагают бродников. Изучение истории донского казачества началось с трудов А. И. Ригельмана, военного инженера XVIII в., автора «Истории или повествования о донских казаках» и «Летописного повествования о Малой России, ее народе и казаках вообще». В XIX в. по явились «Историческое описание Земли Войска Донского» и «Статистическое описание Земли донских казаков» В. Д. Сухорукова.
Никон (1605 – 1681) – патриарх времени церковного раскола (в миру – Минов Никита). Родился в крестьянской семье. Был священником, затем монахом, игуменом Кожеозерской пустыни. После знакомства с царем Алексеем Михайловичем был посвящен в сан архимандрита московского Новоспасского монастыря. С 1652 г. – патриарх Московский и всея Руси, в 1654 г. начал проведение церковных реформ, в соответствии с которыми менялся порядок богослужения, исправлялись тексты богослужебных книг, вводились др. новшества.
Никон добивался освобождения церкви от светской власти, независимости патриарха в церковных делах и права духовного контроля над царской властью. Алексей Михайлович, видимо, признавал за патриархом только право увещевать царя. По мнению ряда историков, это косвенно подтверждается переносом в Успенский Собор с Соловков мощей митрополита Филиппа, обличавшего Ивана IV Грозного и задушенного Малютой Скуратовым. Светская власть как бы приносила покаяние в содеянном. Но претензии Никона стать своего рода «московским папой», были царем резко отвергнуты. Алексей Михайлович исходил при этом из примата царской власти.
Лозунг «священство выше царства» привел к разрыву между ними. В 1658 г., почувствовав недоверие Алексея Михайловича, Никон сложил с себя сан патриарха, но продолжал участвовать в церковных и государственных делах. На церковном соборе (1666-1667) восточные патриархи согласились с царем, что царская власть выше церковной, но русские церковные иерархи отстаивали, ссылаясь на святоотеческую традицию, принцип «священство выше царства». Собор принял компромиссные решения, однако Алексей Михайлович отказался их утвердить. С разрешения патриарха Константинопольского, Никон был низложен в монашеский чин и сослан в Ферапонтов-Белозерский монастырь. В ссылке он продолжал называть себя патриархом. В 1676 г. по приговору собора, созванного Иоакимом, был переведен в Кирилло-Белозерский монастырь, где для него был установлен строгий режим. По указу царя Федора Алексеевича в 1681 г. тяжелобольному Никон было разрешено вернуться в Москву, в Воскресенский монастырь; по дороге он скончался.
Церковный раскол– религиозное и общественное движение, возникшее в России в сер. XVII в., когда русскую церковь возглавлял патриарх Никон. С 1653 г. под его началом осуществлялась церковно-обрядовая реформа с целью унификации богословской системы. Никон и его «справщики» хотели ликвидировать различия в обрядах, устранить разночтения в богословских книгах, что выдвинуло бы Россию и Московский патриархат как центр православных церквей Европы и Азии. Преодолению внешнеобрядовых расхождений (способ крестного знамения, хождение в церкви «по солонь» или против солнца и др.) и внесению изменений в священные тексты часть церковнослужителей (Аввакум, Даниил, Павел Коломенский и др.) противопоставляла древнерусскую традицию. Управление Никона сопровождалось увеличением патриарших земельных владений, отрицанием Соборного уложения, наступлением на права «чернослободцев». Оно вызвало внутрицерковную оппозицию, широкий общественный протест, который, усугубляясь эпидемией чумы 1654 г., вылился в народное волнение. Изменение привычных обрядов, насильственное внедрение новых богословских книг породили открытые выступления защитников «старой веры». Люди протестовали против формального внешнего отношения к обрядам, полагали новшества «неправдой». Раскол приобрел массовый характер после решения церковного собора 1666–1667 гг. Плохо продуманное, спешно проведенное исправление духовных книг оттолкнуло от руководства церкви людей, воспитанных на русской книжной традиции; в раскол ушли многие грамотные люди. Социальной базой раскола являлись крестьяне, посадские и служилые люди (ремесленники, стрельцы и др.). Заметную роль играли купцы и поначалу бояре; последние в конце XVII в. отошли от старой веры (Салтыковы, Хованские, Мышецкие, княгиня Урусова, тетка царицы Натальи Кирилловны — Евдокия и др.). Раскольники, призывая к уходу от зла, сохранению «старой веры», спасению души, бежали в отдаленные места Севера, Поволжья, Сибири, где организовывали скиты – кельи отшельников. Несмотря на репрессии властей, число старообрядцев в XVII в. постоянно росло. Государство пыталось узаконить существование движения путем введения для сторонников старой веры двойного подушного оклада.
Современная историческая наука рассматривает старообрядчество как сложное политическое, идеологическое и культурное явление. Его идеологическим лозунгом был традиционализм, понятый и осуществленный на уровне народного сознания. Движение, возникнув в виде стихийного протеста «низов», оформилось как староверие, получило типично религиозный средневековый характер, прошло в своем развитии несколько этапов. На первом этапе появились самостоятельные течения и толки, возникли раскольничьи центры. В основе образования лежал принцип создания погостов-округов, центром каждого из которых являлся скит (погост-место), окруженный поселениями. Внутри скита существовало монастырское подворье, сам скит служил связующим звеном между черной волостью и монастырем, выступавшим в роли вотчинника. В последнюю четв. XVIII – XIX вв. староверие из социально-религиозного течения феодальной эпохи превратилось в социально-экономическую организацию капиталистического уклада. Происходило накопление старообрядческими обществами значительных капиталов, намечалась дифференциация самих обществ.
Аввакум (ок. 1610-1681) – один из основателей старообрядчества. Родился в бедной семье, в которой были приняты начитанность, строгие нравы. С самого начала Аввакум приобрел известность как «ревнитель благочестия», проповедовал строгость, выказывал непримиримость к отступлениям от устоявшихся церковных канонов. Его духовным наставником был Епифаний, впоследствии сожженный